Научная статья на тему 'Повышение эффективности планирования и реализации инфраструктурных проектов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных'

Повышение эффективности планирования и реализации инфраструктурных проектов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОЕКТЫ / АНАЛИЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / INFRASTRUCTURE PROJECTS / ANALYSIS / MODELING / MONITORING / INFORMATION SYSTEM / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Евгений Леонидович, Шкута Александр Анатольевич, Борталевич Виталия Юрьевна

Рассматриваются проблемы совершенствования организационной модели осуществления инфраструктурных проектов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных для устранения различных рисков десинхронизации при реализации бизнес-процессов и для получения возможности производить переконфигурацию ресурсов и работ с целью достижении минимума затрат всех видов ресурсов без снижения эффективности выполнения проекта. Исследование направлено на повышение эффективности планирования и реализации инфраструктурных проектов через оптимизацию бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности. Предлагается объединение корпоративных сетевых сред различных участников реализации инвестиционного проекта с распараллеливанием работ и распределением бизнес-единиц на операционные узлы в кластере участников проекта, позволяющих планировать и координировать единую систему действий различных бизнес-единиц и формы их взаимодействия между собой и с внешними структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логинов Евгений Леонидович, Шкута Александр Анатольевич, Борталевич Виталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of the planning and implementation of infrastructure projects with a significant number of operational variables dynamically deviating

The article deals with the problem of improving the organizational model of the infrastructure projects with a significant number of dynamic deviations sculpt operating variables to address the various desynchronizingtion risks in the implementation of business processes and be able to produce a reconfiguration of resources and activities with the aim of achieving a minimum cost of all kinds of resources without compromising the effectiveness of implementation of the project. The research is aimed at improving the effectiveness of planning and implementation of infrastructure projects through the optimization of business processes with business units in various fields of activity. The proposed merger corporate network environments of various participants of realization of the investment project with worksharing and distribution business units operating in the nodes in the cluster project participants, allows you to plan and coordinate a single system among the various business units and forms of their interaction with each other and with external entities.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности планирования и реализации инфраструктурных проектов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных»

УДК 62-5 ББК 67

© Логинов Е.Л., Шкута А.А., Борталевич В.Ю.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ЧИСЛОМ ДИНАМИЧНО ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ ОПЕРАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕННЫХ1

ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛОГИНОВ,

доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заместитель директора по научной работе Института проблем рынка РАН; профессор департамента Мировой экономики и мировых финансов, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

E-mail: evgenloginov@gmail.com АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ШКУТА, доктор экономических наук, профессор департамента Мировой экономики и мировых финансов, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, главный научный сотрудник, Института проблем рынка РАН,

E-mail: saa5333@hotmail.com; ВИТАЛИЯ ЮРЬЕВНА БОРТАЛЕВИЧ, стажер, Национальный институт энергетической безопасности,

E-mail: russ_science@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы совершенствования организационной модели осуществления инфраструктурных проектов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных для устранения различных рисков десинхронизации при реализации бизнес-процессов и для получения возможности производить переконфигурацию ресурсов и работ с целью достижении минимума затрат всех видов ресурсов без снижения эффективности выполнения проекта. Исследование направлено на повышение эффективности планирования и реализации инфраструктурных проектов через оптимизацию бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности. Предлагается объединение корпоративных сетевых сред различных участников реализации инвестиционного проекта с распараллеливанием работ и распределением бизнес-единиц на операционные узлы в кластере участников проекта, позволяющих планировать и координировать единую систему действий различных бизнес-единиц и формы их взаимодействия между собой и с внешними структурами.

Ключевые слова: инфраструктура, проекты, анализ, моделирование, мониторинг, информационная система, управление.

Annotation. The article deals with the problem of improving the organizational model of the infrastructure projects with a significant number of dynamic deviations sculpt operating variables to address the various desynchronizingtion risks in the implementation of business processes and be able to produce a reconfiguration of resources and activities with the aim of achieving a minimum cost of all kinds of resources without compromising the effectiveness of implementation of the project. The research is aimed at improving the effectiveness of planning and implementation of infrastructure projects through the optimization of business processes with business units in various fields of activity. The proposed merger corporate network environments of various participants of realization of the investment project with worksharing and distribution business units operating in the nodes in the cluster project participants, allows you to plan and coordinate a single system among the various business units and forms of their interaction with each other and with external entities.

Keywords: infrastructure projects, analysis, modeling, monitoring, information system, management.

