УДК 336.717 ББК 65
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ СИРИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИНФРАСТРУКТУРНО-ИНДУСТРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЗОНЫ ТОВАРНЫХ ПОСТАВОК И ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ1
НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,
профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор
E-mail: [email protected]; ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛОГИНОВ, доктор экономических наук, профессор РАН, заместитель директора по научной работе, Институт проблем рынка РАН
E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР АНА ТОЛЬЕВИЧ ШКУТА, доктор экономических наук, профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]; ВИТАЛИЯ ЮРЬЕВНА БОРТАЛЕВИЧ, стажер, Национальный институт энергетической безопасности
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемы восстановления разрушенной террористической войной экономики Сирии в условиях критической ограниченности ее национальных ресурсов на эти цели. Целью статьи является формулирование стратегических императивов восстановления и развития экономики Сирии с участием России, что требует разработки и реализации российского аналога «плана Маршала». Политику по восстановлению и развитию экономики Сирии предлагается строить путем развития — с помощью России — интегрированного инфраструктурно-индустриального комплекса Сирии с учетом перспективных задач расширения рыночной зоны товарных поставок и транспортно-энергетических услуг сирийских и российских товаропроизводителей на близлежащие страны Ближнего Востока.
Ключевые слова: мировая экономика, Россия, Сирия, рынки, стратегия, развитие, инфраструктурно-индустриальный комплекс.
Abstract. The article discusses the restoration of the destroyed terrorist war on the Syrian economy in critical conditions of limited national resources for this purpose. The purpose of this paper is the formulation of the strategic imperatives of reconstruction and development the economy of Syria with Russia's participation, which requires the development and implementation of a Russian analogue of the «Marshall plan». Policy on recovery and development of the economy of Syria proposed to build by developing — with the help of Russia — the integrated infrastructure of the industrial complex of Syria from the perspective of the goals of expanding the market areas of commodity supply and transportation and energy services Syrian and Russian producers in the neighboring countries of the Middle East.
Keywords: world economy, Russia, Syria, markets, strategy, development, infrastructure and industrial complex.
Введение
Успешные антитеррористические боевые действия сирийской армии, при поддержке российской авиации и иранских советников, против боевиков различных террористических формирований ставят на повестку дня выработку российской стратегии оказания помощи по восстановлению и развитию экономики Сирии.
Особенности современного этапа развития мировой экономики крайне осложняют этот тренд экономической, политической и военной ситуации [1].
Подвергшаяся значительным разрушениям экономика Сирии, в условиях государственной катастрофы соседнего Ирака, откровенно враждебной политики граничащей Турции и ряда других стран, по многим причинам крайне сложна для восстановления.
С учетом ограниченности имеющихся финансовых, индустриальных и иных ресурсов Сирии быстрое восстановление экономики страны за счет собственного потенциала невозможно. По объективным причинам основным экономическим союзником Сирии, который может и как это неоднократно подчеркивал Президент России В.В. Путин, готов оказать Сирии необходимую помощь, является Россия.
Фактически, с учетом современных мирохозяйственных рыночных реалий, необходимо спланировать российский аналог «плана Маршала», успешно реализованный США в собственных интересах в отношении разрушенных войной стран Европы. Это необходимо для того чтобы закрепить максимально — с учетом ближних и дальних перспектив — выгодный нашей стране детализированный экономический формат развития Сирии как ключевого пророссийского экономического, политического и военного форпоста в стратегически важном регионе мира и кооперированного партнера ЕАЭС.
Эту политику предлагается строить на основе нового подхода — изучения феномена формирования и особенностей развития интегрированного инфраструктурно-индустриального комплекса Сирии с учетом перспектив его расширения на близлежащие страны (интеграции в региональные рынки Ближнего Востока). При этом интегрированный инфраструктурно-индустриальный комплекс понимается как, своего рода, трансграничная терри-
ториально-отраслевая сеть индустриально-инфраструктурных объектов [опосредующая через товарно-финансовые потоки встречные вектора спроса и предложения в рамках конфигурирования хозяйственных связей] в узлах которой концентрируются ядра добавленной стоимости [2].
Ранее, в Сирии при помощи СССР построено более 40 промышленных объектов, созданы нефтеперерабатывающий комплекс, ирригационные сооружения, железные дороги, высоковольтные линии электропередач, Евфратский гидроэнергетический комплекс и пр.
Российская помощь в восстановлении экономики Сирии должна быть не группой отдельных, малосвязанных проектов пролоббированных различными российскими компаниями для получения федерального финансирования, а комплексным планом продвижения российской экономики по группе российских и евразийско-союзных товаропроизводителей, обладающих определенной международной конкурентоспособностью, для встраивания в структуру зарубежных рынков Ближнего Востока. План должен включать электро-, нефте- и газотранспортную инфраструктуру, энергетические хабы, железнодорожную, морскую и автомобильную и т.п. логистику, телекоммуникационные линии и центры предоставления информационных и вычислительных услуг и пр. с расчетом предоставления услуг не только в Сирии, но и всем близлежащим странам (В перспективе с формированием на базе российского и сирийского транспортно-инфра-структурных потенциалов квази-единого транспор-тно-логистического пространства от Средиземного моря до Берингова пролива).
