Научная статья на тему '«Восточный поворот» как новый этап во внешней политике России'

«Восточный поворот» как новый этап во внешней политике России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
336
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЯ / США / БРИКС / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / UKRAINE / EUROPEAN UNION / RUSSIA / UNITED STATES / BRICS / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Темченко-завьялова Анастасия Олеговна

Рассматриваются современные тенденции внешней политики России. Анализируется украинский разлом в отношениях России и Запада. Исследуются главные цели сотрудничества России в БРИКС. Раскрываются меры, необходимые России для полноформатного механизма взаимодействия по основным вопросам мировой экономики и политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Oriental Twist” as a New Stage in the Foreign Policy of the Russian Federation

Current trends of the foreign policy of Russia are considered. The Ukrainian rift in relations between Russia and the West is analyzed. The main cooperation goals of Russia in BRICS are studied. Measures necessary for a full-scale mechanism of interaction on the main issues of world economy and policy are revealed.

Текст научной работы на тему ««Восточный поворот» как новый этап во внешней политике России»

4. Национальный план действий по развитию неправительственных организаций в РК на 2014-2020 годы: проект по состоянию на 7 нояб. 2013 г. URL: http://sayramnpo.kz/ru/about/ news-ru/191-natsionalnyj-plan-dejstvij-po-razvitiyu-nepravitelstvennykh-organizatsij-v-respublike-kazakhstan-na-2014-2020-gody

5. Национальный доклад о состоянии и перспективах развития неправительственного сектора в Казахстане. Астана, 2012. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31325856

6. ОспановаД.К. Неправительственные организации Республики Казахстан: исторический опыт и перспективы развития: дис. ... д-ра филологии (Ph.D.). Караганда, 2014.

7. Экспертный опрос «Оценка потенциала некоммерческих организаций Мангистауской области и уровень взаимодействия с государственными органами». URL: http://ecomangystau. kz/doc/Ocenka_potenciala_NPO_Mangystauskoy_oblasty_i_uroven_vzaimodeystviya_s_gos_ organami.pdf

8. Беспокойства казахстанских НПО относительно законопроекта беспочвенны - уверен «куратор» нового документа. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2835484

A.O. Temchenko-Zavyalova

"Oriental Twist" as a New Stage in the Foreign Policy of the Russian Federation

Current trends of the foreign policy of Russia are considered. The Ukrainian rift in relations between Russia and the West is analyzed. The main cooperation goals of Russia in BRICS are studied. Measures necessary for a full-scale mechanism of interaction on the main issues of world economy and policy are revealed.

Key words and word-combinations: Ukraine, the European Union, Russia, the United States, BRICS, foreign policy.

Рассматриваются современные тенденции внешней политики России. Анализируется украинский разлом в отношениях России и Запада. Исследуются главные цели сотрудничества России в БРИКС. Раскрываются меры, необходимые России для полноформатного механизма взаимодействия по основным вопросам мировой экономики и политики.

Ключевые слова и словосочетания: Украина, Европейский Союз, Россия, США, БРИКС, внешняя политика.

УДК 327(470:100) ББК 66.4(2Рос)

А.О. Темченко-Завьялова

«восточный ПОВОРОТ» КАК НОВЫЙ ЭТАП ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Н а формирование современной российской внешней политики существенное влияние оказали следующие события: украинский кризис, повлекший за собой государственный переворот и гражданскую войну, где Россия выступила в качестве одного из основных мировых лидеров по решению вопроса, работа в формате БРИКС как механизм формирования одного из важнейших стратегических направлений. Рассмотрим эти два основных направления «восточного поворота» во внешней политике Российской Федерации на современном этапе развития.

Украинский кризис, начавшийся в 2013 г., был вызван отказом президента В.Ф. Яну-

2016 • № 2 (53) 37

ковича в подписании соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, который сопровождался акциями протеста. Ситуация складывалась таким образом, что украинская общественность выступала за евроинтеграцию, в то время как украинское правительство явно отдавало предпочтение отношеням с Россией. Фактически все это было связано с экономическим банкротством Украины, и не секрет, что деньги в бюджете стремительно заканчивались, тогда как притока извне не было. В.Ф. Янукович нашел выход из сложившейся ситуации, «продав» европейскую интеграцию Москве за скидку на газ. Со стороны Европы Украину, кроме евроинтеграции, ничего не ожидало — ни денег, ни газа (так как он закупается в России). Отметим, что промежуточный итог происходящих событий непосредственно вокруг Украины для России и Запада является лишь ликвидацией попыток сохранить иллюзию партнерства между странами. Суть в том, что вопрос в данном случае стоит вовсе не в противостоянии Украины, а гораздо шире, ведь это не просто геополитические противоречия.

