9. Sotnikova Ya.E. Rol' mifodizayna v formirovanii privlekatel'nogo imidzha territorii [Role of Mythodesign in Creation of Attractive Image of a Territory]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2014, no. 1 (60), pp. 429-431. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/60/8688 (accessed 17.01.2022).
10. Ulyanovskiy A.V. Mifodizayn, ili Samaya bezobidnaya igra s tsennostyami i normami [Mythodesign, or The Most Inoffensive Game with Values and Rules]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 544 p. (In Russ.). Available at: http://jarki. ru/wpress/2009/03/19/512 (accessed 15.03.2022).
11. Chusova N.I. Iz opyta demonstratsii nematerial'nogo naslediya v muzee-zapovednike "Kizhi" [Experience of Presentation of Intangible Heritage in Reserve Museum "Kizhi"]. Gosudarstvennyy istoriko-arkhitekturnyy i etnograficheskiy muzey-zapovednik "Kizhi" [Kizhi State Open-Air Museum of History, Architecture and Ethnography]. (In Russ.). Available at: http://kizhi.karelia.ru/library/aktual/571.html (accessed 20.03.2022).
УДК 378:023
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-230-239
ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИАКОММУНИКАЦИИ»: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТНОГО ПОТОКА
Тараненко Любовь Геннадиевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии документальных и медиакоммуникаций, декан факультета информационных, библиотечных и музейных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии документальных и медиакоммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье представлены основные ориентиры разработки основной профессиональной образовательной программы «Медиакоммуникации» на факультете информационных, библиотечных и музейных технологий Кемеровского государственного института культуры. Цель работы - анализ документного потока предметного поля «медиакоммуникации» для последующей разработки научной основы этой профессиональной образовательной программы. Ресурсной базой исследования выступила Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
На основе библиометрического метода определены базовые параметры документного потока: годы издания, виды документов, авторская принадлежность, тематическая структура, принадлежность к научным коллективам и содержательная характеристика. Выявлен круг авторов, учреждений и высокопродуктивных журналов по изучаемой проблеме; научные и учебные материалы, наиболее полно освещающие специфику образовательной программы «Медиакоммуникации». Полученные данные соотнесены с федеральный государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации», профессиональными стандартами.
Анализ содержательных параметров документального потока позволил соотнести основные аспекты предметного поля и профессионально ориентированные дисциплины, входящие в учебный план по направлению «Медиакоммуникации». Обобщены основные направления развития образовательной траектории представленной программы, выделена преемственность учебного плана в бакалавриате и магистратуре. Определена специфика профессиональной подготовки по направлению «Медиакомму-никации» в Кемеровском государственном институте культуры.
Ключевые слова: медиа, медиакоммуникации, медиапространство, медиаобразование, документный поток, образовательные программы, образовательные стандарты, профессиональные стандарты.
THE SUBJECT FIELD OF THE EDUCATIONAL PROGRAM MEDIA COMMUNICATIONS: THE RESULTS OF THE ANALYSIS OF THE DOCUMENT FLOW
Taranenko Lyubov Gennadievna, Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Documentary and Media Communication Technology, Dean of the Faculty of Information, Library and Museum Technologies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Dvorovenko Olga Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department Chair of Documentary and Media Communication Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article presents the main guidelines for the development of the educational program Media Communications at the Faculty of Information, Library and Museum Technologies of the Kemerovo State Institute of Culture. The purpose of the work is to analyze the document flow of the subject field media communications for the subsequent development of the scientific basis of this educational program. The study was conducted on the resources of the Scientific Electronic Library eLIBRARY.RU.
On the basis of the bibliometric method, the basic parameters of the document flow are determined: years of publication, types of documents, authorship, thematic structure, membership in scientific teams and content characteristics. A circle of authors, institutions and highly productive journals on the problem under study, as well as scientific and educational materials that most fully cover the specifics of the educational program Media Communications have been identified. The obtained data are correlated with the Federal State Educational Standard in the field of study 42.03.05 Media Communications, and with professional standards.
The analysis of the content parameters of the documentary flow made it possible to correlate the main aspects of the subject field and professionally oriented disciplines included in the curriculum in the direction of Media Communications. The main directions of development of the educational trajectory of the presented program are summarized, the continuity of the curriculum in undergraduate and graduate programs is highlighted. The specificity of professional training in the direction of Media Communications at the Kemerovo State Institute of Culture is determined.
