Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ДЕМОГРАФ» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ДЕМОГРАФ» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДЕМОГРАФИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕМОГРАФИЯ»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Золотарева Ольга Анатольевна

В статье определены предпосылки разработки профессионального стандарта «Демограф», что является основополагающим этапом для формирования новой модели кадрового потенциала в области демографического развития. Контент-анализ утверждённых / действующих документов выявил отсутствие профессионального и образовательного стандартов подготовки специалистов в области демографии. Обобщение и анализ информации о предметной области выявили существующие проблемы, прежде всего, в сфере государственного управления в области обеспечения демографической безопасности. Синтез современных методологических подходов позволил сформулировать заключение о том, что демография как самостоятельный вид деятельности (наряду с практической, научной и др.) имеет свои специализированные (демографические) технологии и в современных условиях назрела острая необходимость подготовки профессиональных кадров - «демографов». Сопоставление Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) и International Standard Classification of Education (ISCED) и сформировавшаяся потребность в специалистах-демографах явились основанием для реализации в Институте демографических исследований ФНИСЦ РАН (далее - ИДИ ФНИСЦ РАН) инициативного проекта по разработке профессионального стандарта «Демограф», что определяет условия и возможности развития образования в области демографии. Пул разработчиков даёт возможность максимально объёмно сформулировать профессиональные знания и умения (компетенции) как специфического, так и междисциплинарного характера, что определяет возможности работы специалистов-демографов в различных областях науки и практики. В профессиональном стандарте «Демограф» будут полно представлены и систематизированы единые требования к трудовой деятельности, а также сформулированы требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций. Цель исследования заключается в разработке системного подхода к формированию новой модели кадрового потенциала в области демографического развития. Разработка профессионального стандарта «Демограф» представляется базовым этапом формирования современной системы подготовки высококвалифицированных кадров. В результате принятия / утверждения профессионального стандарта «Демограф» раскроются возможности осуществления подготовки специалистов-демографов как в рамках реализующихся сегодня направлениях образования, так и в перспективе выделить самостоятельное направление подготовки высшего образования «Демограф», разработать образовательные стандарты уровней бакалавриата и магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Золотарева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD "DEMOGRAPH" AS A FACTOR OF FORMATION OF A NEW HUMAN RESOURCES MODEL

The article defines the prerequisites for the development of the professional standard “Demographer”, which is a fundamental stage for the formation of a new model of human resources in the field of demographic development. Content analysis of approved / valid documents revealed the absence of professional and educational standards for training specialists in the field of demography. Generalization and analysis of information on the subject area revealed existing problems, primarily in the field of public administration in the field of ensuring demographic security. The synthesis of modern methodological approaches made it possible to formulate the conclusion that demography as an independent type of activity (along with practical, scientific, etc.) has its own specialized (demographic) technologies and in modern conditions there is an urgent need to train professional personnel - “demographers”. Comparison of the All-Russian Classifier of Occupations (OKZ) with the International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) and the International Standard Classification of Education (ISCED) and the emerging need for specialists-demographers were the basis for the implementation of the Institute for Demographic Research FCTAS RAS of an initiative project to develop a professional standard “Demographer”, which determines the conditions and opportunities for the development of education in the field of demography. The pool of developers makes it possible to formulate professional knowledge and skills (competencies) of both specific and interdisciplinary nature as much as possible, which determines the possibilities of work of demographers in various fields of science and practice. The professional standard “Demographer” will fully present and systematize uniform requirements for labor activity, as well as formulate requirements for graduates of professional educational organizations. The purpose of the study is to develop a systematic approach to the formation of a new model of human resources in the field of demographic development. The development of the professional standard “Demograf” is considered to be the basic stage in the formation of a modern system of training highly qualified personnel. As a result of the adoption / approval of the professional standard “Demographer”, the possibilities of training specialists-demographers will be revealed both within the framework of the currently implemented areas of education, and in the future, to single out an independent direction of preparation of higher education “Demographer”, to develop educational standards for the bachelor’s and master’s degrees.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ДЕМОГРАФ» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА»

I Социология профессий

Б01: 10.19ШАшр.2021.9.2.8106

профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала

Т. К. Ростовская1, О. А. Золотарева1

1Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН. 119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, к. 1