Выступление американского президента 28 мая 2014 г. в Вест-Пойнте явилось основным анонсом формируемой внешнеполитической стратегии страны на будущий срок пребывания президента в Белом доме [1, с. 11].

Если учитывать сложившиеся реалии и соотношения экономического веса Украины и России, было трудно ожидать, что после реализации присоединения Украины к Таможенному союзу она будет влиять на Таможенный союз, и перспективы развития Украины после вхождения не так уж радужны. ВВП России отражается на уровне более 2,5 трлн долл., ВВП Украины составляет около 176 млрд долларов. Следовательно, Украина заметно уступает России, и потеря России как союзника и партнера для Украины более трагична в сравнении с неудачной евроинтеграцией. С точки зрения стратегических перспектив промышленный потенциал Украины важен для России, а с точки зрения геополитического плана Украина выступает как буферная зона, которая отделяет Россию от блока НАТО на юго-западном направлении [2]. Именно поэтому подорванность отношений и потеря доверия между странами — достаточно важный аспект для России как для братской страны на постсоветском пространстве.

Присутствует и общность исторического развития, переплетение судеб граждан двух стран. Активное же переманивание Киева на сторону НАТО и попытки ассоциации с Европейским Союзом направлены на отрыв от России, что оказывается неприемлемым для большинства населения Российской Федерации, а также для российской политической элиты. Роль Европейского Союза в данном американо-российском геополитическом пасьянсе вокруг Украины явилась дестабилизирующей для России. К данным противоречиям в 2013 г. прибавились и довольно очевидные российско-европейские нестыковки в видении последующего постсоветского пространства.

При помощи Ж.М. Баррозу, как и некоторых иных европейских политических деятелей, весной 2013 г. руководство Украины было поставлено перед выбором между реализацией партнерских отношений с Россией и Европой.

38 2016 • № 2 (53)

Здесь ситуация стала приобретать выраженные черты конфликта интересов, при этом конфликт отражался с присутствием «нулевой суммы». Участники геоэкономической и геополитической мизансцены не могли получить выгоду от вступления Украины в Европейский Союз. Подчеркнем, что европейская стратегия не стыковалась с украинской политикой и интеграционными перспективами Украины в Таможенном союзе.

Позиция России по поводу реализованных действий в Украине была сформирована в заявлении МИД РФ, а также сводилась к конкретным доводам. В данном заявлении утверждалась прямая необходимость регулирования изъятия нелегального оружия, реализация объективного расследования актов насилия в 2013—2014 гг., освобождения незаконно занятых улиц. Кроме того, звучал призыв о необходимом созыве конституционного собрания, по решению Верховной Рады Украины, с присутствием равного представительства всех регионов, чтобы подготовить новую федеративную конституцию, зафиксировать в ней положения о статусе русского языка как второго государственного.

После реализации данных решений предполагалось осуществление свободных выборов под контролем на региональном, международном и общенациональном уровнях, а также подтверждение суверенитета и территориальной целостности Украины, ее нейтрального статуса, который необходимо было закрепить решением Совета Безопасности ООН. За время существования кризиса на территории Украины со стороны российской государственной власти было выполнено множество планов, направленных на преодоление кризиса и прекращение военных действий на ее территории. В 2014 г. подготовлен Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, обращенных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.А. Порошенко и инициатив Президента России В.В. Путина. Несмотря на подписание данного договора, военные действия на востоке Украины не были прекращены. В 2015 г. в результате невыполнения подписанных ранее Минских соглашений проходят повторные переговоры лидеров «нормандской четверки» и принятие комплекса мер по выполнению Минских соглашений, по урегулированию ситуации на Украине, так называемые Минские соглашения — 2.