Для цитирования: Логинов Е.Л., Шкута А.А., Борталевич В.Ю. Повышение эффективности планирования и реализации инфраструктурных проектов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):231-5.

Повышение эффективности планирования и реализации инфраструктурных проектов с целью обеспечения реализации проекта в рамках плановых показателей по объему, стоимости и качеству работ, помимо финансовой составляющей, требует очень серьезной организационной работы.

Необходимо развитие инструментов проектного управления, позволяющих обеспечить повышение качества планирования затрат и ресурсов, точность учета фактических затрат и реальной трудоемкости проводимых работ, а также оперативность контроля процесса выполнения работ [8]. Требуется также развитие самих информационных систем, использующихся при реализации инфраструктурных проектов, как высокодинамичной совокупности сложных разноуровневых управленческих процессов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных [12; 13].

В последние годы в нашей стране и за рубежом в этой сфере деятельности активно развиваются информационные технологии, в том числе такие, как BPMS (Business Process Management System) или BPM-системы ( Business Process Management) [4]. Использование этих систем при реализации сложных инфраструктурных проектов требует совершенствования управления корпоративными коммуникационными и сетевыми средами в целях развития интегрированных бизнес-коммуникаций с опорой на новые вычислительные мощности информационных систем [6].

Несмотря на активно ведущиеся разработки в этой сфере, наблюдается определенное отставание — от лучших мировых практик — типовых отечественных подходов к оптимизации деятельности участников процессов осуществления сложных инвестиционных проектов [2]. Особенно остро эти проблемы проявляются в отношении реализации, например, трансграничных бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности из различных стран мира (проекты, реализуемые за рубежом ГК «Роса-том», ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть» и другие) [14].

С учетом важности рассматриваемых проблем необходимо совершенствование направлений и методов функционирования российских механизмов управления корпоративными коммуникационными и сетевыми средами в целях развития интегрированных бизнес-коммуникаций с применением VMware Cloud Director, VCE Vblock, Microsoft Hyper-V cloud, HP Blade Matrix. Перечисленные программные комплексы обеспечивают пользование программами и вычислительными услугами из «облаков» [центров облачных вычислений], поддержку собственных усилий пользователя по созданию, развертыванию, управлению и свертыванию приложений в корпоративном облаке, управление на основе внедрения сетецентрической платформы интегрированных BPM-систем различных бизнес-единиц и оптимизацию использования ресурсов.

В этих условиях необходимо разработать подходы к формированию информационных систем способных решать комплексные задачи поддержки управленческой деятельности при реализации сложных инфраструктурных проектов [3; 16]. Это необходимо реализовать: начиная с обработки первичных данных до обработки в глубинной области с применением передовых алгоритмов многоагентной оптимизации в рам-

ках стандартизированных сетевых инфраструктур на основе взаимодействия и объединения корпоративных сетевых сред различных участников реализации инвестиционного проекта [1; 15].

Наиболее эффективно это можно реализовать на принципах управления интегрированными коммуникациями участников осуществления инфраструктурных проектов за счет использования преимуществ конвергенции телекоммуникационных и вычислительных сервисов в рамках стандартизированных сетевых инфраструктур с применением облачных принципов, предполагающих распределенную и удаленную обработку и хранение данных [5; 9]. Такая система может быть архитектурно формализована как сетецентрическая платформа для интеграции BPM-систем в сфере планирования и реализации инфраструктурных проектов.

В качестве системы мер, направленных на повышение эффективности управленческих механизмов реализации бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности при осуществлении сложных инфраструктурных проектов необходимо:

1. Проведение анализа функциональных задач и управленческих механизмов их реализации в отношении динамической совокупности взаимодействия различных категорий участников осуществления инфраструктурных проектов, включая сбор сведений о формах и тенденциях процессов функционирования распределенных информационных систем используемых для оптимизации широкого спектра взаимодействия бизнес-единиц как, своего рода, многоагентных систем.

2. Анализ особенностей функционирования российской системы планирования и реализации инфраструктурных проектов в целом и ее отдельных организационных механизмов, определение путей формирования интерактивной визуальной среды интерпретации и скоростного моделирования, а также область масштабных оптимизационных вычислений на базе внедрения сетецентрической платформы интегрированных BPM-систем различных бизнес-единиц, интегрирующую сегменты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры участников реализации инфраструктурных проектов.

