ДЕМОГРАФИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
001: 10.19181/рори1аиоп.2020.23.4.12
РАЗВИТИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ
Чернова К. В.1, Бедрина Е. Б.1,2*
1Институт экономики Уральского отделения РАН (620014, Россия, Екатеринбург, ул. Московская, 29) 2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19)
*E-mail: [email protected]
Финансирование:
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 18-010-01049 «Методология и методика системной оценки взаимосвязи средовых факторов и здоровья населения в задаче устойчивого развития регионов России». Для цитирования:
Чернова, К. В. Развитие демографического образования в высших учебных заведениях России / К. В. Чернова, Е. Б. Бедрина // Народонаселение.- 2020.- Т. 23.- № 4.- С. 125-139. Э01: 10.19181/ population.2020.23.412
Аннотация. В статье проведена оценка доступности демографического образования в российских вузах на основе анализа информации, размещенной на сайтах образовательных программ высших учебных заведений, вошедших в рейтинг 100 лучших вузов Российской Федерации, составленный исследовательской компанией «РАЭКС-Аналитика» в 2019 году. Группировка вузов проведена в разрезе их профиля, специализации и территориального размещения. Мониторинг образовательных программ — в разрезе ступеней образования и направлений. В результате исследования выявлено, что в образовательных программах 75% российских вузов, включенных в выборку, в той или иной степени присутствуют демографические дисциплины. Наиболее развито демографическое образование в многопрофильных вузах. Демографические дисциплины включены практически во все образовательные программы профессиональной подготовки студентов направления «Социология». Сделан вывод о неравенстве в доступности демографического образования, т.к. оно в большей мере сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, а также в городах Приволжского федерального округа. Кроме того, были выявлены такие перекосы в развитии демографического образования, как недостаток дисциплин инструментального характера и слабая включенность дисциплин демографического профиля в экономические программы. В результате исследования даны рекомендации, направленные на расширение круга студентов, изучающих демографию, формирование преемственности в образовательных программах бакалавриата и магистратуры и включение в них демографических дисциплин инструментального характера. Авторы считают, что расширение взаимодействия вузов с местными органами власти в вопросах подготовки специалистов будет способствовать развитию демографического образования. Ключевые слова: демографическое образование, высшее учебное заведение, направления подготовки, образовательные программы.
© Чернова К. В., Бедрина Е. Б., 2020.
Демографическое образование как важное условие развития стран и территорий
Переход к шестому технологическому укладу усиливает важность человеческого фактора. Поэтому рост или депопуляция населения, демографические волны и миграция становятся предопределяющими условиями социально-экономического развития территорий. В этих условиях возрастает значимость демографического образования. Демографическому образованию уделяют большое внимание в западных университетах. Так, в Оксфордском университете есть возможность изучить последствия демографического старения для национальных и международных рынков труда1. На экономическом факультете Гамбургского университета изучается «Демография и экономика при многочисленных перемещениях бежен-цев»2. Прослушать курс «Экономическая и бизнес-демография» можно в Болонском университете3.
В российской науке и политике также имеет место представление о важности демографии. В 1897 г. под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского был заложен почин для проведения всеобщих переписей населения. В 1945 году А. Я. Боярский выпускает первый в стране учебник по демографии «Курс демографической статистики» [1], а в мае 1947 года он участвует в создании кафедры демографии в Московском экономико-статистическом институте (МЭСИ), в котором уделялось большое внимание качеству преподавания демографических дисциплин. Также усердно работали создатели известных учебников и курсов по демографии и междисциплинарным исследованиям: Д. Л. Бронер, Г. С. Кильдишев, В. М. Пе-
1 Демография и экономика // Оксфордский университет: [сайт]- URL: https://www.ageing.ox.ac.uk/research/ programmes/demography-economy (дата обращения: 22.07.2020).
2 Гамбургский университет: [сайт]- URL: https://www.uni-hamburg.de/ (дата обращения: 22.07.2020).
3 Болонский университет: [сайт]- URL: https://www.umbo. it/en (дата обращения: 22.07.2020).
тропавловский, М. В. Карманов, Б. Ц. Урла-нис, А. С. Семенова и другие4. К настоящему времени сложились ведущие научные демографические школы, научно-исследовательские центры. В стране принята и реализуется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., которая определяет проблему народос-бережения в качестве одной из наиболее приоритетных5, и Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025, направленная на стабилизацию численности населения, повышение качества жизни населения и рост ожидаемой продолжительности жизни6. В 2019 г. был запущен Национальный проект «Демография» для повышения продолжительности жизни населения, роста рождаемости, стимулирования здорового образа жизни7.
