УДК330.15
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ
Анфиса Павловна Шмидт
Новосибирский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2, магистрантка экономического факультета, тел. (383)330-09-40
В последние годы наблюдается рост объемов добычи газа независимыми газовыми производителями. За счет мощной ресурсной и производственной базы независимые газовые производители имеют огромные перспективы для развития. В статье проведен анализ стратегических проблем и возможностей развития независимых газовых компаний в России.
Ключевые слова: независимые газовые производители, проблемы развития независимых газовых производителей, возможности развития независимых газовых производителей.
STRATEGIC THREATS AND OPPORTUNITIES OF INDEPENDENT GAS COMPANIES IN RUSSIA
Anfisa P. Schmidt
Novosibirsk State University, 630090, Russia, Novosibirsk, 2 Pirogova Str., master student, tel. (383)330-09-40
Increase gas production by independent gas producers observed in recent years. Iindependent gas producers have great prospects for development through a powerful resource and production base. The article analyzes the strategic threats and opportunities for the development of independent gas companies in Russia.
Key words: independent gas producers, problems of development of independent gas producers, the possibility of the development of independent gas producers.
Направления развития независимых производителей газа в России сопряжены с решением ряда отраслевых, экономических и законодательных проблем: запрет на экспорт природного газа; ограничение доступа к газотранспортной инфраструктуре; слабая развитость магистральной газопроводной системы в регионах нового хозяйственного освоения.
Первой проблемой независимых газовых компаний в России является то, что «Газпром-Экспорт» имеет исключительное право на экспорт газа (Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ "Об экспорте газа").
Тем самым, независимые газовые компании могут продавать природный газ только на внутреннем рынке, а цены на внутреннем рынке природного газа гораздо ниже экспортных цен. Так средняя цена газа, реализуемого на внутреннем рынке для населения в 2015 г. составила 3382,62 руб./тыс. куб. м (в 2014г. она составляла 3109,9 руб./тыс. куб. м), для промышленности - 4056,2 руб./тыс. куб. м (в 2014г. 3781,5 руб./тыс. куб. м). В то время как средняя экспортная цена газа составила в первом квартале 2015 г. 265,05 долл./тыс. куб. м, что почти в 6 раза превышает уровень цен внутреннего рынка.
В России оптовые цены на газ, дифференцированы по ценовым поясам с учетом удалённости потребителя от регионов добычи газа, ежегодно утверждаются государством в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации. Предусмотрена ежегодная индексация тарифов естественных монополий, субъектом которой является «Газпром». В 2014 г. уровень индексации составил 12%, на 2015 г. запланировано 15%. Показатели индексации тарифов на газ как для промышленных потребителей, так и для населения равняются 7,5% в 2015 году, 5,5% - в 2016 году, а в 2017 году - 4,5% для населения и 3,6% для промышленности (с 2017 года предполагается введение понижающего коэффициента для промышленности в 0,8%, индексация тарифов на газ также с 1 июля) [4]
Второй проблемой независимых газовых компаний является ограниченный доступ к газотранспортной инфраструктуре.
Для поставок газа на внутренний рынок и выполнения экспортных обязательств используется единая система газоснабжения (ЕСГ), которая способна обеспечить бесперебойные поставки газа. Право собственности на ЕСГ принадлежит ОАО «Газпром».
Доступ к Единой системе газоснабжения для независимых компаний является практически ограниченным, так как ЕСГ загружена фактически полностью, но при наличие свободных мощностей ОАО «Газпром» предоставляет доступ к своим газопроводам при определённых условиях.
Условия для заключения договора о поставки для независимых компаний:
• наличие свободных мощностей на предлагаемый период;
• соответствии качества газа стандартам и техническим условиям;
• наличии у поставщиков подводящих газопроводов и газопроводов-отводов к покупателям с пунктами учета и контроля качества газа [1].
При этом требования к качеству газа, подлежащего транспортировке, условия доступа к магистральным газотранспортным сетям определены законодательством [2].
Третья проблема - слабая развитость магистральной газопроводной системы в регионах нового хозяйственного освоения. Если посмотреть на карту газотранспортной системы России, можно увидеть, что газопровод заканчивается в г. Проскоково (Кемеровская область) и все восточные территории страны остаются без доступа к ЕСГ.
Несмотря на ряд проблем, с которыми сталкиваются независимые производители газа, существует ряд благоприятных условий их развития:
1. Государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР».
2. Закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ).
Первая возможность. Базовым документом для развития газовой отрасли
на Востоке России является государственная Восточная газовая программа. Го-
сударственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа) утверждена в сентябре 2007 года приказом Министерства промышленности и энергетики РФ. «Газпром» назначен Правительством РФ координатором деятельности по реализации этой программы [2].