Keywords: media, media communications, media space, media education, document flow, educational programs, educational standards, professional standards.
Характеристика программы «Медиакоммуникации»
С 2022 года кафедра технологии документальных и медиакоммуникаций ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» приступила к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) по направлениям подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации», направленность (профиль) «Медиакоммуникации в коммерческой и социальной сферах», уровень высшего образования «бакалавриат» и 42.04.05 «Медиакоммуникации», профиль «Медиаменедж-мент», уровень высшего образования «магистратура» [18; 19].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации» и уровню высшего образования «бакалавриат», утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.06.2017 № 527, базовая миссия программы - подготовка работников медиасферы нового типа, готовых решать широкий круг задач в медиапространстве, способных продуктивно работать в условиях современной медийной среды и профессионально сочетать знания, умения и навыки в коммерческой и социальной сферах, основываясь на достижениях современной науки и практики, осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров, способных мгновенно
реагировать на вызовы современного общества [18]. Основой для разработки данной программы являются также базовые профессиональные стандарты: «Специалист по информационным ресурсам», «Редактор средств массовой информации», «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации» [15-17].
Бакалавр данного профиля нацелен на мониторинг отечественного и зарубежных медиа-рынков; информационное сопровождение официальных представительств органов государственной власти, учреждений культуры, коммерческих организаций. Он должен знать и уметь ориентироваться в потоке информации, взаимодействовать с источниками информации для создания медийных продуктов и проектов, используя как устную, так и письменную коммуникацию; в digital-коммуникациях, разбираться в механизмах работы социальных сетей; в жанрах, форматах, технологических платформах медиа и выбирать их сообразно запросам аудитории; определять новостные приоритеты дня, предлагать темы материалов и решать, в каком виде тот или иной материал может быть подан потребителю, и др.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по направлению «Медиакоммуцникации», содержит цифровую культуру и новые медиа, профессиональные знания в сфере связи, информационных и коммуникационных технологий, системного анализа медиаинформации и включает проектно-аналитическую деятельность в области цифровой культуры и новых медиа; научные исследования в области цифровой культуры и новых медиа; управление медиакомму-никациями [13].
Анализ микропотока «медиакоммуникации» по формальным признакам
В рамках пилотного исследования проведен анализ документного потока предметного поля «медиакоммуниации». Поиск источников осуществлен в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/query_results.asp), исследование документального потока ограничено периодом с 2001 по 2022 год включительно. Были выделены исключительно релевантные публи-
кации, удалено дублирование. Поиск ограничен работами на русском языке. В качестве базового метода использован библиометрический.
Общее число отобранных публикаций по исследуемой теме составило 5088. В процессе изучения документопотока проанализированы динамика микропотока по проблеме; перечень авторов и организаций, которые занимаются исследуемой проблемой; видовая структура микропотока; отраслевая структура микропотока документов, то есть отрасли знания, в рамках которых исследуется проблема; тематическая направленность микропотока документов.
Анализ микропотока по году издания свидетельствует о росте числа публикаций по исследуемой проблеме начиная с 2013 года (рис. 1). Первые публикации по теме в электронной библиотеке (ЭБ) выделены 2001 годом. Документальный поток демонстрирует стабильный прирост публикаций. Отражение публикаций в ЭБ за 2022 год неполное.
Рисунок 1. Распределение по годам количества публикаций микропотока
Анализ микропотока по видам документов:
- статья в журнале (2928);
- статья в сборнике трудов конференции (1446);
- статья в сборнике или глава в книге (274);
- книга или сборник статей (155);
- диссертация (172);
- сборник трудов конференции (105);
- препринт (2);
- патент (6);
- отчет (1).
Исследуемая проблематика представлена преимущественно в статьях профессиональных журналов - 57,5 %, в сборниках трудов конференций - 28,4 %, статьи в сборнике или глава в книге - 5,4 %, в книгах и сборниках статей -3,1 %, в диссертациях - 3,4 % в отдельных сборниках трудов по теме исследования -2,1 %, другие (препринты, патенты, отчеты) -0,1 %. В рамках исследования выявлен круг высокопродуктивных журналов по изучаемой проблеме: «Вестник Иркутского университета» (125 публикаций), «Меди@льманах» (60), «Знак: проблемное поле медиаобразования» (57), «Научно-методический электронный журнал Концепт» (56), «Медиалингвистика» (56), «Вопросы теории и практики журналистики» (48), «Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика» (44) и др.
