Научная статья на тему 'Востребованность перемен в современном образовании'

Востребованность перемен в современном образовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
337
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная типология основных моделей университетов / средневековый корпоративный университет / научно-исследовательский университет / инновационно-предпринимательский университет / биоцифровой университет / основные функции университетов разных типов / российские стратегические государственные образовательные проекты в высшей школе / консерватизм культурных и образовательных практик / стратегические цели высшего образования / приоритеты High hume технологий / modern typology of the basic models of universities: / medieval corporate university / research university / innovation and entrepreneurial university / bio-digital university / main functions of universities of various types / Russian strategic state educational projects in higher education / conservatism of cultural and educational practices / strategic goals of higher education / priorities of High-Hume technologies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И. Г. Хангельдиева

Статья посвящена современным проблемам высшего образования в современной России в контексте мировых трендов. В статье представлена современная типология университетов, показаны их основные особенности и функции, продемонстрированные болевые точки и достижения российского высшего образования, выявлены некоторые причины консерватизма культурных и образовательных практик в высшей школе, очерчены основные мегатренды современности, влияющие на формы и содержание образования, отмечены формы реализации модели университетов 4.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED FOR CHANGE IN MODERN EDUCATION

The article is devoted to contemporary problems of higher education in modern Russia in the context of global trends. The article presents the modern typology of universities, shows their main features and functions, demonstrated pain points and achievements of Russian higher education, reveals some reasons for the conservatism of cultural and educational practices in higher education, outlines the main megatrends of our time affecting the forms and contents of education, marks of implementation of the University 4.0 model.

Текст научной работы на тему «Востребованность перемен в современном образовании»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УДК 008

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПЕРЕМЕН В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена современным проблемам высшего образования в современной России в контексте мировых трендов. В статье представлена современная типология университетов, показаны их основные особенности и функции, продемонстрированные болевые точки и достижения российского высшего образования, выявлены некоторые причины консерватизма культурных и образовательных практик в высшей школе, очерчены основные мегатренды современности, влияющие на формы и содержание образования, отмечены формы реализации модели университетов 4.0.

Ключевые слова: современная типология основных моделей университетов, средневековый корпоративный университет, научно-исследовательский университет, инновационно-предпринимательский университет, биоцифровой университет, основные функции университетов разных типов, российские стратегические государственные образовательные проекты в высшей школе, консерватизм культурных и образовательных практик, стратегические цели высшего образования, приоритеты High hume технологий.

И. Г. Хангельдиева

Доктор философских наук, профессор, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва

E-mail: irkhang@gmail.

Irina G. Khangeldieva

Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Нужно бежать со всех ног,

чтобы только оставаться на месте,

а чтобы куда-то попасть,

надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Л. Кэрролл

Как цитировать статью: Хангельдиева И. Г. Востребованность перемен в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 2 (64). С. 33-48.

Динамика моделей университетов: от 1.0 к 4.0. За историю существования университетов, включая современный этап развития, выделяют четыре типа вузов [15]. С появлением информационно-коммуникационных технологий и, в частности, системы компьютерного программирования, а также Всемирной паутины, типы университетов стали определять на современный лад по аналогии с условными историческими этапами развития интернет-технологий. В настоящее время типология университетов выглядит следующим образом:

- 1.0, или корпоративный — возник в Позднее Средневековье (XI-XVII вв.) в европейских городах в доиндустриальную эпоху;

- 2.0, или исследовательский — появился в эпоху Просвещения в XVII в., с развитием философии рационализма и естественнонаучного знания, которое стимулировалось далее развитием индустриальной эпохи, символом стал несколько позднее Берлинский университет имени В. Гумбольдта;

- 3.0, или инновационно-предпринимательский (технократический) — получил активное развитие в эпоху постиндустриализма, на основе ведущих университетов мира в Европе, Америке и Японии. Особенно в этом качестве выделились университеты США, которые возникли на базе знаменитой Лиги плюща (Гарвард, Йель, Пенсильвания, Принстон, Колумбия, Браун, Корнуолл, Дартмут). Инновационные университеты были ответом на вызовы постиндустриальной эпохи ХХ в., в которой задачи технократического и предпринимательского характера стали приоритетными;

- 4.0, или биоцифровой — появился в период перехода от техно-кратическо-постиндустриальной к информационно-цифровой эпохи (начало XXI в.).

Каждому типу университетов присущи определенные социокультурные функции. Корпоративному университету свойственна образовательная функция в чистом виде, которая реализуется через трансляцию знаний, развитие познавательных способностей студентов и выполнение роли социального лифта для изменения статуса обучающегося в обществе.

