Научная статья на тему 'Научное и практическое значение дисциплины "демография" при подготовке бакалавров'

Научное и практическое значение дисциплины "демография" при подготовке бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / DEMOGRAPHICS / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ACADEMIC DISCIPLINE / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ВОСПРОИЗВОДСТВО / REPRODUCTION / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабашова Елена Владимировна

В статье рассматриваются сущность и значение демографии как учебной дисциплины, а также обоснована актуальность изучения дисциплины в связи с ухудшением демографической ситуации в стране. Конкретизируются практические задачи демографии в зависимости от направления подготовки бакалавров, а именно: использование демографических показателей при проведении анализа социальных проблем (социология); выявление взаимовлияния экономического развития и воспроизводства населения (экономика); изучение социально-политических последствий демографических процессов (политология); применение основных методов демографического прогнозирования при формировании программ социально-экономического развития регионов (государственное и муниципальное управление).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное и практическое значение дисциплины "демография" при подготовке бакалавров»

From the first glance, it becomes evident that most units provide tips and helpful activities for nearly all speaking skills, such as socializing, internal or external negotiating, preparing and delivering presentations, small talks, using narratives, i.e. storytelling or anecdotes, and building relations.

The deeper and closer analysis of Unit 1 will help to evaluate the tasks and activities meant for Building and developing relationships across companies. With a fine quotation by Peter Drucker 'More business decisions occur over lunch and dinner than at any other time, yet no MBA courses are given on the subject [3, p. 16] the leaners are led in to brainstorm ideas on issues like building cooperative relationships for company's competitive edge, suitable conversation starters. Later the skill of building intercompany relationships is developed via listening activities (L1: Pre-meeting small talk, L2: Judging emotions), which are further discussed through diverse tasks - matching, comprehensions questions, and as an output they are given a group work to act the roles of hosts and visitors at the meeting.

In current heavily globalized business environment it is of utmost importance for future business people to socialize effectively and to do business successfully, in this case to use the foreign language for developing long-term business relations. Therefore, either commercially selected or tailored coursebooks need to focus on most important, profession-led and quite specific language skills.

Based on my work experience with the textbook Business Advantage and feedback shared among colleagues and students, the coursebook has proved to be rather helpful and interesting for not very frequent classroom meetings (per week 2 academic hours). Consequently, most skills are covered individually by learners and later brainstormed in class. To get better output we have produced an incompany manual with some theoretical items and presentation themes, mini case study and brainstorming tasks. The purpose of the institution-derived teaching resource is to improve mostly learners speaking competence by filling the gap which we have observed in the chosen coursebook.

Overall, the speaking materials provided in Business Advantage are effective and useful for learners to study on the own and present through discussions the outcomes. Nevertheless, it would be much beneficial for the course design and for learners to provide speaking tasks mostly focusing on functional language, prompts, useful tactics and formal vocabulary items.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Frendo E. How to teach business English // Pearson Longman, 2005. 160 p.

2. Tannen D. The power of talk // Harvard Business Review. Sep-Oct., 1995. P. 138-149.

3. Handford M., Lisboa M., Koester A., Pitt A. Business advantage, student's book, Upper-intermediate // Cambridge, 2011. 192 p.

НАУЧНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕМОГРАФИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ Кабашова Е. В.

Кабашова Елена Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, статистики и информационных систем в экономике, экономический факультет, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматриваются сущность и значение демографии как учебной дисциплины, а также обоснована актуальность изучения дисциплины в связи с ухудшением демографической ситуации в стране. Конкретизируются практические задачи демографии в зависимости от направления подготовки бакалавров, а именно: использование демографических показателей при проведении анализа социальных проблем (социология); выявление взаимовлияния экономического развития и воспроизводства населения (экономика); изучение социально-политических последствий демографических процессов (политология); применение основных методов демографического прогнозирования при формировании программ социально-экономического развития регионов (государственное и муниципальное управление). Ключевые слова: демография, учебная дисциплина, население, воспроизводство, демографическая ситуация, методы обучения.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL IMPORTANCE OF THE DISCIPLINE «DEMOGRAPHY» IN PREPARING BACHELORS Kabashova E.

Kabashova Elena - candidate of economic Sciences, associate Professor, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, STATISTICS AND INFORMATION SYSTEMS IN ECONOMICS,

FACULTY OF ECONOMICS, BASHKIR STATE AGRARIAN UNIVERSITY, UFA

Abstract: the article deals with the essence and importance of demography as a discipline, as well as the urgency of the discipline at the deteriorating demographic situation in the country. Narrow practical tasks demographics depending on the direction of preparation of bachelors, namely the use of demographic indicators in the analysis of social problems (sociology); identification of mutual economic development and population reproduction (economy); study of the socio-political consequences of demographic processes (political science); use basic methods of demographic forecasting in the formation programs of socioeconomic development of regions (state and municipal administration).

Keywords: demographics, academic discipline, population, reproduction, demographics, training methods.

УДК 314.01

Демография как учебная дисциплина изучает проблемы народонаселения и законы его воспроизводства. Актуальность изучения в процессе обучения основ демографического анализа и современной демографической ситуации обусловлена сложной демографической ситуацией в стране и необходимостью ее государственного регулирования.

