Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система высшего образования / информационные технологии / информатизация / цифровая грамотность / цифровая компетентность / цифровая безопасность / higher education system / information technology / informatization / digital literacy / digital competence / digital security

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горева Ольга Михайловна, Кононова Татьяна Михайловна

Статья посвящена проблеме формирования цифровой грамотности студентов в условиях развития цифровой экономики. В настоящее время работодателями востребованы грамотные и квалифицированные специалисты, способные к выполнению трудовых обязанностей и готовые возлагать на себя ответственность при решении профессиональных задач. Деятельность высших учебных заведений должна осуществляться с учетом актуальных тенденций экономического развития. В данном случае особое значение следует придавать всесторонней информатизации образовательного процесса, ориентированной на формирование умений самостоятельного получения знаний с использованием цифровых технологий. В этом контексте уместно использование информационно-коммуникационных технологий при организации образовательного процесса для формирования цифровых компетенций, необходимых будущему специалисту для успешной производственной деятельности, безопасного использования цифровой среды. Авторами сделан научный обзор концепций, раскрывающий содержание научной категории «цифровая грамотность». Конкретными фактами доказана и не подлежит сомнению важность формирования цифровых компетенций, поскольку цифровая грамотность предполагает овладение навыками поиска, анализа, критического осмысления используемой информации; грамотного применения цифровых образовательных платформ, сетевых технологий с соблюдением основ безопасности в цифровой среде. Кроме того, при проектировании образовательных программ, подготовке методического обеспечения, выборе конкретных средств и методов взаимодействия со студентами преподавателям необходимо руководствоваться императивами информатизации процесса обучения, что повысит качество подготовки выпускников к эффективной профессиональной деятельности. При этом важно уметь определять приоритеты и более взвешенно подходить к процессу самоконтроля, а студентов научить ответственному овладению знаниями. В статье представлены результаты опроса студентов Тюменского индустриального университета, направленного на выявление особенностей и проблем формирования цифровых компетенций в процессе их обучения. Результаты исследования могут стать важным методологическим инструментом в повышении уровня цифровой грамотности обучающихся и разработке методов грамотного и безопасного использования цифрового контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горева Ольга Михайловна, Кононова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DIGITAL LITERACY IN STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of developing digital literacy of students in the context of the development of the digital economy. Currently, employers are in demand for competent and qualified specialists who are capable of performing job duties and are ready to take responsibility for solving professional problems. The activities of higher educational institutions should be carried out taking into account current trends in economic development. In this case, special importance should be attached to the comprehensive informatization of the educational process, aimed at developing the skills of independently acquiring knowledge using digital technologies. In this context, it is appropriate to use information and communication technologies when organizing the educational process to develop the digital competencies necessary for a future specialist for successful production activities and safe use of the digital environment. The authors made a scientific review of the concepts, revealing the content of the scientific category “digital literacy”. The importance of developing digital competencies has been proven and beyond doubt by concrete facts, since digital literacy presupposes mastering the skills of searching, analyzing, and critically understanding the information used; competent use of digital educational platforms, network technologies in compliance with the basics of security in the digital environment. In addition, when designing educational programs, preparing methodological support, choosing specific means and methods of interaction with students, teachers need to be guided by the imperatives of informatization of the learning process, which will improve the quality of preparing graduates for effective professional activities. At the same time, it is important to be able to determine priorities and take a more balanced approach to the process of self-control, and to teach students responsible acquisition of knowledge. The article presents the results of a survey of students at Tyumen Industrial University, aimed at identifying the features and problems of developing digital competencies in the process of their education. The results of the study can become an important methodological tool in increasing the level of digital literacy of students and developing methods for the competent and safe use of digital content.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

Образовательные технологии: наука и практика Educational Technologies: Science and Practice

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 26-33. ISSN 2304-2818

Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):26-33. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Ольга Михайловна Горева 1, ogoreva @yandex.ru

Татьяна Михайловна Кононова2, [email protected]

