ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-190-198
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ: ИДЕИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Шунков Александр Викторович, доктор филологических наук, доцент, ректор, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). Е-шай: [email protected]
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии документальных и медиакоммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). Е-шаШ [email protected]
Григоренко Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). Е-шаШ [email protected]
Борздун Вадим Николаевич, кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). Е-шаИ: [email protected]
Кемеровский государственный институт культуры, ориентируясь на подготовку творческих специалистов с углубленной гуманитарной подготовкой, включен в цифровое образовательное пространство и поддерживает сложившиеся тенденции. В кемеровском государственном институте культуры сложились следующие направления цифровизации: создание цифровой образовательной экосистемы; модернизация технического и программного обеспечения; внедрение цифровых технологий в образовательные программы всех уровней подготовки; актуализация направлений подготовки и содержательного наполнения образовательных программ в соответствии с трендами цифровой экономики; цифро-визвация творческой деятельности; актуализация научных направлений.
Цель статьи - проанализировать условия и сформировать пути решения проблемы построения цифровой образовательной экосистемы творческого вуза. Авторы представляют успешный опыт формирования цифровой образовательной экосистемы в Кемеровском государственном институте культуры, в том числе в ходе разработки образовательных программ и реализации курсов повышения квалификации для работников отрасли культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Цифровая образовательная экосистема вуза включает информационные ресурсы и информационные системы. Она направлена на организацию беспрепятственного доступа к образовательным и информационным ресурсам вуза, обеспечение эффективного взаимодействия, рационального распределения ресурсов.
Применение цифровых технологий в КемГИК явилось предпосылкой для подключения вуза к реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Участие в данном проекте стало новым этапом в развитии творческого вуза, способствовало наращиванию базовых навыков XXI века как у сотрудников вуза, так и у обучающихся. Методами исследования выступили анализ, синтез и обобщение продуктов педагогической деятельности.
В результате проведенного анализа отмечается, что цифровая инфраструктура организаций в вузе в целом готова к дальнейшей цифровизации творческой деятельности, применению дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании, присоединению к цифровым сетевым образовательным проектам.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая образовательная экосистема, дистанционные образовательные технологии, художественное образование, коммуникационные технологии, информационное культурно-образовательное пространство, гуманитарное знание.
DIGITALIZATION OF EDUCATION IN A CREATIVE UNIVERSITY: IDEAS AND IMPLEMENTATION
Shunkov Aleksandr Viktorovich, Dr of Philological Sciences, Associate Professor, Rector, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Dvorovenko Olga Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department Chair of Technology of Documentary and Media Communications, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Grigorenko Natalya Nikolaevna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Pedagogy, Psychology and Physical Education, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Borzdun Vadim Nikolaevich, PhD in Chemistry, Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Physical Education, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The Kemerovo State Institute of Culture focuses on the training of creative specialists with in-depth humanitarian training. It is included in the digital educational space and supports the current trends. The following areas of digitalization have developed at the Kemerovo State Institute of Culture: creation of a digital educational ecosystem; modernization of hardware and software; implementation of digital technologies in educational programs of all levels of training; updating the areas of preparation and content of educational programs in accordance with the trends of the digital economy; digitalization of creative activity; updating of scientific directions.
The purpose of the article is to analyze the conditions and identify ways to build a digital educational ecosystem of a creative university. The authors present the successful experience of creating the digital educational ecosystem at the Kemerovo State Institute of Culture, obtained during the development of educational programs and the implementation of advanced training courses for workers in the cultural sector within the framework of the federal project Creative People of the national project Culture. The digital educational ecosystem of the university includes information resources and information systems. Its task is to organize unhindered access to the educational and information resources of the university, ensure effective interaction, and rational distribution of resources.
The use of digital technologies in Kemerovo State Institute of Culture was the prerequisite for connecting the university to the implementation of the federal project Creative people of the national project Culture. Participation in this project has become a new stage in the development of a creative university; it helps to build up the basic skills of the 21st century among both the university staff and students. The research methods were analysis, synthesis and generalization of the products of pedagogical activity.
As a result of the analysis, it is noted that the digital infrastructure of organizations in the university is quite ready for further digitalization of creative activity, use of distance learning technologies in professional education, and joining digital network educational projects.
