19. Rozanov V. V. Sochinenija: Inaja zemlja, inoe neb [Essays: Another earth, another sky]. M. Tanais. 1994.
P. 546.
20. Rozanov V. V. Sobranie sochinenij. Jesteticheskoe ponimanie istorii (Stat'i i ocherki 1889-1897gg). Sumerki prosveshhenija [Collected works. Aesthetic understanding of history (Articles and essays, 1889-1897). Twilight of the enlightenment]. M. Respublika. Spb. Rostock. 2009. P. 51.
21. Ibid.
22. Rozanov V. V. Sochinenija: Inaja zemlja, inoe nebo [Essays: Another earth, another sky]. M. Tanais. 1994.
P. 560.
23. Rozanov V. V. Sobranie sochinenij. Jesteticheskoe ponimanie istorii [Collected works. Aesthetic understanding of history]. P. 110.
24. Rozanov V. V. Sochinenija: Inaja zemlja, inoe nebo [Essays: Another earth, another sky]. P. 17.
УДК 32
М. И. Сигачёв
Восточная альтернатива в работах А. С. Панарина
Статья посвящена анализу концепции Востока, разработанной русским политическим философом А. С. Панариным. В ней рассматриваются выделенные мыслителем принципы восточной цивилизации. Автор статьи предпринимает попытку ответить на вопрос, как именно, по мнению А. С. Панарина, Восток способен помочь человечеству найти выход из имеющихся глобальных проблем, какие резервы хранит в себе восточная цивилизация и какие пути выхода из планетарного цивилизационного кризиса модерна она способна открыть. В статье делается вывод, что Восток для Панарина - это источник альтернативной глобальной проектности и резерв для всемирного развития. Альтернативность восточных цивилизаций заключается в способности предложить универсалистский космоцентричный проект, согласно которому мир воспринимается как космос, целостность и единство в многообразии.
This article analyzes views on the East of Russian political philosopher A.S. Panarin. It considers those principles, which characterize the Eastern civilization and its political culture according to Panarin. The article's author tries to answer the question how the East can help the humanity to find a solution for global problems; what reserves has the Eastern civilization and which ways of overcoming planetary crisis of modernity it may open. The author makes a conclusion that the East for Panarin is the source of an alternative global project and basis for planetary development. The essence of Eastern civilization's alternative is their ability to propose the universalist cosmo-centric prospect, according to which the planet is perceived as a cosmos, integrity and unity in diversity.
Ключевые слова: А. С. Панарин, Восток, Запад, традиционализм, политическая культура, либерализм, модерн, цивилизационная теория.
Keywords: A. S. Panarin, the East, the West, traditionalism, political culture, liberalism, modernity, civilization
theory.
Конец XX в. знаменовал собой торжество глобального либерально-капиталистического Запада над социалистическим лагерем во главе с СССР и начало формирования однополярного аме-риканоцентричного мира, часто именуемого в прессе «новым мировым порядком». Реакции на новый мировой порядок во главе с США со стороны интеллектуалов можно свести к двум основным типам. Первый тип реакции можно обозначить как безальтернативно-вестернизаторский. Занявшие эту позицию интеллектуалы рассматривали произошедшие события в качестве долгожданного и окончательного торжества светлого либерально-демократического будущего во главе с США и установления навечно западоцентричного нового мира. Наиболее полное воплощение эта точка зрения получила в предложенной американским политологом Фрэнсисом Фу-куямой концепции «конца истории» [1]. Идеологией данных кругов стал радикальный либерализм, воплощавший в себе уже не столько западный модерн, сколько постмодерн. Этот либерализм вполне можно назвать тотальной идеологией по К. Мангейму, поскольку он стал претендовать на абсолютный контроль над политической жизнью как западных, так и незападных стран. Либеральный взгляд на мир формировался долго. На протяжении эпохи модерна происходила его абсолютизация и радикализация. Своё популярное выражение радикальный либерализм новейшей эпохи получил в концепциях «конца истории» Ф. Фукуямы, а также «открытого общества» К. Поппера. Экономическую базу радикального либерализма составил глобальный
© Сигачёв М. И., 2015
финансовый капитализм, получивший обоснование в рамках монетаристских теорий Чикагской и Австрийской экономических школ. С точки зрения геополитики комплекс идей либерально-капиталистического глобализма оформился в идеологию американо-британского атлантизма, согласно которой морские государства по обе стороны Атлантического океана, прежде всего США и Великобритания, призваны управлять миром.