1 Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

2 Тюменский государственный институт культуры, Тюмень, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования цифровой грамотности студентов в условиях развития цифровой экономики. В настоящее время работодателями востребованы грамотные и квалифицированные специалисты, способные к выполнению трудовых обязанностей и готовые возлагать на себя ответственность при решении профессиональных задач. Деятельность высших учебных заведений должна осуществляться с учетом актуальных тенденций экономического развития. В данном случае особое значение следует придавать всесторонней информатизации образовательного процесса, ориентированной на формирование умений самостоятельного получения знаний с использованием цифровых технологий. В этом контексте уместно использование информационно-коммуникационных технологий при организации образовательного процесса для формирования цифровых компетенций, необходимых будущему специалисту для успешной производственной деятельности, безопасного использования цифровой среды. Авторами сделан научный обзор концепций, раскрывающий содержание научной категории «цифровая грамотность». Конкретными фактами доказана и не подлежит сомнению важность формирования цифровых компетенций, поскольку цифровая грамотность предполагает овладение навыками поиска, анализа, критического осмысления используемой информации; грамотного применения цифровых образовательных платформ, сетевых технологий с соблюдением основ безопасности в цифровой среде. Кроме того, при проектировании образовательных программ, подготовке методического обеспечения, выборе конкретных средств и методов взаимодействия со студентами преподавателям необходимо руководствоваться императивами информатизации процесса обучения, что повысит качество подготовки выпускников к эффективной профессиональной деятельности. При этом важно уметь определять приоритеты и более взвешенно подходить к процессу самоконтроля, а студентов научить ответственному овладению знаниями. В статье представлены результаты опроса студентов Тюменского индустриального университета, направленного на выявление особенностей и проблем формирования цифровых компетенций в процессе их обучения. Результаты исследования могут стать важным методологическим инструментом в повышении уровня цифровой грамотности обучающихся и разработке методов грамотного и безопасного использования цифрового контента.

Ключевые слова: система высшего образования, информационные технологии, информатизация, цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровая безопасность

© Горева О. М., Кононова Т. М., 2024

Для цитирования: Горева О. М., Кононова Т. М. Формирование цифровой грамотности у студентов технического вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 26-33.

Original article

FORMATION OF DIGITAL LITERACY IN STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Olga M. Goreva 1, ogoreva @yandex.ru

Tatyana M. Kononova2, [email protected]

1 Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia

2 Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Russia

Abstract. The article is devoted to the problem of developing digital literacy of students in the context of the development of the digital economy. Currently, employers are in demand for competent and qualified specialists who are capable of performing job duties and are ready to take responsibility for solving professional problems. The activities of higher educational institutions should be carried out taking into account current trends in economic development. In this case, special importance should be attached to the comprehensive informatization of the educational process, aimed at developing the skills of independently acquiring knowledge using digital technologies. In this context, it is appropriate to use information and communication technologies when organizing the educational process to develop the digital competencies necessary for a future specialist for successful production activities and safe use of the digital environment. The authors made a scientific review of the concepts, revealing the content of the scientific category "digital literacy". The importance of developing digital competencies has been proven and beyond doubt by concrete facts, since digital literacy presupposes mastering the skills of searching, analyzing, and critically understanding the information used; competent use of digital educational platforms, network technologies in compliance with the basics of security in the digital environment. In addition, when designing educational programs, preparing methodological support, choosing specific means and methods of interaction with students, teachers need to be guided by the imperatives of informatization of the learning process, which will improve the quality of preparing graduates for effective professional activities. At the same time, it is important to be able to determine priorities and take a more balanced approach to the process of self-control, and to teach students responsible acquisition of knowledge. The article presents the results of a survey of students at Tyumen Industrial University, aimed at identifying the features and problems of developing digital competencies in the process of their education. The results of the study can become an important methodological tool in increasing the level of digital literacy of students and developing methods for the competent and safe use of digital content.

Keywords: higher education system, information technology, informatization, digital literacy, digital competence, digital security

For citation: Goreva OM, Kononova TM. Formation of digital literacy in students of technical university. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):26-33. (In Russ.).

