Научная статья на тему 'Украина в системе гуам'

Украина в системе гуам Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1238
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / СТАНОВЛЕНИЕ ГУАМ / ГРУЗИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / МОЛДОВА / УЗБЕКИСТАН / ГУУАМ / "ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО" / ОЧЕС / "ТРАСЕКА" / "ИНОГЕЙТ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Парахонский Борис

Политико-консультативный форум государств постсоветского пространства ГУАМ Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова создан на встрече президентов этих стран в Страсбурге 10 октября 1997 года в контексте обсуждений на саммите Совета Европы условий договора ОБСЕ по фланговому ограничению обычных вооружений. Принятая тогда президентами декларация зафиксировала уровень политического сближения и практического сотрудничества государств этой группы, совпадение их позиций в отношении ключевых международных проблем и процессов на постсоветском пространстве. Декларируемая цель обозначалась как содействие укреплению стабильности и безопасности в Европе на основе принципов уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, демократии, верховенства закона и уважения прав человека. Позже, 24 апреля 1999 года, на саммите Совета евро-атлантического партнерства в Вашингтоне к этой группе присоединился Узбекистан, в результате чего союз пяти стран получил название ГУУАМ. Быстрые темпы оформления нового альянса обусловливались совпадением экономических и политических интересов Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана и Молдовы, в частности, касающихся поиска альтернативных маршрутов транспортировки каспийской нефти, реализации проекта создания евроазиатского транспортного коридора, а также перспектив сотрудничества с европейскими и евро-атлантическими структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украина в системе гуам»

УКРАИНА В СИСТЕМЕ ГУАМ

Борис ПАРАХОНСКИЙ

доктор философских наук, професор, заведующий отделом глобальной и европейской интеграции Национального института украинско-российских отношений

(Киев, Украина)

Становление ГУАМ. Цели и задачи. Политико-консультативный форум государств постсоветского пространства ГУАМ — Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова — создан на встрече президентов этих стран в Страсбурге 10 октября 1997 года

в контексте обсуждений на саммите Совета Европы условий договора ОБСЕ по фланговому ограничению обычных вооружений. Принятая тогда президентами декларация зафиксировала уровень политического сближения и практического сотрудничества государств этой группы, совпадение их позиций в отношении ключевых международных проблем и процессов на постсоветском пространстве. Декларируемая цель обозначалась как содействие укреплению стабильности и безопасности в Европе на основе принципов уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, демократии, верховенства закона и уважения прав человека.

Позже, 24 апреля 1999 года, на саммите Совета евро-атлантического партнерства в Вашингтоне к этой группе присоединился Узбекистан, в результате чего союз пяти стран получил название ГУУАМ.

Быстрые темпы оформления нового альянса обусловливались совпадением экономических и политических интересов Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана и Молдовы, в частности, касающихся поиска альтернативных маршрутов транспортировки каспийской нефти, реализации проекта создания евроазиатского транспортного коридора, а также перспектив сотрудничества с европейскими и евро-атлантическими структурами.

Процессы, протекающие в каждом из государств ГУАМ, имеют свои особенности, однако нельзя не отметить и ряд черт, на основе которых формируются их общие интересы:

■ сходные процессы трансформации социально-экономических и политических систем, начавшиеся с крушением системы социализма и советского режима, а ныне продолжающиеся в направлении демократического развития;

■ поиски новых форм цивилизационной и национальной идентичности, своей модели государственности, что чревато возникновением ряда конфликтных ситуаций на этноконфессиональной основе;

■ интенсивное вовлечение новых государств в мировые экономические процессы и информационные потоки, что предполагает поиск новых схем внешнеполитических ориентаций;

■ усиленное проникновение в регион внешних геополитических сил, преследующих в нем свои интересы в плане овладения ресурсным и геостратегическим потенциалом, что в свою очередь стимулирует региональную консолидацию.

Активно включившись в создание новой региональной структуры на постсоветском пространстве, Украина исходила из собственных политических и экономических целей, обусловленных стремлением развивать многоплановые связи и новые формы международного сотрудничества, что должно было содействовать повышению влияния страны в Черноморском регионе.

Изменения в мире, происшедшие в последние 10 лет, демонстрируют тенденцию к усилению взаимодействия между государствами, ощутившими общность своих интересов в региональных рамках. Это сопряжено с определенной «девальвацией» идей традиционного глобализма, связанного с уходящими в прошлое концепциями мирового баланса сил и биполярной конфронтации, а также с изменением характера угроз стабильности, которые локализуются преимущественно в отдельных регионах. Не имеет принципиального значения, по каким линиям строится конфронтация: два центра силы (биполярная система), мировой центр — периферия (однополюсный мир с доминированием одной супердержавы) или же несколько соперничающих между собой центров (экономических, политических или цивилизационных). С нарастанием процессов глобализации на первое место выходят существенно иные формы взаимодействия государств и народов, прежде

всего информационные и социокультурные, отнюдь не силовые. В сфере же международных отношений место традиционной геополитики все активнее начинает занимать региональная геополитика.

Даже после обретения независимости политические элиты постсоветских государств по инерции ориентировались на традиционно доминирующую на этом пространстве Россию. Однако нарастание авторитарных тенденций в ее политической жизни и усиление реинтеграционных амбиций Кремля вызывали беспокойство других постсоветских государств, стимулировали их усилия на поиск новых моделей сотрудничества, основанных на согласовании национальных интересов. В этих странах формируются новые внешнеполитические ориентации, связанные с поиском надежных партнеров и союзников в быстро меняющихся условиях мировой политической системы. Государства ГУАМ все более ощущают вакуум собственной безопасности: возвращение под опеку Москвы не выглядит для них приемлемым, тогда как международные системы безопасности оказываются в ряде случаев малоэффективными (СБ ООН, ОБСЕ) или же неготовыми взять на себя миссию заполнения этого вакуума (НАТО, ЕС).