В целом наблюдается значительное рассеяние темы в профессиональных изданиях (всего 902 наименования журналов) и ее междисциплинарный характер. Отдельно можно выделить журналы вузов, имеющие специализированные серии («Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика», «Вестник Томского государственного педагогического университета», «Вестник Челябинского государственного университета», «Научный вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация»; «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика» и др.
Выявленные профессиональные журналы необходимо рассматривать как потенциальные объекты для публикаций научно-исследовательских работ по образовательной программе «Ме-диакоммуникации» студентов и преподавателей КемГИК.
Следует выделить диссертационные исследования, наиболее полно отражающие специфику образовательной траектории КемГИК в подготовке по направлению «Медиакоммуника-ции»: А. Н. Гуреевой «Медиакоммуникационная деятельность российских вузов в интернет-пространстве (2014-2016 гг.)» [2], Р. А. Дукина «Институт социальных медиа в региональном пространстве коммуникационных практик» [4]; С. Л. Голубевой «Трансформация культуры в системе интернет-коммуникаций» [1]; Я. В. Лайковой
«Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ» [9], Е. Н. Ивановой «Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере» [8]. Также в диссертации на соискание учёной степени доктора наук М. Г. Шили-ной «Интернет-коммуникация как фактор трансформации информационной сферы» [20] и др.
Общие тенденции развития медикоммуни-каций в современных условиях отражены в монографиях Д. В. Неренц «Новая медиареальность в условиях цифровизации» [12], «Медийный текст: социальные практики, технологии, теории» [11], Н. Ф. Пономорева «Постмодернистские стратегические коммуникации. Постправда, ме-мы, трансмедия» [14] и др. Отечественный и зарубежный опыт реализации образовательной программы «Медиакоммуникации» представлен в работе Ю. А. Елисеевой [5].
Следует отметить, что по изучаемой проблеме накоплен значительный учебно-методический потенциал в виде учебников и учебных пособий, отражающих отдельные аспекты развития медиакоммуникаций. Например, учебные пособия И. В. Журбиной «Теория и практика медиа-коммуникаций» [7], И. М. Дзялошинского «Культура массовых корммуникаций» [3], И. В. Жилав-ской «Виды медиа: типология и история» [6], «Медиакоммуникации в современном мире» [10] и др.
Анализ авторской структуры микропотока документов показывает широкий круг авторов, обращающихся к исследуемой проблеме. Ранг продуктивных авторов, вошедших в первую десятку, представлен на рис. 2.
Рисунок 2. Авторы, имеющие наибольшее количество публикаций в исследуемом микропотоке
Наибольшее количество работ по исследуемой проблеме у преподавателей вузов: И. Л. Голь-дман (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов); М. Р. Желтухиной (Волгоградский государственный социально-педагогический университет), А. Д. Кривоносова (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) и др.
Анализ структуры микропотока документов по признаку научного коллектива позволяет выявить круг основных организаций. Перечень наиболее продуктивных организаций, учреждений по исследуемой проблематике представлен в табл. 1.
Таблица 1
Организации и учреждения, имеющие наибольшее количество публикаций в исследуемом микропотоке
№ Название организации Кол-во статей
1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 358
2 Иркутский государственный университет 308
3 Санкт-Петербургский государственный университет 211
4 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 132
5 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 129
6 Челябинский государственный университет 105
7 Белорусский государственный университет 98
8 Казанский (Приволжский) федеральный университет 93
9 Российский университет дружбы народов 90
10 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина 85
Всего выявлено 538 учреждений и организаций, чьи сотрудники публиковали работы по исследуемой проблеме. Среди данных учреждений преобладают:
- высшие учебные заведения (87 % от общего количества организаций), из них значитель-
ная роль в публикационной активности принадлежит университетам;
- специализированные научные институты и организации (10 %), например, Институт славяноведения РАН, Институт стратегии развития образования РАО; Академия наук Республики Татарстан; Научно-исследовательский центр «Пересвет», Владикавказский научный центр РАН и др.;
- библиотеки (2 %) - Российская государственная библиотека (РГБ), Российская национальная библиотека (РНБ), Библиотека Российской академии наук, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН (ГПНТБ СО РАН), Дальневосточная государственная научная библиотека, Российская государственная детская библиотека и др.;
- другие организации (1 %), например, ООО «Российское философское общество», ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» и т. д.