Введение

В условиях цифровой экономики возрастает значение цифровой грамотности выпускников вузов — для их полноценного участия в жизни общества и эффективной профессиональной деятельности [1]. В сложившейся ситуации Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на Петербургском международном экономическом форуме были озвучены намерения «кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики и <.. .> решить достаточно широкую задачу, задачу национального уровня — добиться всеобщей цифровой грамотности». В данном

случае В. В. Путин акцентировал внимание на значимости реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая становится важным трендом стратегического развития государства до 2030 г.1

Внедрение цифровых технологий способствует созданию новой образовательной парадигмы в деятельности высшей школы, что

1 Программа «Цифровая экономика». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р // Официальный интернет-портал правовой ин-

формации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201708030016 (дата обращения: 22.03.2024).

предполагает формирование благоприятных условий для активного использования современных образовательных технологий, направленных на саморазвитие студентов, их личностный и профессиональный рост. Кроме того, проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает обновление содержания образования и создание условий свободного ориентирования в цифровом пространстве для студентов. Как правило, цифровая грамотность относится к набору знаний и навыков, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов, и предоставляет широкую возможность доступа, оценки и передачи информации через цифровые образовательные платформы. Исходя из вышесказанного подчеркнем, что в контексте эпохи цифрового образования проблема формирования цифровой грамотности студентов становится актуальной:

- во-первых, в связи с внедрением информационных и коммуникационных технологий возрастает роль цифровой грамотности для успешной деятельности в академической среде;

- во-вторых, на современном рынке труда востребованы умения использовать информационные технологии и навыки владения цифровыми инструментами, что повышает конкурентное преимущество специалистов, открывая им путь для карьерного роста;

- в-третьих, цифровая грамотность способствует развитию критического и креативного мышления, помогает объективно оценивать получаемую информацию;

- в-четвертых, в условиях цифровизации общества цифровая грамотность становится важным элементом межкультурной коммуникации;

- в-пятых, она формирует навыки безопасного пользования интернетом.

На основании вышесказанного приобретает важность научное осмысление возможностей

образовательной среды учебного заведения по формированию цифровой грамотности, а также необходимость проведения авторского исследования с целью выявления уровня сформирован-ности цифровых компетенций у студентов.

Материалы и методы исследования

Современная система образования в условиях цифровизации характеризуется широкомасштабным применением информационных технологий. В результате повышаются требования к работникам во всех сферах деятельности. Сегодня специалист обязан обладать комплексом необходимых знаний, умений и навыков для ответа на вызовы времени. По мнению исследователей, цифровизация представляет собой трансформацию, в то время как технологии — это инструменты, при помощи которых она происходит, массово охватывая сферы общества [2; 3]. Это влечет реформирование высшей школы, которая должна «вооружить» обучающихся ключевыми информационными и профессиональными компетенциями [4, с. 536]. Массовый переход к использованию информационных технологий привел к распространению научной категории «цифровая грамотность», представляющей собой совокупность знаний по безопасному и эффективному использованию информации в разных форматах, а также цифровых ресурсов. Понятие «цифровая грамотность» впервые было введено в научный оборот Полом Гилстером в 1997 г. По мнению ученого, цифровая грамотность расценивается как способность поиска необходимой информации в сети Интернет; как синтез и корректная работа с цифровым материалом; как умение создания инновационного цифрового продукта; как навык безопасного использования контента [5]. Научная интерпретация категории «цифровая грамотность» представлена широким спектром толкований в таблице 1.

Таблица 1

Многообразие понятий «цифровая грамотность»*

Представители (авторы) Содержание понятия

P. Güster [5] «Умение воспринимать и пользоваться информацией с помощью компьютеров»

С. Г. Давыдов, О. С. Логунова [6], А. Ф. Якунин [7] «Способность критического осмысления и потребления контента»

C. Iordache, I. Marien, D. Bael-den [8] «Способность применять цифровые инструменты для управления; анализа и оценки цифровых ресурсов, предоставление возможности общения в контексте конкретных жизненных ситуаций»

Н. Д. Берман [9] «Способность грамотного использования цифровых инструментов человеком»

Окончание таблицы 1

Представители (авторы) Содержание понятия

J. Kullaslahti, S. Ruhalahti, S. Brauer [10] «Способность понимать, интегрировать, оценивать и создавать безопасный контент с помощью цифровых технологий»

О. В. Ельцова [11] «Личностное образование субъекта, включающее систему знаний, умений и навыков в области использования цифровых ресурсов»

* Составлено авторами на основании анализа литературы.

