Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПАРТНЕРСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ'

ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПАРТНЕРСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО У НАВЧАННі / КОМПЕТЕНТНіСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНіСНА СХЕМА ПАРТНЕРСТВА / COMPETENCE SCHEME OF PARTNERSHIP / PARTNERSHIP IN EDUCATION / ДИСТАНЦіЙНИЙ КУРС / DISTANCE COURSE / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркина Н.В.

Рассмотрена компетентностная схема партнерства и ее основные компетентности, которые должны быть сформированы у студентов для достижения ими высокой степени партнерства. Акцентируется применение дистанционных курсов, в частности математики, для формирования этих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGAGING STUDENTS IN PARTNERSHIP IN MATHEMATICS EDUCATION THROUGH DISTANCE COURSE

The article deals with competence scheme of partnership that includes competencies to be formed in high school students to achieve their high level of partnership. Emphasis is placed on the use of distance learning courses, including math, for the formation of these competencies.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПАРТНЕРСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ»

ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПАРТНЕРСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

Н.В.Буркина, канд. педагог. наук, Донецкий национальный университет,

г. Донецк, УКРАИНА

Розглядаеться компетенттсна схема партнерства, що м1стить основнг компете-нтност1, як1 мають бути сформован у студент1в вищих навчальних заклад1в задля до-сягнення ними високого ступеню партнерства. Акцент зроблений на застосуванн ди-станцтних курс1в, зокрема математики, для формування цих компетентностей.

Ключовi слова: партнерство у навчант, компетенттсть, компетенттсна схема партнерства, дистанцтний курс, математика.

Постановка проблемы. Современные требования к процессу обучения предполагают видение преподавателем всестороннего развивающего потенциала студентов: развитие их проблемно-творческого, критического мышления, формирование у них ключевых, предметных и общепредметных образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Особенно это касается математических дисциплин, при изучении которых развивающий потенциал выходит на первое место. Получение знаний сегодня не является самоцелью, а лишь средством для самоопределения человека в мире, способом вхождения будущего специалиста в профессиональную сферу и осознания им себя в этом новом пространстве. Особенно когда речь идет о современном информационном пространстве. В каждом выпускнике высшей школы необходимо заложить основы готовности к решению проблем, к самообразованию, самоорганизации, к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности и др. Одним из средств достижения поставленной таким образом цели является вовлечение студентов в партнерство [1].

Анализ актуальных исследований. Термин самоорганизации уже неоднократно исследовался в различных научных

трудах. Сегодня уже существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего в публикациях под самоорганизацией понимается умение организовать самого себя, свое время, свои действия и поступки. Автор голографической модели самоорганизации, А. Д. Ишков [3], обнаружил, что успешно обучающиеся студенты имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Успеваемость успешно обучающихся студентов в большей степени определяется уровнем их самоорганизации, чем стилем межличностных отношений, уровнями субъективного контроля, интеллекта, рефлексивности.

Однако, чтобы качественно подготовиться к будущей успешной профессиональной деятельности, студент должен сам научиться формировать свою образовательную траекторию, целью которой является достижение желаемого уровня образования, общей и профессиональной подготовки, а также реализация персональных интересов и проявление социальной активности. Для этого студентам за время обучения в ВУЗе необходимо пройти немалый путь выстраивания партнерских отношений с социумом, который мы условно разбили на три этапа [1].

Отметим, что не все ученики приходят в ВУЗ с одинаковым начальным уровнем. Довольно часто встречаются абитуриенты,

обучавшиеся в специализированных классах, развитые, творческие личности, имеющие достаточно высокий начальный уровень вовлечения в партнерство. Такие студенты начинают с более высокой ступеньки в нашей модели партнерства, однако все равно стремятся к наивысшему значению в модели, соответствующему 100%.

