Научная статья на тему 'Социальное партнерство как фактор повышения качества среднего медицинского образования'

Социальное партнерство как фактор повышения качества среднего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / РЫНОК ТРУДА / NURSING EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аткнина Галия Петровна, Зорина Юлия Павловна

Проведен анализ функционирующей в средних медицинских образовательных учреждениях Республики Башкортостан системы взаимодействия с общественными, государственными организациями и учреждениями по организации межведомственного сотрудничества, отработке механизмов партнерства, нацеленных на согласование и реализацию интересов всех субъектов партнерства. Данная система социального взаимодействия позволяет изменять, проектировать, апробировать и определять новые методы эффективного функционирования образовательного учреждения в условиях модернизации образования. Социальное партнёрство в образовании на различных уровнях рассматривается в статье как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аткнина Галия Петровна, Зорина Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnerships as a factor in increasing the quality of nursing education

The analysis of functioning in the middle medical educational institutions of the Republic of Bashkortostan system of interaction with public organizations and institutions on the organization of interdepartmental cooperation, development of mechanisms of partnership, aimed at coordination and realization of interests of all subjects of the partnership. This system of social interaction allows you to change, to design, test and define new methods for the effective functioning of educational institutions in the conditions of modernization of education. Social partnership in education at various levels is considered in the article as a special type of interaction of educational institutions with actors and labour market institutions, public organizations aimed at the maximum coordination and realization of interests of all participants of this process.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как фактор повышения качества среднего медицинского образования»

Г.П. АТКНИНА Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Башкортостан

Ю.П. ЗОРИНА Бирский медико-фармацевтический колледж, Бирск, Башкортостан*

Социальное партнерство как фактор повышения качества среднего медицинского образования

В Стратегии модернизации российского образования подчеркнута важная роль профессионального образования в «кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью». Мобильный и

высококвалифицированный человеческий капитал признается основным ресурсом развития новой экономики. Здоровый, интеллектуально и физически развитый человек в динамично развивающейся экономике заявлен приоритетом социальной стратегии государства, а, следовательно, здравоохранительной и образовательной политики.

Указанная стратегическая задача актуализирует реформации в системе подготовки медицинских и фармацевтических кадров, требует обновления содержания профессионального образования, подходов к оценке качества выпускников. До недавнего времени система подготовки среднего медицинского и фармацевтического персонала строилась в рамках образовательных директив министерства здравоохранения, которые содержали учебные планы для ОУ и задания по организации производственной практики студентов для лечебных и

Л

аптечных учреждений1. Качество полученных знаний оценивалось по

Аткнина Галия Петровна, Зорина Юлия Павловна, е-mail: zorina vulia@rambler. ru

1 См.: Аминов Т.М. Становление и развитие медицинского образования в Башкирии // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 1. - С. 57-58.; Аминов Т.М.

традиционной схеме - 5-балльная оценка текущих и итоговых знаний по каждой изученной дисциплине. С полученным дипломом молодой специалист направлялся на работу, и задача образовательного учреждения на этом считалась выполненной.

Болонский процесс и развитие рыночных отношений в стране перевернули понимание образовательной стратегии, прежде всего в сфере профессионального образования. Во главу угла ставится понятие «учеба на протяжении всей жизни». Указанный вектор человеческой жизнедеятельности кардинально меняет парадигму профессионального медицинского образования и предполагает построение практико-ориентированной модели организации образовательного пространства с учетом такого важного фактора, как социальное партнерство. Исследуя вопрос о детерминированности качества образования и социального партнерства, мы учитываем противоречия, возникшие в сфере профессионального образования, четко сформулированные Т.М. Аминовым в диссертационном исследовании «Развитие системы профессионального образования в Башкирии: начало XVII века - до 1917 года». Он констатирует, что «на сегодняшний день возникли противоречия между возрастающими потребностями личности и общества в профессионалах высшей квалификации и недостаточным уровнем существующей системы их подготовки; между необходимостью создания механизмов социального партнерства учреждений профессионального образования с работодателями и недостаточной мобильностью институтов системы образования в обеспечении профессиональной, психолого-педагогической и нравственной готовности обучающихся к работе в условиях рыночных отношений; между потребностью современного образования в использовании позитивного исторического опыта профессионального образования и

Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX - начале XX века // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО - 2004. - № 2. - С. 57-75.

