Petrovsky Alexander Mikhailovich, Golubeva Olga Vladislavovna, Sedykh Dmitry Vyacheslavovich LEGAL ASPECTS OF SOCIAL PARTNERSHIPS IN THE SPHERE ...
pedagogical sciences
УДК 378.147
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Петровский Александр Михайлович, заместитель директора по внеучебной работе
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, филиал - Дзержинский политехнический институт (606029, Россия, Дзержинск, ул. Гайдара, 49, e-mail: [email protected]) Голубева Ольга Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Седых Дмитрий Вячеславович, студент Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижегородский институт управления (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Социальное партнерство способствует повышению качества образования, однако, без грамотного правового урегулирования вопроса, качество, о котором было заявлено, может оказаться под угрозой. То есть при всех положительных чертах социального партнерства, его эффективность зависит от правовой регламентации. Статья раскрывает правовые положения социального партнерства в сфере образовательных услуг. Для раскрытия сущности социального партнерства в России, приведены несколько определений понятия «социальное партнерство», в том числе рассмотрено и определение, данное Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года. На основе чего выведено собственное значение социального партнерства. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорит, что без социально-педагогического партнерства невозможно обеспечение полноценного духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося. Также отмечены характеристики социального партнерства в образовании: открытые соглашения о совместной деятельности; осуществление совместной деятельности для достижения взаимовыгодных целей участников социального партнерства; объединение нескольких видов ресурсов для достижения намеченных целей; достижение позитивного эффекта для каждого участника. Выделены субъекты социального партнерства на региональном и муниципальном уровнях. Выделены принципы, на основе которых существует социальное партнерство. Сформулированы положения об обязанностях субъектов социального партнерства: формирование нормативно-правовой базы в сфере образования, труда и занятости; реализация региональной политики в сфере образования, труда и занятости; мониторинг состояния регионального рынка труда и состояния системы образования, прогнозирование потребности в профессиональных кадрах. Также были отмечены недостатки юридической регламентации социального партнерства и предложены варианты их решения.
Ключевые слова: социальное партнерство, высшая школа, Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный уровень, профессиональное образование, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, трудовой кодекс, Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
LEGAL ASPECTS OF SOCIAL PARTNERSHIPS IN THE SPHERE OF EDUCATION
© 2017
Petrovsky Alexander Mikhailovich, deputy director for extracurricular work Nizhny Novgorod state technical University named after R.E. Alekseev, branch -Dzerzhinsky Polytechnic Institute (606029, Russia, Dzerzhinsk, Gaidar street 49, e-mail: [email protected]) Golubeva Olga Vladislavovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Sedykh Dmitry Vyacheslavovich, student Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration, Nizhny Novgorod Institute of Management (603950, Russia, Nizhny Novgorod, pr. Gagarina, d. 46, e-mail: [email protected])
Abstract. Social partnership contributes to the improvement of the quality of education, however, without a competent legal settlement of the issue, the quality that was announced may be threatened. That is, with all the positive features of social partnership, its effectiveness depends on legal regulation. The article reveals the legal provisions of social partnership in the field of educational services. To disclose the essence of social partnership in Russia, several definitions of the concept of "social partnership" are given, including the definition given by the National Doctrine of Education in the Russian Federation until 2025. On the basis of which the own significance of social partnership is derived. "The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia" says that without social and pedagogical partnership it is impossible to provide a full-fledged spiritual and moral development and education of the student. Also, the characteristics of social partnership in education are noted: open agreements on joint activities; implementation of joint activities to achieve mutually beneficial goals of the participants in social partnership; pooling of several types of resources to achieve the goals; achieving a positive effect for each participant. Subjects of social partnership at the regional and municipal levels are singled out. The principles on the basis of which there is a social partnership are singled out. The provisions on the responsibilities of the subjects of social partnership are formulated: the formation of the regulatory and legal framework in the sphere of education, labor and employment; implementation of the regional policy in the sphere of education, labor and employment; monitoring the state of the regional labor market and the state of the education system, forecasting the demand for professional staff. We have clarified certain provisions of the legislation on social partnership in the field of education. Also, shortcomings in the legal regulation of the social partnership were noted and options for their solution were suggested.
Keywords: social partnership, higher school, Federal state educational standard, professional level, vocational. education, general cultural competence, professional competence, labor code, the National Doctrine of Education in the Russian Federation.
Повышение качества образования выпускников в ставляет высшие школы привлекать различных соци-условиях реализации компетентностного подхода за- альных партнеров. Это взаимодействие обеспечивает
64
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Петровский Александр Михайлович, Голубева Ольга Владиславовна, Седых Дмитрий Вячеславович ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ...
