Экономика
The problem of the development of the modern digital economy in Russia: the shortage of managers with digital competencies
Parfenov Arseniy Andreevich, PhD of Judicial sciences, Director of the Research Center for Expertise and Language Testing, Pskov State University, Pskov
The purpose of the study is to analyze the educational programs of bachelor's, specialist's and master's programs of Russian universities for training managers to work in the digital economy, their content, future competencies of students, and the structure of the curriculum based on open data. The scientific novelty lies in the systematization of data on the number, content and structure of modern educational university programs for training personnel for the digital economy and training managers to manage future specialists in the digital sphere. As a result, more than 111 bachelor's, specialist's and master's programs were identified in the Russian Federation, aimed at training personnel for the digital economy, a significant proportion of them are aimed at training management personnel. The analytical database included materials from current research, data from job search portals and university websites.
Keywords: digital economy; digital transformation; personnel; control; preparation; digitalization; undergraduate
Цитировать: Парфенов А.А. Проблема развития современной цифровой экономики России: дефицит менеджеров с цифровыми компетенциями // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 67-76. EDN: BUBTIN. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.12
Парфенов Арсений Андреевич, кандидат юридических наук, директор научно-исследовательского центра экспертиз и языкового тестирования, Псковский государственный университет, Псков
ORCID: 0000-0003-1171-9208
Цель исследования – провести анализ образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры вузов России по подготовке менеджеров для работы в условиях цифровой экономики, их содержания, будущих компетенций обучающихся, структуры учебного плана на основе открытых данных. Научная новизна заключается в систематизации данных о количестве, содержании и структуре современных образовательных вузовских программ по подготовке кадров для цифровой экономики и обучению менеджеров для управления будущими специалистами в цифровой сфере. В результате выявлены более 111 программ бакалавриата, специалитета и магистратуры в РФ, направленных на подготовку кадров для цифровой экономики, значительная доля из них нацелена на подготовку управленческих кадров. Аналитическая база включила материалы актуальных исследований, данные порталов по поиску работы и сайтов вузов.
Ключевые слова: цифровая экономика; цифровая трансформация; кадры; управление; подготовка; цифровизация; бакалавриат.
УДК 378.1:330.101.54:004.9
5.2.6
Парфенов А.А.
Проблема развития современной цифровой экономики России: дефицит менеджеров с цифровыми компетенциями
Введение
Постановка проблемы. Дж. Нейсбит вслед за другими футурологами своего времени и более ранних периодов называл цифровизацию мегатрендом развития экономики, которому сопутствуют кибернетические управленческие механизмы и методы, инструменты анализа больших данных, а также искусственный интеллект [1]. Можно констатировать тот факт, что обобщенно цифровизация представляет собой совокупность разнообразных организационно-технологических процессов широкого использования новейших цифровых технологий в организации, производстве и управлении, что влечёт за собой минимизацию издержек и увеличение скорости протекания бизнес-процессов [2]. Так или иначе, она охватывает все сферы нашей жизни. Сейчас можно говорить о тотально цифровизированном обществе, с присущими ему преимуществами (повышение эффективности труда, удобство выполнения бытовых и трудовых функций, более эффективное и быстрое решение многих человеческим проблем, расширяющиеся возможности образования и самообразования, поддержка социально уязвимых слоев населения, активная трудовая и географическая мобильность и коммуникация и пр.).
Недостатками цифровизации являются психологические барьеры многих людей при возрастающей скорости изменения мира (об этом говорил еще Э. Тоффлер в «Третьей волне»): более частая смена работы, профессии, компетенций, места жительства, семейных и личных связей дорого обходится современному человеку в адаптационном плане, вызывает стрессы (болезнь XXI века), развитие искусственных потребностей глобализированного общества потребления, разрушает культурные и исторические основы. Другим недостатком цифровизации является проблема анонимизации персональных данных, все в больше степени используемых современными системами поддержки принятия решений на фоне развития Data Science, Big Data, искусственного интеллекта. Это способствует созданию масштабных систем управления человеческим выбором, в т.ч. (а может и прежде всего) экономическим, возможности разрастания тоталитарных политических режимов и активизации террористической деятельности.
