СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УДК 316:378:004(045)
В.В. Зырянов
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА: РЕФЛЕКСИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цифровая трансформация общества изучается социологической наукой уже более десяти лет, в последние годы особенно интенсивно. Наряду с этим, в социологическом образовании эти процессы отражены ещё далеко не во всех образовательных программах. В предлагаемой статье проводится статистический анализ рефлексии социологического образования в отношении цифровизации общества. Для получения результатов предложены критерии: наличие образовательных программ бакалавриата и магистратуры «цифровой» направленности, включение «цифровых» дисциплин в нецифровые программы подготовки и обеспеченность соответствующей литературой современных студентов-социологов. Проведённое исследование позволило выявить более широкое распространение образовательных программ и предлагаемых дисциплин цифрового содержания в магистратуре, нежели в бакалавриате. А также предположить, что сложившееся расслоение университетов (НИУ, федеральные, опорные и др.) проявляется как своеобразное цифровое неравенство - одни вузы могут позволить себе подготовку в соответствии с требованиями цифровизации, у других на это не хватает ресурсов. В то же время в отражении цифровизации общества отмечается и положительная динамика.
Ключевые слова: цифровая трансформация, социологическое образование, предметный рейтинг, учебный план, дисциплина, индикаторы цифровых процессов в образовательных программах.
DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-4-435-444
Ссылка на статью:
Зырянов В.В. Цифровая трансформация общества: рефлексия социологического образования // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2023. Т. 7, вып. 4. С. 435-444. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2023-7-4-435-444
Введение
В России принят ряд документов, в которых содержатся стратегии и планы цифровизации российского общества. Государственные программные документы «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1] и «Цифровая экономика Российской Федерации» [2] предметно объясняют необходимость цифровизации экономики и других сфер жизни. Кроме того, специально были приняты документы, регламентирующие цифровую трансформацию образования. Среди них - Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», изданный в 2020 г. [3], в котором в числе пяти национальных целей указана цифровая трансформация. В качестве ключевого показателя достижения этой цели указана цифровая зрелость базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования. В 2021 г. сначала вышла одобренная "Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования" (утв. Минобрнауки России) [4]. А в конце года ещё одним важным документом, актуализирующим государственную политику в области цифровой трансформации высшего образования и науки, стало Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [5].
Помимо движения «сверху», была отмечена и инициатива «снизу», а именно «Хартия о цифро-визации образовательного пространства», подготовленная по инициативе Тольяттинского ГУ, Омского ГТУ и НИУ «Московский ИЭТИ», подписанная летом 2019 г. 32-мя организациями. На основе Хартии уже в следующем году был создан консорциум «Цифровые университеты», в котором на конец 2023 года уже сотрудничают 28 вузов: ассоциация «Университетский консорциум исследователей больших данных» (в свою очередь объединяющий 26 вузов) и 10 индустриальных партнёров.
Таким образом, с одной стороны, общество столкнулось с необходимостью повсеместного и массового применения цифровых технологий, а с другой - происходящей под их воздействием цифровой трансформаций общества. Сегодня, говоря о цифровых технологиях, имеют в виду компоненты робототехники и сенсорики, технологии больших данных, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, промышленного интернета, беспроводной связи, квантовых техно-
логий и систем распределенного реестра в контексте образовательных запросов Индустрии 4.0. [6]. В. В. Вихман, М. В. Ромм в этой связи справедливо отмечают, что «... за вышеназванными технологиями в отечественной и зарубежной литературе прочно закрепилось название «сквозных» в связи с их потенциальной возможностью проникать во все отрасли и сферы жизнедеятельности, включая образование» [6]. Эти процессы вызвали бурную дискуссию о содержании и целях цифровой трансформации образования. Мы склонны согласиться с теми авторами, которые рассматривают её «... как модернизацию целей, смыслов, содержания, методов и технологий образования, главной целью которой является удовлетворение потребностей личности и социума в качественном образовании, востребованном в условиях развития экономики знаний и цифровых технологий.», в то время как неверно понимать цифровую трансформацию образования как процесс «... массового внедрения ИКТ в учебный процесс. Использование ИКТ в образовательном процессе не является самоцелью, а должно обеспечивать технологическую платформу для создания и применения новых педагогических методов и технологий. Цифровые технологии следует рассматривать как средство, вторичное по отношению к смыслам и целям образования. Эти технологии эффективны, когда применяются для наполнения образования новым содержанием, для применения новых форм и методов обучения, развивающих творческий потенциал и креативные способности учащегося» [7].
