Научная статья на тему 'Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами'

Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1648
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫПУСКНИК / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / УСЛУГИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / PARTNERSHIPS / SOCIAL PARTNERSHIP / GRADUATE / ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTION / STUDENT / SERVICES / INDEPENDENCE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Маркова Светлана Михайловна, Чайкина Жанна Владимировна, Булаева Марина Николаевна

Статья привлекает внимание к вопросам оперативности и самостоятельности решения профессиональных задач выпускников высших школ нового поколения. Для подготовки будущих студентов к быстрому темпу жизни, формирование творческой и самостоятельной личности должно начинаться еще на этапе получения общего образования. Всестороннее развитие данной личности и включение ее в современные ритмы жизни происходит, в том числе, и за счет обучения детей в учреждениях дополнительного образования. Однако, дополнительное образование также нуждается в совершенствовании для предоставления услуг на более высоком уровне. Авторы считают, что результативным инструментом в данном случае является создание партнерских отношений. Поэтому обосновывается необходимость организации партнерских отношений дополнительных образовательных услуг. Анализ полученной научной информации позволяет говорить о ценности партнерских отношений для учреждений дополнительного образования. Проведенное исследование результативности взаимодействия учреждения дополнительного образования и театральной студии позволяет сделать вывод о положительном взаимном влиянии, которое приносит пользу обеим сторонам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Маркова Светлана Михайловна, Чайкина Жанна Владимировна, Булаева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of partnerships for additional educational services on the example of the interaction of the educational institution with the health and cultural centre

The article draws attention to the issues of efficiency and autonomy of solving the professional tasks of graduates of high schools of the new generation. To prepare future students for a fast pace of life, the formation of a creative and independent personality should begin at the stage of general education. The all-round development of this personality and its inclusion in modern rhythms of life occurs, among other things, through the education of children at the institutions of supplementary education. However, additional education also needs to be improved to provide services at a higher level. The authors believe that a productive tool in this case is the creation of partnerships. Therefore, the article substantiates the need for organizing partnerships for additional educational services. Analysis of the obtained scientific information allows us to speak about the value of partnerships for institutions of additional education. The conducted research on the effectiveness of interaction between the institution of additional education and theatrical studio allows us to conclude that there is a positive mutual influence that benefits both parties.

Текст научной работы на тему «Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Дата публикации: 30.06.2019 УДК 378.147

О. И. Ваганова, Ж. В. Смирнова, С. М. Маркова, Ж. В. Чайкина, М. Н. Булаева

Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами

Статья привлекает внимание к вопросам оперативности и самостоятельности решения профессиональных задач выпускников высших школ нового поколения. Для подготовки будущих студентов к быстрому темпу жизни, формирование творческой и самостоятельной личности должно начинаться еще на этапе получения общего образования. Всестороннее развитие данной личности и включение ее в современные ритмы жизни происходит, в том числе, и за счет обучения детей в учреждениях дополнительного образования. Однако, дополнительное образование также нуждается в совершенствовании для предоставления услуг на более высоком уровне. Авторы считают, что результативным инструментом в данном случае является создание партнерских отношений. Поэтому обосновывается необходимость организации партнерских отношений дополнительных образовательных услуг. Анализ полученной научной информации позволяет говорить о ценности партнерских отношений для учреждений дополнительного образования. Проведенное исследование результативности взаимодействия учреждения дополнительного образования и театральной студии позволяет сделать вывод о положительном взаимном влиянии, которое приносит пользу обеим сторонам.

Ключевые слова: партнерские отношения, социальное партнерство, выпускник, учреждение дополнительного образования, обучающийся, услуги, самостоятельность, развитие

Ссылка для цитирования:

Ваганова О. И., Смирнова Ж. В., Маркова С. М., Чайкина Ж. В., Булаева М. Н. Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 500-514. сЬк 10.32744/pse.2019.3.38

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Accepted: 10 April 2019 Published: 30 June 2019

O. I. Vaganova, Zh. V. Smirnova, S. M. Markova, Zh. V. Chaykina, M. N. Bulaeva

Organization of partnerships for additional educational services on the example of the interaction of the educational institution with the health and cultural centre

The article draws attention to the issues of efficiency and autonomy of solving the professional tasks of graduates of high schools of the new generation. To prepare future students for a fast pace of life, the formation of a creative and independent personality should begin at the stage of general education. The all-round development of this personality and its inclusion in modern rhythms of life occurs, among other things, through the education of children at the institutions of supplementary education. However, additional education also needs to be improved to provide services at a higher level. The authors believe that a productive tool in this case is the creation of partnerships. Therefore, the article substantiates the need for organizing partnerships for additional educational services. Analysis of the obtained scientific information allows us to speak about the value of partnerships for institutions of additional education. The conducted research on the effectiveness of interaction between the institution of additional education and theatrical studio allows us to conclude that there is a positive mutual influence that benefits both parties.

