УДК 373.3 - 057.87 : 37.016 : 81
О. Н. Мостова, Т. Б. Шило
Достижение младшими школьниками планируемых результатов ФГОС в работе с текстом как основа успешного обучения в основной школе
В статье представлен анализ трудностей, возникающих у младших школьников на завершающем этапе обучения в начальной школе в освоении мета-предметных результатов, связанных с читательской грамотностью и с овладением умениями, сопровождающими работу с текстом на базовом и повышенном уровнях. Овладение этими умениями будет способствовать дальнейшему успешному обучению в средней и высшей школе.
The article presents an analysis of the difficulties encountered in primary school children in the final stage of primary education in developing metasubject results related to the reader's literacy and mastery of skills that accompany the work with the text on the basic and advanced levels. Mastering these skills will contribute to the further successful learning in secondary and higher education.
Ключевые слова: требования федерального государственного образовательного стандарта к выпускникам начальной школы, метапредметные результаты в работе с текстом, преемственность начальной и основной школы.
Key words: requirements of the federal state educational standard of the graduates of primary school, metasubject results in the work of text, the continuity of primary and basic schools.
Переход начальной школы на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС НОО) 2009 г. предполагает ориентацию российской системы образования на достижение планируемых результатов, определенных на конец обучения в 4 классе.
В соответствии с содержанием ФГОС НОО оценка достижения его требований должна осуществляться на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [1, с. 4].
Построение образовательного процесса с учетом преемственности начальной и основной школы делает необходимым достижение младшими школьниками метапредметных результатов ФГОС НОО, в числе которых ведущее место занимает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, приоб-
© Мостова О. Н., Шило Т. Б., 2016
ретение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Это невозможно без освоения логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям [1, с. 9].
Достижение этих результатов тем более необходимо, поскольку исследователи читательской грамотности школьников отмечают, что те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3-5 классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы. Важно также отметить, что сегодня мировое образовательное сообщество нацелено на поиск педагогических средств для того, чтобы «надежно обеспечить переход от обучения чтению к чтению для обучения» [2, с. 247-248].
Решение этой проблемы имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение, поскольку по результатам международных исследований «средний уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем обобщенный показатель учебных достижений» [3, с. 124]. Значимость проведения психолого-педагогического анализа трудностей, возникающих у выпускников начальной школы в освоении метапредметных результатов, отмечена и в методических руководствах по реализации требований ФГОС НОО, где авторами подчеркивается, что причинами их возникновения, в частности, является «недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка» [4, с. 23].
Следует подчеркнуть, что до сих пор проблема организации обучения младших подростков 10-12 лет в соответствии со спецификой их возраста и учетом идей преемственности и непрерывности образования в условиях реализации требований новых ФГОС остается нерешенной. Это и обусловило необходимость более детального изучения результативности достижения планируемых результатов ФГОС НОО выпускниками начальной школы Ленинградской области, связанных с читательской грамотностью и универсальными учебными действиями (далее УУД), сопровождающими работу с текстом.
С учетом планируемых результатов ФГОС НОО нами было подготовлено несколько вариантов диагностической работы с текстом для проведения регионального мониторинга части метапредметных результатов выпускников начальной школы Ленинградской области для проверки усвоения основной образовательной программы начального общего образования и оценки достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам - «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий». Диагностические материалы предварительно были апробированы в 4-х классах школ разных видов Санкт-Петербурга. Всего на этапе апробации работу выполнили 308 человек из пяти общеобразовательных организаций.
Основная цель работы: оценить в соответствии с ФГОС НОО способности выпускников начальной школы: работать с информацией, представленной в виде литературных и научно-познавательных текстов; решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений; применять универсальные учебные действия в практической деятельности.
С учетом требований ФГОС НОО диагностическая работа была направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника и следующих метапредметных умений: открывать новые знания в тексте; осознанно читать текст, относящийся к художественному или научно-познавательному стилю; определять тему и главную мысль текста; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать героев, их поступки и события, описанные в тексте; высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками и т. д.); находить цитаты в тексте; четко ставить вопросы и отвечать на них; устанавливать верную последовательность событий или действий; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст [5, с. 19-20]. Все эти способности, безусловно, необходимы для дальнейшего обучения школьников в 5 классе.