Несостоятельность организационных структур СНГ как остаточной группировки бывших советских республик, их неспособность к обновлению, а также неэффективность Содружества как механизма консультаций и взаимодействия постсоветских государств вызывают к жизни новые региональные организации, как правило, двух типов. Одни из них остаются инструментом экономического и политического контроля Москвы над постсоветским пространством вместо не оправдавшего ожиданий СНГ: Союз Россия — Беларусь, Таможенный союз, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство (ЕЭП) и т.п. А другие строятся на более равноправной основе и служат инструментом более интенсивного включения постсоветских государств в мировую экономическую и политическую систему: «Центрально-Азиатское сотрудничество», ГУАМ, ОЧЕС и т.п.

Появление ГУАМ — также своеобразный ответ группы стран, отстаивающих свой суверенитет перед вызовами, оформленными в стратегических документах России о курсе в отношении государств СНГ, основной идеей которого является доминирование интересов Москвы на постсоветском пространстве.

Страны региона ГУАМ стремятся использовать преимущества своего географического положения, выгодного в аспекте формирования новых транзитных транспортных и энергетических маршрутов из Европы в Азию. Это позволяет им включиться в масштабные интеграционные процессы по линии Европа — Кавказ — Центральная Азия, что создает надежную геоэкономическую основу для кооперации государств региональной группы с целью совместного продвижения собственных интересов. Реальная потребность в эффективном взаимодействии стран для реализации совместных экономических проектов стимулирует их сотрудничество в сфере безопасности.

Важную роль в определении целей и задач новообразовавшейся организации имела встреча глав делегаций Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана (октябре 1998 г.) в Вашингтоне на ежегодном совещании МВФ и Всемирного банка. Акценты группировки смещаются на проблемы развития Транскавказского транспортного коридора, что следует рассматривать не только как важный механизм региональной интеграции, но и как фактор укрепления экономического и политического суверенитета государств союза. Особое значение приобрело решение практических вопросов разработки нефтяных месторождений Каспия и создания сети трубопроводов для доставки энергоносителей на мировые рынки. В связи с этим возникают вопросы безопасности транспортных коридоров.

Принятое в Вашингтоне заявление президентов стран-членов ГУАМ определило принципы и основные направления деятельности новой организации: укрепление разностороннего сотрудничества в рамках международных организаций и форумов, включая

Совет евро-атлантического партнерства и программу НАТО «Партнерство ради мира», сотрудничество в сфере безопасности, а также в развитии транспортных и энергетических коридоров Европа — Кавказ — Азия.

Приоритетные направления партнерства субъектов ГУУАМ определены в Ялтинской хартии Организации (7 июня 2001 г.): укрепление торгово-экономических связей, развитие инфраструктуры транспортных коридоров с соответствующим согласованием правовых основ в этой сфере; унификация таможенных тарифов, корреспондирующихся с мировыми стандартами: сотрудничество в сфере энергетической безопасности; борьба с международным терроризмом, организованной преступностью, нелегальной миграцией и наркобизнесом.

Базовые составляющие философии ГУУАМ (с точки зрения Киева) озвучил президент Украины В. Ющенко на Кишиневском (2005 г.) саммите союза: демократия, экономическое развитие и безопасность. Реализация этих составляющих будет содействовать европейской интеграции стран группы через утверждение демократических ценностей, развитие механизмов взаимодействия Организации с ЕС, участие государств-членов ГУАМ в международных проектах (прежде всего в транспортных и энергетических), имплементацию Соглашения о свободной торговле, а также преодоление таких вызовов и угроз современности, как неурегулированные конфликты, международный терроризм, экстремизм и организованная преступность.

Сформировавшаяся концепция ГУАМ целиком лежит в русле общих тенденций регионального развития европейского континента. Президент Литвы В. Адамкус проводил параллели деятельности ГУАМ с аналогичными процессами в рамках Балтийской тройки и Вильнюсской десятки, направленными на достижение общей цели — интеграции в европейские и евро-атлантические структуры. В целом все эти процессы должны привести к формированию региональной системы Черноморско-балтийского сотрудничества и безопасности как одной из важных составляющих в рамках общеевропейской архитектуры безопасности.

Нельзя не отметить, что такая философия ГУАМ, принятая в его базовых документах и признанная международным сообществом, тем не менее подвергается сомнению рядом политических экспертов России. Резкое непринятие Москвой процессов интеграции стран ГУАМ обусловлено оценкой этой организации как ориентированной на США и отвечающей интересам расширения прозападной сферы влияния на постсоветском пространстве. Наиболее радикальные суждения по этому поводу высказывает известный российский политолог С. Марков, по мнению которого ГУАМ представляет собой не что иное, как созданную под эгидой США антироссийскую коалицию, призванную изолировать Кремль от Европы и контролировать ресурсы РФ.

Создание ГУАМ справедливо считают своеобразной альтернативой амбициям Москвы являться центром интеграционных процессов и определять политику безопасности на постсоветском пространстве. Сохраняя свое военно-политическое присутствие в зонах конфликтов, РФ стремится сохранить свое политическое влияние и монопольное положение на рынке энергоресурсов упомянутых государств. Реализация идеи Транскавказского транспортного коридора и экспорта каспийской нефти через Грузию и Украину существенно ослабляет позиции российских нефтегазовых корпораций на мировых рынках. Украина заинтересована в укреплении внутрирегиональных связей. У нее появляется возможность решить проблемы диверсификации источников энергоснабжения, что снижает их зависимость от Москвы.

В некоторой степени можно согласиться с мнением московских политиков, которые видят в ГУАМ угрозу российскому доминированию на постсоветском пространстве. Действительно, существование группы суверенных государств, отстаивающих свои интересы и безопасность независимо от влияния РФ, не укладывается в стратегию

Кремля в отношении постсоветских стран. Тем не менее, если взглянуть на вещи объективно, то Россия должна быть заинтересована в развитии системы ГУАМ, поскольку речь идет о безопасности и стабильности ситуации на южных рубежах самой РФ. Укрепление ГУАМ и формирование региональных механизмов цивилизованного урегулирования конфликтов могли бы снизить уровень напряженности и на Северном Кавказе, обеспечить надежное функционирование транспортных коридоров на юге России. Лишь с поверхностной точки зрения российских тактических интересов интенсивное экономическое развитие южной части постсоветского пространства представляет собой вызов Москве. Как это ни парадоксально, но в стратегической перспективе экономические интересы России могут получить здесь более сильное, полное и глубокое развитие за счет подключения к строительству транспортной инфраструктуры ее производственных мощностей и вовлечения южных регионов страны во вновь формирующуюся систему мировых коммуникаций.