Переходя к социологическому образованию, его «смыслы и цели» должны быть, на наш взгляд, очерчены: с позиций социологической теории, в отношении социологических методов и практик работы с эмпирическими данными и с точки зрения образовательного процесса, опирающегося на первые два аспекта, и, кроме того, разумного и полного использования всего арсенала цифровых образовательных технологий.
Теоретическое социологическое осмысление цифровой трансформации общества воплощается, в широком смысле, в широкую гамму вопросов, проблем и аспектов, обсуждаемых под предметным зонтиком цифровой социологии. Не вступая в полемику относительно предметного поля, хотелось бы оттолкнуться от одной из наиболее содержательных работ этой области знания, а именно монографии Д. Луптон «Цифровая социология» [8]. «По мнению автора, социология должна опираться на изучении цифровых технологий как отправной точки. Ведь темы, которые сейчас исследуют и преподают социологи, неизбежно связаны с цифровыми технологиями, независимо от того, сосредоточены ли они на социологии семьи, науке, здоровье и медицине, знаниях, культуре, экономике, занятости, образовании, работе, гендере, риске, старении, расе и этнической принадлежности. Изучение цифрового общества означает сосредоточение внимания на многих аспектах, которые были центральными для социологов: индивидуальность, идентичность, воплощение, властные отношения и социальное неравенство, социальные сети, социальные структуры, социальные институты и социальная теория» [9].
Таким образом, социологическое образование со всей очевидностью должно рефлексировать все обозначенные выше «смыслы и цели», что требует, как отмечает Н. Н. Мещерякова, пересмотра учебных программ вузов [10].
В этой связи мы полностью разделяем подход Н. Е. Сердитовой и А. В. Белоцерковского [11], сформулировавших требования к университетским образовательным программам для сохранения высокого качества образования в условиях цифровой трансформации. Обозначим их: сохранение фундаментальности; адаптивность к технологическим изменениям в профессиональной сфере и её своевременность; владение ИКТ; использование возможностей образовательных онлайн-маршрутов (МООС и др.), использование искусственного интеллекта.
Методология исследования
В конце 2019 г., анализируя некоторые итоги развития социологического образования в России за 30 лет, мы отмечали [12], что одним из трендов последних лет стало появление в бакалавриате программ подготовки, отражающих цифровые тренды современного общества.
Действительно, цифровизация всех сфер жизни общества, включая образование, развивается постоянно и неумолимо. Статистикой фиксируется рост по всем ключевым показателям расширения присутствия цифровых технологий в жизни общества. Так, растёт число занятых в профессиях, связанных в ИКТ, расширяются цифровые навыки населения, растёт уровень владения этими навыками, становится шире доступ к интернету в домохозяйствах и в организациях [13].
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Через два года наметившийся было интерес к цифровой теме отразился в профилях подготовки бакалавров по-прежнему только трёх вузов (СПбГУ, УрФУ, филиал НИУ ВШЭ в СПб) [14].
В связи с этим были выделены показатели, отражающие, на наш взгляд, хотя бы в первом приближении, в какой мере цифровизация общества нашла отражение в подготовке социологов в РФ. Во-первых, это число образовательных программ, нацеленных на изучение цифрового общества и его исследование. Во-вторых, количество и разнообразие учебных дисциплин, раскрывающих указанную проблематику. В-третьих, количество учебных пособий и монографий, использующихся в учебном процессе.