Конфликт на Украине формировался как непосредственное столкновение России и Европейского Союза, их региональных стратегий. Данные стратегии определялись «Восточным партнерством» российского проекта Евразийского Союза и Европейского Союза. В этих стратегиях основное место отводилось Украине. В этом конфликте можно назвать множество точек отсчета, откуда пошло нарастание противоречий между Европейским Союзом и Россией, в частности отказ Украины реализовывать формирование соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

В настоящее время официальная позиция США основана на том, что существует уязвимое и слабое место в современной России, которым является экономическая слабость и зависимость от некоторых глобальных финансовых рынков. Россия для Украины сегодня также остается главным внешним рын-

2016 • № 2 (53) 39

ком и финансовым донором. Данные связи не могли быть ликвидированы сразу. Соответственно, США и Европейский Союз должны искать компромиссы и делить ответственность за будущее Украины с Россией.

На фоне углубления украинского кризиса у США напрямую актуализируются задачи, которые не связаны с Россией или Украиной. Среди основных задач американской политики — сплочение и усиление НАТО. Таким образом, российской политической элите необходимо оставаться последовательной в реализации собственной стратегической линии. Кроме того, следует учитывать, что охлаждение отношений России со странами Запада, в том числе с США, продлится на годы вперед. Для того чтобы повысить степень собственной неуязвимости, России необходимо осуществлять назревшие реформы внутри страны, вести работу над совершенствованием модели развития экономики и общества и продолжать отстаивать свою позицию по украинскому вопросу.

В этой ситуации интересно рассмотреть стратегическое направление внешней политики России в формате БРИКС, несмотря на попытки США осуществить серию региональных и внутренних конфликтов, один из которых непосредственно осуществляется у границ России на территории Украины. Опираясь на свои военные, экономические, политические и информационные возможности, США наращивают усилия в навязывании остальному миру своего видения будущего всего мира, а также стремятся манипулировать и устранять не демократические государства и неугодные режимы. Создание БРИКС является реализацией неприятия «права сильного» в международных делах, которое к тому же фарисейски маскируется биркой «права самого демократичного». В каком-то смысле нарастание диктатуры Запада выступило основанием для формирования межгосударственного объединения в реально действующий самостоятельный механизм глобального управления.

Основная концепция присутствия России в объединении Федеративной Республики Бразилии, Республики Индии, Китайской Народной Республики отражается системой взглядов на цели, принципы и содержание деятельности Российской Федерации в отношении этого объединения для разработки стратегии на долгосрочный период [3, с. 106]. Формирование БРИКС инициировано Россией и явилось наиболее значимым геополитическим событием начала XXI в. Это объединение могло стать весомым фактором мировой политики. При этом становление БРИКС определяет объективную тенденцию мирового сообщества к созданию полицентричной системы международных отношений и повышению экономической взаимосвязи государств [4].

При данной системе институциональные структуры глобального управления, а также сетевая дипломатия все чаще находят здесь широкое применение. Базой влиятельности этой системы на международной арене становятся: возрастание значения экономической мощи государств-участников; значимость деятельности объединения как одной из основных движущих сил совершенствования глобальной экономики; увеличенная численность населения; богатые природные ресурсы.

Россия формирует отношения с партнерами по БРИКС на базе Устава ООН и норм международного права, общепризнанных принципов, а также

40 2016 • № 2 (53)

некоторых принципов, которые согласованы между непосредственными участниками данного объединения, таких как неблоковый характер; прагматизм; ненаправленность против третьих сторон; открытость; солидарность [5].

Для России присутствие партнерства с БРИКС отражается в качестве одного из основных направлений внешней политики долгосрочной перспективы. Главные цели Российской Федерации в сфере международно-политического партнерства с представителями БРИКС:

— совершенствование взаимодействия с ООН (активизация сотрудничества после сформированного конфликта на фоне «Украинского разлома»), несущего основную ответственность за поддержание безопасности и международного мира;

— реализация продвижения на базе общности интересов предложений Российской Федерации и иных государств — участников БРИКС на непосредственных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН;

— поддержание сотрудничества в форме адаптации ООН к присутствующим международным реалиям. Россия поддерживает совершенствование Совета Безопасности ООН для увеличения его представительности;

— совершенствование сотрудничества для укрепления верховенства международного права, противодействие нынешним тенденциям, которые размывают главные принципы международного права;

— совершенствование сотрудничества по основным вопросам защиты прав человека и главных свобод в мире, повышение координированных усилий в рамках ведущих международных компаний, а также ООН, противодействие попыткам политизации правочеловеческой проблематики, соответствующей деятельности многосторонних профильных институтов;

— помощь иным государствам БРИКС в урегулировании формирующихся между ними разногласий при присутствии заинтересованности партнеров объединения в реализации данных функций российской стороной;

— формирование совершенной системы механизмов внешнеполитического сотрудничества, которая включает саммиты представителей внешнеполитических ведомств, встречи министров иностранных дел [6].