Однако следует признать, что цифровизация общества и экономики – объективная часть современной действительности. Данный феномен не является сам по себе ни положительным, ни отрицательным, он просто существует как объективная реальность, к которой необходимо адаптироваться – максимально полно использовать преимущества и стараться нивелировать недостатки. В экономическом отношении цифровизация создает огромный потенциал повышения производительности труда, удовлетворения материальных потребностей человека за счет создания более качественных товаров и услуг, современных рабочих мест, улучшение условий труда. Следовательно, по большинству критериев цифровизация создает прогресс, т.к. увеличивает степень человеческой свободы, способствует повышению качества жизни.
Тотальная цифровизация всех областей жизни человека создает цифровую экономику, основанную на приоритетном значении человека в процессе создания, контроля индивидуального контента, превращения информации в средство труда в производственной сфере, разработки и развития сетевой структуры коммуникаций хозяйствующих субъектов; восприятия искусственного интеллекта в качестве неограниченной комбинаторики производственных отношений и средств производства; формирования объединённых цифровых платформ в виде фундамента дальнейшего процесса преобразования бизнеса [2; 3]. Всемирный банк, в свою очередь, определяет цифровую экономику как совокупность социальных, культурных и экономических отношений, в основе которых заложено применение информационно-коммуникационных технологий. Эксперты утверждают, что цифровизация экономики России может способствовать увеличению ВВП страны к 2025 г. на 4,1–8,9 трлн руб., что составит от 19 до 34 % общего ожидаемого роста ВВП .
Отметим ряд тенденций, появившихся в управлении бизнесом, в связи с развитием цифровой экономики и информационных технологий в целом [4]:
1. Формирование новых бизнес-моделей (в первую очередь, виртуальной экономики, электронной коммерции).
2. Трансформация форм конкуренции (на первый план выходит скорость изменений, что разрушает сложившиеся громоздкие индустриальные системы).
3. Возрастающее значение своевременной точной информации как ключевого фактора производства, конкурентного преимущества (требует скоростного развития существующих информационных систем).
4. Формирование мультифункциональных информационных систем локального уровня на базе передового программного и компьютерного обеспечения.
5. Транснационализация предприятий (как следствие, еще большая востребованность информационных систем).
6. Укорочение горизонта планирования до нескольких месяцев, увеличение числа корректировок стратегических целей.
7. Рост доли информационных отраслей в структуре экономики (укрупнение баз данных, появление новых способов генерации и распространения информации, коммуникаций между пользователями средствами коллективной, в т.ч. удаленной работы).
8. Интеграция всех бизнес-функций в единую комплексную модель в рамках мультифункциональной информационной системы (требует понимания менеджерами возможностей указанных систем, навыков обращения с ними и совершенствования их функционала).
Одним из наиболее явных признаков перехода к цифровой экономике является развитие интернет-предпринимательства. Так, за 2020 год доля российского интернет-бизнеса в общем обороте розничной торговли составила 10,9%, а весь оборот от онлайн-торговли - 1,6 трлн руб. За первое полугодие 2020 года объем всего рынка розничной торговли в Росстат оценивал в 15,2 трлн руб. Объем рынка интернет-торговли в России за 2021 г. вырос на 52% и составил 4,1 трлн руб., следует из отчета Data Insight. Число заказов выросло более чем в два раза - до 1,7 млрд, средняя цена одной покупки в магазине снизилась на 26% - до 2400 руб. Также в России активно развивается рынок розничного онлайн-экспорта (увеличился на 31% в 2021 году). По данным от Data Insight, количество заказов на экспорт от российских онлайн-предпринимателей выросло. В 2021 году количество таких посылок повысилось на 86%, что стало рекордом и составило 50,9 млн отправлений.
Развитие интернет-предпринимательства в России происходит в несколько этапов: расширение ассортимента продукции, выход на новые регионы для охвата большей потребительской базы, а также открытие или увеличение пунктов доставки, выход магазинов с качественным товаром в информационную сеть. По данным от Data Insight рост Интернет-коммерции до пандемии к 2024 году мог составить 5,6 трлн рублей, однако после пандемии эта цифра изменилась и ожидание оборота все в том же 2024 году теперь составляет 7,2 трлн рублей.
Можно выделить следующие преимущества интернет-предпринимательства: легко стартовать (можно начать бизнес с аккаунта в ВКонтакте или собрать посадочную страницу в конструкторе), легко масштабироваться (найти покупателей в других городах), легко совмещать (почти все процессы можно контролировать онлайн, в любом месте нахождения и в любое время, CRM-система позволит объединить финансовый и складской учеты, инструменты маркетинга и коммуникаций). К недостаткам интернет-предпринимательства можно отнести технические и юридические риски.