Кроме того, косвенными признаками этой рефлексии, на наш взгляд, можно считать появление специализированных социологических журналов; представленность цифровой тематики в научных статьях в журналах; появление исследовательского комитета в Российском обществе социологов (РОС); проведение специализированных научных конференций (секций), круглых столов, симпозиумов, семинаров.
Для получения структурированной информации мы выделили три группы вузов. Первую образовали университеты, вошедшие в Топ-20 предметного рейтинга ЯАЕХ «Социология» в 2022 г. [15]. Даже если бы мы ограничились только ими, то это количество можно считать репрезентативным, т.к. число вузов, ведущих подготовку социологов, за последние годы сократилось с примерно 140 в 2013 г. [16] до 112 в 2020 г. [17]. К тому же 20 лучших вузов страны, выпускающих социологов, составляют 18 % от всех, имеющих образовательные программы по социологии. Однако наше исследование было распространено также на вторую группу, в которую вошли вузы из Рейтинга лучших вузов России ЯАЕХ-100, в 2022 г. осуществляющих подготовку социологов. Это кроме тех, что вошли в Топ-20 предметного рейтинга, и на третью группу, в которой остались университеты, не отобранные в вышеуказанные рейтинги. Кроме того, для отражения специфики и разнообразия образовательных программ на разных уровнях высшего образования, мы включили в рассмотрение программы бакалавриата и магистратуры (табл. 1).
Таблица 1
Распределение образовательных организаций высшего образования, ведущих подготовку социологов по реализации ими образовательных программ бакалавриата и магистратуры,
данные на 10.05.2023
Категории образовательных Бакалавриат Магистратура
организаций высшего образования число кол-во число кол-во
ООВО программ ООВО программ
Топ-20 по социологии 20 26 19 43
Из Топ-100* 24 26 19 35
Не вошедшие в указанные рейтинги 28 32 20 20
Всего 72 84 58 98
* вузы из предметного рейтинга по социологии 2022 https://raex-rr.com/education/subject_ranking/Sociology/ 2022/
** вузы из Рейтинга лучших вузов России ЯАЕХ-100, 2022 г. https://raex-rr.com/education/universities/ rating_of_universities_of_russia, осуществляющих подготовку социологов, кроме тех, которые вошли в Топ-20 предметного рейтинга.
«Цифровые» программы и дисциплины в учебных планах подготовки социологов
Ознакомление с учебными планами подготовки социологов по программам бакалавриата в университетах Топ 20 предметного рейтинга дали следующие результаты (табл. 2).
Получилось, что в первой группе из 20-ти вузов в пяти (25 %) реализуются программы бакалавриата, отражающие в названии цифровую трансформацию общества и/или цифровые тенденции в социологических исследованиях (СПбГУ и ТюмГУ - «Социологические исследования в цифровом обществе, МГИМО - Социология цифровых коммуникаций, РГГУ - Цифровая социология и социальная диагностика, УрФУ - Социологические исследования в управлении цифровым обществом). Поскольку в ряде вузов реализуется больше одной программы, то число «цифровых» программ от общего их числа в этой группе составило 19 %.
Таблица 2
Количество образовательных программ бакалавриата и дисциплин цифровой направленности в образовательных организациях высшего образования Топ-20 предметного рейтинга по социологии 2022 года, данные на 10.05.2023
Количество образовательных Количество дисциплин цифровой
№ Университет программ направленности в программах
«цифровые» традиционные «цифровых» традиционных
1 СПбГУ 1 1 18 2
2 ТюмГУ 1 - 8 -
3 МГИМО МИД России 1 1 6 6
4 РГГУ 1 - 4 -
5 УрФУ 1 1 1 -
6 ГУУ - 1 - 6
7 Казанский (Приволжский) ФУ - 1 - 3
8 НИУ ВШЭ (с филиалом в СПб) - 4 - 2
9 МГУ имени М. В.Ломоносова (соцфак и ВШССН) — 2 - 2
10 Финансовый университет при Правительстве РФ - 2 - 1
11 ННГУ имени Н. И. Лобачевского - 1 - 1
12 РГСУ - 1 - 1
13 МГЛингвистический У - 1 - 1
В восьми университетах реализуются «традиционные программы», в которых тем не менее «цифровые» дисциплины преподаются. В оставшихся семи университетах, а именно в РАНХиГС, РУДН, Южном ФУ, МГПУ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Новосибирском ГУ, МВШСЭН (Шанинка) -подготовка социологов ведётся по традиционным программам (по одной в каждом из указанных вузов), в которых «цифровые» дисциплины не обнаружены.
