Научная статья на тему 'Концепция развития российской газовой отрасли на внешнем и внутреннем рынках'

Концепция развития российской газовой отрасли на внешнем и внутреннем рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
229
62
Поделиться
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ГАЗА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПОРТНЫЙ НЕТБЭК / НПГ / DOMESTIC GAS MARKET / PRICING MECHANISM / LIBERALIZATION / EXPORT NETBACK / INDEPENDENT NATURAL GAS PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Андронова Инна Витальевна, Колбикова Екатерина Сергеевна

Концепция развития внутреннего рынка газа в России после нескольких попыток его реформирования, в частности с момента отказа доведения цен промышленности до экспортного паритета в 2013 г. фактически отсутствует. С одной стороны, остается неопределенность в отношении цен на газ, доступа независимых производителей к ЕСГ и трубопроводному экспорту, будущей экспортной стратегии. С другой стороны, сегодня активно прорабатывается концепция единого рынка газа ЕАЭС, подразумевающая не только унификацию нормативно-правовой базы, но также создание недискриминационного доступа к газотранспортной системе и определение единых подходов к ценообразованию, что формирует сроки для формирования новых рыночных подходов. Обе проблемы поднимают вопрос о проведении масштабного реформирования российской газовой отрасли. Целью данной статьи является проведение комплексной оценки российской газовой промышленности на внешнем и внутреннем рынках, а также анализ организации модели газовой отрасли в части ценообразования, тарифов и транспортировки газа.

RUSSIAN NATURAL GAS REFORMS AND TRENDS ON THE DOMESTIC AND EXPORT MARKETS

Russian natural gas pricing model after several attempts to reform it, particularly since the refusal to bring the industry prices to export parity in 2013, is virtually absent. On the one hand, there is uncertainty about the gas pricing mechanism, the access of independent producers to the unified gas transmission system and export pipelines, as well as export strategy. On the other hand, the concept of a single market within the EAEU is under development, implying not only the legal framework harmonization, but also promoting non-discriminatory access to the gas transportation system and common approaches to gas pricing, thus defining timeline for the new market-based approaches establishment. Both issues raise the question of carrying out a large-scale reform of the Russian gas industry. The purpose of this article is to conduct a comprehensive assessment of the Russian gas industry in the domestic and foreign markets, as well as the analysis of the organization model of the gas industry in terms of pricing, tariffs and gas transportation.

Текст научной работы на тему «Концепция развития российской газовой отрасли на внешнем и внутреннем рынках»

УДК 339.5 ББК 65.012.24

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКАХ*

И.В. Андронова, Е.С. Колбикова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Концепция развития внутреннего рынка газа в России после нескольких попыток его реформирования, в частности с момента отказа доведения цен промышленности до экспортного паритета в 2013 г. фактически отсутствует. С одной стороны, остается неопределенность в отношении цен на газ, доступа независимых производителей к ЕСГ и трубопроводному экспорту, будущей экспортной стратегии. С другой стороны, сегодня активно прорабатывается концепция единого рынка газа ЕАЭС, подразумевающая не только унификацию нормативно-правовой базы, но также создание недискриминационного доступа к газотранспортной системе и определение единых подходов к ценообразованию, что формирует сроки для формирования новых рыночных подходов. Обе проблемы поднимают вопрос о проведении масштабного реформирования российской газовой отрасли. Целью данной статьи является проведение комплексной оценки российской газовой промышленности на внешнем и внутреннем рынках, а также анализ организации модели газовой отрасли в части ценообразования, тарифов и транспортировки газа.

Ключевые слова: внутренний рынок газа, ценообразование, либерализация, экспортный нетбэк, НПГ

Введение

В последнее десятилетие российская газовая отрасль сталкивается с вызовами как на внутреннем, так и на внешних рынках, что, в свою очередь, требует выработки новой стратегии, в частности актуализации Российской энергетической стратегии до 2035 г. (от 2009 г.), реформирования фискальной системы и формирования стабильного механизма ценообразования. Эти вопросы представляются особенно актуальными в связи с необходимостью создания общего рынка газа ЕАЭС, который подразумевает наличие четкой и унифицированной концепции функционирования внутренних рынков его стран-членов.