Однако такое осознание важности развития системы ГУАМ невозможно без отказа политической элиты РФ от некоторых устоявшихся стереотипов, которыми руководствуется внешняя политика Кремля: амбиции относительно доминирования на постсоветском пространстве, конфронтационная мотивация в отношениях с Евро-атлантическим сообществом, некорректные формы поведения в обеспечении экономических преимуществ в торговле и т.п.

Институциональное развитие ГУАМ. Относительно функционирования механизма консультаций Украина предложила схему, которая предусматривала встречи глав государств по меньшей мере ежегодно, во время саммитов ООН, ОБСЕ, СНГ и других организаций, а также периодические встречи отраслевых министров, экспертов и т.п. В дальнейшем сложившаяся практика была проработана глубже и закреплена в Ялтинской хартии (2001 г.), которая предусматривала регламент работы отдельных институтов Организации.

Высший орган ГУАМ — ежегодный саммит стран-участниц, который собирается уже не в ходе международных встреч на высшем уровне, а конкретно в одном из государств-членов. Исполнительным органом является встреча министров иностранных дел стран-участниц. Функции рабочего органа выполняет Комитет национальных координаторов, которых назначают министры иностранных дел государств-членов. В ГУАМ создан институт страны-координатора Отраслевой рабочей группы. Украина является такой страной в Рабочей группе по вопросам энергетики, экономики и торговли, Грузия — транспорта, Молдова — туризма, Азербайджан — по вопросам борьбы с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков.

Предусмотрены регулярные встречи министров обороны и нефтегазовой промышленности, консультации на уровне послов и экспертов с целью согласования позиций по основным вопросам международных отношений и для принятия совместных решений. Функции Секретариата возложены на Информационный офис ГУАМ в Киеве, открытый накануне Ялтинского саммита 2002 года. Кроме того, подписано положение о Совете министров иностранных дел ГУАМ, принято решение о статусе наблюдателя данного объединения. Наряду с межгосударственным взаимодействием в ГУАМ предполагается наладить сотрудничество между парламентскими органами. С этой целью создана Межпарламентская ассамблея ГУАМ (учредительное заседание состоялось 23 сентября 2004 г. в Киеве).

Исключительно важным для дальнейшего институционального развития ГУАМ стал Кишиневский саммит (22 апреля 2005 г.), на котором в качестве гостей присутствовали президенты Литвы и Румынии, представитель Государственного департамента США и Генеральный секретарь ОБСЕ. Основной институциональной идеей саммита стала трансформация ГУАМ в полноправную транснациональную структуру, на чем

особо настаивали Украина и Грузия. По итогам саммита подписана Кишиневская декларация «Во имя демократии, стабильности и развития», а также Заявление глав государств ГУАМ + Литвы и Румынии «Развитие демократии от Балтийского к Черному морю».

Вскоре после Кишиневского саммита Узбекистан, не участвовавший в его работе, заявил об окончательном выходе из Организации. Тем самым ГУАМ приобрел более устойчивую и компактную форму, окончательно утратил черты постсоветского ситуативного объединения государств, утверждая себя в качестве субъекта международной системы отношений. Участие в ГУУАМ было для Ташкента своеобразной картой в игре против растущего влияния Кремля на постсоветском пространстве и маневром с целью получить поддержку Вашингтона. Однако узбекско-американское сотрудничество в борьбе против терроризма достигло после 11 сентября 2001 года достаточно высокого уровня, и потребность в ГУУАМ для Ташкента отпала. Не последнюю роль в его решении выйти из организации сыграла тенденция к усилению демократических процессов в странах ГУАМ после событий в Грузии и Украине, а также преобладающая ориентация стран-членов на европейскую и евро-атлантическую интеграцию, что имело определенное значение для Узбекистана, тяготеющего к исламскому миру и тесно связанного с российскими интересами. В апреле 2006 года Узбекистан вступает в ЕврАзЭС.

Заложенные в Кишиневе идеи получили свое завершение на Киевском саммите союза подписанием 23 мая 2006 года Декларации о создании качественно новой международной структуры «Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» (ОДЭР — ГУАМ).

Соединенные Штаты поддержали создание «Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» с Секретариатом в Киеве и заверили, что будут предоставлять соответствующую помощь. С сентября 2005 года страны ГУАМ завершили формирование своих национальных межведомственных офисов для Виртуального центра объединения и Межгосударственной информационно-аналитической системы, а также продолжили развитие региональной структуры, направленной на проведение операций в правоохранительной сфере. Кроме того, государства-члены создали Секретариат руководящего комитета по вопросам содействия развитию торговли и транспорта, интенсифицировав сотрудничество в рамках этого проекта.

Евро-атлантическая группа советников, сформированная после Кишиневского саммита ГУАМ 2005 года и спонсируемая Соединенными Штатами, доказала свою эффективность в оказании помощи в имплементации Рамочной программы США. Страны Организации и Соединенные Штаты провели встречу (22—23 мая 2006 г., Киев) в рамках XI заседания Совета министров иностранных дел и саммита ГУАМ с целью продолжения их диалога и сотрудничества.

Таким образом, на протяжении 10 лет своего существования ГУАМ претерпела достаточно серьезную трансформацию из неформального клуба государств в реально действующую и признанную международную организацию.

Формирование ГУАМ при относительном лидерстве Украины и поддержке стран, которые понимают все преимущества и выгоды создания региональных группировок, основанных на принципах равенства и взаимной поддержки, свидетельствует о начале новых чрезвычайно важных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Образование этой структуры отнюдь не преследует цель создать антироссийский блок или буферную зону между государствами НАТО и РФ. ГУАМ ориентирована прежде всего на поиски более эффективных и взаимовыгодных схем регионального взаимодействия на постсоветском пространстве.

