УДК 796.012
Трушникова Юлия Николаевна
магистрант факультета физической культуры
Гончаров Константин Вадимович
преподаватель кафедры спортивных дисциплин
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет» Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 212-91-21 e-mail: ffk@inbox. ru
ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ
Iuliia N. Trushnikova
Student of Faculty of Physical Culture
Konstantin V. Goncharov
Lecturer of Sports Disciplines
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: ffk@,inbox. ru
THE INFLUENCE OF RESEARCH METHOD ON THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AND THE DEVELOPMENT OF BALANCE
Аннотация. В статье на основе проведенного исследования показана эффективность исследовательского метода в преподавании физической культуры в основной школе. Доказывается, что формирование познавательных универсальных учебных действий возможно без потери двигательного компонента урока. Исследовательская деятельность учащихся на уроке привела к улучшению их показателей равновесия.
Ключевые слова: исследовательский метод, целеполагание, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, способ проверки гипотезы, выбор единицы измерения, равновесие.
Abstract. In article on the basis of the study shows the effectiveness of the research method in teaching physical education in the primary school. It is proved
© Трушникова Ю.Н., Гончаров К.В., 2016
that the formation of universal educational actions possible without losing the motor component of the lesson. Research activity of students in the classroom has led to improved performance in balance.
Key words: the research method, goal setting, problem statement, hypotheses, method of testing the hypothesis, the choice of units of measure, balance.
Новой актуальной задачей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее -стандарт) становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры ее необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточной разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках физической культуры.
Введению федерального государственного образовательного стандарта [11] предшествовала предварительная работа в направлении, указанном в Стратегии модернизации содержания общего образования и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [6; 9]. Однако анализ, проведенный коллегами [1; 2], показал, что существующие концепции и программы по физической культуре не соответствуют требованиям стандарта нового поколения. Потребность же в его реализации, во-первых, имеется; а во-вторых, как его реализовывать - учителя не знают.
С другой стороны, несмотря на то, что стандарт введен для исполнения в 2011 г., через три года после этого у учителей физической культуры выполнения его запросов не требовали. И при такой ситуации актуальность разработок методик формирования УУД сводится к нулю: ни к чему разрабатывать то, что не востребовано в школе.
В связи с данными противоречиями целью исследования явилось выявление актуальности и эффективности метода исследования в преподавании физической культуры в школе.
Объект исследования - процесс преподавания физической культуры в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - влияние исследовательского метода обучения на уроках физической культуры на эффективность образовательного процесса.
Гипотеза. Предполагается, что в результате использования исследовательского метода в основной школе будут сформированы познавательные УУД и развито координационное качество равновесия.
Задачи:
1. Проанализировать концепции, программы и методы формирования универсальных учебной действий на уроках физической культуры.
2. Выявить потребность учителей в новых (для физической культуры) методах обучения.
3. Проверить эффективность исследовательского метода в формировании познавательных УУД и в развитии равновесия.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена потребность учителей в разработке новых методов обучения по физической культуре; доказана эффективность применения исследовательского метода для формирования познавательных УУД (умение составлять план эксперимента) и развития равновесия.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
- содержательный анализ научных исследований, выполненных в рамках разработки методик по формированию универсальных учебных действий, создаст предпосылки для разработки программы по физической культуре для основной школы, ФГОС в которой уже введен в 2015 г.;
- применение исследовательского метода в образовательном процессе по физической культуре даст возможность формировать универсальные учебные действия в рамках теории учебной деятельности.
Организация исследования. В опросе, выявляющем мнения учителей о концептуальных направлениях по преподаванию предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС, приняло участие 60 учителей физической культуры. На первом этапе (2015 г.) -23 человека, на втором (апрель 2016 г.) - 37 человек - учителя физической культуры - члены краевой экспертной предметной группы «Физическая культура» из 42 муниципальных районов и городских округов, участники семинара «Анализ концептуальных направлений по преподаванию предмета "Физическая культура" в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)». Опрос проводился анонимно, без указания фамилий участников.
В эксперименте по выявлению эффективности исследовательского метода в образовательном процессе по физической культуре приняло участие 22 ученика 6-х классов гимназии № 33 г. Перми. Занятия проходили в спортивном зале гимназии три раза в неделю. Всего было проведено 10 уроков.
Результаты исследования. Анализ литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий в общеобразовательной школе показал эффективность разработанных для этой цели методик [4; 5; 10; 12]. В результате этого анализа было выявлено, что исследовательский метод успешно применяется для формирования познавательных универсальных учебных действий. Но ни в одной работе нет данных, которые бы удостоверяли, что в процессе его использования возможно формирование и регулятивных УУД (планирование эксперимента).
Результаты опросов учителей показали неуклонный рост количества тех, от кого требуют достижения результатов в соответствии с ФГОС. В первом
опросе, проведенном в 2015 г., таких было 43,8 %. В апреле 2016 г. эта цифра достигла семидесяти процентов, а уже в начале нового учебного года (сентябрь 2016 г.) она увеличилась до 88 %.
Может быть, в связи с этим и количество учителей, акцентирующих свое внимание на образовательной физкультуре, увеличилось до 49 % (таких учителей в середине 1980-х гг. было всего 8 % [3]).
