УДК 338
восточная газовая программа:
серьезный расчет или политическая игра?
А. Б. КОТОМИН, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник отдела экономической политики и хозяйственной деятельности в районах Крайнего севера и Арктики E-mail: abkotomin@iep. kolasc. net. ru Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН
Восточные проекты ОАО «Газпром» демонстрируют намерения корпорации стать серьезным игроком на газовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако более чем десятилетняя предыстория реализации крупных газовых проектов в России показывает, что приоритеты инвестиционной программы корпорации, юридически находящейся под контролем государства, могут быстро и диаметрально меняться под воздействием политических факторов. Анализируются перспективы «восточной политики» корпорации.
Ключевые слова: Газпром, инвестиционная политика, Восточная Сибирь, Дальний Восток, газовый рынок, Азиатско-Тихоокеанский регион, национальные интересы.
Введение
Как отмечают некоторые аналитики, в плановых экономиках СССР и Китая все крупные проекты, за исключением космоса и военной промышленности, имели (а в Китае - и сейчас имеют) четкое экономическое обоснование. Каждая программа индустриализации состояла из множества начинаний, каждое из которых обеспечивало реализацию единого замысла. Так было и со строительством крупнейших в мире портов в Китае, связанным с увеличением экспорта, или с освоением целины и ресурсов Западной Сибири в СССР [6].
В настоящее время в России все изменилось. Государственная власть в режиме «ручного управления» занялась проектами с политическим подтекстом и неясной эффективностью. Так, в энергетике государство переключилось с наращивания производства на организацию поставок. Если в 2000-2008 гг. добыча газа в России выросла с 584 млрд до 665 млрд м3, или на 14 %, то в последующие два года добыча стала падать, однако были инициированы три масштабных трубопроводных проекта: «Голубой поток» в Турцию, «Северный поток» - в Германию и «Южный поток» - через Балканы в Европу с суммарной пропускной способностью в 135 млрд м3 газа в год, что обеспечит прирост экспортных возможностей на 73 %. Первая очередь «Северного потока» на 27 млрд м3 в год уже введена в эксплуатацию, что потребовало для его наполнения западносибирским газом с Южно-Русского месторождения, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе, строительства магистрального газопровода «СРТО-Торжок». Сейчас ежегодные объемы добычи газа в России составляют 650-680 млрд м3 в год, однако добыча на ранее введенных месторождениях падает. Это ставит под угрозу энергетическую безопасность страны и заявленные объемы экспортных поставок уже в ближайшей перспективе.
Можно ли будет наполнить все трубы газом -сейчас неочевидно. Однако ясно, что новое строи-
тельство газопроводов нужно для усиления влияния на страны-транзитеры, в первую очередь - на Украину, которая уже неоднократно срывала поставки в европейские страны путем несанкционированного отбора газа из транзитной магистрали для собственных нужд. Кроме того, «Южный поток» необходим России, чтобы не допустить строительства конкурирующего газопровода «Набукко», по которому предполагалось пустить туркменский и азербайджанский газ в Европу в обход территории России. При этом проектная стоимость 1 км «Южного потока» в 3,7 раза выше, чем у его конкурента, а в целом затраты на все три проекта оцениваются в 40 млрд долл. [6]. К сожалению, никаких экономических расчетов в обоснование подобных затрат и получаемых в результате реализации геополитических и репутационных преимуществ нигде не приводилось.
Добыча газа ОАО «Газпром» в 2011г. и на ближайшую перспективу (по уточненным данным) приведена в табл. 1.
Однако стоит учесть, что в кризисные 2008-2009гг. добыча газа в России в целом и в ОАО «Газпром» падала. Это стало следствием того, что в 2003-2007 гг. на разработку новых месторождений ОАО «Газпром»1 потратило всего 18,5 млрд долл. Менеджмент компании увлекался покупками так называемых «недооцененных активов» с целью быстрого роста капитализации, однако в кризис эти активы пришлось частично распродавать (и они оказались еще более «недооцененными»). В результате рыночная капитализация компании упала более чем в два раза.
