Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МЕДИАКОММУНИКАЦИИ" (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛГУ)'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МЕДИАКОММУНИКАЦИИ" (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛГУ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / МЕДИАОТРАСЛЬ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киуру Константин Валерьевич

В статье предлагается авторская дидактическая модель образовательной программы «Медиакоммуникации» для уровней бакалавриата и магистратуры на опыте реализации образовательной программы в Челябинском государственном университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC MODEL OF THE MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM "MEDIA COMMUNICATIONS” (THE CASE OF THE FACULTY OF JOURNALISM OF CHELYABINSK STATE UNIVERSITY)

The article presents the author's didactic model of the educational programme "Media Communications" for the bachelor's and master's levels. The paper describes the experience of implementing the educational programme at Chelyabinsk State University

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МЕДИАКОММУНИКАЦИИ" (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛГУ)»

УДК 659 ББК 76.0 ГРНТИ 19.01.11 КОД ВАК 10.01.10

К. В. Киуру Челябинск, Россия

Дидактическая модель основной профессиональной образовательной программы «Медиакоммуникации» (на примере факультета журналистики ЧелГУ)

Аннотация. В статье предлагается авторская дидактическая модель образовательной программы «Медиакоммуникации» для уровней бакалавриата и магистратуры на опыте реализации образовательной программы в Челябинском государственном университете

Ключевые слова: медиакоммуникации, медиаотрасль, креативные индустрии.

K.V. Kiuru Chelybinsk, Russia

Didactic model of the main professional educational program "Media communications" (the case of the Faculty of Journalism of Chelyabinsk State

University)

Abstract. The article presents the author's didactic model of the educational programme "Media Communications" for the bachelor's and master's levels. The paper describes the experience of implementing the educational programme at Chelyabinsk State University

Keywords: media communications, media industry, creative industries.

Постановка проблемы

Образовательный стандарт по направлению «Медиакоммуникации» был утвержден в НИУ ВШЭ в 2014 г. [Образовательный стандарт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики», 2014], а государственный образовательный стандарт 3++ утвержден приказом Министра образования в 2017 году [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации, 2017].

В настоящий момент Основная профессиональная образовательная программа по направлению 42.03.05 (уровень бакалавриата) и 42.04.05 (уровень магистратуры) «Медиакоммуникации» реализуется в НИУ ВШЭ, УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), ТюмГУ, ДГТУ (Ростов-на-Дону), УдГУ (Ижевск), ЧелГУ, СевГУ (Севастполь) и других вузах.

Необходимость введения в систему высшего образования нового направления обусловлена изменениями, которые в последнее время происходят в медиаотрасли. Традиционно это была только сфера журналистики. В 1990-е годы начинает активно развиваться сфера рекламы и связей с общественностью. В 2010-е медиаотрасль начинает кардинально меняться. Сфера журналистики стала стремительно сокращаться. К сегодняшнему дню доля собственно журналистского контента в СМИ составляет не более 12%.

Процесс трансформации текстовых форм в digital-эпоху привел к появлению новых типов коммуникационных продуктов: визуальный коммуникационный продукт, коммуникационный теймент-продукт, просьюмерский коммуникационный продукт [ОотуасИву, Катша1оуа, Юыгы, Кпуопояоу & а1, 2019]. Под коммуникационным продуктом понимается результат профессиональной деятельности в сфере публичных и массовых

коммуникаций по производству медиапродукта, ивент-продукта, рекламного и PR-продукта \Kiuru, КлУ0П080У, 2018].

Диверсификация медиаотрасли и вызовы образованию За очень короткое время медиаотрасль превратилась в широкий спектр рыночных сегментов, уникальным образом сочетающих в себе креатив и бизнес. Усилилось внимание к драматургии медиапродуктов, изменился характер их информационной составляющей (произошел переход от новостной парадигмы к познавательно-развлекательной, к сторителлингу -так называемому «рассказыванию историй», к массовому переходу на форматное медиапроизводство. Критериями, определяющим конкурентную позицию медиакомпаний стали коммерческая состоятельность и востребованность производимого контента. На фоне стремительных преобразований специфика отечественного медиапроизводства осложнилась тем, что на российском рынке обозначился масштабный дефицит профессионально подготовленных медиаспециалистов.

Основные виды профессиональной деятельности бакалавра медиакоммуникаций связаны с работой в качестве продюсеров разных уровней, хэд-райтеров, шоу-раннеров, контент-менеджеров, программ-менеджеров и т.д. Общим требованием к такого рода специалистам является понимание ими функционирования медиаотрасли, потребностей аудитории, соответствия им производимого контента и ответственность за успешность конечного результата, т.е. за конкурентоспособность создаваемого контента.