В количественном соотношении наибольшее число публикаций приходится на Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (7 % от общего числа публикаций), на сотрудников Иркутского государственного университета (5 %), Санкт-Петербургский государственный университет (3 %). Несомненными лидерами публикационной активности являются преподаватели университетов (они вошли в первую десятку по количеству статей). Выявлено 5 публикаций по исследуемой проблеме преподавателей КемГИК.
Анализ микропотока «медиакоммуникации» по содержательным признакам
Анализ тематической структуры микропотока документов подтверждает тезис о междисциплинарном характере проблемы (табл. 2).
Таблица 2
Тематическая структура микропотока
№ Тематическая рубрика Кол-во статей
1 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации 1234
2 Языкознание 1192
3 Народное образование. Педагогика 645
Окончание таблицы 2
Выявлено 45 отраслей знаний, по которым распределились документы микропотока. Больше всего документов относится к областям «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации» (22,2 %) и «Языкознание» (21,9 %). В целом наблюдаем размежевание проблемы в других отраслях знаний: «Народное образование. Педагогика» (11,6 % публикаций), «Социология» (5,7 %), «Экономика. Экономические науки» (5,1 %), «Общественные науки в целом» (5 %), «Философия» (4,5 %), «Политика. Политические науки» (3 %), «Культура. Культурология» (2,9 %). На все другие в совокупности приходится 18,1 % публикаций. Например, «Государство и право. Юридические науки»; «Психология», «История. Исторические науки» и др.
В исследуемом микропотоке выделено более 1000 отдельных ключевых слов, отражающих терминологическую базу; рейтинг первых десяти включает понятия: «медиакоммуникации», «медиа», «медиатекст», «СМИ», «медиаобразо-вание», «социальные сети», «медиапростран-ство», «журналистика», «коммуникация», «масс-медиа» и др.
Исследуемый микропоток показывает четкие направления в развитии отдельных аспектов медиакоммуникаций. Например, теоретическое обоснование медиакоммуникаций - история, понятийная характеристика, виды медиа, типология и классификация, научные школы, характеристика новых направлений, ассортимент медиапродуктов и др. Коммуникативная культура, межкультурные коммуникации, влияние медиакоммуникации на личность как отдельные аспекты в медиаком-муникации. Общие вопросы журналистики, компетенции журналиста медиасреды, этика также входят в предметное поле исследуемой проблемы. Понятия «текст», «медиатекст», требования, особенности, работа с текстами, методики его создания, инструменты и др. Вопросы продвижения медиаконтента, управление медиаресурсами, ме-диконтентом (маркетинговые технологии) и др. Цифровизация медикоммуникации, применение ИКТ (каналы, сервисы, средства, программное обеспечение) и др. Проблемы подготовки кадров для сферы медиа и т. д.
Полученные данные в полной мере обосновывают номенклатуру дисциплин, включенных в учебный план основных профессиональных образовательных программ КемГИК. В частности, в таблице 3 представлены примеры дисциплин по бакалавриату и магистратуре образовательных программ «Медикомуникации». При этом специфика ОПОП в КемГИК связана с наличием значительного количества 1Т-курсов в учебном плане (в частности, в бакалавриате это дисциплины: «Информационные технологии»; «Основы программирования в медиа», «Digital-маркетинг», «Визуализация в медиакоммуникациях», «WEB-технологии», «Интернет-технологии в медиа», «Мультимедийные технологии», «Базы данных»). Это коррелирует с общим подходом факультета по реализации задач цифровизации.
