Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОБУЧЕНИЕ / БАКАЛАВРЫ / МАГИСТРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / БЕНЧМАРКИНГ / DIGITAL ECONOMICS / EDUCATION / BACHELOR'S / MASTERS / TEACHER TRAINING / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азоев Г. Л., Алешникова В. И., Сумарокова Е. В.

Критическим фактором поступательного развития цифровой экономики является его кадровое обеспечение. Подготовка «цифровых» кадров на уровне бакалавриата, магистратуры, систем дополнительного профессионального образования и переподготовки преподавателей должна обеспечить системность такой работы. Однако текущие проблемы в этой сфере вызывают некоторые опасения, связанные с отставанием образовательного процесса от текущего спроса и тенденций его развития. В настоящей статье представлены результаты бенчмаркинга программ подготовки ведущих вузов страны, специализирующихся в области экономики и управления и предлагающих программы цифровизации. Результаты анализа свидетельствуют о необходимости корректировки приоритетов в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF READINESS OF RUSSIAN EDUCATION IN THE FIELD OF ECONOMICS AND MANAGEMENT FOR DIGITAL ECONOMY

Oritical factor in the progressive development of the digital economy is its staffing. The training of «digital» personnel at the level of bachelor’s, master’s programs, systems of additional professional education and retraining of teachers should ensure the consistency of such work. However, current problems in this area cause some concerns related to the lag of the educational processfrom current demand and its development trends. This article presents the results of benchmarking training programs for leading universities in the country specializing in economics and management and offering digitalization programs. The results of the analysis indicate the need to adjust the priorities in this work.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

УДК 338.242

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Г. Л. Азоев, В. И. Алешникова, Е. В Сумарокова

Государственный университет управления (г. Москва) Поступила в редакцию 15 октября 2018 г.

Аннотация: критическим фактором поступательного развития цифровой экономики является его кадровое обеспечение. Подготовка «цифровых» кадров на уровне бакалавриата, магистратуры, систем дополнительного профессионального образования и переподготовки преподавателей должна обеспечить системность такой работы. Однако текущие проблемы в этой сфере вызывают некоторые опасения, связанные с отставанием образовательного процесса от текущего спроса и тенденций его развития. В настоящей статье представлены результаты бенчмаркинга программ подготовки ведущих вузов страны, специализирующихся в области экономики и управления и предлагающих программы цифровизации. Результаты анализа свидетельствуют о необходимости корректировки приоритетов в данной работе.

Ключевые слова: цифровая экономика, обучение, бакалавры, магистры, повышение квалификации преподавателей, бенчмаркинг.

Abstract: cUical factor in the progressive development of the digital economy is its staffing. The training of «digital» personnel at the level of bachelor's, master's programs, systems of additional professional education and retraining of teachers should ensure the consistency of such work. However, current problems in this area cause some concerns related to the lag ofthe educational processfrom current demand and its development trends. This article presents the results of benchmarking training programs for leading universities in the country specializing in economics and management and offering digitalization programs. The results of the analysis indicate the need to adjust the priorities in this work.

Key words: digital economics, education, bachelor's, masters, teacher training, benchmarking.

В «Дорожной карте» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и Плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» особый приоритет отведен подготовке ^-специалистов, выпуск которых планируется с 2024 г. увеличить до 120 тыс. в год [1-3]. Задача амбициозная, однако выглядит несколько эклектично, принимая во внимание, что цифровая экономика нуждается не только в технологическом, но и в предметном развитии, в первую очередь в области управления экономикой. Специалистов, которые на практике могут управлять с использованием цифровых технологий, гораздо меньше и их подготовка - практически значимая и актуальная задача. Готовность образования в этой сфере к цифровой экономике является ключевым драйвером для развития всей экономики, так как определяет не только степень разработанности цифровых технологий, но и уровень их практического использования в управлении государством и бизнесом. Бенчмаркинг практики

© Азоев Г. Л., Алешникова В. И., Сумарокова Е. В., 2018

подготовки таких специалистов, представленный в настоящей статье, стал попыткой определить ключевые достижения и проблемы в этой сфере для модернизации процесса подготовки.

В качестве метода исследования был выбран сравнительный анализ деятельности вузов в области подготовки бакалавров, магистров и преподавателей для цифровой экономики. В исследовании участвовали 52 вуза Москвы и около 20 ведущих вузов других городов России, в которых предлагаются программы подготовки (переподготовки) в области экономики и управления. Основные данные получены из официальных документов и на основе выборочных опросов. Полученная информация верифицировалась на основе данных, представленных на официальных веб-ресурсах университетов.

