УДК 316.3
DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-228-231 Востребованность цифровой социологии как сферы профессиональной деятельности
Тевлюкова О.Ю.
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления
Цифровая трансформация современного общества приводит к росту значения процедур обработки и анализа данных при принятии управленческих решений. Возникают новые ниши на рынке труда для специалистов, способных анализировать и использовать большие объемы данных. В связи с этим актуальным становится открытие образовательных программ в вузах, дающих профессиональную подготовку в соответствии с запросами сферы труда.
Целью статьи является определение потенциала и специфики цифровой социологии как сферы будущей профессиональной деятельности студентов направления подготовки «Социология». Для достижения поставленной цели было проанализировано содержание образовательных программ ведущих вузов России, изучено отношение студентов-социологов к внедрению в вузах образовательных программ по цифровой социологии.
Научная значимость проведенного исследования заключается в выявлении преимуществ подготовки специалистов по цифровой социологии и наличия у студентов мотивации на освоение данной сферы профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ в вузах.
В статье на основе анализа научной литературы, статистических данных, документов образовательных учреждений, размещенных в открытом доступе, и результатов анкетирования студентов уточняется содержание понятия «цифровая социология», обосновывается перспективность получения образования в сфере цифровых социологических исследований.
Ключевые слова: интернет, цифровизация общества, высшее образование, цифровая социология, социологическое исследование
Для цитирования: Тевлюкова О.Ю. Востребованность цифровой социологии как сферы профессиональной деятельности //Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 3. С. 228-231. DOI: 10.24412/19985533-2024-3-228-231.
Основным трендом развития современного общества является цифровизация - внедрение 1Т-технологий для оптимизации производства и сбыта, автоматизации бизнес-процессов, повышения эффективности управленческой деятельности, совершенствование систем жизнеобеспечения и т.п. Важную роль при этом играет распространение ин-228
тернета как технологии, позволяющей каждому получить доступ к информации и услугам. Согласно данным агентства We Are Social, за последнее десятилетие число пользователей сети Интернет увеличилось более чем в два раза. При общей численности населения планеты в 8,01 млрд количество интернет-пользователей в январе 2023 г. достигло
5,16 млрд чел. В настоящее время 64,4 % мирового населения регулярно используют интернет для решения различных задач. Растет охват населения мобильной связью, более 5,44 млрд людей (68 % населения планеты) пользуются мобильными телефонами [1].
Цифровизация общения и досуга тесно связана с социальными сетями. Количество пользователей социальных сетей за 10 лет увеличилось в 3,1 раза. Если в 2012 г. аудитория социальных сетей составляла 1,48 млрд человек, то на 1 января 2023 г. насчитывалось уже 4,76 млрд уникальных пользователей. 59,4 % общей численности населения мира имеют аккаунты в социальных сетях [1].
Опираясь на статистику, можно констатировать начало эры глобальной цифровизации, когда большая часть населения планеты благодаря мобильным техническим устройствам имеет постоянный доступ к цифровым данным, размещенным в интернете, используя интернет-сети для поиска информации, общения, работы, покупок, обучения и пр. [2].
Россия следует общемировым трендам. Согласно данным исследовательского проекта WEB-Index, в феврале-ноябре 2020 г. интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались в среднем 95,6 млн чел. старше 12 лет (78,1 % населения). В среднем за день в интернет выходили 87,1 млн чел. (71,1 % населения). Проникновение интернета среди более молодого населения (до 44 лет) в 2020 г. превысило 90 %, а среди самых молодых россиян (12-24 лет) приблизилось к 100 % [3].
