ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧАЯНДИНСКОГО НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ
Э. И. ЕФРЕМОВ, доктор экономических наук Институт региональной экономики Севера
А. Э. ЕФРЕМОВ, заместитель генерального директора ООО «Якутгазстрой»
Развитие производства на основе разработки и переработки нефти и природного газа должно быть ориентировано на потребителя внутреннего и благоприятного внешнего рынков с учетом потенциальных возможностей освоения, экономической эффективности реализации высоколиквидных продукций их переработки. Постоянно меняются экономическая и энергетическая политика и стратегия в стране, в соответствии с этим происходят изменения в законодательно-правовом механизме природопользования, в частности по распоряжению природными ресурсами, акционерной собственностью, в области взаимоотношений корпоративных и региональных хозяйствующих структур и т.д. В этих условиях особенно остро проявляется тенденция снижения хозяйствующей роли регионов, в особенности в субъектах с ре-сурсоориентированной экономикой. В последнее время они практически получили возможность решать крупные мега-проекты интенсивного освоения природных ресурсов, находящихся на их административной территории. Такое положение требует разработки глубокообоснованных и законодательно подкрепленных направлений освоения и комплексного использования природных ресурсов Республики Саха (Якутия) — РС (Я), в частности углеводородных, от которых зависят перспектива эффективного развития региональной газовой отрасли и перерабатывающей промышленности и в большей мере дальнейшее интенсивное развитие экономики республики.
Рассмотрим подробнее ретроспективу проектов освоения месторождения. Чаяндинское
нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) по своему ресурсному потенциалу, а также народнохозяйственному значению может стоять в одном ряду с такими крупнейшими месторождениями Восточной Сибири, как Собинско-Пайгинское, Юрубчено-Тохомское и Кабактинское. По данным ОАО «Газпром», определенная часть этих месторождений уже находится в распоряжении отдельных нефтегазовых компаний. Например, держателем лицензии на все запасы по категориям С и С1 Ковыктинского газоконденсатного месторождения (ГКМ) является ОАО «РУСИА Петролеум», основными акциями которого владеют ОАО «ТНК» (29 %), ВР-Атосо (32,9 %), группа «Интеррос» (25,7 %) и Фонд имущества Иркутской области (11,7 %). Практически всеми запасами по категории С1 (98 %) Юрубчено-Тохомского НГКМ владеет ОАО «ВостСибнефтегаз». Все запасы Чаяндинского и большая часть (80 %) Собинско-Пайгинского НГКМ находятся в нераспределенном фонде недр. Хотя стало известно, что лицензия на освоение данного месторождения представлена ОАО «Газпром» без участия в тендере. Такой подход в распределении стратегических ресурсов не отвечает не только рыночным принципам, но требованиям закона «О недрах», предусматривающего обязательное проведение конкурсов или аукционов при решении вопросов пользования недрами.
Таким образом, можно сказать, что до настоящего времени неизвестно, какая крупная российская компания в будущем будет владеть лицензией на эксплуатацию Чаяндинского месторождения. Между тем проект его промышленного освоения
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
33
с ориентацией на экспорт рассматривается вот уже в течение более 10 лет. В начале выдвижения данного проекта в 1997 г. был рассмотрен вопрос возможности экспорта чаяндинского газа в Республику Корея. В связи с этим разрабатывался проект «Саха-газ». А с 1998 г. налаживается сотрудничество по поставке природного газа в северо-восточные районы Китая и 17 марта этого же года подписывается соглашение об организации сотрудничества с китайской государственной корпорацией СNРС.