Key words: partnerships, social partnership, graduate, additional education institution, student, services, independence, development

For Reference:

Vaganova, O. I., Smirnova, Zh. V., Markova, S. M., Chaikina, Zh. V., & Bulaeva, M. N. (2019). Organization of partnerships for additional educational services on the example of the interaction of the educational institution with the health and cultural centre. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 39 (3), 500-514. doi: 10.32744/pse.2019.3.38

_Введение

Современное общество развивается быстрыми темпами. Научно-технический прогресс не стоит на месте и привносит во все сферы жизни новые элементы, к которым социум научился оперативно подстраиваться. Сфера образования не является исключением. У общества появились новые потребности [1, с. 182]. Государство не могло игнорировать данный факт, поэтому высшие школы начали действовать в рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов, вследствие чего произошла смена образовательной парадигмы, целей обучения [17, с. 608]. Подготовка современных выпускников имеет большое отличие от традиционной подготовки. Обучающийся должен быть готов к самостоятельной деятельности и саморазвитию, быстрому ориентированию в изменяющихся условиях. Подготовка такого обучающегося должна начинаться еще на этапе получения общего образования [2, с. 4]. То есть, мы имеем ввиду, что формирование кадрового потенциала страны начинается еще в школьные годы. Высокая результативность развития личности достигается в совокупности освоения обучающимся основной образовательной программы в школе и обучения в учреждениях дополнительного образования [18, с. 707].

Дополнительное образование детей на современном этапе является неотъемлемой частью развития личности, так как именно в условиях такого вида обучения, по мнению многих ученых, формируется творческая активность мышления, высокая культура умственного труда обучающихся, конкурентоспособность и образованность личности [26, с. 132]. Образовательное учреждение, предоставляющее дополнительные образовательные услуги, как и любое другое социальное учреждение, всегда активно взаимодействует с внешней средой [25, с. 187]. Но для того, чтобы такое взаимодействие было не во вред, а наоборот выгодным всем сторонам, говорят о социальном партнёрстве. Раньше необходимости в поиске дополнительных ресурсов для организаций дополнительного образования не возникало, поскольку финансирование данной отрасли осуществлялось за счет государства, но сейчас центры детского развития вынуждены привлекать внешние ресурсы для предоставления образовательных услуг на должном уровне. Для развития организации, а иногда для ее «выживания» на рынке осуществляется поиск социальных партнеров, которые на взаимовыгодных условиях безвозмездно готовы сотрудничать. Цель данной статьи заключается в выявлении результативности организации партнерских отношений в рамках дополнительного образования.

В дополнительном образовании обучающийся всецело реализует свое право на свободный выбор, самостоятельно ставит цель и, как правило, достигает ее, «заглядывая» в свое жизненное предназначение. Вовлечение ребенка в специфические виды деятельности позволяет ему быстрее достичь психического равновесия и развития (основополагающая концепция А.В. Запорожца), что особо актуальным остается для современных родителей, которые стремятся ускорить достижение своим ребенком высоких результатов [9, с. 190].

Социальное партнерство - понятие, которое возникло в нашей стране при смене форм собственности [19, с. 130]. Первоначальный смысл термина состоял ранее в том, чтобы использоваться при решении споров путем переговоров, достижения компромисса сторон. При развитии экономических отношений данное понятие приобрело

еще как минимум несколько значений [20, c. 118]. Так, «социально партнерство» -это тип социальных отношений (между группами людей, структурами и т.д.); а также специальный механизм контакта между органами власти, работниками и работодателями [22, с. 56]. Кроме того, «социальным партнерством» называют особый тип социально-трудовых отношений в рыночной экономике, который обеспечивает равновесие между работниками и работодателями за счет сотрудничества и договорных отношений, представляющих интерес обеим сторонам [10, с. 54].

Термин «социальное партнерство», хотя и используется в нормотворчестве, в отношении педагогической (образовательной) деятельности он не имеет достаточно полного, точного определения. Он связан с такими понятиями, как «социализация», «конкурентоспособный специалист», «профессиональная мобильность», «образовательный маркетинг». Социальное партнерство в образовании - мало освоенное явление [11, с. 98]. При этом определенные его модификации существовали всегда. Партнерами в системе образования могут выступать дошкольные образовательные учреждения, школы, профессиональные образовательные учреждения и учреждения высшего образования. Партнёрские отношения чаще всего носят договорный характер [21, с. 105]. Договорные отношения могут иметь место в сфере: целенаправленного перехода обучающихся из дошкольного образовательного учреждения в определенные школы, из школ - в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки - к определенному работодателю; подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями. Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

_Материалы и методы

Материалами для проведения исследования выступили: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3в редакции от 1 января 2019 года, Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г., Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа 2016 г. № 2., Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ, Указ Президента РФ от 31.08.1999 N 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» и др.), а также мерами по реализации партнерских отношений. Для освещения вопросов, связанных с организацией партнерских отношений с учреждениями дополнительного образования мы использовали метод анализа, а также обобщения материла для обозначения основных выводов.