Основные причины банкротства интернет-компаний так или иначе связаны с недостатком цифровых компетенций работников: дефицитом знаний о современных цифровых продуктах, конкурентах, низкой квалификации сотрудников, слабым маркетингом, высоким риском мошенничества, отсутствием опыта.
Под цифровой трансформацией понимается реализация цифровых технологий в различные секторы производства и продаж с целью создания крепких взаимосвязей между субъектами экономической системы. Цифровизация оказывает влияние как на стратегическое позиционирование и отраслевые структуры, так и на все уровни организации бизнеса. Ожидаемые от цифровой трансформации изменения способствуют радикальным изменениям в бизнес-процессах и моделях компаний, вследствие чего происходит, с одной стороны, ускорение процессов, а с другой - рост качества продукции и снижение затрат [5; 6; 7].
Сотрудники бизнес-школы Сколково утверждают, что эффективная цифровая трансформация бизнеса обеспечивается за счет успешного реформирования текущих бизнес-процессов на пути к их «бесшовности», развития в рамках интеллектуального управления. Как результат, происходит автоматическое управление на базе сквозного цифрового сигнала взамен числового планирования с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Если спуститься на уровень организации, то цифровая трансформация определяется переходом от классического подразделения информационных технологий, главной задачей которой являлось решение конкретных задач, а деятельность зачастую оказывалась формализованной и дорогостоящей, к открытым системам, ориентированным на человека, которые, в свою очередь, оказываются более неформальными, эмпатийными и доступными в материальном плане. Как следствие, технологии информационного и цифрового характера больше не являются внутренними ресурсами организации, а переходят в разряд факторов формирования новых рынков, новых бизнес-моделей. В результате трансформация бизнес-процессов и бизнес-моделей в условиях цифровизации определяется усложнением экономики и необходимостью более плотной коммуникации всех стадий и звеньев производственного процесса, более тщательного учета потребностей потребителей [8].
За счёт развития традиционных бизнес моделей, с одной стороны, а также внедрения цифровых бизнес-моделей, с другой стороны, цифровизация экономики приводит к изменению процесса функционирования целых отраслей и, вместе с тем, изменению облика отдельных фирм [9]. Например, в коммерческой отрасли угрозу традиционным ритейлерам представляют Alibaba, Netflix Amazon; в телекоммуникационном секторе экономики появилась возможность совершения бесплатных звонков и отправки сообщение (Viber, Zoom, WhatsApp); в сфере онлайн-рекламы на основе BigData лидируют Яндекс.Директ и Google.Adwords.
По данным РБК, в марте 2021 наиболее цифровизированы в России оказались компании из сферы b2c, имеющие дело напрямую с потребителями напрямую — во многом, благодаря прогрессу информатизации логистических систем . По сравнению с ними b2b-компании переходят в цифровую среду более низкими темпами. Среди них набольший уровень цифровизации наблюдается в банковском секторе (это связано с высокой долей онлайна в бизнесе); торговле (сохраняется потенциал дальнейшей цифровизации процессов, например, в онлайн могут быть переведены сложные цепочки поставок торговых организаций); телекоммуникационной отрасли (в основном за счет онлайн аналитики, необходимой данному сектору ввиду огромного числа пользователей). На среднем уровне цифровизации оказалась отрасль автомобилестроения, что может быть обосновано наличием в данном секторе достаточно большого количества филиалов международных компаний, в которых достигнут высокий уровень цифровой трансформации. С проблемами в адаптации к цифровой реальности в частности сталкиваются топливно-энергетический комплекс (прежде всего из-за высоких барьеров входа в отрасль и, как следствие, нехватки, частной инициативы), металлургия (требует больших объёмов капиталовложений на фоне систематических кризисов), здравоохранение (цифровизацию компаний замедляет консервативность нормативной базы) и машиностроение (цифровое отставание определяется низкой конкуренцией и требованиями заказчика, чаще всего в лице государства) [10; 11]. Таким образом, чем сложнее и регламентированнее отрасль, тем медленнее в ней развивается применение цифровых технологий. Это очевидно имеет смысл – например, записаться к врачу можно онлайн, но без личного контакта с пациентом постановка правильного диагноза и лечение невозможны.