Для цитирования: Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Профессиональный стандарт «Демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала // Социологическая наука и социальная практика. 2021. № 2. Т. 9. С. 82-95. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8106_

Аннотация. В статье определены предпосылки разработки профессионального стандарта «Демограф», что является основополагающим этапом для формирования новой модели кадрового потенциала в области демографического развития. Контент-анализ утверждённых / действующих документов выявил отсутствие профессионального и образовательного стандартов подготовки специалистов в области демографии. Обобщение и анализ информации о предметной области выявили существующие проблемы, прежде всего, в сфере государственного управления в области обеспечения демографической безопасности. Синтез современных методологических подходов позволил сформулировать заключение о том, что демография как самостоятельный вид деятельности (наряду с практической, научной и др.) имеет свои специализированные (демографические) технологии и в современных условиях назрела острая необходимость подготовки профессиональных кадров — «демографов». Сопоставление Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с International Standard Classification of Occupations 2008 (ISC0-08) и International Standard Classification of Education (ISCED) и сформировавшаяся потребность в специалистах-демографах явились основанием для реализации в Институте демографических исследований ФНИСЦ РАН (далее — ИДИ ФНИСЦ РАН) инициативного проекта по разработке профессионального стандарта «Демограф», что определяет условия и возможности развития образования в области демографии. Пул разработчиков даёт возможность максимально объёмно сформулировать профессиональные знания и умения (компетенции) как специфического, так и междисциплинарного характера, что определяет возможности работы специалистов-демографов в различных областях науки и практики. В профессиональном стандарте «Демограф» будут полно представлены и систематизированы единые требования к трудовой деятельности, а также сформулированы требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций.

Цель исследования заключается в разработке системного подхода к формированию новой модели кадрового потенциала в области демографического развития. Разработка профессионального стандарта «Демограф» представляется базовым этапом формирования современной системы подготовки высококвалифицированных кадров. В результате принятия / утверждения профессионального стандарта «Демограф» раскроются возможности осуществления подготовки специалистов-демографов как в рамках реализующихся сегодня направлениях образования, так и в перспективе выделить самостоятельное направление подготовки высшего образования «Демограф», разработать образовательные стандарты уровней бакалавриата и магистратуры. Ключевые слова: демограф; профессиональный стандарт; кадровый потенциал; образование в области демографии; национальный проект «Демография»

Введение

Подготовка высококвалифицированных специалистов различных уровней и направлений образования в области демографии, имеющих специальные знания и умения, даст возможность реализовать обозначенные основные направления стратегического развития страны.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» национальная безопасность страны определяется отсутствием угроз, как прямых, так и косвенных, связанных с нанесением ущерба национальным интересам, среди которых: «повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны»1 и др. Обеспечение стабильного демографического развития страны является предметом деятельности не только указанной Стратегии, но и целого ряда важнейших документов. В Указе Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» среди наиболее значимых больших вызовов указан «демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам»2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальный проект «Демография» и ряд других государственных инициатив подчёркивают сложность и комплексность решаемых в данной сфере задач3.

Устойчивость демографического развития страны является не просто стержнем национальной безопасности государства, основным условием его существования, территориальной целостности, детерминантой достижения высокого уровня экономического и социального развития, но и фактором, определяющим статус России как ведущей мировой державы XXI века.

1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России: [сайт]. 2021. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/40391 (дата обращения: 20.02.2021).

2 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremIin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20.02.2021).

3 Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. 2021. URL: https://base.garant.ru/70727660/(дата обращения: 22.02.2021); Национальный проект «Демография» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography (дата обращения 22.02.2021).

Предпосылки формирования новой модели кадрового потенциала в области демографического развития

Сегодня отчётливо видны серьёзные просчёты в управлении в области демографии, среди которых основное внимание научной общественности привлекла изначально невыполнимая цель, утверждённая в мае 2018 г. Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с которым правительству России вменялось обеспечение достижения на период до 2024 г. устойчивого естественного роста численности населения страны. Также в данном документе определена цель — повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет). Следует обратить внимание, что среди национальных целей выделены те, которые направлены на решение социально-демографических проблем: обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; снижение в 2 раза уровня бедности; улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно1.