Интернет и 1Т-технологии в настоящее время играют ключевую роль во всех сферах социального взаимодействия, запуская процессы цифровой трансформации производства, досуга, общения, потребления и т.д. Цифровизация общественной жизни приводит к росту объема данных и предъявляет новые требования к организации процесса принятия решений как в бизнесе, так и в сфере политики, образования и науки, государственного и муниципального управления. По мнению многих HR-специалистов, аналитики данных (в том числе «больших» данных) станут самой востребованной профессией в ближайшие годы. Рынок нуждается в специалистах, способных анализировать и при-
менять цифровые данные в профессиональной деятельности, на сайтах все чаще появляются вакансии бизнес-аналитиков, аналитиков больших данных, веб-аналитиков, интернет-маркетологов, менеджеров по управлению онлайн-продажами и пр. Новые требования рынка труда бросают новые вызовы системе подготовки специалистов, прежде всего на уровне высшего образования, поскольку длительный срок обучения (от 4 до 6-7 лет) предполагает применение прогнозных методик для определения тех профессиональных ниш, которые будут востребованы в ближайшем будущем.
Учитывая запрос на сбор, обработку и анализ цифровых данных, одним из актуальных образовательных направлений в настоящее время становится цифровая социология.
Термин «цифровая социология» (digital sociology) впервые появился в научной статье Дж. Уинн в 2009 г. [4]. Австралийский социолог Д. Лаптон определяет это направление как социологическую «субдисциплину, которая фокусируется на понимании использования цифровых средств массовой информации как части повседневной жизни, и как эти различные технологии способствуют моделям поведения человека, социальным отношениям и концепции самоуправления» [5]. Как отмечает В.Ф. Ницевич, несмотря на то что термин «цифровая социология» пока не стал полноценной научной категорией, «социологи участвуют в исследованиях, связанных с интернетом с момента его создания» [6], исследуя в том числе проблемы онлайн-сообществ, киберпространства и киберкультуры. Таким образом, цифровая социология изучает и описывает влияние цифровых технологий и цифровых данных на современное общество, «цифровые» социальные практики (онлайн-шопинг, онлайн-обучение, онлайн-голосование и пр.), а также специфику проведения социологических исследований в цифровой среде.
В России подготовка специалистов по цифровой социологии уже началась. Ряд передовых вузов предлагает студентам профили обучения, связанные с новой сферой профессиональной деятельности (табл. 1).
Для того, чтобы определить, как оценивают новые образовательные программы обучающиеся,
Таблица 1
Анализ предложений на рынке образовательных услуг
Критерии СПбГУ НИУ ВШЭ РГГУ
Профиль Социологические исследования в цифровом обществе Цифровой маркетинг Цифровая социология и социальная диагностика
Стоимость обучения 262 900 руб. на 2024/2025 г 390 000 руб. на 2024/2025 гг. 291 000 руб. на 2024/2025 гг.
Преимущества программы Формирование навыков исследовательской работы в цифровой среде, управления процессами социально-экономического развития цифрового общества Привлечение к учебному процессу бизнес-партнеров позволяет интегрировать фундаментальные знания в практическую деятельность Сочетание базовой подготовки по гуманитарным дисциплинам с получением профессиональных знаний и навыков в области социологии
кафедрой социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления (далее - НГУЭУ) в мае 2024 г. был проведен опрос студентов направления подготовки «Социология». В опросе приняли участие 88 студентов НГУЭУ, обучающихся очно на 1 и 2 курсах. Возраст опрошенных составил от 18 до 22 лет, 79,5 % респондентов - представительницы женского пола, 20,5 % - мужского.
Опрос показал, что большинство респондентов (в совокупности 96,6 %) считают образовательную программу «Цифровая социология» актуальной (рис. 1).
Универсальность направления
Интерес к инновационным направлениям
Карьерные возможности
Актуальность направления
Развитие навыков работы с цифровыми технологиями
I 12,3
I 12,8
I 17,6
I 21,9
33,7
правлением подготовки и полученные знания можно будет применить в различных сферах профессиональной деятельности (12,3 %).
Необходимо отметить, что, несмотря на молодой возраст, 40,9 % опрошенных имеет опыт работы, в том числе в сфере интернет-маркетинга, что позволяет им понимать запросы работодателей.