Значительно дальше продвинулось сотрудничество ГУАМ на международной арене. Страны-члены активно взаимодействуют в рамках транснациональных организаций,

прежде всего ООН и ОБСЕ, на основе регулярных консультаций и определения общих позиций. Важным шагом в развитии ГУАМ стало предоставление структуре (в 2003 г.) статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, а также привлечение к участию в экономических форумах, конференциях по безопасности, глобализации, региональной интеграции и т.п., которые проводятся в рамках ОБСЕ.

Наиболее активным оказалось сотрудничество государств-членов в рамках ОБСЕ — здесь на регулярной основе не только согласовывались позиции, но и каждую неделю оглашались заявления «от лица» ГУАМ по обсуждавшимся вопросам. Об уникальности этого опыта говорит хотя бы то, что, кроме ГУАМ, лишь Евросоюзу присуща подобная практика регулярного согласования позиций и провозглашения заявлений.

Украина в проектах и делах ГУАМ. В целом определились следующие главные направления взаимодействия в формате Организации:

■ формирование системы политических консультаций и координация усилий в решении общих проблем безопасности; политическое сотрудничество в международных организациях: ООН, ОБСЕ и НАТО, включая ее программу «Партнерство ради мира»;

■ развитие Евроазиатского транспортного коридора, сотрудничество в сферах добычи и транзита нефти в европейские страны;

■ укрепление многостороннего взаимодействия в сфере безопасности, борьба с международным терроризмом, сепаратизмом, наркобизнесом;

■ военное и военно-техническое сотрудничество, создание многонационального миротворческого батальона, повышение миротворческой активности Украины и содействие в урегулировании межэтнических конфликтов.

Общие экономические интересы государств ГУАМ более всего акцентированы на вопросах транспортировки прикаспийских энергоносителей и создания новых транзитных маршрутов через Кавказский регион. Транспортно-коммуникационная инфраструктура Украины имеет значение важнейшего стратегического транзитного маршрута энергоносителей для европейских стран и с учетом перерабатывающих мощностей, расположенных на территории республики, может стать важным звеном экономической безопасности Европы. Использование территории Украины обусловливает вероятность более чем в два раза сократить маршрут доставки нефти государств Ближнего Востока в Европу. Доход от транзита энергоносителей из Прикаспийского региона в Европу позволит Украине компенсировать затраты на их импорт и решить свои энергетические проблемы.

К перспективным направлениям экономического сотрудничества относятся развитие инвестиционной деятельности между государствами ГУАМ, создание общих предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, а также в сферах машиностроения, энергетики и транспорта. В будущем в рамках ГУАМ может образоваться самодостаточная региональная зона экономического взаимодействия.

Отраслевое сотрудничество в рамках ГУАМ с наибольшей активностью развивалось в сферах транспорта, энергетики и внутренней безопасности. В соответствии с Рамочной программой США по содействию торговле и транспорту, обеспечению приграничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков, страны Организации реализуют проект развития торговли и транспортных коммуникаций, а также проект создания Виртуального центра и Межгосударственной информационно-аналитической системы по борьбе с международным терроризмом.

Важное направление партнерства в рамках ГУАМ — обеспечение безопасности и стабильности в регионе. Каждая республика Организации «соприкасается» с конфликтными ситуациями, которые во многом имеют сходное происхождение и часто инспирированы извне. Сходство проблем в сфере безопасности обусловливает и солидарное «поведение» государств региона при решении проблем урегулирования конфликтов. Реализация масштабных экономических проектов предполагает формирование субрегиональных структур безопасности, которые образуют общую платформу сотрудничества в данной сфере.

Украина располагает достаточными возможностями, чтобы взять на себя часть миротворческих функций на черноморско-каспийском пространстве, а ее интересы как вне-блокового государства совпадают с таковыми по поддержанию мира и стабильности в регионе. Украина имеет учебные центры и структуры, а также соответствующие силы и методы, необходимые для подготовки и проведения миротворческих операций. Что касается принципов миротворческой деятельности, то Киев готов направлять свои воинские контингенты для участия в миротворческих операциях при условии, если эти акции будут проводиться под эгидой ООН/ОБСЕ. Миротворческие силы должны формироваться на многонациональной основе и подчиняться международному штабу.

Следует отметить, что достижение наибольшего прогресса именно в рамках ОБСЕ отнюдь не случайно: ведь именно в этой структуре обсуждают темы, наиболее важные для Грузии, Азербайджана и Молдовы: проблемы «замороженных» конфликтов и региональной безопасности.

Предоставление Украиной технической и гуманитарной помощи, а также углубление военного и военно-технического взаимодействия относятся к стратегически важным задачам укрепления стабильности и безопасности в регионе в целом. Такого рода сотрудничество предполагает содействие в подготовке военных кадров в высших военных учебных заведениях Украины для национальных армий государств ГУАМ; осуществление технической помощи в целях создания и развития национальных вооруженных сил этих стран, их пограничных служб и военно-морских сил; оказание услуг по ремонту и модернизации военной техники и вооружения национальных армий; расширение военно-промышленной кооперации; предоставление материально-технического содействия в случае возникновения непосредственной военной угрозы для государств-членов Организации.

В контексте задач поддержания мира и безопасности отмечается общее стремление стран ГУАМ к объединению усилий на этом направлении. В частности, на встрече министров обороны Азербайджана, Грузии и Молдовы (январь 1999 г., Баку) рассматривались проект соглашения между государствами группы о создании общего миротворческого подразделения для поддержания и установления мира и международной безопасности, а также проект решения о мероприятиях по формированию совместного миротворческого батальона. Принятие подобных соглашений может содействовать активизации военного сотрудничества, обеспечению и укреплению безопасности стран региона.