Другая группа интеллектуалов стала рассматривать «конец истории» и однополярный мир как планетарный цивилизационный кризис модерна. Второй тип реакции был связан с поиском альтернативы. В России одна из альтернативных политических концепций была создана политическим философом и политологом А. С. Панариным (1940-2003). Реагируя на конец истории, объявленный либеральными сторонниками однополярного атлантистского порядка, он писал: «Статья Ф. Фукуямы "Конец истории?", провозгласившая окончательность либерального решения для всей планеты, вовсе не является эскападой самонадеянного интеллектуала-одиночки. Она в самом деле отражает состояние новейшего западного сознания. Не случайно вселенский "проект модернизации", тиражируемый в бесчисленных публикациях и программах, исходит уже не из классической исторической триады "прошлое - настоящее - будущее", а из дихотомии: архаика - современность. Современность при этом не только отождествляет себя с нынешним Западом, т. е. монополизируется им, но и объявляет, что отныне ей нет альтернативы: ее решения окончательны и более не подлежат пересмотру. Поэтому всякая критика Современности (и Запада как ее воплощения) тотчас же объявляется рецидивом архаики, реваншем сил темного прошлого» [2]. Таким образом, критика мыслителем концепции «конца истории» свидетельствует о том, что он вставал на защиту нелинейности, альтернативности и многовариантности исторического развития. А. С. Панарин выступал не против прогресса как такового, а лишь против его линейной трактовки, ведущей к монополизации современности крайними либералами. «Конец истории» представлялся ему историческим, культурным, цивилизационным тупиком человечества. Альтернативу либеральному глобализму мыслитель видел в утверждении культурно-цивилиза-ционного многообразия и в мировой духовной реформации, призванной восстановить приоритет духа над материей. Конкретным воплощением исторической альтернативности Панарину виделся Восток, который, как известно, включает в себя множество цивилизаций. В разнообразии и инаковости восточных культур политический философ усматривал залог дальнейшего развития истории.
Согласно панаринской концепции дихотомия Восток - Запад лежит в основе двуполушар-ной структуры мира. Тем самым всемирная история представляет собой чередование западных и восточных мегациклов. Эта идея западно-восточной биполярности была отчётливо сформулирована А. С. Панариным в монографии «Россия в циклах мировой истории» [3] и в написанном под его редакцией учебнике «Философия истории» [4].
Степень изученности наследия мыслителя на сегодняшний день является частичной и относительной: написано довольно много статей1; публикуются сборники материалов Панарин-ских чтений; есть монографии, где уделяется внимание работам А. С. Панарина2; однако нам не удалось обнаружить монографические труды, специально посвященные наследию учёного.
Цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать взгляд А. С. Панарина на восточную цивилизацию как на альтернативу либеральному западному модерну и постмодерну. Предстоит ответить на вопрос, как именно, по мнению Панарина, Восток способен помочь человечеству найти выход из имеющихся глобальных проблем, какие резервы хранит в себе восточная ци-
гСм., напр.: Харин А. Н. А. С. Панарин и основы российской государственности // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 1. С. 47-57; Харин А. С. Глобалистский проект и Россия в творчестве А. С. Панарина // Геополитика и безопасность. 2011. № 4. С. 43-48. URL: http://geobez.ru/index.php/ arkhiv-nomerov/8-kategoriya-na-glavnoj/18-kharin-a-n-globalistskij-proekt-i-rossiya-v-tvorchestve-a-s-pana rina (дата обращения 10.02.2014); Харин А. Н. Философ многополярности // Terra America. URL: http://www.terra-america.ru/filosof-mnogopolyarnosti.aspx (дата обращения 10.02.2014); Харин А. Н. Модернизация и общественная безопасность в творчестве А.С. Панарина / / Социология безопасности: проблемы, анализ, решения: материалы Междунар. науч. конф. - пятых социологических чтений. Ч. II. СПб., 19-20 апреля 2013 г. / Балт. гос. техн. ун-т. СПб., 2013. С. 140-141; Александр-Деви И. Русская национальная идея в концепции А. С. Панарина // Политэкс. 2005. № 2. URL: http://www.politex.info/ content/view/150/30/ (дата обращения 10.02.2014); Цыганков А. П. Национальный либерализм Александра Панарина: уроки поражения / / Свободная мысль. 2005. № 5; Цыганков А. П. Александр Панарин как зеркало российской революции / / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2005. 2См., напр.: Харин А.Н. Модели государственного устройства в условиях глобализации: сценарии для России. М.: Наука, 2013. 32
вилизация и какие пути выхода из планетарного цивилизационного кризиса модерна она способна открыть. Для этого нужно рассмотреть панаринское видение Востока, проанализировав те принципы, которые, по мнению Панарина, лежат в основе восточной цивилизации.
А. С. Панарин не был профессиональным востоковедом, поэтому Запад он знал намного лучше, нежели восточные цивилизации. Создавая свою концепцию Востока, философ занимался не востоковедением, а поиском тех источников, из которых можно черпать вдохновение для альтернативного проекта будущего. Панаринский подход к изучению восточных цивилизаций отличался от профессиональной методологии востоковедов, поскольку А. С. Панарин стремился показать значимость Востока с точки зрения осмысления глобальных вызовов современности и поиска проектных оснований для планетарной духовной реформации.
Представляется, что в основу своей концепции восточной цивилизации А. С. Панарин положил цивилизационный подход. Теорию локальных цивилизаций, представителями которой были Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, О. Шпенглер, А.Тойнби и С. Хантингтон, мыслитель дополнял рядом замечаний: Восток понимался им как совокупность культур (китайской, индийской, исламской), имеющих ряд общих черт. Кроме того, он настаивал на возможности диалога цивилизаций, а не только их конфликта.
Теперь перейдём к рассмотрению культурных доминант восточной цивилизации. Думается, что одной из фундаментальных характеристик Востока, с точки зрения А. С. Панарина, является не-деяние, не-суетность, созерцательно-пассивное начало, противоположное активизму Запада. Для рассмотрения принципа не-деяния мыслитель обращался к традиции китайского даосизма, в рамках которой Дао - дословно «путь», «предназначение» - представляет собой единство инь - пассивного, статичного, неизменного, «женского», «тёмного», не-иерархичного начала, и ян - активного, динамичного, «мужского», «светлого». Дао подразумевает синтез всех противоположностей и космическую гармонию. Как утверждал мыслитель, в центре даосского мировоззрения находится понятие космоса как совершенного универсального порядка, поэтому человек должен не отделять себя от окружающего мира, а следовать космическому закону Дао. Следовательно, восточные народы видят внутреннюю, глубинную основу мира, суть которой вселенская гармония. Главный недостаток западной цивилизации и причину её кризиса Панарин усматривал в том, что там, начиная с модернистской эпохи Нового времени, произошла абсолютизация активистского начала ян и его противопоставление статичному инь. Путь выхода из тупика развития виделся учёному в полном восстановлении недеятельного созерцательного начала жизни.