Среди 24 университетов, вошедших в рейтинг Топ-100, только в двух (8 %) реализуются образовательные программы цифрового содержания (табл. 3).
Таблица 3
Количество дисциплин цифрового содержания в образовательных программах бакалавриата, имеющих цифровую направленность, в ООВО из Топ - 100 рейтинга (за исключением вошедших в Топ 20 предметного рейтинга), данные на 10.05.2023
№ Университет Наименование образовательной программы Количество дисциплин цифровой направленности (включая дисциплины по выбору и факультативные)
1 Алтайский ГУ Социология цифрового общества 6
2 Университет «Дубна» Социальные и арт-практики в цифровом измерении 6
В 28 университетах, не вошедших в указанные выше рейтинги, не обнаружилось ни одного, реализующего бакалаврскую программу цифровой направленности.
Среди магистерских программ обнаружено шесть, имеющих цифровое содержание (табл. 4). То есть они присутствуют в 30 % выбранных вузов. Если же посмотреть, какую долю они составляют от всех 46-ти предлагаемых этими вузами магистерских программ, то получится только 14 % (табл. 5).
В 20 университетах, не вошедших в указанные выше рейтинги, не обнаружилось ни одного, реализующего магистерскую программу цифровой направленности.
Второй индикатор (учебные дисциплины), раскрывающий указанную проблематику, дал следующую картину (табл. 2). В группе Топ-20 из 21-х программы бакалавриата, не ориентированной на цифровую проблематику, в 13-ти нет ни одной дисциплины этой направленности (59 %), в шести присутствуют одна-две дисциплины (27 %) и в трёх - три и более (14 %).
_Цифровая трансформация общества: рефлексия социологического образования_439
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2023. Т. 7, вып. 4
Таблица 4
Количество дисциплин цифрового содержания в образовательных программах магистратуры, имеющих цифровую направленность в ООВО из Топ - 20 предметного рейтинга по социологии,
данные на 10.05.2023
№ Университет Наименование образовательной программы Количество дисциплин цифровой направленности (включая дисциплины по выбору и факультативные)
1 СПбГУ Цифровая социология 10
2 МГИМО Социология цифровых коммуникаций 6
3 НИУ ВШЭ Социология публичной сферы и цифровая аналитика (траектория «Аналитика социальных процессов») 5
Современный социальный анализ (филиал в СПбГУ) 1
4 Нижегородский ГУ Социология цифрового общества 4
5 МГУ имени М.В.Ломоносова Цифровая социология и новые медиа (ВШССН) 3
6 РГСУ Социология культурных и социальных изменений (Социология цифрового общества) 1
Таблица 5
Количество дисциплин цифрового содержания в образовательных программах магистратуры, имеющих цифровую направленность в ООВО из рейтинга Топ - 100 (за исключением вошедших в Топ 20 предметного рейтинга), данные на 10.05.2023
№ Университет Наименование образовательной программы Количество дисциплин цифровой направленности (включая дисциплины по выбору и факультативные)
1 Университет Социальные и арт-практики 8
«Дубна» в цифровом измерении
2 Северо-Кавказский ФУ Большие данные и цифровая аналитика в управлении инновационными 4
продуктами
3 Алтайский ГУ Цифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях 1
В группе университетов из рейтинга Топ 100, 12 из 24 вузов включили в свои учебные планы дисциплины цифровой направленности. В пяти из них отмечено по одной такой дисциплине, четыре имеют по две - три дисциплины, ещё два вуза имеют по 4-5 цифровых дисциплин. Особняком в этом ряду стоит Самарский университет, где студентам-социологам наряду с дисциплинами, имеющими специфическое социологическое содержание, доступен выбор из общеуниверситетского реестра «цифровых» дисциплин, что в сумме дало возможности изучать 26 предметов этого направления (табл. 6). В тоже время половина университетов этой группы не имеют в своих программах дисциплин цифровой направленности.