Исследовательский университет в процессе становления и развития был призван поэтапно стать:

- генератором новых знаний через активную научно-исследовательскую деятельность;

- центром консалтинга для рыночных игроков;

- исполнителем научных исследований по заказам индустриальных компаний-партнеров;

- элементом рынка через коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- социальным лифтом;

- основой для создания в будущем кластеров типа Кремниевой долины, Маршрута-128, Северокаролинского треугольника, технопарка университета Юты и других.

Ведущие исследовательские университеты технократического типа явились точками роста инноваций не только внутри университета, но и на территориях, прилегающих к ним. Яркими примерами таких пространств стали крупнейшие на сегодняшний день технологические кластеры, которое зародились в 70-е годы ХХ в.: Кремниевая долина (Стэндфорд, Беркли), Бостонский маршрут 128 (Гарвард, Массачусетс), Северокаролинский треугольный парк (университет Северной Каролины), Технопарк университета Юты. Всем этим инновационным территориям потребовалось от 20 до 35 лет для того, чтобы развернуть свою деятельность в полную силу, создать новые предприятия и, соответственно, новые рабочие места в инновационных областях деятельности, прежде всего в области информационно-цифровых технологий (искусственный интеллект, робототехника и т.д. и т.п.).

Сегодня, например, Маршрут 128 представляет собой известнейший технопарк не только в США, но и в мире, в нем расположено внушительное количество hi-tech компаний, которые в свое время начинались со стартапов. Статистика свидетельствует о том, что к средине 1990-х гг. на территории этого технопарка функционировало более 700 инновационных компаний и около 2,5 тысяч фирм-разработчиков.

Миссии университетов 3.0 в определенной степени были универсальны. Их занимала подготовка специалистов с новым мировоззрением, для которых были характерны готовность сочетать собственные знания с научными изысканиями и предпринимательством. Следствием последнего являлись множественные стартапы, готовность к риску и неопределенности в малом высокотехнологичном бизнесе.

Основными функциями университетов 3.0 является интеграция перечисленных выше трех направлений деятельности, которые в результате приводили к реальной коммерциализации интеллектуальной

собственности, развитию предпринимательской культуры, активной патентной деятельности с регистрацией изобретений на имя университета. Университеты становились держателями интеллектуальных открытий, благодаря чему им удавалось устанавливать более эффективный диалог с ведущими игроками бизнес-среды [6].

Американские исследователи указывают на тот факт, что в период развития университетов инновационного типа, который продолжается и сегодня, 44% их выпускников в США предпочитают работу в стартапах, а не в крупных компаниях или госструктурах, как было несколько ранее [1].

Ключевой новацией для университетов 3.0 стало предпринимательство [6]. Именно оно превращает идеи, открытия, изобретения в продукт, способный капитализировать их потенциал. На этот аспект в США внимание было обращено еще в 1970-е гг. Собственно говоря, университеты были озадачены вопросом, как идеи превратить в доход. В итоге механизм был найден. В одной из статей американских авторов приведена следующая любопытная статистика: в 70-е годы XX века в американских университетах стали продвигать учебные курсы по предпринимательству, первоначально их читали только в 16 университетах, с 1985-го — в 85-ти, с 1995-го — 400-х, с 2000-го — в 1200-х, с 2005-го — в 1800-х [1]. За 35 лет количество университетов, в которых курсы по предпринимательству стали неотъемлемой частью учебных планов и программ, увеличилось более, чем в сто раз (112,5!!!). У нас такой практики не наблюдается. В России проблема актуализации идей всегда была одной из наиболее сложных для воплощения.

Университеты 3.0 стали стержневым звеном успешного развития инноваций на региональных территориях, концентрированное их развитие связано с созданием упомянутых выше знаменитых технопарков во второй половине ХХ века. В частности, многие исследователи считают, что можно назвать пять основных принципов успеха в развитии технопарков, подобных Кремневой долине, Маршруту 128 и другим. Это наличие следующих элементов в региональных пространствах:

1) университетов как крупных исследовательских центров очень высокого уровня и талантливых студентов («ботаников»);

2) венчурного капитала («бизнес-ангелов»);

3) развитого рынка услуг (консалтинговых, информационных, маркетинговых, юридических, аудиторских...);

4) профессионалов высокого уровня в ближнем окружении университетов, у которых можно получить необходимую экспертную

консультацию и оценку;

5) новаторского духа и высокой культуры предпринимательства.