Следующей базовой характеристикой Востока в рамках двуполушарной структуры мира, по А. С. Панарину, является приоритет духа над материей, трансцендентности над имманентностью. Концепцию западно-восточной биполярности учёный развивал во многих своих книгах. Применительно к Новому и Новейшему времени А. С. Панарин, вслед за многими другими авторами, говорил о господстве на Западе материалистических тенденций, связанных с приоритетом земного над небесным и мирского над священным. Следует отметить, что европейское Средневековье виделось политическому философу проявлением восточного цикла мировой истории, поскольку Средние века отчётливо характеризовались идеалистической духовной устремлённостью. А. С. Панарин в своих работах проводил параллели между западно-восточной биполярностью и двумя полушариями мозга. Он писал, что Восток можно соотнести с правым полушарием, отвечающим за образно-символическое мышление, тогда как Западу соответствует рационально-логическое левое. Оговорим важный нюанс в понимании А. С. Панариным западного материализма: модерн, как подчёркивал философ, ориентирован на механическое и неодушевленное понимание материи, а не на органическое. А. С. Панарин определял экспансию техносферы и технократической цивилизации в процессе модернизации как рост количества неживой, мёртвой материи в ущерб органической жизни: «Космологическая формула процесса индустриализации может быть записана так: М (материя) - Жизнь - М' (приращенная материя). Индустриализация есть процесс самовозрастания мертвой материи за счет живой: она расхищает энергию жизни на планете во имя расширения постчеловеческого и посторганического мира техники» [5]. В связи с этим им делался вывод, что модерн осуществляет отчуждение сразу от двух начал: не только от небесных высот, но и от почвенно-корневых глубин: «Урбанизация и индустриализация как воплощение программы Модерна означает непрерывный рост "среднего" элемента мира, прямо вышедшего из пресловутой нейтральной зоны и воплощающего разрыв и с небом, и с землей: с теллургиче-скими мистериями сельского мира и мистериями христианской церкви» [6]. По Панарину, сегодняшний постмодернистский Запад уже довёл программу технократической материализации до предела, на основании чего учёный предсказывал наступление глобальной духовной реформации, призванной запустить процессы ресакрализации и ремифологизации. Согласно его мнению, инициатором духовной реформации призван выступить Восток, дав тем самым начало новой
33
восточной фазе мировой истории. Восточная цивилизация как воплощение органики и витального начала бытия соотносится с вечной гармонией и единством космоса. Запад же воплощает в себе глобальную материально-механистическую экспансию и прогрессистский историцистский активизм. В условиях отчужденности от Востока западная цивилизация оказывается лишена внутренней духовной глубины. Помимо западно-восточного дуализма А. С. Панарин также обращал внимание на дихотомию Север - Юг, выделяя северный и южный полюса в русской истории, в Евразии и в мире в целом.
Ещё одной особенностью восточной цивилизации, выделяемой А. С. Панариным вслед за множеством других авторов, является приоритет коллективизма над индивидуализмом. Мыслитель считал, что первая коллективистская фаза воплощалась государствами Древнего Востока. Затем последовал индивидуалистический западный цикл, реализовавшийся в эпоху греко-римской Античности. Европейское Средневековье, несмотря на своё географическое положение на Западе, относилось политологом к новой восточной и, соответственно, коллективистской фазе мировой истории. Наконец, модерн и Новое время означали очередное наступление индивидуалистического, то есть западного в собственном смысле этого слова, цикла. Исходя из данной схемы, А. С. Панарин прогнозировал, что в скором времени культурная гегемония должна перейти от индивидуалистического Запада к коллективистскому Востоку. Важно отметить следующий момент: А. С. Панарин в своих произведениях подчёркивал, что коммунистическая коллективизация радикально отличается от общинности и соборности традиционного типа. В случае с коммунистическим коллективизмом речь шла не о восточном цикле мировой истории, а о феномене модерна, заключавшемся в механическом конструировании и проектировании социума по образу большой фабрики и машинной индустрии. Традиционная община, напротив, представляет собой единство человека и природы, микрокосмоса и макрокосмоса.
