Научная статья на тему 'Интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории'

Интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORICAL EDUCATION / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / INTERDISCIPLINARY SKILLS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / ТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ / CULTURE TEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошенкова Анна Валерьевна, Болотова Елена Юрьевна

Рассматривается роль принципа интеграции в процессе формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории. Анализируются виды метапредметных умений и конкретные умения, формируемые в историческом образовании. Особое внимание уделено принципу интеграции, функциям и реализации межпретметных связей, способствующих эффективному формированию метапредметных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошенкова Анна Валерьевна, Болотова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the role of the principle of integration in the process of formation of metasubject skills of students in teaching history. The types of metasubject skills and specific skills formed in historical education are analyzed. Special attention is paid to the principle of integration, to the functions and implementation of interdisciplinary connections that contribute to effective formation of meta-subject skills.

Текст научной работы на тему «Интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории»

педагогические науки

ной национальной аудитории эффективны благодаря использованию интерактивных методов в методике преподавания РКИ. Индивидуальная учебная модель уроков фонетики - залог продуктивного обучения русскому языку в целях овладения профессиональными умениями и навыками в дальнейшем обучении.

список литературы

1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей зарубежных школ. М., 1989.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Вла-дос, 1999.

* * *

1. Baev P.M. Igraem na urokah russkogo jazyka: posobie dlja prepodavatelej zarubezhnyh shkol. M., 1989.

2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. SPb., 2002.

3. Jel'konin D.B. Psihologija igry. M.; Vlados, 1999.

Phonetic game as a kind of interactive methods of teaching Russian to foreign servicemen

Mastering Russian pronunciation is a long and difficult learning process for foreign students. At the initial stage, foreign students understand that it is impossible to quickly master Russian phonetics. Interactive methods in the methodology of teaching Russian as a foreign language intensify interpersonal communication. A kind of interactive method is a phonetic game, which is a method of purposeful interpersonal interaction of a teacher and students to create optimal conditions for mastering foreign language learning material.

Key words: foreign servicemen, Russian as a foreign language, introductory phonetic course, interactive method, phonetic game.

(Статья поступила в редакцию 06.07.2018)

Е.ю. болотова, а.в. хорошенкова

(Волгоград)

интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории

Рассматривается роль принципа интеграции в процессе формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории. Анализируются виды метапредметных умений и конкретные умения, формируемые в историческом образовании. Особое внимание уделено принципу интеграции, функциям и реализации межпредметных связей, способствующих эффективному формированию метапредмет-ных умений.

Ключевые слова: историческое образование, метапредметные умения, интеграция, межпредметные связи, тексты культуры.

В современном обществе повышается роль субъективности, внутреннего мира человека как основного источника социокультурного развития. Это обусловливает изменение методологии исторического образования. В качестве главного приоритета и самоценности рассматривается человек, повышается внимание к смыслу происходящего и творимого человеком, к социально-гуманитарному знанию. В силу этого является актуальной проблема реализации принципа интеграции в процессе формирования метапредметных умений учащихся в историческом образовании.

В ходе обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, направить и организовать интеллектуальные поиски. это позволит сделать исторические знания обучающихся результатом их собственных интеллектуальных усилий. Важнейшей целью современного исторического образования становится самостоятельное целепо-лагание учащихся, проектирование средств и путей их достижения, самостоятельные контроль и оценка результатов обучения, т. е. формирование ключевого метапредметного умения - умения учиться.

Современные государственные образовательные стандарты определяют такие задачи исторического образования, как становление у молодежи социальной, гражданской, куль-

© Болотова Е.Ю., Хорошенкова A.B., 2018

ИЗВЕСТИЯ вгпу

турной, этнонациональной самоидентификации; изучение этапов процесса развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли россии во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему отечеству и демократическим ценностям; формирование умения учащихся критически анализировать информацию из различных исторических источников на основе принципа историзма; применение исторических знаний для выявления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные результаты обучения исследователи определяют как освоенные обучающимися способы деятельности на базе нескольких предметов, межпредметные понятия и универсальные учебные действия [5]. к метапредметным результатам школьного исторического образования относятся следующие: способность к сознательной организации и регуляции собственной деятельности; умение работать с различной информацией, в том числе и на электронных носителях; решать познавательные задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (доклад, мини-сочинение, презентация, реферат и др.); сотрудничать в учебной и внеучебной деятельности в рамках различных социальных групп.