Таким образом, несмотря на схожесть в понимании содержания цифровой грамотности, отражающую общую осведомленность индивида о способах применения цифровых технологий, часть исследователей акцентирует внимание на навыках использования цифровых ресурсов, отмечая их эффективность при решении задач.

Данной проблематикой занимались и отечественные ученые (Г. У Солдатова, Е. И. Расска-зова, А. А. Лисенкова, Л. В. Астахова и др.). По утверждению Г. У Солдатовой и Е. И. Рассказо-вой, необходим переход от цифровой грамотности к цифровой компетентности, нацеленной на формирование знаний, умений, повышение мотивации, что позволяет эффективно и безопасно использовать информационно-коммуникационные технологии [12]. Аналогичной точки зрения придерживаются исследователи В. С. Петрова и Е. Е. Щербик, отмечающие необходимость формирования цифровых навыков через эффективное использование новейших технологий [13].

Цифровая грамотность представляет собой комплекс знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, включая цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность. Цифровая компетентность — это многогранная движущаяся цель, которая постоянно развивается по мере возникновения новых технологий и является способностью применения знаний и навыков, необходимых для конструирования и оценки содержания образовательного процесса [14; 15]. Как правило, формирование цифровой компетентности не только повышает уровень профессиональной подготовки студентов, но и готовит их к жизни в цифровой реальности. В свою очередь цифровое потребление отражает уровень доступности аппаратных и программных технологий. Основу цифровой безопасности составляют навыки безопасной работы в социальных сетях, защита и обеспечение конфиденциальности информации. Таким образом, современная цифровая реальность призвана научить человека правильно оценивать используемую инфор-

мацию, а применение информационных технологий в образовательной среде должно стать источником развития. Кроме того, формирование цифровой грамотности позволяет развивать у студентов способности к использованию различных цифровых инструментов для повышения результативности профессионального труда в будущем.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью определения уровня сформирован-ности цифровой грамотности студентов было проведено авторское исследование. Опросу подлежали студенты Тюменского индустриального университета. Установлено, что процесс формирования цифровой грамотности предполагает создание необходимой цифровой среды и проектирования обновленного образовательного процесса, позволяющего студентам свободно и безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. В качестве инструмента использована анкета. Качественный анализ результатов опроса позволяет выявить особенности внедрения цифровых технологий в вузе, изучить информационные потребности студентов.

Переход к цифровой экономике в нефтегазовом комплексе порождает новые возможности, позволяющие изменить привычную деятельность работников. Основными характеристиками цифрового производства являются:

- широкое применение информационно-коммуникационных технологий на предприятиях;

- обучение персонала моделированию и отработке аварийных ситуаций при помощи технологий виртуальной реальности;

- проведение интеллектуального мониторинга состояния производственного оборудования с целью оптимизации режимов его работы, предотвращения сбоев и поломок.

Известно, что современные предприятия нуждаются в грамотных и высококвалифицированных специалистах, которые не просто выполняют возложенные на них обязанности, но и готовы брать на себя ответственность при решении поставленных производственных задач. Это подтверждает, что эффективная работа инженерных кадров в условиях цифрового

производства возможна только при наличии профессиональных компетенций. Сегодня в условиях разнообразия направлений подготовки инженерных кадров акцент делается на знания технологических процессов, нормативных документов и ГОСТов; владение программным обеспечением; умение оперативно и взвешенно принимать решения в экстренных ситуациях и брать на себя ответственность. Результаты опроса показали, что треть респондентов (38 %) не имеет четкого представления о цифровой экономике, 22 % уравнивают цифровое и автоматизированное производство, 28 % студентов указали на активное применение современных цифровых технологий, что является отличительной чертой такого производства, 12 % затруднились с ответом.