В то же время компания переключилась с запуска ямальских месторождений - Бованенкова и Хара-савэя - на Штокман, который сама освоить была не в состоянии в силу отсутствия отечественных технологий такого уровня. Бюджет Штокмана - более 20 млрд долл., необходимая сумма для завершения программ на Ямале - 12-14 млрд долл. (хотя сейчас эта оценка выросла в разы - прим. авт.); при этом доказанные запасы Штокмановского месторождения -3,7 трлн м3 газа, а Ямала - 10,4 трлн м3 [6]. Однако по отношению к Штокману осталось справедливым выражение «зелен виноград», и ОАО «Газпром» снова переключилось на освоение Ямала.
Таблица 1
Перспективы развития добычи газа ОАО «Газпром»
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Объем добычи газа, млрд м3 519,0 521,0 549,2 570,0
Более того, в настоящее время главный партнер российской корпорации по Штокмановскому проекту -норвежская компания «Статойл-Гидро» сменила хозяев. Будут ли новые хозяева, канадские бизнесмены, заинтересованы в дальнейшем участии в проекте, -неизвестно. Промышленные запасы газа разведаны в Эвенкийском АО, в Иркутской области, в Республике Саха (Якутия), в Сахалинской области и на шельфе о. Сахалин (Охотское и Японское моря), в Камчатском крае. Почти все открытия были сделаны в советское время. Газовая инфраструктура развита локально -только в Якутии и в Иркутской области, где добыча газа ведется в ограниченных объемах, на Камчатке и в Сахалинской области. В регионе выявлено более 100 месторождений с запасами свободного газа, из которых наибольшее значение для определения стратегии освоения недр имеют уникальные по запасам Ковыктинское и Чаяндинское, слабо изученные Юрубчено-Тохомское и Собинское, а также ресурсная база шельфа Сахалина (рис. 1) [2].
Рассматривая восточное направление экспорта российского газа2, необходимо учитывать, что здесь у России имеются серьезные конкуренты. Так, экспорт в Китай стремятся наладить такие страны, как Туркмения, Узбекистан и Казахстан. В декабре 2009 г. состоялся пуск казахстанского участка газопровода Туркменистан - Узбекистан - Казахстан -Китай. Согласно проектной документации к 2010 г. объем поставок газа в Китай через этот газопровод должен был достичь 13 млрд м3, а после полного завершения строительства газопровода в декабре 2012 г. увеличится до 30 млрд м3 газа в год, причем по 10 млрд м3 газа будут экспортировать в Китай транзитные государства - Узбекистан и Казахстан [1]. Газопровод из Средней Азии в Китай будет иметь общую протяженность 7 тыс. км, его стоимость оценивается в 6,7 млрд долл.
1 ОАО «Газпром» контролирует около 60 % российских запасов газа. На его долю приходится 84 % общероссийской добычи газа, и практически 100 %о транспортировки. Основные газодобывающие активы сосредоточены в Уральском федеральном округе: «Ямбурггазодобыча» - 192 млрд м3 в год, около 35 %о всей добычи; «Уренгойгазпром» - 165 млрд м3 в год, или около 30 %; «Надымгазпром» - 70 млрд м3 в год, около 13 % всей добычи.
34 -
2 Федеральной закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» устанавливает единый канал сбыта природного газа за рубеж, при котором монопольным поставщиком этого энергоресурса зарубежным покупателям могут быть только структуры
«Газпрома». Через систему ООО «Газпром экспорт» концерн продает газ примерно в три десятка стран мира по системе долгосрочных контрактов.
Рис. 1. Транспортная инфраструктура и населенность районов Восточной Сибири и Дальнего Востока [2]
Основными покупателями туркменского газа являются Иран, Китай и Россия, которая потребляет около 50 млрд м3 в год, причем аналитики предполагают, что размеры поставок туркменского газа в Россию скоро достигнут 70-80 млрд м3 в год. Необходимо отметить, что газ из Туркмении поставляется также в Европу через систему газопроводов «Средняя Азия - Центр», проходящих по узбекской, казахстанской и российской территориям, причем ОАО «Газпром» обеспечивает транзит и выполняет функции оператора [12].
Китай - далеко не единственная страна АТР, которая развивает газовую энергетику. Япония, один из лидеров потребления сжиженного природного газа (СПГ) в современном мире, задолго до мирового финансового кризиса предприняла серьезные шаги по переходу с нефти на газ. Так, еще в 2005 г. министерство экономики Японии предложило группе крупных японских компаний создать консорциум по добыче и международной торговле СПГ. В эту группу вошли Nippon Oil, Japan Oil, Gas and Metals National Corporation, Nippon Steel, Inpex Corp., Japan Petroleum Exploration, Cosmo Oil и Chiyoda Corp [5].