В процессе работы нами был использован метод опроса, который проводился несколько раз. Для выявления качества предоставляемых учреждением дополнительного образования «Радуга» (г. Нижнего Новгорода) услуг, среди родителей (их представителей) были проведены опросы. Первый был проведен в 2017 году. На тот момент учреждение не имело социальных партнеров. В опросе приняли участие 67 человек. На данном этапе было установлено, что учреждение дополнительного образования «Радуга» не имело особой популярности среди родителей и их детей. Педагогический состав был недостаточно широк, а качество предоставляемых услуг не являлось первостепенным показателем при выборе родителями этого учреждения для обучения детей.

В 2018 году учреждение дополнительного образования «Радуга» заключило договор о сотрудничестве с театральной студией «Рассвет». Студия начала свою работу в 2016 году, осуществляет занятия с детьми от 7 до 17 лет по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению, различные тренинги, этюды и постановки. Выступления организуются на театральной сцене.

Нами была проведена оценка результативности взаимодействия учреждения дополнительного образования «Радуга» с театральной студией «Рассвет» на основе анализа мнений сотрудников учреждения.

Опрос содержал несколько вопросов о функционировании учреждения. Среди респондентов были выделены руководство и педагогический состав. Благодаря сотрудничеству увеличилась посещаемость занятий и возросло количество обучающихся. По мнению руководства учреждения, обучающиеся готовы к обучению по новым направлениям, преподавательский состав также поддерживает данную позицию.

Поскольку проверка результативности социального партнерства показала положительные результаты следующим этапом стало заключение договора учреждения дополнительного образования с оздоровительным центром «Рост». Опрос по выявлению необходимости сотрудничества учреждения дополнительного образования детей «Радуга» с оздоровительным центром «Рост» проходил в электронной форме, его прошли 75 человек, в их числе были и те родители (их представители), дети которых уже посещают занятия в «Радуге». Анализ результатов показал положительное отношение к такому взаимодействию

Опрос родителей обучающихся учреждения дополнительного образования «Радуга» в конце 2018 года (в нем приняли участие 130 человек) показал увеличение количества обучающихся (за год существования партнерства) в два раза.

_Анализ литературы

Образовательное учреждение должно являться открытой организацией, что определяется, в первую очередь, системой партнерских отношений, то есть связей с различными сферами общества, например, органами власти, предприятиями, учреждениями культуры и образования, искусства и науки. Данный вид сотрудничества построен на взаимовыгодных условиях и направлен на развитие обеих сторон. Данное взаимодействие основано на принципе кооперации, где обе стороны являются равноправными партнерами при непосредственном и прямом обмене ресурсами [7, с. 110]. Например, образовательная организация привлекает, таким образом, ресурсы партнера, необходимые для достижения конкретных целей. Успех в развитии партнерских отношений в системе образования зависит от учреждения дополнительного образования

и выбранного партнера (или нескольких партнеров), а именно заинтересованности, активности и инициативности их руководителей, а также от правильно выстроенной последовательности совместной работы, четко организованной и планомерной организации деятельности [23, с. 70]. В процессе создания учреждением дополнительного образования системы партнерских отношений с другими организациями можно выделить три основных этапа, обеспечивающих установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации образовательных программ нового типа, уровня и направленности [24, с. 35].

Первый этап (подготовительный), основной целью которого является формулировка и постановка задач.

Важным условием организации социального партнерства на первом этапе является мотивация коллектива образовательной организации, осознание трудоемкости и сложности предстоящей работы по формированию устойчивых связей с партнерами.

Второй этап (организационный), целью здесь становится установление партнерских связей.

Основной деятельностью этапа являются:

1. подготовка договора о сотрудничестве [8, с. 92];

2. разработка технологии партнерства;

3. создание элементов будущего взаимодействия;

4. определение форм партнерских отношений;

5. формирование круга партнеров;

6. разработка модели сотрудничества.

Целью третьего этапа (системообразующего) становится объединение социальных партнеров и элементов партнерства в систему, поддержание налаженных контактов, выход взаимодействия сторон и учреждения дополнительного образования детей на технологический уровень [4, с. 395].

Результатами третьего этапа могут стать:

1. разработаны и утверждены должностные инструкции специалистов учреждения дополнительного образования для продуктивной работы с социальными партнерами;

2. утверждена программа сотрудничества;

3. собран пакет документов: соглашения (договоры) о сотрудничестве, программы взаимодействия с организациями-партнерами, методическая документация, положения о ресурсном обеспечении и т.д.;

4. собран пакет экспертных оценок;

5. определены векторы дальнейшего сотрудничества на перспективу [3, с. 380].

В системе дополнительного образования детей социальное партнерство является естественной формой существования. Одним из условий обеспечения качественного предоставления образовательных услуг является объективная оценка партнерских отношений, главной функцией которой является определение направления вектора развития совместной деятельности сторон. Ниже мы будем рассматривать результативность деятельность учреждения дополнительного образования «Радуга» во взаимодействии с такими партнерами как театральная студия «Рассвет» и оздоровительный центр «Рост», вектор развития которых направлен на организацию спортивной и культурной составляющей. Структура их партнерства отражена на рисунке 1.