В последующие годы, хотя и не были приняты кардинальные решения по вовлечению в хозяйственный оборот Чаяндинского месторождения, с различной интенсивностью продолжались работы по разработке проектных вариантов. Более существенный сдвиг по решению данного программного проекта произошел во время визита В. В. Путина в 2006 г. в Китайскую Народную Республику, где ОАО «Газпром» и СNРС подписали меморандум о строительстве газопровода из России в Китай. Несмотря на это, практическая реализация проекта экспорта чаяндинского газа продолжает оставаться не только открытой (практически нерешенной), но и возникают новые непредвиденные сложности, связанные со сроком разработки месторождения. ОАО «Газпром» в своей программе (2001—2002 гг.), состоящей из трех вариантов экспортных поставок газа: «Восток», «Центр» и «Запад», целью которой становится газификация субъектов Сибири и Дальнего Востока, начало разработки Чаяндинского месторождения отодвигает на 2030 г. В результате этого не рассматривается не только вопрос об утверждении реальной схемы развития газовой промышленности, но и не принимается решение о проведении аукциона. Хотя Чаяндинское месторождение вот уже три года ставится на аукционы, но также три года снимается с них. Однако в последние годы резко проявилась заинтересованность ОАО «Газпром» в более ускоренном освоении данного месторождения. Такое положение подтверждается разработкой Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Концепция данного документа основывается на следующих ключевых позициях:
• приоритет удовлетворения спроса российских
потребителей;
• создание базы социально-экономического
прогресса Восточной Сибири и Дальнего
Востока и совершенствование структуры их топливно-энергетического баланса;
• поддержание устойчивого газоснабжения в России;
• осуществление генеральной экспортной политики на базе единого экспортного канала;
• расширение единой системы газоснабжения (ЕСГ) на восток и усиление интеграции Восточной Сибири и Дальнего Востока в единое экономическое и государственное пространство России (т. е. Восточную Сибирь и Дальний Восток следует рассматривать как единое экономическое и государственное пространство). В этом плане Чаяндинскому месторождению
отводится миссия быть базовым для газификации южных районов Республики Саха, Амурской области, а также возможных экспортных поставок газа в страны Северо-Восточной Азии. Кроме того, согласно данной программе, в республике максимально приближено начало промышленного освоения Чаяндинского НГКМ — начиная с 2016 г. Руководители ОАО «Газпром» более ускоренный срок разработки месторождения объясняют тем, что именно сегодня возникла необходимость проведения доразведки месторождения, поскольку газовый потенциал характеризуется весьма низкой степенью разведанности — всего 7,3 % и требует дальнейшего прироста запасов, а также обустройства промысла. Кроме того, необходим системный подход комплексного использования ресурсов данного месторождения с выделением не только попутных продуктов — нефти и конденсата, но и переработки газа для получения высоколиквидных компонентов: метана, этана, пропана, бутана, гелия и др. Для этого следует создать производственную инфраструктуру, в состав которой должны быть включены высокотехнологичные газоперерабатывающие производства.
В «Восточной программе», разрабатываемой ОАО «Газпром», предусматривается возможность подготовки к освоению промысла в 2008—2013 или 2009—2016 гг. с таким расчетом, чтобы добычу газа на Чаяндинском месторождении довести до 30 млрд м3 уже к 2016 г. Это подтверждают и другие многочисленные публикации, затрагивающие проблемы создания новых центров газовой промышленности на востоке России [2].
Министерство природных ресурсов РФ, исходя из проведенного им анализа состояния ресурсной базы развития газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на 01.01.2004 и оценки прогнозных ресурсов, предлагает пре-
дусмотреть очень незначительное разделение во времени вводов в разработку Ковыктинского и Ча-яндинского месторождений [3]. При этом следует отметить, что освоение Ковыктинского месторождения, если исходить из сроков, закрепленных в лицензионном соглашении, предусматривается не позднее 2015 г. Считается, что в интересах государства целесообразно поставлять газ из Чаяндинского месторождения, поддерживая тем самым высокие экспортные цены на газ и направляя более дешевый — ковыктинский газ на внутренний рынок. Следовательно, если исходить из приведенных факторов, то продление срока начала освоения Чаяндинского месторождения вплоть до 2030 г., по предложению ОАО «Газпром», видимо, будет максимально сокращено. Однако при этом будут учтены и те сроки, которые необходимы для разворачивания работ не только по доразведке месторождения, проектированию, обустройству промысла, но и проектированию газотранспортной инфраструктуры, подземных хранилищ газа и гелия, газоперерабатывающего завода и газохимического комбината.
Грандиозные масштабы программных проектов развития газовой промышленности в РС (Я) объективно требуют соблюдения достаточно продолжительного срока реализации, а также надежного инвестора для освоения не только месторождения, но и формирования перерабатывающей и газохимической промышленности. Кроме того, из-за неопределенности срока ввода в эксплуатацию месторождения еще не решен вопрос о недропользователе. И это также становится сдерживающим фактором начала освоения Чаяндинского месторождения. А самое главное в этом вопросе — это отсутствие согласованности со странами-импортерами в определении объемов и рыночной цены экспорта газа.