Проработкой данной темы занимаются как российские, так и зарубежные исследователи, научные институты. Проблемы и перспективы российской целевой модели газа регулярно рассматриваются Аналитическим центром при правитель-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00375.

стве Российской Федерации, Фондом национальной энергетической безопасности (ФНЕБ), Институтом энергетики и финансов (ИЭФ), Институтом энергетических исследований РАН, Институтом энергетики НИУ ВШЭ, Oxford Institute for Energy Studies. Подходы и эволюция механизмов ценообразования на газовых рынках часто рассматриваются в научных статьях А.А. Конопляника, В.А. Кулагина, Т.А. Митровой, Д. Стерна, Д. Хендерсона.

Россия на внешних рынках

Сегодня усиление позиции России на зарубежных рынках сбыта осложняется возникшим системным избытком предложения газа над потенциальным спросом, что во многом было вызнано коммерциализацией добычи газа плотных пород в США. В результате сегодня Соединенные Штаты уже полностью обеспечивают внутренние потребности собственным газом, в то время как традиционные экспортеры СПГ вынуждены перенаправлять потоки в европейском и азиатском направлениях. Кроме того, растущая торговля сжиженным природным газом позволила снизить региональную изолированность и обеспечила экономически обоснованную систему поставок на большие расстояния.

В частности, эти тенденции привели к росту конкуренции на традиционном для «Газпрома» европейском рынке, на который приходится порядка 29% российской добычи [1]. С 2010 г. долгосрочный тренд по росту потребления газа в этом регионе изменился, последние 5 лет происходит его устойчивое снижение — на 16% за рассматриваемый период [2]. Это было связано с тем, что газ долгое время проигрывал межтопливную конкуренцию в электроэнергетике более дешевому углю и субсидируемым возобновляемым источникам энергии, продвигаемым во многих программных документах. Этому предшествовали и регуля-торные изменения: главный газовый регулятор Евросоюза в лице Европейской комиссии последовательно усложняет правила работы зарубежных компаний на внутреннем рынке.

С другой стороны, падение цен на нефть в середине 2014 г. существенно стимулировало общее потребление, а также повысило конкурентоспособность газа по контрактам с нефтяной индексацией в течение 2015—16 гг. По мере того как собственная добыча газа в Европе снижается в среднем на 1,5% в год [3], импорт за 10 месяцев 2016 г. вырос на 8,2% относительно аналогичного периода 2015 г. и на 11,5% от 2014 г., при этом почти половину прироста обеспечила Германия [4]. Несмотря на рост мощностей приемных СПГ терминалов (с вводом двух терминалов во Франции и Польше в 2016 г.), импорт СПГ за исследуемый период не изменился. Таким образом, в 2016 г. происходил рост отбора только трубопроводного газа, включая российский.

В сентябре 2016 г. цена российского газа на границе Германии достигла локального минимума — 140 долл./тыс. куб. м, после чего впервые за последние 5 лет опустилась ниже спотового уровня цен в Европе [5]. Несмотря на то, что и контрактные, и спотовые цены обладают высокой корреляцией к цене нефти (почти 90%), временной лаг нефтяной привязки у контрактных цен несколько выше, в среднем он составляет 6 месяцев. Это явилось основной причиной появления ценового дифференциала в пользу российского газа.

Вместе с этим рост поставок «Газпрома» в 2016 г. был во многом связан с покрытием дополнительного европейского спроса в зимний период. Так, отбор российского газа за первые 2 месяца 2016 г. был на 43% выше сопоставимого периода 2015 г. Примечательно, что за 10 месяцев 2016 г. поставки российского газа падали в направлениях стран Балтии, Финляндии и Турции (по маршруту «Голубой поток») к предыдущему году, где была относительно теплая зима, в то время как основные приросты пришлись на маршрут «Северного потока», приходящего непосредственно на рынок Германии.