Проблемы сравнения «цифровых» экономик

Для повышения эффективности процесса подготовки «цифровых» специалистов, как и для любого другого процесса производства, требуются срав-

нительные маркетинговые исследования. Их цель выявить лучшую практику и использовать этот опыт в модернизации образования. Проведенный авторами бенчмаркинг, реализующий эту цель, показал недостаток таких исследований, что затрудняет фокусирование Программы «Цифровая экономика» на практически важные и достижимые цели.

Одна из значимых проблем бенчмаркинга - несопоставимость баз сравнения как на международном уровне, так и на уровне регионов Российской Федерации, и, соответственно, сложность использования различного рода рейтингов. Так, реализация национальной программы предусматривает финансирование в размере 3,5 трлн руб. (до 2024 г.) для осуществления федеральных проектов: Нормативное регулирование цифровой среды, Информационная инфраструктура, Кадры для цифровой экономики, Информационная безопасность, Цифровые технологии, Цифровое государственное управление. Для сравнения: Евросоюз выделяет 9,2 млрд евро в период 2021-2027 гг. по другим направлениям: на развитие и совершенствование суперкомпьютеров и обработку данных во многих секторах - от здоровья и возобновляемых источников до безопасности автомобилей; на распространение искусственного интеллекта в европейской экономике и обществе; на усиление кибербезопасности, на финансирование передовых технологий в этой области и развитие необходимых навыков и знаний; на расширение использования цифровых технологий во всех секторах экономики и общества [4-8].

Существующие международные рейтинги (Digital Evolution Index 2017; GCI 2016, ICT Development Index, 2017; E-Government Development Index, 2016; Global Cybersecurity Index, 2017; Digital Society Index; The Future is Coming) оценивают главным образом степень развития технологий (большие данные, облачные технологии, центры обработки данных, интернет вещей и широкополосная передача данных); параметры развития ИКТ в стране; кибербезопасность; уровень развития электронного правительства, готовность городов к внедрению цифровых технологий. Вместе с тем они не касаются уровня практического использования данных технологий в управлении. Это, конечно, не говорит об его отсутствии, но, к сожалению, и не находит прямого отражения в рейтингах.

Очевидно и то, что в соответствии с данными международными рейтингами Россия продемонстрировала резкое улучшение ситуации с цифрови-зацией. По внедрению цифровых технологий в области финансов наша страна вошла в пятерку ми-

ровых лидеров, а по показателю «развитие человеческого капитала» переместилась с 51-го на 16-е место в мире. Государственными услугами «в цифре» пользуются более 70 млн россиян. Благодаря реализации целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010 гг.) и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. Россия в рейтинге 2016 г. занимает 35-е место из 190 стран. А Москва в 2017 г. отмечена специальным призом Всемирной организации электронных правительств городов мира WeGO в номинации «Предоставление государственных услуг в электронной форме». При всех очевидных успехах России необходимо констатировать, что данные рейтинги являются временными и при всем позитиве носят условный характер.

В отличие от международных рейтингов отечественные рейтинги цифровизации в территориальном разрезе Российской Федерации (Сколково) и «Индикаторы информационного общества» (ВШЭ) более фокусированы на использование цифровых технологий в организациях предпринимательского сектора и социальной сферы, органах государственной власти и местного самоуправления, домашних хозяйствах и населением, на развитие электронной торговли и онлайн-взаимодействия бизнеса и населения с органами власти. Однако и они вызывают много обоснованной критики и не являются в настоящее время общепризнанными индикаторами развития.

Так, высокие рейтинги не могут объяснить тот факт, что доля российских предприятий-лидеров, которые активно тестируют или уже используют инструменты диджитализации, не превышает 10-15 % (по оценке МсЮшеу) [9]. И эта небольшая доля весьма неравномерно распределена между ключевыми отраслями. Наибольшие темпы роста демонстрируют электронная коммерция и интернет-торговля; недвижимость и строительство; стартапы; медицина и фармацевтика; финансы, банки и страхование; промышленность (в том числе тяжелое машиностроение), промышленное оборудование. Остальные отрасли (а их абсолютное большинство) - весьма средний уровень.

Анализ российской траектории с очевидностью фиксирует проблему измерения результатов цифровой трансформации и наличия разрывов в циф-ровизации территорий Российской Федерации [10].

Неравномерность развития и структурная несопоставимость новых процессов в экономике -закономерное явление. Индустрия высшего и дополнительного образования в сфере цифровой экономики подтверждает этот тезис.

Реализуемые программы подготовки специалистов

Результаты бенчмаркинга образовательных программ 152 вузов Москвы показали, что только в 52 вузах на уровне бакалавриата и магистратуры есть образовательные программы по экономике и управлению, и только 11 программ в бакалавриате и 20 в магистратуре имеют отношение к цифровой экономике (табл. 1).