Таким образом, выясняется, что при освоении крупнейших месторождений природного газа Восточной Сибири и Якутии недопустимо форсирование добычи без подготовки соответствующих условий не только комплексного использования такого ценнейшего энергетического, а также и химического сырья, как природный газ, но и решение проблем взаимовыгодного сотрудничества с потенциальными импортерами и инвесторами. Следовательно, на данный момент совершенно актуальным становится оптимальный, а не слишком ускоренный вариант разработки Чаяндинского месторождения. Это не означает замораживания чаяндинского проекта, а наоборот, фактически
обоснованное решение вопроса в аспекте учета сложнейших вопросов социально-экономического развития не только РС (Я), но и всего Востока России. Поэтому Чаяндинский проект должен быть реализован в единой структурной системе освоения нефтегазовых ресурсов Сибири и Дальнего Востока, причем с соблюдением оптимальных сроков, очередности и масштабов их вовлечения в народнохозяйственный оборот.
В этом плане, например, в оптимизационной модели освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и формирования газотранспортной системы, соответствующей задачам социально-экономического развития региона и учитывающей рентабельный уровень цен на газ в регионах Сибири и Дальнего Востока, разработанной ОАО «Газпром», были предложены следующие варианты этапов освоения газовых ресурсов:
• первый этап включает освоение находящегося в Иркутской области Ковыктинского ГКМ, наиболее подготовленного к разработке. При этом учитывается целесообразность одновременного ввода в эксплуатацию газопровода протяженностью 540 км от Ковыктинского месторождения до центров потребления газа (Ангарский промышленный узел) в Иркутской области и конденсатопровода протяженностью 220 км для обеспечения сырьем Ангарского нефтехимического комплекса. Для выделения гелия из газа в районе Балаганска предусматривается строительство газоперерерабатыва-ющего завода с максимальной мощностью 25 млрд м3;
• второй этап предусматривает не только бесперебойное функционирование важнейшей федеральной единой системы газоснабжения (ЕСГ) России, но и ее расширение на восток. С этой целью намечено строительство магистрального газопровода от Балаганска до Проскоково (в районе г. Юрга Кемеровской обл.) протяженностью 1 419 км. Ввод в эксплуатацию этого газопровода позволит подать газ потенциальным потребителям, расположенным в районах прохождения трассы и на газопроводах-отводах к Ачинску, Анжеро-Судженску и т.д. Избыток газа, добываемый на Ковыктинском месторождении и не реализованный потребителям Восточной Сибири, будет направлен в ЕСГ России. Поскольку цены на этот газ будут конкурентоспособны с ценой, намечаемой для потребителей России проектом «Энергетической стратегии
РБгионАльнАя экономикА: теория и практика
35
страны до 2020 г.», это позволит пополнить балансовую часть топливно-энергетических ресурсов России в зоне влияния ЕСГ. Освоение Чаяндинского месторождение в Республике Саха на данном этапе как базовый ресурсный центр позволит газифицировать потребителей южно-якутского промышленного узла, трассы Байкало-Амурской магистрали, потребителей Амурской области и перспективных поставок природного газа в Китай и Корею. Параллельно будут проводиться завершающие работы по строительству газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток;
• третий этап рассчитан на освоение газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и предусматривает ввод в эксплуатацию НГКМ Красноярского края: Собинско-Пайгинского с максимальным объемом добычи природного газа 7,3 млрд м3, Юрубчено-Тохомского с объемом добычи газа 10,7 млрд м3. Месторождения будут подключены к газопроводу Балаганск—Проскоково.
На Дальнем Востоке предусмотрены освоение месторождений Сахалинской области по проектам «Сахалин — 4», «Сахалин — 5» и «Сахалин — 6» и газификация Приморского края. Возможно развитие комплекса по отгрузке сжиженного природного газа в районе г. Корсаков на Сахалине. Для регулирования сезонной неравномерности газопотребления в этом районе намечено создание подземных хранилищ газа (ПХГ): в Хабаровском крае — Малоситинского ПХГ с объемом порядка 700 млн м3 газа и на острове Сахалин — Тунгорского ПХГ с объемом 500 млн м3 газа;
• четвертый этап предусматривает дальнейшее расширение газификации Дальнего Востока сахалинским газом за счет строительства газопроводов-отводов в Приморском крае. Также на этом этапе предполагается продолжение газификации Восточной Сибири, в том числе Красноярского края и Хакасии. Поэтапность освоения богатейших ресурсов
природного газа даст возможность создать не только высокоэффективную энергетическую систему в регионах Сибири и Дальнего Востока, но и позволит совершенствовать структуру топливно-энергетической базы европейской части России.