В данном контексте процесс обучения должен выстраиваться с учетом актуальных тенденций и закономерностей общественного развития. Это порождает необходимость формирования инновационной образовательной системы — открытой, гибкой и индивидуальной, что положительно отражается на уровне подготовки будущих инженеров, становится значимым процесс приобретения общекультурных и профессиональных компетенций студентами. Как отмечалось выше, современному специалисту необходимо обладать комплексом личных качеств и умений, способствующих плодотворной работе, чтобы быть готовым отвечать на вызовы времени.

На вопрос «Назовите качества, которыми должен обладать современный инженер?» респондентами представлены следующие ответы: техническое мышление (23 %), организаторские способности (20 %), ответственность (18 %), ориентация на результат (12 %), способность к самоорганизации (11 %), умение работы в ко-

манде (9 %), стрессоустойчивость (4 %), целеустремленность (3 %). Результаты респондентов указывают на необходимость более широкого использования инновационных систем обучения, отражающих актуальные тенденции социально-экономического развития и направленных на развитие умений самостоятельного овладения знаниями в области цифровых технологий, освоения языков базового программирования и тем самым повышения цифровой грамотности.

Как правило, инженер получает теоретические знания и первый профессиональный практический опыт в процессе обучения, участвуя в различных проектных и научно-исследовательских работах, научных конференциях, выполняя экспериментальные работы в лабораториях, во время производственной практики. Защита научных проектов и проведение экспериментальной работы способствует развитию у студентов таких умений, как работа с информацией, анализ, оценка, обоснование результатов научной работы и формулирование выводов, что становится важным элементом профессиональных компетенций. Кроме того, среди инновационных образовательных трендов следует отметить применение интерактивных форм обучения и научного проектирования, что повышает учебную мотивацию студентов, способствуя прочному освоению учебного материала. Следует отметить, что образовательные мультимедийные технологии повышают интерес непосредственно к процессу обучения через использование презентаций, видеоматериалов, аудиозаписей.

Информационные компетенции воспринимаются как универсальные способности для осуществления успешной деятельности. В ходе опроса респонденты оценивают свои цифровые навыки следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Самооценка студентами уровня сформированности цифровых компетенций, в %

Цифровые компетенции Уровень владения 1Т-технологиями

Высокий Средний Низкий Затрудняюсь ответить

Цифровая техническая грамотность 53,0 32, 8 10,2 4,0

Анализ и оценка цифрового контента 40,4 23,3 24, 7 11,6

Владение программным обеспечением 47,8 29,2 18,5 4,5

Коммуникационное взаимодействие и соблюдение этикета в условиях применения цифровых технологий 52,4 27,9 10,0 9,7

Защита персональных данных и обеспечение конфиденциальности 59, 3 26,3 7,4 7,0

Создание и развитие цифрового контента 48,8 38,7 8,5 4,0

Важно понять, что использование в образовательном процессе цифровых инструментов делает деятельность студентов эффективной и одновременно безопасной, помогает достижению образовательных, профессиональных и личных целей. По результатам опроса цифровая техническая грамотность респондентов в целом составляет 85,8 %. При опросе установлено, что популярностью у студентов продолжают пользоваться такие платформы, как «ВКонтакте» (63,4 %), «Телеграм» (71,2 %), YouTube (54,2 %), ТАТок (51,3 %). Кроме того, выявлено, что значительная часть респондентов понимает цифровую грамотность как умение использовать цифровые технологии, возможности свободного и безопасного ориентирования в цифровой среде, владение навыками электронной безопасности. Одновременно, основываясь на полученных результатах, авторы приходят к выводу — четверть респондентов не способна объективно оценить качество контента, релевантности получаемой информации, что свидетельствует о неспособности к интерактивному использованию знаний. Внедрение веб-технологий расширяет диапазон общения в социальных сетях, помогает критически оценивать контент при помощи новых средств массовой информации. Развитие творческого потенциала студентов в стенах вуза является особенно значимым для становления специалиста инженерного профиля подготовки, который должен обладать широтой взглядов, глубоко оценивать поставленную задачу, совершенствовать изобретательский и конструкторский опыт. Одновременно возрастает роль преподавателя, призванного оказывать действенную помощь студентам в презентации себя как творческой личности при реализации своего потенциала.

