Научная статья на тему 'Партнерские отношения в дополнительном образовании: перспективы развития'

Партнерские отношения в дополнительном образовании: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2396
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СФЕРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна

В данной статье рассматривается процесс развития партнерских отношений в дополнительном образовании, как механизм и основной ресурс реализации концепции развития дополнительное образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партнерские отношения в дополнительном образовании: перспективы развития»

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Смирнова Жанна Венедиктовна, доцент (e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К Минина, г. Нижний Новгород, Россия

В данной статье рассматривается процесс развития партнерских отношений в дополнительном образовании, как механизм и основной ресурс реализации концепции развития дополнительное образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, социальное партнерство, сфера дополнительного образования.

Социальное партнерство - ключевая задача преобразований сферы дополнительного образования.

Задача развития социального партнерства в сфере дополнительного образования детей является системообразующей в обновлении и повышении его качества.

Любое образовательное учреждение является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Влияние этой среды с каждым годом становится все более ощутимым, не случайно, говоря об образовании, сегодня все чаще употребляют такие слова, как конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, образовательный маркетинг и др. Социально-экономические условия, в которых живет и работают образовательные учреждения, вынуждают руководителей искать новые формы управленческой деятельности, новые, более совершенные механизмы управления, дополнительные ресурсы, способные обеспечить устойчивое функционирование и дальнейшее поступательное развитие учебного учреждения. Одним из перспективных направлений в этом отношении становится взаимодействие с социальными партнерами.

«Социальное партнерство» - относительно новое понятие. Оно появилось в России в связи со сменой форм собственности. Первоначальный смысл его состоял в том, что представители работников и работодателей должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе. На сегодняшний день термин получил расширенную трактовку: под ним понимают определенный тип социального взаимодействия, характеризующийся особым - основанным на равноправном сотрудничестве способом регулирования общественных отношений между различными социальными группами. При этом у разных авторов можно найти некоторые отличия в определениях. В. А. Михеев называет партнерство «цивилизованной системой общественных отношений», строящейся на основе договора, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по активным проблемам экономической и социально-политической жизни общества».

Педагоги-исследователи видят в социальном партнерстве два аспекта: организационный (в этом случае социальное партнерство рассматривается как объединение, содружество, союз, совместная деятельность и т.д.) и личностный (предполагает отношения, основанные на доверии, взаимопонимании, согласии и, более того, на чувстве сопричастности общему делу и даже сопереживании). И это не случайно, ведь партнерами образовательной организации могут выступать не только предприятия и учреждения, но и отдельные индивиды, в частности родители учащихся. При этом главным условием партнерских отношений можно считать следующее: добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития обучающихся.

На сегодняшний день каждая образовательная организация самостоятельно занимается разработкой механизмов поиска и установления партнерских отношений. Инициируя такого рода отношения, она стремиться вовлечь в них как можно большее количество участников. Среди них могут быть бюджетные организации, в том числе, образовательные, промышленные предприятия, малый и средний бизнес, общественные некоммерческие организации, органы местного самоуправления, учреждения культуры, здравоохранения, представители местного сообщества и др. Особый тип партнерских отношений складывается между школой и семьей, правда, в этом случае термин «социальное партнерство» употребляется с осторожностью, чаще его заменяют такими словами, как «сотрудничество», «взаимодействие», «работа школы с семьей», «поддержка семьи» и т.д.

Внутри образовательной системы социальными субъектами являются обучающиеся, преподаватели, руководители. Государство, как правило, принимает участие в социальном партнерстве на национальном, региональном и отраслевом уровнях, выполняя функции гаранта, контроллера или арбитра.

В связи с этим прослеживается два основных подхода к трактовке социального партнерства: первый подход (его называют «концептуальным») демонстрирует выход школы за границы своей «территории» (при нем возникают отношения между различными социальными слоями, группами в масштабах всего социума). Второй подход («инструментальный») рассматривает социальное партнерство как «технологию взаимодействия социальных субъектов в рамках конкретной сферы жизнедеятельности». Эти подходы могут сменять друг друга, сопрягаться друг с другом. Кроме того, партнерское взаимодействие может осуществляться непрерывно в течение достаточно продолжительного времени, а может быть ситуативным, возникающим в рамках проведения какой-либо акции или мероприятия.

