Научная статья на тему 'Федеральные университеты и национальные исследовательские университеты в мировых рейтингах'

Федеральные университеты и национальные исследовательские университеты в мировых рейтингах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3817
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / RATINGS / FEDERAL UNIVERSITIES / NATIONAL INTERROGATION UNIVERSITIES / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ислакаева Г.Р., Зулькарнай И.У.

Статья посвящена анализу позиционирования российских вузов в международных рейтинговых системах, с фокусом внимания на федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, как университеты, имеющие специальные статусы. Среди основных задач, возложенных на федеральные университеты (ФУ) и национальные исследовательские университеты (НИУ), выделяется задача улучшения позиций российских вузов в международных рейтингах. В статье показано, что по истечении достаточно большого периода времени, прошедшего со времени создания университетов с этими специальными статусами, ряд российских вузов без специальных статусов имеет лучшие, чем ФУ и НИУ позиции в мировых рейтингах. Сделан вывод, что необходимо внести изменения в принципы присвоения специального статуса ФУ и НИУ вузам, а также пересмотреть статус существующих ФУ и НИУ с позиций достижения ими поставленных государством целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Universities and National Research Universities in the world RATING systems

This article analyzes positions that Russian universities have in international (world) ranking systems. Participation of Russian universities in such systems has a short history. The system includes both international and domestic Russian universities. Over the past ten years there have been created so-called a number of “federal universities” and “national research universities” in Russia. These statuses mean that universities there were put goals that relates to the position of the whole higher education system of the country. Among the main objectives assigned to them there are the following: improvement of the position of Russian universities in international rankings. At the expiration of a long period, it became clear that the assignment of the federal universities and national research universities diverges from their positions in international rankings of universities. Some universities that don’t have a status of a federal university or national research university, however have high positions in international ranking systems. It is necessary to review the status of existing “national universities” and "national research university" and assign them to other ordinary universities included in the international rankings. For example, the Ufa State Aviation Technical university was included in the top of 100 universities of the BRICS, but this university doesn’t have any special status. We prove in the article that it is necessary to introduce a system of monitoring universities from this point of view.

Текст научной работы на тему «Федеральные университеты и национальные исследовательские университеты в мировых рейтингах»

УДК 338.2

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ

© Г. Р. Ислакаева, И. У. Зулькарнай

Башкирский государственный аграрный университет Россия, Республика Башкортостан, 450001 г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. К. Маркса, 3/4.

Тел +7 (347) 228 08 98.

Email: islakaeva@list.ru Статья посвящена анализу позиционирования российских вузов в международных рейтинговых системах, с фокусом внимания на федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, как университеты, имеющие специальные статусы. Среди основных задач, возложенных на федеральные университеты (ФУ) и национальные исследовательские университеты (НИУ), выделяется задача улучшения позиций российских вузов в международных рейтингах. В статье показано, что по истечении достаточно большого периода времени, прошедшего со времени создания университетов с этими специальными статусами, ряд российских вузов без специальных статусов имеет лучшие, чем ФУ и НИУ позиции в мировых рейтингах. Сделан вывод, что необходимо внести изменения в принципы присвоения специального статуса ФУ и НИУ вузам, а также пересмотреть статус существующих ФУ и НИУ с позиций достижения ими поставленных государством целей.

Ключевые слова: рейтинги, федеральные университеты, национальные следовательские университеты, образовательная политика.

В политике государства в области высшего образования в последнее десятилетие можно выделить два направления. Первое — это интеграция российских вузов в мировое образовательное пространство. Второе -достижение российскими вузами высоких позиций в качестве образования, показателем которого является вхождение отечественных университетов в листинги мировых рейтинговых агентств. Конкретно, Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 была поставлена задача обеспечить к 2020 году вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих университетов мира.

В качестве основной стратегии образовательной политики Правительством РФ была выбрана стратегия концентрации ресурсов (точечная поддержка) в рамках концепции поляризованного развития, суть которой в том, что «сильные» вузы получают особый статус и специальное финансирование из федерального бюджета с тем, чтобы стать драйверами развития не только для регионов, в которых они располагаются, но и для окружающих (причем даже не только сопредельных) регионов. Аргументировалось это тем, что «размазывание» бюджетных средств по всем вузам не обеспечит повышения качества образования до уровня, необходимого для достижения университетами мирового уровня развития [16].

