С.В. Доронина, О.Н. Матвеева Рассказ как правонарушение?
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1. Содержит ли текст рассказа «Хроника одного избрания» в книге «Вот так и живем» (автор Рассыпнов В.А.) информацию о конкретном лице?
2. Является ли информация, выраженная в словах, предложениях рассказа «Хроника одного избрания» в книге «Вот так и живем» (автор Рассыпнов В.А.) сведениями о фактах или оценочными суждениями?
3. Наличествует ли в тексте рассказа «Хроника одного избрания» в книге «Вот так и живем» (автор Рассыпнов В.А.) ненормативная лексика и суждения оценочного характера?
Методы исследования: в исследовании применены лексико-семантический, стилистический, семантико-прагматический, литературоведческий анализ.
Источники исследования:
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1985.
Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. М., 2003.
Квеселевич Д.И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка. М., 2005.
Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 2002.
Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М., 2000.
Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. Проблемы семантики. Новосибирск, 1986.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М., 1996.
Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы: Для судей и др. / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. М., 2004.
Понятия чести, достоинства и деловой репутации в текстах права и СМИ: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. М., 2004.
Словарь русского языка в 4-х тт. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984.
Теория и практика судебной экспертизы. СПб, 2003.
Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. М., 2002.
Энциклопедический словарь «Литературоведение». М., 1995.
Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы. Барнаул, 1999.
Юрислингвистика-3: проблемы юрислингвистической экспертизы. Барнаул, 2002.
Юрислингвистика-5: юридические аспекты права и лингвистические аспекты языка. Барнаул, 2004.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ Вопрос 1
Рассказ «Хроника одного избрания» входит в сборник рассказов В.А.Рассыпнова «Вот так и живем» и выдержан в стилистике других произведений, входящих в данный сборник.
Формат произведения (внешние, материальные признаки текста: издание в виде отдельной книги, оформление обложки, опубликование в виде сборника рассказов, включение анализируемого текста в цикл аналогичных рассказов, наличие предисловий и послесловий, выражающих коммуникативное намерение автора) является одной из его жанровых характеристик. В данном случае они подчеркивают неутилитарность текста (в отличие от официально-деловых, публицистических, научных текстов) и позволяют отнести его к художественному произведению.
Рассказ - это малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера, сообщающее об одном событии или типической черте персонажа.
Сюжет данного произведения составляет повествование об одном типическом событии (выборы декана) в одном из вузов современной России. В рассказе проявляются признаки фельетонного жанра - гиперболизация черт персонажей, в данном случае декана («женщина с ухватками фельдфебеля» (с.87)); избрание в качестве сюжетной линии достаточно тривиального
419
события, «житейской мути»; языковой строй произведения, основанный на стилевом контрасте высокой (название рассказа «хроника», «не соизволила попросить» (с.87), «пришли с челобитной и верноподданническими настроениями» (с. 88)) и разговорной («орать о своих правах» (с. 87), «компьютер с прибамбасами» (с.87), «думать тоже не вредно» (с. 89), «списки выборщиков» (с.89)) лексики и фразеологии.
Образный мир художественного произведения не является отображением реальной действительности, описывая некую условную (как правило, обладающую качествами типичности и обобщенности) ситуацию, лишь в генетическом аспекте могущую иметь отношение к реальным событиям и лицам. Однако даже в аспекте прототипов художественное произведение не может оцениваться как отображение реальной действительности. Реальные жизненные коллизии в этом случае выступают как материал, служащий автору средством изображения нового, принципиально иного содержания. Новое содержание в литературоведении обозначается термином «идея произведения».
Идейный замысел автора легко восстанавливается из общего контекста сборника рассказов и заключается в том, чтобы показать типические образы в современных жизненных обстоятельствах - на сломе эпох. Данный идейный замысел не является новым в истории русского художественного творчества (ср. «Обломов» И.Гончарова, «Поднятая целина» М.Шолохова, «Котлован» А.Платонова и пр.), произведения подобного рода появляются в каждой национальной культуре при смене социальной формации.
В рассказе «Хроника одного избрания» изображен типичный руководитель «среднего звена», деловые качества которого на «хлебном посту» деформировались в хамство, эгоизм и тиранию. Реалистично изображен также и достаточно аморфный, безгласный трудовой коллектив, которому новые демократические порядки вуза все-таки позволили совершить «бархатную революцию» на факультете. Таким образом, данный художественный текст выполняет особенные эстетические функции и задачи, которые не имеют отношения к действительному фактическому отражению каких-либо реальных ситуаций и лиц.
Жанр хроники и рассказ от первого лица как художественные приемы, служащие целям создания правдоподобия, не снимают условности мира художественного произведения. Использование
420
этих художественных приемов является вполне традиционным для русской и мировой художественной литературы.