отсутствием обобщающих теоретических исследований в этой области; между необходимостью разработки современной системы профессиональной подготовки будущих специалистов и недостатком аналитического и эмпирического материала, раскрывающего процессуальный, целевой, структурный, содержательный и результативный компоненты профессионального образования»2.

Не рассеивая свое внимание на все отмеченные Т.М. Аминовым противоречия, мы сосредоточимся на проблеме социального партнерства, которая в современных условиях является одним из существенных факторов повышения качества профессионального (в нашем случае медицинского и фармацевтического) образования. Система социального партнерства сегодня стала неотъемлемой составляющей частью всех сфер общественной деятельности. В образовательной сфере социальное партнерство представляет собой многогранную интегрированную структурную взаимосвязь образовательного заведения с заказчиками в лице министерства здравоохранения республики, администраций городов и районов, медицинских и аптечных организаций, органов по труду и занятости населения. Целью социального партнерства в области среднего медицинского образования, безусловно, ставится подготовка кадров, отвечающих современным требованиям рынка медицинских и фармацевтических услуг, соответствующих потребностям практического здравоохранения и общества в целом.

Основным заказчиком медицинских и фармацевтических кадров в республике является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Круг вопросов, составляющих предмет социального партнерства медицинских образовательных учреждений с министерством здравоохранения республики, достаточно широк.

2 Развитие системы профессионального образования в Башкирии: начало XVII века - до 1917 года. Аминов, Тахир Мажитович. Автореферат диссертации. // http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovanija-v-bashkirii.html

Он включает определение содержания подготовки кадров; обеспечение контроля качества обучения; участие в укреплении материально-технической базы образовательных учреждений; организацию трудоустройства выпускников; оказание необходимой методической, консультативной помощи по вопросам медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения. В ходе реализации инновационной образовательной программы партнерские отношения с традиционным работодателем наполняются новым, компетентностно направленным содержанием. Дополнительно в связи с этим в русле социального партнерства решаются вопросы проведения внешнего аудита качества подготовки специалистов.

Практикоориентированность, как основополагающий принцип действия системы социального партнерства, определяет и такой важный момент в организации образовательного процесса, как объем обучающихся. Набор обучающихся и выпуск специалистов должны соответствовать потребностям рынка труда. Возможность устроиться на работу по специальности в определенной мере стимулирует познавательный интерес студентов, усиливает их профессиональную мотивацию. До недавнего времени контрольные цифры приема на обучение специальностям медицинского и фармацевтического профиля определяло Министерство здравоохранения РБ, опираясь в основном на педагогические стандарты комплектности учебных групп. Социальные реформации обусловили корректировку указанного процесса. На сегодняшний день министерство здравоохранения совместно с администрациями городов и районов, медицинских, аптечных организаций определяет потребность в специалистах по республике. На основании полученных данных формируется заказ образовательному учреждению на подготовку специалистов соответствующего профиля. На основании трехсторонних договоров о целевой контрактной подготовке, заключаемых студентами со средним медицинским

образовательным учреждением (СМОУ), с одной стороны, и с заказчиком - с другой, осуществляется прием в образовательное учреждение и подготовка специалиста. Подобная практика в республике отработана и имеет перспективы расширения в свете изменяющихся потребностей рынка труда. Следует подчеркнуть, что гибкость современной государственной образовательной политики позволяет учебным заведениям вносить коррективы в учебные планы и программы подготовки специалистов с учетом конкретных потребностей заказчиков. Это могут быть элективные курсы, курсы дополнительного профессионального образования, повышение профессиональной квалификации и т.д. Согласно рекомендациям практических работников здравоохранения и с учетом современных требований к уровню подготовки выпускников медицинского и фармацевтического профилей, в учебные планы колледжа из вариативной части выделены дополнительные учебные часы на формирование профессиональных компетенций. Таким образом, образовательное учреждение может оперативно реагировать на динамику потребностей рынка медицинских услуг и готовить специалистов, отвечающих запросам общества.

