Научная статья на тему '«Вот так и живем», или подсуден ли персонаж художественного произведения?'

«Вот так и живем», или подсуден ли персонаж художественного произведения? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
132
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Вот так и живем», или подсуден ли персонаж художественного произведения?»

Экспертиза № 6 Н.Б. Лебедева

«Вот так и живем», или Подсуден ли персонаж художественного

произведения?

На разрешение специалиста поставлены следующие вопросы:

1. Содержит ли текст рассказа «Хроника одного избрания» информацию о конкретном лице?

2. Относится ли текст рассказа «Хроника одного избрания» к художественным текстам?

3. Каково место рассказа в общей структуре сборника «Вот так и живем»?

4. Является ли характеристика героев обобщением типичных представителей современного общества и отображением тех процессов, которые в нем протекают в настоящее время?

5. Может ли являться хроника художественным приемом?

6. Наличествует ли в тексте ненормативная лексика и суждения циничного характера?

В наше распоряжение были представлены следующие материалы: Сборники рассказов В.А. Рассыпнова («Вот так и живем. Рассказы». Изд-во Аз БУКА», Барнаул, 2005; «Встречи и расставанья. Повести и рассказы». Изд-во «Азбука», Барнаул, 2002); Исковое заявление о защите чести и достоинства, возмещении морального ущерба и компенсации морального вреда в Железнодорожный районный суд г. Барнаула; Отзыв на исковое заявление В.А. Рассыпнова.

Объект филологического исследования - текст сборника рассказов Рассыпнова Виталия Александровича «Вот так и живем» (Изд. Аз БУКА», Барнаул, 2005), частью которого является рассказ «Хроника одного избрания», ставший предметом судебного разбирательства.

• Средства и методы проведенного филологического исследования: жанроведческий, функционально-стилистический и семантический анализ

текста, данные нормативных словарей, справочников, специальной

349

литературы по лингвистике и теории литературоведения; сборники Фонда защиты гласности и Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам «Цена слова. Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации» (М., 2002); «Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации» (М., 1997); А.Л. Анисимов. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации (М., 2001).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

В нашем филологическом анализе мы исходим из следующих положений, разъясняющих содержательно-смысловую направленность текста, подлежащего экспертизе.

1. «Для анализа текста по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо как минимум ответить на три вопроса: 1) Содержит ли текст информацию о лице? 2) Содержит ли текст негативную информацию о лице? 3) В какой форме - утверждение, предположение - дана эта информация?» («Цена слова. Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства, деловой репутации». М., 2002, с.215).

2. «Художественный образ - единство субъективного и объективного. В нем отражаются существенные стороны действительности, заключено большое объективное содержание. Вместе с тем искусство вовсе не предполагает, чтобы его образы принимались за реальность» ( Юрий Борев. Художественный образ - форма художественного мышления. http://www.googl.com/search).

Лингво-юридическая суть конфликта по поводу содержания текста рассказа ««Хроника одного избрания» заключается в вопросе: является ли данный текст произведением, написанным по эстетическим

побуждениям автора, художественно обобщающим некие явления нашей

350

жизни, преломленные через субъективное восприятие автора, или текстом, специально написанным для того, чтобы распространить порочащие сведения об определенном лице или оскорбить его? И лишь в последнем случае автор текста несет юридическую ответственность за свои действия. На выяснение этого и направлены вопросы ответчика - автора данного рассказа, непрофессионального литератора, хотя и имеющего некоторый опыт литературной работы.

Источником конфликта искусства и жизни является то обстоятельство,

что многовековая эстетическая деятельность человечества выработала

определенные формы художественного освоения действительности,

делающих их тем самым общественно узаконенными. Эти формы таковы:

художественный вымысел, субъективная интерпретация действительности

под эстетическим углом зрения, образность мышления, типизация явлений

социальной и внутренней жизни человека и т.п. В силу этого художественная

жизнь условна, она отнюдь не означает копиального отображения

социальной жизни, более того, копиальность уничтожает художественность.

Их отождествление неправомерно, оно свидетельствует о низком уровне

понимания сущности словесного искусства. Персонаж не тождествен

конкретно-реальному прототипу (так, Кутузов в романе «Война и мир» Л.

