Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА В ОБУЧЕНИИ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛЬ ПАРТНЕРСТВА / PARTNERSHIP / MODEL OF PARTNERSHIP / САМООРієНТОВАНЕ НАВЧАННЯ / АКТИВНЕ НАВЧАННЯ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ACTIVE TRAINING / САМООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SELF-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов А.О., Буркина Н.В.

В статье рассмотрена проблема самоориентированного обучения, а также разработана модель партнерства в обучении, позволяющая найти пути достижения партнерских отношений, которые способствуют самоориентированному обучению и сотрудничеству в приобретении знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODEL FOR PARTNERSHIP IN TEACHING

The article deals with the problem of self-oriented training. The model of partnership in learning has been developed. This model allows to find ways to achieve partnerships. It promotes self-oriented training and cooperation training in knowledge acquisition.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА В ОБУЧЕНИИ»

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА В ОБУЧЕНИИ

А.О.Блинов, доктор эконом. наук, профессор, Всероссийский заочный финансово-экономический институт,

г. Москва, РОССИЯ, Н.В.Буркина, канд. педагог. наук, Донецкий национальный университет,

г. Донецк, УКРАИНА

Розглянуто проблему самооргентованого навчання та розроблено модель партнерства у навчант, що дозволяе знайти шляхи розвитку значущих партнерських взаемин, як сприяють самоор1ентованому навчанню та ствпращ у набуттг знань.

Ключовi слова: партнерство, модель партнерства, самоор1ентоване навчання, ак-тивне навчання.

Постановка проблемы. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых, специалистов, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются конструктивностью, способных к сотрудничеству и выстраиванию своей профессиональной деятельности самостоятельно, учитывающих органическую связь между экономической продуктивностью и творчеством, с одной стороны, и стремлением человека к самореализации - с другой. Сегодня назрела острая необходимость в профильном обучении, основанном на идее выстраивания партнерских отношений с социумом. В связи с этим особую важность в сфере образования приобретают новые педагогические ценности, которые обеспечивают равноправные, педагогически плодотворные взаимоотношения между преподавателем и студентами. Таким образом, универсальным и в то же время идеальным субъектом обучения новейшего времени становится партнер. Идеальными отношениями между преподавателем и студентами становятся партнерские отношения. А эффективным механизмом достижения указанных взаимоотношений может выступить модель

партнерства в обучении, которая предлагается в данной статье.

Анализ актуальных исследований.

Педагогика сотрудничества, деятельност-ный подход, индивидуализация обучения, активация студентов - все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли преподавателя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления значительной аудиторией уже давно утратила свою универсальность, и стала губительной для продуктивного обучения, на что указывают многие исследователи и собственный опыт. По нашему мнению, преподаватель должен научиться занимать партнерскую позицию во взаимодействии со студентами.

Этимология слова «партнер» - французское «partnaire», английское «partner», однокоренное слово «parcener» - сонаследник, в свою очередь произошедшие от «portion» - доля, часть, порция и «partition» - разделение, распределение. Партнер - тот, с кем разделяю, сонаследую дело [1]. Партнерские отношения имеют в своей основе, помимо осознания общности цели, умение понять другого, найти то общее, что поможет субъектам взаимодействия, используя возможности

обеих сторон, действовать цивилизованно, разумно, для общего блага [2].

Партнерство, согласно исследованию ВЯ.Ляудис, характеризуется как высшая форма педагогических взаимодействий при решении творческих задач. В системе последовательно, циклично возобновляющихся форм ей предшествуют следующие: введение в деятельность, разделенные между учителем и учеником действия, имитируемые действия, поддержанные действия, саморегулируемые действия, самопобуждаемые действия, самоорганизуемые действия. По мере продвижения от одной формы к другой изменяется уровень ее самоорганизации, способы общения, возрастает свобода обучаемого в принятии целей и смыслов деятельности, а также в выдвижении новых [2]. Из ведомого он превращается в ведущего инициативного партнера. Способность к партнерству выступает как показатель обретения самостоятельности, развития продуктивной личности и высшей формы самоорганизации [3]. Наиболее высокой формой самоорганизации мы считаем самоориентированное обучение, которое на сегодняшний день еще практически не изучено.

Основатель оригинального направления консультирования и психотерапии -дианализа, В.Ю.Завьяло отмечает, что при самоориентированном подходе учитель создает условия для движения, служит примером, помогает найти пути к максимальному раскрытию потенциала ученика, его ресурсов. Учитель предостерегает от ошибок, помогает исправлять промахи. Обучающийся сам отвечает за свой выбор, свои результаты [4]. Такой путь более эффективен для целеустремленных личностей, стремящихся реализовать свои амбиции.

Достаточно много исследований в области самоориентированного обучения было проделано автором А.О.Блиновым. Так, в одной из работ, А. О.Блиновым отмечено, что самоориентированное обучение предполагает овладение студентами знаниями для самостоятельного обучения

под руководством преподавателя. Также подчеркивается, что самоориентированные студенты действуют более автономно: они берут на себя ответственность и инициативу в определении и реализации целей обучения. Разумеется, самоориентированный студент может разделить чью-то точку зрения и принять выбор, сделанный кем-то другим, но за ним всегда остается право на свою позицию [5].

