Научная статья на тему 'Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность'

Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЬЮТОР / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / HIGHER EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / INDIVIDUALIZATION / INDIVIDUAL LEARNING PATHS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TUTOR / INTERDISCIPLINARITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кореневский А. В., Узнародов И. М.

В статье изложен опыт Южного федерального университета по внедрению индивидуализированных методов обучения и междисциплинарных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of education: individualization and interdisciplinarity

The article is devoted to the implementation experience of individualized learning methods and interdisciplinary approaches at the Southern Federal University.

Текст научной работы на тему «Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность»

А.В. КОРЕНЕВСКИЙ, доцент И.М. УЗНАРОДОВ, профессор Южный федеральный университет

Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность

В статье изложен опыт Южного федерального университета по внедрению индивидуализированных методов обучения и междисциплинарных подходов.

Ключевые слова: высшее образование, модернизация образования, Болонский процесс, индивидуализация, индивидуальные образовательные траектории, образовательные технологии, тьютор, междисциплинарность.

До сих пор в российском академическом сообществе и средствах массовой информации ведется дискуссия о нужности и своевременности реформ высшего образования. Аргументы противников сводятся к тому, что у нас есть очень хорошая система высшего образования, которая позволила в свое время ликвидировать отставание от ведущих западных стран, обеспечив науку и военно-промышленный комплекс квалифицированными кадрами. Так зачем же разрушать то, что показало свою эффективность?

Сторонники реформ, нисколько не отрицая достоинств отечественного высшего образования, обращают внимание на необходимость в полной мере учитывать тенденции современного мирового развития, а потому использовать американский и европейский опыт.

Думается, в этом споре правы все же сторонники реформ. Образовательные системы всегда ориентировались на потребности общества и, несмотря на известную консервативность, откликались на происходившие изменения. В 80-е гг. ХХ в. обозначился переход развитых стран в постиндустриальную стадию, когда главной производительной силой выступают наука и новые технологии, включая электронные. Образование становится массовым. Соответственно возникает понятие «общество, основанное на знаниях». Вместе с тем в условиях глобализации резко усиливается конкуренция в сфере образовательных услуг. Поэтому в мире начинаются поиски

более эффективной образовательной политики и осуществляется переход к гибким высокотехнологичным образовательным системам на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. Достижение этой цели подразумевают принципы Болонского процесса, к которому присоединилась и Россия. Как бы ни была хороша наша вузовская система, она оказалась неадекватной вызовам постиндустриальной эпохи.

Задача российских вузов на современном этапе - встроиться в единое европейское пространство высшего образования, а задача Южного федерального университета (ЮФУ) - с учетом мировых тенденций и особенностей нашей страны наилучшим образом удовлетворить потребности Юга России в образовательных услугах. В политике нашего университета особое место занимает сотрудничество с лучшими европейскими вузами, опыт которых помогает внедрению новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и технологий образования.

В обществе с инновационной экономикой важное значение придается «производству знаний» и «знающему работнику». Задача последнего - не только применять имеющиеся знания, но и участвовать в производстве новых знаний на рабочем месте, способствуя росту эффективности своей деятельности. Соответственно, меняется и содержание образовательного процесса.

Вместо того чтобы быть источником знаний, преподаватель теперь должен выступать в роли руководителя и организатора процесса обучения.

Опыт лучших университетов Европы позволяет выделить следующие пути повышения эффективности обучения:

■ новый подход к планированию семестровой работы студента (асинхронное обучение) и использование системы балльно-рейтинговой оценки, гарантирующей прозрачность контроля знаний и его объективность;

■ индивидуализацию учебного процесса, что предполагает самостоятельный выбор студентом необходимой образовательной траектории, возможность регулировать интенсивность занятий, вести самостоятельную работу с учебными материалами; индивидуализация способствует формированию активной жизненной позиции;

■ использование новыхобразователь-ных технологий - электронных учебных материалов, образовательных порталов, онлайн-дискуссий, а также современных эффективных методик;

■ изменение роли преподавателя: он обеспечивает студента методическими материалами для самостоятельной работы, мотивирует его к учебе, выступает не столько транслятором знаний, сколько сопровождающим учебный процесс и консультантом;

■ компетентностная направленность образовательного процесса, т.е. его ориентация на выработку умений добывать и анализировать информацию, самостоятельно и осознанно принимать решения, добиваясь поставленной цели; развитие личности студента в дополнение к формированию его профессиональных компетенций, помощь учащемуся в раскрытии своих способностей; подготовка студента не только к будущей профессиональной деятельности, но и к жизни в современном обществе с его высокой конкуренцией, борьбой за рабочие места, за профессиональный успех.