Первая из указанных целей — достижение устойчивого естественного роста численности населения — не отвечала сложившейся демографической конъюнктуре. Здесь нужно выделить два основных фактора: меньшая по численности когорта, находящаяся в активном репродуктивном возрасте в настоящее время, сформированная на базе численности рождённых в 1990-х гг., когда наблюдался низкий уровень рождаемости, не сможет при существующей двухдетной модели семьи обеспечить расширенное воспроизводство [1, с. 127]; уровень смертности, при существенных вложениях в развитие медицины в ближайшие годы значимо не сократится, а скорее всего будет увеличиваться, так как среди населения отмечается высокий уровень старения и вероятность умереть существенно больше в старших возрастах, поэтому большая по численности когорта будет уходить.

По предварительной оценке Росстата2, численность населения России на 1 января 2021 г. составила 146 238 185 человек (см. рис. 1), сократившись более чем на 2 276 000 человек с 1992 г. (потери в мирное время). В среднем за рассматриваемые почти 30 лет население страны уменьшалось чуть более чем на 0,05% ежегодно. При этом указанная убыль не компенсирована даже численностью населения территорий, включённых в состав России — Республики Крым и г. Севастополь.

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL:

http://kremIin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 20.02.2021).

2

Демография // Росстат: [сайт]. 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/foIder/12781 (дата обращения: 22.02.2021).

148514,7

Рис. 1. Динамика численности населения Российской Федерации на 1 января 1992 —2021 гг., тыс. чел.

Наблюдаемый выход из депопуляции в полном её смысле (не только за счёт миграции, но и при условии достижения естественного прироста населения) в 2013—2015 гг. позволил приблизиться к целевым показателям национального развития в области устойчивого естественного прироста населения. Однако уповать на то, что тенденция сохранится на ближайшую перспективу не представлялось возможным. Достигнутые положительные результаты в большей степени были обоснованы «демографическим эхом» второй половины 1980-х гг. [2], это поколение вступило в детородный возраст и обеспечило увеличение общего количества рождений с 1999 по 2015 гг. Однако уже в 2015—2019 гг. численность родившихся стала ежегодно снижаться на 92,85 тыс. чел. (на 5,31%). Причиной этому послужило вновь «демографическое эхо» — на смену поколению 1980-х в репродуктивный возраст вступает вдвое меньшее по численности поколение 1990-х (см. рис. 2), что необходимо было учитывать при стратегическом целеполагании.

Уровень замещения женщин репродуктивного возраста на ближайшие пять лет составит 75,69%, то есть в период с 2020 г. по 2024 г. на каждую 1000 женщин, выбывающих из репродуктивного возраста (переходящих в возраст 50 лет и старше) будет в среднем приходится 757 девушек, вступающих в репродуктивный возраст (переходящих в возраст 15 лет и старше). При этом удельный вес девочек, которым сейчас 10—14 лет составляет 4,85%, в то время как удельный вес девушек в возрасте 15—19 лет — 4,31%, женщин в возрасте 20—24 года — 4,43%, 25-29 лет - 6,36%, 30-34 года - 8,05% от общего числа женщин.

Удельный вес мужчин ■ Удельный вес женщин

100 лет и старше 95-99 90-94 85-89 80-84 75-79 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 45-49 40-44 35-39 30-34 25-29 20-24 15-19 окт.14 05.сен 0-4

0,01 0,04 0,19 0,49

0,02 0,11 | 0,59 1,33

1,38 1,38

3,33 2,79

6,21 6,86 6,06 6,94 7,60

4,56

6,52

| 7,47 7,34

8,74 9,33

6,00 6,57 7,03 7,70 7,98

7,09

5,15 5,37 6,05 7,02 6,48

5,85 4,30 4,45 5,00

5,76 5,30

Рис. 2. Половозрастная пирамида населения Российской Федерации на 1 января 2020 года, %

