Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход в преподавании демографии в вузах'

Междисциплинарный подход в преподавании демографии в вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ДЕМОГРАФИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КЕЙСОВЫЙ МЕТОД / TEACHING OF DEMOGRAPHY / INTERDISCIPLINARITY / CASE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калабихина Ирина Евгеньевна

В статье анализируются методические формы междисциплинарного подхода в преподавании в вузах на примере обучения демографии на всех образовательных ступенях (в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре). Особый акцент сделан на двух методах, реализуемых в обучении демографии студентов бакалавриата на экономическом факультете: введение межцисциплинарных тем в лекции основного курса и разработка междисциплинарных кейсов для семинарских занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Interdisciplinary Approach to the Demography Teaching at Universities

The article analyzes methodological forms of interdisciplinary approach in teaching of demography at undergraduate, graduate and postgraduate levels. The author stresses on two methods for undergraduate students at the faculty of Economics: inclusion interdisciplinary lectures in basic course, and the development of interdisciplinary case studies for seminars.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход в преподавании демографии в вузах»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2017. № 1

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

И. Е. Калабихина1,

МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕМОГРАФИИ В ВУЗАХ

В статье анализируются методические формы междисциплинарного подхода в преподавании в вузах на примере обучения демографии на всех образовательных ступенях (в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре). Особый акцент сделан на двух методах, реализуемых в обучении демографии студентов бакалавриата на экономическом факультете: введение межцисциплинарных тем в лекции основного курса и разработка междисциплинарных кейсов для семинарских занятий.

Ключевые слова: преподавание демографии, междисциплинарность, кей-совый метод.

AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE DEMOGRAPHY TEACHING AT UNIVERSITIES

The article analyzes methodological forms of interdisciplinary approach in teaching of demography at undergraduate, graduate and postgraduate levels. The author stresses on two methods for undergraduate students at the faculty of Economics: inclusion interdisciplinary lectures in basic course, and the development of interdisciplinary case studies for seminars.

Key words: teaching of demography, interdisciplinarity, case approach.

Принцип междисциплинарности при создании образовательных программ на третьей ступени образования (в вузах) заложен во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в. [Всемирная декларация..., ст. 5а]. Демография имеет значительный потенциал для создания междисциплинарных исследований. Это обстоятельство должно отражаться и в учебном процессе. На всех уровнях высшего образования

1 Калабихина Ирина Евгеньевна, д.э.н., профессор кафедры народонаселения экономического факультета; e-mail: ikalabikhina@yandex.ru

(бакалавриат, магистратура, аспирантура) принцип междисциплинар-ности при составлении программ должен присутствовать в различных методических формах.

Методически междисциплинарный подход в преподавании демографии можно реализовать в следующих форматах.

I. Бакалавриат: 1) Включение в лекции основного курса междисциплинарных тем из области экономики народонаселения и прикладной демографии, что позволит максимально широко представить исследовательские проблемы и методы на стыке наук. 2) Создание банка кейсов и введение в семинарские занятия междисциплинарных кейсов из различных экономических областей по выбору семинариста (и группы студентов) для решения междисциплинарных задач с использованием реального массива данных уже на первой ступени высшего бучения. 3) Разведение междисциплинарных тем по лекциям и семинарам основного курса (отработанные в научном сообществе инструментальные сюжеты выдвигать на семинары, инновационные сюжеты — на лекции) для максимального охвата сюжетов и усиления инструментальной составляющей курса. 4) Разработка последовательных междисциплинарных курсов по выбору и факультативов («Прикладная демография», «Экономика народонаселения», «Методы демографического анализа» и пр.) для направлений «Экономика» и «Менеджмент» в целях углубленного изучения междисциплинарных сюжетов.

II. Магистратура: 1) Создание программы (трека) с демографическим ядром1 и обильным количеством междисциплинарных курсов по выбору студентов в целях реализации идеи обучения направлениям «демография для...» («демографическая ромашка»). Например, «Демографическое измерение макроэкономических процессов», «Экономика здоровья», «Демография в актуарных расчетах», «Демография малых территорий», «Экономика неравенства», «Функциональные демографические прогнозы», «Экономика миграции», «Пространственная демография» и т.д. Такая подготовка позволит выпускникам работать в страховых компаниях, маркетинге, консалтинге, инфраструктурных и инновационных проектах, органах государственной социальной политики на всех уровнях. 2) Разработка научного семинара в рамках магистратуры демографического направления, содержащего серию инструментальных семинаров и мастер-классов с обязательным включением студентов в самостоятельное применение тех или иных инструментов в собственных исследованиях (количественные и качественные обсле-

1 Демографическое ядро включает демографический анализ структур и процессов (смертности, рождаемости, миграции, брачности), источники информации о населении, историю развития демографических теорий и концепций в контексте развития населения.