Не менее важно учесть и организационно-технологический опыт. Ведущие университеты делают ставку на обучение студентов небольшими группами (10-12 человек), сокращая до минимума поточные лекции. По сути дела, речь идет о «штучной подготовке» бакалавров и магистров. Именно поэтому нам интересен опыт европейских университетов в сфере индивидуализации учебного процесса. К конкретным примерам следует отнести классическую систему тьюторства в британских университетах, концепцию «управляемого самостоятельного обучения »(Guided Independent Learning) Левенского университета, модель «междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования» (Mi^dzy-wydzialowe Indywidualne Studia Humani-styczne - MISH), реализуемую в Варшавском университете. Последняя имеет для нас особый интерес, поскольку она ориентирована на междисциплинарный синтез. Проблема междисциплинарности - одна из ключевых в науке рубежа XX-XXI веков. Сегодня все значимые открытия совершаются на пересечении разных отраслей знания, границы между ними становятся все более прозрачными, возникают так называемые «гибридные» направления исследований. Поэтому необходимо еще со студенческой скамьи обучать будущих ученых методикам междисциплинарного исследования, и именно индивидуализированные образовательные модели позволяют делать это наиболее эффективно.

Задачи междисциплинарного образования успешно решаются и в других университетах Европы. Большой опыт в данной сфере накоплен в Университете Линчепинг (Швеция), партнере ЮФУ по Европейскому консорциуму инновационных университетов, а также в британских университетах (Лидс, Кингстон).

В процессе длительных контактов с этими университетами вызрела идея образовательного проекта, нацеленного на внедрение индивидуализированных моделей обучения и междисциплинарных подходов в

образовательную практику на уровне бакалавриата и магистратуры. Его замысел заключался в том, что междисциплинарные подходы необходимо применять не только на стадии магистратуры, где учебный процесс в значительной мере индивидуализирован, и сама подготовка магистров носит «штучный » характер. Следует найти такую модель, которая позволяла бы выстраивать индивидуальные образовательные траектории еще на ступени бакалавриата и служила бы адаптационным механизмом для студентов, желающим изменить профиль подготовки на стадии перехода из бакалавриата в магистратуру. Применение такого механизма дало бы возможность существенно расширить спектр магистерских программ, внедрить в полном смысле междисциплинарные, «гибридные» профили подготовки, не имеющие аналога на этапе бакалавриата. Соответственно, было бы интересно на примере одной-двух экспериментальных магистерских программ отработать организационно и методически «увязку» между формами реализации междисциплинарных подходов на стадиях бакалавриата и магистратуры.

Эти замыслы были воплощены в проекте «Внедрение междисциплинарных программ в Южном федеральном университете », разработанном консорциумом в составе ЮФУ, Варшавского университета, университетов Линчепинга (Швеция) и Лидса (Великобритания). Позже в состав консорциума включился Кингстонский университет (Великобритания). Данный проект был поддержан в рамках программы Тешрш и реализован в 2008-2010 гг.

В основу модели индивидуализированного междисциплинарного образования на уровне бакалавриата был положен опыт Варшавского университета, в котором уже 17 лет успешно функционирует образовательная модель МКН.

Суть ее заключается в том, что студентам, демонстрирующим высокую успеваемость и способности к научно-исследовательской работе, проявляющим интерес к

междисциплинарным исследованиям, предоставляется право перехода на индивидуальную образовательную программу, формируемую и реализуемую под руководством тьютора. Помимо дисциплин базового учебного плана, индивидуальные программы студентов, обучающихся по данной программе, включают предметы, преподаваемые на других факультетах, если они связаны с их научными интересами, а также курсы междисциплинарного характера, разработанные непосредственно для обучающихся по программе МКН. Руководство образовательной программой студента осуществляет тьютор, он же выполняет функции академического консультанта и фактически - его научного со-руководителя.

Опыт реализации программы показал, что она является эффективным средством селекции одаренных, творчески мыслящих студентов. Она дает им возможность активно участвовать в престижных международных научных конференциях, побеждать в национальных и международных стипен-диальныхи грантовыхконкурсах. Большинство студентов, обучающихся по программе МКН, поступают в аспирантуру, многие из выпускников первых лет успешно защитили диссертации и работают преподавателями и научными сотрудниками Варшавского университета и других вузов.

Заметим, что структуры, подобные модели МКН, с успехом функционируют во многих вузах Польши, Украины и Белоруссии.

В Ростовском государственном университете реализация Программы междисциплинарного гуманитарного индивидуального образования (МИГО), представляющей собой адаптированный к российским условиям вариант модели МКН, началась в 2006 г. На первом - пилотном - этапе в программу включились три факультета: исторический, философии и культурологии, филологии и журналистики. Было разработано положение, отражающее цели, задачи и основные принципы реализации междисциплинарного индивидуального гумани-

тарного образования в РГУ и учитывающее специфику организации учебного процесса в отечественных вузах.