Толстого не обязан быть копией Кутузова реального, так же, как Наполеон -

реальному Наполеону), лирический герой и рассказчик (даже если он пишет

от первого лица) или подразумеваемый автор не обязаны быть реальным

автором, приписывать которому действия, описанные в произведении

совершенно неправомерно, события в жизни и сюжет рассказа (повести,

фельетона, очерка, хроники) вполне оправданно могут не совпадать,

документы, фигурирующие в художественном тексте, не являются

документами в юридическом смысле и т.п. Если повесть начинается, скажем,

фразой «В нашем вузе, который навеки прославлен ректором, бравшим

взятки...», то никаких юридических предпосылок у читателей для поиска

местожительства автора нет, а у ректоров предполагаемого города нет

юридических оснований узнавать себя и подавать иски по поводу клеветы и оскорбления. Конечно, время от времени такого рода иски возникают (возьмем, к примеру, иск Черномырдина к сатирической передаче «Куклы», не получивший юридического следствия), но свидетельствуют они либо о низком уровне читательской и зрительской культуры, либо о стремлении «обуздать» критически настроенного автора, либо власть показать, либо создать себе «громкое имя».

Не является аргументом юридического доказывания и факт узнавания себя (или какого-либо другого конкретного лица) в персонаже. Узнавание может быть следствием мастерства автора, сумевшего создать яркий типический образ, ассоциируемый со многими реальными людьми, а может быть следствием психологических проблем какого-либо читателя, например, его излишней мнительности, подозрительности и пр. Еще М.И. Лермонтов в своем предисловии к «Герою нашего времени» писал, что наша публика настолько наивна и простодушна, что «самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности». Далее Лермонтов дает свое понимание того, что было названо «типичностью изображения»: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». В любом художественном произведении автор стремится не описать конкретного человека, а составить коллективный портрет, составленный из определенных черт разных представителей какой-либо группы людей, в частности, в анализируемом рассказе - деканов вузов (добавим - так, как автор это понимает). Удачно или неудачно он это делает - вопрос, не имеющий отношения к юриспруденции.

Из сказанного вытекает следующий вывод. Критерий «соответствие

действительности» является основным при юридической квалификации

утверждений как порочащих или клеветнических. В отношении же

художественного произведения этот критерий не имеет силы, поскольку, в

352

отличие от информативных публикаций (например, статьи в средствах СМИ), оно не предназначено для утверждения о чем-либо, а лишь выявляет точку зрения, мнение, субъективный образ отраженной и переработанной художественным мышлением автора действительности.

После этих предварительных тезисов перейду к анализу рассказов В.А. Рассыпнова.

Общие особенности рассказов, определяющие содержание филологического заключения по отдельным вопросам.

Публикация В.А. Рассыпнова «Хроника одного избрания» является литературным произведением и относится к художественной прозе (а не к документам или информативной публикации в СМИ) , а именно - жанру рассказа, написанному в стиле иронической социальной прозы, с элементами фельетона, представленного как хроника определенного события. Фабула рассказа - переизбрание декана в современном вузе. Эта публикация включена в сборник рассказов под названием «Вот так и живем» и помещена во вторую часть сборника с аналогичным названием. Литературный прием расположения материала в виде хроники является излюбленным приемом автора: так, например, рассказ «Приватизация» имеет подзаголовок «Хроника одного события», сюжеты других рассказов (например, рассказ «Наследство») также организованы в хроникальном ключе. Автор указывает конкретные дни, числа, годы, в которых происходят события, тем самым он стремится создать иллюзию документальности и точной достоверности описания. Данный литературный прием имеет целью приблизить описываемые события к читателю, создать ощущение включенности его в событийную канву, представить происходящее в рассказе как достоверное событие. Другой литературный прием, характерный для рассказов В.А. Рассыпнова, - преамбула, в которой автор рассуждает на более общие темы, формулируя проблемы, которые далее раскрываются путем описания конкретных событий. Этот прием призван «поднять» описание конкретных

явлений до уровня социальной проблемы, имеющей общественное и

353

актуальное звучание. Третий нередко встречающийся литературный прием автора - переход от рассуждений общего характера к собственно рассказу от первого лица, что часто позволяет писателям приблизить изображаемое к читателю, сделать повествование как бы узнаваемым, более личностным, включить читателя в сферу переживаний и размышлений рассказчика. Все эти приемы служат главной цели автора - включить читателя в размышления над общественно значимыми проблемами, повести доверительный разговор о том, что касается всех и каждого. Этой же цели служит и название сборника рассказов - «Вот так и живем».

Все жанровые, сюжетно-композиционные и стилистические особенности рассказов, начиная с заголовков, определяются этими, характерными для стиля В.А. Рассыпнова, особенностями.

Исходя из очерченных исследовательских установок и общих оценок рассказов, даем филологическое заключение по сформулированным вопросам.