В метапредметные результаты обучения истории включены универсальные учебные действия (ууД). Последние можно определить как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В научной литературе существуют различные трактовки данного понятия. В широком смысле ууД определяют как способность учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию на основе сознательного и активного присвоения новой учебной информации и социального опыта. В узком смысле ууД трактуются как способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, система действий обучающегося, обеспечивающих его социальную компетентность, культурную идентичность и толерантность [4].

Сформированность ууД играет важную роль в историческом образовании, т. к. они выполняют значимые функции: позволяют обучающимся самостоятельно ставить учебные цели, находить и реализовывать пути и способы их достижения, контролировать и оце-

нивать как процесс, так и результаты деятельности; формируя умение учиться, создают условия для развития личности и ее самореализации благодаря готовности к непрерывному образованию, к повышению социальной и профессиональной мобильности; обеспечивают эффективное усвоение знаний в различных сферах познания.

В педагогических исследованиях В.В. кра-евского, А.В. хуторского выделяются следующие виды ууД: личностные, регулятивные, включая действия саморегуляции; познавательные, включая общеучебные и логические; знаково-символические, коммуникативные [2].

личностные ууД содействуют освоению новых социальных ролей и ориентации учащихся в межличностных отношениях. кроме того, они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и формирование у них системы ценностных отношений. они включают в себя действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания усваиваемого исторического содержания.

общеучебные ууД включают самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и анализ необходимой информации, ее структурирование; выбор эффективных способов решения учебных задач; рефлексию, контроль и оценку результатов деятельности.

В обучении истории формируются следующие общеучебные ууД: извлечение необходимой информации из исторических текстов; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание по исторической проблематике в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы; действия со знаково-символиче-скими средствами (например, с историческими картами).

В историческом образовании важную роль играет формирование познавательных ууД. к последним можно отнести выбор критериев для сравнения исторических процессов и явлений; установление причинно-следственных связей в историческом процессе; выявление родо-видовых и существенных признаков исторических понятий; формулирование суждений об исторических процессах и явлениях и их логически выстроенной аргументации.

особое значение в обучении истории уделяется формированию знаково-символических ууД: составлению структурных и логических схем, синхронистических и сравнительных

таблиц, показу объектов на исторической карте, моделированию и др.

Курсы истории, безусловно, являются ядром гуманитарного цикла. Гуманитарное образование немыслимо без организации диалога, выявляющего личностные смыслы обучающихся. Вот почему в историческом образовании активно формируются коммуникативные УУД: участие в учебном диалоге; управление поведением; разрешение конфликтов; умение точно формулировать и выражать мысли; владение навыками публичных выступлений.

Исходя из вышесказанного, процесс формирования УУД в историческом образовании необходимо реализовывать на основе следующих принципов.

1. Формирование УУД должно стать ключевым элементом целеполагания на всех ступенях исторического образования и, следовательно, влиять на отбор его содержания и организацию.

2. Процесс формирования УУД должен осуществляться в контексте формирования предметных (специальных) умений учащихся.

3. Поскольку формирование УУД происходит в контексте всех учебных предметов, то в рамках данного процесса необходима опора на межпредметные связи.

4. Уровень сформированности УУД во многом определяет эффективность образовательного процесса. В частности, от уровня сформированности УУД у школьника зависит эффективность формирования компетенций, формируемых на следующем этапе обучения -в высшей школе [1].

Поскольку метапредметные результаты обучения, как было отмечено выше, не формируются в рамках одного предмета, происходит интеграция полученных знаний и опыта в процессе их формирования. Реализация принципа интеграции в процессе формирования УУД предусматривает опору на содержательные линии курсов истории - историческое время, историческое пространство, историческое движение.

Безусловно, сквозной линией исторического образования является человек в истории. В содержании исторических курсов интегрируются такие компоненты, как условия жизни и быта в различные исторические периоды, потребности, интересы, мотивы действий, картина мира и система ценностей.

Содержание исторических курсов основывается на текстах культуры. Последние пред-

кие науки -

ставляют собой произведения литературы, архитектуры, живописи, музыки, в которых концентрируется творческий потенциал изучаемой исторической эпохи либо цивилизации. Именно они являются одним из объективных факторов реализации принципа интеграции в историческом образовании и формирования метапредметных умений обучающихся.