образования

Вопросу оценки было посвящено множество исследований таких ученых как И.В. Аржанова, А.Г. Бадалова, М.Ю. Барышникова, Ю.В. Еленева и М.Е. Просвирина.

Оценочными объектами партнерского взаимодействия в системе дополнительного образования детей могут выступать:

1. результаты образовательной, воспитательной, творческой, научно-технической и инновационной деятельности учреждения;

2. показатели конкурентоспособности учреждения [5, с. 200];

3. уровень удовлетворенности предоставлением дополнительных образовательных услуг [6, с. 116].

В системе дополнительного образования детей механизм реализации партнерских отношений проявляется во внедрении и использовании разнообразных форм партнерского взаимодействия таких как: совместная разработка (корректировка) учебно-программных материалов для профессиональной подготовки специалистов; совместная проектная деятельность; проведение совместных мероприятий (конкурсов, творческих мероприятий, общественно-значимых проектов и т.д.); в совместном планировании партнерского взаимодействия; организация курсов повышения квалификации для обеих сторон или одной стороной для различных потребителей; привлечении ресурсов, в том числе финансовых, материальных, кадровых; участии в работе педагогического совета учреждения (иного органа), который осуществляет руководство процессом развития партнерских отношений; создании совместных органов различной направленности: центры, клубы, лаборатории, объединения и др. (научной, технической, творческой, инновационной направленности, например) [12, с. 1080].

Социальное партнерство в системе предоставления дополнительных образовательных услуг можно использовать как полезный, вместе с тем оригинальный ресурс, для учреждения дополнительного образования. Но для результативного использования данного ресурса руководителю организации нужно иметь четкое представление о механизме, технологии ведения партнерского взаимодействия, формах социального партнерства, наиболее подходящих для реализации в условиях данной образовательной организации [15, с. 1029].

О том, как будет взаимодействовать учреждение дополнительного образования с окружающей средой, может быть изложено в модели отношений, разработка которой на подготовительной стадии будет способствовать улучшению системы управления учреждением, обеспечению его конкурентоспособности на рынке дополнительных образовательных услуг, смягчению социальных последствий проводимых реформ в образовании [16, с. 210].

Для руководителя учреждения дополнительного образования детей важным моментом при организации партнерских отношений является также планомерное выполнение и соблюдение последовательности этапов. Так, кратко, первый этап посвящен анализу, поиску проблем управления; второй - разработке модели взаимосвязи учреждения с различными организациями, а также созданию новых форм партнерства; третий этап включает в себя экспериментальную апробацию, анализ результатов деятельности в рамках предложенной модели. При выборе социальных партнеров организации дополнительного образования детей необходимо руководствоваться главными параметрами: потенциальный партнер должен быть настроен на надежное долгосрочное взаимодействие - данный параметр необходимо учитывать для оценки результативности социального партнерства. Потенциальный партнер должен быть нацелен на результат, совпадающий всецело с целью, которую преследует организация дополнительного образования. При организации социального партнерства необходимо учитывать несколько шагов: полное исследование проблемы; сбор данных; встречи с потенциальными партнерами.

На данном этапе можно провести детализированную оценку партеров.

На втором шаге определяются потенциальные партнеры, происходит установление с ними контактов, обеспечивается их участие в мероприятиях для поднятия мотивации и взаимоактивности сторон [13, с. 1097].

Необходимо понимать, что партнерские отношения останутся на уровне переговоров, пока сторонами не будет задокументирована договоренность. Обычно для этого составляется договор или соглашение о сотрудничестве, в котором прописаны все права и обязанности. Соглашения, как правило, не имеют юридической силы, принимаются сторонами на условиях равноправия, добровольности, бессрочности, вариативности [14, с.1001].

Третий шаг необходим для согласования целей, задач, определения основных принципов сотрудничества, составления схемы (модели) партнерского взаимодействия.

Четвертым шагом осуществляется разработка плана совместной деятельности с выделением результатов на каждом этапе.

Пятым шагом партнеры управленческую создают на среднесрочный или долгосрочный период, с указанием критериев оценки промежуточных результатов реализации проекта. На данном этапе формулируется четкие общие правила, права и обязанности для всех участников взаимодействия, требования к коллективу, порядок разрешения конфликтов и споров, регламент предоставления отчетности по проекту.

На следующем шаге необходимо детализировать возможности и потребности каждой из сторон, рассмотреть ресурсное обеспечение, а также возможности привлечения дополнительных ресурсов.

С седьмого шага начинается непосредственно реализация совместного проекта.

Восьмым шагом становится оценивание результатов реализации совместного проекта и создание отчетной документации, в которой соотносятся задачи и предполагаемые результаты, оценивается результативность партнерства.

Девятым шагом осуществляется всесторонняя оценка партнерства, даются ответы на такие вопросы, как:

Как партнерские отношения влияют на развитие партнерских организаций?

Необходимо ли расторгнуть отношения с каким-либо партнером? Привлечь новых?

На данном этапе, основываясь на результаты полученной оценки, проводится корректировка задач совместной деятельности сторон.

Одиннадцатый этап характеризуется созданием структур с целью обеспечения долгосрочных партнерских отношений, органов управления совместными проектами.