Тем не менее, цифровизация в той или иной степени охватывает все отрасли экономики, что подтверждается многими исследованиями, при этом данная тенденция будет нарастать [12; 13; 14]. По данным исследований показателей финансовой эффективности ряда компаний, проведённых международным аналитическим агентством Forrester, большая часть выручки этих фирм находится в прямой зависимости от применения цифровых технологий, что ещё раз доказывает значимость технологий в процессе цифровой трансформации. Результатом внедрения новых технологий является способность к быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях, возможность проведения экспериментов, умение держать удар [15].
В процессе перехода к цифровой трансформации нельзя забывать и о человеческом факторе, так как большая часть сотрудников компаний медленно адаптируются в развивающемся мире технологий, соответственно, долго и настороженно овладевают новыми компетенциями и навыками, что, в свою очередь тормозит деятельность фирм в целом [16; 17]. Данный факт подтверждается результатами социологического исследования Национального агентства финансовых исследований, которое констатирует средний уровень владения цифровыми технологиями [18]. Это связано с инерционными процесса в организации, сопротивлением изменениями, проблемами с финансированием новых инновационных продуктов или недостаточной обоснованностью их эффективности, борьбе профсоюзов с инновациями в связи с тем, что зачастую это грозит потерей рабочих мест, современными вызовами политического и эпидемиологического характера.
Переориентации на цифровые технологии предприятия должен предшествовать анализ уже существующих бизнес-процессов, определение необходимого уровня, порога цифровизации, разработка общей логики, последовательности внедрения ИТ-новшеств, определение ключевых задач цифровизации. Требуются, прежде всего, систематизированные и качественные знания именно потому, что 80% времени деятельности фирм занимает анализ, верификация, оцифровка и подготовка данных, а на дальнейшую их переработку уходит лишь 20% усилий. Указанные функции вменяются в задачи современного менеджера в условиях цифровой экономики, который должен обладать необходимыми для этого компетенциями.
Известно, что на отечественном рынке существует множество примеров компаний, которые не смогли функционировать в условиях цифровой реальности и, как результат, потерпели фиаско, что может быть обусловлено неспособностью этих фирм быстро адаптироваться, развивая и внедряя цифровые бизнес-процессы [19]. Возможно, для того, чтобы компания оставалась конкурентоспособной в быстроизменяющихся условиях, необходимо эффективно модернизировать или даже разрабатывать новые бизнес-модели, соответственно, цифровые технологии должны стать основой работы бизнеса [20; 21]. Вместе с тем, цифровые технологии всегда будут способствовать организационным изменениям, в то же время персонал будет руководить ходом этих изменений.
Обзор литературы. Изменения бизнеса и большинства отраслей рыночной экономики под воздействием цифровизации привели к необходимости подготовки нового типа менеджеров для управления бизнесом со знанием современных информационных технологий и ключевыми цифровыми компетенциями [22].
Необходимость подготовки и высокая востребованность специалистов в сфере управления бизнесом в условиях цифровой экономики определяется также Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2018-2024 г., в рамках которой реализуется Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». В соответствии с Проектом сформирована концепция базовой модели компетенций цифровой экономики, перечень ключевых компетенций и механизм их реализации; планируется за 2019-2024 гг.:
- 450 тысяч человек принять на программы высшего образования в сфере информационных технологий (которые впоследствии окажутся в составе различных-бизнес-структур, для их руководства потребуются профессиональные специалисты в области управления с цифровыми компетенциями);
- 560 тысяч работающих специалистов, включая руководителей организаций и представителей органов власти, направить на обучение по компетенциям цифровой экономики (по программам дополнительного образования, повышения квалификации, кроме того есть возможность открытия магистратуры, например, по направлению «Управление бизнесом в цифровой экономике»);
- создать 75 центров ускоренной подготовки специалистов совместно с компаниями цифровой экономики (в данном ключе возможно формирование тандема с коммерческими структурами, работающими в сфере цифровой экономики, а также НТШ) .
В рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» предполагается создание системы научных центров, организации грантовой помощи, бизнес-симуляторов, методического обеспечения подготовки населения (в т.ч. студентов) для профессиональной деятельности в области цифровой экономики и прочие меры поддержки развития кадров для цифровой экономики.