Согласно прогнозу Минэкономразвития России, в 2011-2013 гг. ожидается ускоренный рост объемов российского экспорта энергоносителей, связанный с выводом на проектную мощность промысловых нефтегазовых комплексов проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» [8].
Аварии на АЭС «Фукусима-1», вызванные сильнейшим землетрясением 11 марта 2011 г., привели к существенному росту мирового спроса на газ. Продолжительная приостановка Японией 11 атомных реакторов потребует увеличить объемы импорта газа в эту страну на 5-7 млрд м3. Это уже вызвало удорожание стоимости сырья до докризисного уровня.
Некоторые страны поспешили заявить о сворачивании своей атомной программы. Так, Германии, планирующей остановить семь реакторов, потребуется не менее 15 млрд м3 газа уже в ближайшее время, что также способно привести к росту цен на него [3].
Индия, которая уже в 2005 г. потребляла до 5 млн т СПГ, увеличила его потребление за прошедшие годы еще на 2-2,5 млн т. Чтобы обеспечить индийцам рост потребления СПГ, крупная малазийская компания Malaysia International Shipping Corp. (MISC) - один из ведущих операторов по пе-
ревозке сжиженного газа, имеющий 18 специальных танкеров, - совместно с индийскими инвесторами создала компанию для транспортировки этого вида топлива [5].
Республика Корея также наращивает потребление газа для нужд промышленности. Это уже привело к выработке документа «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области газовой промышленности» (заключено в г. Сеуле 17.10.2006) [4]. В частности, Соглашение охватывает следующие области сотрудничества:
1) поставки трубопроводного природного газа из Российской Федерации в Республику Корея;
2) научно-техническое сотрудничество в области газовой промышленности;
3) строительство, модернизация и техническая эксплуатация газопроводов, хранилищ газа и других объектов инфраструктуры газовой промышленности;
4) обеспечение сервисных услуг в области газовой промышленности;
5) поиски, изучение, освоение и эксплуатация месторождений газа;
6) развитие соответствующей правовой базы в области газовой промышленности;
7) охрана окружающей среды;
8) обмен опытом и внедрение современных технологий в области транспортировки природного газа, включая технологии сжижения и сжатия газа;
9) развитие инфраструктуры месторождений газа, а также береговых терминалов для отгрузки и транспортировки сжатого и сжиженного природного газа;
10) поставка природного газа конечным потребителям в Республику Корея и в третьи страны [4]. Стоит отметить, что 20 февраля 2012 г. в Сеуле
состоялась очередная рабочая встреча представителей ОАО «Газпром» и корейской газовой корпорации Kogas, на которой стороны обсудили условия поставок российского природного газа в Республику Корея через территорию КНДР. В последнее время частота рабочих встреч по данному проекту и скорость сближения позиций сторон по важнейшим вопросам увеличились, что позволяет надеяться на начало реализации проекта в ближайшем будущем.
В России с 2007 г. действует государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом
возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (далее - Восточная газовая программа), одобренная Правительственной комиссией по вопросам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и воспроизводства минерально-сырьевой базы и утвержденная приказом Минпромэнерго России от 03.09.2007 № 340 [9]. Координировать деятельность по реализации программы Правительство РФ поручило ОАО «Газпром».
Газовый потенциал Дальнего Востока и Восточной Сибири
Как уже было сказано в самом начале статьи, Восточная Сибирь и Дальний Восток обладают значительным газовым потенциалом. Вместе с тем его геологическая изученность является крайне низкой и неравномерной.
Хорошие предпосылки открытия значительных газовых месторождений, наличие крупных потенциальных покупателей газа из числа стран АТР -соседей России, а также высокая значимость с точки зрения социально-экономического развития Востока страны определили «восточный вектор» стратегических интересов России в этой сфере. Запасы и ресурсы газа Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяют создать новые крупные центры газодобычи, и на длительный срок обеспечить как внутренние потребности восточных регионов России, так и экспортные поставки в страны АТР (рис. 2).
В настоящее время можно говорить о следующих газовых и газоконденсатных месторождениях, расположенных на Востоке страны:
1) Юрубчено-Тохомское. Запасы - 700 млрд м3;
2) Собинско-Пайгинское. Запасы - 170 млрд м3;
3) Ковыктинское. Запасы - 2 000 млрд м3;
4) Чаяндинское. Запасы - 1 240 млрд м3;
5) «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Запасы - 900 млрд м3;
6) перспективные участки Сахалинского шельфа (Сахалин-3, 4 и т. д.) [10].