Таким образом, цифровая социология воспринимается как перспективная сфера профессиональной деятельности и представителями социологического сообщества, и педагогическими коллективами учреждений высшего образования, и студентами, получающими подготовку по направлению «Социология». Последние считают образовательные программы по цифровой социологии актуальными и востребованными на рынке труда, поскольку они позволяют приобрести навыки работы с современными технологиями проведения социологических исследований, обработки и анализа данных, управления на основе цифровых данных.
Рис. 1. Мнение респондентов об актуальности программы «Цифровая социология», в %
Все опрошенные студенты-социологи уверены в том, что бакалавры, получившие образование по данной программе, будут востребованы на рынке труда, при этом 55,7 % считают, что во многих сферах деятельности, 44,3 % - в узких областях - маркетинге (23,9 %), рекламе (13,6 %), государственном и муниципальном управлении (6,8 %), 1Т-сфере (6,8 %).
Поскольку студентам первых курсов предстоит выбирать профиль обучения, был задан вопрос, какие преимущества они видят в обучении на программах по цифровой социологии (рис. 2).
Рис. 2. Мнение респондентов о преимуществах обучения на образовательной программе «Цифровая социология», в %
Как показал опрос, студентов привлекает в первую очередь возможность развивать навыки работы с цифровыми технологиями (33,7 %) и актуальность данного направления подготовки в современных условиях (21,9 %). Чуть менее пятой части опрошенных считают, что освоение данной образовательной программы даст им возможности карьерного роста (17,6 %). Некоторые респонденты испытывают интерес к инновационным направлениям подготов-ки(12,8 %) и считают, что в цифровом обществе цифровая социология является универсальным на-
Литература:
1. The changing World of Digital in 2023. // Wearesocial. URL: https://wearesocial.com/uk/ blog/2023/01/the-changing-world-of-digital-in-2023/ (дата обращения: 05.08.2024).
2. Тевлюкова О.Ю. Коммуникативное пространство в цифровую эпоху // Цифровое общество: социологическое измерение настоящего и будущего. Сб. материалов конф. М.: Российское общество социологов, 2024. С. 355-359.
3. Аудитория интернета в России в 2020 году // Mediascope. URL: https://mediascope.net/ news/1250827/ (дата обращения: 27.07.2024).
4. Wynn J. Digital sociology: emergent technologies in tire field and the classroom // Sociological Forum. 2009. № 24 (2). С. 448-456.
5. Lupton D. Digital Sociology: An Introduction // SSRN-Elsevier. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=2273418 (дата обращения: 27.07.2024).
6. Ницевич В.Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология / Digital Sociology. 2018. № 1. С. 18-28.
Demand for Digital Sociology as a Field of Professional Activity
Tevlyukova O.Yu.
Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
The digital transformation of modern society leads to an increase in the importance of data processing and analysis procedures when making management decisions. New niches in the labor market are emerging for specialists who are able to analyze and use large amounts of data. In this regard, it is becoming relevant to open educational programs in universities that provide professional training in accordance with the needs of the labor sphere.
The purpose of the scientific article is to determine the potential and specifics of digital sociology as a sphere offuture professional activity of students majoring in Sociology. To achieve this goal, the content of educational programs of leading universities in Russia was analyzed, and the attitude of sociology students to the implementation of educational programs in digital sociology in universities was studied.
The scientific significance of the study lies in identifying the advantages of training specialists in digital sociology and the presence of motivation among students to master this area of professional activity. The results of the study can be used in the development of educational programs in universities.
The article, based on the analysis of scientific literature, statistical data, documents of educational institutions posted in the public domain, and the results of a survey of students, clarifies the content of the concept of "digital sociology" and substantiates the prospects of obtaining an education in the field of digital sociological research.
Keywords: Internet, digitalization of society, higher education, digital sociology, sociological research