В связи с этим представляется целесообразной, своевременной и необходимой разработка и апробация новых образовательных программ по обучению управления бизнесом в цифровой экономике. Целью таких образовательных программ будет формирование передовых профессиональных компетенций для выпуска высококвалифицированных и востребованных специалистов по управлению бизнесом в различных отраслях и видах деятельности в условиях цифровой трансформации рыночной экономики [23].
Новые образовательные программы по управлению бизнесом в цифровой экономике будут выполнять следующие задачи:
1. Подготовка высококвалифицированных специалистов для отечественных и зарубежных компаний, владеющих набором устойчивых конкурентных преимуществ в таких направлениях, как проектное управление; оперативный и стратегический менеджмент; функциональные области логистики; экономический, управленческий, инвестиционный и финансовый анализ; изучения отраслевых рынков; цифровые технологии и системы в новой технологической среде.
2. Подготовка менеджеров и предпринимателей, в том числе в Интернет-среде, со знанием различных инновационных методов, способов, технологий, систем и инструментов управления персоналом и финансами; тактического, оперативного и стратегического планирования и бюджетирования; способов организации и ведения бизнеса с учетом потребностей цифровизации экономики.
3. Формирование и развитие высокопрофессиональных исследовательских компетенций студентов для будущей научной деятельности в сфере изучения отраслевых рынков, бизнес-аналитики, теории и практики управления организацией в условиях трансформации с возможностями использования новейших технологических инструментов и систем [24; 25; 26].
Управление бизнесом в условиях цифровизации – это динамично развивающаяся в России область рынка труда как региона, федерального округа, так и страны в целом. Это подтверждают приведенные выше плановые показатели Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по обучению новых и уже имеющихся специалистов в сфере информационных технологий.
Во многом предлагаемая программа обучения предполагает подготовку специалистов в области общего менеджмента с уклоном в освоение цифровых технологий, а потому на рынке труда искомая вакансия будущих специалистов должна содержать привычные слова «менеджер», «руководитель», «управляющий», «директор» и пр., имея при этом ввиду наличие в профиле вакансий цифровых компетенций, требований к знанию современных информационных технологий, компьютерных программ, а также «мягких» навыков, связанных с готовностью к работе в условиях постоянных изменений экзосреды, новых инновационных вызовов, смены трендов [27].
Материал и методы исследования. Эмпирической базой исследования послужили данные сайтов поиска вакансий, результатов исследования ведущих научных центров (позволяют оценить востребованность менеджерских профессий); открытые сведения о предлагаемых на рынке образовательных услуг программ бакалавриата, специалитета и магистратуры в целях подготовки кадров для цифровой экономики.
Результаты исследования и их обсуждение
Квалификация «менеджер» по-прежнему сохраняет свою привлекательность ввиду дефицита профессиональных руководящих кадров, широты применения полученных знаний и возможных областей деятельности, универсальности компетенций, аккумулирования ключевых знаний и навыков управленческо-экономической деятельности (включая основы теории управления, логистических систем, бухгалтерского учета и экономического анализа, проектного управления, маркетинга, деловых коммуникаций). При этом в новом варианте данная квалификация будет вбирать в себя также информационные, инновационные, технологические компетенции в соответствии с требованиями цифровой трансформации экономики и бизнеса. Таким образом, программа получает некоторый междисциплинарный уклон.
Согласно Атласу специализации регионов НИУ ВШЭ, разработанному и представленному на научное обсуждение в апреле 2021 года, в России топ-5 отраслей торгуемого сектора с наибольшей долей занятых составили образование, транспорт и логистика, строительство и строительные материалы, деловые и ИТ-услуги, производство и транспортировка нефти и газа [28].
Большинство из указанных отраслей в стране требуют управляющих различного звена и ранга, менеджеров с цифровыми навыками, общеэкономическими, управленческими, инновационно-технологическими компетенциями. На популярном сайте «HeadHunter» при поиске работы по ключевому слову «менеджер» в апреле 2021 года было получено 173 790 вакансий, половина которых предполагает заработную плату от 60 тысяч рублей (существенно выше средней по России), 51% вакансий относится также к сфере продаж, 18% - в ИТ-сфере. На том же сайте в настоящее время получено 159 262 вакансий по ключевым словам запроса «управляющий», «руководитель», «директор», что доказывает высокую востребованность управленческих кадров на всех уровнях и во всех отраслях экономики.