На последнем этапе речь идет о создании условий продолжения социального партнерства либо решении о его прекращении.

При выстраивании партнерских отношений необходимо учитывать риски для каждой из сторон и осуществлять их оценку на каждом шаге реализации проектов.

_Результаты исследования

Организацию социального партнерства и выявление результативности мы рассмотрели на примере учреждения дополнительного образования «Радуга», которое начало функционировать в 1971 году. На момент открытия для детей были организованы следующие кружки: танцевальный, спортивный, театральный, патриотического воспитания, музыкальный, шитья, лепки, конструирования, иностранного языка. На базе учреждения также был организован детский лагерь, деятельность которого начиналась в летний период. В 1992 году деятельность учреждения была приостановлена. С 2005 года учреждение снова восстановило свою работу, однако количество кружков было сокращено, а деятельность лагеря упразднена. Активная работа «Радуги» возобновилась в 2012 году. Действовать начали кружок танцев, спортивный кружок, музыкальный, кройки и шитья, театральный, художественный, открылись направления гуманитарных и технических наук.

Для выявления качества предоставляемых учреждением дополнительного образования «Радуга» услуг, среди родителей (их представителей) были проведены опросы. Первый был проведен в 2017 году. На тот момент учреждение не имело социальных партнеров. В опросе приняли участие 67 человек.

Опрос представлен в таблице 1.

Таблица 1

Опрос родителей обучающихся учреждения дополнительного образования «Радуга»

(2017 год)

1 Устраивают ли Вас услуги, предоставляемые «Радуга»? Да/нет

2 Как давно Вы посещаете «Радуга»? • До месяца • От месяца до полугода • От шести месяцев до года • Более года

3 Сколько лет Вашему ребенку? • 7-9 • 10-14 • 15-17

4 Какие направления обучения привлекли Вашего ребенка? • Художественное • Физкультурно-оздоровительное • Театральное • Техническое • Гуманитарное

5 Выберите то, что, по Вашему мнению, стало результатом занятий Вашего ребенка в учреждении? • Ребенок приобрел актуальные знания, умения, практические навыки - тому, чему не учат в школе, но очень важно для жизни • Ребенку удалось проявить и развить свой талант, способности • Ребенок смог улучшить свои знания по школьной программе, стал лучше учиться в школе

6 Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору данного учреждения? • Территориальное месторасположение (близко к дому) • Советы знакомых и друзей • Качество услуг и гарантированный результат • Желание ребенка

7 Отвечает ли Вашим и Вашего ребенка интересам набор предлагаемых дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях, которые Вы посещаете? Да/нет

Анализ результатов позволил получить следующие данные. Более половины (55%) родителей считают что услуги образовательного учреждения не находятся на должном уровне. Большинство детей обучается в учреждении дополнительного образования около полугода. То есть можно сказать, что достаточно мало родителей согласны на то, чтобы их ребенок обучался в данном учреждении долгий период. В образовательном учреждении «Радуга» на 2017 год обучались дети в возрасте от 7 до 14 лет. Среди направлений обучения лидируют художественное (40%) и гуманитарное (30%), на третьем месте техническое (20%), театральное и физкультурно-оздоровительное направления получили по 5%. Результатом занятий детей, по мнению большинства родителей стало «развитие таланта и способностей» - 70%. Образовательное учреждение радуга большинство родителей выбрало для своих детей по такому показателю как близкое расположение к дому (50%), 5% респондентов ответили, что им помогли выбрать друзья и знакомые, 25% ориентировались на качество услуг, 20% учли пожелание детей. Стоит сказать, что процент родителей, ориентировавшихся на качество, слишком мал, следовательно, конкурентоспособность учреждения падала. На заключительный вопрос 60% родителей дали ответ нет.

В 2018 году учреждение дополнительного образования «Радуга» заключило договор о сотрудничестве с театральной студией. Нами была проведена оценка результативности взаимодействия учреждения дополнительного образования «Радуга» с театральной студией «Рассвет» на основе анализа мнений сотрудников учреждения.

Для работников был создан опросник, который содержал несколько вопросов о функционировании учреждения дополнительного образования «Радуга»:

1. какие образовательные направления, на ваш взгляд, стали наиболее продуктивными в учреждении для обучающихся после заключения договора о социальном партнёрстве с театральной студией «Рассвет»?

2. заинтересованы ли обучающиеся, по Вашему мнению, в посещении новых занятий?

3. как бы Вы оценили уровень проводимых занятий?

4. увеличился ли поток обучающихся после заключения договора о сотрудничестве?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. нуждается ли «Радуга» в дополнительном сотрудничестве с другими партнерами?

Участие в опросе приняли 30 респондентов, из которых 10 человек - руководство

учреждения и 20 человек - преподавательский состав.

Благодаря взаимодействию с театральной студией, в учреждении дополнительного образования появились такие направления обучения как актерское мастерство, сценическая речь, курсы ораторского искусства, кроме того, специалисты студии усовершенствовали существовавший в учреждении кружок актерской самодеятельности. Все 30 респондентов единогласно выступили за то, что данные направления стали для обучающихся интересными и как следствие оказали положительное влияние на формирование их личности.

