Научная статья на тему 'Организация партнерских отношений в системе дополнительного образования детей'

Организация партнерских отношений в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL RESULTS / COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / EVALUATION FUNDS / FUND OF EVALUATION FUNDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна, Смирнова Жанна Венедиктовна

В статье рассматриваются условия реализации партнерских отношений в системе дополнительного образования. Выявлены некоторые противоречия реальной практики, затрудняющие организацию партнерской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Рассмотрены три основных этапа, обеспечивающих установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации образовательных программ нового типа, уровня и направленности. Рассмотрено взаимодействие учреждений дополнительного образования, которые основаны на принципе кооперации, где обе стороны являются равноправными партнерами при непосредственном и прямом обмене ресурсами. Приведены примеры образовательных организаций, которые привлекают партнеров, для достижения конкретных целей. Социальное партнерство здесь не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии. Именно этот аспект его организации и реализации вызывает отказ или нежелание вовлекаться в построение новых моделей и отношений для достижения целей. Сделаны выводы что для осуществления механизма организации партнерских отношений учреждении дополнительного образования детей с другими сторонами необходим четкий план (алгоритм) и следование ему, грамотное использование ресурсов управления администрацией образовательной организации, а также заинтересованность и слаженность работы коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PARTNERSHIP RELATIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article discusses the conditions for the implementation of partnerships in the system of additional education. Some contradictions of real practice, which complicate the organization of partnership activities in institutions of additional education of children, are revealed. Three main stages were considered to ensure the establishment of long-term cooperation and the attraction of necessary educational resources for the implementation of educational programs of a new type, level and orientation. The interaction of institutions of additional education, which are based on the principle of cooperation, where both parties are equal partners in the direct and direct exchange of resources, is considered. Examples of educational organizations that attract partners to achieve specific goals are given. Social partnership is not limited to one-time actions, but is built on a long-term basis and mutual trust. It is this aspect of its organization and implementation that causes refusal or unwillingness to be involved in building new models and relationships to achieve goals. Conclusions have been made that a clear plan (algorithm) and adherence to it, proper use of management resources of the administration of an educational organization, as well as the interest and coherence of the work of the team are necessary for the implementation of the mechanism for organizing partnerships with the establishment of additional education of children with other parties

Текст научной работы на тему «Организация партнерских отношений в системе дополнительного образования детей»

педагогические науки

Груздева Марина Леонидовна, Смирнова Жанна Венедиктовна ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0019

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

© 2019

Груздева Марина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры

«Технологий сервиса и технологического образования» Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются условия реализации партнерских отношений в системе дополнительного образования. Выявлены некоторые противоречия реальной практики, затрудняющие организацию партнерской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Рассмотрены три основных этапа, обеспечивающих установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации образовательных программ нового типа, уровня и направленности. Рассмотрено взаимодействие учреждений дополнительного образования, которые основаны на принципе кооперации, где обе стороны являются равноправными партнерами при непосредственном и прямом обмене ресурсами. Приведены примеры образовательных организаций, которые привлекают партнеров, для достижения конкретных целей. Социальное партнерство здесь не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии. Именно этот аспект его организации и реализации вызывает отказ или нежелание вовлекаться в построение новых моделей и отношений для достижения целей. Сделаны выводы что для осуществления механизма организации партнерских отношений учреждении дополнительного образования детей с другими сторонами необходим четкий план (алгоритм) и следование ему, грамотное использование ресурсов управления администрацией образовательной организации, а также заинтересованность и слаженность работы коллектива.

Ключевые слова: дополнительное образование, партнерские отношения, образовательная деятельность

ORGANIZATION OF PARTNERSHIP RELATIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

© 2019

Gruzdeva Marina Leonidovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department «Technology of Service and Technological Education» Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: [email protected])

Abstract. The article discusses the conditions for the implementation of partnerships in the system of additional education. Some contradictions of real practice, which complicate the organization of partnership activities in institutions of additional education of children, are revealed. Three main stages were considered to ensure the establishment of long-term cooperation and the attraction of necessary educational resources for the implementation of educational programs of a new type, level and orientation. The interaction of institutions of additional education, which are based on the principle of cooperation, where both parties are equal partners in the direct and direct exchange of resources, is considered. Examples of educational organizations that attract partners to achieve specific goals are given. Social partnership is not limited to onetime actions, but is built on a long-term basis and mutual trust. It is this aspect of its organization and implementation that causes refusal or unwillingness to be involved in building new models and relationships to achieve goals. Conclusions have been made that a clear plan (algorithm) and adherence to it, proper use of management resources of the administration of an educational organization, as well as the interest and coherence of the work of the team are necessary for the implementation of the mechanism for organizing partnerships with the establishment of additional education of children with other parties.

Keywords: educational results, competencies, professional competence, evaluation funds, fund of evaluation funds

Во все времена образование выступало одним из важнейших факторов, так или иначе влияющих на рост экономических, социальных, гражданских институтов общества, создающих нравственно-культурную основу социума, формирующих и развивающих элитный слой общества, способный к воспроизведению кадрового потенциала и умы страны.