Множественность вариантов партнерских отношений обусловливает наличие различных подходов к их классификации. Так, исследователи предлагают различать отношения:

- по форме (договорная, организационная);

- по уровню (макроуровень, мезоуровень, микроуровень);

- по видам взаимодействия (благотворительность, спонсорство,

кооперация, инвестиции).

При характеристике самого процесса развития партнерских отношений выделяются этапы - подготовительный, организационный, функциональный.

На первом - подготовительном - этапе определяются общие цели, ценностные установки, возможности и ресурсы (материальные, временные, социальные (знакомства, связи), кадровые и др.) сторон. Наличие именно общих целей считается особо важным условием для построения партнерства. Рассматривая данное условие на примере отношений семьи и школы, И.А. Хоменко пишет: «Если родители больше ориентированы на предметное обучение, а школа - на развитие социальных навыков детей, то конфликт между ними неизбежен; у родителей будут претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми, и ко многому другому».

Будучи еще потенциальными партнерами, стороны, также определяют степень возможной «полезности» друг другу. Как утверждают специалисты, на этом этапе необходимо провести два главных мероприятия: мониторинг запросов и ресурсов потенциальных партнеров и собственный «ценностный аудит». Результатом последнего становится четкое понимание своей миссии, своих приоритетов в области осуществляемой деятельности, что позволит привлечь именно тот контингент партнеров, которому позиция образовательной организации покажется особенно близкой. Таким образом, основным итогом первого этапа можно считать: осознанное желание образовательной организации и потенциальных партнеров к осуществлению совместной деятельности.

На втором этапе определяются юридические рамки партнерства. Правовое оформление отношений социального партнерства осуществляется путем заключения договоров. На сегодняшний день большинство образовательных организаций ограничиваются заключением договоров лишь с родителями или законными представителями обучающихся. Вместе с тем, заключение соглашений и договоров о сотрудничестве с организациями, учреждениями или предприятиями позволяет более точно определить границы участия партнеров в предполагаемой совместной деятельности, к тому же - исключить возможные риски и тем самым увеличить эффективность сотрудничества. При оформлении договорных обязательств образовательные организации чаще всего разрабатывают и подписывают такие документы, как договор о сотрудничестве, совместной деятельности, координации и т.п. При этом используются и синонимы термина «договор»: «соглашение», «контракт», «протокол».

В любом случае документ должен устанавливать обязательства сторон, приоритетные направления деятельности, условия, при которых эта деятельность может осуществляться. Далее начинается этап строительства

партнерских отношений - разрабатываются партнерские проекты, планируются совместные мероприятия, происходит дальнейшая детализация функций обеих сторон и их непосредственная реализация. Все это должно происходить при соблюдении принципов добровольности, взаимной заинтересованности, ответственности сторон, а также обоюдного доверия. Только таким образом могут устанавливаться взаимовыгодные отношения, служащие основой долгосрочной совместной деятельности.

Показательно, что именно доверию исследователи уделяют первостепенное значение. Формируется оно при соблюдении партнерами всех своих договоренностей, включает партнерскую поддержку (своевременное информирование, консультирование, принятие компромиссных решений в случае возникающих затруднений и т.д.) и возможно лишь при продуктивности сложившихся отношений. Каждое из этих слагаемых является обязательным на всех этапах партнерского взаимодействия, в своей совокупности они позволяют укрепить отношения, повысить уровень доверия партнеров друг к другу, что и может привести к долгосрочным партнерским связям. Напротив, утрата лишь одного из них ведет к непониманию, взаимным претензиям и, в конечном счете, разрыву отношений. Так, например, недостаточное информирование партнера о ходе совместного проекта чревато рассогласованием позиций, рассредоточенностью действий, а значит, и малой эффективностью осуществляемой деятельности. Последнее ставит под сомнение необходимость партнерства как такового. Или напротив: постоянные переговоры по выявлению и согласованию позиций участников того или иного проекта позволяют повысить компетентность сторон, укрепить возникшие между ними отношения и перевести их на более высокий уровень.