По мнению руководства учреждения, обучающиеся готовы к обучению по новым направлениям, преподавательский состав также поддерживает данную позицию.

За месяц существования партнерства и преподавательский состав, руководство и родители смоли оценить его вклад в развитие учреждения дополнительного образования. Обучающиеся стали заниматься более активно, посещаемость увеличилась.

На сегодняшний день, при положительных показателях партнерства с театральной студией «Рассвет», руководство «Радуга» продолжает развиваться с помощью дополнительного сотрудничества с другими организациями.

Учреждение дополнительного образования «Радуга» и театральная студия «Рассвет» вводят в свою практику проведение совместных мероприятий, объединяющих в себе обучающихся и родителей обеих организаций, расширяя поле деятельности. Также в будущем планируется проведение встреч, дней открытых дверей, общих родительских собраний, консультаций, семинаров, тренингов для родителей и детей.

Поскольку проверка результативности социального партнерства показала положительные результаты, руководство учреждения дополнительного образования заключило договор с оздоровительным центром «Рост» для организации дополнительных услуг для детей, просветительских курсов для их родителей. Среди дополнительных занятий вводятся следующие: оздоровительная гимнастика; растяжка, легкая атлетика.

Оздоровительный центр «Рост» осуществляет свою деятельность с 2010 года, круглогодично принимает на отдых и оздоровление детей в возрасте от 10 до 17 лет. Предоставляет путевки на оздоровительно-образовательные проекты каникулярных смен, организацию досуговых программ для школьников (Осенний бал, Новый год, Масленица, дни здоровья), организацию тренингов и образовательных сессий для старшеклассников, организацию досуга спортивного, творческого, декоративно-прикладного направлений.

Для проверки востребованности такого сотрудничества на сайте учреждения дополнительного образования «Радуга» был размещен опрос, который могли пройти все желающие. Опросник представлен в таблице 2.

Таблица 2

Опрос по выявлению необходимости сотрудничества учреждения дополнительного образования детей «Радуга» с оздоровительным центром «Рост»

Обучается (обучался) ли Ваш ребенок в учреждении дополнительного образования «Радуга»? Да/нет

Довольны ли вы перечнем представленных дополнительных занятий? Да/нет

Посещаете ли Вы курсы по сохранению здоровья ребенка? Да/нет

Удобно ли Вам приводить своего ребенка именно в «Радугу»? Да/нет

Считаете ли Вы что Вам не хватает знаний по сохранению здоровья ребенка? Да/нет

Устраивают ли Вас новые специалисты в области здоровьесбережения? Да/нет

В опросе приняли участие 75 человек, в их числе были и те родители (их представители), дети которых уже посещают занятия в «Радуге».

55% опрошенных говорят о том, что их дети уже являются или являлись обучающимися учреждения дополнительного образования «Радуга». 80% родителей довольны списком занятий, оставшаяся часть внесла предложение о занятиях в бассейне непосредственно в оздоровительном центре «Рост». 70% родителей посещают курсы о детском здоровье (остальные, как показал анализ комментариев не могут посещать кур-

сы из-за загруженности на работе). 87% опрошенных считают, что месторасположение «Радуги» доступным и удобным. 77% опрошенных считают, что благодаря курсам они обладают необходимой информацией и хотели бы посещать их и в дальнейшем. 90% Опрошенных приветствуют появление новых специалистов в учреждении дополнительного образования «Радуга».

Количество обучающихся за год существования партнерства с оздоровительным центром и театральной студией выросло на 50%. Результаты опроса 2017 года, проведенного в конце 2018 года, также улучшились. В опросе приняли участие 130 человек.

95% родителей устраивают услуги учреждения дополнительного образования «Радуга». Дети стали обучаться в учреждении на долгосрочной основе. Возрастной диапазон обучающихся увеличился. Если в 2017 году обучались дети возрастом 7-14 лет, теперь этот показатель достиг семнадцатилетнего возраста. Среди направлений обучения театральное и физкультурно-оздоровительное направления повысили свои показатели и достигли 35% и 40%. Результатом занятий детей, по мнению большинства родителей, стало «развитие таланта и способностей» - 70%, кроме того, дети смогли улучшить свои знания по школьной программе, стали лучше учиться в школе. На диа-

л **

грамме 1 показаны результаты ответа на шестой вопрос.

Территориальное Советы знакомых и Качество услуг и Желание ребенка месторасположение друзей гарантированный

(6лизко к дому} результат

Диаграмма 1 Результаты ответа на вопрос «Что, на Ваш взгляд, поспособствовало

выбору данного учреждения?».

Как видно из полученных данных на сегодняшний день родителей (их представителей) теперь практически не волнует расположение учреждения, данный показатель перекрывает качество услуг и гарантированный результат обучения. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что «Радуга» улучшило качественные показатели предоставляемых услуг.