Особо важно формирование в Сирии ближневосточного финансового центра, ориентированного на продвижение рубля [как региональной резервной валюты и для международных расчетов], с перспективой его будущей замены на единую денежную единицу ЕАЭС (возможно в форматах валютных пар «рубль-юань», «рубль-[нефте]доллар» и т.п.).
Здесь требуют детализации механизмы финансирования инфраструктурных программ в экономике Сирии (в т.ч. за счет различных источников и условий привлечения инвестиций на эти цели); выявление и противодействие осуществлению эко-
номических спецопераций, фактически экономической войны, против Сирии ведущейся рядом исламских государств; в том числе прогнозирование этих проблем в увязке с интересами и прогнозом развития экономики России.
Требуют также своего уточнения экономические (в т.ч. финансовые, организационные, информационные и т.п.) механизмы управления экономикой Сирии [как модели в отношении иных стран, где присутствуют российские интересы] в условиях кратко- и среднесрочных военных конфликтов и террористических операций различного масштаба, в условиях чрезвычайных ситуаций, в условиях инициированных массовых беспорядков («оранжевые» революции, информационное противостояние) и т.п.
Предполагается, что должен быть сформирован проект включения Сирии в контур народнохозяйственного координирования (в т.ч. планирования) развития экономики России и ЕАЭС, включая организационные механизмы и процедуры такой координации.
Одной из причин распада СССР явился развал в экономике под грузом различных проблем и диспропорций вследствие использования как экономического императива закостенелых идеологических догм и безнадежно устарелых управленческих схем.
Общеизвестным фактором, содействовавшим нарастанию непосильной ноши нерациональных расходов СССР, которая в условиях крайне низкой мировой конкурентоспособности большинства предприятий и низкой производительности труда была дополнена падением цен на нефть были значительные объемы [как правило] безвозмездной помощи и заведомо невозвратных займов «братским» странам социалистического лагеря (позднее радостно вступившим в НАТО и сейчас поддерживающим евро-американские санкции к России) и им подобным странам социалистической ориентации. «Черная дыра» экономической и военной помощи зарубежным странам часто только имитировавшим дружеские чувства к нашей стране, усугубила и без того тяжелое экономическое положение СССР во второй половине 80-х годов ХХ века. Большинство из задолженностей этих стран перед нашей страной в десятки миллиардов долларов мы вынуждены были по разным — когда более обоснованным,
а когда менее обоснованным — причинам списать, так и не реализовав (не монетизировав) возможные геостратегические преимущества на которые можно было рассчитывать исходя из опыта стран Запада в аналогичных ситуациях.
Из этой исторической ретроспективы необходимо сделать выводы с учетом успешной политики западных ТНК, а также реализуемой в последние 100 лет в странах-реципиентах западной помощи и инвестиций [3].
Главный вывод состоит в том, что любая российская экономическая помощь, направляемая за рубеж, должна быть в последствии окупаема. И желательно не только в геополитическом аспекте, но и напрямую, то есть монетизирована для товаропроизводителей и российских бюджетов всех уровней. Т.е. российская экономическая помощь должна вернуться как заказы из-за рубежа отечественной промышленности и возможности российским и ев-разийско-союзным предприятиям наращивать поставки за рубеж.
Основным экономическим критерием здесь может быть наращивание объемов добавленной стоимости, получаемой российскими товаропроизводителями от расширения внешнеэкономического контура экономических операций на зарубежных рынках, где мы еще можем быть хоть как-то конкурентоспособны, а так же для возможности улучшения условий внешнеэкономической деятельности российских предприятий через использование транзитно-транспортной инфраструктуры, логистических систем и пр. в странах-получателях российской помощи и инвестиций.
В конце XX — начале XXI века на Ближнем Востоке и в Азии началось расширение сфере реализации бизнес-интересов российских товаропроизводителей в территориальной зоне сирийского и других доступных ближневосточных рынков в мировой экономике и важнейших ее ближне-восточ-ных точках [4].
Одним из основных векторов этой политики является оказание дочерними и зависимыми обществами группы ведущих российских компаний широкого спектра строительных, энерго-транспорт-ных, информационно-вычислительных и любых других видов услуг как элементов кооперационной увязки производств, транспорта, логистики, сбыта и
оперирования финансовыми ресурсами с опорой на рубль (в перспективе — алтын).