В одном из своих интервью С. Джобс отмечал еще одну особенность, ее можно назвать атмосферной, или социокультурной и природной одновременно. Атмосфера, которая складывалась на этих территориях, по его мнению, отличалась теплотой климата, разнообразием образов и стилей поведения, высоким уровнем толерантности, то есть социальными условиями жизни, которые стали притягательными для талантливой и предприимчивой молодежи на пространстве между двумя университетами — Беркли и Стэнфордом. Именно они стали теми причинами, о которых говорил С. Джобс: «Есть две или три причины. Нужно вернуться в то время, когда в Сан-Франциско появились битники. Это очень интересно. Именно здесь началось движение хиппи. Это единственное место в Америке, где был настоящий рок-н-ролл... Большинство групп, Боб Дилан в 60-е годы, все вышли отсюда. Я имею в виду всех, от Джоан Баэз (Joan Baez) до Jefferson Airplane и до Grateful Dead. Все они вышли отсюда: Дженис Джоплин (Janis Joplin), Джими Хендрикс (Jimy Hendrix), ну просто все. Почему? Здесь существуют два потрясающих университета, Стэнфорд и Беркли, которые привлекают в свои стены умных людей со всего мира. Они попадают в чудесное солнечное место, где много таких же умных людей и где очень вкусная еда. И еще есть куча всякого такого.» [9] В вышеприведенной цитате важно отметить, что в указанное время и в указанном месте зарождались различные формы обретения молодыми людьми свободы: перемещения в пространстве, творчества, общения, стилей поведения.

Ко времени зарождения и развития инновационного типа университетов относится возникновение и становление феномена креативного класса [29], для которого главной ценностью становится интеллектуальное творчество, трансформирующееся в конкретный результат, который можно капитализировать. Не случайно основные очаги креативного класса, например в США, концентрируются именно на территориях самых известных технопарков и творческих кластеров.

В наше время в развитых странах доминирующим типом университетов стал инновационный технократический университет 3.0. Однако с каждым днем усиливаются дискуссии по поводу нового типа университета, который называют 4.0 или биоцифровой. С укоренением интернет-технологий появилась возможность развития онлайн-платформ для

онлайн-курсов. Например, еще в 2003 году один из лучших университетов мира — Massachusetts Institute of Technology (MIT) — открыл свои курсы всем желающим на электронном портале Open Course Ware. Но массовыми подобные курсы стали примерно с 2011 года. Возникла технология, которую называют Massive Open Online Course (МООС) — массовый открытый онлайн-курс (в русской версии — МООК). «В 2011 году на курс стэнфордского профессора Себастьяна Труна „Искусственный интеллект" записались 160 тыс. человек из 190 стран мира» [34]. В этом же году «700 университетов по всему миру подготовили более семи тысяч курсов. Крупные инновационные платформы создали ведущие вузы (Гарвард, MIT) и независимые игроки (Coursera, EdX)» [35]. Онлайн-курсы стали важным инструментом получения доступа к знаниям в глобальном мире. Создание крупных онлайн-платформ сегодня очень важная и перспективная задача практически каждого университета как механизм достижения признания и востребованности.

Цифровой университет сегодня — это интеграция образовательной среды, социальной сети студентов и преподавателей, а также центр экспертного анализа и оценки [29].

Останется ли российское образование в положении догоняющего? Что можно сказать о ситуации в России? Основным типом университетов на сегодняшний день остается исследовательский университет 2.0, что указывает на отставание российского высшего образования от мировых трендов. По вопросу об уровне и качестве высшего образования в России идут бесконечные дискуссии. Очень много справедливой критики. Что касается университетов инновационного типа, то здесь есть точки роста, но они еще практически находятся на уровне старта. Это связано с тем, что в проводимой государственной политике относительно недавно (в пореформенное время) были определены новые стратегические цели развития национального высшего образования и предложены механизмы их реализации, которыми стали проекты, безусловно, призванные сыграть положительную роль в развитии современного российского высшего образования. Однако инициативы нужны не только сверху, но и от первичных звеньев.

В 2005 г. был заявлен национальный проект «Образование», одной их задач которого стало создание сети федеральных университетов для стимулирования роста «человеческого капитала». В связи с этим Правительство РФ дало ряд Поручение [19; 20; 22], согласно которым

с 2005 по 2011 гг. конкурентоспособность российских вузов должна была значительно повыситься.

С 2008 по 2011 годы уровень финансирования научных проектов вузов увеличилось почти в два раза (с 28,9 млрд до 55,1 млрд руб.) [27].

В 2012 начал реализовываться новый стратегический проект в структуре высшего образования — Проект 5-100 [24]. Это государственная программа по стимулированию максимизации конкурентных позиций ведущих российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг. Цель — добиться того, чтобы пять лучших российских вузов вошли в топ-100 значимых мировых рейтингов:

- Quacquarelli Symonds (QS),

- Times Higher Education (THE),

- Academic Ranking of World Universities (ARWU) [18].

Проект рассчитан до 2025 г. В проект на конкурсной основе вошел 21 российский вуз.

В 2016 г. появился еще один приоритетный российский проект — «Вузы как центры пространства создания инноваций», нацеленный на то, чтобы университеты стали драйверами развития регионов. Цель проекта в первой части дублирует в определенной степени цель проекта «5-100», а во второй добавляется новая установка. В целом она сформулирована следующим образом: «Обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов» [23].