Набор обучающихся по программе междисциплинарного гуманитарного образования производится по итогам четвертого семестра, а обучение начинается с пятого. Связано это с тем, что согласно действующим нормативным документам перевод студента на индивидуальный план возможен лишь с момента начала его научной специализации, т.е. с третьего курса. Таким образом, лишь с пятого семестра студент может перейти на режим обучения, предполагающий существенное увеличение объема осваиваемых им дисциплин и частичную компенсацию роста учебной нагрузки за счет права на свободное посещение лекционных занятий.

В то же время это не должно нанести ущерба освоению студентом основной образовательной программы. Именно поэтому положением установлен достаточно высокий порог успеваемости для претендентов на обучение по программе МИГО: средний балл за время предыдущего обучения должен быть не ниже 4,5. Иными словами, изначально к участию в программе допускаются лишь те студенты, которые имеют определенный «запас прочности», кому учеба дается достаточно легко. Более того, чтобы иметь дополнительные гарантии в данном вопросе, разработчики положения ввели пункт, согласно которому снижение успеваемости по основной специальности является основанием для отчисления студента из состава обучающихся по программе МИГО.

Другим способом отбора студентов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом и способностями к исследовательской деятельности, является конкурс эссе, где соискатель должен описать имеющийся опыт научных изысканий (курсовые работы, публикации, участие в конференциях), охарактеризовать проблему, исследуемую им в настоящее время, и объяснить, в какой мере и почему он считает ее

междисциплинарной, как применяет (или собирается применять) междисциплинарные подходы.

Определенной издержкой синхронизации начала обучения по программе МИГО с началом научной специализации является то, что студент приходит с уже определенной и утвержденной на кафедре темой научной работы, и тьюторам остается лишь корректировать ее и наполнять реальным междисциплинарным содержанием. Именно поэтому в переработанный вариант положения о программе МИГО включен пункт, согласно которому допускается прием студентов второго курса в качестве слушателей. В этом случае они закрепляются за тьюторами и участвуют во всех мероприятиях программы, но не переводятся на индивидуальный план. Для них не устанавливается обязательный минимум освоения дисциплин, не входящих в основную образовательную программу (для обучающихся - не менее двух предметов в семестр).

С октября 2007 г. начал действовать постоянный методологический семинар для обучающихся по программе МИГО; с января 2008 г. запущен в эксплуатацию сайт программы. На сегодняшний день сформирован комплекс инновационныхпо своему характеру учебно-методических пособий и материалов для обучающихся по программе МИГО (справочников, ридеров, аналитических обзоров публикаций, тематических презентаций).

Инновационным научно-образовательным продуктом являются пакеты междисциплинарных учебных кейсов, предназначенные как для использования в рамках методологических семинаров, так и для самостоятельного изучения студентами, обучающимися по программе МИГО. Кейсы знакомят студентов с конкретными сюжетами и ситуациями, представляющими собой своеобразные «фокусные точки» современного проблемного поля междисциплинарных исследований.

Принципиальной новацией программы МИГО по сравнению с ее прототипом, вне-

дренным в рамках проекта Тешриз, была разработка трех научно-образовательных модулей: классическая гуманитаристика, социокультурные коммуникации и управление социально-экономическими процессами. Значение данной новации заключается том, что это позволяет студентам, только начинающим свою исследовательскую деятельность, не потеряться в необъятном поле междисциплинарности. Модули представляют собой своего рода контекст среднего уровня - они уже междисциплинарности как таковой, но шире той научной темы, которую разрабатывает студент в рамках своего индивидуального научного исследования. Модуль позволяет ему поместить эту тему в межпредметную рамку и яснее понять, на стыке каких областей гуманитарного знания она находится и, соответственно, в каком направлении следует выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. Именно поэтому костяк каждого модуля составляют специальные междисциплинарные курсы: первый - вводный, предназначенный для студентов, только что поступивших на программу; второй - по актуальным проблемам тех областей междисциплинарного знания, которым посвящен модуль, - предназначен для студентов второго года обучения. Заметим, что второй курс читается для студентов, завершающих обучение на уровне бакалавриата; он помогает им совершить правильный выбор профиля магистерской подготовки и темы своей будущей магистерской диссертации.

Таким образом, модульное построение программы - и это не менее значимая сторона данной новации - позволяет значительно продвинуться по пути внедрения двухуровневой системы высшего профессионального образования. Одно из главных достоинств этой системы - относительная автономность бакалаврских и магистерских программ, возможность радикально изменить образовательную траекторию на стадии перехода из бакалавриата в магистратуру - в настоящее время лишь деклариру-

ется, но в реальности не обеспечено соответствующими адаптивными механизмами, облегчающими студенту переход с одного направления на другое.