В группе вузов, не вошедших в рейтинги, 18 (64 % от их общего числа) университетов, реализующих программы подготовки бакалавров социологии, не имеют дисциплин цифровой направленности. В десяти вузах такие дисциплины есть, но редко больше одной (табл. 7).
Обратимся теперь к программам магистратуры (табл. 8). В группе Топ-20 ситуация такая: из 37 программ не цифровой направленности в 26-ти нет ни одной «цифровой» дисциплины (70 %), по од-ной-две - в семи программах (21 %).
Дисциплин цифрового содержание нет в девяти вузах - РУДН, РГГУ, УрФУ, ЮФУ, Казанский ФУ, РЭУ им. Плеханова, ТюмГУ, НГУ, МГЛУ, т.е. 45% лучших университетов не имеют в своих программах подготовки магистров дисциплин цифровой направленности.
440_В В. Зырянов_
2023. Т. 7, вып. 4 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Таблица 6
Количество дисциплин цифрового содержания в образовательных программах бакалавриата, не имеющих цифровую направленность в ООВО из рейтинга Топ - 100 (за исключением вошедших в Топ 20 предметного рейтинга), данные на 10.05.2023
№ Университет Количество программ Количество дисциплин цифровой направленности (включая дисциплины по выбору и факультативные)
1 Самарский Университет 1 26
2 Пермский ГТУ 1 5
3 Северо-Кавказский ФУ 4
4 СПбГЭУ 1 3
5 Алтайский ГУ 1 3
6 Северный (Арктический) ФУ 1 3
7 Кабардино-Балкарский ГУ 1 2
8 БелГУ 1 1
9 МГТУ им. Н.Э. Баумана 1 1
10 Томский ГУ 1 1
11 Волгоградский ГУ 1 1
12 Юго-Западный ГУ 1 1
Таблица 7
Количество дисциплин цифрового содержания в образовательных программах бакалавриата, не имеющих цифровую направленность, в ООВО не вошедшие в указанные рейтинги,
данные на 10.05.2023
№ Университет Количество программ Количество дисциплин цифровой направленности (включая дисциплины по выбору и факультативные)
1 Тамбовский ГУ 1 3
2 ГАУГН 1 2
3 Орловский ГУ 1 2
4 Северо-Восточный ГУ 1 1
5 Смоленский ГУ 1 1
6 Кемеровский ГУ 1 1
7 Череповецкий ГУ 1 1
8 Бурятский ГУ 1 1
9 Самарский ГЭУ 1 1
10 Башкирский ГУ 1 1
Таблица 8
Количество дисциплин цифрового содержания в образовательных программах магистратуры, не имеющих цифровую направленность в ООВО из Топ - 20 предметного рейтинга
по социологии, данные на 10.05.2023
№ Университет Количество программ Количество дисциплин цифровой направленности (включая дисциплины по выбору и факультативные)
1 МГУ 8 3
2 НИУ ВШЭ 5 2
3 СПбГУ 3 2
4 Нижегородский ГУ 4 3
5 МГПУ 2 1
6 РАНХиГС 1 1
7 МГИМО 1 3
8 Фин.университет 1 1
9 РГСУ 1 1
10 Шанинка 1 1
11 ГУУ 1 1
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В группе вузов из Топ-100, не имеющих программ цифровой направленности, восемь располагают в своих учебных планах дисциплинами цифрового содержания (табл. 9), а остальные 13 (62 %) -нет.