Однако, в настоящее время демографическое образование в России утрачивает свои позиции. В российских школах значимость географии, где даются первые знания о народонаселении, обесценивается, так как этот предмет не является обязательным для сдачи ЕГЭ. По данным Роспотребнадзора России в 2019 г. географию для сдачи ЕГЭ выбрали 2% выпускников, из них 4,8% написали его на неудовлетворительную оценку [2. С. 10]. Переход на профессиональные стандарты в подготовке учебных программ в вузах так-
4 История кафедры статистики // РЭУ им. Г В. Плеханова: [сайт]- URL: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/Kafedra-otrasLevojj-i-biznes-statistiki/Pages/istor.aspx (дата обращения: 22.07.2020).
5 Распоряжение Правительства России от 17.11.2008 Ы1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», п. 3.1. Демографическая политика и политика народосбережения // КонсультантПлюс: [сайт]- URL: http://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_ LAW_82134/ (дата обращения: 07.04.2020).
6 Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс: [сайт]- URL: http://www. consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/(дата обращения: 20.07.2020).
7 Национальный проект «Демография» // Минтруд России: [сайт]- URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/ demography (дата обращения: 08.04.2020).
же представляет угрозу для развития демографического образования — их мониторинг показал (за небольшим исключением) отсутствие среди требований к необходимым умениям знаний по демографии. Причем такие требования отсутствуют у специалистов, чья работа должна учитывать демографические процессы: маркетолог, статистик, бизнес-аналитик. А. А. Ткаченко на основе публикаций СМИ и выступлений представителей органов власти, пришел к выводу об их недостаточной компетенции в демографических вопросах [3. С. 200]. Также опрос российских государственных служащих, проведенный А. П. Багировой, показал, что знания респондентов об имеющихся в стране демографических проблемах и перспективах их решения носят поверхностный характер [4. С. 961]. Однако, знание особенностей демографических процессов и умение их прогнозирования важны для принятия политических и экономических решений, в том числе в области медицины и миграции.
Исследователи сходятся на мысли о важности поддержки и развития демографического образования. Так Г. Чо-пра считает, что никакое планирование в большинстве слаборазвитых и развивающихся стран не может быть успешным, если разработчики ничего не знают о темпах роста населения в своём государстве [5. С. 289]. Г. Л. Дасварма пишет, что получение знаний о народонаселении должно быть приоритетным для укрепления национальных кадров. По мнению учёного, рост потребности в специалистах-демографах очевиден, поскольку все больше государств придерживаются децентрализации, региональной автономии, значит, необходимы подготовленные демографы, способные решать демографические вопросы на уровне провинций и районов, учитывая динамику народонаселения в планировании экономического развития [6. С. 1].
Проблему нехватки квалифицированных кадров в области демографии в развивающихся странах Ф. Виллекенс пред-
лагает решать через развитие в образовательных учреждениях международного сотрудничества [7. С. 27-28]. Однако Дж. Менкен, А. К. Блан и С. Б. Ллойд высказывают опасение, что до тех пор, пока в развивающихся странах не улучшатся возможности карьерного роста для таких специалистов, многие из тех, кто прошел подготовку за пределами своего государства, могут не вернуться домой после её завершения [8. С. 3]. Ещё одним важным направлением дискуссии является вопрос об охвате демографическим образованием различных ступеней и направлений образования. К примеру, Б. К. Мамы-канова выступает за всеобщее демографическое образование [9. С. 161]. Н. М. Калмыкова считает необходимым включение в образовательные программы различных демографических дисциплин [10. С. 26].
Междисциплинарный подход в демографии был основой школы исследований народонаселения Д. И. Валентея [11. С. 122]. Междисциплинарный подход, с одной стороны, расширяет область знаний, с другой стороны, способствует его углублению [12. С. 117]. В международных документах о высшем образовании приветствуется междисциплинарный под-ход8. И. Е. Калабихина отмечает, что в университетах преподается небольшое количество демографических программ в чистом виде, чаще всего они соединяются со смежными науками — географией, социологией, биологией, экономикой. По ее мнению, междисциплинарный подход должен фигурировать при формировании всех программ [13. С. 169-170].
Междисциплинарный подход даёт возможность привлекать новых специалистов других наук, что позволяет обеспечить многостороннее исследование проблемы. К примеру, Ф. Виллекенс утверждает, что современные проблемы народонаселения требуют серьезных изменений
8 Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Принята ЮНЕСКО на конференции в Париже 09.10.1998 года. // Консуль-тантПлюс: [сайт]- URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=6958 (дата обращения: 22.07.2020).
в рабочих планах дисциплин, касающихся демографических процессов [7. С. 2728]. А. А. Ткаченко подчеркивает важность расширения изучения взаимосвязей экономических и демографических процессов [14. С. 102]. В. А. Горбанев отмечает тесную взаимосвязь между социально-экономической географией и демографией [15. С. 54]. Ю. М. Антонян указывает на важность демографических знаний в криминологии [16. С. 68]. В этих условиях мы поставили цель — оценить развитие демографического образования в вузах России.