Рассмотрим в связи с этим формирование и развитие газотранспортной системы. Общеизвестно, что в социально-экономическом развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока немаловажную роль играет маршрут магистрального газопровода,
являющийся основой ускоренного развития внутренней системы газоснабжения потребителей. В этом плане в настоящее время также существуют различные предложения и варианты. Так, например, сибирские ученые считали и считают, что при поставке природного газа из Восточной Сибири и Якутии наиболее целесообразно размещение маршрута магистрального газопровода по территории юга Восточной Сибири. Здесь экономически наиболее эффективным считают маршруты Чита—За-байкальск—Харбин—Далянь—Пекин и Пьентек (Руео^аек). По такой же трассе в свое время был предложен и нефтепровод. Основным козырем здесь считалось совмещение коридоров для нефте-и газопроводов, что, по их расчетам, на 10—15 % сокращало потребности в капиталовложениях и сроки окупаемости проектов, соответственно, проекты становились инвестиционно привлекательными [4]. Однако магистральный нефтепровод строится по известной в настоящее время трассе (Северный вариант) Восточная Сибирь — Тихий океан. Только по территории Якутии уже пройдены более 1 000 км магистрального трубопровода. Если действительно экономически выгодно совмещение коридоров, как оценивают ведущие экономисты — ученые сибирских институтов, то магистральный газопровод, по сути, должен стать вторым ВСТО, т. е. ВСТО-2, повторяющим маршрут нефтепровода. К такому мнению, видимо, пришел и основной куратор газового проекта — ОАО «Газпром». Будучи в РС (Я) в качестве представителя со стороны газовой компании по обсуждению вопросов координации работы по реализации Восточной газовой программы, А. Ананенков подчеркнул, что значительная часть газопровода диаметром 1 420 мм пройдет вдоль трассы нефтепровода ВСТО. Тем самым он подтвердил возможность прохождения газопровода по маршруту Чаянда—Сковородино—Благове-щенск—Хабаровск. Видимо, такое предложение поддержат и инициаторы других проектов, считающие, что единый коридор для нефтяной и газовой магистралей значительно эффективнее, чем другие, ранее предложенные варианты. Рассмотрим также экономические реалии реализации проекта. Известные ученые А. Э. Конторович и А. Г. Кор-жубаев, основываясь на современном состоянии и перспективах увеличения разведанных запасов газа и соответственно на наличии инвестиций и благоприятной ситуации на внутреннем и внешнем рынках газа, считают вполне возможным в Восточной Сибири и Якутии довести добычу газа в 2010 г. до 11 млрд м3, в 2015 г. — до 85, в 2020 — до
115 и в 2030 г. — до 120 млрд м3 с последующим поддержанием на этом уровне за счет ввода месторождений, прогнозируемых к открытию [1]. Это, по их мнению, дает возможность удовлетворить не только внутренние потребности страны, но и обеспечить увеличение поставок в Европу, сформировать новые крупные экспортные направления — в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Кроме того, такие масштабы добычи газа позволят получить до 150 млн м3 гелия к 2020 г. Соответственно, обязательной структурной составляющей Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и другие страны АТР, должны быть разделы, обосновывающие экономическую целесообразность формирования и развития газопереработки, газохимии, гелиевой промышленности.
По имеющимся прогнозным оценкам, действительная потребность КНР и Кореи в импортном природном газе, которая может быть удовлетворена за счет поставок чаяндинского газа на выгодных для России условиях, может возникнуть не ранее 2010 г. Следовательно, прогнозная стоимость чаяндинс-кого газа в тот момент, скорее всего, будет оценена значительно дороже в соответствии с ожидаемой динамикой роста цен на внутреннем и внешнем рынках природного газа. Как показывает конъюнктурно-маркетинговый анализ, в 2011—2020 гг. ожидается достаточно существенный рост цен на природный газ не только на внутреннем (до 125 долл. /1 000 м3), но и на международном (до 175 долл. /1 000 м3) рынках.
Такая динамика перспективного роста цен на природный газ повлияла на ценовые позиции импортеров российского газа, направлена на поиски механизмов снижения цен на импортируемые ими энергетические ресурсы. В частности, китайские потребители усиливают работу по поиску альтернативных вариантов импорта природного газа за счет других стран — продуцентов углеводородных ресурсов, например включением в сферу импорта природного газа таких стран, как Иран, Катар и др. Также в процессе переговоров по импорту российского газа ведется политика по максимальному снижению экспортной цены. В долгосрочной перспективе Китай практически не желает покупать у России газ по европейским ценам, предлагая цену вдвое ниже. При такой низкой цене газа приоритетным может стать внутренний рынок, т. е. местные российские потребители. Кроме того, необоснованно низкая
экспортная цена не позволит добиться соответствующего экономического эффекта в процессе освоения месторождений, расположенных в регионах Крайнего Севера с суровыми климатическими и сложными транспортными условиями, а также удаленных от развитой магистральной газотранспортной системы и промышленно-производствен-ных центров. К таким месторождениям относится и Чаяндинское, для освоения которого требуется не только строительство капитало- и трудоемкого трубопроводного транспорта, но и не менее затратных газоперерабатывающих производств. Поэтому в целях оптимального решения проблем, связанных с освоением и использованием природного газа крупнейших месторождений, расположенных в различных регионах Сибири и Дальнего Востока страны, в частности Чаяндинского месторождения, требуется единая согласованная программа, способная учитывать и гармонично сочетать интересы не только корпораций, но и государства и регионов.