В 2018 г. во второй раз в России объявлен новый национальный проект «Образование», рассчитанный до 2025 года. «Цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Что касается высшего образования, то задача практически не изменилась по сравнению с предшествующими общенациональными образовательными проектами в данной области. Но возник ряд уточнений, которые соответствуют мировым трендам в области высшего образования с целью приближения российских ведущих университетов к инновационно-технократическому типу вузов, а некоторых и к цифровым [12]. Важно напомнить, что глобальный тренд — это переход

ведущих университетов мира к цифровому типу, а университетов второго эшелона—к инновационно-предпринимательскому. Лучшие университеты России должны пройти путь от исследовательского типа к предпринимательскому и цифровому значительно быстрее, чем делали это ведущие вузы западных стран.

За последние десять лет в России была проделана масштабная работа в вопросе развития университетов. В России позиции ведущих вузов занимают МГУ, СПбГУ, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, опорные университеты, а также вузы — участники проектов 5-100 и «Вузы как центры пространства создания инноваций». Статус опорного университета был предложен в 2016 г. для продолжения стратегии укрупнения вузов с целью регионального и отраслевого развития. Все эти инициативы направлены на стимулирование деятельности вузов по увеличению конкурентоспособности высшего образования России.

Со стратегической точки зрения данные проекты действительно могут при определенных условиях стимулировать развитие российских университетов в сторону изменения их статуса и перехода от предшествующего типа университетов к более современному инновационному, а затем и к цифровому. Следует отметить, что задачи, поставленные в Проекте 5-100, частично достигнуты, о чем свидетельствуют результаты международных рейтингов [38].

По данным международного рейтингового агентства RUR (Round University Ranking), в 2017 г. 13 российских университетов вошли в первую сотню ведущих университетов мира по качеству преподавания в отдельных предметных областях [38]. Российские вузы достигли этого результата за 8 лет. В настоящее время МГУ имени М. В. Ломоносова является единственным российским университетом, вошедшим в высшую алмазную лигу рейтинга RUR [38; 12]. Всего в данном рейтинге шесть основных лиг: алмазная, золотая, серебряная, бронзовая, медная, мировая, по которым происходит ранжирование вузов мира. Они также ранжируются по шести основным предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, социальные науки, технические науки [38].

Подобные результаты свидетельствуют о том, что российские вузы обладают хорошим потенциалом и вполне могут значительно изменить свое положение в международном образовательном пространстве. В част-

ности, 23 октября 2019 года были опубликованы результаты рейтинга U. S. News Best Global Universities, в него вошло 17 российских университетов, 14 из которых — участники Проекта 5-100 [28].

В октябре 2019 международная компания Quacquarelli Symonds (QS) опубликовала новую версию глобального рейтинга университетов QS-2020 (QS World University Rankings — 2020). В его список попали 25 российских учебных заведений. Во всех международных рейтингах в топ-100 вошел Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Имя университета упоминается в самых разных мировых рейтингах в качестве лидера по самым разным позициям. Университет улучшил свои позиции в самом требовательном — Шанхайском — рейтинге, перейдя с 87 места на 84-е. Динамика, наблюдаемая в рейтингах, существенна для многих российских вузов [16].

В конце октября 2019 обнародовано решение, согласно которому количество участников Проекта 5-100 увеличится до 30. Об этом сообщил Председатель правительства РФ Д. Медведев на встрече с членами Совета Проекта 5-100: «Нужны новые подходы к Проекту 5-100. Мы планируем расширить число участников с 21 до 30 университетов. В следующем году проведем конкурс университетов для предоставления субсидий на 2021 год. Я дал поручение проработать вопрос об увеличении финансовой поддержки. И необходимо обновить критерии отбора вузов, которые получают эти деньги, при этом учесть и отраслевую специфику» [25].

Кроме этого, частично изменится целеполагание проекта, к которому добавлены несколько важных позиций:

- увеличение количества вузов в топ-200 и топ-100;

- улучшение и расширение англоязычных программ и увеличение количественных параметров обмена студентами с университетами по всему миру;

- достижение того, что не менее 5% иностранных выпускников будут мотивированы к трудоустройству в российские компании в России и за рубежом [7].

«Проект 5-100 по повышению конкурентоспособности российских вузов в мире стал знаковым не только для научного, но и для бизнес-сообщества» [7].

Сегодня с тактической точки зрения в реализации стратегических проектов в области высшего образования есть ряд проблемных зон, одна из самых простых — недофинансирование. Однако предполагается, что

финансирование проекта увеличится на 5 млрд рублей в 2021 г. [4]. Тем не менее существуют и другие проблемы, которые потребуют еще более значительных усилий и времени для их преодоления.