№ Тематическая рубрика Кол-во статей
4 Социология 319
5 Экономика. Экономические науки 287
6 Общественные науки в целом 281
7 Философия 250
8 Политика. Политические науки 170
9 Культура. Культурология 161
10 Психология 104
11 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество 86
12 Государство и право. Юридические науки 84
13 История. Исторические науки 57
14 Искусство. Искусствоведение 42
15 Информатика 14
16 Науковедение 11
17 Организация и управление 8
18 Религия. Атеизм 6
Таблица 3
Соотношение профессию составляющих исциплин образовательных программ «Медиакоммуникации» КемГИК
Примеры дисциплин учебного плана в бакалавриате Примеры дисциплин учебного плана в магистратуре
Базовая часть
Социология медиа
Медиапсихология
Информационные технологии Цифровые технологии в медиа
Теория средств массовой коммуникации Методология и методы медиаисследований Теоретические основы медиакоммуникаций
Медиаэкономика Медиамаркетинг Экономика медиа
Медиаресурсы
Технология создания медиатекстов Современный медиатекст
Основы программирования в медиа
Статистика в медиа
Медиаменеджмент Медиаменеджмент
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Digital-маркетинг
Визуализация в медиакоммуникациях Медиатехнологии
Копирайтинг и редактирование медиатекстов Медиакритика Лингвистическое обеспечение медиакоммуникаций
Медиадизайн Мастер-класс по медиадизайну Мастер-класс по медиарекламе
Проектная деятельность в медиа Проектный мастер-класс
Медиабрендинг Культурное наследие в медиасреде
Управление медиаконтентом Эффективность деятельности в медиа
WEB-технологии Мастер класс по веб-проектированию Программирование и визуализация медиапроектов
Интернет-технологии в медиа
Мультимедийные технологии
Базы данных
Информационная аналитика Теория и методология информационно-аналитической деятельности
Цифровизация коммерческой и социальной сфер
Медиажурналистика Медиажурналистика
Таким образом, пилотный анализ документного потока по проблемам медиакоммуникаций показал следующие результаты. Тема стабильно развивается и освещается в научных публикациях, актуальные направления находят отражение преимущественно в статьях профессиональной печати и материалах конференции. Накоплен значительный потенциал в диссертационных иссле-
дованиях, в монографиях и учебно-методических материалах. Исследуемый микропоток показал четкие направления в развитии отдельных аспектов медиакоммуникаций, которые будут реализованы в профессиональной образовательной программе КемГИК. Соотношение содержательного поля с перечнем учебных дисциплин тематического плана позволило определить актуальность и
в то же время базовые ориентиры профессиональной образовательной программы «Медиакомму-никации». Обозначена преемственность соотношения содержательного наполнения бакалавриата и магистратуры по профессиональной образовательной программе, которая требует дальнейшего изучения и обоснования.
Анализ документного потока в целом позволяет выявить основные тенденции медиакоммуникации, обозначить лакуны (например, вопросы продвижения медиаконтента, управление медиа-ресурсами, медиаконтентом, цифровизация меди-коммуникации и др.) для развития новых научных направлений в данной предметной области.
Литература
1. Голубева С. Л. Трансформация культуры в системе интернет-коммуникаций: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - СПб., 2016. - 22 с.
2. Гуреева А. Н. Медиакоммуникационная деятельность российских вузов в интернет-пространстве (2014-2016 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2017. - 22 с.
3. Дзялошинский И. М. Культура массовых коммуникаций: учеб. пособие. - М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 668 с.
4. Дукин Р. А. Институт социальных медиа в региональном пространстве коммуникационных практик: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2017. - 22 с.
5. Елисеева Ю. А. Образовательная программа «Медиакоммуникации»: отечественный и зарубежный опыт реализации // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20, № 4. - С. 468-483.
6. Жилавская И. В. Виды медиа: типология и история: учеб. пособие. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2020. - 208 с.
7. Журбина И. В. Теория и практика медиакоммуникаций: учеб. пособие. - Ижевск: Удмуртский университет, 2021. - 110 с.
8. Иванова Е. Н. Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Нац. исслед. ун-т. - М., 2011. - 25 с.
9. Лайкова Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2016. - 22 с.
10. Медиакоммуникации в современном мире: учеб. пособие / В. В. Тулупов, В. В. Колесникова, А. А. Золотухин и др. / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж: Кварта, 2021. -129 с.
11. Медийный текст: социальные практики, технологии, теории: монография / А. В. Белоедова, М. Ю. Казак, И. И. Карпенко и др. / Белгород. гос. нац. исслед. ун-т. - Белгород: БелГУ, 2018. - 296 с.
12. Неренц Д. В. Новая медиареальность в условиях цифровизации: монография / Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М.: Знание-М, 2022. - 124 с.
13. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования 42.04.05 «Медиакоммуникации» [Электронный ресурс] / Кемеров. гос. ин-т культуры: кафедра технологии документальных и медиакоммуникаций. - URL: https://kemguki.ru/sveden/education (дата обращения: 20.09.2022).