дования полного цикла, геоинформационные системы, оценка социально-демографических программ и проектов, event history analysis, text mining, big data и пр.). 3) Создание банка соглашений с различными работодателями, готовыми использовать компетенции студентов демографического направления, на фоне формирования спроса на подобные работы. 4) Открытый вход на курсы магистратуры студентов разных магистерских программ с обязательным созданием инфраструктуры для реальной возможности междисциплинарного выбора студентов, в частности, используя дистанционные технологии (острые вопросы: расписание, пространство, размер групп, учет нагрузки студентов и преподавателей и пр.). 5) Включение студентов магистратуры наряду с аспирантами в реальные исследовательские проекты кафедры и факультета (преимущественно междисциплинарного свойства).

III. Аспирантура: 1) Разработка междисциплинарных семинаров для студентов различных научных направленностей, желающих включить в диссертацию фрагмент, связанный с анализом влияния демографического фактора. Первый опыт был успешно реализован осенью 2016 г. в рамках семинара для аспирантов третьего года обучения экономического факультета «Демографические детерминанты социально-экономического развития». В семинаре приняли участие аспиранты следующих направленностей: 08.00.01 «Экономическая теория», 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика». 2) Участие аспирантов, пишущих на демографические темы, в научных семинарах других специальностей и направленностей.

Остановимся подробнее на двух методах, реализуемых в обучении студентов бакалавриата на экономическом факультете, — включение в цикл лекций базовых курсов по демографии тем, отражающих экономико-демографические взаимосвязи, и разработка междисциплинарных кейсов для семинарских занятий.

В цикл лекций базовых курсов по демографии включаем два междисциплинарных направления: о влиянии демографической динамики на экономическое развитие и об экономических факторах демографических процессов. В первом случае можно рассуждать о первом и втором демографических дивидендах в экономике (речь идет о влиянии увеличения доли трудоспособного населения на экономический рост и о растущих сбережениях пенсионеров в условиях старения населения как о факторе инвестиций); о влиянии молодежных «пузырей» на экономические и политические циклы; о влиянии роста/сокращения населения на экономический рост и развитие с учетом вложений в человеческий капитал, с учетом плотности расселения населения, с учетом качества институтов, с учетом уровня развития страны или стадии экономического цикла; о связи уровня здоровья с экономическим ро-

стом; о национальных межпоколенных счетах; об экономических последствиях миграции для стран-доноров и стран-реципиентов. В области прикладной демографии популярны следующие темы: применение функциональных демографических прогнозов в принятии бизнес-решений и реализации социальных и экономических государственных и региональных программ; демографические расчеты в фискальной политике; демографическая сегментация в маркетинговых исследованиях; демографические расчеты в инфраструктурных задачах и инвестиционных проектах; учет демографических факторов в страховании; недвижимости и прочих отраслях.

Во втором случае мы исследуем множество концепций из области экономики рождаемости, смертности, миграции, брачности, которые объясняют динамику отдельных демографических процессов с точки зрения экономической науки (замещение количества качеством детей и выбор партнера на брачном рынке неоклассической школы, институциональные и гендерные концепции рождаемости и брачности, экономические факторы демографических переходов, пространственная мобильность как результат накопления человеческого капитала и многие другие). Данное направление также открыто для других междисциплинарных сочетаний с демографией — социологии, социальной психологии, культурологии, географии, физики.

Помимо двух междисциплинарных направлений вызывает интерес применение собственно демографических методов в экономическом анализе. Например, применение стабильного (стационарного) населения и функциональных прогнозов в задачах планирования на уровне государственных решений и бизнес-задач, метод АРС-анализа (age-parity-cohort analysis) о поколенческих эффектах, например, в динамике продаж страховых продуктов, в продуктивности исследователей и пр.1.