Методология и эмпирическая база исследования
В данном исследовании сделана попытка оценить развитие демографического образования в университетах России. Ограничение объекта исследования вузами обосновывается спецификой демографических знаний и особенностями России, где 53% населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование9. Отбор университетов осуществлен на основе рейтинга ведущих вузов России, ежегодно составляемого компанией «РАЭКС-Анали-тика» (данная организация в 2016 г. стала первой компанией в России, чей рейтинг университетов страны с успехом прошёл аудит IREG Observatory). Международная экспертная группа подтвердила, что процедуры подготовки и методология исследования соответствуют стандар-там10. Рейтинг составлен на основе опроса 50000 студентов и представителей 158 вузов страны. При расчете интегрального показателя оценены условия для получения качественного образования (уровень преподавания, международная интеграция, ресурсная обеспеченность, востребованность среди абитуриентов); уровень востребованности выпускников работодателями (качество карьеры выпускни-
9 Борись, студент. RAEX Rating Review.- 2019.- № 2.-С. 86 // RAEX: [сай^-URL: https://raex-rr.com/fiLes/journaL_ issues/RR-2.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
10 Рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА) получил международ-
ное признание // RAEX: [сайт]- URL: https://raexpert.ru/ reLeases/2016/Mar16/ (дата обращения: 20.04.2020).
ков, сотрудничество с работодателями); уровень научно-исследовательской деятельности (инновационная активность, научные достижения, инновационная инфраструктура)11.
Наше исследование сделано в разрезе профилей и специализаций вузов, их территориального расположения, ступеней образования и направлений обучения. При оценке специализации все вузы поделили на две группы. В первую группу вошли университеты, которые мы условно назвали многопрофильными: федеральные, исследовательские, государственные и пр., предоставляющие широкий спектр направлений образования и образовательных программ. В первой группе оказались такие ведущие вузы, как МГУ имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Высшая школа экономики. В данную группу вошли 32 университета. Вторую группу мы назвали группой специализированных вузов. В ней большинство университетов (36) составили вузы технического профиля, куда помимо технических университетов мы отнесли технологические, нефтехимические, авиационные, горный и тому подобные. Также в эту группу вошли 16 медицинских, 5 финансово- и торгово-экономических, 4 архитектурно-строительных, 2 аграрных и управленческих, юридический, горный, педагогический и лингвистический университеты.
В исследовании использован региональный подход, университеты разделены на группы, исходя из их расположения в одном из 8 федеральных округов России. Географически большинство ведущих вузов оказались сконцентрированы в 4 регионах: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Томская область. При этом вузы Москвы и Московской области составили 34%, Санкт-Петербурга — 11%. Информационной базой исследования послужили учебные планы за 2019 г.
11 Рейтинговое агентство RAEX. Рейтинги лучших вузов и школ России 2019. // RAEX: [сайт]- URL: https://raex-a.ru/ media/uploads/bulletins/pdf/2019_vuz_buLpdf (дата обращения: 23.04.2020).
трех уровней образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура, размещенные на официальных сайтах 100 ведущих вузов России. При анализе образовательных программ дисциплины, изучающие миграцию, отнесены к группе демографического цикла.
Результаты исследования
Исследование показало, что в большинстве университетов (75%) в учебные пла-
ны гуманитарного и естественнонаучного направлений образования включены дисциплины по демографии. Первое место по их количеству занимают многопрофильные университеты, второе — технические, третье — финансово- и торгово-экономические, медицинские. На рис. 1 показана специализация университетов, в учебные планы которых включены дисциплины по демографии.
В большинстве специализированных университетов демографические дисци-
Рис. 1. Университеты, в которых имеется преподавание демографических дисциплин, %
Fig. 1. The universities in which there is the teaching of the demographic disciplines, % Источник: составлено авторами.
плины читаются на непрофильных направлениях гуманитарного образования. Так, в архитектурно-строительных университетах они читаются только для студентов направления «Государственное и муниципальное управление», несмотря на то, что в профессиональном стандарте «10.008 — Архитектор» содержатся требования о наличии таких необходимых знаний, как «Социально-культурные, демографические, психологические, функциональные основы формирования архитектурной среды»12. Дисциплины демографической направленности отсутствуют в юридических университетах, хотя в многопрофильных университетах они встречаются на юридическом направ-
12 Профессиональный стандарт 10.008-Архитектор. [сайт] — URL: https://classinform.ru/profstandarty/10.008-arhitektor. html (дата обращения: 22.04.2020).
лении образования. Дисциплины демографической направленности отсутствуют в учебных планах у 71% медицинских университетов, 50% архитектурно-строительных и 7% технических высших учебных заведений.