14. Пономарев Н. Ф. Постмодернистские стратегические коммуникации. Пострправда, мемы, трансмедиа: монография. - М.: Кнорус, 2020. - 174 с.
15. Профессиональный стандарт «Редактор средств массовой информации», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 538н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2014 года, регистрационный № 33899 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168728/5836a25a551683af1abfa9f9f439f d3ee6bf9a9a (дата обращения: 20.09.2022).
16. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 июля 2022 года № 420н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 августа 2022 года, регистрационный № 69714) [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//profstandart/06.013.pdf (дата обращения: 20.09.2022).
17. Профессиональный стандарт «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 535н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2014 года, регистрационный № 33973) [Электронный ресурс]. - URL: https://profstandart.rosmintrad.ru/obsh-chiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/in-dex.php?ELEMENT_ID=59353 (дата обращения: 20.09.2022).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации» и уровню высшего образования «бакалавриат», утвержденный приказом Минобрнауки России от 08.06.2017 № 527 [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-42-03-05-mediakommunikacii-527 (дата обращения: 20.09.2022).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 42.04.05 «Медиаком-муникации» и уровню высшего образования «магистратура», утвержденный приказом Минобрнауки России от 08.06.2017 № 531 [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-42-04-05-mediakommunikacii-531 (дата обращения: 20.09.2022).
20. Шилина М. Г. Интернет-коммуникация как фактор трансформации информационной сферы: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - СПб., 2012. - 45 с.
References
1. Golubeva S.L. Transformatsiya kul'tury v sisteme internet-kommunikatsiy: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Transformation of culture in the system of Internet communications. Author's abstract of diss. PhD in philosophy]. St. Petersburg, 2016. 22 p. (In Russ.).
2. Gureeva A.N. Mediakommunikatsionnaya deyatel'nost' rossiyskikh vuzov v internet-prostranstve (2014-2016): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Media communication activities of Russian universities in the Internet space (2014-2016). Author's abstract of diss. PhD in philology]. Moscow, 2017. 22 p. (In Russ.).
3. Dzyaloshinskiy I.M. Kul'tura massovykh kommunikatsiy: uchebnoe posobie [The culture of mass communications. Study guide]. Moscow, IPR MEDIA Publ., 2021. 668 p. (In Russ.).
4. Dukin R.A. Institut sotsial'nykh media v regional'nom prostranstve kommunikatsionnykh praktik: avtoref. dis. ... kand. sots. nauk [Institute of social media in the regional space of communication practices. Author's abstract of diss. PhD in sociology]. Saransk, 2017. 22 p. (In Russ.).
5. Eliseeva Yu.A. Obrazovatel'naya programma «Mediakommunikatsii»: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt realizatsii [Educational program «Media communications»: domestic and foreign experience of implementation]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], 2016, vol. 20, no. 4, pp. 468-483. (In Russ.).
6. Zhilavskaya I.V. Vidy media: tipologiya i istoriya: uchebnoe posobie [Types of media: typology and history. Study guide]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publ., 2020. 208 p. (In Russ.).
7. Zhurbina I.V. Teoriya i praktika mediakommunikatsiy: uchebnoe posobie [Theory and practice of media communications. Study guide]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2021. 110 p. (In Russ.).
8. Ivanova Ye.N. Professionalizatsiya internet-zhurnalistiki v blogosfere: avtoref. dis. ... kand. sots. nauk [Profes-sionalization of online journalism in the blogosphere. Author's abstract of diss. PhD in sociology]. Moscow, 2011. 25 p. (In Russ.).
9. Laykova Ya.V. Mediagrafika kak format mediateksta v rossiyskikh onlayn SMI: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Media graphics as a media text format in Russian online media. Author's abstract of diss. PhD in philology]. Moscow, 2016. 22 p. (In Russ.).
10. Tulupov V.V., Kolesnikova V.V., Zolotukhin A.A., etc. Mediakommunikatsii v sovremennom mire: uchebnoe posobie [Media communications in the modern world. Study guide]. Voronezh, Kvarta Publ., 2021. 129 p. (In Russ.).
11. Beloedova A.V., Kazak M.Yu., Karpenko I.I., etc. Mediynyy tekst: sotsial'nye praktiki, tekhnologii, teorii: mono-grafiya [Media text: social practices, technologies, theories. Monograph]. Belgorod, Belgorod State University Publ., 2018. 296 p. (In Russ.).