На этом же сайте «HeadHunter» названы самые перспективные профессии в сфере менеджмента: Менеджер по кросс-культурной коммуникации, Специалист в области трансмедиа, Специалист по созданию персонального бренда, Менеджер по управлению проектами объединенных компаний, Lean-менеджер. Большинство из них явно предполагают владение навыками цифровых технологий. Востребованности менеджеров с цифровыми компетенциями во всех областях будет способствовать также автоматизация ключевых рутинных процессов бизнеса и необходимость главным образом осуществления организации, координации, контроля – т.е. ключевых функций менеджера.
Вузы, осуществляющие подготовку по программам бакалавриата и магистратуры для подготовки управленческих кадров для цифровой экономики:
1. Челябинский государственный университет (бакалаврская программа «Менеджмент в производстве и цифровой экономике», 38.03.02 «Менеджмент»).
2. Финансовый университет при Правительстве РФ (бакалаврская программа «Оценка бизнеса в цифровой экономике», 38.03.01 «Экономика», бакалаврская программа «Технологии цифровых бизнес-моделей», 38.03.05 «Бизнес-информатика»).
3. Российский университет Дружбы народов (БП «Цифровая экономика», 38.03.01 «Экономика»).
4. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (бакалаврская программа «Цифровые финансы», 38.03.01 «Экономика»).
5. Государственный университет «Дубна» (бакалаврская программа «Цифровая экономика», 38.03.01 «Экономика»).
6. Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева (бакалаврская программа «Цифровая экономика», 38.03.01 «Экономика»).
7. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (бакалаврская программа «Бухгалтерский учет в цифровой экономике», 38.03.01 «Экономика»).
8. Санкт-Петербургский государственный университет (магистерская программа «Управление бизнесом в цифровой экономике», 38.04.01 Экономика).
9. Воронежский государственный технический университет (магистерская программа «Управление бизнесом в цифровой экономике», 38.04.02 Менеджмент).
10. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (магистерская программа «Управление бизнесом в цифровой экономике»).
11. Университет Министерства транспорта РФ (магистерская программа Управление бизнес-процессами в цифровой экономике, 38.04.02 Менеджмент).
12. Новосибирский государственный университет экономики и управления (магистерская программа «Стратегический и финансовый менеджмент в цифровой экономике», 38.04.02 Менеджмент).
Дальнейшее развитие образовательных программ по подготовке управленческих кадров для цифровой экономики обеспечит формирование передовых профессиональных компетенций для подготовки высоко востребованных специалистов по управлению бизнесом всех отраслей, видов деятельности и форм собственности; повышение конкурентоспособности отечественной системы образование; эффективный ответ на глобальные вызовы мировой экономики.
Экспертный опрос «Менеджер 2.0: что важно знать и уметь руководителю цифровой эпохи» Высшей школы бизнеса ВШЭ (декабрь 2020) позволил сформулировать следующие наиболее востребованные навыки:
- навыки работы с данными, знание основ кибербезопасности, программирования (Python) и развития продуктов (руководитель академии технологий и данных Сбербанка Дмитрий Зубцов);
- понимание производственных процессов (Вице-президент по кадровой политике «Норникеля» Дарья Крячкова);
- критическое мышление, аналитические навыки (Первый заместитель директора Высшей школы менеджмента СПбГУ Константин Кротов);
- широкий кругозор и умение учиться новому и погружаться в проблемы (вице-президент компании ЛАНИТ Владимир Вертоградова).
Виды профессиональной деятельности, к которым могут готовиться выпускники программ по подготовке управленческих кадров для цифровой экономики: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская.
В рамках организационно-управленческой деятельности выпускник может готовиться к решению следующих профессиональных задач:
1) участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
2) участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
3) планирование деятельности организации и подразделений;
4) формирование организационной и управленческой структуры организаций;
5) организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
6) разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
7) контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
8) мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
9) участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения и рабочей команды (группы).
В рамках информационно-аналитической деятельности программы подготовки управленческих кадров для цифровой экономики могут освоить следующие навыки:
1) сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
2) построение и поддержка функционирования внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
3) создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
4) разработка и поддержка функционирования системы внутреннего документооборота организации, ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
5) разработка системы внутреннего документооборота организации;
6) оценка эффективности проектов;
7) подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
8) оценка эффективности управленческих решений.