Анализ доступности демографического образования в региональном разрезе показал, что в каждом из федеральных округов ведется подготовка выпускников с демографическими знаниями (рис. 2). Дисциплины демографического характера включены в учебные планы образовательных программ федеральных университетов, которые, по своей сути, являются многопрофильными. Кроме того, практически во всех федеральных университетах ведется подготовка по направлению «Социология», в учебных планах
которого на разных уровнях образования обязательно присутствуют несколько дисциплин по демографии. Именно на
этом направлении в ряде университетов открыта профессиональная программа «Демография».
34
1.ЦФО 2. СЗФО 3. ЮФО 4.СКФО 5. ПФО 6. УФО 7. СФО 8. ДФО
Рис. 2. Количество университетов в региональном разрезе, в которых представлено демографическое образование
Fig. 2. The number of universities by region in which demographic education is represented
Источник: составлено авторами.
Среди университетов из рассматриваемого рейтинга, в учебные планы образовательных программ которых включены демографические дисциплины, с большим отрывом от других и долей в 44% лидируют университеты ЦФО, второе место занимают университеты ПФО, третье — СЗФО. Большинство университетов располагаются в городах Москва и Санкт-Петербург, где на протяжении длительного времени активно развивалась демографическая наука, сложились научные демографические школы, существуют научно-исследовательские институты. Данные университеты в большей мере, чем другие вузы оказались обеспечены высококвалифицированными научными и преподавательскими кадрами. Во многих университетах созданы научные лаборатории. Возможность подключиться к научным исследованиям воспринимается современными абитуриентами как неоспоримое преимущество при выборе учебного заведения для поступления.
Развитие демографического образования в Приволжском федеральном округе объясняется тем, что Казань, Самара, Саратов традиционно входят в список лучших университетских городов Рос-
сии и имеют хорошо развитый образовательный сегмент13 в том числе и гуманитарного направления, где традиционно присутствуют дисциплины, связанные с демографией. Также данный федеральный округ граничит с Центральным и Северо-Западным федеральными округами, что создает благоприятные условия для научного сотрудничества с исследовательскими центрами городов Москва и Санкт-Петербург.
Важным направлением деятельности региональных университетов является изучение и анализ местных демографических проблем. Так, студенты Саратовского национального исследовательского государственного университета изучают такие дисциплины, как «Демографическая ситуация в Саратовской области», «Особенности базовых демографических процессов в Саратовской области», «Историческая география и демография Поволжья»; студенты Северного (Арктического) федерального университета — «Миграционное право стран Арктического региона»; студенты Тюменского государствен-
13 Топ-10 лучших российских городов для студентов: [сайт].- URL: https://moeobrazovanie.ru/top_10_luchshih_ rossiiskih_gorodov_dlya_studentov.html (Дата обращения: 05.05.2020).
ного университета — «Миграционные и этнополитические проблемы Тюменской области»; студенты Тихоокеанского государственного университета — ««Демография и этнография Дальнего Востока», «Миграционные процессы на Дальнем Востоке (XIX в. — настоящее время) ».
Достаточно логично выглядит распределение демографических дисциплин по ступеням образования — чем ниже ступень, тем чаще в учебных планах образовательных программ университетов присутствуют дисциплины по демографии и тем больше их количество (рис. 3).
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура 19
О 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 3. Количество университетов с демографическим образованием по уровням подготовки
Fig. 3. The number of universities in which demographic education is represented by level of training
Источник: составлено авторами.
В многопрофильных, финансово-и торгово-экономических университетах количество демографических дисциплин относительно равномерно распределено между уровнями образования бакалавриат и магистратура, т.к. там чаще встречаются гуманитарные профили образования, где данные дисциплины более востребованы, а программы различных уровней часто содержат комплекс демографических дисциплин. В специализированных университетах демографические дисциплины часто изучаются только в бакалавриате. В аспирантуре эти дисциплины встречаются только в многопрофильных, технических, финансово- и торгово-экономических университетах. Кроме того, для аспирантов часто проводятся научно-исследовательские семинары по демографическим проблемам.
На программах бакалавриата наиболее востребованными оказались «Основы демографии», «Основы демографии и теория народонаселения», «Демография».
Эти дисциплины вошли в программы бакалавриата 52 университетов исследуемой выборки. Широкое распространение в программах бакалавриата получили общетеоретические курсы, связанные с миграцией. Они содержатся в программах бакалавриата на различных направлениях 19 университетов, что подтверждает тот факт, что миграция — важная часть социально-экономического развития современной России.