Нами также была проведена оценка объектов социального партнерства. В качестве объектов оценки социального партнерства учреждений выступили: имидж «Радуга» и «Рассвет»; уровень образовательных услуг «Радуга»; конкурентоспособность «Радуга».

По полученным данным имидж обеих сторон после заключения договора о сотрудничестве возрос. Это показывает увеличение притока обучающихся и рост доверия со стороны родителей. С приходом новых специалистов, обладающих необходимой квалификацией в области театрального искусства уровень образовательных услуг также возрос. На фоне улучшившихся показателей мы можем говорить о высокой конкурентоспособности учреждения дополнительного образования «Радуга» в городе.

_Обсуждение результатов

Успех партнерских отношений в системе дополнительного образования детей измеряется степенью улучшения предоставляемых услуг. Для того, чтобы партнерство принесло учреждению результативность при реализации совместных социальных проектов необходимо учитывать интересы обеих сторон, грамотно распределять ресурсы (финансовые, человеческие и т.д.). Сотрудничество должно приносить выгоду обеим сторонам. Исходя из проведенного эксперимента, мнений работников учреждений, мы можем говорить, что учреждение дополнительного образования «Радуга» и театральная студия «Рассвет» таковую выгоду имеют. После того, как «Рассвет» стал партнером «Радуга», театральной студией заинтересовалось много родителей, дети которых теперь обучаются в ней по расширенной программе. То есть, учреждение дополнительного образования не только расширило собственный спектр предоставляемых услуг, но и привлекло своих обучающихся к участию в театральной студии. Таким образом, мы видим взаимовыгодное сотрудничество. Кроме того, проведенный на сайте учреждения дополнительного образования «Радуга» опрос показал востребованность взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным центром. Опрошенные родители (их представители) считают, что дополнительные занятия и курсы, подготовленные специально для них необходимы. Также родителями приветствуется появление новых специалистов. Показатели опроса, проведенного среди родителей (их представителей) в 2018 году по поводу качества предоставляемых услуг, значительно улучшились по сравнению с 2017 годом, когда учреждение дополнительного образования «Радуга» не имело социальных партнеров.

Заключение

Система образования не стоит на месте. Увеличение потребностей общества и государства в высокопрофессиональных кадрах, разносторонне развитых будущих специалистов разнопрофильных областей, полифункциональных личностей, спровоцировало развитие социального партнерства. Такой вид взаимодействия необходим не только для спасения или развития организации, но и для совершенствования системы предоставления образовательных услуг, трансляции этого опыта.

В ходе исследования выяснено, что любое объединение современного учреждения дополнительного образования детей не в состоянии в одиночку успешно развивать свою деятельность, ему необходимо сотрудничать с обществом на уровне партнерства. Такой шаг позволит учреждению разрушить стереотипы общественного мнение о работе дополнительного образования, будет способствовать формированию позитивного общественного мнения и имиджа учреждения, а значит повышению спроса на дополнительные образовательные услуги, улучшению качества предоставляемых

услуг, качества подготовки выпускников, а также творческому саморазвитию учащихся и их высокообразованности.

Организация партнерских отношений в системе дополнительного образования детей является неотъемлемой частью функционирования учреждения дополнительного образования, но для его грамотного осуществления необходима подготовка. В ходе исследования в рамках работы были изучены теоретические аспекты, даны содержательные определения относительно новым понятиям в системе образования, выделены особенности и условия организации социального партнерства. Проведенный после организации социального партнерства между учреждением дополнительного образования «Радуга, театральной студией «Рассвет» и оздоровительным центром «Рост» опрос позволил выявить качественные показатели предоставляемых услуг учреждением дополнительного образования «Радуга» и выявить положительные результаты взаимодействия.

REFERENCES

1. Abramova N.S., Vaganova O.I., Kutepova L.I. Development of educational and methodological support in the context of the implementation of information and communication technologies. Baltic Humanitarian Journal. 2018. vol. 7. no. 2 (23). pp. 181-184. https://elibrary.ru/item.asp?id=35327269 (in Russian).

2. Ajeenkya D., Patil Y., Dr. Gagandeep Nagra and Dr. Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education. International Journal of Management. 2014. no. 5(5). p. 1-6.

3. Arkhipova M.V., Belova E.E., Gavrikova Y.A., Lyulyaeva N.A., Shapiro E.D. Blended learning in teaching EFL to different age groups. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, 622, pp. 380-386. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_49.

4. Aygul Zufarovna Ibatova and Natalia Viktorovna Ippolitova, Structuring the Content of Disciplines in Higher School Using a Block-Modular Rating System for Future Oil and Gas Engineers. International Journal of Civil Engineering and Technology, 2018, 9(3), pp. 394-399.

5. Barber M., Donnelly K., Rizvi S., & Summers L. An avalanche is coming. Higher Education and the revolution ahead, 2013, 73. http://www.studynet2.herts.ac.uk/intranet/lti.nsf/0/684431DD8106AF1680257B560052BCCC/$FILE/ avalanche-is-coming_Mar2013_10432.pdf

6. Bicheva I.B., Filatova O.M. Formation of the teacher-leader in the educational process of the university. Vestnik of Minin University, 2017, no. 3(20), pp. 5. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-5 (in Russian).