Главными задачами Российской Федерации в области сотрудничества с участниками объединения по вопросам международной безопасности можно назвать, во-первых, применение согласованных позиций по целям стратегической стабильности, региональной и международной безопасности, отсутствие распространения оружия массового поражения, урегулирование присутствующих региональных конфликтов, поддержание необходимой региональной стабильности. Во-вторых — формирование общих подходов к противодействию международному терроризму. В-третьих — реализацию сотрудничества в непосредственных интересах осуществления международной информационной безопасности, применение возможностей объединения для продвижения основных инициатив в данном направлении в рамках некоторых международных форумов. В-четвертых — реализацию сотрудничества в сфере борьбы с морским пиратством, повышение совместных усилий для формирования судебного механизма с международным компонентом для преследования и наказания пиратов. В-пятых — применение сотрудничества с государствами — участниками объединения для противодействия легализации

2016 • № 2 (53) 41

преступных доходов, а также финансированию терроризма. В-шестых — применение сотрудничества в сфере борьбы с нелегальной миграцией. В-седьмых — совершенствование диалога для разработки совместных предложений и контроля практических действий в области международной безопасности. Данный механизм реализует регулярные встречи представителей, которые курируют вопросы национальной безопасности.

Довольно перспективной задачей России в БРИКС является будущая трансформация из диалогового форума, а также инструмента контроля позиций по конкретному кругу проблем в полноформатный механизм взаимодействия по основным вопросам мировой экономики и политики.

Чтобы достичь данных целей, Российская Федерация должна реализовать следующие меры: сосредоточить усилия всех участников объединения на всемерном совершенствовании взаимодействия в БРИКС в присутствующем составе; сформировать в объединении некоторую систему неформальных механизмов рабочего и политического уровня, призванных повысить координацию на определенных направлениях деятельности и способных достичь преемственности деятельности объединения при ротации председательства; выработать стратегию совершенствования БРИКС, которая определит будущие долгосрочные цели объединения, принципы его работы и механизмы сотрудничества; развивать диалог о темпах, путях и формах институализации БРИКС, а также проанализировать вопрос о постоянном секретариате; совершенствовать внешние связи БРИКС, формируя диалог с ведущими развивающимися странами, включая специализированные учреждения системы ООН.

Таким образом, мало дать импульс, важно правильно сосредоточить усилия на формировании нового глобального центра, причем все это должно реализовываться с пониманием «расклада» мировых сил и тенденций развития. БРИКС как объединение в мировой политике и сотрудничество, осуществляемое в рамках данной организации, рассматриваются в качестве поворота к многополярности. БРИКС является группой, имеющей многонациональный и поликультурный характер. Эта принципиальная особенность, в отличие от западного «демократического» — по существу, олигархо-охлок-ратического — тоталитаризма, гарантирует созидательный характер этого нового полюса в противовес разрушительным последствиям деятельности полюса американского.

Библиографический список

1. Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Российская экономика на повороте // Вопросы экономики. 2014. № 6.

2. Андреева Л.Н., Анищенко Ю.А., Грузина ЮМ. [и др.]. Проблемы инновационного развития экономики / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2014.

3. ГавриленковЕ., ДмитриевМ., Юдаева К. [и др.]. Россия: ближайшее десятилетие. М., 2015.

4. Международное право: учебник / отв. ред. С.А. Егоров. М., 2014.

5. ЗубковН.П. Путин на мировой арене. М., 2014.

6. Лукин А.В. Возвышающийся Китай и будущее России. М., 2015.

7. МухаметовР.С. Внешняя политика России в ближнем зарубежье: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2015.

42 2016 • № 2 (53)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.