3. Разработка управленческой модели сбора и анализа больших объемов сложноструктурируемой информации в различных базах данных участников осуществления инфраструктурных проектов, начиная с обработки первичных данных до обработки в глубинной области с применением передовых алгоритмов многоагентной оптимизации, в том числе, с учетом интересов не только непосредственных исполнителей работ и поставщиков ресурсов [и услуг], но и инвесторов, собственников активов и финансирующих структур.

4. Разработка интерактивной визуальной среды интерпретации и скоростного моделирования, а также область масштабных оптимизационных вычислений для реализации нового подхода к предотвращению любых угроз и рисков десинхронизации в сфере реализации бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности на основе использования для этих целей на основе продуктов VMware Cloud Director, VCE Vblock, Microsoft Hyper-V cloud, HP Blade Matrix, которые обеспечивают пользование программами и вычислительными услугами из «облаков» [центров облачных

вычислений], поддержку собственных усилий пользователя по созданию, развертыванию, управлению и свертыванию приложений в корпоративном облаке.

5. Анализ проблем преодоления имеющихся ограничений для развития планирования проекта, операционного управления ходом его реализации, а также мониторингом участия бизнес-единиц различного профиля деятельности, включая компьютерное моделирование на базе агентной методики имитации информационных взаимодействий для преобразования существующих сложноструктурируемых систем реализации инфраструктурных проектов с большим числом разнородных участников в единый ресурсно-объектный комплекс: интегрированный, синхронизированный и ресурсноэффективный.

6. Разработка концепции управления на основе внедрения сетецентрической платформы интегрированных ВРМ-систем различных бизнес-единиц путем налаживания взаимодействия и объединения корпоративных сетевых сред различных участников реализации инвестиционного проекта как высокодинамичной совокупности сложных разноуровневых управленческих процессов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных с распараллеливанием работ и распределением участников на операционные узлы в кластере участников проекта.

7. Развитие методики практического конструирования информационно-организационного комплекса планирования проекта, операционного управления ходом его реализации, а также мониторингом и устранением любых форм рисков десинхронизации в сфере реализации бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности путем идентификации хронотипа, участников, ролевой структуры и ресурсной базы реализации инфраструктурных проектов, что может основываться как на анализе отдельной ситуации, так и на агрегации и сопоставлении вариантов взаимодействия бизнес-единиц как, своего рода, многоагентных систем и сетевых потоков их функциональных операций.

Для этого необходимо уточнить возможности интеграции бизнес-единиц — агентов при межкорпоративном сотрудничестве как многоагентной системы для расширения возможностей их преобразования в единый ресурсно-объектный комплекс с высокодинамичной совокупностью сложных разноуровневых управленческих процессов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных. Требуется организовать условия для перехода к распараллеливанию работ и распределению участников на операционные узлы в кластере участников проекта для получения возможности производить переконфигурацию ресурсов и работ для достижения минимума затрат всех видов ресурсов без снижения эффективности выполнения проекта, в т.ч. в отношении коммерческой осуществимости доходной части проекта, заложенных параметрах расходной части и управлению этими параметрами проекта.

На рис. 1 приведены взаимосвязи факторов, определяющих процессы совершенствования организационной модели осуществления инфраструктурных проектов.

Важным этапом реализации вышеперечисленных действий является формирование механизма планирования, оптимизированного для повышения устойчиво-

сти и адекватности модели управления в отношении организации межведомственных действий различных участников реализации инфраструктурных проектов для внедрения инноваций, поддержанных соответствующими технологиями и управленческими решениями по ключевым направлениям функциональной деятельности конкретного участника реализации инфраструктурного проекта [10; 11]. Требуется повышение качества планирования затрат и ресурсов, точности учета фактических затрат и реальной трудоемкости проводимых работ, а также оперативности контроля в отношении наиболее важных работ с целью обеспечения реализации проекта в рамках плановых показателей по объему, стоимости и качеству работ, заложенных при оформлении договоров с участниками проекта [7].