Одной из острых проблем становления ГУАМ остается несогласованность приоритетов деятельности этой структуры. Украина некоторое время воспринимала ее как сугубо экономический проект. В результате такой настойчивости Киева ГУАМ стала ассоциироваться исключительно с трубопроводом Баку — Супса — Одесса — Броды. В итоге оказалось, что государства, по территории которых проходит эта магистраль, постепенно теряли основания для пребывания в составе Организации. Безусловно, формирование энергетических транспортных коридоров должно иметь такое внешнеполитическое «сопровождение», как проект ГУАМ, поскольку он объединяет и укрепляет как политическую, так и экономическую кооперацию. Сегодня от эффективного взаимодействия стран-

членов ГУАМ зависит реализация таких трансрегиональных транспортных и энергетических проектов, как «ТРАСЕКА» и «ИНОГЕЙТ». Первый предусматривает создание транспортного коридора Европа — Кавказ — Центральная Азия. «ИНОГЕЙТ» — программа транспортировки энергоносителей. В рамках последней Украина (совместно с другими странами-участницами) 22 июля 1999 года подписала Рамочное соглашение об институциональных основах создания межгосударственной системы транспортировки нефти и газа.

В принципе, ГУАМ призвана расширить экономическое сотрудничество. В этом плане чрезвычайно важно подписание на Ялтинском саммите Соглашения о зоне свободной торговли, которая, с одной стороны, становится экономическим базисом Организации, с другой — содействует расширению товарооборота между ее субъектами.

Разумеется, экономическое сотрудничество не может интенсивно развиваться в нестабильном и противоречивом регионе, к которым относится и регион стран ГУАМ. Если этот союз не будет решать проблем собственной безопасности и безопасности региона, то рано или поздно будут созданы другие субрегиональные структуры, которые возьмут на себя эту функцию.

К проблемам субрегиональной безопасности следует отнести прежде всего урегулирование конфликтов в Приднестровье, Абхазии и Нагорном Карабахе. Безусловно, главную инициативу по развертыванию миротворческой деятельности в формате ГУАМ могла бы взять на себя Украина — ведь она уже направляет в зоны конфликтов своих военных наблюдателей, которые действуют в рамках предоставленных им мандатов ООН/ ОБСЕ. Необходимо также отметить, что Украина имеет достаточные возможности, чтобы взять на себя роль миротворца на европейской части постсоветского пространства. Республика имеет учебные центры и структуры, соответствующие силы и средства, необходимые для подготовки и проведения миротворческих операций.

Конкретные формы реализации миротворческой деятельности Украины будут разными — с учетом особенностей каждого конфликта. В Нагорном Карабахе это, очевидно, будет ограничено оказанием посреднических услуг, проведением технических консультаций, работой военных наблюдателей. На международном уровне Азербайджан может рассчитывать на поддержку в восстановлении своей территориальной целостности. В Грузии миротворческие возможности Украины шире. Тбилиси неоднократно обращался к Киеву с просьбой ввести в зону конфликта его миротворческие контингенты. Сегодня решается вопрос о создании грузино-азербайджано-украинского миротворческого батальона. Украина готова предоставить свой контингент для урегулирования конфликта в Абхазии. При этом республика рассчитывает на поддержку США как страны, заинтересованной в укреплении безопасности в Черноморском регионе. Что касается Кишинева, то Киев уже взял на себя обязательства посредничать в урегулировании Приднестровского конфликта и является гарантом безопасности сторон.

Важные проблемы безопасности членов ГУАМ — усиление режима нераспространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также предотвращение поставок вооружения в зоны конфликтов.

Необходимость решения проблем безопасности имеет для ГУАМ глобальный контекст. События, которые произошли после 11 сентября 2001 года, принципиально изменили среду международной безопасности, а также характер угроз транснациональной безопасности. Как свидетельствуют последние международные события, мировое сообщество оказалось неготовым эффективно реагировать на эти новые угрозы.

На Ялтинском (2002 г.) саммите принята Декларация об общих усилиях по обеспечению стабильности и безопасности в регионе. Президенты Украины, Грузии, Азербайджана и Молдовы заявили о решимости своих государств обеспечить организационные основы для борьбы с транснациональным терроризмом и о готовности противодействовать

этой и другим угрозам путем консолидации. Стороны выказали готовность к реализации общих программ по совершенствованию механизмов предупреждения терроризма и организованной преступности, а также к проведению общих оперативных мероприятий по соответствующим направлениям.

Значительным событием стали озвученные Украиной предложения по решению вопроса Приднестровья: «До урегулирования — через демократию». Это подтвердило усиление роли ГУАМ как форума упрочения безопасности в регионе. Вопрос борьбы с сепаратизмом и новыми вызовами безопасности был поднят и другими главами делегаций.

Перспективы ГУАМ. Относительно будущего ГУАМ следует отметить, не подвергая сомнению важность экономической составляющей Организации, что в краткосрочной и среднесрочной перспективах главным приоритетом ее деятельности должны стать вопросы региональной безопасности. У такого подхода есть много противников, но все они не учитывают двух главных факторов, характерных для региона стран ГУАМ: его внутреннюю нестабильность, а также чрезвычайное геостратегическое значение для внешних геополитических «игроков», прежде всего США, России, государств ЕС, Турции и Ирана.

Украина всячески подчеркивает свое желание сохранить мир на Кавказе и выступает за скорейшее урегулирование проблем Абхазии. Сдерживающим моментом является то, что Киев не поддерживает прямого контакта с Сухуми, следовательно, не имеет достаточных рычагов для политического влияния на конфликтующие стороны. Грузия неоднократно обращалась к Украине с просьбой ввести в зону конфликта ее миротворческие контингенты. Исходя из опыта создания украинско-польского батальона, одобрено предложение о формировании аналогичного подразделения в составе военнослужащих Украины, Азербайджана и Грузии. Изучается возможность сотрудничества на этом направлении с другими дружественными государствами.

Осознавая значение миротворческой деятельности ООН в Грузии, Украина неоднократно заявляла о готовности активизировать свою роль в политическом урегулировании грузино-абхазского конфликта. В частности, при наличии согласия всех сторон противостояния Украина готова войти в состав стран-контрибьюторов миссии ООН по наблюдению в Грузии.