Таблица 9
Количество дисциплин цифрового содержания в образовательных программах магистратуры, не имеющих цифровую направленность в ООВО из Топ - 100 рейтинга (за исключением вошедших в Топ 20 предметного рейтинга), данные на 10.05.2023
№ Университет Количество программ Количество дисциплин цифровой направленности (включая дисциплины по выбору и факультативные)
1 Самарский университет 5 5
2 Северо-Кавказский ФУ 1 3
3 Волгоградский ГУ 2 2
4 Алтайский ГУ 1 2
5 МПГУ 1 2
6 СПбГЭУ 1 1
7 Северо-Западный ФУ 1 1
8 Балтийский ФУ 1 1
В группе вузов, не вошедших в рейтинги, только три имеют в своих учебных планах дисциплины цифровой направленности, тогда как 17 (85%) университетов их не имеют (табл. 10).
Таблица 10
Количество дисциплин цифрового содержания в образовательных программах магистратуры не имеющих цифровую направленность, в ООВО не вошедших в указанные рейтинги,
данные на 10.05.2023
№ Университет Количество программ Количество дисциплин цифровой направленности (включая дисциплины по выбору и факультативные)
1 Орловский ГУ 1 2
2 Кемеровский ГУ 1 2
3 НИНХ (Новосибирск) 1 1
Таблица 11
Учебные пособия и монографии, используемые в учебном процессе
Автор(ы), аффилиация Название, вид издания, год
Добринская Д.Е. МГУ Введение с цифровую социологию Учебное пособие, 2022
Потемкин В.К., Ахтырский А.А., Вельмисова Д.В., Степанов С.А. СПбГЭУ Социология цифровой среды Учебное пособие, 2022
Кравченко С.А. МГИМО Социология цифровизации Учебник, 2021
Василенко Л.А., Мещерякова Н.Н. Социология цифрового общества Монография, 2021
Коллектив авторов под ред. Л.И. Малявкиной ОрелГУЭТ Цифровизация современного общества: факторы трансформации, проблемы и перспективы Монография, 2019
Коллектив авторов под редакцией Т.В. Морозовой Цифровизация общества и методы его исследования Монография, 2018
Третий критерий (изданные учебники и монографии) дал основание утверждать, что процесс социологического осмысления цифровизации общественной жизни находится в начальной стадии. Продолжающиеся на страницах журналов дискуссии, в том числе в первом специализированном -
«Цифровая социология», а также на многочисленных конференциях и семинарах, позволяют надеяться на появление новых теоретических и учебных трудов, которые помогут новым поколениям студентов полно и своевременно получать знания о цифровизации и его влиянии на трансформацию общества. А на сегодня мы можем оттолкнуться от пока ещё единичных монографий и учебных пособий (табл. 11).
Заключение
В качестве результата приведём сводные данные по представленности дисциплин цифрового содержания в программах подготовки социологов на уровнях бакалавриата и магистратуры (табл. 12).
Таблица 12
Доля ООВО, не имеющих в программах бакалавриата и магистратуры дисциплин цифровой направленности, данные на 10.05.2023
Категории образовательных организаций высшего образования Доля университетов (%)
бакалавриат магистратура
Топ-20 по социологии 35 45
Из Топ-100* 45 62
Не вошедшие в указанные рейтинги 64 85
Полученные сведения довольно явно указывают на то, что сложившееся в отечественном высшем образовании расслоение университетов на лучшие, средние и другие, проявляется как своеобразное цифровое неравенство - одни вузы могут позволить себе подготовку в соответствии с требованиями цифровизации, у других на это не хватает ни материальных, ни интеллектуальных ресурсов.