Консерватизм культурных и образовательных практик. Зоны, о которых пойдет речь, значительно сложнее для положительного преобразования, чем технологическое обновление. Современную эпоху отличает беспрецедентная быстротечность социальных и технологических изменений. К уже существующим характеристикам современной эпохи, называемой эпохой перемен, эпохой «черных лебедей» [30], социальной турбулентности [33], непредсказуемости, неопределенности [21], хаотичности [31], добавилась еще одна — высокая степень динамичности, именуемая латинским выражением Mobilis in mobile (подвижное в подвижном) [37], которая осуществляется в разных направлениях и плоскостях, создавая мультиполифонический эффект скоростных перемен. Полифоническая структура сложно организована наслоениями пластов различной информации, отличающейся тематически, ритмически и темпово. Классические полифонические структуры всегда строго организованы. Однако современный мир, будучи суперполифоничным, постоянно тяготеет к неустойчивости, что интуитивно еще в ХХ веке нащупала музыкальная культура и выразила это в додекафонной и алеаторической музыке, весьма своеобразно «гармонизированной» с элементами неустойчивости и случайности.

Возникает вопрос: может ли современная мультиподвижная социальная неустойчивость быть хотя бы относительно предсказуемой, в частности в сфере образования? Или она только усиливает неопределенность?

В настоящее время, как указывают современные исследователи, углубляется разрыв между культурой и цивилизацией [10; 11; 13]. Цивилизация развивается невероятно быстрыми темпами, стимулируемая новыми технологическими достижениями, разновекторно и полифонично. Образование имеет двойственную природу, оно находится между двух полюсов: культурой и цивилизацией. Культура в этой паре представляет собой чрезвычайно устойчивые практики, способствующие стабильности в развитии общества, но при определенных обстоятельствах они становятся механизмом сдерживания социального развития за счет консерватизма мировоззренческих установок, господства предшествующих моделей, образов и стилей жизни, а также поведенческих стереотипов. Образование сегодня в силу беспрецедентного развития естественнона-

учного знания, техники и технологий в большей степени тяготеет к цивилизации, нежели к культурным практикам. Однако, несмотря на это, образовательные практики все-таки в силу определенной инерционности и консерватизма даже в развитых странах имеют тенденцию к отставанию от запросов современной цивилизации. Многие западные и отечественные специалисты считают, что это всеобщая тенденция. Однако основными мегатрендами в сфере образования сегодня стали следующие:

- цифровизация: в эпоху тотальной цифровизации человечество будет окружено данными (Big Data);

- автоматизация: современную эпоху можно считать следующей промышленной революцией, стремящейся к безлюдному производству;

- трансформация социальных институтов: VUCA-WORLD — мир четвертой революции [17].

В частности, американский исследователь Петер Сенге отмечает, что «одним из определяющих свойств современной эпохи является разрыв между нашим влиянием на мир и нашей способностью взять ответственность за это влияние. И в то же время как наша способность влиять на природу и общество практически беспрецедентна — мы все больше сосредотачиваемся на краткосрочной персональной выгоде в ущерб благополучию других и жизни в целом <...> Из всех ключевых институтов общества образование имеет наибольший потенциал преодолеть этот разрыв» [17]. Другой американский исследователь, Гордон Браун, бывший декан Инженерной школы Массачусетского технологического института, подчеркивает, что «мы учим студентов не для мира, который вырастил нас, и даже не для мира, который существует сегодня,— мы учим их для будущего, которое мы даже не можем себе представить» [17]. Еще один американский теоретик и практик современного образования и стратегического менеджмента Маргарет Уитли обращает внимание на то, что мы только начинаем процесс открытия и изобретения новых организационных форм, которые будут существовать в XXI веке. Нам нужно быть смелее, чтобы отпустить старый мир, отказаться от большей части того, чем мы дорожили... [17; 31]

Проблема не столько в разрыве, сколько в укоренении новых культурно-мировоззренческих установок, в частности в формировании новых высоких «человеческих» технологий (high hume). Эти технологии трактуются современными исследователями как технологии непосред-

ственного изменения человека [5]. В последние годы чаще писалось и говорилось об успехах в области high tech. Проблема человека оттеснялась несколько в сторону, что было обусловлено тем, что высокие технологии привели к развитию искусственного интеллекта, роботизации и других. Но сегодня появился новый тренд — высокие человеческие технологии. Об этом высказался Г. Джейкобс — генеральный директор Всемирного консорциума университетов: «Самый большой сдвиг, который мы хотели бы видеть в образовании,— это переход от преподавания предмета к развитию человека» [17]. Но, как в любых технологиях, в технологии high hume есть свои плюсы и минусы. Последние связаны с достаточно мощным манипулятивным эффектом. Это особенно остро ставит вопросы этического характера.