Тексты культуры моделируют свою смысловую реальность и аксиологический контекст так же, как гуманитарный стиль мышления конструирует особый мир ценностно-смысловых реалий. это значит, что данные тексты нельзя рассматривать только как информацию или систему аргументов для опровержения иной позиции. Сущность культурного текста более всего выясняется в том, насколько автору удается сконструировать реальность своего мира ценностно-смысловых отношений. Однако автор не вполне свободен в своем творчестве, т. к. зависит от тех возможностей, которые ему предоставляет его собственная история.

компетентное изучение культурных текстов всегда подразумевает анализ историко-культурного контекста и всей сферы аксиологического пространства, в которое они включены. Изучение текста культуры есть его понимание. такой текст осмыслен только тогда, когда он «живет» в сознании. Функциональная структура текста культуры соответствует функциональной структуре человеческой деятельности. рассматриваемые тексты являются одновременно инструментом познания и орудием практически-духовного преобразования объективного мира, средством общения и способом ценностной ориентации.

Вот почему формирование метапредмет-ных умений в историческом образовании непосредственно связано с анализом текстов культуры, что обусловливает необходимость опоры на принцип интеграции. Интеграция обостряет следующие противоречия предметной системы обучения. Во-первых, между разобщенным отражением форм общественного сознания в содержании различных учебных предметов и задачей формирования целостного индивидуального сознания личности учащегося. это объясняет мировоззренческий аспект реализации принципа интеграции в процессе формирования метапредметных умений на всех ступенях исторического образования. Во-вторых, между разобщенным по отдельным предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их комплексного при-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

менения в практической деятельности человека. Данное противоречие раскрывает практический аспект рассматриваемого процесса.

одним из эффективных способов реализации принципа интеграции является опора на межпредметные связи. Последние в современных исследованиях рассматриваются как средство развития предметности. они вносят системообразующее начало в предметное обучение, обеспечивая целостность образовательного процесса.

В процессе формирования метапредмет-ных умений межпредметные связи выполняют ряд значимых функций.

Методологическая функция межпредметных связей заключается в выявлении родства в многообразии социокультурных процессов и явлений, рассматриваемых в содержании разных учебных предметов. Межпредметные связи выявляют общее, особенное и единичное в изучении исторических явлений и процессов. Благодаря этому развиваются умения учащихся обобщать знания из разных исторических курсов, в единичном видеть общее и с позиции общего оценивать особенное.

Формирующая функция межпредметных связей направлена на формирование научного мировоззрения учащихся. Последнее, безусловно, является методологическим ориентиром в анализе исторических явлений. учащиеся могут осознать роль конкретных наук в общей системе научных знаний и место отдельных явлений в целостной научной картине мира только на основе системного изучения основ наук.

конструктивная функция межпредметных связей может быть реализована в том случае, если они используются как средство системного усвоения знаний и способ совершенствования предметности. В этом случае межпредметные связи способствуют отражению объективных взаимосвязей многообразных форм окружающего мира в индивидуальном сознании обучающихся, обеспечивают единство теории и практики в образовательном процессе.

Фактические связи предполагают выявление единства исторических фактов, изучаемых в разных учебных предметах, раскрывающих общие концепции и теории. На основе данных связей у учащихся формируются умения всестороннего анализа фактов, их систематизации, сопоставления и обобщения.

Понятийные связи заключаются в расширении и углублении признаков исторических понятий и анализе общих для родственных предметов понятий. реализация данных свя-

зей позволяет формировать у обучающихся умения оперирования понятиями: формулировать их определения, сравнивать, обобщать и конкретизировать.

Перенос является ведущим психологическим механизмом формирования обобщенных понятий. Он заключается в перенесении смысла выработанного предметного понятия на новые социальные процессы и явления при изучении других предметов.

Теоретические связи представляют собой последовательное приращение новых элементов научных теорий из знаний, полученных на уроках по родственным предметам. В этом случае каждая изучаемая теория и закон представляются обучающимся как частные случаи более широких теорий и диалектических законов.

Познавательные связи формируют обобщенные познавательные умения - ууД (мыслительные, творческие, самообразовательные). Практические связи способствуют выработке у школьников познавательно-практических умений. Ценностно-ориентационные связи необходимы для формирования оценочных умений и мировоззрения.

Для организации межпредметных связей в историческом образовании целесообразно создание следующих условий:

• межпредметные связи должны способствовать становлению и развитию гуманистического мировоззрения и системы ценностных отношений личности каждого учащегося;

• межпредметные связи целесообразно включать в образовательный процесс на всех ступенях исторического образования;

• необходима координация учебных программ исторических курсов на основе интеграции целей, содержания, форм и методов обучения.