Целью статьи является разработка модели партнерства в обучении, позволяющей лучше понять самоориентированное обучение и указать путь к развитию значимых партнерских отношений, которые способствуют и самоориентированному обучению, и сотрудничеству в приобретении знаний.

Изложение основного материала. В условиях усиления индивидуализации обучения, применения профессионально-ориентированного и деятельностного подходов в процессе обучения, по нашему мнению, эффективной является модель партнерства в обучении, построенная на основе самоориентированного обучения. Специфика данной модели заключается в следующем. Она включает в себя три основных параметра, каждый из которых принимает по три значения. Значения каждого параметра соответствуют разным уровням партнерства. На первом, самом низком уровне партнерства, каждый параметр принимает значение 0. На втором, более высоком - значение 1. И наконец, на третьем, наивысшем уровне -значение 2.

Рассмотрим более детально каждый параметр.

Первый параметр модели определяется выбором компонент методической системы обучения. Основной акцент здесь делается на целе-полагании (что учить и как учить). Рассматривая обучение как субъект-субъектную деятельность (преподаватель — студент), определим первый параметр модели относительно стороны, задающей цели, задачи и выби-

рающей формы, методы и средства обучения. Данный параметр мы назвали MS. Он принимает три значения, которые определяют степень самостоятельности студента в достижении партнерства. Значение 0 соответствует традиционному обучению (ТЯо), значение 1 — самоорганизационному обучению ^ОЯОо) и значение 2 — самоориентированному обучению (SORTo).

В традиционном обучении выбор компонента методической системы обучения осуществляется преподавателем, в самоорганизационном обучении постановка целей и задач выполняется преподавателем, а методы, формы и средства достижения поставленной цели выбираются студентами. На самом высоком организационном уровне — самоориентированний, выбор компонента методической системы выполняется студентами под руководством преподавателя. Отметим, что самоориентированная личность осуществляет полный и совершенно независимый выбор относительно цели и способов обучения.

Второй параметр модели отражает разные типы активности студентов в обучении с точки зрения источников данных содержания обучения. В модели он называется ACT. Здесь мы будем различать: ситуации по приобретению знаний, ситуации «чужого опыта» и ситуации по приобретению собственного опыта. В первом случае студенты черпают знания из монографий, статей, средств массовой информации, internet, лекций и др. При таком способе получения знаний из видов активности задейст-вуются в основном мышление и память. Потому первое значение второго параметра в модели мы определили как пассивное обучение (PASo) и придаем ему значение 0. Противоположным образом, то, что изучается в процессе ситуаций второго типа, приобретается путем наблюдений студентов за действиями других. Говоря о видах активно-

сти, в таких ситуациях помимо мышления и памяти задействуются эмоционально-личностное восприятие. Этому параметру в модели мы придаем 1 и определяем его как опосредованное обучение (OPSo). В ситуациях третьего типа личная деятельность и опыт учащегося, его взаимодействие с другими являются источником данных, необходимых для реализации целей обучения. Здесь максимально задействуются все виды активности, усиленно добавляя познавательную активность. Потому этот параметр мы определим с максимальным значением 2 и свяжем с активным обучением (ACTo).

Эти учебные ситуации также варьируют в зависимости от того, сколь велика личная вовлеченность студента в процесс приобретения информации. Наиболее активен студент, конечно, в ситуациях третьего типа.

Третий параметр модели представляет собой выбор различных стратегий или подходов к обучению. Назовем этот параметр STR. При одном подходе студенты устанавливают очень четкие и специфические цели обучения и претворяют в жизнь заранее спланированные учебные стратегии. Такой подход мы называем «запланированным» обучением, обозначим PLo и установим значение STR=0. Это рациональный, тщательно продуманный и ориентированный на учебные цели подход. Напротив, обучение может не планироваться заранее, а происходить в процессе событий, после свершившихся фактов. Студент осознает, что приобрел опыт, и исследует его потенциальную пользу для обучения, рассматривая его ретроспективно. Обучение в таком случае происходит на стадии заключения выводов о приобретенном опыте или на стадии обобщений, которые сделаны на основе приобретенного опыта. Устанавливается взаимосвязь между двумя явлениями, которые прежде казались совершенно несвязанными. Это требует умения наблюдать, размышлять, обобщать, предполагает занятия самоанализом,

а, кроме того, творчество. Такой подход мы назовем спонтанным, обозначим SPo и установим значение STR=2. Промежуточное состояние в использовании этих подходов позволило нам получить третье значение параметра STR=1, который обозначается GPLo. Он соответствует гибкому запланированному обучению, т.е. та-

кому виду запланированно обучения, при котором возможны и необходимы отклонения от плана при обнаружении дополнительных условий.

Для большей наглядности мы предлагаем визуализировать данную модель и приводим ее графическую интерпретацию нарис. 1.