Однако задача минимизации манипулятивного эффекта не снимает с повестки дня развитие и внедрение в реальную практику университетов нового поколения — модели 4.0 [2], для которых характерны не только цифровые приоритеты, но персонализация и индивидуализация обучения через создание индивидуальных программ, маршрутов и траекторий, развитие мощных онлайн-платформ для размещения большого количества онлайн-курсов для тысяч желающих, обучение учениками друг друга, смена пассивного потребления знаний на активное самоуправляемое высокомотивированное их освоение, в некоторых предложениях практиков образования фиксируется идея более спрессованного во времени получения знаний и навыков через проек-тно-практические формы обучения [26; 36].

Еще одна проблема—это недопонимание важности системного подхода к конструированию образовательной системы будущего как социо-технической среды. Возникли и развиваются концепции: «Университет для миллиарда», «Университет для всех», «Образовательный империализм», «Внесистемное образование» [17]. У каждой из них есть черты сходства и различия. Первый и второй концепты могут реализоваться в университете 4.0, построенном на основе мощных образовательных онлайн-платформ, к которым могут обращаться для получения образовательной информации многие тысячи потребителей. Третий концепт характеризует тотальное распространение принципа непрерывного образования, то есть изменение мировоззрения основной массы наших современников в отношении образовательных стратегий жизни. Четвертый концепт содержательно представляет собой идею,

согласно которой получение образовательной информации и ее усвоение возможно во внеобразовательных институтах, то есть за пределами образовательных организаций. Нетрадиционные источники образовательной информации в подобном случае могут быть различными, их обучающийся выбирает самостоятельно, формируя собственную образовательную программу, индивидуальный учебный план, образовательный маршрут и траекторию.

Для актуализации этих концептов нужны современные технологии и механизмы достижения поставленных целей, включая кадры и материально-техническое обеспечение. В частности, этому могут уже сегодня способствовать сетевые ресурсы, хостинги и платформы, развитие на их основе виртуальных тьюторов, менторских сетей, дополненной реальности. Наряду с информационными технологиями особое значение в настоящее время сохраняется за игровыми средами, которые чаще реализуются в офлайне наряду с экспериментами и в онлайновом пространстве.

А на подходе новые технологии, которые сегодня именуют нейро-интерфейсами. У преподавателей университетов и учителей школ, как и у обучающихся, нет времени на технологические передышки. Все получается, как у А. Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится...», потому что знание не имеет точки насыщения.

Литература

1. Агамирзян И., Чепуренко А. Университеты 4.0 [Электронный ресурс]. URL: http://business-magazine.online/fn_17960.html (дата обращения: 01.11.2019).

2. Будущее образования — глобальная повестка: доклад Global Education Futures. 2015 [Электронный ресурс]. URL: rusinfoguard.ru (дата обращения: 01.11.2019).

3. Будущее университетов в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. URL: http://youtu.be/ Zdgny4Tjk0c (дата обращения: 01.11.2019).

4. Выступление Татьяны Голиковой 27.10.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://ria. ru/20191026/1560257843.html (дата обращения: 01.11.2019).

5. Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003. 768 с.

6. Ержанов Т. Н., Эрназаров Т. Я. Зарубежный опыт интеграции научного и промышленного секторов экономики [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/economy/00892723_0. html (дата обращения: 01.11.2019).

7. К 2024 году Россия привлечет в университеты 425 тысяч иностранцев [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2081 (дата обращения: 01.11.2019).

8. Кочетков Г. Б., Супян В. Б. Роль университетов в формировании инновационных регионов экономики // Мир. 2010. Ноябрь-декабрь. С. 68-77.

9. Кремниевая долина. Экосистема // [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer. ru/29896658-Kremnievaya-dolina-ekosistema.html (дата обращения: 01.11.2019).

10. Лекторский В. А. Цифровизация жизни как глобальный антропологический вы-

зов // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости. XIX Международные Лихачевские чтения 22-24.05.2019. СПб: СПбГУП, 2019. С. 159-161.

11. Лурье С. В. Культура в «мире, который во зле лежит», или К вопросу о новой грядущей цивилизации // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости. XIX Международные Лихачевские чтения 22-24.05.2019. СПб: СПбГУП, 2019. С. 372-374.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. МГУ вошел в рейтинг лучших университетов мира по версии THE [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190911/1558589821.html (дата обращения: 01.11.2019).

13. МГУ имени Ломоносова поднялся на 10 мест в международном рейтинге вузов THE [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/world/676073 (дата обращения: 01.11.2019).

14. Марков А. П. Эпоха постмодерна: проект культурной регрессии // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости. XIX Международные Лихачевские чтения 2224.05.2019. СПб: СПбГУП, 2019. С. 177-180.

15. Неборский Е. В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/pdf/26pdmn417.pdf (дата обращения: 06.08.2019).

16. Московский государственный университет имени Ломоносова занял 95-е место в списке, который составил Центр всемирного рейтинга университетов // Новые известия. 06.08.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://newizv.ru/news/world/06-08-2019/mgu-popal-v-sotnyu-luchshih-mirovyh-vuzov-po-kachestvu-obrazovaniya?ind=4817 (дата обращения: 06.08.2019).