Социальное партнерство с медицинскими учреждениями осуществляется путем установления взаимодействия со следующими управленческими субъектами:

- руководителями учреждений здравоохранения республики - в плане осуществления общего руководства всеми видами производственной практики, назначения непосредственных руководителей в структурных подразделениях;

- заведующими отделениями - при организации практики в хирургии, терапии, педиатрии, отделениях реанимации, неврологии и т.д.;

- старшими медицинскими сестрами, которые чаще всего являются непосредственными руководителями, поэтому организуют и

контролируют выполнение программы практики в полном объеме, составляют характеристики по окончанию практики;

- заведующими лечебно-диагностическими центрами, лабораториями;

- заведующими фельдшерско-акушерскими пунктами;

- заведующими отделениями и станциями скорой медицинской помощи.

Работа на производственных участках - в аптеках, медицинских организациях, пусть даже в качестве практиканта - это, несомненно, сильнейшая мотивация дальнейшей профессиональной деятельности. Соприкосновение с чужой болью, сострадание, радость избавления пациента от боли - все эти чувства оставляют у студентов неизгладимое впечатление, становятся стержнем жизненной концепции. Нередки случаи, когда студент все виды производственной практики проходит в одной медицинской или аптечной организации и впоследствии туда же приходит работать молодым специалистом. Таким образом не только решается вопрос трудоустройства выпускника, который без особых трудностей адаптационного периода включается в производственный процесс, но, что важнее, учреждение здравоохранения получает профессионально мотивированного специалиста.

Сотрудничество средних медицинских образовательных профессиональных учреждений Республики Башкортостан с организациями практического здравоохранения реализуется и в таких формах, как научно-практические конференции по вопросам повышения качества профессионального образования, соответствия уровня подготовки специалистов требованиям регионального рынка труда, организации производственной практики и методического руководства ею. Сотрудники базовых медицинских организаций часто выступают руководителями выпускных квалификационных работ, рецензируют творческие работы студентов. Интересной формой сотрудничества

теоретического и практического здравоохранения являются конкурсы профессионального мастерства, участники которых - студенты, а их профессиональный уровень оценивают специалисты-практики. Сделанные авторами наблюдения показывают, что для студентов оценка уровня их профессиональной готовности специалистами практического здравоохранения весьма значима. Кроме того, происходит взаимное обогащение участников новейшими технологиями, знаниями, методиками и т.п.

Так разрешается отмеченное Т.М. Аминовым противоречие «между потребностью теории и практики профессионального образования в организации современного педагогического процесса и недостатком целостного обобщения и оценки прошлого опыта как теоретической базы для принятия научно обоснованных, с опорой на историческое знание, решений по обновлению и совершенствованию современной системы профессионального образования; между накопленным системой профессионального образования большим и многоаспектным опытом подготовки кадров и его недостаточным научным осмыслением в историко-педагогических исследованиях»3.

Реализация задачи повышения качества подготовки специалистов для системы здравоохранения республики предполагает систематический мониторинг заинтересованными сторонами результатов образовательного процесса. Уровень соответствия выпускников СМОУ требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и рынка труда выявляется, например, в ходе проведения выпускных квалификационных испытаний (ГИА). В состав Государственных итоговых аттестационных комиссий входят специалисты практического здравоохранения, имеющие высокий уровень профессиональных знаний. Результаты ГИА отражаются в

3 Развитие системы профессионального образования в Башкирии: начало XVII века - до 1917 года. Аминов, Тахир Мажитович. Автореферат диссертации. // http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovanija-v-bashkirii.html.

аналитических справках конкретно по каждой специальности, обсуждаются на совместных с представителями лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений заседаниях педагогических Советов, цикловых и предметных методических комиссий с последующей коррекцией содержания и форм обучения. Такая форма сотрудничества позволяет оперативно вносить изменения в образовательный процесс и своевременно учитывать специфику рыночных условий при подготовке специалистов. В связи с этим хочется подчеркнуть, что медицинские и фармацевтические кадры, подготовка которых осуществляется в системе среднего профессионального образования Башкортостана, востребованы не только на региональном рынке труда, но и далеко за пределами республики. Активно трудоустраивают выпускников и организации с негосударственной формой собственности. Ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников, адаптации их на рабочих местах проводится службами маркетинга и содействия трудоустройству выпускников при контроле со стороны министерства здравоохранения. Эта форма сотрудничества является структурным элементом системы социального партнерства и также нацелена на своевременную коррекцию образовательного процесса.