За счет ценового преимущества российского газа 2016 г., вероятно, станет рекордным для «Газпрома» в контексте объемов экспорта в Европу. Только за 10 месяцев 2016 г. компания экспортировала 139 млрд куб. м в этом направлении, обеспечив 34% европейского импорта. При продолжении такой тенденций общий объем экспорта в дальнее зарубежье (с учетом трейдинга) может вырасти с 184 млрд куб. м в 2015 г. до 202 млрд куб. м к концу текущего года (рис. 1).

млрд м 250

200 -

150 -

100 -

50 -

млрд долл. 60

50

40

30

20

10

0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016*

Объем поставок (ПШ)

Выручка (ЛШ)

Цена реализации газа

Рис. 1. Цена, объемы и выручка по поставкам в дальнее зарубежье группы «Газпром» Источник: ПАО «Газпром», http://www.gazprom.ш/f/posts/26/228235/gazpromнn-figures-2011-2015-ru.xls, собственные расчеты

Тем не менее рост экспортных поставок не перекроет почти двукратное падение цен на газ в 2016 г. — с 245 до 145 долл./тыс. куб. м., что второй год подряд будет негативно сказываться на долларовой выручке компании. При этом если в 2015 г. девальвация рубля компенсировала 37% рублевой выручки, то рост курса до 67 руб./долл. в 2016 г. всего лишь замедлит падение рублевой выручки. По нашим оценкам, в 2016 г. она снизится на 23% относительно 2015 г. Вследствие ожидаемого роста цен на нефть в среднесрочной перспективе потребность Европы в российском газе вероятно будет вновь снижаться, что будет негативно сказываться на внешних поставках «Газпрома» в отсутствие прочих стимулов. Если же Банк России будет придерживаться объявленной политики удержания курса на текущем уровне, то через несколько лет «Газпром» может столкнуться с систематическим снижением выручки от реализации газа в дальнем зарубежье. По

3

0

нашим оценкам, рост цен на российский газ на границе Германии начнет расти уже со следующего года и по итогам 2018 г. составит 213 долл./тыс. куб. м, увеличившись на 40% относительно 2016 г. Эти тенденции будут оказывать непосредственное влияние и на работу российского внутреннего рынка газа.

Вызовы российской газовой стратегии на внутреннем рынке

Спрос на внутреннем рынке, в 2015 г. обеспечивший около 70% российской добычи [6], стагнирует последние 10 лет, что связано с ростом энергоэффективности газовой генерации и последствиями кризисных явлений в экономике. Как результат, сужающаяся ниша как на внутреннем, так и на внешнем рынках ограничивает производственные мощности «Газпрома», которые оцениваются самой компанией в 600 млрд куб. м [7], что на 38% выше ее текущей добычи. Коэффициент восполнения запасов к добыче достаточно высокий — 1,27% на начало 2016 г., что говорит о перспективах дальнейшего наращивания ресурсной базы. В соответствии с Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 г., мощности по добыче в 2013 г. оценивались на уровне в 780 млрд куб. м, а к 2030 году — до 1000 млрд куб. м, в то время как фактическая добыча с 2006 г. стагнирует на уровне 640—670 млрд куб. м. В результате прогнозный баланс газа будет определяться потенциальным уровнем спроса (внутреннее потребление и экспорт), а не добычи.

Исторически за «Газпромом» закреплена монополия на экспорт, хотя официально госкомпания получила такое право только после принятия Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 117 «Об экспорте газа» [8]. Также компания является владельцем единой газотранспортной системы (ЕСГ) и подземных хранилищ газа (ПХГ), доставшихся ей по наследству от Мингазпрома.