Реализуется широкий географический спектр инфраструктурных проектов, где группы ведущих российских компаний играет одну из ведущих ролей, что ставит на повестку дня необходимость смены бизнес-позиционирования для становления роли и статуса Сирии в мировой экономике и важнейших ее ближне-восточных точках как универсального международного оператора товарными и финансовыми потоками [с узловым центром в Сирии] на Ближнем Востоке.
Актуальность постановки проблемы евразий-ско-союзно-ориентированной смены бизнес-позиционирования для становления роли и статуса Сирии в мировой экономике и важнейших ее ближ-не-восточных точках встраивания пула ведущих российских компаний в систему мирохозяйственных связей на Ближнем Востоке на базе формирования распределенного производственного ядра системных бизнес-циклов с опорой на группы объектов индустриальной инфраструктуры усиливает задача перехода экономики Сирии на инновационный путь развития.
Глобализация экономического развития группы ведущих российских компаний осуществляется путем встраивания сирийского интегрированного ин-фраструктурно-индустриального комплекса в мировые конъюнктурные циклы. Это требует повышения согласованности выполнения общесистемных задач сирийского интегрированного инфраструктурно-индустриального комплекса в рамках оптимизации объектно-пространственных конфигураций взаимосвязей инфраструктурных объектов в экономике Сирии и на доступных рынках прилегающих стран.
В сложившихся условиях рациональна концентрация усилий на наиболее перспективных направлениях развития инфраструктурных объектов с ключевым положением объектов, восстановленных или созданных с российским участием, которые позволяют резко расширить возможности оптимизационного структурирования процессов обеспечения российских национальных интересов в ключевых секторах (зонах концентрации) пересечения товарных и финансовых потоков в стратегически важных регионах мира. Это предполагает исполь-
зование соответствующей управленческой концепции внедрения интегрированных инфраструктурных кластеров. Формирование интегрированных инфраструктурных кластеров необходимо реализовать для поддержания критически важных сервисов управления бизнес-единицами комплекса производственно-транспортных направлений хозяйственной деятельности (объектов).
Глобализационные аспекты развития экономического сотрудничества российских компаний и зарубежных компаний в странах, где присутствуют российские интересы в условиях интеграции ТЭК Сирии в мировую экономику и востребованности стратегии окупаемости объектов, восстановленных или созданных с российским участием, оказания строительных услуг и других операций на международных рынках, потребовали их гло-бализационно-стратегической трансформации для расширения сфер извлечения прибыли и наращивания добавленной стоимости, получаемой в экономике Сирии и на доступных рынках прилегающих стран.
Технологической базой этой деятельности является инфраструктура производства и сбыта топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и т.п. ресурсов и оказания производственных, логистических, транспортных и других услуг, развитие которой должно опираться на соответствующие изменения организационных структуры, бизнес-моделей и иных аспектов управления в группы ведущих российских компаний [5].
Глобализационная трансформация должна обеспечивать возможность практической реализации стратегического подхода к решению задачи перехода российских компаний, кооперирующихся в той или иной форме с сирийскими предприятиями к трансграничному оказанию комплексных инфраструктурных услуг как к инструменту решения функциональных задач группы ведущих российских компаний в системе кооперационной увязки производств, транспорта, логистики, сбыта и оперирования финансовыми ресурсами с опорой на сирийский фунт и рубль (в перспективе — алтын) Сирии и ее стран-партнеров в энергетической сфере.
В этих условиях необходимо переосмысление бизнес-стратегий и моделей управления для обе-
спечения экономической устойчивости российских компаний, кооперирующихся в той или иной форме с сирийскими предприятиями в системе глобальных факторов конкурентоспособности [6].
Это возможно путем формирования, внедрения и использования интегрированных инфраструктурных кластеров для координированного управления с интеграцией распределенных процессов взаимодействия бизнес-агентов (бизнес-единиц), формирующихся вокруг объектов, восстановленных или созданных с российским участием в инфраструктурных узлах, оперирующих производственно-ло-гистических-транспортными ресурсами и услугами в экономике Сирии и на доступных рынках прилегающих стран [7].
В сложившейся ситуации, для группы ведущих российских компаний необходима реализация качественно нового управленческого подхода с опорой на парадигму организационного развития инфраструктурных объектов с ключевым положением объектов, восстановленных или созданных с российским участием. Этот подход должен быть ориентирован на получение многочисленных организационно-экономических и т.п. эффектов от внедрения инфраструктурно-узлового координированного взаимодействия российских и сирийских компаний и трансграничного управления процессами производства и сбыта топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и т.п. ресурсов и оказания производственных, логистических, транспортных и других услуг. Необходимо формирование нового совокупного производственно-финансового пакета [ресурсов и возможностей] группы ведущих российских компаний и их ДЗО за рубежом, который обеспечит для группы ведущих российских (объектов, восстановленных или созданных с российским участием) компаний расширение сфере реализации бизнес-интересов российских товаропроизводителей в территориальной зоне сирийского и других доступных ближневосточных рынков и факторов их формирующих в мировой экономике и важнейших ее ближне-восточных точках.