В междисциплинарном подходе в образовании существует одно важное ограничение (помимо использования разных методов, «языков», что затрудняет внедрение междисциплинарности, несмотря на очевидную перспективность такого подхода в развитии современной науки и образовании). Речь идет об ограниченности времени длительности курса. Особенно остро это чувствуется при планировании семинарских занятий, поскольку семинарист обязан, кроме обсуждения новых тем и задач, заниматься промежуточным контролем. Некоторые методические решения этой задачи на уровне бакалавриата мы уже упоминали: использование междисциплинарных кейсов на семинарах

1 Подготовленная библиотека источников литературы по курсу демографии в междисциплинарной части (преимущественно статьи в ведущих реферируемых профессиональных журналах) составила более 50 источников. Кафедра народонаселения ЭФ МГУ готова дать консультации по вопросу подборки литературы к курсу.

из банка кейсов по выбору группы и преподавателя, разведение тем по семинарам и лекциям, разработка специальных курсов по выбору и факультативов, углубляющих междисциплинарные сюжеты.

Несколько подробнее остановимся на нашем опыте разработки междисциплинарных кейсов по демографии на примере кейса «Современный и перспективный рынок недвижимости г. Москвы: демографические и экономические факторы», который был успешно реализован осенью 2016 г. в рамках основного курса по демографии на направлении «Экономика» (2-й год обучения)1. Мы создали обширную базу данных, состоящую из следующих блоков: макроэкономика (ВВП, уровень инфляции, цены на нефть, курс валют, среднедушевые доходы населения, вклады населения, данные по рынку труда и пр.), данные по недвижимости (по вводу, объему и распределению жилищного фонда, по ценам на вторичном и первичном рынках жилья в зависимости от категории жилья и др.), демографические данные (численность населения, в том числе по возрастным группам, структура домохозяйств, в том числе по типам, видам и качеству занимаемого жилья и др.), законодательство по социальной политике в области обеспечения жильем федерального и регионального уровней (средства на жилищные программы по социально-демографическим типам участников программ и пр.). Использовались статические и динамические показатели, ретроспективные и прогнозные данные (прогнозы Минэкономразвития, Росстата, программные нормативы) с 2000 до 2030 г. По каждому показателю помимо цифрового значения в таблице формировалась информация по единицам измерения, источникам получения информации, методологическим комментариям. На основании этой базы были составлены простые и многоуровневые задачи разной степени сложности (постепенно вводятся новые дополнительные условия задачи), которые предлагались студентам. На первом уровне (первое занятие в компьютерном классе) была предложена урезанная база данных для решения относительно простых задач. Заметим, что даже в большинстве простых задач необходимо было проявить творческий подход и сделать аналитическую записку по предлагаемому решению (задание приближено к задачам специалиста консалтинговых агентств). На втором занятии предлагалась полная база данных и более сложные задачи. Еще одним заданием сложного уровня было создание и решение своей задачи по имеющимся данным (разрешалось также дополнять базу необходимыми данными с указанием источника). Задачи были разработаны на оценку глубины

1 Автор благодарит аспирантов экономического факультета, которые участвовали в создании базы данных для кейса по демографии недвижимости и составлении отдельных задач с использованием данной базы: Декевич Д., Минину И., Мокренского Д., Пе-черскую Е., Смулянскую Н., Титову А.

дефицита жилья, на схождение домохозяйственных и жилищных структур, на факторы цен на жилье и т.д. при разных нормативах и условиях. Такой подход позволял студентам с разным уровнем подготовки не скучать на занятиях. Разная степень сложности заданий, большой набор задач на одной базе, работа с реальными данными, приближение задания к деятельности консалтинговых агентств, а также возможность составления собственных задач позволяли задействовать активно всех студентов группы.

Таким образом можно создавать любые отраслевые кейсы, поскольку потребность в анализе демографической составляющей развития отрасли, предприятия, региона весьма высока. У подобных кейсов обширная область применения: как в образовательных программах любого уровня, в универсиадных и олимпиадных задачах, так и в типовых аналитических проектах прикладной демографии, в том числе с участием студентов и аспирантов экономического факультета.

Список литературы

1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, 5—9 октября 1998 г. URL: http://obrzakon.ru/documents/opendoc/id/1073/cat_id/78 (дата обращения: 25.12.2016).

The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet

1. Vsemirnaja deklaracija o vysshem obrazovanii dlja XXI veka: podhody i prakticheskie mery. Organizacija Ob#edinennyh Nacij po voprosam obrazovanija, nauki i kul'tury. Parizh, 5-9 oktjabrja 1998 g. URL: http:// obrzakon.ru/documents/opendoc/id/1073/cat_id/78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.