Приднестровский конфликт в определенной степени урегулирован парафированием 8 мая 1997 года Меморандума об основах нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем. Этот документ в качестве одного из посредников подписал и президент Украины. Киев выступает как гарант мира в Приднестровье, принято решение о привлечении к миротворческой деятельности украинских военнослужащих и подключении республики к Объединенной контрольной комиссии.

Украина проводит политику невмешательства во внутренние дела соседней страны, в соответствии со своими обязательствами по Хельсинкскому акту и нормам международного права отстаивает позицию безусловного уважения территориальной целостности и суверенитета Молдовы в границах бывшей МССР. Важной проблемой остается пребывание на территории Приднестровья Оперативной группы войск РФ с личным составом около 3,5—3,7 тыс. чел. Киев заинтересован в быстром выводе этой группы, в ликвидации составов с боеприпасами, которые остались в Приднестровье, и уже сделал первые шаги в деле вывода 14-й армии, подписав Соглашение с правительством РФ о транзите через Украину российских военных формирований.

Оценка участия Украины в ГУАМ. Как наследница части интересов, целей и проблем бывшего СССР в Черноморском регионе, Украина должна сыграть значительную роль в создании здесь новой системы порядка. Для нее жизненно важным является улаживание конфликтных ситуаций в регионе, формирование моделей стратегического партнерства

со странами ГУАМ. Республике целесообразно активизировать процессы многоуровневого субрегионального сотрудничества в рамках Организации, в частности по ключевым вопросам транспортировки энергоносителей и развития транскавказских путей сообщения. Дальнейшую политику безопасности страны в пределах ГУАМ следует направить на расширение присутствия Украины в этом регионе, однако лишь при устойчивой поддержке международными организациями (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО и пр.).

Имеются существенные отличия в социально-политическом устройстве, менталитете, внешнеполитической ориентации стран-членов ГУАМ. Дают о себе знать и различия в уровнях их экономического развития, в темпах необходимых социально-экономических преобразований и т.п. Тем не менее при поддержке государствами НАТО и ЕС, а также при нейтральном отношении к ГУАМ со стороны России можно надеяться, что новая организация способна заявить о себе как о влиятельной политической силе в одном из ключевых геополитических центров планеты.

Оценивая перспективы того или иного проекта, видимо, следует учитывать и более глубокий контекст реалий, сложившихся на постсоветском пространстве в целом. Его геополитическое расслоение приобрело вид тенденций к формированию двух группировок государств: условно выражаясь, «Северного альянса» в виде Организации договора о коллективной безопасности, подкрепленного участием его стран-членов в Таможенном союзе, и «Южного» — в виде объединения стран ГУАМ.

Характерной чертой «Северного альянса» является «москвоцентричность», консолидация вокруг России, на которой «завязаны» экономические и политические интересы элит других государств-участников. Эта группа демонстрирует большую волю к консолидации, к созданию общих институтов координации и управления. Наиболее продвинутым элементом «Северного альянса» является Союзное государство РФ — Беларусь, что в целом демонстрирует и общую тенденцию к дальнейшему оформлению группы в более сильный союз. Немалую роль играет и наращивание силовой компоненты в политической жизни России. Консолидирующая идеология довольно часто строится на конфронтационном мышлении и требует поисков внешнего врага, который в данном случае предстает в виде «западного империализма» или «исламской угрозы».

Южная группа формируется преимущественно на почве осознания общих интересов в экономике и в сфере безопасности. Консолидирующим фактором служит и общая ориентация ряда государств группы на Запад, обусловленная нуждами их собственного социально-экономического развития и ожиданиями поддержки со стороны Запада в решении проблем безопасности. Вместе с тем уровень самоорганизации Южной группы оставляет желать лучшего по сравнению с «Северным альянсом». Видимо, это обусловлено тем, что согласование интересов стран группы в условиях отсутствия доминирующего центра — процесс более сложный и длительный. Их консолидации противодействуют и многие внешние факторы, а также сохраняющиеся надежды на реанимацию СНГ.

Государства, заявившие о создании ГУАМ, находятся в приблизительно одинаковых условиях трансформации социально-экономической жизни, придерживаются сходных внешнеполитических ориентаций, имеют общие экономические интересы и разрабатывают совместные проекты. Тем не менее важно разобраться, насколько членство в Организации отвечает интересам каждой страны-участницы, насколько сильно их тяготение друг к другу, смогут ли они решать задачи национального развития и безопасности вне такого участия, используя иные возможности.

В социально-политическом аспекте можно говорить о наличии в регионе по крайней мере трех уровней геополитически значимых реалий. На первом, цивилизационном уровне мы имеем дело с распределением идентичности согласно традициям исламской и православной цивилизаций. Второй уровень определяется схемами идентичности, сформи-

рованными в период модернизации советского образца, которые в значительной мере присутствуют в менталитете населения и политических элит региона. Третий уровень, связанный с либерально-демократическими схемами поведения и мышления, «распространяется» совокупно с новым витком модернизации и вовлечения региона в новое экономическое пространство. Переплетение разных тенденций, репрезентующих тот или иной уровень, и определяет ситуационную сложность региональной геополитики и обусловливает возникновение точек напряженности и конфликтов.

В регионе интенсифицируется взаимодействие между странами с различной степенью демократизации, разными формами политической и традиционной культуры. Доминировавшая ранее ориентация Кавказа на Россию вступает в противоречие с ориентацией на Запад или исламские государства. Неразвитость внутренних региональных связей, систем коммуникаций и общений содействует росту часто противоположных тенденций в каждой из стран, что способствует усилению внутренней напряженности и возникновению конфликтов. На это «работают» и разновекторные экономические интересы, что не способствует развитию внутрирегиональных интеграционных процессов. Среди основных игроков на Кавказе мы видим (наряду с локальными региональными силами) прежде всего Россию, страны Запада и исламского мира.

