педагогические науки
Смирнова Жанна Венедиктовна, Черней Ольга Тахировна КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРТНЕРСКИХ ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0062
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
© 2019
Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Черней Ольга Тахировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрываются критерии эффективности партнерских отношений при предоставлении дополнительных образовательных услуг. Исследованы вопросы оценки эффективности партнерских отношений при предоставлении дополнительных образовательных услуг, так же были определены основные критерии: целевой, структурный, организационный, социально-психологический и результативный. В статье рассматриваются оценочные объекты партнерского взаимодействия в системе дополнительного образования детей. Выделены три группы эффективности партнерских отношений: целевая эффективность, которая включает в себя: количество разрешенных трудовых споров в коллективе; социально - экономическая эффективность, включающая в себя экономические показатели учреждения, а также уровень жизни трудового коллектива; потребностная эффективность - показывает степень потребности общества в реализуемой программе социального партнерства, востребованности выбранного направления сотрудничества. Исследовав вопрос оценки эффективности партнерских отношений при предоставлении дополнительных образовательных услуг, были определены критерии основные критерии: целевой, структурный, организационный, социально-психологический и результативный: целевой критерий служит для оценки функционального аспекта партнерских отношений и позволяет определить целевую стратегию, векторы развития партнерства в условиях образовательного процесса, финансирование, развитие кооперации с партнерами и др.; организационный оценочный критерий включает в себя мероприятия технологического анализа (форм, методов взаимодействия, системы контроля отношений); проведение социальных мероприятий, например, консультации, семинары, консультационные и координационные советы и др., которые направлены взаимодействие сторон. Показатели эффективности партнерского взаимодействия в системе дополнительного образования детей, как правило, рассматриваются в динамике, поэтому учреждению необходимо разрабатывать адаптированные оценочную шкалу и карты экспертиз.
Ключевые слова: дополнительное образование, партнерские отношения, эффективность, целевая подготовка, организационно-оценочный критерий, целевая стратегия, образование детей.
CRITERIA OF EFFICIENCY OF PARTNER RELATIONS IN THE PROVISION OF ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES
© 2019
Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Cherney Olga Takhirovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article describes the criteria for the effectiveness of partnerships in the provision of additional educational services. The issues of evaluating the effectiveness of partnerships in the provision of additional educational services were studied, and the main criteria were identified: target, structural, organizational, socio-psychological and effective. The article discusses the estimated objects of partnership in the system of additional education of children. Three groups of partnership effectiveness have been identified: target effectiveness, which includes: the number of resolved labor disputes in a team; social and economic efficiency, which includes the economic indicators of the institution, as well as the standard of living of the workforce; need efficiency - shows the degree of society's need for an ongoing program of social partnership, demand for the chosen area of cooperation. Studying the issue of evaluating the effectiveness of partnerships in the provision of additional educational services, the following main criteria were identified: targeted, structural, organizational, socio-psychological and effective: the target criterion serves to assess the functional aspect of partnerships and allows you to determine the target strategy, partnership development vectors educational process, financing, development of cooperation with partners, etc .; organizational evaluation criterion includes measures of technological analysis (forms, interaction methods, relationship control systems); carrying out social events, for example, consultations, seminars, consulting and coordination councils, etc., which are directed by the interaction of the parties. Indicators of the effectiveness of partnerships in the system of additional education of children, as a rule, are viewed in dynamics, therefore, the institution needs to develop an adapted assessment scale and assessment cards.
Keywords: additional education, partnerships, efficiency, targeted training, organizational and evaluation criteria, targeted strategy, children's education.
В системе дополнительного образования детей социальное партнерство является естественной формой существования. Одним из условий обеспечения качественного предоставления образовательных услуг является объективная оценка партнерских отношений, главной функцией которой является определение направления вектора развития совместной деятельности сторон [123].
Оценочными объектами партнерского взаимодействия в системе дополнительного образования детей могут выступать:
- результаты образовательной, воспитательной, твор-
ческой, научно-технической и инновационной деятельности учреждения;
- показатели конкурентоспособности учреждения;
- качество предоставляемых образовательных услуг;
- уровень удовлетворенности предоставлением дополнительных образовательных услуг;
- уровень координации и взаимодействия с социальными партнерами;
- уровень социальной и профессиональной адаптации воспитанников учреждения дополнительного образования.
В исследовании С.В. Маркова выделены три группы
Smirnova Zhanna Venediktovna, Cherney Olga Takhirovna pedagogical
CRITERIA OF EFFICIENCY OF PARTNER RELATIONS ... sciences
эффективности партнерских отношений:
1. Целевая эффективность включает в себя: количество разрешенных трудовых споров в коллективе, эффективность планирования, участие трудового коллектива в решении управленческих вопросов учреждения, степень осведомленности коллектива и др.
2. Социально-экономическая эффективность включает экономические показатели учреждения, а также уровень жизни трудового коллектива.
3. Потребностная эффективность - показывает степень потребности общества в реализуемой программе социального партнерства, востребованности выбранного направления сотрудничества.
Исследовав вопрос оценки эффективности партнерских отношений при предоставлении дополнительных образовательных услуг, были определены критерии основные критерии: целевой, структурный, организационный, социально-психологический и результативный.