Проблемы действующей модели газового рынка начали усугубляться с появлением независимых производителей газа (НПГ). Крупнейшая независимая компания «Новатэк», нефтяные ВИНК и «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром-нефть», «Сургутнефтегаз», а также более 150 мелких независимых организаций постепенно вытесняют газового гиганта с внутреннего рынка (рис. 2). Их доля в поставках на внутреннем рынке выросла с 10% в 2000 г. до 42% в 2015 г. При этом компании уже полностью взяли на себя обязательства по обслуживанию некоторых регионов, к примеру, с 2012 г. «Новатэк» полностью снабжает Челябинский регион собственными ресурсами. Отметим, что такому прорыву НПГ способствовали преференциальные фискальные режимы. В частности, они уплачивают НДПИ по более низкой относительно «Газпрома» ставке (порядка 300 руб./тыс. км), что позволяет им конкурировать за премиальные регионы, получая при этом более высокую маржу. Кроме того, в отличие от «Газпрома», в отношении НПГ не устанавливается нижняя граница цены, а только размер тарифа за услуги по транспортировке газа, что дает маневр для некоторого демпинга.

С другой стороны, одновременно происходил существенный и необоснованный рост тарифов на услуги по транспортировке газа для НПГ, с 2003 по 2014 гг. он вырос в 5,1 раз, что за сопоставимый период превысило инфляцию в 2 раза

[9].

265

2011 2012 2013 2014 2015

I I Поставки за пределы РФ (по трубе) Поставки Газпрома в РФ I I Поставки НПГ в РФ

Рис. 2. Поставки российского газа на экспорт и внутренний рынок Источник: Федеральная таможенная служба России. URL: http://stat.customs.ru/ apex/f?p=201:2:505762282636156::NO, ПАО «Газпром» Справочник «Газпром в цифрах 2011—2015».

URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/26/228235/gazprom-in-figures-2011-2015-ru.xls

В перспективе при сохранении текущих условий снижение доли «Газпрома» на внутреннем рынке будет продолжаться, пока трубопроводный экспорт не будет открыт для независимых производителей. До сих пор была проведена лишь частичная либерализация экспорта — с принятием соответствующего закона в декабре 2013 г. [10] производители могут реализовывать СПГ мощности с собственных заводов. По самым оптимистичным предпосылкам, доля СПГ в общем объеме экспорта составит лишь 12% к 2020 г. и 18% (55 млрд куб. м) к 2025 г. Таким образом, на данный момент вся экспортная выручка сосредоточена в руках «Газпрома», в 2015 г. она составила 76% в структуре доходов от реализации газа компании [1].

Очевидно, что либерализация рынка газа подразумевает не только равноправие поставок и организации всех участников рынка, но и внедрение рыночных формул цен на газ. Стоит отметить, что исторически цены на газ в России регулировались в условиях отсутствия внятной модели, что несет за собой высокий уровень неопределенности для компаний и потребителей.

Первый этап регулирования оптовых цен на газ в России осуществлялся с 1991 по 2007 гг., тогда официально применялась формула «кост плюс» (удельная себестоимость добычи плюс надбавка). Однако на деле правительство искусственно занижало цены для обеспечения конкурентоспособности национальной промышленности и поддержания социальной стабильности, что одновременно сдерживало инвестиционную активность добывающей отрасли, создавая сложности самостоятельного финансирования новых проектов. Таким образом, фактически цены устанавливались в ручном режиме, отражая политическую волю правительства.

Формально необходимость либерализации оптовых цен была обозначена в 2000 г., когда в программном документе впервые был сформулирован приоритет

дальнейшего отказа от регулирования границ цен в пользу установки единого для всех участников рынка транспортного тарифа без детализации сроков.

Второй этап регулирования, подразумевающий имплементацию такого механизма, начался только спустя 7 лет и завершился в 2013 г. В 2007 г. была официально обозначена необходимость перехода с начала 2011 г. на применение равно-доходных цен с экспортом (экспортный нетбэк, или цена на газ на европейском рынке за вычетом таможенной пошлины и стоимости транспортировки за границей и на внутреннем рынке). За этот период оптовые цены на газ для промышленности, корректируемые вручную, выросли более чем в 2 раза до 2885 руб./тыс. куб. м в 2011 г. [11], однако с ростом цен на нефть значение фактического нетбэ-ка также возросло относительно изначально прогнозируемого уровня и к 2011 г. уже превышало его на 60%. Таким образом, их уровень все еще значительно отставал от показателей внутренних рынков США и Европы.