Украина сталкивается с проявлениями сепаратизма в разных районах республики. При некоторых обстоятельствах эти тенденции могут приобрести опасный характер и масштаб, поставить под вопрос принцип целостности государства. Это делает Киев «чувствительным» к аналогичным проблемам Кавказского региона. Потенциально Украина может также оказаться в ситуации, когда возникнет вопрос о применении силы с целью упрочения государственного суверенитета. Потребуются меры по усилению пограничного режима, значительные расходы на укрепление внутренней безопасности.

Активизации украинской политики на кавказском направлении способствуют общие тенденции развития ситуации как на пространстве СНГ, так и — в более глобальном измерении — отношений Запада с Москвой. В этом плане для Украины наиболее оптимальной была бы реализация возможностей, заключающихся в развитии системы ГУАМ. Логика событий подталкивает страну к более активному включению в процесс обсуждения будущих контуров системы региональной стабильности, поскольку в ином случае Киев упустит шанс усилить свое влияние в регионе, возможно, даже будет вынужден «поставить крест» на одном из перспективнейших векторов своей внешней политики.

Перспективыразвития ГУАМ и Украина. Внешнеполитическая идеология Украины в целом полностью согласуется с идеей создания системы региональной безопасности. ГУАМ — группа постсоветских равноправных государств, которая объединяет страны сходных политических и экономических ориентаций, решительно поддерживающие идею создания новых равноправных и взаимовыгодных структур кооперации. С помощью механизмов Организации интегрированный и консолидированный регион получает гораздо больше возможностей отстаивать свои интересы и участвовать в международной кооперации.

Вместе с тем, учитывая новые тенденции в формировании региональной системы безопасности, ГУАМ мог бы несколько скорректировать акценты своей деятельности и уделять преимущественное внимание вопросам экономического сотрудничества и безопасности. Это предполагает, с одной стороны, включение Украины в региональную систему стабильности, с другой — расширение числа участников Организации и установление необходимых корреляций с ОБСЕ.

Укрепление ГУАМ и создание региональных механизмов цивилизованного решения конфликтов могли бы способствовать снижению уровня межэтнической напряженности на Кавказе, обеспечить надежное функционирование транспортных коридоров на юге СНГ.

К тому же следует признать, что нынешний уровень взаимодействия государств ГУАМ явно не отвечает современным условиям, а сам механизм организации их коллективной деятельности нуждается в радикальном совершенствовании. Перспективу развития этой структуры можно видеть прежде всего в ее трансформации в полноправную международную организацию со своим Уставом и четко определенными критериями участия, обязательствами и правами государств-членов с соответствующими коллективными органами координации как на высшем, так и на межведомственном и межпарламентском уровне.

Экономическими основами Организации могли бы стать интенсивное продвижение идеи создания зоны свободной торговли (ЗТС) в рамках ГУАМ и формирование соответствующих механизмов ее функционирования, образование общего информационного пространства и согласование правового обеспечения ЗСТ с национальными законодательствами. Страны ГУАМ поддерживают идею снятия всех ограничений во взаимной торговле.

Важным направлением деятельности ГУАМ может стать и формирование совместных механизмов обеспечения стабильности региона, особенно безопасного функционирования транспортно-энергетических коммуникаций — в сотрудничестве с заинтересованными транснациональными структурами. Это предполагает соответствующую координацию усилий по вопросам внешней политики, установление устойчивых связей с другими международными организациями: ЕС, ОБСЕ, ОЧЭС, Таможенным союзом государств СНГ, ОИК и др. Не исключено и расширение ГУАМ за счет иных стран (Армении, Туркменистана, Казахстана, Польши и др.).

Особое внимание могло бы уделяться интенсификации процессов взаимодействия структур гражданских обществ стран-участниц, налаживанию и развитию коммуникаций, а также обменов на уровне неправительственных образований. Консолидация усилий субъектов, которые входят в систему ГУАМ, позволит в более полной мере реализовать их собственные национальные интересы, окажет содействие дальнейшему развитию равноправных отношений государств Содружества.

Укрепление отношений стран-членов ГУАМ обусловит решение следующих задач.

1. Развитие топливно-энергетического и транспортного комплексов сопредельных производств государств-участников ГУАМ, непосредственно связанное с воплощением в жизнь разработанных проектных предложений о транспортировке азербайджанской (в перспективе и казахстанской) нефти по маршруту Баку — Супса — Одесса — Броды — Адамова Застава — Гданьск, которому большинство государств региона отдает предпочтение как наиболее экономически целесообразному. Многое будет зависеть от способности Украины как можно быстрее достроить терминал в порту Южный и нефтепровод «Броды». Транспортировка потребителям значительных объемов нефти и газа создаст новые возможности для обеспечения энергетической безопасности широкого круга стран, включая и страны-транзитеры, среди которых надлежащее место должна занять и Украина.

2. Общими усилиями государств ГУАМ намечено решить проблемы освоения международных транспортных путей, соединяющих Европу, Кавказ и Азию, в том числе при использовании возможностей Украины как транзитной страны. В целом речь идет о формировании региональной зоны экономического сотрудничества как органической составляющей системы транснационального разделения труда и развития современного варианта Великого шелкового пути. Наряду с государствами Кавказа большой интерес к этому проявляют Китай и республики Центральной Азии.

3. Вполне реальна идея создания зоны свободной торговли стран ГУАМ как составляющей зоны свободной торговли государств СНГ. Украина имеет все возможности для улучшения своего политического и экономического положения, оказания содействия интеграции стран ГУАМ в мировое сообщество, способствования росту собственных региональных воздействий, развитию производства и торговли, расширению перспективных рынков сбыта и т.п. за счет образования многоуровневой системы сотрудничества с субъектами ЧерноморскоКаспийского региона.

4. Значительные резервы углубления экономического партнерства и развития интеграционных процессов кроются в отдельных секторах промышленности, в формировании транспортных коммуникаций, в реализации научно-технического потенциала, в более широком освоении рекреационных ресурсов, а также в активизации международного туризма. В этих процессах должна сказаться и роль Украины как фактора укрепления доверия в регионе и «ускорителя» присоединения государств ГУАМ к европейским интеграционным процессам.