Но в тоже время очевидно, что тенденция цифровизации общества рефлексируется социологическим образованием гораздо лучше, чем три года назад. Но вряд ли оправдано её игнорирование в большей части как бакалаврских, так и тем более магистерских программ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 10.11.2023)
2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2018-2024 гг. URL: https://spending.gov.ru/np/D/fp/ (дата обращения: 10.11.2023)
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2020. 22 июля (№ 159). URL: https://rg.ru/ documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 11.11.2023)
4. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404697/ (дата обращения: 11.11.2023)
5. «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» (утв. Минобрнауки России). URL: https://spa.msu.ru/wp-content/uploads/12.pdf (дата обращения: 11.11.2023)
6. Вихман В.В., Ромм М.В. Оценка цифровой зрелости образования // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 40-56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658- 6762.2205.03
7. Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 48-61. - DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61.
8. Lupton Deborah Digital Sociology. London and New York: Routledge, 2015. 236 p.
9. Сорочан В.В., Гаврилюк Н.П. Цифровая социология: от цифровизации общества к цифровизации науки // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 1(175). С. 37-46.
10. Мещерякова Н.Н. Методология познания цифрового общества // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 17-26.
11. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 4. С. 9-15. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15
12. Зырянов В.В., Ладыжец Н.С., Темнова Л.В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 152-154. DOI 10.31857/S013216250008335-1
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
13. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023.
14. Зырянов В.В. Социальная статистика в социологическом образовании // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 129-141. DOI 10.31857/S013216250017138-4
15. Предметные рейтинги вузов: социология. URL: https://raex-rr.com/education/universities/ subject_ranking_Sociology (дата обращения 26.01.2023)
16. Зырянов В.В. Квалификация одна, учебные планы - разные // Аккредитация в образовании. 2013. № 2(62). С. 25-27.
17. Проказина Н.В. Социологическое образование в современной России: новые вызовы и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 51-61. DOI: 10.24411/ 2071-6141-2020-10404
18. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2022 г. URL: https://raex-rr.com/education/universities/ rating_of_universities_of_russia.
Поступила в редакцию 03. 11.2023 Передана на рецензирование 03.11.2023 Рекомендована к печати 20.11.2023
Зырянов Владимир Викторович, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119234, Россия, г. Москва, Ленинские горы, МГУ, д. 1. стр. 33, Социологический факультет E-mail: [email protected]
V.V. Zyryanov
DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY: REFLEXION OF SOCIOLOGICAL EDUCATION
DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-4-435-444
The digital transformation of society has been studied in sociological science for more than a decade, and in recent years especially intensively. At the same time, these processes are not yet reflected in all educational programmes in sociological education. In the proposed article, a statistical analysis of sociological education's reflection on the digitali-sation of society is carried out. To obtain the results, we propose the following criteria: the availability of bachelor's and master's degree programmes with a "digital" orientation, the inclusion of "digital" disciplines in non-digital training programmes, and the availability of relevant literature for modern sociology students. The research has revealed a wider spread of educational programmes and offered disciplines of digital content in Master's degree programmes than in Bachelor's degree programmes. It also suggests that the existing stratification of universities (research institutes, federal, core, etc.) manifests itself as a kind of digital inequality - some universities can afford training in accordance with the requirements of digitalisation, while others lack the resources to do so. At the same time, the reflection of the digitalisa-tion of society is still positive.
Keywords: digital transformation, sociological education, subject rating, curriculum, discipline, indicators of digital processes in educational programmes.
REFERENCES
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203 O Strategii razvitiya informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody' http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (data obrashheniya: 10.11.2023). (In Russ.).
2. NacionaTnaya programma «Cifrovaya e'konomika Rossijskoj Federacii» na 2018 - 2024 gg. https://spending.gov.ru/np/DZfp/ (data obrashheniya: 10.11.2023). (In Russ.).
3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 goda № 474 «O nacionalnyx celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Rossijskaya gazeta. - 2020. - 22 iyulya (№ 159). - URL: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (data obrashheniya: 11.11.2023). (In Russ.).