Практическая реализация данной стратегии в части высшего образования выразилась в создании сети федеральных университетов (ФУ) путем объединения ряда местных вузов и создания сети национальных исследовательских университетов (НИУ) путем придания этого статуса отдельным университетам на основе конкурса.

Первоначально характеристики ФУ и НИУ были описаны в Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов [2] и Концепции создания сети национальных исследовательских университетов [3]. В последующем новые категории вузов получили отражение и в статье 24 нового ФЗ «Об образовании», принятом в 2012 г. [4].

Согласно концепции создания ФУ, его существенное отличие от рядового вуза должно определяться двумя признаками. Первое - это масштабность ФУ, измеряемая в количестве студентов и количестве профессорско-преподавательского состава с одной

стороны, а второе - то, что на них возлагается обеспечение подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития регионов.

Что касается НИУ, то принципиальным отличием его от рядового вуза является повышенная ориентация на научно-исследовательскую компоненту для кадрового обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Согласно концепциям [2, 3] основными ожидаемыми результатами от создания ФУ и НИУ являлись: повышение уровня международного признания российской науки и образования (достижение российским образованием мирового уровня); решение проблемы доступности к качественному образованию в отдаленных территориях страны, обеспечение системообразующей роли в региональных системах учреждений высшего образования.

Федеральные университеты создавались указами Президента РФ на основе предложений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Порядок создания национальных исследовательских университетов был отличен - этот статус присваивался вузам на базе конкурсного отбора, в котором могли участвовать вузы по своей инициативе. Однако, процесс создания ФУ и НИУ осуществлялся в отсутствии сформулированной государственной концепции или программы региональной политики в сфере высшего образования. В результате сложившаяся сеть ФУ и НИУ не согласована с социально-экономическими интересами многих регионов России. Это вопрос подробно исследован нами в [5].

На сегодняшний день ФУ существуют в Приморском крае, Архангельской области, Республике Саха, Калининградской области, Ростовской области, Республике Татарстан, Ставропольском крае, Красноярском крае, Свердловской области, Республике Крым. Практически половина из всех 29-ти НИУ расположены в Центральном федеральном округе, а другая половина приходится на остальную территорию страны.

Можно предположить, что выбранный курс федеральной политики, направленный на концентрацию ресурсов в отдельных вузах, не учитывал интересы регионов, поскольку преследовал решение общенаци-

ональных целей. Это, прежде всего, достижение мирового уровня и обеспечение высокого качества высшего образования, а также обеспечение национальной безопасности в сфере образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Последнее было предусмотрено в стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [6].

Первые ФУ (Сибирский и Южный федеральные университеты) были созданы в 2006 г., НИУ (на базе Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов» и Московского инженерно-физического института) — в 2008 г. В 2009 г. было принято решение о создании еще 5 ФУ и 12 НИУ. В 2010 г. создали 1 ФУ и 15 НИУ, в 2011 г. и в 2014 г. по 1 ФУ.

Таким образом, с момента создания первых ФУ и НИУ прошло более пяти лет, а по остальным — ровно 5 лет (за исключением недавно созданного Крымского ФУ), что является, на наш взгляд, достаточным сроком для подведения итогов их деятельности. Тем более, что при создании ФУ министром образования и науки РФ была высказана мысль, что в течение 5—6 лет ФУ войдут в число 10 ведущих вузов России, а к 2020 году — в число 100 лучших университетов мира [7]. Другим основанием для того, чтобы считать пятилетний период достаточным для анализа результатов по достижению поставленных целей, видится то, что согласно официальным документам, государственная поддержка НИУ должна осуществляться только в первые пять лет после присвоения им этого статуса.

В данной статье мы исследуем следующие вопросы: Насколько политика по созданию ФУ и НИУ по территории РФ способствовала достижению целей, поставленных в программных документах? Насколько придание отдельным вузам статуса «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет» повлияло на улучшение позиций российских вузов в международных рейтингах вузов?

Для этого представляется целесообразным провести анализ российских вузов, как в международных, так и в отечественных рейтинговых системах.

В международной практике общеизвестным и наиболее влиятельным глобальным рейтингом вузов является рейтинг, составляемый британским изданием «Times» совместно с Thomson Reuters. Из числа составляемых рейтингов «Times» наиболее известные — The World Reputation Rankings [8] и The Times Higher Education World University Rankings [9].