В рамках предпринимательской деятельности выпускники программ по подготовки управленческих кадров приобретают следующие компетенции:
1) разработка и реализация бизнес-планов создания нового бизнеса;
2) организация и ведение предпринимательской деятельности.
Таким образом, подготовка специалистов в области управления в условиях цифровизации как нельзя более полно соответствует требованиям времени и современным реалиям развития рыночной экономики.
Профили подготовки управленческих кадров для цифровой экономики ориентированы на то, чтобы каждый выпускник смог выполнять следующие профессиональные задачи:
1) проводить экономический комплексный анализ деятельности организации;
2) осуществлять анализ источников финансирования организации и принимать управленческие решения в области управления финансами;
3) проводить всесторонний анализ деятельности организации с использованием инструментов стратегического анализа и с учетом разного вида рисков;
4) управлять проектами, программами и портфелями проектов;
5) принимать обоснованные и взвешенные управленческие решения по организационным и кадровым вопросам с применением передовых теорий, методов, инструментов;
6) обеспечивать своевременную трансформацию организационной структуры компании, ключевых бизнес-процессов под воздействием изменений в цифровой экономике, глобализации рынков, требований к научно-техническому уровню производства;
7) развивать и совершенствовать цифровые навыки и компетенции себя и своих сотрудников для достижения конкурентных преимуществ организации на рынке.
В число обязательных дисциплин учебного плана программ по подготовке управленческих кадров для цифровой экономике входит такие стандартные дисциплины, как психология, микроэкономика и основы экономических учений, макроэкономика и международные экономические отношения, IT в профессиональной деятельности, статистика, теория менеджмента, основы цифровой экономики, экономика и управление организацией, 1С: Предприятие, управление рисками, управление персоналом, лин-менеджмент, основы логистики, маркетинг, бухгалтерский учет, методы принятия управленческих решений, инвестиционный анализ, финансовый менеджмент, управление проектами, стратегический менеджмент.
Вариативная часть указанных образовательных программы может быть сформулирована следующим образом: управление логистическими процессами в цифровой экономике, цифровая трансформация, цифровые финансовые технологии и услуги, основы электронного бизнеса, программная обработка цифровой экономической информации, финансово-экономический анализ с применением цифровых технологий, корпоративные цифровые информационные платформы, правовое регулирование цифровой экономики, управление развитием территорий в условиях цифровизации общества, внешнеэкономическая деятельность организаций в условиях цифровой экономики, цифровые технологии в городском хозяйстве, маркетинговые инструменты и технологии в цифровой экономике, управление затратами и контроллинг в цифровой экономике, бренд-менеджмент и диджитал-коммуникации бренда, практика анализа данных и технология Блокчейн.
Учебный план новой бакалаврской программы может вмещать также различные элективы, такие как инновационная экономика и технологическое предпринимательство, интернет-предпринимательство, управление малым бизнесом в цифровой экономике, управление производством в цифровой экономике.
Набор дисциплин учебного плана конкретной образовательной программы целесообразно формировать по итогам изучения лучших практик российских и зарубежных университетов, а также по итогам социологического опроса студентов, преподавателей, выпускников-работодателей. В совокупности это обеспечит качественную подготовку управленческих кадров для работы в условиях цифровой экономики.
Заключение
Дальнейшее развитие образовательных программ по подготовке управленческих кадров для цифровой экономики обеспечит формирование передовых профессиональных компетенций для подготовки высоко востребованных специалистов по управлению бизнесом всех отраслей, видов деятельности и форм собственности; повышение конкурентоспособности отечественной системы образование; эффективный ответ на глобальные вызовы мировой экономики.
Примечания:
1. Lloyd B., Naisbitt J. (1994). Megatrends and Global Paradoxes // Management Decision. 32 (7), рр. 28–32.
2. Каткова М.А., Титова Ю.С. Цифровая экономика: содержание и тенденции развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. - №19 (3). - С. 257–264. DOI 10.18500/1994-2540-2019-19-3-257-264.
3. Аренков И.А., Бичун Ю.А. Влияние цифровой экономики на управление стейкхолдерами // Управление бизнесом в цифровой экономике: сб. тезисов выступлений 3-й Международной конференции. – СПб., 2020. - С. 297–302.