Вопрос 1

Текст рассказа «Хроника одного избрания» не содержит информации

о конкретном лице, поскольку все лица, упоминаемые в тексте рассказа

являются его (рассказа) персонажами. К этому долбавим следующие, важные

в юридическом смысле, факты: а) фамилии и имена персонажей (кроме

имени и отчества ректора университета) не названы, персонажи рассказа

именуются по должностным функциям: декан, проректор, экономист,

главбух и пр., то есть имеют обобщенное значение; б) в аннотации сборника

прямо сказано, что в первой части сборника описаны реальные события и

лица, а «вторую часть составляют рассказы, героями которых являются

наши современники и события совсем недавнего прошлого. Здесь все имена и

фамилии героев вымышленные и автор просит читателя относиться к

совпадениям как явлению случайному», именно в этой - второй - части

сборника расположен рассказ «Хроника одного избрания», следовательно,

354

автор предупреждает о наличии художественного вымысла, обобщения, типового, а не индивидуально-конкретного отражения действительности; в) в преамбуле к рассказу (два первых абзаца текста) автор рассуждает о специфике деканской должности в вузе, дает свое объяснение тем личностным свойствам людей, которые обычно оказывались на это должности, и в данном аспекте сопоставляет два временных пласта -«прежние времена» и более поздние, когда «поменялась в стране власть»; таким образом автор рассуждает о «деканах вообще», в разные времена и в разных вузах. Право читателя соглашаться или не соглашаться с этими наблюдениями и выводами, но ни запретить, ни опровергнуть через суд эти мнения писателя читатель юридических прав не имеет.

Вопрос 2

Да, текст публикации «Хроника одного избрания» в жанровом

отношении квалифицируется как рассказ, то есть относится к

художественным текстам (уровень художественного мастерства не находится

в поле нашего исследования). Это не журналистский жанр репортажа с места

событий, не статья, изобличающая конкретное юридическое лицо, не

документ, не листовка - то есть к данному жанру не могут быть предъявлены

требования достоверности утверждений. Автор стремится показать

«типических людей в типических обстоятельствах»: фабула рассказа

(выборы декана) - типовая для вузов страны, в ней отражен типичный

конфликт «народ и власть», разрешение которого осуществляется типичным

(пока еще) демократическим путем - тайным голосованием, психологическая

канва также является типичной (негативная реакция проигравшего декана и

радужные надежды победившей стороны), представлен разнообразный

спектр поведенческих реакций различных групп людей: ректората, стоящего

«над схваткой», хотя и не скрывающего своего удивления

неспрогнозированным развитием событий; «подневольных» и зависимых

студентов, выступающих «как надо»; осторожных людей со стороны,

355

занимающих выжидательную позицию; скрытых и явных сторонников нового декана и др. Автор использует разнообразные литературные приемы типизации, среди них - приемы создания комического и сатирического, в которых немалую роль играют лексические и фразеологические средства (столкновение разнофункциональных выражений: наравне с терминами, профессионализмами и «высоким штилем», например «защита от тирании», используются явные «разговоризмы»: «в доску свой», «орать», «потрепаться с коллегами», «зло огрызнулась», «отшить»), разрушением фразеологизма буквальным толкованием («держаться за свое место зубами, руками, ногами и прочими частями тела»), прием сравнения («как крот натаскал в свою норку, то бишь кабинет»), яркая образность («женщина с ухватками фельдфебеля»). Насколько успешно используются эти приемы - вопрос, не имеющий отношения к юридико-филологической оценке текста.

Вопрос 3

Рассказ «Хроника одного избрания» является органичной частью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

второго раздела сборника, который поименован как и весь сборник - «Вот так

и живем». Этот раздел, как указано в аннотации, описывает не реальных

людей и события (это в первом разделе - «Встречи, встречи...»), а

современную жизнь в современных обстоятельствах. В этих рассказах автор

стремится передать пеструю, мозаичную картину различных сторон нашей

современной действительности. непростой жизни, полной неурядиц,

непредсказуемых поворотов в судьбах людей, их незащищенности перед

хамством, произволом чиновничье-бюрократического аппарата, стихийно

формирующимися рыночными отношениями, но при этом современный

человек выживает за счет теплоты, взаимовыручки и поддержки простых

людей. В человечности отношений между обычными людьми -

родственниками, коллегами, соседями - спасение нашей жизни, надежда на

то, что общество справится и выживет и на этом крутом вираже нашей

истории. Такова, на мой взгляд, основная «идеология» этого сборника, и

356

исследуемый рассказ полностью ей соответствует. «Тихий бунт» факультетского коллектива против тирании властной «женщины с ухватками фельдфебеля» завершился победой благодаря умению солидаризироваться, найти способ использовать законные методы борьбы, не потерять надежды в благополучный поворот событий, проявив общественную активность. Общая модальность этого рассказа также не выпадает из всей стилистической тональности «негромкого голоса» других рассказов, соответствующего негромкой повседневности частной жизни людей и факультетской в том числе. Отсутствие ярких мазков, гневных изобличений, высокопарности -все это создает единый стиль, узнаваемый в том море современной литературы, которая заполонила книжные магазины и киоски нашей современной жизни. Уважение к обычной, тихой, повседневной текучке, которая является и нашим бытом и нашим бытием, уважение к простым людям, простым радостям и горестям, которые и есть суть человеческой жизни - вот презумпция авторской позиции, которая подкупает читателя.