Основная цель дисциплины - сформировать у обучающихся целостное представление об основных демографических закономерностях, методах сбора и анализа статистической информации о населении, демографических прогнозах и демографической политике.

В процессе изучения демографии решаются следующие задачи: 1) изучение современных демографических концепций и моделей демографического развития; 3) анализ закономерностей и перспектив развития демографических процессов; 4) выявление количественных и качественных характеристик основных демографических категорий и факторов, обусловливающих их динамику; 5) изучение закономерностей демографических процессов и структур для целей разработки региональной демографической политики.

Практические задачи дисциплины конкретизируются в зависимости от направления подготовки бакалавров:

1) Социология: а) использование демографических показателей в практической работе и при проведении теоретического анализа социальных проблем, а также изучение взаимовлияния демографических и социальных процессов; б) исследование социальных норм, демографических установок различных слоев населения, демографического поведения и его факторов; в) исследование брака и семьи: от теоретических аспектов брачно-семейных отношений до формирования, функционирования и распада семьи.

2) Экономика: а) выявление взаимосвязи и взаимовлияния экономического развития и воспроизводства населения; б) определение места демографического прогноза в системе социально-экономического прогнозирования; в) анализ влияния основных миграционных потоков на региональное развитие, изучение структуры доходов и расходов семей, а также демографических аспектов поведения потребителей и развития занятости.

3) Политология: а) изучение комплекса социально-политических последствий демографических процессов; б) изучение влияния половозрастной структуры населения на военно-мобилизационный потенциал государства; в) политико-демографический анализ возможных последствий принимаемых решений в области социальной и демографической политики; г) разработка вариантов демографических прогнозов при альтернативных сценариях политического развития.

4) Государственное и муниципальное управление: а) оценка влияния мер государственных программ на демографические процессы; б) анализ основных нормативно-правовых актов в области демографии; в) применение основных методов демографического прогнозирования при формировании стратегических планов социально-экономического развития регионов.

В результате изучения демографии обучающийся должен уметь рассчитывать коэффициенты воспроизводства, миграции и динамики населения, строить на их основе графики, диаграммы, половозрастные пирамиды, анализировать и сравнивать полученные результаты.

К основным разделам дисциплины относятся: демография как отрасль знаний о населении, источники данных о населении и демографических процессах, общие измерители численности и структуры населения, их динамика, рождаемость и репродуктивное поведение, смертность и продолжительность жизни населения, естественный прирост и воспроизводство населения, брачность и разводимость, миграция населения, демографическое прогнозирование, демографическая политика.

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система, которая стимулирует систематическую учебную работу студента, повышает учебную дисциплину [3].

Методы обучения, предлагаемые для формирования компетенций по дисциплине: активные и интерактивные методы обучения: проблемное обучение, мозговой штурм, работа в группах, презентация, составление портфолио [1], деловые игры, дебаты, лекции-конференции, лекции с заранее запланированными ошибками и другие. В условиях обновления федеральных государственных образовательных стандартов в высшей школе именно дебаты как педагогическая технология и развивающая ролевая форма организации учебного процесса приобретают особую актуальность и практическую значимость [2].

Таким образом, знание демографии создает предпосылки для успеха в будущей профессиональной деятельности выпускников.

Список литературы / References

1. Акунова А. Р. Организация самостоятельной работы студентов с помощью учебно-методических комплексов / А. Р. Акунова, Б. С. Чокошева // Вестник науки и образования, 2016. № 7 (19). С. 81-84.

2. Коваленко Е. Г. Организация учебных дискуссий в высшей школе по технологии «дебаты» // Вестник науки и образования, 2016. № 8 (20). С. 72-73.

3. Якушева Н. В. Стимулирование учебной деятельности в условиях применения балльно-рейтинговой системы // Вестник науки и образования, 2017. № 1 (25). С. 85-87.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Копица В. Н.

Копица Вера Николаевна - старший преподаватель, кафедра гуманитарных дисциплин, Институт пищевых технологий и дизайна, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье ставится задача рассмотреть проблему подбора упражнений для формирования грамматически правильно оформленной коммуникации на иностранном языке. В настоящее время стало уже совершенно очевидно, что лингвистическое описание языка в практических целях преподавания иностранного языка отличается и должно отличаться от лингвистического описания того же языка, предназначенного для других целей. Автор предпринимает попытку обобщить опыт подбора различных игровых приемов и упражнений с учетом способностей и степени подготовленности обучаемых для более успешного усвоения грамматических явлений иностранного языка.

Ключевые слова: коммуникативная задача, грамматические навыки, мыслительные операции, слухомоторные образы, речевое общение, речевой образец, речевая практика.

THE TYPES OF EXERCISES TO TRAIN GRAMMAR SKILLS WHILE LEARNING FOREIGN LANGUAGE Kopitsa V.

Kopitsa Vera - senior lecturer, DEPARTMENT OF HUMANITIES, INSTITUTE OF FOOD TECHNOLOGIES AND DESIGN, NIZHNIY NOVGOROD

Abstract: the article seeks to examine the problem of the selection of exercises for the formation of grammatically correct feature of communication in a foreign language. Currently has already become quite obvious that a linguistic description of the language in a practical order of teaching a foreign language is different and must be different from linguistic descriptions of the same language intended

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.