12. Nerents D.V. Novaya mediareal'nost' v usloviyakh tsifrovizatsii: monografiya [New media reality in the context of digitalization. Monograph]. Moscow, Znanie-M Publ., 2022. 124 p. (In Russ.).
13. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya 42.04.05 «Mediakommunikatsii» [The main professional educational program of higher education 42.04.05 «Media communications»]. Kemerovs-kiy gosudarstvennyy institut kul'tury: kafedra tekhnologii dokumental'nykh i mediakommunikatsiy [Kemerovo State Institute of Culture: Department of Technology of Documentary and Media Communications]. (In Russ.). Available at: https://kemguki.ru/sveden/education (accessed 20.09.2022).
14. Ponomarev N.F. Postmodernistskie strategicheskie kommunikatsii. Postrpravda, memy, transmedia: monografiya [Postmodern strategic communications. Post-truth, memes, transmedia. Monograph]. Moscow, Knorus Publ., 2020. 174 p. (In Russ.).
15. Professional'nyy standart «Redaktor sredstv massovoy informatsii», utverzhdennyy prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 4 avgusta 2014 goda № 538n (zaregistrirovan Ministerstvom yustitsii Rossiyskoy Federatsii 28 avgusta 2014 goda, registratsionnyy № 33899 [Professional standard «Editor of the
media», approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of August 4, 2014 No. 538n (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on August 28, 2014, registration No. 33899]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168728/5836a25a551683af1ab fa9f9f439fd3ee6bf9a9a (accessed 20.09.2022).
16. Professional'nyy standart «Spetsialist po informatsionnym resursam», utverzhdennyy prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 19 iyulya 2022 goda № 420n (zaregistrirovan Ministerstvom yustit-sii Rossiyskoy Federatsii 22 avgusta 2022 goda, registratsionnyy № 69714) [Professional standard «Specialist in information resources», approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of July 19, 2022 No. 420n (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on August 22, 2022, registration No. 69714)]. (In Russ.). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles//profstandart/06.013.pdf (accessed 20.09.2022).
17. Professional'nyy standart «Spetsialist po prodvizheniyu i rasprostraneniyu produktsii sredstv massovoy informat-sii», utverzhdennyy prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 4 avgusta 2014 goda № 535n (zaregistrirovan Ministerstvom yustitsii Rossiyskoy Federatsii 4 sentyabrya 2014 goda, registratsionnyy № 339 73) [Professional standard «Specialist in the promotion and distribution of media products», approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation ofAugust 4, 2014 No. 535n (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on September 4, 2014, registration No. 33973)]. (In Russ.). Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=59353 (accessed 20.09.2022).
18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart po napravleniyu podgotovki 42.03.05 «Mediakommunikat-sii» i urovnyu vysshego obrazovaniya Bakalavriat, utverzhdennyy prikazom Minobrnauki Rossii ot 08.06.2017 № 527 [Federal State Educational Standard in the field of study 42.03.05 «Media Communications» and the level of higher education Bachelor's degree, approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 08.06.2017 No. 527]. (In Russ.). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-42-03-05-mediakommunikacii-527 (accessed 20.09.2022).
19. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart po napravleniyu podgotovki 42.04.05 «Mediakommunikat-sii» i urovnyu vysshego obrazovaniya Magistrt, utverzhdennyy prikazom Minobrnauki Rossii ot 08.06.2017 № 531 [Federal State Educational Standard in the field of study 42.04.05 «Media Communications» and the level of higher education Master, approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 08.06.2017 No. 531]. (In Russ.). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-42-04-05-mediakommunikacii-531 (accessed 20.09.2022).
20. Shilina M.G. Internet-kommunikatsiya kak faktor transformatsii informatsionnoy sfery: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk [Internet communication as a factor in the transformation of the information sphere. Author's abstract of diss. Dr of philological sciences]. St. Petersburg, 2012. 45 p. (In Russ.).
УДК 378
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-239-247
КОММУНИКАТИВНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)
Кагакина Елена Андреевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: shkola3a@ yandex.ru
Мякишева Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы, Лицей № 89 (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена обоснованию коммуникативных и речевых стратегий как средства оценки достижения образовательных результатов студентами направления 44.03.01 «Педагогическое образование». Коммуникативные умения являются неотъемлемым компонентом педагогической деятельно-