Keywords: digitalization of education, digital educational ecosystem, distance learning technologies, art education, communication technologies, cultural and educational space, humanitarian knowledge.
Концепция «цифрового образования» направлена на внедрение в учебный процесс вузов культуры цифровых технологий. Цифровизация позволяет создавать новые коммуникативные и познавательные возможности. Под воздействием цифровизации формируется цифровая культура, которая требует модернизации системы образования в направлении готовности адекватного использования возможностей технологических новаций.
Важнейшими направлениями цифровизации образования являются:
- построение и развитие цифровой образовательной экосистемы;
- реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;
- системная интеграция в образование технологий, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления.
Образовательная деятельность Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) сформирована по принципу сочетания гуманитарной подготовки с погружением в цифровые технологии, с одной стороны, и развитием творческих способностей - с другой. КемГИК является ведущим отраслевым вузом в области освоения и развития цифровых технологий.
Направления цифровизации образования в творческом вузе:
- создание цифровой образовательной экосистемы;
- модернизация технического и программного обеспечения;
- внедрение digital-технологий в образовательные программы всех уровней подготовки;
- актуализация направлений подготовки и содержательного наполнения образовательных программ в соответствии с трендами цифровой экономики;
- диджитализация творческой деятельности;
- актуализация научных направлений.
Приоритетным направлением развития циф-
ровизации вуза является формирование и поддержание цифровой образовательной экосистемы творческого вуза.
Экосистема подразумевает создание самоорганизующейся системы с иерархической структурой [1; 2; 3]. Б. В. Олейникова, С. А. Подлесный отмечают, что в образовательной экосистеме взаимодействие осуществляется между студентами, преподавателями, специалистами информационно-библиотечных служб, сотрудниками образовательной организации [4]. А. Э. Сулейманкадиева, М. А. Петров, И. Н. Александров анализируют предпосылки развития экосистемного подхода к образованию и проходят к выводу, что они связаны с темпами развития цифровой экономики и ее влиянием на требования рынка труда (как следствие постоянное совершенствование компетенций специалистов), с ростом рынка он-лайн-образования, развитием цифровых сервисов и продуктов, формированием коммерческого образовательного сектора, необходимостью выстраивать эффективное коммуникационное взаимодействие со стейкхолдерами на единой технологической платформе, потребностью си-нергетического эффекта в результате согласованных действий элементов наука - образование - работодатель [5].
Цифровая образовательная экосистема функционирует при наличии развитой инфраструктуры вуза и интегрированных информационных систем. КемГИК в достаточной мере обладает заявленным потенциалом. Суть созданной в вузе образовательной экосистемы - организация беспрепятственного доступа к образовательным и информационным ресурсам вуза, обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, рациональное распределение ресурсов для предоставления качественных образовательных услуг.
Можно обозначить элементы цифровой образовательной экосистемы:
- электронная образовательная среда, предназначенная для организации обучения студентов и слушателей в традиционном режиме и с применением дистанционных образовательных технологий;
- система управления контентом, направленная на использование интегрированных электронных библиотечных систем, контента собственной генерации;
- система коммуникационного взаимодействия на профильных образовательных и про-
фессиональных площадках (официальный сайт и интернет-представительства образовательной организации и партнеров);
- цифровые сервисы, предназначенные для создания оригинального образовательного контента, в том числе интерактивного;
- технические средства, необходимые для поддержания в работоспособном состоянии цифровой экосистемы вуза, а также способствующие реализации интерактивного и SMART-обучения;
- система оценки качества реализации образовательных программ.
Структура образовательной экосистемы вуза включает информационные ресурсы и информационные системы.
Ориентация на решения, предлагаемые информационными системами 1С (Университет ПРОФ и Moodle), позволила вузу решить задачи, связанные с организацией учебной деятельности, с формированием электронного портфолио обучающегося через фиксацию индивидуальных достижений в освоении образовательной программы, в системе дополнительного образования, в научно-исследовательской, творческой, общественной и воспитательной деятельности. Размещение актуальных учебных планов, работа с личными делами абитуриентов и обучающихся (экзаменационные ведомости, перевод на другие курсы обучения, актуальность личных данных) позволяют осуществлять контроль в этом направлении [6].