Активизация производства и использования топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и т.п. ресурсов и услуг в рамках стратегических видов бизнеса группы ведущих россий-
ских (объектов, восстановленных или созданных с российским участием) компаний может быть осуществлена за счет гибкого взаимодействия всех российских и сирийских компаний на основе ин-фраструктурно-узлового преобразования сложившихся цепочек и схем реализации хозяйственных взаимоотношений. С учетом особенностей текущей ситуации и в перспективе такие меры необходимы для обеспечения реализации совокупных интересов интегрированного инфраструктурно-индустриаль-ного комплекса Сирии в глобализированной структуре ближневосточного оборота ресурсов и услуг и фокусов наращивания совокупного пакета прибыли и капитализации.
Предлагаемые подходы необходимо реализовать с опорой на решения достижения синергии формирования стратегических альянсов российских и сирийских компаний, входящих в группы ведущих российских компаний или ими контролируемых, в экономике Сирии и на доступных рынках прилегающих стран [8]. Это требует обеспечения возможности выхода на эффекты многофакторной координации комплекса производственно-транспортных направлений хозяйственной деятельности Сирии (с учетом трансграничного характера деятельности группы ведущих российских компаний) [9].
В рамках предложенной парадигмы необходимо формирование на основе группы ведущих российских компаний группы кластеров, конфигурирующих распределенные центры прибыли групп сирийских компаний опирающихся на инфраструктурные объекты построенные (восстановленные) с российским участием [10]. Это целесообразно осуществить по всему спектру топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и т.п. ресурсов и услуг (добыча/производство топливно-энергетических ресурсов, их транспортировка и сбыт, строительные, научно-технические и инжиниринговые услуги, финансовые операции с долгами и обязательствами и пр.) [11; 12]. При этом сложатся условия для оказания дочерними и зависимыми обществами группы ведущих российских компаний широкого спектра строительных, энерго-транспорт-ных, информационно-вычислительных и любых других видов услуг в условиях исторически сложившейся топологии объектов инфраструктуры,
восстановленных или построенных с российским участием.
Литература
1. Абрамов В.Л., Агеев А.И., Кузык Б.Н. и др. Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС. М.: Институт экономических стратегий, 2016. 404 с.
2. Бойко П.А., Чиналиев В.У., Шкута А.А., Борталевич В.Ю., Логинова В.Е., Сорокин Д.Д. Управление реализацией инфраструктурных проектов: координация выполнения заказов и поставок при осуществлении государственных и муниципальных закупок. М.: Финуниверситет, 2017. 76 с.
3. Борталевич С.И., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Проблемы и возможности развития экономики Сирии как партнера Евразийского экономического союза // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 12 (345). С. 143—152.
4. Борталевич В.Ю., Сорокин Д.Д. Корпоративное управление в условиях выхода из кризиса// Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29—30 сентября 2016 г. / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. С. 35—36.
5. Логинов Е.Л., Зоидов К.Х., Медков А.А. Российский аналог «плана Маршалла» по восстановлению экономики Сирии: стратегические императивы «дорожной карты» восстановления и развития сирийского экономического потенциала. Под ред. чл.-корр. РАН Цветкова В.А. М.: ИПР РАН, 2016. 89 с.
6. Коммерческое право. Учебник для студентов вузов / под. ред. проф. М.М. Рассолова, проф. П.В. Алексия. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. 383 с.
7. Барикаев Е.Н., Логинов Е.Л., Боярская И.В. Формирование нового организационно-информаци-
онного контура управления ТЭК России как ответ на возрастание рисков и угроз объективного и инициированного характера // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации, 2014, № 2. С. 150—154.
8. Эриашвили Н.Д.Экономическая безопасность в контексте формирования системы национальной безопасности государства // Вестник экономической безопасности. 2015. № 3. С. 31—34.
9. Зоидов З.К., Логинова В.Е., Шевченко К.И. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС. Москва: ИПР РАН, 2015. 141 с.
10. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19—23.
11. Борталевич С.И., Солдатов А.И., Сол-датов А.А. Формирование и управление в ЕАЭС интегрированной системой топливно-энергетической инфраструктуры // 25 лет СНГ: основные итоги, проблемы, перспективы развития / Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ИПР РАНЮ 2016. С. 110—111.
12. Эриашвили Н.Д., Тепман Л.Н.Управле-ние инвестиционными рисками // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 237—240.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фон-да (проект № 16-02-00463 а «Формирование организационных механизмов оперирования нефтегазовыми ресурсами на основе многоагентно-го моделирования для защиты экономиче-ских интересов России от манипулирования ценами на нефть на мировых рынках»).