достижение целей субъектов социального партнерства, реализацию потенциала государственных и общественных структур, а также иных заинтересованных лиц, к примеру, органов власти, учреждений, предприятий, родителей. Такая схема способствует повышению эффективности решения проблем рынков труда и занятости населения.
Участие высшей школы в социальном партнерстве дает ей большое преимущество, поскольку появляются условия для качественной реализации образовательных программ, ведь существующий компетентностный подход требует погружения студента в условия, максимально приближенные к профессиональным, а предприятия-работодатели помогают сформировать необходимые компетенции [1, 2, 3, 4]. Однако, без грамотного правового урегулирования вопроса, качество, о котором было заявлено выше, может оказаться под угрозой. То есть при всех положительных чертах социального партнерства его эффективность зависит от правовой регламентации, вот что вызывает актуальность рассматриваемой темы.
Кроме того, социальное партнерство помогает преодолевать замкнутость в сфере образования, преобразовывать его в открытую социальную систему для решения актуальных экономических, социальных, культурных проблем муниципальных образований, региональных и России в целом [5].
Социальное партнерство становится гарантом трудоустройства по полученной специальности. А в последнее время просматривается тенденция отсутствия тру-доустроенности большой части выпускников по тому профилю подготовки, по которому ими было получено образование [6]. В результате чего растет социальная напряженность в обществе. Партнерство в данном случае позволяет наладить общение с непосредственным работодателем [7].
В Европе социальный диалог по вопросам образования был закреплен немного раньше, чем в России. Российская Федерация только набирает обороты в развитии данного направления сотрудничества [8].
Партнерство в широком понимании - это форма сотрудничества, соглашение, которое подразумевает совместную работу. Социальное партнерство закреплено на законодательном уровне и отмечено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и определяется как «совместная коллективная деятельность различных социальных групп...» [9].
Значит, под социальным партнерством следует понимать открытое взаимодействие образовательных организаций и других субъектов социальных и профессиональных отношений, действия которых направлены на достижение взаимовыгодных целей [10].
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорит, что без социально-педагогического партнерства невозможно обеспечение полноценного духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося [11].
Федеральным государственным образовательным стандартом утверждено, что для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студента необходимо взаимодействие с родителями, социальными партнерами и другими заинтересованными лицами в обеспечении качества учебного процесса [12].
Мы затронули важный вопрос качества. Поэтому, хотелось бы отметить, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил независимую оценку качества образования [13]. Однако, результаты оценки не влекут за собой никаких юридических последствий в виде аннулирования или приостановления лицензии на осуществление образовательной деятельности учреждением. В этом состоит недостаток юридической регламентации.
Отметим характеристики социального партнерства в образовании:_
- открытые соглашения о совместной деятельности;
- осуществление совместной деятельности для достижения взаимовыгодных целей участников социального партнерства;
- объединение нескольких видов ресурсов для достижения намеченных целей;
- достижение позитивного эффекта для каждого участника [14].
В условиях профессионального образования социальное партнерство можно трактовать как реализацию права граждан на образование на основе системы взаимоотношений между обучающимися, их родителями или законными представителями, педагогическими работниками, органами власти, работодателями с целью урегулирования интересов всех участников и повышения качества образования, увеличения спроса на компетентных выпускников на рынке труда [15].
Регулирует отношения между социальными партнерами система нормативов, призванная оценить эффективность связей и следить за исполнением установленных правил [16].
Социальное партнерство принято делить на две части: уровень органов власти, занимающихся управлением в сфере образования и занятости и уровень организаций, предоставляющих образовательные услуги [17]. На региональном уровне субъектами социального партнерства являются органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования, труда и занятости. В рамки их деятельности входит согласование объемов и структуры подготовки профессиональных кадров в соотношении с потребностями рынка труда.
Для этого субъекты социального партнерства занимаются:
- формированием нормативно-правовой базы в сфере образования, труда и занятости;
- реализацией региональной политики в сфере образования, труда и занятости;
- мониторингом состояния регионального рынка труда и состоянием системы образования, прогнозированием потребности в профессиональных кадрах [18].
На муниципальном уровне субъектами социального партнерства выступают органы местного самоуправления, территориальные подразделения или же подведомственные учреждения органов власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, труда и занятости населения, предприятия-работодатели [19].
Кроме Национальной доктрины и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России социальное партнерство регламентирует трудовой кодекс. В статье 24 указаны его принципы [20].