На Востоке России будут сформированы центры газодобычи в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Камчатском крае. Программой определено, что вместе с созданием центров газодобычи и единой системы транспортировки газа будут синхронно развиваться газоперерабатывающие и газохимические производства, в том числе мощности по производству гелия и сжиженного природного газа.
Рис. 2. Газовые ресурсы и формирование газотранспортной системы на Востоке России
Таким образом, стратегией развития Востока России предусматривается, что газовая и перерабатывающая отрасли там будут развиваться комплексно, с учетом того, что «природные газы Восточной Сибири и Якутии характеризуются высоким содержанием полезных углеводородных компонентов (этана - 3,4-6,1 %, пропана - 1,1-1,7 %, бутанов -0,4-1,1 %, стабильного конденсата - 0,3-72,3 г/м3), которые могут служить ценным сырьем для нефтехимической промышленности. Концентрации гелия в газах месторождений Восточной Сибири и Юго-Западной Якутии исключительно велики: в газе Со-бинского месторождения - 0,5 %, Ковыктинского -0,26 %; в месторождениях Якутии - 0,2-0,6 %» [2]. Преимущества восточного газа, содержащего много ценных компонентов, должны быть использованы с максимальной эффективностью. Для этого необходимы тщательная экспертиза проектов и действенный контроль со стороны государства.
Сибири и на Дальнем Востоке. В том числе на право пользования недрами Чаяндинского месторождения в Якутии, Ковыктинского и Чиканского месторождений в Иркутской области, Собинского месторождения в Красноярском крае, Киринского и Южно-Киринского месторождений на шельфе о. Сахалин.
Для увеличения ресурсной базы «Газпром» ведет геологоразведку в Красноярском и Камчатском краях, Иркутской области, в Республике Саха (Якутия) и на шельфе Охотского моря. К 2030 г. в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах ОАО «Газпром» планирует прирастить до 7 трлн м3 газа.
По заявлениям менеджмента компании, приоритетом работы «Газпрома» на Востоке и базовым принципом Восточной газовой программы является первоочередное газоснабжение российских потребителей. Однако это не исключает крупных экспортных проектов, таких как поставка СПГ в Японию и трубопроводного газа в Республику Корея и Китай.
Ресурсная база «Газпрома» на Востоке России
«Газпром» располагает на Востоке России существенной ресурсной базой, позволяющей корпорации реа-лизовывать крупные инфраструктурные проекты. В настоящее время «Газпрому», его дочерним и зависимым обществам принадлежит несколько десятков лицензий на право пользования участками недр в Восточной
Реализация ОАО «Газпром» Восточной газовой программы
Чиканское месторождение (Иркутская область). В 2008 г. введено в опытно-промышленную эксплуатацию. Прорабатываются вопросы создания газотранспортных мощностей, в том числе для обеспечения природным газом городов Саянск, Ангарск и Иркутск.
Собинское месторождение (Красноярский край). Завершены геологоразведочные работы, ведется подсчет запасов. Прорабатывается возможность создания на базе газа Собинского месторождения газоперерабатывающего и газохимического комплексов.
Чаяндинское месторождение (Республика Саха (Якутия)). Уникальное по запасам газа месторождение в Якутии, содержащее также значительные объемы гелия. Проводятся геологоразведочные работы. В соответствии с технологической схемой разработки месторождения наиболее оптимальный вариант добычи - 25 млрд м3 газа в год. Начало добычи нефти запланировано на 2014 г., газа - 2016 г.
В 2012 г. «Газпром» приступит к строительству газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток». Прорабатываются вопросы создания на базе газа Ча-яндинского месторождения газоперерабатывающих мощностей, а также мощностей по производству СПГ в Приморском крае.