Система социального партнерства как любая другая структура не может успешно функционировать без научно-методической базы. Эту задачу педагоги медицинских образовательных учреждений решают совместно с широкой научной общественностью Башкортостана. Стратегия реализации содержания Федеральных государственных образовательных стандартов разрабатывается творческими объединениями работников средних и высших медицинских образовательных учреждений, обсуждается на научно-теоретических «круглых столах». Педагоги СМОУ и Башгосмедуниверситета совместно

выпускают дополнения к образовательным программам, учебные пособия, реализуют другие формы и виды творческого сотрудничества.

Важной составляющей системы социального партнерства является совершенствование кадрового потенциала, призванного реализовать образовательные стратегии, основанные на компетентностном подходе. Прежде всего, это касается подготовки профильных специалистов. Идеальный вариант, если образовательное учреждение в тесном взаимодействии с министерством здравоохранения и вузами, осуществляющими подготовку врачей и провизоров, целенаправленно готовит и приглашает на работу специалиста. Однако в современных условиях здесь кроется важная экзистенциальная причина, по которой молодые специалисты неохотно идут работать в ОУ - нет существенного материального стимула. Что касается заработной платы, то существует тарифная сетка квалификационных разрядов, установленных министерствами образования и труда, в соответствии с которой молодой специалист принимается на работу по низшему разряду, а, значит, на невысокую заработную плату. Второй немаловажный момент - обеспечение жильем. В современной России молодые специалисты не обеспечиваются жильем, как это было предусмотрено в советский период, и купить квартиру на невысокую зарплату нереально. Думается, что при решении подобных вопросов у участников системы социального партнерства есть над чем подумать.

Недостаточно гибкой является на сегодняшний день и система аттестации педагогов для повышения (подтверждения) квалификационной категории. Нормативные документы не предусматривают удовлетворение претендентов на более высокие квалификационные категории вне установленных сроков, хотя среди преподавателей достаточно креативных и компетентных специалистов, заслуживающих поощрения. Аттестационная процедура чересчур формализована, поставлена в зависимость от личного отношения к

аттестуемому руководителя учебного заведения, что часто препятствует ее прозрачности и демократичности. Учитывая необходимость стимулирования профессионального роста педагогов, авторы статьи считают, что следует откорректировать вопросы присвоения (подтверждения) квалификационных категорий в сторону демократичности, простоты и прозрачности. Здесь налицо прямая зависимость между качеством подготовки специалистов и уровнем компетентности преподавателей.

Важным элементом повышения профессионализма педагогов является повышение квалификации (ПК). Стажировка преподавателей в учреждениях практического здравоохранения с целью знакомства, приобретения знаний и умений по вопросам современного состояния оказания медицинской помощи и лекарственного обслуживания населения выступает одной из форм ПК и одной из сторон социального партнерства. Преподаватели специальных дисциплин при методической проверке производственной практики в аптечных учреждениях знакомятся с организацией работы аптеки по обслуживанию лекарственными средствами отдельных социальных групп населения на бесплатных и льготных условиях, с особенностями работы аптечных учреждений с различной организационно-правовой формой собственности и т.д. Стажировка преподавателей в структурных подразделениях медицинских учреждений позволяет ознакомиться с новейшими методиками и технологиями организации медицинской помощи населению. Однако этого опыта недостаточно, чтобы поддерживать высокий уровень профессиональной компетентности. Стоит заметить, что система повышения квалификации работников практического здравоохранения, прежде всего врачей, достаточно развита. Врачи регулярно обновляют на курсах свои профессиональные знания за счет работодателя. Что же касается преподавателей средних медицинских образовательных учреждений, то система социального

партнерства не срабатывает так, как бы хотелось. Актуальные курсы очень часто предлагаются на коммерческой основе, отсутствует возможность дистанционного обновления знаний, хотя эта форма работы сегодня весьма популярна.