В 2019 г. модальный возраст матери: 30 лет — по общему числу рождённых детей (женщинами в 30-ти летнем возрасте больше всего рождено детей — 100 406 человек), 25 лет — по рождённому первому ребёнку (рождённых первых детей у женщин в возрасте 25 лет — 40 688 человек). Таким образом в активный репродуктивный возраст в ближайшее время будет вступать менее малочисленная когорта, чем выходить из этого возраста. Меньшее число женщин при сложившимся уровне воспроизводства и наступившим кризисом, связанным с пандемией (влекущим за собой рост безработицы, снижение заработной платы, рост цен и т. п.), на наш взгляд, не смогут родить больше по численности детей, чем их предшественницы. Все сформированные предпосылки не позволяют говорить об устойчивом естественном росте численности населения, более того, есть понимание, что в обозримом будущем будет наблюдаться естественная убыль населения. Вышесказанное говорит о слабости аналитики в государственных органах управления, низком уровне демографической грамотности, так как достаточно проанализировать половозрастную пирамиду, которая визуализирует реальную демографическую картину. Но этого явно не было сделано при подготовке решения об обеспечении достижения устойчивого естественного роста численности населения.

При этом, отметим, что в настоящее время проведена корректировка / актуализация национальных целей с учётом текущей ситуации (сложная обстановка, прежде всего, из-за распространения Covid-19, а также ряда внешних вызовов, включая продолжающуюся антироссийскую позицию Запада). В обновленной системе национальных целей (Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года») правительству Российской Федерации вменено обеспечить устойчивый рост численности населения1 (акцент на естественный рост «утратил силу»). Обновление / корректировка указанной цели требовалась вне зависимости от пандемии, о чём свидетельствует демографическая конъюнктура.

В целях обеспечения достижения национальных целей Российской Федерации разработан национальный проект «Демография». К решению поставленной перед государством задачи по снижению рисков депопуляции подключены органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако, несмотря на все усилия, ситуация по-прежнему является катастрофической. По низкому прогнозу Росстата, в 2021 г. Россия потеряет 424,2 тыс. человек, при среднем варианте прогноза — 113,2 тыс. человек. Прогнозная оценка Росстата неутешительна: ежегодно до 2035 г. будет наблюдаться естественная убыль населения2.

В связи с этим назрела острая необходимость в подготовке кадрового потенциала в области демографического развития на национальном уровне.

Практическую востребованность / значимость представляет полная и всесторонняя информация о развитии демографических явлений и процессов, позволяющая дать всестороннюю аналитику преград и барьеров, возникающих на пути решения сложных, многофакторных задач для принятия эффективных управленческих решений на разных уровнях и в разных структурах. Подобную информацию могут предоставлять высококвалифицированные специалисты-демографы, работающие в различных областях науки и практики, включая госуправление / госслужбу.

Сегодня развитие кадрового потенциала является одним из главных приоритетов государственной кадровой политики и представляет собой сложный, многогранный управленческий процесс, направленный на пополнение квалифицированными и высококвалифицированными специалистами, способными наиболее эффективно осуществлять возложенные на них функции.

В настоящее время всё большую актуальность приобретают аспекты, связанные с формированием кадрового потенциала в области демографического развития на национальном уровне. Более того, о необходимости создания профессионального стандарта для специалистов в области демографического развития неоднократно заявлялось как на федеральном, так и региональном уровне.

1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 20.02.2021).

Демография // Росстат: [сайт]. 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 22.02.2021).

Проблемы развития подготовки специалистов-демографов

В 1990-е гг. в общероссийском классификаторе профессий по инициативе руководителя Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ, известного учёного и организатора науки Дмитрия Игнатьевича Валентея, появилась профессия экономист-демограф. Однако на современном этапе система образования в области демографии в России скорее всего не развивается, а, как это не печально, выживает и не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам. Как заметил в своём интервью десятилетней давности на тему «Профессия: демограф» ныне действующий директор Института демографии НИУ ВШЭ М. Б. Денисенко1: «Учитывая возрастной состав учёных, может получиться так, что лет через 5—10 демографов придётся сравнивать не с египтологами, а с исчезающими видами из Красной книги...»2.

К большому сожалению, сегодня мы не можем сказать о том, что существует какая-либо программа развития образования в области демографии, поддерживаемая государством, министерством образования или каким-то другим ведомством. При этом специалисты-демографы необходимы в государственном управлении на всех уровнях (результаты демографического анализа, включая оценку тенденций развития демографических явлений и процессов в населении как в России в целом, так и в её регионах, городах и даже муниципальных образованиях, а также демографических прогнозов должны грамотно использоваться при разработке программ и планов развития страны), в системах здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения (демографические инструменты позволяют полно учитывать состояние демографической конъюнктуры, прежде всего возрастно-половой состав населения, продолжительность жизни, тенденции смертности) и не только.