Заслуживает внимания и следующий факт. Почти 87 % учителей утвердительно ответили на вопрос: «Если бы вам сказали, что универсальные учебные действия у учеников формировать не обязательно, вы были стали их формировать?». То есть, пройдя курсы повышения квалификации, учителя поняли значимость УУД для своих учеников.
На вопрос: «По какой программе вы работаете?», ответы учителей распределились следующим образом. По программе В.И. Ляха - 78,4 %; по программе В.И. Ляха и А.А. Зданевича - 16,2 %; А.П. Матвеева - 2,7 %; авторской - 2,7 %. То есть 94,6 % учителей Пермского края работают по программе Ляха или Ляха и Зданевича.
Наш же анализ данных программ [7; 8] показал, что они не соответствуют требованиям стандарта, с чем согласились и учителя-эксперты участники семинара.
Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдается насущная потребность в разработке методического сопровождения преподавания физической культуры в школе.
Нами было проведено исследование, посвященное формированию действий планирования эксперимента посредством исследовательского метода. Ученики шестого класса в совместной с учителем деятельности выявляли влияние кувырков на равновесие. Была сформулирована проблема, поставлена цель, выдвинуты гипотезы, выбран способ ее проверки, выбрана единица измерения (время стояния на одной ноге после выполнения кувырков).
Оценивались действия: целеполагание, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, способ проверки гипотезы (прыгнуть разными способами на результат), выбор единицы измерения.
После проведения эксперимента время стояния на одной ноге увеличилось на 16 секунд. Расчет /-критерия показал, что разница в результатах начальной и конечной диагностики у шестиклассников находится на высоком уровне достоверности. Это является доказательством того, что тренировка кувырков положительно сказывается на развитии равновесия.
Так как ученики уже совместно с учителем прошли все этапы планирования при проведении исследований в кувырке, то при диагностике сформированности умений планирования им нужно было просто вспомнить, что и как они делали. Нам же было необходимо выяснить, а смогут ли они составить план исследования при решении другой задачи. Поэтому уровень сформированности действий планирования (регулятивных УУД) оценивался при решении другой учебной задачи - как научиться прыгать в длину с места как можно дальше.
На этапе наблюдения (как можно прыгать с места?) с участием учителя выявляется схема прыжка (она становится абстракцией, из которой
110
в дальнейшем выводятся конкретные виды прыжков: с места в длину, с места в высоту, с разбега в длину, с разбега в высоту). Схема имеет следующий вид: исходное положение - подготовка к отталкиванию - отталкивание - полет -приземление. Эта схема является результатом знаково-символических действий (познавательное УУД).
Далее ученики планировали эксперимент самостоятельно. Учитель выполнял роль консультанта. Оценивались действия: целеполагание, формулировка проблем, выдвижение гипотез, способ проверки гипотезы (прыгнуть разными способами на результат), выбор единицы измерения.
Каждый пункт плана оценивался в один балл. За безошибочное планирование исследования выставлялась отметка «отлично», за одну ошибку в планировании выставлялась отметка «хорошо», за две -«удовлетворительно».
Результаты диагностики действий планирования эксперимента представлены на рисунке.
Удоел, Хор. Отлично
Рис. Распределение учеников по уровням сформированности умений планирования эксперимента
По уровням сформированности ученики распределились следующим образом. «Удовлетворительно» - 6 человек (27 %), «хорошо» - 9 человек (41 %), «отлично» - 7 человек (32 %).
Средний балл в классе по планированию эксперимента в прыжках в длину с места составил 4,0 балла (80 % качества освоения действия планирования).
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Голяков И.П. Теоретический анализ учебников и программ по физической культуре // XXI век - время молодых: материалы четвертой открытой науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (19 мая 2011 г., г. Пермь) / ред кол.: Е.Л. Лычагина; Д.С. Корниенко; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011. С. 30-34.
2. Голяков И.П., Пичугина Н.Ю. Проблемы учебно-методического обеспечения предмета «Физическая культура» / Национальный
111
исследовательский университет в системе непрерывного образования (к 95-летию Пермского университета): материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Пермь, Перм. ун-т, 12-13 октября 2011 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2011. С. 264-265.
3. Ильин Е.П., Тихонов А.М. Оценка учителями физической культуры -мужчинами и женщинами программы по физическому воспитанию школьников // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1987.С 107-110.
4. Кадыков Б.Ф. Формирование двигательных навыков у школьников на уроке физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. - 153 с.
5. Кечкин Д.Д. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Тул. гос. ун-т.Тула, 2013. 149 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. 2002. № 1 (12). С. 32-42.
7. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. 64 с.
8. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. 104 с.
9. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. 101 с.
10. Тихонов А.М., Кечкин Д.Д. Физическая культура: системно-деятельностный подход в преподавании. Направление подготовки: 050100 -«Педагогическое образование». Профиль подготовки: «Физическая культура». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.Пермь, 2013. 104 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное образование. Приказ об утверждении стандарта начального общего образования зарегистрирован в Минюсте России № 17785 от 22 декабря 2009 г. - М., 2009.
12. Физическая культура: программа для начальной школы / А.М. Тихонов, Т.А. Полякова, Д.Д. Кечкин, О.О. Волосатых. Пермь: КЦФКиЗ, 2013. 23 с.