Интеграция информационных систем вуза санкционировала организацию в вузе среды единого входа: беспрепятственный и безопасный доступ к использованию систем сотрудниками и обучающимися с целью создания открытого образовательного пространства.
Информационные ресурсы вуза, представленные в цифровой экосистеме, - это уникальные образовательные ресурсы и медиаконтент, создаваемые в вузе. Они аккумулируются в электронной образовательной среде, электронном каталоге научной библиотеки и медиатеке КемГИК.
Электронная образовательная среда и среда дистанционного обучения, входящие в структуру образовательной экосистемы вуза, обеспечивают студентам и обучающимся полный доступ к учебным материалам по образовательным программам. Особенность образовательных сред - наличие цифрового и интерактивного материала.
Электронный каталог научной библиотеки КемГИК предоставляет полнотекстовый доступ к учебным, методическим и научным изданиям, издаваемым преподавателями и научными сотрудниками вуза. В работах Е. И. Бобровой, О. В. Дворовенко, И. А. Кащеевой, Л. Г. Тара-ненко отмечено, что «подписка на электронные библиотечные системы дает возможность доступа к широкому спектру учебной, научной и иной литературы, используемой в учебном процессе, в том числе конспектам лекций, учебникам, монографиям, учебным и учебно-методическим пособиям, учебным модулям, комментариям специалистов, первоисточникам и иным материалам по соответствующим областям знаний» [7; 8].
Медиатека регулярно пополняется медиакон-тентом, создаваемым творческими студиями вуза, а также образовательным материалом. В медиа-теке возможен поиск необходимых материалов, обеспечение вариативного доступа к материалам (открытый и закрытый для внешних пользователей), создание централизованного хранилища ме-диаконтента.
В качестве информационных ресурсов выступает база данных выпускных квалификационных работ. Она аккумулирует каталог выпускных квалификационных работ с 1973 года и полные тексты работ с 2015 года. Модернизация проекта позволила реализовывать поисковые возможности, а также обеспечивать открытость информации, связанной с научными исследованиями обучающихся. Также представлена интеграция с системой проверки работ на заимствование.
Развитие цифровой образовательной среды вуза реализуется с помощью каналов выстраивания информационного взаимодействия: официальный сайт, социальные сети и электронная почта, подчеркивающие бренд вуза как целостного механизма. Коммуникационные каналы позволяют открыть доступ к образовательному контенту, оказать информационную поддержку преподавателям, обучающимся и слушателям.
Стоит отметить кумуляцию цифрового образовательного контента, внедрение и расширение цифровых сервисов, которые позволяют расширить возможности реализации образовательного процесса вуза и являются основой наполнения образовательной экосистемы вуза.
Для реализации задач обеспечения бесперебойной работы цифровой образовательной среды
вуза необходимо техническое и программное оснащение. О. Н. Kuzu на основании проведенных исследований развития цифровизации в университетах отмечает, что они не могут осуществлять цифровую трансформацию, кроме обновления технологической инфраструктуры [9].
За годы существования вуза цифровизация учебного процесса прошла значительную модернизацию: расширен список технических и программных средств, используемых преподавателями, увеличен ассортимент реализуемых образовательных продуктов. С 2020 года КемГИК приступил к реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Участие в данном проекте позволило значительно улучшить материально-техническую базу для реализации прежде всего учебной деятельности, что отразилось на содержательном наполнении образовательных программ.
Для организации образовательного процесса в КемГИК были приобретены электронные учебно-методические комплексы и системы видеокон-ференцсвязи. Электронные учебно-методические комплексы и системы видеоконференцсвязи позволяют оптимизировать работу преподавателя; вести работу как в аудитории, так и дистанционно; организовать интерактив и повысить интерес обучающихся; обеспечить контакт с большим количеством заинтересованных обучающихся и партнеров.
Использование технических средств позволило организовать цикл учебных и научных мероприятий с российскими и зарубежными партнерами.
Приобретение в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» комплекса мобильного \гЯ-класса и очков дополненной реальности способствовало содержательному изменению образовательной, выставочной и творческой деятельности. В процессе обучения студенты и обучающиеся изучают готовые примеры и самостоятельно создают виртуальные экскурсии, выставки и декорации в формате виртуальной и дополненной реальности.