Креативные индустрии состоят из достаточно широкого круга разнообразных индустрий: СМИ, культурные индустрии (студии звукозаписи, продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телепроизводства, компании, производящие аудиовизуальный контент), индустрии интерактивного контента (мультимедийные студии, интернет-порталы, базы данных видео-, аудиоконтента, студии по производству компьютерных игр, анимации, а также программных продуктов и мобильных приложений), индустрия телекоммуникаций, связанной с производством

контента (кабельные операторы, мобильные операторы, спутниковые операторы, производители мобильного контента), книгоиздательский бизнес (издатели книг на цифровых платформах), смежные информационно-коммуникационные сферы (коммуникационные, рекламные и РЯ-агентства, агентства БММ).

Медиакоммуникации в ряду других направлений подготовки по коммуникациям

Итак, в настоящее время мы имеем четыре близкие, но автономные коммуникационные сферы: журналистика, медиакоммуникации, реклама. связи с общественностью. Эти сферы имеют разные цели, хотя слово, которым мы эти цели обозначим, будет одно и то же - «информирование». Но речь идет о разных его аспектах. Журналистика существует, чтобы информировать аудиторию о каких-либо событиях, явлениях, фактах, людях. Результатом становится сложившееся общественное мнение. Реклама же знакомит потенциального потребителя с товаром или услугой. Её цель -мотивировать к покупке. В случае с РЯ-деятельностью специалист информирует аудиторию о работе базисного субъекта РЯ, но тем самым не просто создает общественное мнение, а переводит его в более устойчивые категории - имиджа и репутации. Сфера медиакоммуникаций информирует аудиторию через создание и распространение развлекательного, обучающего, игрового, художественного и другого контента. Еще одно важное отличие заключается в том, в чьих интересах информирование происходит. У журналистской информации заказчиков нет (мы говорим об идеальной модели), речь идет об объективном отражении событий и явлений. В рекламе и в РЯ информация распространяется в интересах базисного субъекта, заинтересованного либо в продаже товара, либо в формировании и поддержании паблицитного капитала. В медиакоммуникациях заказчиком выступает сам потребитель медийного контента, поскольку он будет покупать только, что ему интересно.

Развитие новой коммуникационной сферы и те трансформации, которые происходят в связи с этим, должны учитываться при формировании основных профессиональных образовательных программ по направлениям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Примерная основная образовательная программа по направлению 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» Госстандарта 3++ предполагает наличие в учебном плане дисциплины «Теория и практика медиакоммуникаций». Не могу согласиться с некоторыми формулировками, представленными в ПООП. Например, «дисциплина дает общее представление о массмедиа (сфера массмедиа и медиакоммуникаций - это разные сферы) специалисту по рекламе и связям с общественностью для эффективного взаимодействия внутри медиакоммуникационного поля для решения задач в рамках рекламного и пиар производства.

Далее, цель дисциплины - сформировать понимание основных принципов работы с информацией для массовой аудитории с помощью каналов массовой коммуникации (Нужно конкретизировать цель до производства познавательно-развлекательного контента).

Задачи дисциплины: - дать преставление о современных теориях массмедиа, о системе СМИ, о подходах к изучению СМИ;

- дать представление о профессии журналиста, правовых и этических аспектах работы в СМИ;

- дать представление о системе жанров СМИ, об основных характеристиках медиапродукта и массовой аудитории;

- познакомить основами медиаэкономики, медиапроизводства и медиапродвижения.

В результате освоения дисциплины обучающийся владеет основами работы с источниками информации, владеет обработкой информации традиционными методами и с помощью компьютерных технологий. Обучающийся умеет определять актуальность и значимость информации для массовой аудитории, соотносить информационный повод с повесткой дня,

разделять журналистскую и нежурналистскую информацию, первостепенную и второстепенную информацию, различать факты и мнения.

Методика преподавания имеет свою скромную рефлексию: так, опыт организации учебной дисциплины «Медиакоммукникации» в плане подготовки магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью» продемонстрирован в монографии А.Д. Кривоносова и К.В. Киуру [Кривоносов, Киуру, 2018].

Образовательная модель по направлению «Медиакоммуникации»

Основная профессиональная образовательная программа «Медиакоммуникации» решает проблему подготовки специалистов по медиапроизводству, являющемуся первоосновой значительного числа креативных индустрий [Как поступить на направление «Медиакоммуникации» в 2021 году, 2021]. Цель программы: практическая подготовка медиаспециалистов, профессионально владеющих основными технологическими инструментами и творческими навыками, необходимыми для работы в креативных индустриях, способных производить медиаконтент разной степени сложности для разных каналов коммуникации.