7. Braine G. Non-native educators in English language teaching. Routledge. 2013. Available at: https://www. taylorfrancis.com/books/9781135461867 (accessed 1 June 2019)

8. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE. Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 406-411. https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_52

9. Vaganova O.I., Gladkov A.V., Trutanova A.V. Formation of professional competencies of bachelors in the conditions of e-learning. Baltic Humanitarian Journal. 2017. vol. 6. no. 2 (19). pp. 190-193. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29415561 (accessed 1 June 2019) (in Russian).

10. Vaganova O.I., Ilyashenko L.K. The main directions of implementation technologies of student-centered education in high school. Vestnik of Minin University. 2018. vol. 6, no. 3. p.2 DOI: 10.26795 / 2307-1281-2018-6-3-2 (in Russian).

11. Vaganova O.I., Koldina M.I., Trutanova A.V. Development of the content of vocational and pedagogical education in the context of the implementation of the competence approach. Baltic Humanitarian Journal, 2017, vol. 6, no. 2(19), pp. 97-99 (in Russian).

12. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET), 2018, Volume 9, Issue 4, April, pp.1080-1087.

13. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET), 2018, Volume 9, Issue 4, April, pp. 1097-1105.

14. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET), 2018, Volume 9, Issue 4, April, pp. 1001-1007.

15. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers. International Journal of Mechanical Engineering and Technology, 2018, 9 (4), pp. 1029-1035.

16. Kutepov M.M., Vaganova O.I., Trutanova A.V. Possibilities of health-saving technologies in the formation of a healthy lifestyle. Baltic Humanitarian Journal, 2017, 6(3), 210-213. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30381912 (accessed 1 June 2019) (in Russian).

17. Lubov Kiryalovna Ilyashenko, Pedagogical Conditions of Formation of Communicative Competence of Future Engineers in the Process of Studying Humanitarian Disciplines, International Journal of Civil Engineering and Technology, 2018, 9(3), pp. 607-616.

18. Manikandan and M. Muthumeenakshi, Role of Engineering Education in Sustaining the Economic Development of India, International Journal of Mechanical Engineering and Technology, 2018, 9(3), pp. 706-710.

19. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. vol. 622; pp. 129-135. https://doi. org/10.1007/978-3-319-75383-6_17.

20. Pavlov A., Kindaev A., Vinnikova I., Kuznetsova E. Crop insurance as a means of increasing efficiency of agricultural production in Russia. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, 11(18), 11863-11868.

21. Perova T. V., Kuznetsova E. A., Vinnikova I. S., Kaznacheeva S. N., Chelnokova E. A. Essence of the role and characteristics of the operating conditions of enterprises before and after the transition to market relations from a macroeconomic position. International Journal of Applied Business and Economic Research, 2017, 15(12), 103-112.

22. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Krasikova O.G. Open electronic courses in the educational activities of the university. Vestnik of Minin University, 2017, no. 4(21), p. 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-9 (in Russian).

23. Smirnova Zh.V., Krasikova O.G. Modern tools and technologies for assessing learning outcomes. Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 3. P. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.

24. Smirnova ZH.V., Vaganova O.I., Trutanova A.V. Final state certification as a way to comprehensive assessment of competences. KarelianScientificJournal, 2017, vol. 6, no. 3(20), pp. 74-77. https://elibrary.ru/item.asp?id=30453035 (in Russian).

25. Smirnova Zhanna V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, 622, pp. 187-193.

26. Tsyplakova S.A., Grishanova M.N., Korovina E.A., Somova N.M. Theoretical bases of designing of educational systems. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2016. vol. 5. no. 1 (14). pp. 131-133 (in Russian).

Информация об авторах Information about the authors

Ваганова Ольга Игоревна Olga I. Vaganova

(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod) Доцент, кандидат педагогических наук Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences

Нижегородский государственный педагогический Minin Nizhny Novgorod

университет им. К. Минина State Pedagogical University

E-mail: vaganova_o@mail.ru E-mail: vaganova_o@mail.ru

ORCID ID: 0000-0001-8347-484X ORCID ID: 0000-0001-8347-484X

Смирнова Жанна Венедиктовна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru ORCID ID: 0000-001-9950-9824

Zhanna V. Smirnova

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru ORCID ID: 0000-001-9950-9824

Маркова Светлана Михайловна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ORCID Ю: 0000-0002-2138-2998

Svetlana M. Markova

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ORCID ID: 0000-0002-2138-2998

Чайкина Жанна Владимировна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: jannachaykina@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2829-8796

Zhanna V. Chaykina

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: jannachaykina@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2829-8796

Булаева Марина Николаевна Marina N. Bulaeva

(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Доцент, кандидат педагогических наук Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences

Нижегородский государственный педагогический Minin Nizhny Novgorod

университет им. К. Минина State Pedagogical University

ORCID ID: 0000-0002-9928-9451 ORCID ID: 0000-0002-9928-9451

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.