Материальное оснащение для художественного образования преобразовало процесс обучения. Например, дисклавир позволяет не только услышать, но и увидеть исполнение пианиста, помогает «прочувствовать на себе» игру исполните-
лей, обратить внимание студентов и слушателей на особенности многоголосия и звукоизвлечения.
Применение мультимедийного оборудования в театральных и хореографических постановках позволяет более полно раскрывать мысль автора и режиссерский замысел и используется как одно из выразительных средств. В качестве примера можно привести сценографическое решение в спектакле «Анчутка», где представлено видеоизображение морского дна, которое создает иллюзию подводного сказочного мира [10].
Цифровизация требует актуализации номенклатуры образовательных программ вуза и адаптации содержательного наполнения, имеющихся в соответствии с требованиями рынка труда.
С 2022 года в вузе откроется набор по направлениям подготовки «Медиакоммуникации», «Искусства и гуманитарные науки» (профиль «Проектирование цифрового контента и веб-дизайн»). В подготовке специалистов акцент направлен на формирование базовых навыков: цифровая грамотность, программирование, робототехника, искусственный интеллект, творчество и креативность в интернет-пространстве.
Для согласования результата обучения с требованиями рынка труда в вузе осуществляется разработка и внедрение в образовательные программы модулей soft skills («гибких навыков», например, умение работать в команде, критическое мышление, владение творческой инициативой и другие) и «цифровая культура» [11].
Формирование и совершенствование цифровых компетенций возможно осуществлять через систему непрерывного профессионального образования. Образовательные программы, предлагаемые в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», позволяют актуализировать профессиональные компетенции специалистов учреждений культуры и образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность в области культуры и искусства.
Представленные вузом программы дополнительного профессионального образования можно разделить по следующим направлениям:
- Применение дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях отрасли культуры.
- Создание учреждениями культуры цифровых ресурсов и их трансляция в виртуальном пространстве.
- Использование технологий цифрового маркетинга в позиционировании учреждений культуры.
- Применение цифровых технологий в сохранении культурного наследия России.
В работе В. Н. Борздуна, Н. Н. Григоренко, О. В. Дворовенко, Е. Ф. Сергеевой отмечено, что «процесс внедрения дистанционных технологий в обучении, использование инновационных подходов, инструментов образования в совокупности с традиционными формами обучения позволили эффективнее развивать компетенции обучающихся, а также, что немаловажно, формировать и поддерживать интерес и мотивацию к обучению» [12]. Исходя из этого можно обозначить ряд положительных моментов, которые позволяют делать процесс обучения с применением дистанционных образовательных технологий в КемГИК аттрактивным:
- доступ ко всем ресурсам вуза в период обучения;
- возможность самостоятельно выбирать график обучения;
- интерактивность;
- возможность совмещать обучение с другими видами деятельности;
- экономия финансовых ресурсов;
- преодоление временных ограничений;
- количество обучающихся не является критичным параметром.
Использование дистанционных образовательных технологий реализуется в двух направлениях: синхронное и асинхронное взаимодействие участников образовательного процесса.
Примером эффективного использования дистанционных образовательных технологий с «предъявлением всех преимуществ электронной образовательной среды служат образовательные программы дополнительного профессионального образования, реализуемые Центром непрерывного образования творческих и управленческих кадров отрасли культуры КемГИК в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура"» [13]. Актуальной была перестройка обучения с его ориентацией на процесс освоения новой информации и применения
ее для получения результата профессиональной деятельности при предоставлении слушателю свободы выбора средств выполнения учебных заданий. Важными были следующие вопросы: систематизация и структурирование содержания образовательных программ, организация учебной деятельности слушателей в интерактивной форме с усилением наполнения содержания образовательных программ визуальным представлением информации, включением аудио- и видеоконтента практических занятий, мастер-классов.
Интерактивность образовательных программ в модулях обеспечивается посредством применения модуля «форум». Это интерактивный элемент, позволяющий осуществлять взаимодействие участников образовательного процесса через обмен опытом, возможность поделиться методическими документами, получить обратную связь и оперативное решение вопросов, связанных с обучением. Применение технологий активного и интерактивного обучения позволяет корректировать содержание образовательных программ, дополнять и уточнять его, повышать личностную и профессиональную значимость непрерывного образования.