Программа МИГО решает эту проблему, поскольку обучающиеся по ней студенты, занимаясь в рамках методологических семинаров, прослушивая курсы по теории и методике междисциплинарных исследований, смогут четче определить круг своих научных интересов и связанные с этим образовательные запросы. Поэтому уже на стадии бакалавриата они в состоянии сделать осознанный профессиональный выбор: либо продолжить образование в магистратуре по тому же направлению, либо посвятить себя иной области знания. А если студентом принято решение об изменении направления подготовки, он может формировать свою индивидуальную образовательную программу в соответствии с этим выбором. Более того, благодаря программе междисциплинарного индивидуального образования можно существенно расширить номенклатуру реализуемых в университете магистерских программ вплоть до введения таких направлений, которых нет на уровне бакалавриата.

Ключевая идея проекта заключалась в том, чтобы в его рамках одновременно с программой МИГО разработать две экспериментальные междисциплинарные магистерские программы: «European Studies» и «Cultural Studies». Это позволило бы на практике отработать «увязку» между бакалаврским и магистерским уровнями в плане реализации междисциплинарных подходов. В дальнейшем же полученный опыт можно было бы применить при разработке других междисциплинарных магистерских программ. Забегая вперед, можно сказать, что надежды в этом плане оправдались. По алгоритму, отработанному на примере программы «Европейские исследования», на историческом факультете ЮФУ создана новая программа «Этно-конфессиональные процессы», набор на которую произведен в новом учебном году.

Другой важной новацией нашего проекта, непосредственно связанной с модульным построением Программы МИГО, стала разработка принципиально нового типа учебно-методических пособий для студентов, которые мы назвали «фрейм-пакетами ». Их предназначение - комплексное сопровождение научно-образовательных модулей (отсюда их название, т. к. сами модули являются «рамочными»). Фрейм-пакет состоит из материалов, способствующих осознанному самоопределению студента в построении индивидуальной образовательной траектории (описание модуля, программы специальных курсов данного модуля, рекомендации по выбору дисциплин и их компоновке в индивидуальной учебной программе, перечни курсов, преподаваемых на гуманитарных факультетах и соответствующих профилю данного модуля т.д.).

По отзывам тьюторов, разработка и размещение на сайте проекта фрейм-пакетов существенно упростили работу по составлению индивидуальных образовательных программ. Ознакомившись с содержанием фрейм-пакета, студент может яснее сформулировать суть своих научно-образовательных запросов, и его общение с тьютором становится более предметным и содержательным.

В рамках проекта подготовлен «Справочник тьютора», организованы стажировки преподавателей, участвующих в реализации программы МИГО, в Варшавском университете, проведен тренинг-семинар для тьюторов - тех, кто уже работает в рамках программы, и тех, кто планирует подключиться к ее реализации. Таким образом, благодаря проекту мы смогли создать условия для вовлечения в программу

новых участников и существенного расширения ее масштаба.

В завершение добавим, что программа МИГО продолжает развиваться. Накопленный к настоящему моменту опыт позволяет многое видеть иначе, под иным углом зрения, более конкретно. Так, например, в результате долгих и оживленных дискуссий на заседаниях Совета программы возникла идея принципиально иного построения «рамочных» курсов, отражающая все возрастающее значение в современном гуманитарном знании такназываемых «гибридных» направлений исследований.

Вместо отдельных курсов, соответствующих трем модулям программы, разрабатывается своего рода метакурс - «Концеп-тология междисциплинарного знания». Каждый мини-курс посвящен конкретному ключевому концепту, вокруг которого и формируется проблемное поле соответствующего «Object Study». Каждый студент выбирает из предлагаемого ему набора мини-курсов те, что соответствуют его интересам в пределах стандартного объема семестрового курса. Таким образом, сохраняя принципиальную идею научно-образовательных модулей, мы диверсифицируем их содержание, максимально приближая к индивидуальным запросам студента.

Таковы итоги реализации проекта Tempus CD_JEP-27111-2006 «Внедрение междисциплинарных программ в ЮФУ ». Разумеется, с его завершением развитие программы междисциплинарного образования не прекратится. Расширение ее рамок неизбежно даст нам опыт, укажет направления ее дальнейшего совершенствования и адаптации к стремительно меняющимся условиям современной образовательной среды.

KORENEVSKIY A, UZNARODOV I. MODERNIZATION OF EDUCATION: INDIVIDUALIZATION AND INTERDISCIPLINARITY

The article is devoted to the implementation experience of individualized learning methods and interdisciplinary approaches at the Southern Federal University.

Keywords: higher education, modernization of education, Bologna process, individualization, individual learning paths, educational technology, tutor, interdisciplinarity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.