На ступени бакалавриата среди узконаправленных дисциплин по демографии первое место по частоте присутствия в программах заняли дисциплины социологического цикла. Второе место — дисциплины географического цикла. Третье место — дисциплины исторического цикла. На рис. 4 показан спектр демографических дисциплин, изучаемых на ступени бакалавриата без учета общетеоретических курсов по демографии и миграции, которые на данной ступени образования занимают относительно большую долю.
Рис. 4. Распределение специализированных дисциплин по демографии на уровне бакалавриата, %
Fig. 4. The distribution of specialized demography disciplines at the undergraduate level, %
Источник: составлено авторами.
Региональная демография и демографическая политика
Социальная работа с беженцами, мигрантами, этническими меньшинствами
Медицинская демография Миграционное право Демография зарубежных стран
Историческая демография
Социология демографии и социальная демография География с основами демографии и геоурбанистика
Экономическая демография
Методика демографического анализа и демографического прогнозирования
В программах магистратуры, в отличие от бакалавриата, практически не встречаются общетеоретические курсы по демографии. С одной стороны, продвинутые курсы в магистратуре свидетельствуют о наличии преемственности в образовательных программах, когда полученные общетеоретические знания на ступени бакалавриата углубляются рассмотрением конкретных вопросов на ступени магистратуры. С другой стороны, при отсутствии общетеоретической подготовки у магистрантов могут возникнуть как сложности в изучении дисциплин, так и пробелы в знаниях. Так же, как и в бакалавриате, достаточно востребованными оказались дисциплины, изучающие миграцию. Чуть реже встречаются дисциплины, рассматривающие вопросы демо-
графической безопасности и демографической политики. Следующее место в рейтинге частоты присутствия в программах магистратуры занимает группа дисциплин, рассматривающих вопросы демографического развития РФ, зарубежных стран и демографической истории. Распределение дисциплин по демографии на уровне магистратуры представлено на рис. 5.
В магистратуре на направлении «Социальная работа» изучается цикл дисциплин, посвященных вопросам семейной политики: «Методология и методика исследования семейно-демографических проблем», «Влияние семейно-демографи-ческих процессов на социальное развитие России», «Оценка эффективности реализации семейно-демографической по-
Миграция и миграционная политика
Демография (Основы демографии)
Региональная демография и демографическая политика
Социальная работа с беженцами, мигрантами, этническими меньшинствами
Медицинская демография Миграционное право Демография зарубежных стран Историческая демография Социология демографии и социальная демография
Экономическая демография
Методика демографического анализа и демографического прогнозирования
Рис. 5. Распределение дисциплин по демографии на уровне магистратуры, %
Fig. 5. The distribution of disciplines on demography at the master's level, % Источник: составлено авторами.
Таблица 1
Направления подготовки, в программы которых включены дисциплины демографического содержания
Table 1
Areas of training, the programs of which include disciplines of demographic content
Бакалавриат Магистратура Аспирантура
География, Государственное и муниципальное управление, Документоведение и архивоведение, Зарубежное регионоведение, Антропология и этнология, География, Государственное и муниципальное управление, Мировая экономика, Социология управления, Экономика народонаселения и демография,
История, Конфликтология, Журналистика, Зарубежное регионове- Экономическая социология и демография
Международные отношения, Менеджмент, дение, История,
Организационная работа с молодежью, Педагогическое образование - Биология, Педагогическое образование - Обществознание, Политология, Прикладная информатика, Психология, Публичная политика и социологические науки, Регионоведение России, Конфликтология, Международные отношения, Менеджмент, Общественное здравоохранение, Педагогическое образование,
Сервис, Социальная работа, Социология, Статистика, Туризм, Управление персоналом, Экономика и управление, Экономика, Юриспруденция Психология, Религиоведение, Социальная работа, Социология, Социальные науки, Экономика, Юриспруденция
Источник: составлено авторами.
литики», «Теория и практика реализации семейно-демографической политики в зарубежных странах». В программах магистратуры чаще встречаются дисциплины смежных с демографией направлений: «Практикум: психологические модели поведения мигрантов», «Международный рынок труда и миграции», «Английский язык для исследований в области миграций», «Миграция и религиозная диверсификация». Анализ образовательных программ 100 лучших университетов РФ показал широкий разброс направлений подготовки, изучающих демографию, или близкие к демографии дисциплины. Было выявлено 26 направлений бакалавриата, 19 — магистратуры и 4 — аспирантуры (табл. 1).
Лидерами по частоте включения в программы бакалавриата дисциплин демографического цикла оказались следующие направления подготовки: «Социология» — 18%, «Государственное и муниципальное управление» — 15%, «Социальная работа» — 12%. Анализ разнообразия дисциплин по направлениям подготовки бакалавриата показал, что самый большой спектр дисциплин демографического цикла содержался на направлениях: «Менеджмент» — 15, «Социальная работа» — 13, «История» — 11, «Управление персоналом» — 9.