Цифровизация в КемГИК продолжающийся процесс. Важно отметить необходимость развития образовательной экосистемы вуза.
В 2022 на базе КемГИК открыт Центр про-титипирования и разработки цифрового контента. Задачи Центра:
- проектирование и создание цифровых ресурсов в сфере образования, культуры и искусств, в том числе адаптированные для виртуальной и дополненной реальности;
- проектирование, разработка и внедрение мобильных приложений для образования, учреждений сферы образования, культуры и искусства;
- разработка и реализация виртуальных проектов и AR) в образовании, области культуры и искусства в цифровом пространстве, включая технологии создания видеоизображений, анимации, монтажа визуального ряда для производства творческих продуктов [14].
Перед КемГИК стоит задача развития отдельных направлений электронного обучения: полное ведение обучающихся от момента подачи заявления в вуз до выдачи диплома (распечатка и выгрузка в государственные информационные
системы) и планирование учебных занятий. Перевод вуза в мобильную систему «Вуз в одном приложении», где четко выделены личные кабинеты студента и сотрудника [15]. Также необходимо отметить преимущества мобильного приложения в получении доступа к информационным и образовательным ресурсам вуза посредством единого входа. Интеграция с информационными системами вуза и электронными библиотечными системами позволяет создавать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, отслеживать организацию учебного процесса, обеспечивать необходимыми информационными ресурсами обучающихся и преподавателей. В перспективе мобильные приложения можно наполнять мультимедийными путеводителями по цифровым ресурсам вуза.
Одним из элементов экосистемы вуза должен стать межрегиональный сетевой ресурс, который будет отражать творческие достижения студентов и преподавателей института. Его цель - научно-методическое обеспечение преемственности и качества подготовки творческих кадров, реализации образовательных программ в области педагогики искусства и художественного творчества. В перспективе - присоединение к цифровым сетевым образовательным проектам. Согласно федеральному проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», предполагается модернизация системы образования, приведение образовательных программ в соответствие с нуждами цифровой экономики. Эти программы будут внедрены в информационную среду учебного заведения, тем самым давая возможность обучения по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни. Цель проекта - создание условий для непрерывного образовательного процесса на базе цифровой платформы онлайн-обучения. Высокую заинтересованность в реализации этого проекта подтверждают планируемые показатели: 11 млн обучающихся освоят онлайн-курсы к 2025 году. Намечена тенденция к развитию массовых открытых онлайн-курсов.
Присоединение к цифровым сетевым образовательным проектам позволит:
- обеспечить организацию доступа к он-лайн-курсам;
- обеспечить осуществлять оценку качества онлайн-курсов;
- открыть региональный центр компетенций в области онлайн-обучения;
- повысить компетентность преподавателей в области разработки, использования и экспертизы онлайн-ресурсов.
Онлайн-образование имеет большие перспективы. В КемГИК накоплен достаточный потенциал, имеется положительный опыт, способствующий присоединению к обозначенному сетевому проекту.
Следует отметить, что цифровым институтом называют тот, который успешно преодолел этапы внедрения цифровой управляемости и перешел к этапам цифровой трансформации, предполагающей использование технологий искусственного интеллекта, в частности - bigdata. Вузом накоплено достаточно данных, которые можно анализировать, применяя интеллектуальные технологии:
- анализ опыта преподавателей;
- оценка лекторов студентами и слушателями образовательных программ дополнительного профессионального образования;
- использование информационных ресурсов и систем вуза;
- спрос на информационные и образовательные ресурсы вуза.
Технологии больших данных и интеллектуальной обработки информации позволят получить информацию о студентах и слушателях, контролировать их обучение, модифицировать образовательные программы, рекомендовать информационные и образовательные ресурсы для развития и самообразования.
В заключение стоит отметить, что последовательная реализация цифровой трансформации института дает возможность перехода на качественно новый уровень образовательных, научных, творческих и управленческих процессов, а также организации эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это должно достигаться посредством повышения доступности образовательных и творческих программ, создания цифровых продуктов (коллекций и художественных произведений), использования мобильных средств коммуникаций.