На данный момент, помимо Института демографии НИУ ВШЭ, сложно назвать образовательную организацию, осуществляющую подготовку профессиональных демографов. Отметим, что и в Институте демографии НИУ ВШЭ демографическое образование получают на магистерских программах по демографии по двум трекам / направлениям: «Социология» или «Экономика»3.

Мировой опыт показывает, что в ряде стран (Великобритании, США, Франции и др.) есть профильные демографические магистерские программы, выпускники которых получают специальность «Демограф».

В России элементы образования в области демографии «растворяются» в непрофильных направлениях. В университетах, за исключением Института демографии НИУ ВШЭ, в рамках имеющихся направлений читаются единичные курсы по

1 Михаил Денисенко назначен директором Института демографии НИУ ВШЭ // НИУ ВШЭ: [сайт]. 1993-2021. URL: https://www.hse.ru/demo/news/442376741.html (дата обращения: 01.03.2021).

Профессия: демограф // Экономика. Социология. Менеджмент: [сайт]. 2021. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33438808 (дата обращения: 01.03.2021).

3 Магистерская программа «Демография». НИУ ВШЭ // НИУ ВШЭ: [сайт]. 1993-2021. URL: https://www.hse.ru/ma/demography/(дата обращения: 01.03.2021).

демографии: даже на кафедре народонаселения Экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, которая была создана в 1967 г., также как на бакалавриате, так и в магистратуре (по направлениям: экономическая политика, фундаментальная экономика и мировая экономика) читается лишь ряд демографических дисциплин1. При этом до начала 1990-х гг. в МГУ имени М. В. Ломоносова осуществлялась демографическая подготовка, также она осуществлялась и в МЭСИ (университет прекратил своё существование в 2015 г. в результате объединения с Российским экономическим университетом им. Г. В. Плеханова).

Это говорит о том, что сегодня образование в области демографии держится на плечах энтузиастов, подвижников, которые посвятили демографии всю свою жизнь и стараются, чтобы эта сфера практической и научной деятельности «не канула в лету».

Таким образом, необходимо признать, что в настоящее время более правильно ставить на повестку дня вопрос о восстановлении образования в области демографии в России, которое, к большому сожалению, находится на уровне, не позволяющем сегодня качественно решать важнейшие практические задачи по обеспечению достоверными, полными демографическими данными процессов управления на государственном и региональном уровнях.

Решение вопроса о восстановлении и дальнейшем развитии образования в области демографии видится на первом этапе в разработке профессионального стандарта «Демограф», который позволит создать новую модель кадрового потенциала в области демографического развития.

Профессиональный стандарт «Демограф» как базис новой модели кадрового потенциала в области демографического развития

В январе 2021 г. в инициативном порядке ИДИ ФНИСЦ РАН и Научным советом «Демографические и миграционные проблемы России» при ООН РАН под руководством член-корр. РАН С. В. Рязанцева был запущен процесс разработки профессионального стандарта «Демограф» и сформирована рабочая группа2. В неё вошли представители сферы науки и образования, а также государственных служб и ведомств, бизнес-сообществ. Представленный пул разработчиков даёт возможность максимально объёмно сформулировать профессиональные

1 Учебные программы // Кафедра народонаселения Экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова: [сайт]. 2016. URL: https://demography.econ.msu.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).

2

Заседание рабочей группы по разработке профстандарта «Демограф» // ИДИ ФНИСЦ РАН: [сайт]. URL: https://idrras.ru/news/2021/ianuary/заседание-рабочей-группы-по-разра-ботке-профстандарта-демограф.Мт! (дата обращения: 26.02.2021).

знания и умения специалистов в области демографии. Разработка профессионального стандарта «Демограф» соответствует Международной стандартной классификации занятий 2008 (МСКЗ-08) - International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-O8)1. В ней в группе «2120. Математики, актуарии и статистики» в качестве примера занятий выделено: «Демограф».