Следует помнить, что выпускникам вуза придется работать в совершенно новых производственных условиях, что означает повышение требований к организации образовательного процесса и роли профессорско-преподавательского состава в подготовке квалифицированных инженерных кадров с учетом овладения цифровыми компетенциями, умениями использовать информационные технологии, со знанием языка программирования и пониманием принципов работы технологических устройств. В частности, для наглядного проектирования производственного процесса в процессе обучения широко применяется специализированное программное обеспечение для 3D-моделирования как объектов производства, так и технологиче-

ских цепочек, организуются мастер-классы на промышленных площадках предприятий, встречи с участием ведущих инженеров. Многие студенты положительно относятся к увеличению продолжительности производственной практики, переходу на прикладной характер обучения, использованию практико-ориентированных заданий, требующих неординарных подходов к их выполнению.

На предложение «Выскажите мнение о проводимой работе в вузе по формированию цифровых компетенций?» респонденты отметили, что цифровых навыков вполне достаточно для трудоустройства по специальности (38,0 %), требуется дополнительное работа по формированию цифровых навыков (42,0 %), не хватает, чтобы стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда (17,0 %), затрудняюсь с ответом (3,0 %). Установлено, что в процессе обучения студенческая молодежь активно использует различные цифровые технологии для формирования цифровой грамотности. Однако по результатам исследования только у трети респондентов выявлен средний уровень владения 1Т-технологиями. У значительной части опрошенных отмечено «проседание» важных цифровых компетенций, что снижает уровень конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. В данном случае полезными могут стать проводимые тренинги, обмен опытом с представителями аналогичной специальности, работодателями, организация курсов повышения квалификации. Кроме того, это порождает необходимость внесения изменений в содержательную часть образовательных программ и усиления контроля за процессом формирования цифровых компетенций в процессе обучения студентов.

Заключение

Таким образом, в условиях цифровой трансформации экономики невозможно оспорить значимость овладения будущими инженерами цифровой компетентностью, что требует повышенного внимания к процессу ее формирования. В этом случае высшее учебное заведение призвано выступить главным проводником в профессию. Однако результаты исследования показали, что темпы цифровизации опережают навыки пользователей по их освоению и порождают необходимость внедрения системных, междисциплинарных практик обучения с обязательным освоением и применением цифровых навыков в качестве инструмента обучения для повышения цифровой грамотности обучающихся.

Список источников

1. Долидзе Н. И., Чердаков Е. О. Развитие цифровой грамотности населения // Вестник Международного юридического института. 2018. № 3 (66). С. 46-52.

2. Сухарева М. А. От концепции постиндустриального общества к концепции экономики знаний и цифровой экономики: критический анализ терминологического поля // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 445-464.

3. Дащенко Ю. Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 35-1. С. 18-19.

4. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Баденко. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.

5. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley Computer Publishing, 1997.

6. Давыдов С. Г., Логунова О. С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 120-141.

7. Якунин А. Ф. Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2016. № 1. С. 468-471.

8. lordache C., Marien I., Baelden D. Developing Digital Skills and Competences: a Quick-Scan Analysis of 13 Digital Literacy Models // Italian Journal of Sociology of Education. 2017. Vol. 9, No. 1. P. 6-30.

9. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 8. С. 35-38.

10. Kullaslahti J., Ruhalahti S., Brauer S. Professional Development of Digital Competences: Standardised Frameworks Supporting Evolving Digital Badging Practices // Journal of Siberian Federal University. Mathematics and Physics. 2019. Vol. 12. P. 175-186.

11. Ельцова О. В., Емельянова М. В. К вопросу о понятии цифровой грамотности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2020. № 1 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-tsifrovoy- gramotnosti.

12. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 25-31.

13. Петрова В. С., Щербик Е. Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций // Московский экономический журнал. 2018. № 5 (3). С. 237-244.