Лидерами по частоте включения в программы магистратуры дисциплин демографического цикла оказались следующие направления подготовки: «История» — 20%, «Зарубежное регионоведе-ние» — 13%, «Социология» — 11%. Анализ распределения направлений подготовки магистратуры, в чьих учебных планах содержатся дисциплины демографического цикла, представлен на рис. 6. Анализ разнообразия дисциплин по направлениям подготовки магистратуры показал, что самый большой спектр дисциплин демографического цикла содержался на направлениях: «Социология» — 31, «Международные отношения» — 18, «Социальная работа» — 14, «История» и «Антропология и этнология» по 13.
Анализ распределения направлений подготовки аспирантуры, в чьих учебных планах содержатся дисциплины демографического цикла, представлен на рис. 7. Абсолютным лидером по частоте включения в программы аспирантуры дисциплин демографического цикла оказалось направление подготовки «Экономическая социология и демография», на долю которого пришлось 73%. На рисунке 8 видно, что остальные три направления подготовки имеют равную долю востребованности — 9%.
история
социология
экономика
международные отношения зарубежное регионоведение антропология и этнология социальная работа
государственное и муниципальное управление
менеджмент
политология
прочее
Рис. 6. Распределение направлений магистратуры, в чьих учебных планах содержатся дисциплины демографического профиля, %
Fig. 6. The distribution of master's degree courses whose curricula contain demographic profile disciplines, % Источник: составлено авторами
Рис. 7. Распределение направлений аспирантуры, в чьих учебных планах содержатся дисциплины демографического профиля, %
Fig. 7. The distribution of postgraduate courses whose curricula contain demographic profile disciplines, % Источник: составлено авторами.
Основные выводы и рекомендации
Важную функцию в развитии демографического образования в России и повышении демографической грамотности играют вузы. Анализ образовательных программ 100 лучших университетов РФ по выборке ООО «РАЭКС-Аналитика» показал:
1. В крупных многопрофильных университетах присутствует больше образовательных программ с включением в них дисциплин демографического цикла, чем в специализированных экономических, технических и других вузах.
2. Демографическое образование развито в университетах Москвы и Санкт-Петербурга, хорошо обеспеченных высококвалифицированными преподавательскими и научными кадрами, занимающихся демографическими проблемами, а также в университетских городах Приволжского федерального округа.
3. В программах уровня бакалавриата чаще встречаются общеобразовательные курсы по демографии, на уровне магистратуры и аспирантуры общеобразовательные дисциплины практически отсутствуют и больше имеется узкоспециализированных и смежных с демографией дисциплин.
4. Дисциплины по демографии содержатся в программах, преимущественно, гуманитарных направлений. Чаще всего это направление «Социология», где на всех уровнях образования изучаются различные демографические дисциплины. На направлении «Экономика», где логически эти дисциплины должны быть востребованы, они часто отсутствуют.
5. Выявлен недостаток демографических дисциплин инструментального характера.
6. Обнаружено доминирование дисциплин, изучающих проблемы миграции, в сравнении с чисто демографическими дисциплинами.
Мы осознаем, что наше исследование выполнено на ограниченной выборке. Тем не менее выводы, которые сделаны на основе анализа образовательных программ 100 лучших университетов России, важны, так как данная выборка показала нам наличие некоторых ограничений в демографическом образовании. С нашей точки зрения, развитие демографического образования в вузах России должно идти по пути расширения круга направлений подготовки, в образовательных программах которых будут содержаться дисциплины демографического профиля. При этом необходимо стиму-
лировать включение дисциплин инструментального характера, позволяющих моделировать демографическую ситуацию и строить прогнозы.
Необходимо развивать программы магистратуры с позиции преемственности, включать в них общие демографические дисциплины, узкоспециализированные и смежные с демографией, чтобы студенты имели возможность лучше погрузиться в тему исследования и смогли эффек-
тивно применять полученные знания для решения управленческих задач. На местном уровне необходимо создавать условия, в том числе, используя возможность согласования учебных планов и общих характеристик образовательных программ, при которых учебные заведения были бы заинтересованы готовить специалистов для работы в местных органах власти со знанием особенностей региональной демографии.
Литература и Интернет-источники
1. Боярский, А.Я. Курс демографической статистики / А. Я. Боярский.—Москва: Госпланиздат, 1945.- 264 с.
2. Лобжанидзе, А.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по географии / А. А. Лобжанидзе, Э. М. Амбарцумова, В. В. Барабанов, С. Е. Дюкова. — Москва: Федеральный институт педагогических измерений, 2019.— 27 с.
3. Ткаченко, А.А. История и современные проблемы преподавания курса «Демография»: российская специфика / А. А. Ткаченко // Демографическое образование и изучение народонаселения в университетах.—Москва: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — C. 195-204.