Вопрос 4

Да, характеристика героев является результатом стремления автора к

обобщению типичных представителей современного общества. Бывший декан

изображается как узнаваемый типаж. В вузовской среде у власти среднего звена

(заведующие кафедрами, деканы) немало женщин с властным характером,

которые не всегда умеют сопрягать требования, обусловленными его

социальным положением (выполнять распоряжения ректората, поддерживать на

факультете порядок и необходимую иерархию, справляться с обилием

разнообразных хозяйственных, воспитательных и пр. задач), с учетом

«человеческого фактора». Власть позволяет усиливать необходимые, в общем-

то, качества до негативных проявлений: высокомерности, чувства

вседозволенности, тирании. Властным натурам часто не хватает гибкости,

дипломатии, уважения к подчиненным. При всем том, что элементы

демократизма всегда были присущи высшей школе (выборная система,

357

ежегодные отчеты), в то же время степень контролируемости руководимым коллективом действий декана практически нулевая, что создает почву для накапливания негативного психологического потенциала и назреванию конфликтных ситуаций, переживаемых во всех коллективах всех вузов, а обострение конфликта, как правило, происходит раз в 5 лет - при выборах нового руководителя. Новая ситуация - появление в распоряжении декана денег - внесла новые краски во взаимоотношения «власти и народа». Характерны и фигуры ректората, которые видят ситуацию «сверху» и часто не догадываются об «окопной правде» рядовых сотрудников, в результате чего и оказываются перед непредсказуемой и непрогнозируемой ситуацией. Незащищенность и тотальная зависимость студентов от преподавателей и управленческих структур также является типичной. Таким образом, можно утверждать, что автор анализируемого рассказа стремится подметить и вскрыть типичные ситуации и типичные персонажи.

Вопрос 5.

Безусловно, нет никаких оснований сомневаться в эстетической

значимости хроникального расположения материала, оно является часто

встречаемым приемом художественного повествования. Можно много

привести примеров из отечественной и мировой литературы,

драматургии(достаточно вспомнить «Хроники» Шекспира) и кино, где

полностью или частично события выстраиваются во временную линию, с

указанием конкретных дат, а то и часов и минут. Такое расположение

материала позволяет вскрыть внутренние закономерности происходящего,

проследить динамику развития событий: нарастание напряжения, накопление

определенного психологического и событийного потенциала,

выливающегося в кульминационное разрешение конфликта. Так и в

анализируемом рассказе: во временном отрезке чуть больше недели

происходит переход от устоявшегося, казавшегося незыблимым порядка, с

глубоко уверенным в себе деканом и покорным коллективом к совершенно

358

новой для правящей верхушки ситуации. Хроникальное расположение событий позволяет проследить, как теряет своих сторонников старый декан и находит их новый - и все это происходит в обычной текучке повседневных дел: лекции, семинары, празднование юбилея, совещания. Этот способ подачи материала представляется художественно оправданным.

Вопрос 6.

В тексте отсутствует ненормативная лексика, хотя сниженная разговорная лексика и фразеология имеют место и выполняют свои эстетические функции: создание комического и сатирического эффекта, организация модальности непринужденного разговора как бы знакомых между собой людей, достижение эффекта доверительности и атмосферы интимности. Суждения циничного характера отсутствуют, хотя размышления о типичных свойствах и поведении людей, стремящихся к власти и деньгам, носят негативно-оценочный характер и сатирический оттенок.

Выводы

Таким образом, анализируемый текст - рассказ В.А. Рассыпнова «Хроника одного избрания» - является художественным текстом, в котором лица и события представлены не как реальные лица и события, а как персонажи и события художественного повествования, то есть как образы и обобщения, к оценке которых не применим критерий соответствия действительности в юридическом смысле, по отношению к ним применим лишь критерий художественности (мастерства, профессионализма). В художественном смысле критерий соответствия действительности сопряжен с узнаваемостью читателями лиц и событий в окружающей их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.