Газоснабжение Камчатки. «Газпром» ведет обустройство Кшукского и Нижне-Квакчикского
Рис. 3. Развитие добычи газа и газотранспортной системы на п-ове Камчатка
месторождений на западном побережье Камчатского полуострова. В сентябре 2010 г. введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Соболево -Петропавловск-Камчатский», начались поставки газа в краевой центр (рис. 3). Проект также предусматривает строительство распределительных сетей в г. Петропавловске-Камчатском и газификацию населенных пунктов вдоль трассы газопровода. Камчатская ТЭЦ-2 стала «пилотным» объектом, который газифицирован с запуском магистрального газопровода «Соболево - Петропавловск-Камчатский». Следующим на очереди объектом является ТЭЦ-1 г. Петропавловска-Камчатского, затем на газ будут переведены муниципальные котельные Петропавловска-Камчатского и населенные пункты, расположенные вдоль трассы газопровода, в частности город Елизово.
ОАО «Газпром» ведет поисково-разведочные работы на Западно-Камчатском участке шельфа. В случае подтверждения там запасов газа эти участки станут дополнительной ресурсной базой как для развития газификации Камчатки, так и организации поставок газа за ее пределы.
Сахалинский шельф является наиболее подготовленным к началу добычи и организации поставок газа потребителям Дальнего Востока России.
Проект «Сахалин-2» - крупный интегрированный СРП-проект, осуществляемый международным консорциумом. Основным акционером проекта является ОАО «Газпром». В рамках проекта «Сахалин-2» был построен первый в России завод по производству СПГ. Поставки российского СПГ зарубежным потребителям начались в 2009 г. В 2010 г. завод СПГ вышел на проектную мощность - 9,6 млн т СПГ в год. «Роялти» и доля Российской Федерации в прибыльной продукции будут направлены на газоснабжение Дальнего Востока.
Проект «Сахалин-3». В 2009 г. Правительством РФ принято решение о передаче «Газпрому» лицензий на Киринский, Восточ-но-Одоптинский и Аяшский блоки проекта. Ведутся геологоразведочные работы. На Ки-ринском месторождении (лицензия получена в 2008 г.) проводятся работы по обустройству, начало добычи запланировано на 2012 г. В 2010 г. на Киринском участке открыто крупное Южно-Киринское месторождение. Запасы
месторождений «Сахалина-3» станут одним из источников газа для газотранспортной системы (ГТС) «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» (рис. 4).
Эта ГТС является одним из первоочередных объектов Восточной газовой программы и необходима для развития газоснабжения Хабаровского края и Сахалинской области, организации газоснабжения Приморского края. В сентябре 2011г. в соответствии со сроками, установленными Правительством РФ, первый пусковой комплекс ГТС был введен в эксплуатацию, начались поставки газа потребителям Владивостока.
Протяженность первого пускового комплекса ГТС составила 1 350 км, производительность - 6 млрд м3 газа в год. В дальнейшем система сможет обеспечить транспортировку около 30 млрд м3 сахалинского газа. Газотранспортная система позволяет обеспечить газом крупных промышленных потребителей сразу в нескольких дальневосточных регионах, начать масштабную газификацию. Кроме того, созданы условия для организации поставок газа в страны АТР.
Газотранспортная система «Сахалин -Хабаровск - Владивосток» позволит обеспечить газом большинство потребителей Хабаровского и Приморского краев, Еврейской АО и Сахалинской области.
Развитие газификации на Востоке
Газификация регионов Российской Федерации -одно из приоритетных направлений деятельности ОАО «Газпром». Работа «Газпрома» по газификации российских регионов направлена на достижение максимального экономически оправданного уровня газификации РФ. Несмотря на значительные ресурсы природного газа, средний уровень газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока не превышает 7 %, тогда как в целом по России он составляет 63,1 %. Такое положение должно быть изменено.
В настоящее время из четырнадцати регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока с одиннадцатью «Газпром» подписал соглашения о сотрудничестве и с десятью - договоры о газификации. В 2007 г. была разработана Генеральная схема газоснабжения и газификации Дальневосточного федерального округа. В 2009 г. «Газпромом» была завершена разработка генеральных схем одиннадца-
Рис. 4. Газотранспортная система «Сахалин - Хабаровск - Владивосток»
ти регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, в 2010 - еще двух.
Генеральными схемами предусматривается комплексный подход к газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Наряду с сетевым природным газом предполагается широко использовать сжиженный углеводородный и природный газ.
С 2008 г. впервые в программу газификации были включены регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири. Среди них - Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край и Сахалинская область. С 2009 г. в программу, в том числе, дополнительно вошли Приморский край, Камчатский край и Еврейская автономная область.