С 2011 г. было предложено осуществить переход к рыночным ценам в несколько этапов: вплоть до 2017 г. предполагалось внедрение понижающего коэффициента к равнодоходной цене в рамках задаваемых правительством пределов цен, после чего индикатором цен на 100% должен был стать европейский нетбэк, по сути означающий привязку внутренних цен на газ к «корзине» цен на мазут и газойль в Европе (основных альтернативных газу топлив), которая чаще всего встречается в экспортных контрактах «Газпрома». Тем не менее в 2013 г. стало ясно, что для достижения экспортного паритета необходим дальнейший существенный рост цен, что будет продолжать сдерживать потребление газа промышленностью из-за ускорившегося процесса модернизации и усиления межтопливной конкуренции с углем и мазутом.

В рамках третьего этапа (с 2013 г.) идея достижения равнодоходной цены была заморожена на неопределенный срок. Взамен была введена практика ежеквартального пересмотра цен в соответствии с параметрами планируемого годового роста, установленных правительством, но и от этого механизма впоследствии отказались. С 2013 по 2015 гг. индексация оптовых цен составляла порядка 5,75% в год, находясь в пределах инфляции [11].

На сегодняшний день в связи с необходимостью определения общих подходов к ценообразованию в рамках создания единого рынка газа ЕАЭС, который должен заработать с 2025 г., Федеральная антимонопольная служба (ФАС) (правопреемник ФСТ с конца 2015 г.) начала процесс подготовки мероприятий по дерегулированию цен на газ. До 2019 г. предполагается осуществить выравнивание тарифов на транспортировку газа для «Газпрома» и НПГ и создания «ценового коридора» монополисту для обеспечения свободной конкуренции в регионах. Уже разрабатывается новая методика более корректного разнесения затрат при учете транспортного тарифа на расходы внутреннего рынка и экспорта, что позволит повысить прозрачность процедуры.

Также с 11 июля 2016 г. ведомство готовит к запуску в первом полугодии 2017 г. пилотный для трех регионов — Тюменской области, ЯНАО и ХМАО, где будет отменена нижняя граница цены для «Газпрома». Фактически такое мероприятие может вернуть монополисту лидирующее положение на рынке, если одновре-

менно не обеспечить равный доступ независимых производителей к ГТС и экспорту. Так как зона пилотного проекта представляет собой один из ключевых нефтегазодобывающих регионов (совокупно на них приходится порядка 85% добычи газа РФ), обеспечивается наиболее высокая маржа производителей за счет низкой удаленности от добычных объектов. Кроме того, эти регионы обеспечивают 25% продаж НОВАТЭКа и 15% реализации газа «Роснефти» [12], поэтому при предоставлении подобной «субсидии» «Газпрому» НПГ будут вынуждены увеличивать уровень дисконта к цене для поддержания конкуренции, что безусловно еще больше снизит цены в пилотной зоне.

Заключение

Таким образом, реализуемые на сегодняшний день мероприятия не обеспечивают равные условия для всех производителей газа, создаются предпосылки для снижения цен на газ в результате ужесточения конкуренции на закрытом для независимых производителей рынке. В условиях кризиса такие меры могут стимулировать внутреннее потребление газа промышленностью, с одной стороны, и создать переизбыток газа на внутреннем рынке по аналогии с США — с другой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] ПАО «Газпром» Справочник «Газпром в цифрах 2011—2015». URL: http://www.gazprom. ru/f/posts/26/228235/gazprom-in-figures-2011-2015-ru.xls

[2] Enerdata. URL: https://yearbook.enerdata.net/natural-gas-consumption-in-the-world.html

[3] JODI. URL: http://www.jodidb.org/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=38673

[4] International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/gtf/

[5] International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/external/np/res/commod/External_ Data.xls