В рамках российских участников реализации инфраструктурных проектов необходимо:

• сформировать направления развития интерактивной визуальной среды интерпретации и скоростного моделирования, а также область масштабных оптимизационных вычислений с использованием интеллектуальных технологий анализа и обработки данных в рамках се-тецентрической платформы интегрированных ВРМ-систем различных бизнес-единиц при прогнозируемых сценариях динамики работ с целью обеспечения реализации проекта в рамках плановых показателей по объему, стоимости и качеству работ в отношении их наиболее важных профилей;

• выделить основные блоки взаимозависимости как в отношении участников реализации инфраструктурных проектов, так и в отношении инвесторов, собственников активов и финансирующих структур с кооперированной структурой организационных и информационных мер для управления корпоративными коммуникационными и сетевыми средами в целях развития интегрированных бизнес-коммуникаций;

• обосновать направления конструирования набора управленческих инструментов ВРМ-систем для многоагентной оптимизации при выполнении задач планирования и реализации инфраструктурных проектов с их приближением к системе мировых стандартов в рамках стратегии преобразования существующих сложноструктурируемых систем реализации инфраструктурных проектов с большим числом разнородных участников в единый ресурсно-объектный комплекс: интегрированный, синхронизированный и ресурсноэффективный.

Таким образом, при реализации вышеперечисленных мероприятий должна быть разработана целостная концепция внедрения качественно новых механизмов планирования проекта, операционного управления ходом его реализации, а также мониторингом и устранением любых форм рисков десинхронизации в сфере реализации бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности, в отношении коммерческой осуществимости доходной части проекта, заложенных параметрах расходной части и управлению этими параметрами проекта как комбинаторно-расширяемого пространства.

Рис.1. Взаимосвязи факторов, определяющих процессы совершенствования организационной модели осуществления инфраструктурных проектов

Предлагается оптимизация кооперационного взаимодействия участников реализации инфраструктурных проектов в рамках сетецентрической платформы интегрированных BPM-систем различных бизнес-единиц для планирования и реализации инфраструктурных проектов, позволяющей сформировать механизмы и интегрировать функции управления, контроля и распределения информации в единой системе действий различных участников реализации инфраструктурных проектов и формы их взаимодействия с другими участниками.

Литература

1. Логинов Е.Л., Зоидов К.Х., Медков А.А. Российский аналог «плана Маршалла» по восстановлению экономики Сирии: стратегические императивы «дорожной карты» восстановления и развития сирийского экономического потенциала. Под ред. чл.-корр. РАН Цветкова В.А. — М.: ИПР РАН, 2016. — 89 с.

2. Райков А.Н. Информационная система стратегической мобилизации для предприятий ОПК // Межотраслевая информационная служба. 2015. № 2 (171). С. 23-31.

3. Таненбаум Э., Ван Стееен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. — СПб.: Питер, 2003. — 877 с.

4. Борталевич В.Ю. Корпоративное управление в условиях выхода из кризиса// Евразийская экономическая интеграция как фактор повы-

шения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 сентября 2016 г. / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова — М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. — С.35-36.

5. Зоидов З.К. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС. — М.: ИПР РАН, 2015. — 141 с.

6. Бойко П.А., Чиналиев В.У, Шкута А.А. Управление реализацией инфраструктурных проектов: координация выполнения заказов и поставок при осуществлении государственных и муниципальных закупок. — М.: Финунивер-ситет, 2017. — 76 с.

7. Формирование инвестиционной политики компаний топливно-энергетического комплекса. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. — 215 с.

8. Борталевич С.И., Солдатов А.И., Солдатов А.А. Формирование и управление в ЕАЭС интегрированной системой топливно-энергетической инфраструктуры //: 25 лет СНГ: основные итоги, проблемы, перспективы развития / Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. — М.: ИПР РАН, 2016. С. 110-111.

9. Цветков В. Модернизация российской экономики: возможности и ограничения // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 11. С. 8-15.

10. Абрамов В.Л., Агеев А.И., Кузык Б.Н. и др. Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС / Монография. — М.: Институт экономических стратегий, 2016. — 404 с.

11. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Проблемы экономической безопасности транс-портно-транзитной инфраструктуры России // Экономика региона. 2012. № 1 (29). С. 90-100.

12. Ефимов А.Б., Райков А.Н., Шубенкова А.Ю. Оптимизация распределения полномочий в рамках региональной информатизации // Информационное общество. 2015. № 2-3. С. 68-79.

13. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19-23.

14. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д., Ва-сенин В.А., Борисов В.А., Роганов В.А. Агент-ориентированные модели: мировой опыт и технические возможности реализации на суперкомпьютерах // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 3. С. 252.

15. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Компьютерное моделирование взаимодействия между муниципалитетами, регионами, органами государственного управления // Проблемы управления. 2013. № 6. С. 31-40.

16. Коммерческое право / под. ред. проф. М.М. Рас-солова, проф. П.В. Алексия. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. — 383 с.