Дополнительное образование детей на современном этапе являются неотъемлемой частью развития личности, так как именно в условиях такого вида обучения по мнению многих ученых всего формируется творческая активность мышления, высокая культура умственного труда обучающихся, конкурентоспособность и образованность личности.

Образовательное учреждение априори должно являться открытой организацией, что определяется, в первую очередь, системой партнерских отношений, то есть связей с различными сферами общества, например, органами власти, предприятиями, учреждениями образования, культуры, искусства и науки и др. Данный вид сотрудничества построен на взаимовыгодных условиях и направлен на качественное развитие обеих сторон.

Данное взаимодействие основано на принципе кооперации, где обе стороны являются равноправными

партнерами при непосредственном и прямом обмене ресурсами. Например, образовательная организация привлекает, таким образом, ресурсы партнера, необходимые для достижения конкретных целей. Социальное партнерство здесь не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии. Именно этот аспект его организации и реализации вызывает отказ или нежелание вовлекаться в построение новых моделей и отношений для достижения целей.

Изучив литературу по проблеме исследования, выявлены некоторые противоречия реальной практики, затрудняющие организацию партнерской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:

- потребность в создании и развитии открытой, государственно-общественной системы образования и недостаточная готовность к использованию механизмов партнерского взаимодействия;

- необходимость в решении сложных нестандартных задач образовательного маркетинга, стереотипности, которая присуща в управленческом и педагогическом труде;

- естественное желание руководителя иметь дополнительные ресурсы управления и недооценка роли фактора социального партнерства в системе управления уч-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)

85

Gruzdeva Marina Leonidovna, Smirnova Zhanna Venediktovna pedagogical

ORGANIZATION OF PARTNERSHIP RELATIONS ... sciences

реждением дополнительного образования детей;

- ожидание быстрых результатов вводимых новшеств и несоответствие реальных результатов этим ожиданиям.

Учитывая выделенные противоречия, можно отметить, что успех в развитии партнерских отношений в системе образования зависит от учреждения дополнительного образования и выбранного партнера (или нескольких партнеров), а именно заинтересованности, активности и инициативности их руководителей, а также от правильно выстроенной последовательности совместной работы, четко организованной и планомерной организации деятельности [3-5].

В процессе создания учреждением дополнительного образования системы партнерских отношений с другими организациями можно выделить три основных этапа, обеспечивающих установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации образовательных программ нового типа, уровня и направленности.

Первый этап (подготовительный), основной целью которого является формулировка и постановка задач. Коллективное решение четко определенных задач может быть достигнуто посредством полученных ответов на следующие вопросы:

1. Что понимается под системой партнерских отношений?

2. Какие проблемы учреждения дополнительного образования детей возможно решить через развитие системы партнерских отношений?

3. Кто может стать основным партнером?

4. Что учреждение дополнительного образования может дать другим сторонам партнерских отношений?

Важным условием организации социального партнерства на первом этапе является мотивация коллектива образовательной организации, осознание трудоемкости и сложности предстоящей работы по формированию устойчивых связей с партнерами.

Результатами на данном этапе могут стать такие показатели как:

- коллектив учреждения дополнительного образования детей настроен на активное развитие партнерских отношений;

- сформирована база возможных партнеров с указанием форм сотрудничества;

- сформирована база образовательных программ.

Второй этап (организационный), целью здесь становится установление партнерских связей.

Основной деятельностью этапа являются:

- подготовка договора о сотрудничестве;

- разработка технологии партнерства;

- создание элементов будущего взаимодействия;

- определение форм партнерских отношений;

- формирование круга партнеров;

- разработка модели сотрудничества.

Как видно, основой реализации данного этапа является установление партнерских связей, но успеху могут помешать как объективные, так и субъективные причины, например, если у сторон отсутствует взаимовыгодна, нет интереса, или отсутствуют навыки коммуникации и ведения переговоров. подготовиться к встрече, закрепить результаты переговоров [2].

Для успешного установление контакта с партнером необходимо тщательно готовиться к каждой рабочей встрече и обязательного закреплять (желательно письменно) результаты переговоров.

Результатом данного этапа могут стать подписанные соглашения сторон о сотрудничестве (социальном партнерстве).

Целью третьего этапа (системообразующего) становится объединение социальных партнеров и элементов партнерства в систему, поддержание налаженных контактов, выход взаимодействия сторон и учреждения дополнительного образования детей на технологический 86

уровень [1].

Результатами третьего этапа могут стать:

- разработаны и утверждены должностные инструкции специалистов учреждения дополнительного образования для продуктивной работы с социальными партнерами;

- утверждена программа сотрудничества;

- собран пакет документов: соглашения (договоры) о сотрудничестве, программы взаимодействия с организациями-партнерами, методическая документация, положения о ресурсном обеспечении и т.д.;

- собран пакет экспертных оценок;

- определены векторы дальнейшего сотрудничества на перспективу.

Для осуществления механизма организации партнерских отношений учреждении дополнительного образования детей с другими сторонами необходим четкий план (алгоритм) и следование ему, грамотное использование ресурсов управления администрацией образовательной организации, а также заинтересованность и слаженность работы коллектива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

2. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

3. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

4. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

5. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова ДМ. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.

Статья поступила в редакцию 03.02.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.