Другим достаточно известным международным рейтингом вузов является QS World University Rankings или рейтинг QS лучших мировых университетов, составляемый с 2010 г. британским международным консалтинговым агентством Quacquarelli Symonds (QS) [14].

Заметим, что до 2010 г. оба эти рейтинга входили в единый рейтинг издания «Times» — QS World University Rankings, разработанный в 2004 г. британским международным консалтинговым агентством Quacquarelli Symonds (QS). Но в нынешней форме эти рейтинги существуют с 2010 г.

Учитывая то, что первые ФУ были созданы в 2006 г., поэтому анализ результатов данных рейтингов на предмет вхождения в него российских вузов будет проводиться нами за период 2006—2015 гг. Попадание в тот или другой рейтинг является престижным для любого вуза, что характеризует тем самым также образовательную политику государства.

Рассмотрим перечень тех российских вузов, которые занимали позиции в рейтинге «Times» — The World Reputation Rankings и «Times» - QS World University Rankings.

Так, в топ-100 вузов рейтинга «Times» - The World Reputation Rankings в отдельные годы входили только два российских вуза. В 2011 г. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занимал в нем 33-ю позицию. В 2012 г. МГУ не вошел в первую сотню, в 2013 г. занял 50-е место, в 2014-м г. — 54 позицию, а в 2015 г. занимает 25 позицию. Между тем Санкт-Петербургский государственный университет впервые вошел в первую сотню вузов лишь в 2015 г, заняв 78-ю позицию [8].

Методология рейтинга «Times» — QS World University Rankings выделяет top 400 вузов [9]. Согласно ежегодным результатам данного рейтинга следует сказать, что только четыре российских вуза в отдельные годы входили в топ-400 вузов, причем состав их менялся. К их числу, к примеру, в 2014—2015 гг. относились только Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (196 позиция) и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (313 позиция); в 2012—2013 гг. относились только Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (208 позиция) и НИУ Ядерный университет «МИФИ» (236 позиция).

Таким образом, в рейтинге издания «Times» в топ ведущих университетов мира не вошли ни федеральные вузы, ни НИУ (за исключением одного), несмотря на то, что они работали с этим статусом более пяти лет, получая повышенное финансирование.

Вместе с тем британское издание «Times» совместно с Thomson Reuters с недавнего времени публикует и рейтинги регионального уровня, к примеру, The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings или рейтинг вузов стран БРИКС и развивающихся стран (публикуется с 2014 г.) [10].

Данный рейтинг оценивает вузы стран БРИКС. В открытой печати публикуются результаты рейтинга только по 100 ведущим вузам. По результатам рейтинга 2014 г. [10] из российских вузов в число 100 лучших вошли только Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (10 позиция), а также Санкт-Петербургский государственный университет (67 позиция). Итоговые результаты рейтинга за 2015 г. [11] существенно лучше демонстрируют позиции российских вузов в топ-100, увеличив их количество до 7: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (5 позиция), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (13 позиция), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (34 позиция), Санкт-Петербургский государственный университет (64 позиция), Московский физико-технический институт (государственный университет) (69 позиция), Уфимский государственный авиационный технический университет (70 позиция), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (90 позиция).

Как следует из анализа, ни один из ФУ не занял позиции в топ-100 вузов. При этом в число лучших вузов стран БРИКС вошел российский вуз (Уфимский государственный авиационный технический университет), не имеющий специального статуса ФУ или НИУ. Это наводит на мысль, что система внутрироссийской оценки вузов расходится с принятыми в мире.

Далее проанализируем, какие российские вузы представлены в рейтинге британского международного консалтингового агентства Quacquarelli Symonds - QS World University Rankings, результаты которых опубликованы в [12]. Напомним, что до 2010 г. издание «Times» и QS публиковали совместный рейтинг «Times» - QS World University Rankings, а после этого года каждый из них самостоятельно публикует свои рейтинги, как было сказано выше.

Так, в 2006 г. британское издание «Times» совместно британским международным консалтинговым агентством Quacquarelli Symonds (QS), опубликовало рейтинг 200 лучших университетов мира, куда вошло только два российских вуза — это Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (93 позиция) и Санкт-Петербургский государственный университет (164 позиция) [13]. Заметим, что данный рейтинг включает в себя 800 позиций. Из числа российских вузов, не оказавшихся в списке топ-200, но занявших позиции в данном рейтинге, были еще 3 российских вуза: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (346 позиция), Национальный исследовательский Томский государственный университет (296 позиция), Казанский федеральный университет (476 позиция).