По последним данным, ОАО «Газпром» переводит идею о строительстве завода по производству СПГ в окрестностях Владивостока в стадию проектирования. Профильным подразделениям корпорации в марте 2012 г. предписано подготовить в I квартале 2013 г. обоснование инвестиций по строительству этого завода.
В прогнозе потребления газа предприятиями нефтехимии по интенсивному варианту Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г. [7] предусматривается поставка газа на газохимию по Восточной Сибири в объемах по 6,6 млрд м3 в 2020 г. и 2030 г., по Дальнему Востоку - по 7,0 млрд м3 соответственно.
Ввод новых мощностей по выпуску продукции нефтегазохимического комплекса с учетом добычи сырья и ожидаемой потребности прогнозируются в основном за рамками данной Стратегии, в Восточной Сибири с 2017 г., на Дальнем Востоке - не раньше 2020 г. Предусматривается создание газохимических комплексов в Красноярском крае, в Республике Саха (Якутия), а также реконструкция Ангарского и Саянского нефтехимических комплексов. В рамках данной Стратегии прогнозируется начало производства этилена, винилхлорида и поливинилхлорида в 2012 г., этиленгликоля - в 2013 г. и пропилена - в 2015 г.
По оценкам Международного энергетического агентства (1ЕА), в результате финансового и экономического кризиса в 2009 г. впервые снизилось потребление энергии в мире, но при реализации базового сценария восстановления экономики, прогнозируемого Международным валютным фондом (МВФ) и Мировым банком, оно может быстро вернуться на прежнюю траекторию роста. В базовом сценарии мировой спрос на первичные энергоресурсы будет расти в 2010-2015 гг. в среднем на 2,5 % в год. Таким образом, с учетом снижающейся добычи в традиционных районах (Западная Сибирь) у ОАО «Газпром» нет другой возможности решения задач, обозначенных в Восточной газовой программе, как развитие газодобычи в Восточной Сибири и Дальнем Востоке.
Несмотря на бурное развитие новых нетрадиционных источников энергии, ископаемое топливо остается доминирующим первичным источником энергии во всем мире, и на него приходится более 3/4 общего роста энергопотребления. В абсолютном выражении максимальный рост спроса в прогнозный период будет приходиться на уголь, за которым следуют газ и нефть.
По оценкам международных энергетических организаций, на протяжении прогнозного периода (2010-2015 гг.) возможности роста предложения нефти, газа и других традиционных видов энергии на мировом рынке будут ограничены сокращением и недостатком капитальных вложений под влиянием роста затрат на освоение новых месторождений и на увеличение добычи на существующих мощностях.
Заключение
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке подготовлена реальная сырьевая база, позволяющая ускоренными темпами развивать добычу природного газа. Имеющихся запасов и прогнозируемых ресурсов газа вполне достаточно для того, чтобы начать реализацию крупных газовых проектов. При благоприятном развитии событий (наличие инвесторов, создание необходимой инфраструктуры) к 2020 г. годовая добыча в восточной части России может достичь 136 млрд м3 газа [2].
В Иркутской области на Ковыктинском месторождении добыча газа к 2020 г. может достичь 40,5 млрд м3 газа в год при условии развития ГТС и наличия потребителей. В Эвенкии начало добычи прогнозируется в 2013-2015 гг., к 2020 г. годовой объем добычи может достичь 22,5 млрд м3 в год. В Республике Саха (Якутия) добыча газа будет постепенно расти, широкомасштабная добыча может начаться в 2015 г. и составить 35 млрд м3 в год и более. К 2020 г. остров Сахалин и его шельф смогут давать 3 8 млрд м3 в год, причем имеется возможность сохранить достигнутые объемы добычи газа на протяжении нескольких десятилетий, поскольку наряду с разведанными запасами газа имеются надежные резервы для дальнейшего наращивания сырьевой базы [2].
Высокое содержание в восточном природном газе полезных компонентов и гелия создает хорошую базу для развития на Востоке страны нефте-газохимии.
Как видно из статьи, планов и документов, декларирующих будущее развитие газовой отрасли Востока России, много, может быть, более чем достаточно. Одни страдают масштабной неконкретностью (ряд стратегий), другие - чрезмерной детальностью при отсутствии интегральности.
Ясно одно - сейчас многое в руках ОАО «Газпром» и Правительства РФ.