Следующая характеристика Востока, к которой А. С. Панарин постоянно возвращался в своих работах, - это восточный космизм, космоцентризм, ориентированный на органический подход к бытию. Учёный неоднократно писал о космоцентризме Востока, предполагающем, что космос -это живой организм, а не машина-механизм. Политический философ полагал, что восточной цивилизации присуще понимание единства человека, человеческого социума и культуры с миром-космосом, с природой. Как подчеркивал мыслитель, настоящее отчуждение человека и социума от живого космоса связано с западным модерном и эпохой Нового времени. Те сферы, которые являются плодом человеческой деятельности (антропосфера, социосфера, техносфера), были противопоставлены биосфере и экосфере. Тогда стали происходить процессы десакрализа-ции бытия, его механизации и технократизации. Свои надежды на воссоединение человека и мира политолог связывал с планетарной духовной реформацией, которая должна ознаменоваться наступлением нового восточного цикла мировой истории. Признаки приближения восточного поворота виделись ему в том, что на самом Западе с середины XX в. активизировались альтернативные тенденции, которые сам А. С. Панарин характеризовал как внутренний Восток Запада. Он обращал внимание на появление постклассической (постнеклассической в терминологии философа науки В. С. Стёпина) науки. Она основывается на нелинейной картине мире, принципах диа-логизма и плюрализма, неопределённости (индетерминизма), взаимодополняемости, целостности. Яркими представителями постнеклассической науки стали такие дисциплины, как синергетика и коэволюционизм, которые постулируют тезис о совместной эволюции природы и человека в рамках сложных нелинейных систем.
Ещё одной особенностью Востока является его континентальность, которую А. С. Панарин отождествлял с традицией и укорененностью в почве. Напротив, современный американоцен-тричный Запад - это морская цивилизация, реализующая геополитику атлантизма. Море для философа ассоциировалось с новациями - не только созидательными, но и разрушительными, способными размывать сушу континента. А. С. Панарин связывал грядущую мировую духовную реформацию с архетипом континента, потому что континентализм включает постэкономический спиритуализм, то есть подчинённость экономического материализма духовной реальности: « ...альтернатива будет включать две доминанты, во многом сходящиеся, но во многом и противоречащие друг другу. С одной стороны, это поиски постэкономической цивилизации, призванной вернуть первенство духа над материей, ценностей над интересами, высшего над низшим. Задача укрощения вселенского разрушительно-потребительского типа личности здесь будет решаться средствами новой духовно-религиозной реформации... С другой стороны, это поиски натуральной, имеющей опору в наличностях земли, труда и капитала, цивилизации, в противоположность виртуальной экономике и цивилизации заменителей. Между духовно-спиритуалистической доминантой постэкономизма и натуралистическо-фактологической доминантой "поствиртуализ-ма" несомненно имеется противоречие, которому предстоит найти творческое разрешение» [7]. 34
А. С. Панарин полагал, что только единый великий Восток может выступать полноценным субъектом мировой политики, а это требует союза всех восточных полюсов силы. «Мир, контуры которого уже сегодня начинают выступать несомненно, характеризуется новой биполярностью. Беспочвенной ныне выглядит благодушная концепция полицентричного мира; ибо там, где на одной стороне выступает претендент на мировое господство, а на другой - сторонники полицентризма, мы можем констатировать либо непростительную беспечность последних, либо откровенное капитулянтство» [8]. Политический философ обращал внимание на связь континента-лизма с индоевропеизмом через идею солидарности. «Лейтмотив континентальной вертикали -солидарность. Это и патриотическая солидарность защитников Континента от глобального пиратства, и социальная солидарность тех, кому новое американское "великое учение" отказало в исторической перспективе под предлогом рыночной неприспособленности. Альтернативный континентальный проект сочетает богатство культурно-цивилизационной памяти с мощным проективным импульсом, обращенным в совместное будущее. Наиболее перспективное сочетание этих моментов обещает новая индоевропейская идея» [9]. Укажем, что совмещение континентальной геополитики с индоевропейской этнической политикой привело А. С. Панарина к идее союза России и Индии, вокруг которого должна выстроиться вертикаль, соединяющая северный и южный полюса континента.