17. Образование для сложного общества [Электронный ресурс]. URL: https://futuref.org/ educationfutures_ru (дата обращения: 01.11.2019).

18. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www. econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7% D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

19. Поручение Правительства РФ от 15.09.2005 №МФ-П13 -0027.

20. Поручение Правительства РФ от 15.09.2005 от 19.09.2005 №МФ-П13-4676.

21. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-52.

22. Приказ Министерства образования и науки от 05.10.2005. № 250// [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901956597 (дата обращения: 01.11.2019).

23. Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс]. URL: http://centervuz.ru (дата обращения: 01.11.2019).

24. Проект 5-100 [Электронный ресурс]. URL: https:// https://www.5top100.ru (дата обращения: 01.11.2019).

25. Проект 5-100. Новости [Электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru/news/112163 (дата обращения: 01.11.2019).

26. Росс К. Высшее образование в цифровую эпоху: лекция 27.07.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/Kvhv7Pm7opU (дата обращения: 01.11.2019).

27. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., 2013.

28. 17 российских университетов вошли в рейтинг U.S.News & World Report [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/education/43041856-17-rossiyskih-universitetov-voshli-v-reyting-u-s-news-world-report (дата обращения: 01.11.2019).

29. Сидоров Г. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях. 01.03.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/idea/ article/detail.php?ID=192831 (дата обращения: 01.11.2019).

30. ТалебН. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: Азбука-Аттикус, 2016. 736 с.

31. Уитли М. Лидерство и новая наука. Открывая порядок в хаотичном мире. М.: Best Business Books, 2011. С. 224.

32. Флорида Р. Креативный класс: или люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2011. 432 с.

33. Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 48-61.

34. Цифровой университет [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/58207 (дата обращения: 01.11.2019).

35. Цифровой университет с человеческим лицом [Электронный ресурс]. URL: http:// www.unkniga.ru/vishee/7809-tsifrovoy-universitet-s-chelovecheskim-litsom.html (дата обращения:

01.11.2019).

36. Цифровой университет как сервис. 12.04.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://youtu. be/27WVJgEDxj4 (дата обращения: 01.11.2019).

37. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Асмолова. М.: ЯСК, 2018.

546 с.

38. Subject ranking // RUR Round University Ranking [Электронный ресурс]. URL: http:// roundranking.com/ranking/subject-rankings.html (дата обращения: 01.11.2019).

NEED FOR CHANGE IN MODERN EDUCATION

The article is devoted to contemporary problems of higher education in modern Russia in the context of global trends. The article presents the modern typology of universities, shows their main features and functions, demonstrated pain points and achievements of Russian higher education, reveals some reasons for the conservatism of cultural and educational practices in higher education, outlines the main megatrends of our time affecting the forms and contents of education, marks of implementation of the University 4.0 model.

Keywords: modern typology of the basic models of universities:, medieval corporate university, research university, innovation and entrepreneurial university, bio-digital university;, main functions of universities of various types, Russian strategic state educational projects in higher education, conservatism of cultural and educational practices, strategic goals of higher education, priorities of High-Hume technologies.

References

• 17 rossijskih universitetov voshli v rejting U.S.News & World Report [Elektronnyj resurs]. URL: https://news.rambler.ru/education/43041856-17-rossiyskih-universitetov-voshli-v-reyting-u-s-news-world-report (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Agamirzyan I., Chepurenko A. Universitety 4.0 [Elektronnyj resurs]. URL: http://business-magazine. online/fn_17960.html (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Budushchee obrazovaniya — global'naya povestka: doklad Global Education Futures. 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: rusinfoguard.ru (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Budushchee universitetov v cifrovuyu epohu [Elektronnyj resurs]. URL: http://youtu.be/Zdgny4Tjk0c (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Cifrovoj universitet [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ug.ru/archive/58207 (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Cifrovoj universitet kak servis. 12.04.2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://youtu.be/27WVJgEDxj4 (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Cifrovoj universitet s chelovecheskim licom [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.unkniga.ru/ vishee/7809-tsifrovoy-universitet-s-chelovecheskim-litsom.html (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Delyagin M. G. Mirovoj krizis: Obshchaya teoriya globalizacii. M.: INFRA-M, 2003. 768 s. [In Rus].

• Erzhanov T. N., Ernazarov T. Ya. Zarubezhnyj opyt integracii nauchnogo i promyshlennogo sektorov ekonomiki [Elektronnyj resurs]. URL: https://revolution.allbest.ru/economy/00892723_0.html (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Florida R. Kreativnyj klass: ili lyudi, kotorye menyayut budushchee. M.: Klassika-XXI, 2011. 432 s. [In Rus].