В связи с этим школе приходится во многом изменять систему своего внутреннего взаимодействия: на смену встречам на уровне директор - руководитель приходят совещания или круглые столы, родительские собрания переходят в форму «встреч рабочих групп по реализации совместных проектов»; партнеры, подчеркивая важность роли, друг друга в совместной деятельности, информируют сообщество о своих заслугах, достижениях, позитивных сдвигах в решении конкретных проблем и т.д. Основываясь на вышеназванных принципах - принципах добровольности (добровольного признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений), обоюдной ответственности партнеров за общее дело (выполнения партнерами своих обязательств в соответствии с достигнутыми договоренностями), взаимной заинтересованности и доверия, только и возможно строить по-настоящему партнерские отношения.

Исследователи подчеркивают, что этап строительства партнерских отношений может быть весьма длительным. Он требует современного, инновационного менеджмента: наличия команды, включающей не только директора и завучей, но и педагогов - наиболее активных и деятельных членов коллектива, особых методов и технологий управленческой деятельно-

сти, новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. Таким образом, в учреждении меняется многое: структура и содержание деятельности, позиции педагогов и воспитанников, микроклимат их взаимоотношений, методика и содержание обучения. Все это приводит к повышению качества образования, расширению спектра образовательных услуг, привлечению дополнительных интеллектуальных, имущественных, социальных ресурсов и, как результат - к развитию социализации и профориентации самих обучающихся. В этом как раз и заключается основное значение социального партнерства: эффективное взаимодействие обеспечивает повышение качества образовательного процесса.

Полноценное партнерство как механизм взаимодействия школы и местного сообщества относится уже к «зрелому» этапу деятельности. На нем отношения между социальными партнерами формализуются, им, как говорят специалисты, становится «присуща правовая обеспеченность (обоснованность) партнерства» . Субъектами партнерства создаются планы совместной деятельности, разрабатываются и реализуются проекты, направленные на улучшение жизни самой школы и местного сообщества, проводятся различного рода мероприятия и т.д. Кроме того, на данном этапе часто инициируется создание некоммерческих организаций - благотворительных фондов, разного рода советов, ассоциаций, целью которых является развитие школы как образовательного учреждения.

Таким образом, школа формирует «открытое пространство» своей деятельности, вовлекая в него всех, кто заинтересован в ее развитии и продвижении. Педагогический коллектив школы начинает ощущать ее своеобразным центром, «зоной сопряжения интересов» всех, кто не равнодушен к судьбам ее воспитанников. Инициируя, актуализируя и координируя социальное партнерство, школа сама поднимается на новый уровень своего развития.

Список литературы

1. Зеленецкая Т.И. Социальное партнерство в образовании: школа и местное сообщество / Т.И. Зеленецкая // Идеи и идеалы. - 2012. - № 2(12). - С. 87

2. Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения / И.А. Хоменко // Директор школы. - 2006. - № 7. - С. 28

3. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика: учеб. для вузов / В. А. Михеев. - М.: Экзамен, 2001. - С. 4

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174

5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О рекламе» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=3 10115&fld= 134&dst= 1000000001,0&rnd= 0.7637802037827324#02877507842626923

6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308564&fld=134&dst =1000000001,0&rnd=0.30801273605200663#09670001905096346

Smirnova Zhanna Venediktovna, associate Professor

Nizhegorodsky state pedagogical University named after Kozma Minin (Minin

University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

(e-mail:z.v.smirnova@mininuniver.ru)

PARTNER RELATIONS IN ADDITIONAL EDUCATION:

DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract. This article discusses the process of development of partnerships in additional education, as a mechanism and the main resource for the implementation of the concept of additional education development. Keywords: additional education, social partnership, additional education.

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент (bystrova_nv@mail.ru) (cveta-ts@yandex.ru) Пулькина Елена Евгеньевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (cveta-ts@yandex.ru)

Изменения в структуре и содержании процесса управления образовательным учреждением, интенсивность преобразовательных процессов в социальной сфере, сложности прогнозирования развития образовательного учреждения определяют актуальность исследования, посвященное управлению процессом профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, управление процессом профессионального образования.

В последнее время количество исследований, посвященных проблеме управления процессом профессиональной подготовки в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, возросло.

Исследуя генезис понятия «управление» в трудах отечественных и зарубежных ученых, можно выделить ряд ключевых этапов развития данного термина.

Классическая теория управления Ф. Тейлора отражала научное представление присущее XIX веку, а именно деление целого на отдельные части для того, чтобы лучше осуществлять контроль над ними. Управление базировалось на трех основных моментах:

1) рациональная организация труда;

2) разработка формальной структуры организации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.