14. Falloon G. From Digital Literacy to Digital Competence: The Teacher Digital Competency (TDC) Framework // Educational Technology Research & Development. 2020. Vol. 68, No. 5. P. 2449-2472.

15. Zhao Y., Sánchez Gómez M.-C., Pinto Llorente A.-M., Zhao L. Digital Competence in Higher Education: Students' Perception and Personal Factors // Sustainability. 2021. Vol. 13, No. 21. P. 1-17.

References

1. Dolidze NI, Cherdakov EO. Development of digital literacy of the population. Vestnik Mezh-dunarodnogo yuridicheskogo instituta = Bulletin of the International Legal Institute. 2018;(3(66):46-52. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sukhareva MA. From the concept of post-industrial society to the concept of the knowledge economy and digital economy: a critical analysis of the terminological field. Gosudarstvennoe upravle-nie. Elektronnyy vestnik = Public Administration. Electronic newsletter. 2018;(68):445-464. (In Russ.).

3. Dashchenko YuYu. Digital economy as the economy of the future. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the development of science and education. 2018;(35-1):18-19. (In Russ.).

4. Badenko VI. (ed). Bolonskiy protsess: rezul'taty obucheniya i kompetentnostnyy podkhod = Bologna process: learning outcomes and competency-based approach. Moscow: Research Center for Problems of Quality of Training of Specialists; 2009. 536 p. (In Russ.).

5. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley Computer Publishing; 1997. (In Engl.).

6. Davydov SG, Logunova OS. Project "Digital Literacy Index": methodological experiments. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie = Sociology: methodology, methods, mathematical modeling. 2015;(41):120-141. (In Russ.).

7. Yakunin AF. Information and communication technologies and digital literacy of a teacher. Vestnik Taganrogskogo instituta im. A. P. Chekhova = Bulletin of the Taganrog Institute named after A. P. Chekhov. 2016;(1):468-471. (In Russ.).

8. Iordache C, Marien I, Baelden D. Developing Digital Skills and Competences: a Quick-Scan Analysis of 13 Digital Literacy Models. Italian Journal of Sociology of Education. 2017;9(1):6-30. (In Engl.).

9. Berman ND. On the issue of digital literacy. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem = Modern studies of social problems. 2017;(8):35-38. (In Russ.).

10. Kullaslahti J, Ruhalahti S, Brauer S. Professional Development of Digital Competences: Standardized Frameworks Supporting Evolving Digital Badging Practices. Journal of Siberian Federal University. Mathematics and Physics. 2019;12:175-186. (In Engl.).

11. Eltsova OV, Emelyanova MV. On the issue of the concept of digital literacy. Vestnik Chu-vashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva = Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. 2020;(1(106). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-tsifrovoy-gramotnosti. (In Russ.).

12. Soldatova GU, Rasskazova EI. Psychological models of digital competence of Russian teenagers and parents. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal = National psychological journal. 2014;2(14):25-31. (In Russ.).

13. Petrova VS, Shcherbik EE. Measuring the level of formation of digital competencies. Mos-kovskiy ekonomicheskiy zhurnal = Moscow Economic Journal. 2018;5(3):237-244. (In Russ.).

14. Falloon G. From Digital Literacy to Digital Competence: The Teacher Digital Competency (TDC) Framework. Educational Technology Research & Development. 2020;68(5);2449-2472. (In Engl.).

15. Zhao Y, Sánchez Gómez M-C, Pinto Llorente A-M, Zhao L. Digital Competence in Higher Education: Students' Perception and Personal Factors. Sustainability. 2021;13(21):1-17. (In Engl.).

Информация об авторах

О. М. Горева — доцент кафедры математики и прикладных информационных технологий, кандидат социологических наук.

Т. М. Кононова — заведующая кафедрой иностранных языков, доктор социологических наук, доцент.

Information about the authors

O. M. Goreva — Associate Professor of the Department of Mathematics and Applied Information Technologies, Candidate of Sociological Sciences.

T. M. Kononova — Head of the Department of Foreign Languages, Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 28.03.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 23.04.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.