• Hangel'dieva I. G. Cifrovaya epoha: vozmozhno li operezhayushchee obrazovanie? // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 3. S. 48-61. [In Rus].

• K 2024 godu Rossiya privlechet v universitety 425 tysyach inostrancev [Elektronnyj resurs]. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2081 (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Kochetkov G. B., Supyan V. B. Rol' universitetov v formirovanii innovacionnyh regionov ekonomiki // Mir. 2010. Noyabr'-dekabr'. S. 68-77. [In Rus].

• Kremnievaya dolina. Ekosistema // [Elektronnyj resurs]. URL: https://docplayer.ru/29896658-Krem-nievaya-dolina-ekosistema.html (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Lektorskij V. A. Cifrovizaciya zhizni kak global'nyj antropologicheskij vyzov // Mirovoe razvitie: prob-lemy predskazuemosti i upravlyaemosti. XIX Mezhdunarodnye Lihachevskie chteniya 22-24.05.2019. SPb: SPbGUP, 2019. S. 159-161. [In Rus].

• Lure S. V. Kul'tura v «mire, kotoryj vo zle lezhit», ili K voprosu o novoj gryadushchej civilizacii // Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravlyaemosti. XIX Mezhdunarodnye Lihachevskie chteniya 22-24.05.2019. SPb: SPbGUP, 2019. S. 372-374. [In Rus].

• Markov A. P. Epoha postmoderna: proekt kul'turnoj regressii // Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravlyaemosti. XIX Mezhdunarodnye Lihachevskie chteniya 22-24.05.2019. SPb: SPbGUP, 2019. S. 177-180. [In Rus].

• MGU imeni Lomonosova podnyalsya na 10 mest v mezhdunarodnom rejtinge vuzov THE [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.interfax.ru/world/676073 (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• MGU voshel v rejting luchshih universitetov mira po versii THE [Elektronnyj resurs]. URL: https://ria. ru/20190911/1558589821.html (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Mobilis in mobili: lichnost' v epohu peremen / pod obshch. red. A. Asmolova. M.: YaSK, 2018. 546 s. [In Rus].

• Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni Lomonosova zanyal 95-e mesto v spiske, kotoryj sos-tavil Centr vsemirnogo rejtinga universitetov // Novye izvestiya. 06.08.2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://newizv.ru/news/world/06-08-2019/mgu-popal-v-sotnyu-luchshih-mirovyh-vuzov-po-kachestvu-obrazovaniya?ind=4817 (data obrashcheniya: 06.08.2019). [In Rus].

• Neborskij E. V. Rekonstruirovanie modeli universiteta: perekhod k formatu 4.0 // Mir nauki. 2017. T. 5, № 4 [Elektronnyj resurs]. URL: http://mir-nauki.com/pdf/26pdmn417.pdf (data obrashcheniya: 06.08.2019). [In Rus].

• Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva [Elektronnyj resurs]. URL: https://futuref.org/educationfu-tures_ru (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.econom22.ru/ pnp/natsionalnye-proekty-programmy/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D 0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Poruchenie Pravitel'stva RF ot 15.09.2005 №MF-P13 -0027. [In Rus].

• Poruchenie Pravitel'stva RF ot 15.09.2005 ot 19.09.2005 №MF-P13-4676. [In Rus].

• Prigozhin I. Filosofiya nestabil'nosti // Voprosy filosofii. 1991. № 6. S. 46-52. [In Rus].

• Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki ot 05.10.2005. № 250// [Elektronnyj resurs]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/901956597 (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Prioritetnyj proekt «Vuzy kak centry prostranstva sozdaniya innovacij» [Elektronnyj resurs]. URL: http://centervuz.ru (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Proekt 5-100 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// https://www.5top100.ru (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Proekt 5-100. Novosti [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.5top100.ru/news/112163 (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Ross K. Vysshee obrazovanie v cifrovuyu epohu: lekciya 27.07.2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// youtu.be/Kvhv7Pm7opU (data obrashcheniya: 01.11.2019).

• Rossiya v cifrah. Kratkij statisticheskij sbornik. M., 2013. [In Rus].

• Sidorov G. Cifrovoj universitet: primenenie cifrovyh tekhnologij v sovremennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. 01.03.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail. php?ID=192831 (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Subject ranking // RUR Round University Ranking [Elektronnyj resurs]. URL: http://roundranking. com/ranking/subject-rankings.html (data obrashcheniya: 01.11.2019).

• Taleb N. Chernyj lebed'. Pod znakom nepredskazuemosti. M.: Azbuka-Attikus, 2016. 736 s. [In Rus].

• Uitli M. Liderstvo i novaya nauka. Otkryvaya poryadok v haotichnom mire. M.: Best Business Books, 2011. S. 224. [In Rus].

• Vystuplenie Tat'yany Golikovoj 27.10.2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://ria. ru/20191026/1560257843.html (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.