Особенностью данного художественного произведения является наличие образа автора, который по законам художественной литературы именуется личным местоимением «Я». В связи с этим следует пояснить, что употребление указанного местоимения есть типичный художественный прием, вводящий в ткань повествования одного из героев произведения - рассказчика. Образ автора - это именно художественный образ, который создается в процессе творчества, как и все другие образы произведения, и не может быть тождествен реальному автору.
Идентифицирующие признаки реальных событий и лиц (ФИО, местонахождение и наименование вуза) в тексте отсутствуют. Высказывания типа «я», «на нашем факультете», «наш декан», «собственную кафедру» и пр. (дейктические и референциальные компоненты текста) идентифицирующую функцию в данном случае выполнить не могут, поскольку описывают условную действительность, созданную автором.
Адресатом произведения выступает неопределенный круг лиц (любой читатель), которые должны оценить его в координатах эстетической коммуникации, т.е. понять идею произведения.
Таким образом, текст рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания» информации о каком-либо конкретном лице не содержит, поскольку является художественным произведением.
Вопрос 2
В сфере судебного речеведения принято различать утверждения о фактах и оценочные суждения, при этом необходимо, чтобы утверждение о фактах возможно было проверить на соответствие действительности, а оценочные суждения относились к конкретному лицу.
Под фактом понимается истинное событие, действительное происшествие или явление, существовавшее или существующее на самом деле.
С формальной точки зрения утверждения о фактах в тексте анализируемого рассказа имеются. Однако такие утверждения о фактах не могут быть верифицированы, поскольку описывают особый мир - мир художественного произведения, являющийся от
421
начала до конца вымыслом автора. Условный мир художественного произведения не может быть соотнесен с реальной действительностью на предмет соответствия или несоответствия ей (см. ответ на вопрос 1).
В тексте рассказа также имеются многочисленные оценочные суждения, являющиеся одним из структурных элементов художественного произведения (например, «как крот, натаскал в свою норку» (с. 87); «декан наш - женщина с ухватками фельдфебеля» (с. 87); «было хорошее лицо с каменным выражением» (с. 89); «Вопросы были из резерва НКВД образца 37 года» (с. 90); «лицо - никакое. Даже нельзя назвать серым.» (с. 91) и пр.). Иными словами, оценочные суждения высказываются по отношению к персонажам, а не к каким-либо конкретным лицам.
Таким образом, информация, содержащаяся в тексте рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания», не может быть квалифицирована в принятых в области судебного речеведения категориях утверждений о фактах или оценочных суждений.
Вопрос 3
Под ненормативной лексикой в лингвистике понимаются нецензурные слова и выражения (синонимы: мат, брань). Лексем данной группы в тексте не содержится.
В юрислингвистическом аспекте (в области судебного речеведения) кроме понятия «ненормативная лексика» выделяется функционально ориентированное и более широкое понятие «инвектива» (оскорбление).
К инвективам относится разряд слов и выражений, употребление которых в речи (устных и печатных текстах) нарушает нормы общественной морали, общепринятые в данном социуме представления о приличии /неприличии.
Обязательным признаком инвективы является ее адресованность конкретному лицу.
К указанному типу лексики, наряду с матом, относятся следующие разряды инвективных слов, входящие в состав литературного языка:
1) констатирующие номинации лица, обозначающие негативную с точки зрения интересов общества деятельность (например, бандит, проститутка);
2) слова и словосочетания, в самом значении которых содержится негативная оценка деятельности, занятий, поведения кого-либо (например, изменник, предатель);
3) нейтральные номинации лица по роду занятий, которые в переносном значении приобретают резко негативную оценку (например, коновал, мясник);
4) зоосемантические метафоры, содержащие, как правило, негативные оценки адресата речи и грубую экспрессию неодобрения, презрения, пренебрежения (например, кобель, кобыла);
5) слова, обозначающие действия или качества, свойства кого-либо или чего-либо (например, воровать, хапнуть, лицемер);
6) слова и словосочетания, в самом значении которых заключена негативная (бранная) оценка кого-либо как личности (например, дурак, гадина);
7) словосочетания, представляющие собой эвфемизмы к словам 1 разряда (например, женщина легкого поведения);
8) окказиональные образования, создаваемые с целью оскорбить, унизить адресата (например, дерьмократы).
Таким образом, в тексте рассказа «Хроника одного избрания» инвективы (оскорбления) отсутствуют, поскольку оценочная лексика не адресована конкретному лицу или группе лиц.
ВЫВОДЫ
1. Текст рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания» информации о каком-либо конкретном лице не содержит.
2. Поскольку текст рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания» является художественным произведением, содержащаяся в нем информация не может быть квалифицирована как сведения о фактах или оценочные суждения.
3. Ненормативная и инвективная (оскорбительная) лексика в тексте рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания» отсутствует.