5. Развитие ситуации в регионе закономерно обусловливает необходимость разработать и создать более эффективную систему региональной стабильности. На пространстве региона имеют место отрицательные тенденции и процессы, тормозящие его экономическое развитие и создающие угрозы в сфере транснациональной и региональной безопасности.

Перспективы развития ГУАМ могут быть связаны с ее преобразованием в один из ключевых элементов новой архитектуры европейской и трансатлантической безопасности. Реализация такой роли возможна путем заключения ряда военно-политических соглашений между европейскими и евро-атлантическими структурами безопасности — с одной стороны, и ГУАМ — с другой.

Среди общих внешнеполитических интересов стран-участниц региональной группы присутствуют европейская и евро-атлантическая интеграция. Нет сомнения, что в политическом понимании данная организация поддерживает баланс (хотя и неустойчивый) на региональном уровне, в поддержке которого заинтересованы государства европейского и евро-атлантического пространств. Однако в этом контексте необходимо усилить такую составляющую ГУАМ, как безопасность с соответствующей организационной структурой, включая активизацию усилий стран-членов в сфере военно-политического сотрудничества. Реализация таких преобразований привлекательна для НАТО и ЕС, поскольку предоставляет возможность воздействовать на политические курсы не только государств-участников ГУАМ, но и других стран СНГ, оказывать содействие решению вопросов безопасности для системы транспортировки энергетических ресурсов Каспия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем посредством активизации военно-политического сотрудничества между ГУАМ и НАТО государства региональной группы избегают ряда проблем, связанных с формальным членством в Североатлантическом альянсе. Продвижение трансформационных процессов позволит странам региона выработать общий механизм разрешения локальных конфликтов. Налаженная система военно-политического партнерства даст возможность государствам ГУАМ эффективно сотрудничать и в военно-технической области экономики.

Потенциально ГУАМ способна выполнять в регионе стабилизирующую функцию при условиях ее трансформации в полноценное международное формирование и подключения к общеевропейской системе безопасности и сотрудничества. Исходя из этого, Украине следовало бы инициировать переход ГУАМ на новый этап углубленного взаимодействия, в частности в военно-политической сфере.

Дальнейшее расширение ГУАМ — объективное требование времени. Более тесное привлечение Румынии, Болгарии, Польши и Турции к решению проблем объединения могло бы превратить данный союз в один из ключевых элементов стабильности и безопасности в регионе, так как все его страны являются членами НАТО. Следует выработать адекватную стратегию расширения, которая бы учитывала все его формы при условии сохранения комплементарности национальных интересов. Особого внимания заслуживает Армения, включение которой в Организацию связано с урегулированием ее конфликта с Азербайджаном.

ГУАМ может выступить своеобразным подготовительным центром разработки и формирования механизмов координации усилий относительно вступления в ЕС, создания общей стратегии евроинтеграции для субъектов объединения, переняв опыт «Выше-градской группы» — успешной модели регионального партнерства на этом пути. В рамках этого образования созданы довольно эффективные механизмы принятия и реализации политических и экономических решений, а также разрешения ряда важных проблем регионального и межгосударственного сотрудничества.

Один из главнейших приоритетов организации — координация усилий по подготовке государств-членов к вступлению в Европейский союз путем создания благоприятных условий для политико-правовых, экономических (прежде всего формирование зоны свободной торговли) и общественных преобразований, необходимых для присоединения к ЕС. В целях развития этого направления партнерства также можно задействовать механизм реализации мероприятий в рамках «Политики европейского соседства», в которую включены республики Закавказья, в частности Азербайджан и Грузия. Активно действуя на данном направлении и декларируя свою ориентацию на заложенные в ПЕС общие принципы, Украина как государство, успешно доказывающее свою преданность демократическим ценностям, имеет определенные шансы сыграть роль проводника демократии в регионе и претендовать на лидерство.

Межгосударственные отношения в рамках ГУАМ следует включить в широкий европейский контекст. Двустороннее взаимодействие должно обрести надежный внутренний стрежень в виде общего стратегического приоритета — интеграции в Евросоюз. Необходимым условием для этого является увеличение активности и компетенции ГУАМ с перспективой создать на его основе экономическое и военно-политическое формирование. Активное использование экономического, транспортного и энергетического потенциалов Организации позволит укрепить экономические отношения, создать общий рынок на основе принципов ЕС.

С другой стороны, активизация ГУАМ может создать новые вызовы, связанные с целью Украины обрести полноправное членство в Евросоюзе. Один из таких вызовов находится в плоскости проблемы идентичности. Связывая себя с организацией, включающей страны, которые находятся за пределами Европы (ментально и географически), Киев рискует закрепить восприятие Украины со стороны ЕС как неевропейского государства. Такой вызов понимают, в частности, в Кишиневе — некоторые эксперты считают, что принадлежность Молдовы к таким организациям, как СНГ и ГУАМ мешает воспринимать страну в качестве европейского государства.

В конечном счете можно сказать, что успех Организации будет зависеть от реализации реформ в каждой ее стране, успешности каждой из них и их сотрудничества. Особенно справедливо это утверждение применительно к Украине. В ближайшие годы республике следует сделать ряд шагов, чтобы превратить ГУАМ в реальную ключевую международную организацию, которая будет определять политический ландшафт региона. Успех этого проекта позволит Украине избавиться от роли объекта европейской политики и перейти в разряд влиятельных европейских игроков. Возможная же неудача не только

ослабит региональные позиции страны, но и усложнит реализацию ее курса на европейскую и евро-атлантическую интеграцию.

Если учитывать существенные отличия в социально-политическом устройстве, менталитете и внешнеполитических ориентациях государств ГУАМ, различия в уровнях экономического развития отдельных стран-членов и в темпах социально-экономических преобразований, а также принимать в расчет неадекватное отношение к новой организации некоторых внешних сил и т.п., то перспективная задача развития Организации выглядит достаточно сложной. Тем не менее при наличии доброй воли государств-участни-ков, а также при поддержке заинтересованных европейских стран и международных организаций можно надеяться на эффективную и полномасштабную реализацию проекта ГУАМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.