[6] Министерство энергетики РФ. URL: http://minenergo.gov.ru/node/1217

[7] «Газпром» активно и последовательно развивает свою ресурсную базу, добычные мощности и ГТС // ПАО «Газпром». 2013. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2013/may/ article162649/

[8] Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» (действующая редакция, 2016) . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61577/

[9] Министерство экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/

[10] Постановление ГД ФС РФ от 15.11.2013 № 3192-6 ГД «О проекте Федерального закона № 378656-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона 'Об экспорте газа' и статьи 13 и 24 Федерального закона 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности'"». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=571008#0

[11] Федеральная антимонопольная служба. Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации. URL: http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=13809

[12] Барсуков Ю. ФАС готова освободить газ // Коммерсантъ. 2016. № 122. С. 1. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3035576

BecTHHK PynH, cepua Экономика, 2016, № 4

RUSSIAN NATURAL GAS REFORMS AND TRENDS ON THE DOMESTIC AND EXPORT MARKETS

I.V. Andronova, E.S. Kolbikova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Russian natural gas pricing model after several attempts to reform it, particularly since the refusal to bring the industry prices to export parity in 2013, is virtually absent. On the one hand, there is uncertainty about the gas pricing mechanism, the access of independent producers to the unified gas transmission system and export pipelines, as well as export strategy. On the other hand, the concept of a single market within the EAEU is under development, implying not only the legal framework harmonization, but also promoting non-discriminatory access to the gas transportation system and common approaches to gas pricing, thus defining timeline for the new market-based approaches establishment. Both issues raise the question of carrying out a large-scale reform of the Russian gas industry. The purpose of this article is to conduct a comprehensive assessment of the Russian gas industry in the domestic and foreign markets, as well as the analysis of the organization model of the gas industry in terms of pricing, tariffs and gas transportation.

Key words: domestic gas market, pricing mechanism, liberalization, export netback, independent natural gas producers

REFERENCES

[1] PAO «Gazprom» Spravochnik «Gazprom v tsifrakh 2011—2015». Rezhim dostupa: http://www. gazprom.ru/f/posts/26/228235/gazprom-in-figures-2011-2015-ru.xls

[2] Enerdata. Rezhim dostupa: https://yearbook.enerdata.net/natural-gas-consumption-in-the-world.html

[3] JODI. Rezhim dostupa: http://www.jodidb.org/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=38673

[4] International Energy Agency. https://www.iea.org/gtf/

[5] International Monetary Fund. Rezhim dostupa: http://www.imf.org/external/np/res/commod/ External_Data.xls

[6] Ministerstvo Energetiki RF. Rezhim dostupa: http://minenergo.gov.ru/node/1217

[7] «Gazprom» aktivno i posledovatel'no razvivaet svoyu resursnuyu bazu, dobychnye moshchnosti i GTS. PAO «Gazprom». 2013. Rezhim dostupa: http://www.gazprom.ru/press/news/2013/may/ article162649/

[8] Federal'nyi zakon "Ob eksporte gaza" ot 18.07.2006 N 117-FZ (deistvuyushchaya redaktsiya, 2016). Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61577/

[9] Ministerstvo Ekonomicheskogo Razvitiya. Prognozy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii. Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/

[10] Postanovlenie GD FS RF ot 15.11.2013 N 3192-6 GD "O proekte Federal'nogo zakona N 3786566 "O vnesenii izmenenii v stat'yu 3 Federal'nogo zakona "Ob eksporte gaza" i stat'i 13 i 24 Federal'nogo zakona "Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatel'nosti". Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=571008#0

[11] Federal'naya Antimonopol'naya Sluzhba. Optovye tseny na gaz, dobyvaemyi OAO «Gazprom» i ego affilirovannymi litsami, realizuemyi potrebitelyam Rossiiskoi Federatsii. Rezhim dostupa: http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=13809

[12] Barsukov Yu. FAS gotova osvobodit' gaz. Gazeta "Kommersant". 2016. № 122. S. 1. Rezhim dostupa: http://www.kommersant.ru/doc/3035576