Рис. 1. Модель партнерства в обучении

Составляющие каждого параметра данной модели изображены на кругах разного размера, что наглядно подчеркивает степень значимости каждого элемента в модели. Кроме того, по каждому параметру указано направление движения для достижения наивысшей цели, т.е.

стремления к самоориентированному обучению посредством активного спонтанного вовлечения в учебную деятельность. Данная модель позволяет эффективнее внедрять самоориентированное обучение и предполагает использование личностно-ориентированного, творческого обучения

и активных методов обучения.

Выводы. Таким образом, коэффициент вовлеченности в партнерство, согласно нашей модели рассчитывается по формуле P=MS+ACT+STR. Но для более простой интерпретации полученного коэффициента мы предлагаем рассчитать его относительное значение, т.е. степень вовлеченности в партнерство посредством самоориентированного обучения, которое будет определяться по формуле:

P O=MS+ACT + STRД00%, 6

где 6=2+2+2 - максимально возможная сумма набранных баллов в модели,

0, TR |0, PASo

MS = Jl, SORG ; ACT = J1, OPSo ; 2, SORT [2, ACTo

0, PLo STR = Jl,GPLo . 2, SPo

Для более четкого понимания формулы проведем анализ граничных значений, которые может принимать степень вовлеченности в партнерство.

Если студент:

1) находится на уровне традиционного обучения, т.е. всю творческую работу (постановку целей, задач, путей и методов их решения) выполняет за него преподаватель;

2) получая знания, не может воспользоваться чужим опытом и сформировать свой собственный опыт;

3) не может отойти от сформулированного ему плана обучения, даже в случае появления дополнительной интересной информации; то такая ситуация обучения соответствует минимальному уровню партнерства 0%, т.е. полному отсутствию партнерства в обучении.

И наоборот, если студент:

1) вышел на уровень самоориентированного обучения, т.е. сам предлагает проблемы и пути их решения;

2) активно взаимодействуя с другими, получает информацию, необходимую для

реализации целей обучения, и формирует свой опыт;

3) творчески подходит к появлению информации, устанавливает взаимосвязи между явлениями, наблюдает, размышляет, обобщает, занимается самоанализом;

4) обучается не сам, а под руководством преподавателя, то такая ситуация обучения соответствует максимальному уровню партнерства 100%.

Все остальные, промежуточные значения, которые может принимать величина степени вовлеченности в партнерство, соответствуют разным значениям параметров модели и указывают, на какой стадии партнерства находится каждый студент.

Отличительной особенностью построенной модели является то, что, выявив степень вовлеченности в партнерство студента и значения каждого параметра модели, по схеме можно увидеть дальнейшие перспективы развития партнерства. А это, в свою очередь, поможет преподавателю правильно выбрать траекторию развития студента и направить его по пути стремления к самоориентированному обучению и партнерству.

В целом, результаты опросов студентов позволяют заключить, что большинство из них, а особенно наиболее способные, позитивно отзываются о технологиях партнерства в обучении, которые позволяют учитывать их индивидуальные особенности и профессиональный контекст обучения.

1. Фокин Н.И. Словарь «Экономика: В начале было Слово» [Электронный ресурс]/ Н.И.Фокин, П.Н.Фокин. - Режим доступа. -ИПрС/ёМопагу-всопот^. ги.

2. Милушев В.Б. Принципы синергетики и их конкретизация при обучении математике /

B.Б.Милушев // Дидактика математики: про-блеми / дошдження. - М1жнар. зб. наук. роб1т. - Донецьк: Ф1рма ТЕАН. - 2008. - Вип.30. -

C. 7-15.

3. Чернявская А.П. Образовательные технологии: уч.-метод. пособие / АП.Чернявская, Л.В.Байбородова, ЛН.Серебренников, ИГХари-сова, В.ВБелкина, В.ЕГаибова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005.

4. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука : учеб. пособие /В.Я.Ляудис. -М., 1992. -159 с.

5. Завьялов В.Ю. Элементарный учебник дианализа / В.Ю.Завьялов. - Новосибирск: Из-во Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004. - 416 с.

6. Блинов А. О. Подготовка аналитиков для органов власти и управления / А.О.Блинов, О.С.Рудакова // Научный эксперт: Научный электронный журнал. - Вып. 10. - 2008. - С. 22 - 29.

Резюме. Блинов А.О., Буркина Н.В. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА В ОБУЧЕНИИ. В статье рассмотрена проблема самоориентированного обучения, а также разработана модель партнерства в обучении, позволяющая найти пути достижения партнерских отношений, которые способствуют самоориентированному обучению и сотрудничеству в приобретении знаний.

Ключевые слова: партнерство, модель партнерства, самоориентированное обучение, активное обучение.

Abstract. Blinov A., Burkina N. DEVELOPMENT OF MODEL FOR PARTNERSHIP IN TEACHING. The article deals with the problem of self-oriented training. The model of partnership in learning has been developed. This model allows to find ways to achieve partnerships. It promotes self-oriented training and cooperation training in knowledge acquisition.

Key words: partnership, model of partnership, self-oriented training, active training.

Стаття надйшла доредакцп 28.06.2011 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.