В настоящее время успешно прошёл этап согласования о разработке профессионального стандарта «Демограф» с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, и Уведомление о его разработке размещено на сайте Минтруда России.

Разработка профессионального стандарта «Демограф», как неоднократно упоминалось выше, является базовым этапом формирования современной системы подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих знаниями и умениями (компетенциями) как специфического, так и междисциплинарного характера, что определяет возможности работы специалистов-демографов в различных областях науки и практики. В профессиональном стандарте «Демограф» в полном объёме будут представлены и систематизированы единые требования к трудовой деятельности, а также сформулированы требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций.

Обсуждение основных положений концепции формирования профессионального стандарта «Демограф», целей и задач профессиональной деятельности, функций демографа, позволили сформулировать:

♦ наименование вида профессиональной деятельности: «Разработка мер, направленных на регулирование количественных и качественных параметров демографического развития для принятия управленческих решений» (код 03. Социальное обслуживание).

♦ основную цель вида профессиональной деятельности: «Решение задач, направленных на анализ и прогноз демографической ситуации на микро- и макроуровне, учёт демографического фактора в социальном и экономическом развитии, разработку социально-демографической политики государства, региона, отрасли, организации, направленной на регулирование количественных и качественных параметров населения (социально-демографических групп, домохозяйств, работников, трудовых коллективов), исследование факторов демографической динамики и решения прикладных демографических задач (для макроэкономического регулирования, страхования, логистики, маркетинга, размещения услуг и производительных сил, политических исследований)»2.

Международная стандартная классификация занятий 2008 (МСКЗ-08) - International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08). МОТ: [сайт]. URL: https://www.ilo.org/ moscow/information-resources/publications/WCMS_306603/lang--ru/index.htm (дата обращения: 26.02.2021).

Демограф. Реестр уведомлений о разработке / пересмотре профессиональных стандартов // Профессиональные стандарты: [сайт]. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/ index.php?ELEMENT_ID=106295 (дата обращения: 26.02.2021).

Основой разграничения уровней квалификации специалистов в области демографического развития являются виды объектов деятельности. При этом виды объектов формируют требования к образованию, компетенции, характеру и результатам труда, трудовым функциям и трудовым действиям специалистов.

В разработанном проекте профессионального стандарта «Демограф» выделены три обобщённые трудовые функции:

• Мониторинг демографических процессов в обществе.

• Прогнозирование демографических процессов в обществе.

• Демографическая экспертиза и консалтинг.

Первая из обобщенных трудовых функций соответствует деятельности демографа и определяет 6-й уровень квалификации (образовательные программы высшего образования - бакалавриат; образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена; дополнительные профессиональные программы для специалистов среднего звена).

Структура первой обобщенной трудовой функции демографа определены следующим составом трудовых функций:

• характеристика демографической конъюнктуры на уровне страны, региона, организации;

• сбор и систематизация статистической, социологической и иной информации о демографических процессах;

• формирование демографических баз данных на основе современных цифровых технологий.

Отметим, что третья из приведённых функций отвечает рекомендациям ВНИИ труда по учёту цифровых технологий при разработке профессиональных стандартов.

Вторая обобщённая трудовая функция отличается от первой уровнем квалификации - объект профессиональной деятельности «демограф» должен иметь 7-й уровень квалификации (образовательные программы высшего образования - специалитет, магистратура; дополнительные профессиональные программы для уровня магистратуры или специалитета; для замещения ряда должностей необходимо наличие учёной степени / звания).

В состав трудовых функций второй обобщённой трудовой функции демографа входят:

• определение состояния, динамики и моделирование демографических процессов;

• выявление тенденций и прогнозирование демографической ситуации.

Третья обобщённая трудовая функция отличается по широте полномочий и ответственности от первой и второй тем, что объект профессиональной деятельности «демограф» должен иметь 8-й уровень квалификации (программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета; дополнительные профессиональные программы).

Третья обобщённая функция сформирована из функций:

• экспертная оценка социального, социально-экономического развития и управленческих решений с учётом демографических факторов;

• разработка и реализация программ и проектов демографического развития;

• информационно-аналитическое обеспечение реализации программ и проектов демографического развития.