С 2009 г. еще 3 российских вуза вошли в перечень данного рейтинга, заняв низкие позиции: Московских государственный институт международных отношений (университет) (позиция 601+), НИУ Высшая школа экономии (501—600 позиция), и Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина (УрФУ) (позиция 601+).

В 2011 г. — Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (379 позиция), Российский университет дружбы народов (551—600 позиция), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (551—600 позиция).

В 2012 г. — Дальневосточный федеральный университет (позиция 601+), Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (позиция 601+), Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (позиция 601+).

В 2013 г. Московский физико-технический институт (государственный университет) (441—450 позиция), Санкт-Петербургский политехнический университет (551—460 позиция), Южный федеральный университет (601—650 позиция), Воронежский государственный университет (позиция 701+).

В 2014 г. — Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (481—490 позиция), Национальный исследовательский Саратовский государственный университет (601—650 позиция), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (позиция 701+).

Таким образом, к 2014 г. 21 российских вуза заняли позиции мировом в рейтинге QS World University Rankings. Их число увеличилось с 5 до 21 [12].

При этом позиции всех ФУ в данном рейтинге имеют тенденции к снижению. К примеру, у Дальневосточного ФУ позиция сместилась с (601+) в 2012 г. до позиции (701+) в 2014 г.; у Казанского ФУ со 476 позиции в 2006 г. до позиции (551—600) в 2014 г.

Что касается НИУ, то из 29-ти существующих только 11 заняли позиции в данном рейтинге, при этом у них позиции либо несколько улучшаются, либо ухудшаются, впрочем, как и у остальных российских вузов, не имеющих статуса ни ФУ ни НИУ. Вызывает интерес то, что в данный рейтинг вошли не только некоторые ФУ и НИУ или столичные вузы с историче-

ски сложившися брендами, как к примеру Российский университет дружбы и народов, но и рядовой вуз — Воронежский государственный университет.

Также как издание «Times», и британское международное консалтинговое агентство Quacquarelli Symonds составляет региональные рейтинги вузов. В частности, к ним относятся: QS University Rankings: BRICS или Рейтинг QS университетов стран БРИКС, публикуемый с 2013 г.; The QS University Rankings: EECA is a dedicated ranking of the top universities in Eastern Europe and Central Asia или Рейтинг лучших университетов стран Восточной Европы и Центральной Азии, впервые опубликованный в 2014 г. [14].

Русифицированную версию топ-100 Рейтинга QS университетов стран БРИКС за 2013 и 2014 гг. опубликовал «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» [15]. Данный рейтинг составляет 200 лучших университетов стран группы БРИКС. В 2014 г. по количеству вузов вошедших в список данного рейтинга Россия заняла второе место среди групп стран БРИКС. Из них в топ-100 вошли 20 вузов, но они не занимают лидирующие позиции.

В числе вошедших в рейтинг российских вузов мы видим Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, и только 4 ФУ из 10 существующих в РФ: Казанский федеральный университет, УрФУ, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет. Также в состав данного рейтинга вошли 10 НИУ. Примечательно также и то, что в данный рейтинг вошли и те российские вузы, которые не имеют статуса ни ФУ ни НИУ — Воронежский государственный университет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Рейтинг лучших университетов стран Восточной Европы и Центральной Азии охватывает вузы Восточной Европы и Центральной Азии, включая Россию и страны СНГ (вузы 30 стран). В рейтинг топ-100 вузов вошли вузы 18 стран, из которых лидерство по общему количеству вузов принадлежит России (26 российских вуза). В число этих вузов вошли вузы, имеющие исторически сложившийся бренд: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Российский университет дружбы народов России.

Из федеральных университетов в данный рейтинг вошло только 4 вуза: Казанский федеральный университет, УрФУ, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет.

Что касается НИУ, то из числа в рейтинг вошло только 13 вузов с этим статусом из 29 существующих. Вместе с тем в топ-100 данного рейтинга вошли также и те российские вузы, которые не имеющие особого статуса, к ним относятся: Воронежский государственный университет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

Из проведенного нами анализа наиболее интересными наблюдениями представляются следующие:

1. Из сравнения международных рейтингов издания «Times» и британского международного консалтингового агентства Quacquarelli Symonds видно, что количество российских вузов существенно меньше

представлены в первом рейтинге по сравнению со вторым. Самое важное то, что ни один из ФУ не вошел в топ-100 вузов мира, последнее удалось лишь незначительному числу НИУ. При этом в рейтинг издания «Times» — The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings или рейтинг вузов стран БРИКС и развивающихся стран в топ-100 вошел рядовой вуз — Уфимский государственный авиационный технический университет.