А. С. Панарин разделял широко распространённую точку зрения о традиционности Востока. Восточная цивилизация считает традицию основой развития, поскольку понимает её как некие изначальные истоки, с опорой на которые можно строить будущее. А. С. Панарин приводил воззрения о космосе как живом организме в качестве неотъемлемой части восточной традиции. Восток не смеет разрушать традицию и претендовать на субъективно-волюнтаристское переустройство мира-космоса. В то же время восточный традиционализм не отрицает обновления как такового. Политический философ подчеркивал, что в контексте восточной альтернативы нужно отказаться только от линейной однонаправленной теории прогресса, в то время как плюралистическое разнонаправленное развитие им приветствовалось.
Важную роль в панаринской концепции Востока играло понятие «справедливость». С одной стороны, Панарин рассматривал «принцип уравнительной справедливости в основном в легист-ской интерпретации. Речь идет о равенстве всех подданных служилого государства, объединенных в служилые сословия, каждое из которых имеет обязательство перед другими в виде общего патриотического долга. Верховная власть при этом стоит над всеми сословиями и следит за тем, чтобы ни одно из них не уклонялось от служилых функций на общее благо. Руководящим принципом и критерием оценки является функциональная эффективность; ничто другое - происхождение, сословная или местническая солидарность - не действует и не принимается во внимание. Не сословная честь, а государева служба - вот кредо такой государственности. В Китае его исповедовали легисты; у нас это кредо сложилось при первых Иоаннах (от Калиты до Грозного), закрепилось при Петре I и заново было воспроизведено при Сталине» [10]. В данном случае мыслитель концентрировал своё внимание на том аспекте справедливости, который связан с судьбой политической власти и с социально-экономической сферой. Социальная справедливость в восточной культуре, - писал А. С. Панарин, - понимается как социальное равенство всех общественных групп и сословий перед лицом государства и верховной власти. Восточное государство, с его точки зрения, выступает как надклассовый, надсословный и надкорпоративный арбитр. По сути, здесь речь идёт о своеобразном восточном социализме.
Помимо светского аспекта восточной идеи справедливости А. С. Панарин стремился также раскрыть и её сакральное измерение, воплощенное в союзе царя-мессии с богоспасаемым народом. Мыслитель писал: «...мы ничего не поймем ни в восточной политике, ни в восточной государственности, если не откроем в них еще одну сторону - религиозно-мистическую, относящуюся к миссии спасения. Речь идет о восточной мессианской утопии, повлиявшей на историю политической жизни на Востоке не меньше, чем технократическая и эмансипаторская утопии на Западе» [11]. Служилое государство выполняет мессианскую роль и стремится способствовать коллективному спасению народа. Царь и народ вступают в союз с целью реализации священной миссии. А. С. Панарин видел в этом принципе средство защиты историзма от угрозы «конца истории»: «.священная справедливость в отличие от уравнительной справедливости служилого государства, осуществляется не "здесь и теперь", а обращена к исторической перспективе, к смыслу истории, который раскрывается как миссия избранного народа, спасающего себя и вместе с собою - все человечество» [12]. Таким образом, по мнению мыслителя, вернуть истории глубокий смысл можно через обращение к идее священной справедливости как миссии народа-богоносца.
Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, следует сказать, что панаринское видение Востока обусловлено инструментально-оперативным, функциональным подходом. Восток
35
для А. С. Панарина - это, в первую очередь, источник альтернативной проектности. Предложенная А. С. Панариным концепция восточных цивилизаций произрастает из идей русского восточ-ничества, ориентаризма и евразийства. Следует помнить, что возникшее в белоэмигрантской среде классическое евразийство представляло собой стремление сформулировать идею русского (евразийского) Востока, способного вступить в союз с Азией ради выработки цивилизационной альтернативы Западу. Не случайно, первый евразийский сборник 1921 г. носил название «Исход к Востоку», а одна из статей этого сборника за авторством Петра Савицкого имела заглавие «Поворот к Востоку». Вслед за евразийцами А. С. Панарин рассматривал восточные цивилизации в качестве резерва для движения в будущее и хранилища огромных ресурсов глобального развития. Вопреки распространенному среди либералов и западников мнению о восточном мире как застойном, ветхом и дряхлом, философ именно там видел творческий потенциал для выхода из планетарного кризиса. Можно сказать, что Восток для А. С. Панарина - это метафора восхода, рождения нового мира, исторического творчества, обновления культуры и омоложения мировой цивилизации. Восток как восход и обновление может указать пути преодоления «конца истории», способствовать появлению прогрессивных смыслов и передовых идей, а также, в конечном счете, помочь восхождению человечества к ещё невиданным вершинам культуры, цивилизации и истории. С точки зрения философа, общечеловеческий прорыв к «новому небу и новой земле» будет скорее связан с восточными импульсами, нежели с западными. Обращаясь к содержательному ядру панаринской концепции Востока, отметим, что её фундаментом, с нашей точки зрения, является восточный космизм (космоцентризм). Таким образом, альтернативность восточных цивилизаций заключается в способности предложить универсалистский космоцентричный проект, альтернативный западному прогрессистскому универсализму. С точки зрения А. С. Панарина, подлинный глобализм и космополитизм смогут восторжествовать только тогда, когда западная фаза исторического мегацикла сменится восточной. Космоцентризм подразумевает органическое восприятие мира как живого существа, уважение к принципам мировой гармонии, симфонии, целостности и всеединства. Дабы не нарушить гармоничный порядок, Восток выработал идею недеяния. В китайской даосской культуре примером восточного космизма является учение о следовании Дао (Пути), объединяющем инь и ян.
При анализе панаринского видения Востока нельзя не отметить её сильные и слабые стороны, обусловленные спецификой инструментально-оперативного, функционального подхода. Стремясь выделить некие фундаментальные константы восточной культуры, самой главной из которых мыслителю представлялся космизм цивилизаций Востока, А. С. Панарин неизбежно осуществлял схематизацию, теоретизацию и идеализацию изучаемого объекта, жертвуя тем самым конкретными деталями жизни восточных обществ. Безусловно, востоковедческая наука должна учитывать максимально большое количество эмпирических фактов и сведений о реальном Востоке. Вместе с тем проектный подход А. С. Панарина является тем мостом и связующим звеном, который соединяет достижения востоковедения с актуальными проблемами современного мира.
Примечания
1. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2004.
2. Философия истории: учеб. пособие / под ред. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 2001. С. 17.
3. Панарин А. С. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999.
4. Философия истории.
5. Панарин А. С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе: учеб. пособие. М.: Университет, 1999. C. 289.
6. Панарин А. С. Политология. C. 289.
7. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование: учеб. для студ. вузов. М.: Алгоритм, 2000. С. 249-250.
8. Там же. С. 311-312.
9. Там же. С. 311.
10. Панарин А. С. Политология. С. 273.
11. Там же. С. 274.
12. Там же. С. 276.
Notes
1. Fukuyama F. Konec istorii i poslednij chelovek [End of history and the last man]. M. AST. 2004.
2. Filosofija istorii: ucheb. Posobie - Philosophy of history: tutoriall / under the editorship of A. S. Panarin. M. Gardariki. 2001. P. 17.
3. Panarin A. S. Rossija v ciklah mirovoj istorii[Russia in the cycles of world history]. M. Moscow state University. 1999.
4. Filosofija istorii - The philosophy of history.
5. Panarin A. S. Politologija. O mire politiki na Vostoke i na Zapade: ucheb. posobie [Political Science. About the world of politics in the East and the West: tutorial]. M. Universitet. 1999. P. 289.
6. Panarin A. S. Politologija [Political Science]. P. 289.
7. Panarin A. S. Global'noe politicheskoe prognozirovanie: ucheb. dlja stud. Vuzov [Global political forecasting: tutorial for stud. of higher schools]. M. Algoritm. 2000. Pp. 249-250.
8. Ibid. Pp. 311-312.
9. Ibid. P. 311.
10. Panarin A. S. Politologija [Political Science]. P. 273.
11. Ibid. P. 274.
12. Ibid. P. 276.