Работа строилась на материале двух типов планируемых результатов, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться»[5, с. 8-9]. Согласно установкам ФГОС первый тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований учитывалось при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. Второй тип требований относится к содержанию обучения, которое подлежит изучению, но не является объектом
обязательного контроля и не подлежит персонифицированной оценке, но при этом проверяется в ходе мониторинговых исследований качества начального образования для оценки системы начального образования.
В соответствии с современными требованиями к составлению контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации выпускников начальной школы в диагностическую работу были включены задания разного уровня сложности; базового уровня (59 %); повышенного уровня сложности (29 %); высокого уровня сложности (12 %). Задания были разнообразными по форме ответа: с выбором ответа; на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом; со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ - мини-сочинение).
За счет включения данных групп заданий диагностическая работа дала возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассниками обязательных для овладения планируемых результатов. В целом результаты перечисленных выше блоков заданий позволили охарактеризовать состояние системы начального образования через определение уровня базовой подготовки учащихся и их способности выполнять задания повышенного и высокого уровня сложности. Рассмотрим общие результаты и условия выполнения данной работы по заданиям перечисленных выше блоков.
В мониторинге участвовало свыше 8225 учащихся четвертых классов из образовательных организаций 18 районов Ленинградской области. Из них 38,2 % составили выпускники городских школ и 61,8 % - учащиеся сельских школ, при этом 70,6 % - это представители средних общеобразовательных школ, остальные 29,4 % учащихся равномерно распределены между школами других типов, где школы повышенного уровня составили - 7,10 %, начальные общеобразовательные - 4,8 % и основные общеобразовательные -17,5 %, что соответствует естественному распределению учащихся генеральной совокупности.
Анализ результатов выполнения заданий базового уровня показал следующее: а) стабильно высокий показатель выполнения заданий базового уровня, в отдельных районах превышающий 80 %, указывает на хорошую подготовленность учащихся и профессионализм педагогов начальной школы; б) большинство учащихся успешно справились с заданиями на извлечение информации из текста, заданной в явном виде (средний % выполнения - 93, несколько ниже результаты выполнения заданий, требующих анализа, интерпретации информации - средний процент по региону равен 70.
Успешность выполнения заданий повышенного уровня составила 56,2 %, что показывает необходимость дальнейшего совершенствования следующих умений: аргументировать свою позицию на основе анализа содержания текста - 34 %; составлять письменный план текста - 65,5 %; применять литературоведческие знания -41 %; использовать информацию для различных целей - 71 %. Сопоставление результатов выполнения итоговой работы позволило выделить сильные и слабые стороны в подготовке выпускников начальной школы. Недостаточный уровень умения большой группы младших аргументировать свою точку зрения в письменной форме свидетельствует о необходимости развития письменной речи учащихся. Следует заметить, что уровень освоения умения составлять план текста в письменной форме является той проблемной зоной, которая может быть исследована дополнительно, поскольку значительная доля четвероклассников не овладела этим умением к концу обучения в начальной школе. Эти учащиеся, возможно, будут испытывать трудности в работе с объемными текстами в учебниках 59 классов.
Средняя успешность выполнения заданий высокого уровня сложности составила 40,2 %. При этом средние показатели выполнения заданий, связанных с умением аргументировать свою точку зрения на основе содержания текста, составили 39 %, что требует дальнейшего совершенствования. Несколько выше результаты по умению создавать связный, логически выстроенный текст (44 %). Задания этой группы достаточно сложны для младших школьников, но эти умения необходимы всем учащимся для освоения программных требований следующей ступени обучения. Следует отметить, что умения, положенные в основу заданий повышенного уровня, относятся к группе умений, связанных с развитием письменной речи учащихся. В развитии этих умений уже в период обучения в начальной школе мы видим резерв повышения качества образования на последующих этапах.
Таким образом, общие результаты выполнения работы свидетельствуют о достаточном освоении умений базового уровня, связанных с чтением и пониманием текста, но вместе с тем необходимо совершенствовать письменную речь младших школьников и связанные с ее развитием умения аргументировать свою точку зрения, самостоятельно составлять письменный план текста и собственные тексты (мини-сочинения). Все это является основой дальнейшего успешного обучения в основной, средней и высшей школе.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г.) № 373.
2. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопр. образования. - 2007. - №4. - С. 240-266. -С. 247-248.
3. Цукерман Г.А., Ковалева Г. С., Кузнецова М.И. Победа в Р^ЬЭ и поражение в Р1ЭА: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопр. образования. - Вып. 2. - 2011.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил.
5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.