Каждый студент начинает этот длинный и тернистый путь по ступенькам высшей школы с абитуриента, овладевая методиками и техниками организации и планирования самостоятельной деятельности, рационального распределения времени, оптимального поиска, структурирования, усвоения и хранения информации. Именно этих базовых умений зачастую не достаёт выпускникам общеобразовательных школ для эффективного обучения в вузе. И именно эти умения и навыки помогает сформировать работа с дистанционными курсами, предлагаемыми современным студентам при обучении в высшей школе. Овладев этими базовыми методиками и техниками, молодой специалист продолжает свой путь, который лежит в направлении самоорганизационного обучения. В процессе повышения своего самоорганизационного уровня студент развивает ряд важных компетенций, необходимых для организации персональной учебной деятельности. Компетенции такого рода предполагают формирование у студентов умения ставить перед собой цели; определять, привлекать и использовать необходимые ресурсы; планировать шаги по достижению результата и действовать по намеченному плану, учитывая реальные временные и прочие ограничения.

Основные компетентности партнерства. Под компетенциями будем понимать совокупность определенных знаний, умений и навыков, необходимых для решения определенных задач. А компетентностью будем считать умение активно использовать сформированные компетенции в практической деятельности.

Для успешного развития компетент-ностей необходимо творчество: варьиро-

вание педагогических подходов в обучении и стратегий к решению задач, а также разработка и внедрение новейших методик контроля применимости компетентностей.

Цель статьи -- рассмотрение ряда компетентностей, которые должны быть сформированы у студентов, стремящихся к достижению высокой степени партнерства.

Изложение основного материала. Наиболее значимой для партнерства в обучении является коммуникативная компетентность. Ведь именно повышая свой уровень коммуникативной компетентности и овладевая различными видами эффективных коммуникаций, студент получает значительно больший доступ к разнообразной информации, которую неизбежно придется анализировать, структурировать, фильтровать и снова направлять коммуникации в нужное ему русло для получения еще более качественной и полезной ему информации. Дистанционные курсы содержат множество разнообразной, однако хорошо систематизированной и структурированной информации по изучаемой дисциплине. Это и лекции, и практикумы, и наглядные презентации, и видео, и аудио, и ссылки на смежные ресурсы и др. С одной стороны, эти ресурсы частично дублируют друга, а с другой стороны - дополняют. Работая с такими дистанционными курсами, студенты как имеют возможность повторить и закрепить уже изученный материал, так и учатся воспринимать информацию, преподнесенную в разных видах.

В дистанционных курсах, разрабатываемых нами по дисциплинам «Оптимизационные методы и модели» и «Эконометрия», используются различные виды ресурсов - как наглядные, так и творческие. Наглядные ресурсы представляют собой адоптированные для чтения с экрана лекции, интерактивные презентации-лекции и презентации-практикумы и др. Творческие ресурсы, в свою очередь, подразумевают использование наглядных и направлены на поисково-креативную деятельность студентов. Они имеют индивидуальный ха-

©

рактер и помогают студенту, изучив базовый материал, применить полученные знания в нестандартной прикладной ситуации. В дистанционном курсе «Оптимизационные методы и модели» студенты строят и исследуют прикладные экономико-математические модели, приближенные к реальности. Для проведения такой работы разработаны специальные кейсы [2], организован творческий форум и созданы специальные задания.

Коммуникативная компетентность напрямую связана с информационной. Ведь в процессе коммуникации происходит обмен информацией. И этот поток может быть весьма значительным, если коммуникация организована эффективно. Однако, возможна и обратная ситуация, когда в процессе коммуникации необходимую информацию приходится буквально выжимать по слову. Вот почему для эффективной работы с информацией необходимо развивать информационную компетентность. Поэтому мы выделяем вторую важную компетентность, которую необходимо сформировать у студентов для достижения высокой степени партнерства - информационную.

Но для того, чтобы эффективно работать с информацией, необходимо уметь планировать и осуществлять информационный поиск; извлекать первичную и вторичную информации из общего потока данных; анализировать, сопоставлять, классифицировать полученную информацию и внедрять ее в практическую и профессиональную деятельности. Проанализировав и обобщив вышеперечисленные умения, третьей важной компетентностью для достижения высокой степени партнерства, определим мыслительную компетентность. Ведь еще известный изобретатель Томас Эдисон считал, что «важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить». А немецкий философ Иммануил Кант подчеркивал, что «не мыслям надо учить, а учить мыслить».

Для совершенствования мыслительной компетентности студенту необходимо развивать аналитические способности,

критическое мышление, осваивать и применять логические способы восприятия и обработки информации, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. К аналитическим способностям относим анализ и синтез; абстрагирование и конкретизацию; индукцию и дедукцию; классификацию и обобщение, систематизацию и сравнение, выявление закономерностей и проведение аналогий.