4. Bagirova, A. The formation of demographic competencies of public servants as a new feature of Russian education / A. Bagirova, A. Voroshilova // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. — Albena: STEF92 Technology, 2014. — P. 955-962.
5. Chopra, G. Population geography / G. Chopra.—New Delhi: Commonwealth Publishers, 2006.— 311 p.
6. Dasvarma, G. L. The importance of population studies and the state of technical demographic training in Asia / G. L. Dasvarma. // Asian Population Studies.— 2010.—Vol. 6. — No. 1. — P. 1-2.
7. Willekens, F. Demographic training: Europe / F. Willekens // IUSSP Seminar on Demographic Training in the Third Millennium. — Groningen: Population Research Centre, 2001. — P. 25-28.
8. Menken, J. Training and support of developing-country population scientists: A panel report / J. Menken, A. K. Blanc, C. B. Lloyd. — New York: Population Council, 2002.— 110 p.
9. Мамыканова, Б.K. ^циально-демографическая культура образования / Б. К. Мамыканова // Вестник Челябинского государственного университета.— 2009.— № 42.—С. 158-162.
10. Калмыкова, Н.М. Траектории преподавания демографии в вузе / Н. М. Калмыкова // Вести Московского университета.— 2015.— № 2. — С. 17-26.
11. Зверева, Н. В. Университетская школа исследований народонаселения Д. И. Валентея / Н. В. Зверева // Федерализм=Federalism: Теория. Практика. История.— 2015.— № 2. — С. 113124.
12. Крепс, Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения / Т. В. Крепс // Научный вестник Южного института менеджмента.— 2019.— № 1. — С. 115-120.
13. Калабихина, И.Е. Междисциплинарный подход в преподавании демографии в вузах / И. Е. Калабихина // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2017.— № 1.— С. 169-173.
14. Ткаченко, А. А. Экономика народонаселения versus экономическая демография / А. А. Тка-ченко // Статистика и Экономика. — 2017.— № 5. — С. 94-104.
15. Горбанев, В.А. Ещё раз о единой географии / В. А. Горбанев // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016.— № 10. — С. 53-58.
16. Антонян, Ю.М. Криминология будущего: междисциплинарные научные связи / Ю. М. Ан-тонян // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 4. — С. 67-75.
Сведения об авторах:
Чернова Кристина Владимировна, стажер-исследователь Института экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4375-8447.
Бедрина Елена Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; старший научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7420-7499.
DOI: 10.19181/population.2020.23.4.12
DEVELOPMENT OF DEMOGRAPHIC EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA
Kristina V. Chernova1, Elena B. Bedrina1,2*
'Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (29 Moskovskaya str., Ekaterinburg, Russian Federation, 620014) 2Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (19 Mira str., Ekaterinburg, Russian Federation, 620002)
*E-mail: [email protected]
Funding:
The article was prepared with the financial support of RFBR, grant No. 18-010-01049 «The methodology and technique of a systematic assessment of the relationship of environmental factors and public health in the task of sustainable development of Russian regions».
For citation:
Chernova K. V., Bedrina E. B. Development of demographic education in higher education institutions of Russia. Narodonaselenie [Population]. 2020. Vol. 23. No. 4. P. 125-139. DOI: 10.19181/ population.2020.23.4.12 (in Russ.)
Abstract. The article assesses the availability of demographic education in Russian universities based on the analysis of information posted on the websites of educational programs of higher education institutions included in the rating of top 100 ranking best universities in the Russian Federation, compiled by the research company RAEX-Analytics LLC in 2019. Universities are grouped according to their profile, specialization and geographical location. Monitoring of educational programs is presented in terms of educational levels and directions. The study revealed that 75% of Russian universities, included in the sample, have demographic disciplines in their educational programs. Demographic education is most developed in multidisciplinary universities. Demographic disciplines
are included in almost all educational programs for training in the area of "Sociology". It is concluded that there is an inequality in the availability of demographic education, since it is more concentrated in the cities of Moscow, St. Petersburg as well as in the cities of the Volga Federal District. In addition, there were found out such distortions in the development of demographic education as lack of instrumental disciplines and weak inclusion of demographic disciplines in economic programs. As a result of the research, there are given recommendations aimed at expanding the range of students studying demography, forming of continuity in educational programs for bachelor's and master's degrees, and including demographic disciplines of an instrumental nature in them. The authors believe that the expansion of interaction between universities and local authorities in training specialists will contribute to development of demographic education.
Keywords: demographic education, higher education institution, areas of training, educational programs.
References and Internet sources
1. Boyarsky A. Ya. Kurs demograficheskoj statistiki [The Course of Demographic Statistics]. Moscow. Gosplanizdat. 1945. 264 p. (in Russ.)