В совокупности три обобщённые трудовые функции соответствуют сформулированной выше цели вида профессиональной деятельности «демограф». Знания о численности и структуре населения, тенденциях демографических процессов и миграционных потоках являются важным элементом обоснования экономической и маркетинговой стратегии предприятий и фирм, развития социально ответственного бизнеса, развития рыночной, социальной, транспортной инфраструктуры. Разработка профессионального стандарта «Демограф» даст возможность реализовать обозначенные национальные стратегии страны.

Самим специалистам в области демографии профессиональный стандарт даст алгоритм профессиональной деятельности, который позволит в многообразии индивидуальных особенностей конкретной ситуации найти правильное решение, профессиональный инвариант и реализовать важнейшие профессионально обоснованные действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональный стандарт «Демограф» как базис новой модели кадрового потенциала в области демографического развития определяется требованием разработки / актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ высшего образования на основе профессиональных стандартов1.

Заключение

В современных условиях обострения специфических демографических угроз, в ряде которых серьёзную озабоченность вызывают воспроизводство и миграция населения, порождающие обширный спектр самых разнообразных социально-экономических проблем, практическую востребованность / значимость

1 Методические разработки // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. fgosvo.ru [сайт]. 2021. URL: http://fgOsvo.ru/ support/43/5/8 (дата обращения: 26.02.2021).

представляет полная и всесторонняя информация о развитии демографических явлений и процессов, позволяющая дать всестороннюю аналитику преград и барьеров, возникающих на пути решения сложных, многофакторных задач, для принятия эффективных управленческих решений на разных уровнях и в разных структурах. Подобную информацию могут предоставлять высококвалифицированные специалисты-демографы. В этой связи на первом этапе является важным разработать и утвердить профессиональный стандарт «Демограф», который будет служить критерием для оценки качества специфических демографических компетенций и квалификации специалистов, уровня владения ими современным демографическим инструментарием.

Профессиональный стандарт «Демограф» позволит работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда. В практике управленческой деятельности он даст возможность удовлетворить потребности в демографической экспертизе и консалтинге.

Профессиональный стандарт «Демограф» станет основанием для открытия направления подготовки «Демограф» в качестве самостоятельного направления образования и позволит создать условия для разработки ФГОС ВО по направлению подготовки «Демограф» (бакалавриат, магистратура).

Профессиональный стандарт «Демограф» предопределит актуализацию Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-20161, заключающуюся в изменениях, связанных с выделением отдельного направления подготовки - «Демограф», что будет соответствовать международным перечням и классификаторам. Сегодня в ОКСО направление подготовки «Демография» отсутствует. В Классификаторе областей науки и техники ОЭСР2 и Международной системе классификации по образованию (^СББ)3 «Демография» выделяется как самостоятельное направление подготовки. Это позволит приблизить российское образование к мировым стандартам подготовки специалистов в области демографии, создав возможность многопрофильной подготовки демографов.

Таким образом, принятие профессионального стандарта «Демограф» является мощным фактором формирования новой модели кадрового потенциала в области демографического развития и открывает возможности развития подготовки высококвалифицированных специалистов-демографов. Развитие образования в области демографии позволит работодателям оценить и повысить профессионализм

1 ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию // classifikators.ru: [сайт]. 2012—2021. URL: https://classifikators.ru/okso (дата обращения: 26.02.2021).

Классификатор областей науки и техники ОЭСР // Organisation for Economic Cooperation and Development: [сайт]. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/38235147.pdf (дата обращения: 26.02.2021).

Международная система классификации по образованию (ISCED) // UNESCO Institute of Statistics: [сайт]. 2021. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/flles/documents/isced-2011-ru. pdf (дата обращения: 26.02.2021).

своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда. В практике управленческой деятельности он даст возможность удовлетворить потребности в демографической экспертизе и консалтинге.

Список литературы

1. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В., Золотарева О. А. Оценка демографических установок глазами мужчин и женщин в условиях дефицита рождаемости // Женщина в российском обществе. 2021. Специальный номер. С. 121-135. DOI: 10.21064/WinRS.2021.0.8.

2. Рыбаковский Л. Л. Демографические вызовы: что ожидает Россию? // Рыба-ковский Л. Л. : [сайт]. 2011. URL: http://rvbakovskv.ru/demografia8a4.html (дата обращения: 24.02.2021).

Сведения об авторах

Ростовская Тамара Керимовна — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, ИДИ ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru AuthorlD РИНЦ: 767943

Золотарева Ольга Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ИДИ ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. E-mail: OAMahova@yandex.ru AuthorID РИНЦ: 327777

Дата поступления в редакцию: 03.03.2021. Принята к печати: 24.04.2021. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8106

Professional Standard «Demograph»

as a Factor of Formation of a New Human Resources Model

Tamara K. Rostovskaya1, Olga A. Zolotareva1

institute for Demographic Research of FCTAS RAS. 6, b. 1, Fotievoy st., Moscow, Russia, 119333

For citation: Rostovskaya T. K., Zolotareva O. A. (2021). Professional Standard «Demograph» as a Factor of Formation of a New Human Resources Model. Sociologicheskaja nauka Isocial'naja praktika. Vol. 9. № 2. P. 82-95. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8106

Abstract. The article defines the prerequisites for the development of the professional standard "Demographer", which is a fundamental stage for the formation of a new model of human resources in the field of demographic development. Content analysis of approved / valid documents revealed the absence of professional and educational standards for training specialists in the field of demography. Generalization and analysis of information on the subject area revealed existing problems, primarily in the field of public administration in the field of ensuring demographic security. The synthesis of modern methodological approaches made it possible to formulate the conclusion that demography as an independent type of activity

(along with practical, scientific, etc.) has its own specialized (demographic) technologies and in modern conditions there is an urgent need to train professional personnel - "demographers". Comparison of the All-Russian Classifier of Occupations (OKZ) with the International Standard Classification ofOccupations 2008 (ISCO-O8) and the International Standard Classification of Education (ISCED) and the emerging need for specialists-demographers were the basis for the implementation of the Institute for Demographic Research FCTAS RAS of an initiative project to develop a professional standard "Demographer", which determines the conditions and opportunities for the development of education in the field of demography. The pool of developers makes it possible to formulate professional knowledge and skills (competencies) of both specific and interdisciplinary nature as much as possible, which determines the possibilities of work of demographers in various fields of science and practice. The professional standard "Demographer" will fully present and systematize uniform requirements for labor activity, as well as formulate requirements for graduates of professional educational organizations.

The purpose of the study is to develop a systematic approach to the formation of a new model of human resources in the field of demographic development. The development of the professional standard "Demograf" is considered to be the basic stage in the formation of a modern system of training highly qualified personnel. As a result of the adoption / approval of the professional standard "Demographer", the possibilities of training specialists-demographers will be revealed both within the framework of the currently implemented areas of education, and in the future, to single out an independent direction of preparation of higher education "Demographer", to develop educational standards for the bachelor's and master's degrees.

Keywords: demographer; professional standard; human resources; demographic education; national project «Demography»

References

1. Rostovskaya T. K., Kuchmaeva O. V., Zolotareva O. A. (2021). Otsenka demograficheskikh ustanovok glazami muzhchin i zhenshchin v usloviyakh defitsita rozhdaemosti. [Assessment of demographic attitudes through the eyes of men and women in conditions of fertility deficit]. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. Spetsial'nyi nomer. P. 121-135. DOI: 10.21064/WinRS.2021.0.8. (In Russ.).

2. Rybakovskii L. L. (2011). Demograficheskie vyzovy: chto ozhidaet Rossiyu? [Demographic challenges: what awaits Russia?] Rybakovskii L. L. [sajt] URL: http://rybakovsky.ru/demografia8a4. html (data obrascheniya: 24.02.2021). (In Russ.).

Information about the authors

Rostovskaya Tamara Kerimovna, Doctor of Sociology, Professor, Deputy Director for Research,

Institute for Demographic Research of FCTAS RAS, Moscow, Russia.

E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru)

ORCID ID: 0000-0002-1629-7780

ResearcherId: F-5579-2018

Scopus AuthorID: 57192987864

Zolotareva Olga Anatol'evna, Candidate of Economic, Associate Professor,

Leading Research Associate, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.

E-mail: OAMahova@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7339-7510

Scopus Author ID: 57220901427

The article was submitted on March 03, 2021. Accepted on April 24, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.