А для развития всех вышеуказанных способностей необходимо овладеть навыками самоорганизации. Количество новой информации сегодня увеличивается с такой скоростью, что ни одно образование, даже самое качественное, не в состоянии дать обучаемым весь комплекс знаний, необходимый им в будущей профессиональной деятельности. Не говоря уже о том, что реальная профессиональная деятельность может немного, а может даже и существенно отличаться от специальности, полученной в ВУЗе. Кроме того, знания сегодня обновляются с такой большой скоростью, что, значительная их часть, полученная студентами на младших курсах, устаревает, пока студент еще даже не успел закончить вуз. Как отмечал Джим Рон, «Формальное образование поможет вам выжить, самообразование приведет вас к успеху». Итак, следующей компонентой нашей компетентностной схемы мы выделяем самоорганизационную компетентность.

Овладение самоорганизационными навыками, конечно же важно. Однако, хотелось бы подчеркнуть роль самоорганизации в профессиональной деятельности. Ведь как только студент достигает достаточного уровня самоорганизации, т.е. умеет планировать свое время и деятельность, умеет организовывать свою работу наиболее эффективным способом, наступает время ориентировать эти навыки на профессиональную сферу - что и будет являться основой последней компоненты нашей модели - самоориентированной компетентности.

Итак, из проведенного анализа и выделения важных компетентностей видно,

что все предложенные компоненты сильно взаимосвязаны между собой. Приведенные выше рассуждения позволяют сделать вывод, что основная работа по повышению степени партнерства связана с умением взаимодействия с людьми, а также эффективными манипуляциями информацией. В процессе работы с информацией необходимо пользоваться поиском и анализом данных из различных источников; сравнением, обобщением информации, выявлением определенных закономерностей и другими логическими операциями, которые используют и, в свою очередь, еще более развивают мыслительную компетентность. Развитие всех указанных компетентностей способствует развитию самоорганизационной компетентности.

Таким образом, все приведенные компетентности развиваются комплексно. Их практически невозможно отделить одна от другой. Чтобы развить одну компетентность, нужно использовать все остальные компетентности, что в свою очередь развивает их еще больше. Указанные взаимосвязи наглядно отображены на компетент-ностной схеме партнерства (рис. 1).

1. Блинов А. О. Разработка модели партнерства в обучении / А. О..Блинов, Н.В.Буркина //Дидактика математики: проблемы и исследования: междунар. сб. науч. работ. - Донецк:

ТЕАН, 2011. - Вып. 36. - С. 7-12.

2.Буркина Н.В. Разработка и использование кейсов в математическом моделировании / Н.В.Буркина // В1сник Донецького нацюнального университету. Сер1я В. Економка 1 право: науковий журнал. - Спецвыпуск, том 2. - Донецьк: Вид-во ДонНУ, 2011. - С. 150-154.

3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография / А.Д.Ишков. - М. : Издательство АСВ, 2004. - 224 с.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг /Л.А.Петровская. - М., 1989.

5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодейст-вгш/Е.В.Сидоренко. - СПб., 2003.

Рис. 1. Компетентностная схема партнерства

Резюме. Буркина Н.В. ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПАРТНЕРСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ. Рассмотрена компетентностная схема партнерства и ее основные компетентности, которые должны быть сформированы у студентов для достижения ими высокой степени партнерства. Акцентируется применение дистанционных курсов, в частности математики, для формирования этих компетенций.

Ключевые слова: партнерство в обучении, компетентность, компетентностная схема партнерства, дистанционный курс, математика.

Abstract. Burkina N. ENGAGING STUDENTS IN PARTNERSHIP IN MATHEMATICS EDUCATION THROUGH DISTANCE COURSE. The article deals with competence scheme of partnership that includes competencies to be formed in high school students to achieve their high level of partnership. Emphasis is placed on the use of distance learning courses, including math, for the formation ofthese competencies.

Key words. partnership in education, competence, competence scheme of partnership, distance course, mathematics.

Стаття представлена професором О.1.Скафою.

На^йшла доредакци 20.01.2013р.

®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.