Немногочисленность бакалаврских программ и их специализация в уже достаточно развитых направлениях цифровизации создают проблему в будущем, когда новые направления, требующие быстрого развития, окажутся в условиях жесткого кадрового дефицита. Похожая ситуация складыва-

ется как на уровне бакалаврской, так и магистерской подготовки.

Что касается практиков, то и для них представлено недостаточное количество и разнообразие программ повышения квалификации (табл. 2). По три программы имеют ВШЭ, Фонд «Цифровые Платформы»; две программы у МГУ им. М. В. Ломоносова, АНО ДПО «Институт цифровой экономики», Бизнес-школы ЯМА. Исключение составляет МГТУ им. Н. Э. Баумана, предлагающий 20 краткосрочных и долгосрочных программ. Зарубежные университеты также присутствуют на российском рынке. Основная часть программ реализуется не в вузах.

В целом результаты анализа показали, что система подготовки экономистов и управленцев для

Общая специализация программы Наименование программы (вуз)

Бакалавриат

Управление государством и экономикой Цифровая экономика (РУДН, РАНХиГС) Цифровое государство (РАНХиГС) Экономика новых технологий (МГТУ им. Н. Э. Баумана)

Управление предприятием Цифровые инновации в управлении предприятием (ВШЭ), Производственный/инвестиционный менеджмент на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности (МАИ)

Финансовый аудит Оценка бизнеса в цифровой экономике (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)

Маркетинг, торговля, предпринимательство Цифровые маркетинговые коммуникации (ГУУ) Цифровые технологии в торговле (РАНХиГС), Технологическое предпринимательство (МИФИ)

Магистратура

Управление государством и экономикой Электронная экономика (Российский университет кооперации) Цифровая экономика (РАНХиГС) Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении (МИФИ)

Управление бизнесом Менеджмент высокотехнологичного бизнеса (Станкин) Инжиниринг социальных процессов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности (МАИ) Цифровая трансформация бизнеса (РЭУ им. Г. В. Плеханова) Управление электронным бизнесом и интернет-проектами (РЭУ им. Г. В. Плеханова) Технологическое предпринимательство (РАНХиГС) Гибкие технологии управления (РАНХиГС) Digital design в менеджменте (информационно-аналитический менеджмент) (РАНХиГС)

Финансовый менеджмент Управление финансовыми технологиями в цифровой экономике (РЭУ им. Г. В. Плеханова) Корпоративные финансы в цифровой экономике (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) Цифровые технологии финансового сектора экономики (МИФИ) Прорывные финансовые цифровые технологии (РАНХиГС)

Управление 1Т Управление информационными технологиями в цифровой экономике (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) Системы больших данных (ВШЭ) Системы больших данных в экономике (РАНХиГС) Бизнес-информатика в цифровой экономике (МИФИ) Технология Big Data и бизнес-аналитика в управлении компаниями (ГУУ)

Т а б л и ц а 1

Программы московских вузов, в которых ведется подготовка в области цифровой экономики

Т а б л и ц а 2

Программы повышения квалификации московских и региональных вузов (16-250 ч.)

Общая специализация программы Наименование программы (вуз, компания)

Цифровая экономика Специалист по цифровой экономике (Международная академия экспертизы и оценки) Цифровая экономика: новые возможности для профессионального роста (МГУ им. М. В. Ломоносова) Цифровая экономика: инновационные решения для бизнеса (МГУ им. М. В. Ломоносова) Цифровая экономика (УрФУ) Цифровое образование, Цифровая экономика (АНО ДПО «Институт цифровой экономики») Основы цифровой экономики и цифровых платформ (Фонд «Цифровые Платформы»)

Маркетинг и медиа Интернет-маркетинг и бизнес-коммуникации (Новосибирский государственный университет экономики и управления, факультет менеджмента) Интернет-маркетолог, специалист по продвижению в Интернет, SEO-специ-алист, SMM-специалист, директолог, продвижение сайтов, продвижение в соцсетях, контекстная реклама (МГТУ им. Н. Э. Баумана) Цифровой маркетинг (digital-маркетинг) (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) Маркетинг и производство в цифровых медиа; управленцы по работе с digital-проектами (ВШЭ)

цифровой экономики находится в стадии формирования, структурно и содержательно меняется и демонстрирует невысокую вовлеченность в конкретику, что связано как с отсутствием сегментированного спроса, так и с неразвитостью базовых условий для организации эффективного учебного процесса.

Предлагаемые программы переподготовки преподавателей

Наиболее важным и критичным базовым условием является подготовленность самих преподавателей. В табл. 3 представлены возможности повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов в части формирования базовых информационных компетенций (работа с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, скайпом, подготовка презентаций, компьютерное тестирование студентов и т. п.), умений и навыков в сфере профессиональной (маркетинговой) деятельности. Данные программы ориентированы главным образом на развитие базовых информационных технологий, что, безусловно, нельзя считать достаточным.