4. Мухачева А.В. Информационные технологии в менеджменте: базовый блок : учебное пособие / А.В. Мухачева, О.И. Лузгарева, Т.А. Кузнецова. - Кемерово : КемГУ, 2019. - 226 с.
5. Arenkov I., Tsenzharik M., Vetrova M. (2019). Digital technologies in supply chain management // Atlantis Highlights in Computer Sciences. Vol. 1. pp. 453–458.
6. Дранев Ю.Я., Кучин И.И., Фадеев М.А. Вклад цифровизации в рост российской экономики // Цифровая экономика: экспресс-информация. – 2018. - №8 (91). - С. 1–2.
7. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика цифрового века. Цифровой век: шаги эволюции // Экономика и математические методы. – 2020. - №56 (1). - С. 18–33. – DOI 10.31857/S042473880008562-7.
8. Баранов Д.Н. Сущность и содержание категории «Цифровая экономика» // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия. Экономика и управление. – 2018. - №2 (25). - С. 15–23.
9. Василенко Н. В., Кудрявцева К. В. Становление экономики нового типа: взаимообусловленность ее цифровизации и сервизации // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы: монография / под ред. А.В. Бабкина. – СПб., 2017. - 807 с.
10. Romanyuk M., Sukharnikova M., Chekmareva N. (2021). Trends of the digital economy development in Russia. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, рр. 012017. DOI: 10.1088/1755-1315/650/1/012017.
11. Анахов С.В., Аношина О.В. Национальная технологическая инициатива и стратегии образовательной политики // Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы 10-й Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2017. - С. 14-18.
12. Анахов С.В. О роли институтов развития при формировании бизнес-структур в образовательной сфере // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2015. - С. 3-8.
13. Анахов С. В. (). Стратегии цифровой экономики и тренды научно-образовательной политики // Новые информационные технологии в образовании и науке. – 2018. - №1. - С. 94-102.
14. Зараменских Е.П. Трансформация организационных структур управления под воздействием фактора развития цифровой экономики // Научная электронная библиотека – 2018. - №4(45). - C. 107–114. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.411.
15. Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. – 2019. - №10 (4). - С. 23–41. DOI 10.17759/sps.2019100403.
16. Мармыш Е.С., Соболева А.А., Шатова А.В., Шутихин И.В. Управление кадрами в российской промышленности: почему сотрудники все чаще добровольно покидают компании? // Управленческие науки. – 2021. - №11 (3). - С. 71–85. DOI: 10.26794/2404-022X-2021-11-3-71-85.
17. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Аналитический центр НАФИ. - М.: НАФИ, 2019. - 84 с.
18. Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития / Б. Паньшин // Наука и инновации. – 2019. - №3 (193). - С. 48–55.
19. Kuvayeva Y. (2019). Digital economy: Concepts and Russia’s readiness to transition // Journal of the Ural State University of Economics. 20 (1). pp. 25–40. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-3.
20. Булавкина Л.В. Цифровая трансформация: быстрые изменения в бизнесе без неприятных последствий. // Интернет-маркетинг. – 2017. - №4. - С. 250–256.
21. Гапонова О.С., Смельцова С.В., Чилипенок Ю.Ю. Интеграция организаций высшего образования для решения задач социально-экономического развития регионов // Экономика региона. – 2020. - №16 (4). - С. 1147–1161. DOI 10.17059/ekon.reg.2020-4-10.
22. Гончаренко Л.П., Сыбачин С. А. Цифровизация национальной экономики // Вестник университета. – 2019. - №8. - С. 32–38. DOI 10.26425/1816-4277-2019-8-32-38.8.
23. Барановский А.И., Вольвач В.Г. Образование - основной ресурс социально-экономического развития регионов и формирования среднего класса // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. - №10-1. - С. 10–15. DOI 10.17513/vaael.739.
24. Клячко Т.Л., Беляков С.А. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов. - М.: Дело; РАНХиГС, 2015. - 60 с.
25. Клячко Т.Л., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. – 2018. - 14 (3). - С. 791–805. DOI 10.17059/2018-3-8.
26. Управление бизнесом в цифровой экономике: вызовы и решения / под ред. И.А. Аренкова, Т.А. Лезиной, М.К. Ценжарик, Е.Г. Черновой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2019. - 360 с.
27. Атлас экономической специализации регионов России / В.Л. Абашкин, Л.М. Гохберг, Я. Ю. Еферин [и др.]; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 264 с.