2. Lobzhanidze A. A., Ambartsumova E. M., Barabanov V. V., Dyukova S. E. Metodicheskiye rekomendatsii dlya uchitelej, podgotovlennyye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE2019 goda po geografii [Methodological Recommendations for Teachers Prepared on the Basis of Analysis of the Typical Mistakes of Participants in the Unified State Exam 2019 in Geography]. Moscow. Federal'nyj institut pedagogicheskih izmerenij [Federal Institute of Pedagogical Measurements]. 2019. 27 p. (in Russ.)
3. Tkachenko A. A. Istoriya i sovremennyye problemy prepodavaniya kursa «Demografiya»: rossijskaya specifika [History and modern problems of teaching the course "Demography": Russian specifics]. Demograficheskoye obrazovaniye i izucheniye narodonaseleniya v universitetah [Demographic Education and Population Studies at Universities]. Moscow: MGU imeni M. V. Lomonosova [Lomonosov Moscow State University]. 2017. P. 195-204. (in Russ.)
4. Bagirova A., Voroshilova A. The formation of demographic competencies of public servants as a new feature of the Russian education. International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. Albena. STEF92 Technology. 2014. P. 955-962. DOI: 10.5593/sgemsocial2014/B12/ S2.122
5. Chopra G. Population Geography. New Delhi. Commonwealth Publishers. 2006. 311 p.
6. Dasvarma G. L. The importance of population studies and the state of technical demographic training in Asia. Asian Population Studies. 2010. Vol. 6. No 1. P. 1-2. DOI: 10.1080/17441731003603330
7. Willekens F. Demographic training: Europe. IUSSP Seminar on Demographic Training in the Third Millennium. Groningen. Population Research Centre. 2001. P. 25-28.
8. Menken J., Blanc A. K., Lloyd C. B. Training and Support of Developing-Country Population Scientists. A panel report. New York. Population Council. 2002. 110 p. ISBN: 978-0878341092.
9. Mamykanova B. K. Sotsial'no-demograficheskaya kul'tura obrazovaniya [Socio-demographic culture of education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2009. No. 42. P. 158-162. (in Russ.)
10. Kalmykova N. M. Trayektorii prepodavaniya demografii v vuze [Trajectories of teaching demography in a higher education institution]. Vesti Moskovskogo universiteta [News of Moscow University]. 2015. No. 2. P. 17-26. (in Russ.)
11. Zvereva N. V. Universitetskaya shkola issledovanij narodonaseleniya D. I. Valenteya [University school of population studies of D. I. Valentey]. Federalizm=Federalism: Teoriya. Praktika. Istoriya
[Federalism = Federalism: Theory. Practice. History]. 2015. No. 2. P. 113-124. (in Russ.)
12. Kreps T. V. Mezhdisciplinarnyj podhod v issledovaniyah i prepodavanii: preimushchestva i problemy primeneniya [Interdisciplinary approach in research and teaching: advantages and problems of application]. Nauchnyj vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta [Scientific Bulletin of Southern Institute of Management]. 2019. No. 1. P. 115-120. DOI: 10.31775/2305-3100-2019-1-115-120 (in Russ.)
13. Kalabikhina I. E. Mezhdisciplinarnyj podhod v prepodavanii demografii v vuzah [Interdisciplinary approach in teaching demography at universities]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika [Bulletin of Moscow University. Series 6: Economics]. 2017. No. 1. P. 169-173. (in Russ.)
14. Tkachenko A. A. Ekonomika narodonaseleniya versus ekonomicheskaya demografiya [Population economics versus economic demography]. Statistika i Ekonomika [Statistics and Economics]. 2017. No. 5. P. 94-104. DOI: 10.21686/2500-3925-2017-5-94-104 (in Russ.)
15. Gorbanev V. A. Eshchyo raz o yedinoj geografii [Once again about a unified geography]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. 2016. No. 10. P. 53-58. D0I:10.18454/IRJ.2016.52.121 (in Russ.)
16. Antonyan Yu. M. Kriminologiya budushchego: mezhdisciplinarnyye nauchnyye svyazi [Criminology of the future: interdisciplinary scientific relations]. Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika [Jurisprudence and Law Enforcement Practice]. 2014. No. 4. P. 67-75. (in Russ.)
Information about the authors:
Chernova Kristina Vladimirovna, trainee-researcher, Institute of Economics of the Ural Branch of RAS, Ekaterinburg, Russian Federation.
Contact information: e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4375-8447.
BedrinaElenaBorisovna, Cand. Sn. (Econ.), Associate Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin; Senior Researcher, Institute of Economics of the Ural Branch of RAS, Ekaterinburg, Russian Federation.
Contact information: e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7420-7499.
Статья поступила в редакцию 02.08.2020.