Данные условия позволят сформировать различные метапредметные умения. Первая г р у п п а связана с применением исторических знаний и умений в общении, социальной среде: например, применять исторические знания для анализа современных социальных явлений; использовать историко-культурные знания для организации диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры. Вторая г р у п п а предполагает работу с различными точками зрения и версиями: находить и сопоставлять оценки исторических событий и личностей, изложенные в научной и учебной литературе; формулировать и аргументировать

собственную позицию по отношению к историческим событиям и личностям. Третья группа связана с работой с историческими источниками: проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), сравнивать данные разных исторических источников, выявлять их сходство и различия. Четвертая группа формирует умения анализа и объяснения: различать факт (событие) и его описание (в историческом источнике); соотносить отдельные исторические факты с историческими процессами и явлениями; анализировать существенные признаки исторических явлений; раскрывать смысл обще- и частноисторических понятий; сравнивать исторические события и явления; формулировать и аргументировать суждения о закономерностях историко-культурного процесса, причинах и следствиях исторических событий.

Таким образом, реализация принципа интеграции в историческом образовании способствует формированию следующих метапред-метных умений учащихся: проблемность -определение явных и скрытых противоречий в изучаемом материале; мотивирование -установление связи смыслов, порождение личностного смысла, умение аргументировать собственную точку зрения, актуализация опыта ценностного самоопределения; критичность -критический анализ инварианта, поиск новых ориентиров; смыслотворчество - выдвижение гипотезы, поиски путей преодоления противоречий, заложенных в предъявляемом гуманитарном знании, дополнение личностными смыслами, обмен смыслами.

список литературы

1. Искровская Л.В. Формирование метапред-метных умений учащихся в процессе обучения истории // Преподавание истории в школе. 2014. № 10. С. 46-50.

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 58-64.

3. Парешнева О.П. Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания // личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам VII Между-нар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. II. С. 11-14.

4. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний [Электронный ресурс]. URL: http://festi val.1september.ru/articles/100689/ (дата обращения: 11.06.2018).

жие науки -

5. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности [Электронный ресурс]. URL: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html (дата обращения: 01.06.2018).

6. Шаповалова Е.А. Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/site/18005/ metapredmetnyy-podhod-v-prepodavanii-istorii-i-ob

shchestvoznaniya (дата обращения: 05.06.2018). * * *

1. Iskrovskaja L.V. Formirovanie metapredmet-nyh umenij uchashhihsja v processe obuchenija isto-rii // Prepodavanie istorii v shkole. 2014. № 10. S. 4650.

2. Kraevskij V.V., Hutorskoj A.V. Predmetnoe i obshhepredmetnoe v obrazovatel'nyh standartah // Pedagogika. 2003. № 2. S. 58-64.

3. Pareshneva O.P. Metapredmetnyj podhod v prepodavanii istorii i obshhestvoznanija // Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po materialam VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: SibAK, 2011. Ch. II. S. 11-14.

4. Fedorova S.Sh. Tehnologija prisvoenija meta-znanij [Jelektronnyj resurs]. URL: http://festival.1sep tember.ru/articles/100689/ (data obrashhenija: 11.06.2018).

5. Fomenko I.A. Sozdanie sistemy formirovanija novogo soderzhanija obrazovanija na osnove princi-pov metapredmetnosti [Jelektronnyj resurs]. URL: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html (data obrashhenija: 01.06.2018).

6. Shapovalova E.A. Metapredmetnyj podhod v prepodavanii istorii i obshhestvoznanija [Jelektronnyj resurs]. URL: https://nsportal.ru/site/18005/metapre-dmetnyy-podhod-v-prepodavanii-istorii-i-obshchestvo znaniya (data obrashhenija: 05.06.2018).

Integration as a principle of formation of students' metasubject skills in teaching history

The article deals with the role of the principle of integration in the process of formation of metasubject skills of students in teaching history. The types of metasubject skills and specific skills formed in historical education are analyzed. Special attention is paid to the principle of integration, to the functions and implementation of interdisciplinary connections that contribute to effective formation ofmeta-subject skills.

Key words: historical education, interdisciplinary skills, integration, interdisciplinary connections, culture texts.

(Статья поступила в редакцию 15.07.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.