2. В отдельных рейтингах британского международного консалтингового агентства Quacquarelli Symonds были представлены до 26 российских вузов. Однако не все ФУ и НИУ смогли занять позиции в мировых рейтингах вузов, следовательно, они не выполнили поставленные в программных документах задачи в части достижения мирового уровня. Но это смогли сделать другие вузы, не имеющие статуса ФУ и НИУ.

Таким образом, присвоение статуса ФУ и НИУ расходится с занимаемыми позициями в международных рейтингах вузов. Надо отметить, что неадекватное мировым требованиям придание статуса ФУ и НИУ отдельным вузам снижает потенциал всей системы высшего образования страны. Очевидно также, что вузы, не получившие дополнительное финансирование в том объеме, которые получили ФУ и НИУ, но имеющие достаточно высокие показатели работы, позволяющие им котироваться на мировом уровне, имеют несоответствующие их потенциалу возможности по дальнейшей интеграции в мировое образовательное пространство.

Представляется целесообразным пересматривать статус существующих ФУ и НИУ и рядовых вузов, принимая во внимание их позиционирование в мировых рейтингах. Тогда такие специальные статусы могли бы получить некоторые рядовые вузы, вошедшие в международные рейтинги, к примеру, Воронежский государственный университет и Уфимский государственный авиационный технический университет.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ 13-06-00329.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ (дата обращения: 07.08.2007).

2. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов / Приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29.09.2009 АФ-33/03пр.

3. О Концепции создания сети национальных исследовательских университетов / Справка заседания

коллегии Минобрнауки России по вопросам создания национальных исследовательских университетов 4.03.2009г.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект, 2014. 160 с.

5. Ислакаева Г.Р., Зулькарнай И.У. Региональная политика в сфере высшего профессионального образования в условиях усиления международной конкуренции // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. №2(4), июнь. С. 67-73.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. №537.

7. Создание новых университетов в Южном и Сибирском федеральных округах [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/fed / (дата обращения: 12.12.2006).

8. The Times Higher Education World Reputation Rankings [Электронный ресурс] URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014/reputation-ranking (дата обращения: 19.03.2015).

9. The Times Higher Education World University Rankings [Электронный ресурс] URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014-15/world-ranking (дата обращения: 19.03.2015)

10. The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014/brics-and-emerging-economies (дата обращения: 19.03.2015).

11. The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2015/brics-and-emerging-economies (дата обращения: 19.03.2015).

12. Российские вузы в мировом рейтинге QS [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/abitura/20140916/1024124426.html

13. Рейтинг 2006 года Times Higher Education Supplement (THES) [Электронный ресурс] URL: http://5ballov.qip.ru/hs_thes_top_25.shtml (дата обращения: 19.03.2015).

14. The QS University Rankings: EECA is a dedicated ranking of the top universities in Eastern Europe and Central Asia. [Электронный ресурс] URL http://www.iu.qs.com/eeca2014-rankings-results/ (дата обращения: 19.03.2015).

15. Рейтинг QS университетов стран БРИКС 2014-2015 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://vid-1.rian.ru/ig/QS_BRlCS_rus.pdf (дата обращения: 19.03.2015).

16. Academic Ranking of World Universities [Электронный ресурс] URL: http://www.shanghairanking.com/ru/ (дата обращения: 13.02.2015).

17. Национальный рейтинг университетов. Рейтинг ООО "Деловая Россия" [Электронный ресурс] URL http://www.univer-rating.ru/ (дата обращения: 19.03.2015).

18. Рейтинг Рейтингового агентства "ЭКСПЕРТ РА [Электронный ресурс] URL: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014 (дата обращения: 19.03.2015).

Поступила в редакцию 28.05.2015 г.

FEDERAL UNIVERSITIES AND NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES IN THE WORLD RATING SYSTEMS

© G. R. Islakaeva1*, I. U. Zulkarnay2

1 Bashkir State Agrarian University 34, 50-letia Oktyabrya Str., 450001 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

2Bashkir State University 3/4 Karl Marx st., 450054 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (927) 231 19 45.