Партнерство существует на основе:
- равноправия сторон;
- уважении и учете интересов обеих сторон;
- заинтересованности сторон в участии;
- содействия государства;
- соблюдения нормативных правовых актов;
- свободы выбора;
- добровольности принятия на себя сторонами ответственности и обязательств;
- обязательность выполнения договоров и соглашений сторонами [21].
Говоря о недостатках юридической регламентации деятельности социальных партнеров, необходимо отметить, что ответственность партнеров за полученные результаты взаимодействия не определена, единая модель социального партнерства не установлена [22].
Что касается вузов, то практически в каждом из них существуют отделы по содействию трудоустройству студентам и выпускникам, проводящие достаточно продуктивную работу, однако, заметим, что это только отдельные мероприятия, эффективность которых зависит от инициативности руководителей структурных подразделений.
Petrovsky Alexander Mikhailovich, Golubeva Olga Vladislavovna, Sedykh Dmitry Vyacheslavovich pedagogical
LEGAL ASPECTS OF SOCIAL PARTNERSHIPS IN THE SPHERE ... sciences
На наш взгляд, необходимо создать совет по социальному партнерству для проработки единой концепции деятельности по укреплению связей с рынком труда. Чем быстрее вуз адаптируется к изменению конъюнктуры рынка, преобразуя ключевые процессы в стратегические инициативы, нацеленные на более полное удовлетворение требований заказчика, тем больше шансов на успех в конкурентной борьбе.
Управление социальным партнерством в вузе должно основываться на разграничении ответственности и компетенций между министерствами и ведомствами, федеральными и региональными органами административного управления, работодателями и образовательными учреждениями [23]. Должен быть создан Совет по социальному партнерству в сфере образования, включающий все заинтересованные стороны.
Совет может заниматься предложениями на рассмотрение, утверждение, согласование с Министерством, внедрением и контролем качества исполнения, подготовкой законодательных проектов, курировать работу по созданию методического и информационного обеспечения социального партнерства в сфере высшего образования (концепций, программ, моделей), согласовывать с Министерством образования финансовые вопросы по внедрению новых ключевых проектов [24].
Нами были уточнены отдельные положения законодательства о социальном партнерстве в сфере образования. Исходя из чего, можно сказать, что партнерство играет важнейшую роль в становлении высококвалифицированного профессионала, поскольку делает возможным взаимодействие студентов с реальными будущими профессиональными условиями. Таким образом формируются необходимые компетенции, продиктованные условиями компетентностного подхода и Федеральным государственным образовательным стандартом. На каждом уровне, будь то региональный или муниципальный, деятельность социальных партнеров урегулируется законодательной базой. Мы отметили и недостаток юридической регламентации, поскольку результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой никаких правовых последствий. К тому же, на наш взгляд, необходимо определить ответственность социальных партнеров за результаты взаимодействия на разных его уровнях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности// Вестник Мининского университе-та.2017.№2.
2. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
3. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.
4. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компе-тентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
5. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистра-тивно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.
6. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.
7. Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. О современных подходах к совершенствованию 66
иноязычной подготовки в магистратуре//В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы девятой международной научно-практической конференции. 2015. С. 314-316.
8. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения//Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.
9. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-ного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №4 (17). С. 87-90.
10. Стародумова Л.А., Гомолко Л.Е. Общность культуры славянских народов, на примере русского и сербского этноса// В сборнике: Современная наука: инновации, гипотезы, открытия Материалы и доклады всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 59-63.
11. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования.//Электронный журнал «Фундаментальные исследования» № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.
12. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.
13. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
14. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетент-ностного подхода//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 97-99.
15. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистра-тивно-управленческой деятельности автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2009..
16. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образова-ния//Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 31.
17. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность с использованием электронной образовательной среды// Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 (72).
18. Петров А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе/А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, А.А Сиротова//Человек и образование. -2016. -№4. -С. 134-138.
19. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017.№1. С. 12-23.
20. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций/М. И. Колдина, А. В. Лапшова//Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.
21. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.
22. Шевченко С.М., Мухина М.В., Кутепова Л.И.,
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Петровский Александр Михайлович, Голубева Ольга Владиславовна, Седых Дмитрий Вячеславович ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ...
Смирнова Ж.В. Проектирование основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Сервис»: компетентностный подход//Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 182.
23. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кутепова Л.И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения//Перспективы науки. 2015. № 4 (67). С. 23-25.
24. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
Статья поступила в редакцию 29.09.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017