Становятся очевидными выводы относительно слабой практической ориентации программ высшего образования. Они основываются на отсутствии системы подготовки преподавателей и слабом притоке в высшую школу специалистов непосредственно из цифровой индустрии.

Исследование пришло к выводу о необходимости реструктуризации «Дорожной карты» Програм-

мы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части проекта «Кадры для цифровой экономики». Проект требует доработки:

- выделения приоритетных направлений подготовки (переподготовки) в области практического использования цифровых технологий в управлении экономикой;

- выделения базовых вузов для осуществления этой работы;

- организации на их основе «Школ цифровиза-ции» с выделением необходимых ресурсов.

Одним из направлений такой работы стало создание платформ онлайн- образования. Еще в 2015 г. 8 вузов России (ВШЭ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИСиС, ИТМО, СПбГУ, СПбПУ, УрФУ) инициировали процесс создания Национальной платформы открытого образования [11], на которой в настоящее время размещено 322 онлайн-курса по основным дисциплинам, изучаемых студентами в российских университетах. Существуют и другие образовательные платформы: например, Eduson https://www.eduson.tv/; Digital October http://coursera. digitaloctober.ru; Университет в кармане http:// moyuniver.ru/; Лекториум https://www.lektorium.tv/; Университет без границ universitetbezgraniz.ru; Get2Know http://get2know.ru/ [12]. Однако для развития профессиональных компетенций они оказываются малопригодными. Необходимы более действенные решения, которые создадут стимулы для резкого улучшения ситуации в области предложения программ подготовки.

Т а б л и ц а 3

Программы повышения квалификации в области IT и digital-маркетинга для преподавателей (16-72 ч.)

Общая специализация программы Наименование программы (вуз, компания)

Общие методики преподавания Модернизация образовательной деятельности в условиях цифровой экономики и реализации ФГОС высшего образования 3++, Методика и технологии использования системы Bloomberg в образовательной и научной деятельности (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) Создание электронных учебных курсов в системе Moodle для реализации образовательных программ в вузе (МГППУ) Электронное обучение: возможности цифровизации образовательного процесса (ведущие вузы Санкт-Петербурга)

Методики преподавания маркетинга Маркетинг: от образования к профессиональной деятельности (цифровые маркетинговые коммуникации) (ГУУ) Интернет-маркетинг, Интернет-трейдинг, Основы электронной коммерции, Электронные платежные системы (Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики)

ЛИТЕРАТУРА

1. Кадры и образование в цифровой экономике России. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php

2. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6 itAirUX0.pdf

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р 28 июля 2017 г. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4P sB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

4. Brusakova I. A., Chertovskoy V. D. (2018) About interaction of higher education institutions and productions. Proceedings of 2017 IEEE 6th Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations), SPUE 2017, 2018-January, 71-73.

5. Maymina E., Puzynya T., Egozaryan V. (2018) Development trends of the education in Russia under digital economy. Espacios, 39 (30), 11.

Государственный университет управления, г. Москва

Азоев Г. Л., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга

E-mail: [email protected]

Тел.: 8-903-663-73-61

Алешникова В. И., доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга

E-mail: [email protected]

Тел.: 8-915-199-01-17

Сумарокова Е. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга

E-mail: [email protected]

Тел.: 8-916-146-43-51

6. Maymina E., Divina T., Liulia V. (2018) Digital economy in education : Perspectives and development perspectives. Espacios, 39 (30), 11.

7. Vasin S., Gamidullaeva L., Shkarupeta E., Palatkin I., Vasina T. (2018) Emerging trends and opportunities for industry 4.0 development in Russia. European Research Studies Journal, 21 (3), 63-76.

8. Novikov D., Belov M. (2019) Methodological foundations of the digital economy. Studies in Systems, Decision and Control, 181, 3-14.

9. Janchai W., Siddoo V., Sawattawee J. (2018) A systematic review of work integrated learning for the digital economy. International Journal of Information and Communication Technology Education, 15 (1), 67-78.

10. Развитие образования в условиях цифр. - Режим доступа: http://www.radnews.ru/развитие-образования-в-условиях-цифр/

11. Национальная платформа открытого образования. - Режим доступа: https://openedu.ru/

12. Российские образовательные онлайн-платформы. -Режим доступа: http://eop.ciuv.ru/OR/pdfs/Obr_platformi.pdf

The State University of Management, Moscow

Azoev G. L., Doctor of Economics, Professor, Head of the Marketing Department

E-mail: [email protected]

Tel.: 8-903-663-73-61

Aleshnikova V. I., Doctor of Economics, Professor of Marketing Department

E-mail: [email protected]

Tel.: 8-915-199-01-17

Sumarokova E.V., PhD., Associate Professor of Marketing Department

E-mail: [email protected]

Tel.: 8-916-146-43-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.