Основные вопросы, на которые придется ответить в ходе реализации Восточной газовой программы, - как обеспечить надежный и выгодный сбыт произведенной продукции, где взять средства на все проекты, когда они станут реальностью, и какой эффект получат восточные регионы России при их реализации. Ведь не секрет, что при оценке эффективности проектов в основном учитываются интересы частных инвесторов и оцениваются частные экономические эффекты. Второй вопрос - насколько экономика Китая, не совсем расставшаяся
с принципами социалистического планирования, готова принять условия формирования цены на российский газ. Ведь известно, что в отношении развития экспорта в Поднебесную российской нефти этот вопрос стал камнем преткновения.
В конце апреля 2012 г. в Москве на совместном российско-китайском форуме было подписано 27 соглашений о сотрудничестве между российскими и китайскими компаниями на сумму 15 млрд долл. Самые крупные проекты связаны с Сибирью и Дальним Востоком [11].
Сырьевые проекты - это то, в чем в первую очередь заинтересованы китайские инвесторы. Для развития инвестиций Россия и Китай в 2012 г. создадут совместный инвестиционный фонд размером до 4 млрд долл. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Китайская инвестиционная корпорация (С1С) договорились создать такой совместный фонд еще в 2011 г. Стороны внесут в капитал фонда по 1 млрд долл., он может быть увеличен за счет других китайских инвесторов.
По мнению экспертов из РФПИ, китайские фонды обладают большим объемом долгосрочных и относительно дешевых ресурсов, а также уникальной собственной экспертизой. В России, в свою очередь, растет количество проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, что стимулирует внимание китайцев. Они ищут солидных партнеров: проекты должны быть значимыми и пользоваться поддержкой государства.
Другие аналитики считают, что дополнительным стимулом являются льготы, которые получат инвесторы в сибирские и дальневосточные проекты. Так, корпорация развития Сибири и Дальнего Востока, проект создания которой находится в Правительстве РФ, будет освобождена на 10 лет от федеральных налогов на прибыль, на добычу полезных ископаемых и от водного, а также на пять лет - от региональных: на имущество, землю и транспорт.
Способность российского газового монополиста привлекать крупные кредитные ресурсы и разрешать острые проблемы с потенциальными потребителями в странах АТР, и в не меньшей степени - способность государства контролировать самого газового монополиста, во многом определят, будет ли Восточная газовая программа продуктом взвешенного расчета, станет ли она эффективным инструментом развития Востока России или останется пусть и масштабной, но все же в большей степени политической игрой, направленной на удержание позиций на европейском рынке и «усмирение» стран-транзитеров.
Список литературы
1. Азиатский газ пошел в Китай в обход России. [Электронный ресурс]. URL: http://www. finansmag. ru/news/49165.
2. Анализ перспектив освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Москва: ОАО «Компания РУСИА Петролеум», Информационно-аналитический центр «МИНЕРАЛ» ФГУНПП «Аэрогеология», 2002.
3. Атомный кризис обогатит «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www. finam. ru/analysis/ specitem00010/default. asp?utm_source=finam. info&utm_medium=tizer&utm_campaign=gazprom_ atom.
4. Бюллетень международных договоров. 2007. № 2. С. 75-78.
5. Верхотуров Д. Азия переходит на газ // Эксперт, 2005. 5 сентября. № 33 (479).
6. Иноземцев В. Modernizatsya. ru: Бесперспективные проекты // Ведомости, 2009. 10 августа. № 147 (2417). [Электронный ресурс]. URL: http:// www. vedomosti. ru/newspaper/article/2009/08/10/2 08962.
7. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года: приказ Минпромэнерго России от 14.03.2008 № 119. URL: http://v2009.minprom. gov. ru/activity/chem/strateg/0/Strategiya_razvitiya_ himicheskoj_i_neftehimicheskoj_promyshlennosti_ na_period_do_2015_goda. doc.
8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития России). URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=LAW;n=105711;frame=200.
9. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР: приказ Минпромэнерго России от 03.09.2007 № 340.
10. Сайт ОАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www. gazprom. ru/.
11. Терентъева А., Кудинов В. Китай заплатит за недра Сибири и Дальнего Востока. [Электронный ресурс]. URL: http://www. vedomosti. ru/finance/news/1699504/kitaj_zaplatit_za_nedra_ rossii?from=newsletter-editor-choice.
12. Туркменский газ подорожает в два раза // Финанс, 2008. 4 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://www. finansmag. ru/news/365.