Все это свидетельствует о том, что ранее разработанные технико-экономические обоснования освоения и использования углеводородных ресурсов Чаяндинского месторождения были выполнены с учетом неоправданно низких цен. Например, цена поставки сетевого газа на экспорт, по данным разработок ВНИГНИ, ОАО «Саханефтегаз» (2000 г.), [5] составляет 50—70 долл. /1 000 м3 (франко-промысел) и 62—82 долл. /1 000 м3 (франко-ГПЗ). По расчетным данным ОАО «Газпром» (2003 г.), стоимость газа Чаяндинского месторождения в Южной Якутии и Амурской области оценивалась в 45 и 84 долл. /1000 м3. Для сравнения отметим, что стоимость газа Ковыктинского ГКМ, исходя из которой будут возмещены капитальные вложения и эксплуатационные расходы в его освоение и на транспортировку газа, в Иркутской обл. составит 35,5 долл. /1 000 м3, в Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областях — в пределах 42—52 долл. /1 000 м3.
Сводная оценка эффективности Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока (2003 г.), выполненная при расчетных стоимостях реализации 1 000 м3 газа, 1 т нефти и продукций газопереработки российским потребителям в 2005—2020 гг., показывает возможность получения выручки от реализации продукции, равной 74,9 млрд долл., балансовой прибыли — 44,3 млрд долл. При этом объем налогов в бюджеты всех уровней оценивался на уровне 30,3 млрд долл., в том числе в федеральный бюджет — 21,1 млрд долл. (69,5 %), региональные — 8,1 (26,6 %) и в
местные — 1,1 млрд долл. (3,9 %). Для реализации программы с такой экономической отдачей потребность в инвестициях составила 30,6 млрд долл., в том числе в Восточной Сибири — 15,5 млрд долл., на Дальнем Востоке — 15,1 млрд долл. Из общей суммы инвестиций основная часть (50 %) вложений предусматривалась для разработки и обустройства месторождений и порядка 12,7 млрд долл. — для строительства магистральных газопроводов. Здесь следует отметить, что в технико-экономических расчетах Программы не предусмотрена реализация гелия как стратегического сырья, хотя все инвестиции в его производство, транспортировку и хранение легли в затратную часть проекта. Следовательно, при комплексном подходе экономического расчета с учетом реализации гелия как экспортно ориентированного сырья эффективность проекта могла увеличиться не менее чем на 25 %. А с учетом ожидаемой динамики роста цен на природный газ в перспективе проект окажется экономически более рентабельным с высокой коммерческой, бюджетной и народнохозяйственной эффективностью.
Таким образом, политику повышения народнохозяйственной ценности вовлечения в хозяйственный оборот богатейших запасов Чаяндинского НГКМ необходимо строить на основе координации усилий государства и корпоративных структур по
расширению и углублению переработки сырья, а также опережающего наращивания ресурсного потенциала месторождения, считающегося базовым для реализации национального газового проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конторович А. Э. Принципы экономической оценки комплексных месторождений нефти и газа при переходе к рыночным отношениям. / А. Э. Конторович, А. А. Герт. //Геология нефти и газа. 1991. № 4. С. 25-27.
2. Лихау И. Месторождения Якутии ждут запуска ВСТО//Якутия. — 2007. — 17 июня. URL: http://www. gazetayakutia. ru/article. aspx?id=7993.
3. О Программе развития газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Восто-ка//Письмо заместителя министра природных ресурсов РФ А. А. Темкина от 17.11.2005 № 02-11-32/9793.
4. Рубан Л. С., Катаева Е. Г., Хегай В. К Геостратегические интересы Российской Федерации на Дальнем Востоке. — М. : Наука, 2006. — 480 с.
5. Технико-экономическое обоснование коэффициентов извлечения нефти по нефтяным оторочкам Чаяндинского месторождения. — М.: ОАО «Саханефтегаз», ВНИГНИ. 2000. С. 67-85.