Итак, целевой критерий служит для оценки функционального аспекта партнерских отношений и позволяет определить целевую стратегию, векторы развития партнерства в условиях образовательного процесса, финансирование, развитие кооперации с партнерами и др.
Организационный оценочный критерий включает в себя мероприятия технологического анализа (форм, методов взаимодействия, системы контроля отношений); проведение социальных мероприятий, например, консультации, семинары, консультационные и координационные советы и др., которые направлены взаимодействие сторон.
В системе дополнительного образования детей механизм реализации партнерских отношений проявляется:
1. во внедрении и использовании разнообразных форм партнерского взаимодействия таких как:
- совместная разработка (корректировка) учебно-программных материалов для профподготовке специалистов;
- совместная проектная деятельность;
- проведение совместных мероприятий (конкурсов, творческих мероприятий, общественно-значимых проектов и т.д.);
- реализация соглашений (договоров) о сотрудничестве между субъектами социального партнерства;
- совместное планирование партнерского взаимодействия;
- организация курсов повышения квалификации для обеих сторон или одной стороной для различных потребителей;
- привлечение ресурсов, в т.ч. финансовых, материальных, кадровых;
участие в работе педагогического совета учреждения (иного органа), который осуществляет руководство процессом развития партнерских отношений;
создание совместных органов различной направленности: центры, клубы, лаборатории, объединения и др. (научной, технической, творческой, инновационной направленности, например).
1) в последовательной организации совместных активных действий: постановке и достижении общей цели.
2) в сохранении (поддержании) общей мотивации партнеров во взаимодействии, которое включает:
- поэтапное развертывание процесса партнерства через совокупность действий его сторон и отдельных участников;
- координация совместных усилий (распределение и объединение/совмещение деятельности партнеров);
- совместный анализ результатов деятельности.
1) в степени ресурсного обеспечения - т.е. объединении, интеграции материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также знаний, компетенций и способностей всех его участников;
2) в нормативно-правовом соответствии взаимодействия (определяется базой документов, в которую входят: Федеральный закон РФ 273-Ф3 «Об 252
в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г., Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Социально-психологический критерий позволяет дать оценку партнерству по таким показателям как:
- соблюдение и учет интересов всех сторон партнерства;
- построение конструктивного диалога, основанного на уважении партнеров, стремлении к взаимному доверию сторон, достижении взаимопонимания между ними;
- добровольность сторон в принятии на себя обязательств;
- поиск и достижение компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов;
- подчинение единым правилам совместной взаимовыгодной деятельности;
- широкое использование договорных процедур;
- паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;
- адекватная оценка перспектив, прогнозирование развития системы партнерских отношений и др.
Критерий результативности выражается количественными и качественными результатами деятельности учреждения дополнительного образования, которые были достигнуты во время партнерских отношений с иными организациями, а именно:
- повышение качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг;
- имидж учреждения дополнительного образования детей, его конкурентоспособность;
- расширение сети направлений, программ дополнительного образования;
- увеличение числа профессионально ориентированного молодого населения;
- увеличение качества проектных работ, развитие познавательной активности учащихся и педагогов учреждения дополнительного образования детей;
- привлечение дополнительных ресурсов (в т.ч. финансовых средств, кадровых, трудовых, материальных ресурсов);
- повышение гибкости и эффективности управления;
- удовлетворение образовательных потребностей воспитанников и др.
Представленные выше критерии могут использоваться в поэтапной оценке деятельности совместно с социальными партнерами. Для оценки может быть использован опросный метод, например, или изучение до-кументационного обеспечения сторон.
Показатели эффективности партнерского взаимодействия в системе дополнительного образования детей, как правило, рассматриваются в динамике, поэтому учреждению необходимо разрабатывать адаптированные оценочную шкалу и карты экспертиз.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
4. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
5. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
6. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
7. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L.,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
8. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
9. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
10. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environmentMOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
11. Васильчак С.В., Бабий Р.П. Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 83-86.
12. Колодкина Н.Н., Сутягина Н.И. Применение метода наименьших квадратов в моделировании спроса и предложения на рынке образовательных услуг // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 157-161.
13. Ким А.Г. Особенности развития рынка образовательных услуг (на примере частных дошкольных учреждений г. Владивостока) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 133-137.
14. Александров А.Ю. Разработка алгоритма совершенствования образовательной деятельности как способ повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг // Вестник НГИЭИ.
2017. № 12 (79). С. 127-136.
15. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 175177.
16.РябчукП.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 174-177.
17. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в россии // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 114-117.
18. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности предоставления образовательных услуг в региональных вузах // Вестник НГИЭИ.
2018. № 10 (89). С. 119-134.
19. Терзи Н.В. Конкурентоспособность образовательной услуги и пути ее повышения в современных условиях //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 451-453.
20. Батова Н.С., Шуварин М.В. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг //Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 11-18.
21. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 8488.
22. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
23. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
Статья поступила в редакцию 13.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
Смирнова Жанна Венедиктовна, Черней Ольга Тахировна
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРТНЕРСКИХ ...