ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2015. № 2
Н.М. Калмыкова1,
МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
ТРАЕКТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕМОГРАФИИ В ВУЗЕ
В статье рассматривается причина ограниченного использования математических методов при разработке демографических обучающих циклов для экономистов. Противопоставление в учебных курсах теорий развития населения методам демографического анализа и отрицание так называемой формальной демографии — тупиковый путь, который ведет к снижению уровня подготовки специалистов, тем более что современные программы обучения экономистов все больше математизируются. В представленном материале рассмотрены варианты преподавания демографических дисциплин в бакалавриате и магистратуре, сделан вывод о необходимости перехода от единого обязательного курса к набору элективных курсов с демографической проблематикой, рассчитанных на студентов с разным уровнем математической подготовки и разными профессиональными интересами.
Ключевые слова: преподавание демографии, прикладная демография, демографический анализ.
N.M. Kalmykova,
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)
TRAJECTORIES FOR TEACHING DEMOGRAPHY AT THE UNIVERSITY
The article discusses the reason for underestimating the use of mathematical methods in demographic courses for economists. The juxtaposition of population theories and methods of demographic analysis and the denial of so-called "formal demography" is a dead-end path that leads to a decreasing quality of training in an increasingly quantitative format of economic education. The paper discusses the options for teaching demographic courses in bachelor's and master's programs and demonstrates the need to move from a single compulsory course to a set of electives with demographic content, designed for students with different levels of mathematical training and diverse professional interests.
Key words: teaching demography, applied demography, demographic analysis.
1 Калмыкова Наталья Михайловна, канд. экон. наук, доцент экономического ф-та; e-mail: [email protected]
Рост интереса экономистов к демографической проблематике обусловлен тем, что усиливается влияние демографического фактора на социально-экономическое развитие. Исследование таких проблем, как взаимосвязь экономического роста и демографической динамики, первый и второй демографические дивиденды, старение, продолжительность жизни и пенсионная политика, миграции и развитие рынка труда требует совместных усилий экономистов и демографов. Однако преподавание демографии экономистам в вузе нацелено, как правило, на ознакомление студентов с развитием населения в широком смысле и гораздо реже — на формирование компетенций, связанных с анализом демографической информации.
Демографию как отдельную дисциплину в российских вузах начали преподавать в 1950-е гг. Тогда была сформирована кафедра демографии в Московском экономико-статистическом институте (МЭСИ), которой заведовал А.Я. Боярский. В середине 1960-х гг. после создания Центра по изучению проблем народонаселения на экономическом факультете демография появилась в учебных планах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова сначала в рамках специальности «Политическая экономия», затем — «Планирование народного хозяйства». С переходом на двухуровневую подготовку экономистов по системе «бакалавриат — магистратура» курс «Экономика народонаселения и демография» (в настоящее время — «Демография») стали преподавать всем бакалаврам.
Следует отметить, что курс демографии на экономическом факультете — необычное явление, поскольку традиционно данную науку в университетах преподают на факультетах общественных наук в основном будущим социологам или статистикам.
Основатель Центра по изучению проблем народонаселения профессор Д.И. Валентей на протяжении всей своей жизни говорил и писал о необходимости введения демографии в учебные планы экономических вузов. Потребовалось более 40 лет для того, чтобы эта мечта стала реальностью. В настоящее время многие российские институты и университеты включили демографию в учебные планы подготовки бакалавров или как обязательную дисциплину, или как дисциплину по выбору; элементы демографических знаний есть в учебных программах географов (География населения), историков (Историческая демография или История населения), социологов и ряда других специальностей.
Введение демографии в учебные планы подготовки бакалавров и магистров экономического направления заставляет задуматься о выборе проблематики, логики, методов изучаемых курсов в за-
висимости от направления обучения или специальности. На размышления по этому поводу натолкнула вышедшая в 1990 г. статья [Abowitz, 1990], которая, к сожалению, осталась вне поля зрения преподавателей, разрабатывающих учебных программы по демографии. Автор указанной работы — Д. Абовиц — приводит четыре модели преподавания демографических дисциплин в вузе (причем выбор зависит от конечной цели, которую можно сформулировать следующим образом: зачем студентам демография?):
1) Модель, построенная на так называемом проблемном подходе, когда предпочтение отдается обсуждению вопросов, связанных с демографическим развитием, при весьма ограниченном обращении к методам расчета и анализа показателей.
2) Модель, построенная на анализе демографической информации, когда акцент делается на «демографическую грамотность», позволяющую студентам понимать и интерпретировать данные о населении.
Первая модель преподавания формирует у студентов представление о глобальных демографических проблемах, вторая — позволяет получить умения и навыки для самостоятельного анализа демографической информации. Обзор точек зрения к подходам преподавания демографии, проведенный автором указанной выше статьи, позволяет увидеть множество вариантов формирования учебных планов как для бакалавров, так и для магистров.
3) Модель general demography («общая демография»), которая сочетает элементы первых двух и включает «всего понемногу»: обзор теорий, методов, демографических процессов, демографической политики.
4) Модель, основанная на междисциплинарном подходе, при котором демографическая проблематика предлагается на рассмотрение заинтересованным студентам, специализирующимся на изучении других дисциплин. Таким курсом может быть, например, экономическая демография [Саградов, 2005].
Очевидно, что выбор модели преподавания демографии зависит от уровня обучения (бакалавриат/магистратура) и от основной специальности студентов, как правило, экономической или социологической.
Проанализируем опыт преподавания курса демографии для экономических специальностей бакалавриата МГУ. Обсуждая возможные варианты включения такой дисциплины, как демография в учебные планы, необходимо остановиться на проблеме выбора между инструментальным курсом, основанным на преподавании методов и формировании навыков работы с данными, и курсом, в котором в общем виде представлены различные вопросы развития
населения. Во многом искусственное противопоставление этих подходов берет начало в 1960—1980-е гг., когда демографию на экономическом факультете преподавали в рамках специальности «Политическая экономия» и ее изучение не подразумевало серьезной математической подготовки студентов. Именно в те годы сформировалось негативное отношение к так называемой чистой демографии в противовес междисциплинарному подходу, которое сохраняется и до наших дней. В одной из статей того периода можно прочитать: «...формирование буржуазной демографии шло в значительной мере в отрыве от теорий народонаселения, главным образом на базе эмпирических исследований. Отсюда проистекает столь свойственная ей подмена теории и методологии науки методами и методиками обработки конкретных данных, в конечном счете — стремление подменить демографическую науку "формальной (чистой) демографией", демографической статистикой» [Шелестов, 1980].
В приведенной цитате дано описание проблемы, которую современные преподаватели унаследовали из предшествующего опыта и не изжили до сих пор. Вместо того чтобы дать студентам прочные навыки работы с демографическими данными, научить классическим приемам демографического анализа и новым подходам, основанным на математических методах, как правило, в рамках курса рассказывают о тенденциях, формулируют теории и концепции, которые невозможно проверить и доказать эмпирически.
Противопоставление теорий и концепций методам анализа — непродуктивный тупиковый путь, который не позволяет включить в учебные планы достижения современной демографической науки. Подготовка экономистов в вузах в последние десятилетия становится все более математизированной. Это создает основу для перехода на качественно новый уровень преподавания демографических дисциплин. Однако переход от классического демографического анализа к новым подходам в демографических исследованиях, таким, как, например, биографический анализ (Event History Analysis) [Courgeau, Lelievre, 1997], требует от исследователей высокого уровня математической подготовки.
Как правило, в экономическом вузе в целом и на экономическом факультете в частности довольно трудно заинтересовать всех студентов демографической проблематикой, поскольку они зачастую не видят необходимости в демографических знаниях для своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому при выборе схемы преподавания демографических дисциплин для экономистов в бакалавриате следует предусмотреть несколько вариантов, обусловленных как уровнем математической подготовки студентов, так
и их профессиональными интересами. Нужно уходить от такой практики, как единственный курс по демографии в учебном плане, и переходить к многовариантности выбора курсов, предлагаемых студентам. Возможные типы курсов описаны ниже.
Первый вариант. В учебный план включены дисциплины общеобразовательного характера, освещающие одну или несколько проблем, связанных с развитием населения. Они не требуют создания у студентов прочной методической базы — достаточно указания на наиболее часто используемые показатели, без которых изложение материала было бы непонятным. По такому типу строятся межфакультетские курсы (МФК), введенные в МГУ в 2013 г. Их задача — расширение кругозора слушателей, ознакомление их с проблематикой той или иной науки. За два года в рамках МФК было предложено несколько курсов, в большей или меньшей степени содержавших демографическую составляющую: «Международная миграция населения: прошлое, настоящее, будущее», «Демография старения населения», «Трансформация семьи и социальная мобильность», «Российская диаспора и возвратные миграционные процессы», «Политическая демография и глобальные демографические процессы» и др.
Второй вариант. На экономическом факультете МГУ на протяжении многих лет читается курс «Экономика народонаселения и демография». Его программа была построена на подходе, обозначенном Д.И. Валентеем в 1970—1980-е гг. и получившем название «Система знаний о народонаселении». В центре этой системы оставалась демография (источники демографических данных, методы анализа демографических процессов и структур, демографические модели, прогнозы, демографическая политика), но она дополнялась теориями и концепциями развития населения в целом. Основной проблемой данного курса является его фрагментарность: в силу большого объема информации на каждый раздел отводится определенное время, в результате чего у студентов формируется представление о демографии как о наборе понятий и концепций, не всегда логично увязанных между собой. За ограниченное число часов, отведенных на дисциплину учебным планом, не удается одновременно научить методам анализа, детально обсудить различные теоретические подходы, объясняющие развитие населения, и показать картину демографической динамики в регионах и странах мира.
Третий вариант. Преподавание демографии экономистам включено в учебный план в виде нескольких альтернативных курсов, которые студенты могут сами выбирать для изучения. Этот вариант можно создать на основе курса «Экономика народонаселения и демография», разделив его на две или более частей.
Первая часть, с условным названием «Проблемы народонаселения», может содержать обсуждение основных проблем демографического развития как России, так и стран мира с опорой на минимально необходимый набор демографических показателей. Она может быть ориентирована на студентов, которые желают расширить свой кругозор (по типу МФК), но не видят возможностей применения демографических знаний в области своих научных интересов (таких, как, например, бухгалтерский учет, корпоративные финансы и т.п.).
Вторая часть, собственно «Демография» или «Введение в демографический анализ», может стать инструментальным курсом, предназначенным для тех, кто видит себя в будущем аналитиком. Такие студенты, как правило, ощущают потребность в понимании динамики демографических процессов и структур, представлении о связи этой динамики с областью экономики, в которой они специализируются: от макроэкономики и государственного регулирования до страхования и маркетинга. Например, если в рамках курса, посвященного описанию проблем развития населения, достаточно указать на рост или снижение числа рождений в регионе, то в курсе демографического анализа следует предложить студентам разложить прирост числа рождений на долю, обусловленную структурным фактором (изменением возрастной структуры женщин детородного возраста), и долю, обусловленную изменением интенсивности рождений в разных возрастах, а также показать влияние на суммарный коэффициент рождаемости сдвига в календаре рождений в разных когортах, обусловленного мерами социальной или демографической политики.
Как показывает опыт преподавания бакалаврам, им интересны работа с демографическими данными населения России и стран мира, анализ демографических процессов, построение прогнозов, возможность связать полученные результаты с экономической динамикой. Использование при организации самостоятельной работы демографической информации о населении российских регионов позволяет студентам не только применять изученные методы на практике, но и связать динамику демографических процессов в регионе с его социально-экономическим развитием [Калмыкова, 2008].
Курсы, построенные на учете специфики подготовки студентов и их интересов, не противоречат друг другу и не конкурируют между собой, а предоставляют им возможность выбора траектории приобщения к демографической проблематике.
Анализ большинства представленных на сайтах российских вузов программ курса «Демография» свидетельствует о том, что их
авторы не до конца определились с тем, какой тип курса они преподают, какова логика формирования программы и что студенты будут уметь в результате изучения дисциплины. Попытки сочетать в рамках программы одного курса и методы, и обсуждение концепций развития населения, и анализ динамики мирового населения и населения отдельных стран, и демографическую политику приводят к тому, что курс либо начинает отражать предпочтения его автора, акцентируя внимание на одних темах в ущерб другим, либо оказывается фрагментарным, напоминающим по структуре «лоскутное одеяло». Ряд учебников, изданных в последнее время в регионах, а также программы, опубликованные на сайтах вузов, говорят о неуверенности авторов при выборе логики и проблематики курса демографии. Например, в программе основного магистерского курса «Основы демографии» одного из вузов Украины в качестве основной цели лекций значится следующее: «ознакомление студентов с теорией, методологией и практикой изучения демографических процессов и структур с использованием новейших источников и методов» [Прибыткова, 2002]. При этом на лекции отводится 24 часа и еще 24 часа — на семинары, коллоквиум и круглый стол. За 48 учебных часов практически невозможно выполнить поставленную цель. Можно и нужно уходить от всеобъемлющего курса демографии к набору курсов по выбору, учитывающих профессиональные интересы студентов.
Выбор траектории преподавания демографических дисциплин на уровне магистратуры зависит от ответа на два вопроса: что вуз хочет получить «на выходе» (иными словами, каких специалистов он хочет сформировать) и какими ресурсами он располагает «на входе» (т.е. какие студенты приходят, с каким предыдущим образованием, каких преподавателей можно привлечь). Ответ на первый вопрос, несомненно, будет главным при выборе структуры (набора курсов) магистерской программы: либо это будет академическая программа, готовящая демографов-аналитиков для исследовательской работы и преподавания, либо прикладная программа, формирующая у студентов знания и навыки для использования их в различных отраслях экономики. Если к программам первого типа в основном можно привлекать университетских преподавателей и исследователей, то программы второго типа требуют включения в образовательный процесс широкого круга специалистов-практиков.
Разработку первого учебного плана по демографии для магистратуры на экономическом факультете МГУ инициировал в начале 1990-х гг. Д.И. Валентей. Прообразом академической программы стала специализация по демографии, существовавшая на протяжении многих лет на экономическом факультете в рамках специ-
альности «Политическая экономия» и направленная на подготовку демографов широкого профиля. Эта работа была продолжена в рамках проекта TEMPUS (T_JEP-10092-95 «Образование в области сбора, обработки и анализа данных о народонаселении» (1995— 1999 гг.)). Структура учебного плана магистерской программы по демографии включала инструментальные курсы («Источники демографических данных и наблюдение в демографии», «Методы демографического анализа», «Математические модели в демографии», «Анализ неполных данных», «Методы анализа в исторической демографии», «Социологические методы в демографии», «Демографическое прогнозирование» и др.), курсы, посвященные анализу отдельных процессов («Современные проблемы рождаемости», «Проблемы заболеваемости и смертности», «Демография семьи», «Пространственная подвижность населения», «Территориальное размещение населения», «Мировые миграции населения и рынок труда»), дисциплины, связанные с изучением теорий и концепций развития населения («История изучения народонаселения и демографической науки», «Основы теории народонаселения», «Качество и развитие населения»), прикладные курсы («Прикладной демографический анализ», «Социально-экономические аспекты демографической динамики», «Демографическая политика», «Домохозяйство, семья и семейная политика»). Из перечисленного выше перечня курсов следует, что учебный план формировался для академической программы, в нем была сделана попытка совместить инструментальный и теоретический подходы к изучению населения. При этом предполагалось, что математические дисциплины преподаются всем студентам магистратуры или что знание математики является базовым требованием к абитуриентам магистратуры «на входе». Помимо академической направленности программы очевидна ее вариативность — возможность предлагать курсы по выбору в зависимости от научных интересов студентов. Наряду с перечисленными предметами предполагалось также проведение научного семинара «Методология научных исследований в демографии».
К сожалению, в полной мере программа так и не была реализована, назвать ее академической сложно из-за ограниченного набора дисциплин. Однако благодаря проекту TEMPUS с 1996 г. специализация по демографии существует в разных формах в магистратуре экономического факультета МГУ (сейчас — в рамках магистерской программы «Экономика социальной сферы, труда и народонаселения», http://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/esstn/).
С 2009 г. академическая программа подготовки демографов в рамках направления «Социология» реализуется в НИУ ВШЭ
(http://demoscope.ru/weekly/2014/0603/student01.php). Состав изучаемых дисциплин напоминает набор курсов в проекте магистерской программы МГУ середины 1990-х гг. Обучение проходят студенты с разным базовым образованием (историки, социологи, экономисты, инженеры, статистики, журналисты, филологи), заинтересованные в изучении демографии либо для продолжения научных исследований, либо для практического применения полученных на программе знаний. Выпускники работают в исследовательских организациях, в бизнес- и госструктурах и общественных организациях, продолжают обучение в зарубежных вузах.
Помимо академических программ, нацеленных на подготовку исследователей, существуют прикладные демографические программы (приложение демографических методов к изучению различных областей экономики и общества), развитие которых насчитывает в зарубежных вузах несколько десятилетий [Merrick, 1986]. В качестве примера сочетания академической и прикладной программ можно привести опыт преподавания демографии в магистратуре Института демографии Университета Париж I Пантеон-Сорбонна (http://www.univ-paris1.fr/ufr/idup/diplomes-et-formations/). Здесь студентам предлагают две траектории обучения: демограф — профессиональный эксперт и демограф-исследователь. На первом году обучения, общем для обеих траекторий, студенты получают базовые знания о количественных исследованиях, формируют представление о социальном, историческом и политическом контексте развития населения. На втором году обучения те студенты, которые выбрали направление «демограф-эксперт», получают навыки сбора и анализа демографических данных и построения прогноза численности и структуры населения, а также проводят прикладные исследования; студенты, выбравшие карьеру исследователя или преподавателя, участвуют в исследовательских семинарах, готовящих их к написанию докторской диссертации.
Как правило, прикладные программы по демографии отличает сочетание курсов, представленных в академических программах («Методы демографического анализа», «Демографическая статистика», «Прогнозирование», «Анализ демографических процессов»), и прикладных курсов («Демография занятости и рынка труда», «Демография бедности», «Прикладная демография в городском и региональном планировании», «Прикладная демография в здравоохранении», «Прикладная демография в образовании» и т.п.). Прикладная магистерская программа междисциплинарного характера должна использовать преимущества университета, имеющего в своем составе факультеты и специалистов разного профиля. В МГУ целесообразно создавать прикладные междисциплинарные про-
граммы на стыке экономики, демографии и наук об общественном здоровье совместно с факультетом фундаментальной медицины; программы по миграции, расселению, урбанистике — с географическим факультетом и т.п., и привлекать на них выпускников различных специальностей.
В условиях перехода на стандарты образования третьего поколения будет происходить дальнейшее сокращение числа обязательных дисциплин в учебных планах экономических вузов. Возможный перевод демографии в число дисциплин по выбору открывает широкие возможности для создания и параллельного чтения нескольких курсов с демографической проблематикой, изучающих как методы демографического анализа, так и теории и концепции развития одного или нескольких демографических процессов. Для этого необходимо пересмотреть программы читаемых курсов, перейти от преподавания демографии как всеобъемлющей дисциплины к преподаванию демографических дисциплин разного содержания.
Список литературы
Калмыкова Н.М. Организация самостоятельной работы студентов в преподавании курса «Основы демографии» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2008. № 3.
Прибыткова И. Программа основного магистерского курса «Основы демографии» // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. № 2.
Саградов А.А. Экономическая демография: Учеб. пособие. М., 2005.
Шелестов Д.К. История и современность (Об изучении истории демографической науки) // Прошлое и настоящее демографии. М., 1980.
Abowitz D. Teaching Demography to Undergraduates: a Pedagogical Dilemma // Teaching Sociology. 1990 Vol. 18. N 1. URL: http://www.jstor.org./stable/ 1318233 (last accessed data: 08.05.2014).
Courgeau D., Lelievre E. Changing Paradigm in Demography // Population: An English Selection. 1997. Vol. 9.
Merrick T. Teaching Applied Demography // Teaching Sociology. 1986. Vol. 14. N 2.
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet
Kalmykova N.M. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v prepoda-vanii kursa «Osnovy demografii», Vestn. Mosk. un-ta, Ser. 6, Jekonomika, 2008, N 3.
Pribytkova I. Programma osnovnogo magisterskogo kursa «Osnovy demografii», Sociologija: teorija, metody, marketing, 2002, N 2.
Sagradov A.A. Jekonomicheskaja demografija: Ucheb.posobie, M, 2005.
Shelestov D.K. Istorija i sovremennost' (Ob izuchenii istorii demografiches-koj nauki), Proshloe i nastojashhee demografii, M, 1980.