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21 dekabrya 2021 g. № 3759-r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii nauki i vy'sshego obrazovaniya» // Konsul'tantPlyus: sajt. - URL: http://www. con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_404697/ (data obrashheniya: 11.11.2023). (In Russ.).
5. «Strategiya cifrovoj transformacii otrasli nauki i vy'sshego obrazovaniya» (utv. Minobrnauki Rossii) https://spa.msu.ru/wp-content/uploads/12.pdf (data obrashheniya: 11.11.2023). (In Russ.).
6. Vixman V. V., Romm M. V. Ocenka cifrovoj zrelosti obrazovaniya // Science for Education Today. - 2022. - T. 12, № 5. - S. 40-56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658- 6762.2205.03. (In Russ.).
7. KoroF A.D., Vorotniczkij Yu.I. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i vy'zovy' XXI veka // Vy'sshee obra-zovanie v Rossii. 2022 T. 31. № 6. S. 48-61. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61). (In Russ.).
8. Lupton Deborah Digital Sociology. London and New York: Routledge, 2015. 236 p. (In Russ.).
9. Sorochan V.V., Gavrilyuk N. P. Cifrovaya sociologiya: ot cifrovizacii obshhestva k cifrovizacii nauki / // E'tnosocium i mezhnacionaTnaya kuFtura. - 2023. - № 1(175). - S. 37-46. (In Russ.).
10. Meshheryakova N.N. Metodologiya poznaniya cifrovogo obshhestva // Cifrovaya sociologiya. 2020. T. 3. № 2. S. 17-26. (In Russ.).
11. Serditova N.E., Belocerkovskij A.V. Obrazovanie, kachestvo i cifrovaya transformaciya // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29. №4. S. 9-15. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15. (In Russ.).
12. Zyryanov V.V., Lady'zhecz N.S., Temnova L.V. Sociologicheskoe obrazovanie v Rossii: itogi 30 let // Sociolog-icheskie issledovaniya. 2020. № 1. S. 152-154. DOI 10.31857/S013216250008335-1. (In Russ.).
13. Indikatory' cifrovoj e'konomiki: 2022 : statisticheskij sbornik / G.I. Abdraxmanova, S.A. VasiFkovskij, K.O. Vishnevskij, L.M. Goxberg i dr.; Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». - M.: NIU VShE', 2023. (In Russ.).
14. Zyryanov V. V. SociaFnaya statistika v sociologicheskom obrazovanii // Sociologicheskie issledovaniya. 2022. № 2. S. 129-141. DOI 10.31857/S013216250017138-4. (In Russ.).
15. Predmetny'e rejtingi vuzov: sociologiya URL: https://raex-rr.com/education/universities/subject_ranking_Sociology (data obrashheniya 26.01.2023). (In Russ.).
16. Zyryanov, V. V. Kvalifikaciya odna, uchebny'e plany' - razny'e // Akkreditaciya v obrazovanii. 2013. № 2(62). S. 25-27. (In Russ.).
17. Prokazina N.V. Sociologicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: novy'e vy'zovy' i perspektivy' // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarny'e nauki. 2020. № 4. S. 51-61. DOI 10.24411/2071-61412020-10404. (In Russ.).
18. Rejting luchshix vuzov Rossii RAEX-100, 2022 g. https://raex-rr.com/education/universities/rating_of_universities_ of_russia. (In Russ.).
For citation:
Zyryanov V.V. Digital transformation of society: reflexion of sociological education // Bulletin of Udmurt University.
Sociology. Political Science. International Relations. 2023. Vol. 7, iss. 4. P. 435-444. https://doi.org/10.35634/2587-9030-
2023-7-4-435-444 (In Russ.).
Received 03.11.2023 Submitted for review 03.11.2023 Recommended for publication 20.11.2023
Zyryanov V.V., PhD in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of Social technology Subdepartment,
Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Faculty of Sociology
MSU, 1/33, Leninskie Gory, Moscow, Russia, 119234
E-mail: [email protected]