Модель программы предполагает следующую структуру:

- цикл общетеоретических дисциплин, нацеленных на формирование базовых представлений о теории, истории и экономических особенностях медиа (история и теория медиа, история и теория литературы, история кинематографа, медиаэкономика, психология медиа, медиаменеджмент, медиамаркетинг, методика медиаисследований);

- цикл базовых курсов, необходимых для понимания креативного характера медиапроизводства (введение в профессию, визуализация в медиакоммуникациях, актуальные культурные практики, медиакритика, правовое регулирование медиакоммуникаций, мультимедийное продюсирование, художественное, документальное и анимационное кино, креативные индустрии и креативный бизнес, реклама в медиаиндустрии);

- цикл прикладных дисциплин в области медиапроизводства (программирование и создание интернет-проектов, рерайтинг и радактирование медиатекстов, фотосьемка и видеосьемка, нарратология и сторителлинг, технологии создания аудиовизуального контента, инфотеймент и эдьютеймент, технологии создания мобильных приложений, компьютерные игры), а также производственная практика в медиакомпаниях;

- научно-исследовательская работа (проектный семинар, подготовка курсовой работы, подготовка ВКР), позволяющих приобрести исследовательские и методологические навыки, необходимые в процессе научного или аналитического осмысления деятельности медиа.

В течение всех лет обучения студенты участвуют в проектном семинаре, в рамках которого учатся создавать медийные продукты, работать в команде, реализовывать креативные идеи и управлять проектами в сфере медиа. Проектное обучение разбито на тематические блоки:

1) основы проектной работы, проектные коммуникации в социальных

сетях;

2) креативное письмо для медиапродуктов;

3) фотосъемка и обработка изображений для медиапродуктов, видеосъемка, видеомонтаж медиапродукта;

4) звуковой дизайн мультимедийного проекта;

5) сценарная мастерская;

6) производство короткометражного художественного фильма;

7) создание проектов дополненной реальности.

Магистерская программа продолжает обучение в сфере медиакоммуникаций и предоставляет возможность специализированного обучения и более детальной подготовки выпускников бакалавриата для работы на руководящих позициях, сочетающих творческие и управленческие навыки в медиаиндустрии.

Магистерская программа формирует компетенции, связанные с организационными навыками воплощения контента на различных

медиаплатформах. Это дополняется компетенциями, необходимыми для руководства современной редакцией и творческим коллективом как постоянно действующим предприятием, а также компетенций продюсера в аудиовизуальной среде, руководящим небольшими творческими коллективами, ориентированными на временную проектную деятельность.

Целью магистерской программы является подготовка специалистов, ориентированных на выполнение сложных задач в сфере управления творческими коллективами медиакомпаний, способных принимать управленческие решения на основе самостоятельно проведенного анализа медиакомпаний, их стратегий, бизнес-процессов, маркетинговых планов и т.д.

Библиография

Goryachev A., Karmalova E., Kiuru K., Krivonosov A., Peskova E. From Text to Communication Product: Transformation of Genres and Text Forms in Digital Age // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol. 333, 2019. 233-237.

Kiuru K.V., Krivonosov A.D. Media Environment as ab Object of Study of Mass Communications // Theoretical and Practical Issues of Journalism. 2018, vol. 7, no 4, pp. 711721. DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(4).711-723.

Кривоносов, А.Д., Киуру К.В. Методология и методика преподавания дисциплин магистерской программы «Реклама и связи с общественностью». Изд. 2-е, доп. СПб.: СПбГУ, 2018. - 132с.

Как поступить на направление «Медиакоммуникации» в 2021 году // https://www.csu.ru/faculties/DocLib1/mediacom.aspx

Образовательный стандарт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» // https://www.hse.ru/standards/standard

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации // http://www.fgosvo.ru/news/21/2533

References

Goryachev A., Karmalova E., Kiuru K., Krivonosov A., Peskova E. (2019). From Text to Communication Product: Transformation of Genres and Text Forms in Digital Age // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol. 333. 233-237.

Kiuru K.V., Krivonosov A.D. (2018) Media Environment as ab Object of Study of Mass Communications // Theoretical and Practical Issues of Journalism. Vol. 7, no 4, pp. 711-721. DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(4).711 -723.

Krivonosov A.D., Kiuru K.V. (2018) Metotdologiya I metodika prepodavaniya distsiplin magisterskojprogrammy "Reklama I sv'azi s obschestvennost'u". [Methodology and methods of teaching the disciplines of the Master's program " Advertising and Public Relations»] Izd. 2-e, dop. Spb, SPbSUE. 132 p.

Kak postupit' na napravleniye «Mediakommunikatsii» v 2021 godu // https://www.csu.ru/faculties/DocLib1/mediacom.aspx.

Obrazovatel'nyy standart Federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet «vysshaya shkola ekonomiki» // https://www.hse.ru/standards/standard

Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyupodgotovki 42.03.05Mediakommunikatsii // http://www.fgosvo.ru/news/21/2533

Сведения об авторе

Киуру Константин Валерьевич - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет; kkiuru@mail.ru

Konstantin V. Kiuru - Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Journalism and Mass Communications, Chelyabinsk State University; kkiuru@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.