«Газпром» располагает на Востоке России существенной ресурсной базой, позволяющей реализовывать крупные инфраструктурные проекты. В настоящее время «Газпрому», его дочерним и зависимым обществам принадлежит несколько десятков лицензий на право пользования участками недр в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В том числе, на право пользования недрами Чаяндинского месторождения в Якутии, Ковыктинского и Чиканского месторождений в Иркутской области, Киринского и Южно-Киринского месторождений на шельфе о. Сахалин [2].
Также важным проектом Восточной газовой программы является проект «Сила Сибири», который станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока. Протяженность составит приблизительно 4000 км, производительность — 61 млрд куб. м газа в год. Проект «Сила Сибири» решит проблемы транспортировки голубого топлива к дальневосточным потребителям и на экспорт в Китай.
Вторая возможность для развития для независимых компаний - это что был подписал закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Закон гласит, что право на экспорт природного газа в сжиженном состоянии будет предоставлено, помимо ОАО "Газпром" и его дочерних обществ, пользователям недр на участках недр федерального значения, лицензия на недропользование которых по состоянию на 1 января 2013г. предусматривает строительство завода СПГ или направление добытого газа для сжижения на завод СПГ; государственным компаниям, доля участия РФ в уставных капиталах которых составляет более 50%, являющимся пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря, и их дочерним обществам, в уставных капиталах которых доля участия таких госкомпаний составляет более 50% уставного капитала, производящим СПГ из газа, добытого из указанных участков недр, или из газа, добытого при реализации соглашений о разделе продукции [1].
Третья возможность. Это объясняет то, что уровень газификации регионов Восточной Сибири и на Дальнем Востоке равен 6,9 %, а это почти в 10 раз ниже среднероссийского уровня (63,2%) (таблица). Ситуация осложняется слабой геологической изученностью этих регионов: на сегодняшний день она составляет лишь 6—7% [5]. Можно сделать вывод, что Восточная Сибирь является крупным перспективным регионом для формирования новых центров нефтяной и газовой промышленности национального и международного значения.
Таблица
Потребление и уровень газификации природным газом в Сибирском Федеральном округе и Республике Саха (Якутия) в 2014 г.
Федеральный округ, субъект РФ Потребление природного газа, млн куб. м Уровень газификации, %
Сибирский Федеральный округ 16 331,0 5,1%
Алтайский край и Республика Алтай 858,0 11,3%
Иркутская область 912,0 8,2%
Кемеровская область 3 667,0 1,8%
Красноярский край 3 926,0 31,2%
Новосибирская область 2315,0 6,1%
Омская область 3 055,0 22,9%
Томская область 1 598,0 7,4%
Дальневосточный Федеральный округ 2 951,0 7,0%
в том числе
Республика Саха (Якутия) 1 798,0 23,3%
Всего Сибирский Федеральный округ и Республика Саха (Якутия) 18 129,0 6,9%
Всего по России 514 341,0 63,2%
Доля Сибирского федерального округа и Республики Саха (Якутия), % 3,18% -
Источники: Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2014 гг.; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации //Инфо ТЭК. - № 1. - 2014 гг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. В. Путин подписал закон о либерализации экспорта СПГ. Ежедневная деловая газета РБК. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131202102526.shtml (дата обращения: 31.01.16)
2. Комков Н.И., Кротова М.В., ХудавердиевС.В. Теоретические проблемы формирования рынка природного газа в России // Сборник научных трудов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: МАКС-Пресс, 2010.
3. Официальный сайт ОАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/ (дата обращения: 31.01.16)
4. Правительство решило пока не повышать тарифы монополий на 2015 год// Международная информационная группа Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL:http://www.interfax.ru/business/419176 (дата обращения: 04.03.16)
5. Топалов А. «Газпром» сдувает Сибирь. Ведущие российское общественно-политическое интернет-издание. [Электронный ресурс]. URL:http://www.gazeta.ru/business/2013/04/04/5243689.shtml (дата обращения: 28.01.16)
6. Филимонова И.В., Эдер Л.В Особенности государственного регулирования эффективности работы нефтегазовой промышленности России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2014. - № 9. - С. 15-21.
7. Конторович А.Э., Эдер Л.В. Новая парадигма стратегии развития сырьевой базы нефтедобывающей промышленности Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2015. - № 5. - С. 8-17.
8. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Мочалов Р.А. Эффективность бизнес-стратегий российских нефтегазовых компаний // Бурение и нефть. - 2015. - № 3. - С. 3-10.
© А. П. Шмидт, 2016