Реализация цифровых образовательных трендов позволяет КемГИК формировать цифровое культурно-образовательное пространство, компоненты которого взаимосвязаны благодаря
единой цели, что создает комфортные условия для личностного, профильного или профессионального развития субъектов образовательного процесса. В то же время данное пространство форми-
рует условия для реализации вариативности, что означает наличие у пользователей возможности выбора приоритетных направлений деятельности с учетом их индивидуальных особенностей.
Литература
1. Быков Б. А. Экологический словарь. - Алма-Ата: Наука, 1983. - 216 с.
2. Климов А. А., Заречкин Е. Ю., Куприяновский В. П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2019. - № 4. - С. 815-824.
3. Перевозный А. В. Культурно-образовательная среда университета: сущность, компоненты, пути совершенствования // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2017. - № 2. - С. 286-296.
4. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции "экосистема обучения" и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 4. - С. 84-91.
5. Сулейманкадиева А. Э., Петров М. А., Александров И. Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Т. 11, № 3. -С. 1273-1288. - Doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
6. Дворовенко О. В., Жегульская Ю. В., Тараненко Л. Г. E-leaming как инновационная образовательная среда в подготовке кадров сферы культуры и искусства // Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации подготовки кадров в сфере культуры и искусства: моногр. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2019. - С. 172-202.
7. Дворовенко О. В., Тараненко Л. Г., Боброва Е. И. Перспективы развития научной библиотеки творческого вуза // Научные и технические библиотеки. - 2021. - № 1. - С. 59-76. - Doi: 10.33186/1027-3689-2021-1-59-76.
8. Боброва Е. И., Кащеева И. А. Кемеровский государственный институт культуры: обеспечение доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 48. - С. 189-194.
9. Kuzu Ö. H. Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans // Higher Education in Russia. - 2020. - Vol. 29, № 3. - P. 9-23. - Doi: 10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23.
10. Шелтрекова Я. В., Прокопов В. Л. Мультимедийные технологии как выразительное средство в создании сценического пространства в драматическом спектакле // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 56. - С. 147-153.
11. Белолипецкая А. Е. Концепция цифрового образования для подготовки квалифицированных кадров в России // Вопросы управления. - 2017. - № 5 (48). - С. 120-127.
12. Григоренко Н. Н., Борздун В. Н., Дворовенко О. В., Сергеева Е. Ф. Дистанционные образовательные технологии и художественное образование: вызовы времени и реальность // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 55. - С. 204-211. - Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-204-212.
13. Шунков А. В., Григоренко Н. Н. Организационно-педагогические и дидактические условия востребованности образовательных программ центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры КемГИК // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 53. - С. 286-294. - Doi: 10.31773/2078-1768-2020-53-286-294.
14. Шунков А. В., Пономарев В. Д., Черданцева А. А. Наука и инновации как интеллектуальный ресурс вуза в профессиональной подготовке кадров культуры и искусства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 49. - С. 214-220. - Doi: 10.31773/2078-1768-2019-49-214-221.
15. Нечаев С. И. Мобильное приложение для сопровождения учебного процесса в вузе // Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов 19-й Международной научно-практической конференции, Москва, 29-30 января 2019 года / под общей редакцией Д. В. Чистова. - М.: 1С-Паблишинг, 2019. -С. 206-207.
References
1. Bykov B.A. Ekologicheskiy slovar' [Ecological Dictionary]. Alma-Ata, Nauka Publ., 1983. 216 p. (In Russ.).
2. Klimov A.A., Zarechkin E.Yu., Kupriyanovskiy V.P. O tsifrovoy ekosisteme sovremennogo universiteta [On the digital ecosystem of a modern university]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education], 2019, no. 4, pp. 815-824. (In Russ.).
3. Perevoznyy A.V. Kul'turno-obrazovatel'naya sreda universiteta: sushchnost', komponenty, puti sovershenstvovaniya [Cultural and educational environment of the university: essence, components, ways of improvement]. Vestnik LGU
im. A.S. Pushkina [On the concept of "ecosystem of education " and directions of development of informatization of education], 2017, no. 2, pp. 286-296. (In Russ.).
4. Oleynikov B.V., Podlesnyy S.A. O kontseptsii "ekosistema obucheniya" i napravleniyakh razvitiya informatizatsii obrazovaniya [On the concept of "ecosystem of education" and directions of development of informatization of education]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2013, no. 4, pp. 84-91. (In Russ.).
5. Suleymankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. Tsifrovaya obrazovatel'naya ekosistema: genezis i perspe-ktivy razvitiya onlayn-obrazovaniya [Digital educational ecosystem: genesis and prospects for the development of online education]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki [Questions of innovation economy], 2021, vol. 11, no. 3, pp. 1273-1288, doi: 10.18334/vinec.11.3.113470. (In Russ.).
6. Dvorovenko O.V., Zhegulskaya Yu.V., Taranenko L.G. E-learning kak innovatsionnaya obrazovatel'naya sreda v podgotovke kadrov sfery kul'tury i iskusstva [E-learning as an innovative educational environment in the training of personnel in the field of culture and art]. Kul'tura Rossii, osnovannaya na znaniyakh: traditsii i innovatsii podgo-tovki kadrov v sfere kul 'tury i iskusstva [Culture of Russia based on knowledge: traditions and innovations in training personnel in the field of culture and art]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2019, pp. 172-202. (In Russ.).
7. Dvorovenko O.V., Taranenko L.G., Bobrova E.I. Perspektivy razvitiya nauchnoy biblioteki tvorcheskogo vuza [Prospects for the development of the scientific library of a creative university]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2021, no. 1, pp. 59-76, doi: 10.33186/1027-3689-2021-1-59-76. (In Russ.).
8. Bobrova E.I., Kashcheeva I.A. Kemerovskiy gosudarstvennyy institut kul'tury: obespechenie dostupnoy sredy dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Kemerovo State Institute of Culture: providing an accessible environment for people with disabilities]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 48, pp. 189-194. (In Russ.).
9. Kuzu O.H. Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 3, pp. 9-23, doi: 10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23.
10. Sheltrekova Ya.V., Prokopov V.L. Mul'timediynye tekhnologii kak vyrazitel'noe sredstvo v sozdanii stsenicheskogo prostranstva v dramaticheskom spektakle [Multimedia technologies as an expressive means in creating stage space in a dramatic performance]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture andArts], 2021, no. 56, pp. 147-153. (In Russ.).
11. Belolipetskaya A.E. Kontseptsiya tsifrovogo obrazovaniya dlya podgotovki kvalifitsirovannykh kadrov v Rossii [The concept of digital education for the training of qualified personnel in Russia]. Voprosy upravleniya [Management Issues], 2017, no. 5 (48), pp. 120-127. (In Russ.).
12. Grigorenko N.N., Borzdun V.N., Dvorovenko O.V., Sergeeva E.F. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii i khudozhestvennoe obrazovanie: vyzovy vremeni i real'nost' [Distance learning technologies and art education: challenges of time and reality]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2021, no. 55, pp. 204-211, doi: 10.31773/2078-1768-2021-55204-212. (In Russ.).
13. Shunkov A.V., Grigorenko N.N. Organizatsionno-pedagogicheskie i didakticheskie usloviya vostrebovannosti obrazovatel'nykh programm tsentra nepreryvnogo obrazovaniya i povysheniya kvalifikatsii tvorcheskikh i uprav-lencheskikh kadrov v sfere kul'tury KemGIK [Organizational, pedagogical and didactic conditions for the demand for educational programs of the center for continuing education and advanced training of creative and managerial personnel in the field of culture KemGIK]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 53, pp. 286-294, doi: 10.31773/2078-17682020-53-286-294. (In Russ.).
14. Shunkov A.V., Ponomarev V.D., Cherdantseva A.A. Nauka i innovatsii kak intellektual'nyy resurs vuza v professional'noy podgotovke kadrov kul'tury i iskusstva [Science and innovations as an intellectual resource of the university in the professional training of personnel of culture and art]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 49, pp. 214-220, doi: 10.31773/2078-1768-2019-49-214-221. (In Russ.).
15. Nechaev S.I. Mobil'noe prilozhenie dlya soprovozhdeniya uchebnogo protsessa v vuze [Mobile application to support the educational process at the university]. Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov 19-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 29-30 yanvarya 2019 goda [New information technologies in education: Collection of scientific papers of the 19th international scientific and practical conference, Moscow, January 29-30, 2019]. Ed by D.V. Chistova. Moscow, 1S-Pablishing Publ., 2019, pp. 206-207. (In Russ.).