References

1. Loginov E.L., Zoidov K.H., Medkov A.A. Rossijskij analog «plana Marshalla» po vosstanovleniju jekonomiki Sirii: strategicheskie imperativy «dorozhnoj karty» vosstanovlenija i razvitija sirijskogo jekonomicheskogo potenciala. Pod red. chl.-korr. RAN Cvetkova VA. — M.: IPR RAN, 2016. — 89 s.

2. Rajkov A.N. Informacionnaja sistema strategicheskoj mobilizacii dlja predprijatij OPK // Mezhotraslevaja informacionnaja sluzhba. 2015. № 2 (171). S. 23-31.

3. Tanenbaum Je., Van Steeen M. Raspredelennye sistemy. Principy i paradigmy. — SPb.: Piter, 2003. — 877 s.

4. Bortalevich V.Ju. Korporativnoe upravlenie v uslovijah vyhoda iz krizisa// Evrazijskaja jekonomicheskaja integracija kak faktor povyshenija stabil'nogo i postupatel'nogo razvitija nacional'nyh hozjajstvennyh sistem / Materialy mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii. Moskva, 29-30 sentjabrja 2016 g. /

Pod red. chl.-korr. RAN VA. Cvetkova — M.: CJeMI RAN / IPR RAN, 2016. — S.35-36.

5. Zoidov Z.K. Puti formirovanija integrirovannoj rynochnoj infrastruktury i regulirovanija proizvodstva i tovarooborota v ramkah EAES. — M.: IPR RAN, 2015. — 141 s.

6. Bojko P.A., Chinaliev VU., Shkuta A.A. Upravlenie realizaciej infrastrukturnyh proektov: koordinacija vypolnenija zakazov i postavok pri osushhestvlenii gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok. — M.: Finuniversitet, 2017. — 76 s.

7. Formirovanie investicionnoj politiki kompanij toplivno-jenergeticheskogo kompleksa. - Ulan-Udje: Izd-vo Burjat. gos. un-ta, 2008. — 215 s.

8. Bortalevich S.I., Soldatov A.I., Soldatov A.A. Formirovanie i upravlenie v EAJeS integrirovannoj sistemoj toplivno-jenergeticheskoj infrastruktury //: 25 let SNG: osnovnye itogi, problemy, perspektivy razvitija / Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej chl.-korr. RAN V. A. Cvetkova. — M.: IPR RAN, 2016. S. 110-111.

9. Cvetkov V. Modernizacija rossijskoj jekonomiki: vozmozhnosti i ogranichenija // Problemy teorii i praktiki upravlenija. 2011. № 11. S. 8-15.

10. Abramov V.L., Ageev A.I., Kuzyk B.N. i dr. Neft' Evrazii: formirovanie obshhego rynka EAJeS / Monografija. — M.: Institut jekonomicheskih strategij, 2016. — 404 s.

11. Cvetkov V.A., Zoidov K.H., Medkov A.A. Problemy jekonomicheskoj bezopasnosti transportnotranzitnoj infrastruktury Rossii // Jekonomika regiona. 2012. № 1 (29). S. 90-100.

12. Efimov A.B., Rajkov A.N., Shubenkova A.Ju. Optimizacija raspredelenija polnomochij v ramkah regional'noj informatizacii // Informacionnoe obshhestvo. 2015. № 2-3. S. 68-79.

13. Loginov E.L. Informacionnaja platforma, obedinjajushhaja telematicheskie, vychislitel'nye i informacionnye servisy v EJeS Rossii // Nauchno-tehnicheskaja informacija. Serija 2: Informacionnye processy i sistemy. 2013. № 6. S. 19-23.

14. Makarov V.L., Bahtizin A.R., Sushko E.D., Vasenin V.A., Borisov V.A., Roganov V.A. Agent-orientirovannye modeli: mirovoj opyt i tehnicheskie vozmozhnosti realizacii na superkomp'juterah // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2016. T. 86. № 3. S. 252.

15. 11. Makarov V.L., Bahtizin A.R., Sushko E.D. Komp'juternoe modelirovanie vzaimodejstvija mezhdu municipalitetami, regionami, organami gosudarstvennogo upravlenija // Problemy upravlenija. 2013. № 6. S. 31-40.

16. Kommercheskoe pravo. Uchebnik dlja studentov vuzov / pod. red. prof. M.M. Rassolova, prof. P.V. Aleksija. — 2-e izd. — M.: JuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2005. — 383 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.