*Email: islakaeva@list.ru

This article analyzes positions that Russian universities have in international (world) ranking systems. Participation of Russian universities in such systems has a short history. The system includes both international and domestic Russian universities. Over the past ten years there have been created so-called a number of "federal universities" and "national research universities" in Russia. These statuses mean that universities there were put goals that relates to the position of the whole higher education system of the country. Among the main objectives assigned to them there are the following: improvement of the position of Russian universities in international rankings. At the expiration of a long period, it became clear that the assignment of the federal universities and national research universities diverges from their positions in international rankings of universities. Some universities that don't have a status of a federal university or national research university, however have high positions in international ranking systems. It is necessary to review the status of existing "national universities" and "national research university" and assign them to other ordinary universities included in the international rankings. For example, the Ufa State Aviation Technical university was included in the top of 100 universities of the BRICS, but this university doesn't have any special status. We prove in the article that it is necessary to introduce a system of monitoring universities from this point of view.

Keywords: ratings, federal universities, national interrogation universities, educational policy.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Prioritetnyi natsional'nyi proekt «Obrazovanie» [Elektronnyi resurs]: ofitsial'nyi sait Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ (data obrashcheniya: 07.08.2007).

2. Kontseptsiya sozdaniya i gosudarstvennoi podderzhki razvitiya federal'nykh universitetov / Prilozhenie k protokolu zasedaniya mezhve-domstvennoi rabochei gruppy po prioritetnomu natsional'nomu proektu «Obrazovanie» pri Sovete pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po realizatsii prioritetnykh natsional'nykh proektov i demograficheskoi politike ot 29.09.2009 AF-33/03pr.

3. O Kontseptsii sozdaniya seti natsional'nykh issledovatel'skikh universitetov / Spravka zasedaniya kollegii Minobrnauki Rossii po vo-prosam sozdaniya natsional'nykh issledovatel'skikh universitetov 4.03.2009g.

4. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». Moscow: Prospekt, 2014.

5. Islakaeva G.R., Zul'karnai I.U. Vestnik UGAES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika. 2013. No. 2(4), iyun'. Pp. 67-73.

6. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda / Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 12.05.2009g. No. 537.

7. Sozdanie novykh universitetov v Yuzhnom i Sibirskom federal'nykh okrugakh [Elektronnyi resurs]: ofitsial'nyi sait Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/fed / (data obrashcheniya: 12.12.2006).

8. The Times Higher Education World Reputation Rankings [Elektronnyi resurs] URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014/reputation-ranking (data obrashcheniya: 19.03.2015).

9. The Times Higher Education World University Rankings [Elektronnyi resurs] URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014-15/world-ranking (data obrashcheniya: 19.03.2015)

10. The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 2014 [Elektronnyi resurs] URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014/brics-and-emerging-economies (data obrashcheniya: 19.03.2015).

11. The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 2015 [Elektronnyi resurs] URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2015/brics-and-emerging-economies (data obrashcheniya: 19.03.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Rossiiskie vuzy v mirovom reitinge QS [Elektronnyi resurs] URL: http://ria.ru/abitura/20140916/1024124426.html

13. Reiting 2006 goda Times Higher Education Supplement (THES) [Elektronnyi resurs] URL: http://5ballov.qip.ru/hs_thes_top_25.shtml (data obrashcheniya: 19.03.2015).

14. The QS University Rankings: EECA is a dedicated ranking of the top universities in Eastern Europe and Central Asia. [Elektronnyi resurs] URL http://www.iu.qs.com/eeca2014-rankings-results/ (data obrashcheniya: 19.03.2015).

15. Reiting QS universitetov stran BRIKS 2014-2015 [Elektronnyi resurs]. Sistem. trebovaniya: Adobe Acrobat Reader. URL: http://vid-1.rian.ru/ig/QS_BRICS_rus.pdf (data obrashcheniya: 19.03.2015).

16. Academic Ranking of World Universities [Elektronnyi resurs] URL: http://www.shanghairanking.com/ru/ (data obrashcheniya: 13.02.2015).

17. Natsional'nyi reiting universitetov. Reiting OOO "Delovaya Rossiya" [Elektronnyi resurs] URL http://www.univer-rating.ru/ (data obrashcheniya: 19.03.2015).

18. Reiting Reitingovogo agent-stva "EKSPERT RA [Elektronnyi resurs] URL: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014 (data obrashcheniya: 19.03.2015).

Received 28.05.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.