Безусловной находкой в смысле повышения квалификации педагогов стали информационно-обучающие педагогические семинары (ИОПС), ежегодно проходящие на базе СМОУ республики. По итогам семинаров выпускаются печатные и электронные сборники методических разработок, пособий для выполнения самостоятельной работы студентов, методические пособия для преподавателей. Однако участниками семинаров, как правило, являются преподаватели образовательных учреждений. Участие в ИОПС представителей научного мира, практического здравоохранения, министерств здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, общественных организаций не только придало бы статус значимости указанным мероприятиям, но и способствовало бы совершенствованию методологической, учебно-методической, практикоориентированной основы образовательного пространства.

Социальное партнерство с перечисленными структурами дополняется совместной научно-исследовательской работой. На качество подготовки специалистов, несомненно, влияет состояние материально-технической базы. Приобретение оборудования, учебной литературы, мебели, наглядных средств обучения, оснащение компьютерных классов и лабораторий, конечно же, не обходится без помощи учредителя. Но в век быстро развивающейся информации содержание образования требует внедрения современных технологий обучения. В данной области образовательной деятельности при подготовке специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием одной из перспектив развития социального партнерства является расширение состава инвесторов из числа заинтересованных

организаций, а также расширение зоны охвата дистанционным обучением по заказам учреждений практического здравоохранения.

Образовательные реформы, проходящие в нашей стране, ставят сегодня вопрос о конкурентоспособности учебных заведений, их относительной самостоятельности в установлении контрольных чисел набора, степени коммерциализации обучения и т.п. В силу указанной причины тесное сотрудничество учреждений образования с учреждениями разной формы собственности становится все более актуальным. Думается, что перспективной станет подготовка специалистов медицинского и фармацевтического профиля по заказам учреждений негосударственной формы собственности, когда фирма будет оплачивать подготовку, как это делается, например, в Германии.

Повышение требований к качеству профессионального образования с неизбежностью требует поиска новых форм и методов взаимодействия всех структур, заинтересованных в высококвалифицированных специалистах. Средние профессиональные образовательные учреждения - лишь звено в этом взаимодействии, но звено значимое. В современных условиях развивающегося рынка, интеграции российского образования в систему мирового образовательного пространства в аспекте развития социального партнерства многое зависит и от инициативности образовательных учреждений. Поэтому актуальными становятся такие направления деятельности, как использование комплексного программно-целевого подхода к выработке мер по профессиональной ориентации и профессиональному сопровождению обучающейся молодежи, трудоустройству выпускников; оптимизация сотрудничества со средними образовательными учреждениями по направлениям профильной подготовки; расширение практики заключения трехсторонних договоров с заинтересованными организациями, учреждениями для целевой подготовки медицинских и фармацевтических кадров; мониторинг текущих и перспективных

кадровых потребностей; прогнозирование емкости рынка труда, трудоустройства специалистов и другие.

Аткнина Галия Петровна, Зорина Юлия Павловна. Социальное партнерство как фактор повышения качества среднего медицинского образования. Проведен анализ функционирующей в средних медицинских образовательных учреждениях Республики Башкортостан системы взаимодействия с общественными, государственными организациями и учреждениями по организации межведомственного сотрудничества, отработке механизмов партнерства, нацеленных на согласование и реализацию интересов всех субъектов партнерства. Данная система социального взаимодействия позволяет изменять, проектировать, апробировать и определять новые методы эффективного функционирования образовательного учреждения в условиях модернизации образования. Социальное партнёрство в образовании на различных уровнях рассматривается в статье как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Ключевые слова: социальное партнерство, среднее медицинское образовательное учреждение, сотрудничество, подготовка кадров, рынок труда.

Atknina G.P., Zorina Yu.P. Social partnerships as a factor in increasing the quality of nursing education. The analysis of functioning in the middle medical educational institutions of the Republic of Bashkortostan system of interaction with public organizations and institutions on the organization of interdepartmental cooperation, development of mechanisms of partnership, aimed at coordination and realization of interests of all subjects of the partnership. This system of social interaction allows you to change, to design, test and define new methods for the effective functioning of educational institutions in the conditions of modernization of education. Social partnership in education at various levels is considered in the article as a special type of interaction of educational institutions with actors and labour market institutions, public organizations aimed at the maximum coordination and realization of interests of all participants of this process.

Keywords: social partnership, nursing education, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.