УДК 338 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10106 © Е.Л. Логинов, П.А. Бойко, Е.П. Грабчак, В.У Чиналиев, А.А. Шкута, 2019
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ: СОЗДАНИЕ АЗИАТСКОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ ХХХ ВЕКА С ОПОРОЙ НА РОССИЙСКИЕ ЭНЕРГОПОСТАВКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Евгений Леонидович Логинов,
руководитель Проектного центра Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ),
доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Международный научно-исследовательский институт проблем управления (117312, Москва, просп. 60-летия Октября, д. 9)
E-mail: [email protected];
Павел Александрович Бойко, профессор кафедры финансов и кредита, доктор экономических наук
Российский государственный гуманитарный университет (125993, Москва, Миусская пл., д. 6)
E-mail: [email protected]; Евгений Петрович Грабчак,
директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России,
кандидат экономических наук Министерство энергетики Российской Федерации (107996, Москва, ул. Щепкина, д. 42)
E-mail: [email protected]; Владимир Улукбекович Чиналиев, ведущий научный сотрудник, доктор экономических наук, Институт проблем рынка РАН (117418, Москва, Нахимовский просп., д. 47)
E-mail: [email protected];
Александр Анатольевич Шкута, профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов»,
доктор экономических наук
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы совершенствования организационной модели осуществления пула инфраструктурных проектов при создании Глобального азиатского энергетического кольца в рамках группы энергокластеров стран Восточной, Южной и Западной Азии для устранения различных рисков десинхронизации при реализации бизнес-процессов и для получения возможности производить переконфигурацию ресурсов и работ с целью достижении минимума затрат всех видов ресурсов без снижения эффективности выполнения проекта. Исследование направлено на повышение эффективности планирования и реализации инфраструктурных проектов при создании азиатской энергосистемы XXI в. с опорой на российские энергопоставки и технологии через оптимизацию бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности. Предлагается объединение корпоративных сетевых сред различных участников реализации инвестиционного проекта с распараллеливанием работ и распределением бизнес-единиц на операционные узлы в кластере участников проекта, позволяющих планировать и координировать единую систему действий различных бизнес-единиц и формы их взаимодействия между собой и с внешними структурами.
Ключевые слова: инфраструктура, проекты, анализ, моделирование, мониторинг, информационная система, управление.
STRATEGIC INFRASTRUCTURE PROJECT: CREATION OF THE ASIAN ENERGY SYSTEM OF THE XXI CENTURY BASED ON RUSSIAN ENERGY SUPPLIES AND TECHNOLOGIES
Еvgeniy L. Loginov,
Head of the Design Center of the International Research Institute for Advanced Systems (IRIAS), Doctor of Economic Sciences, Professor of the Russian Academy of Sciences, Twice Winner of the Prize of the Government of the Russian Federation in the Field of Science and Technology International Research Institute for Management Issues (117312, Moscow, Prosp. 60-letiya Oktyabrya, d. 9);
Pavel A. Boyko,
Professor of the Department of Finance and Credit of the Russian State Humanitarian University,
Doctor of Economic Sciences Russian State University for the Humanities (125993, Moscow, Miusskaya pl., d. 6);
Evgeny P. Grabchak,
Director of the Department for Operational Control and Management in the Electric Power Industry of the Ministry of Energy of Russia
Candidate of Economic Sciences Ministry of Energy of the Russian Federation (107996, Moscow, ul. Shchepkina, d. 42);
Vladimir U. Chinaliev, Leading Researcher, Doctor of Economic Sciences
Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences (117418, Moscow, Nakhimovsky Prosp., d. 47);
Alexander A. Shkuta,
Professor of the Department «World Economics and International Business»,
Doctor of Economic Sciences
Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky Prosp., d. 49)
Abstract. The article examines the problems of improving the organizational model of the implementation of the pool of infrastructure projects of the Global Asian Energy Ring within the group of energy clusters of East, South and West Asia to eliminate various risks of desynchronization in the implementation of business processes and to obtain the opportunity to reconfigure resources and work with the aim of achieving minimum costs of all types of resources without reducing the effectiveness of the project. The research is aimed at improving the efficiency of planning and implementing infrastructure projects in the creation of the Asian energy system of the 21st century, based on Russian energy supplies and technologies through the optimization of business processes involving business units of various activities. It is proposed to unite the corporate network environments of various participants in the implementation of the investment project with the parallelization of work and the distribution of business units to operational nodes in a cluster of project participants that allow planning and coordinating a single system of actions for various business units and the forms of their interaction with each other and with external structures.
Keywords: infrastructure projects, analysis, modeling, monitoring, information system, management.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Логинов Е.Л., Бойко П.А., Грабчак Е.П., Чиналиев В.У, Шкута А.А. Стратегический инфраструктурный проект: создание азиатской энергосистемы XXI века с опорой на российские энергопоставки и технологии. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):294-9.
Введение
Повышение эффективности планирования и реализации международных инфраструктурных проектов с целью обеспечения реализации каждого проекта в рамках плановых показателей по объему, стоимости и качеству работ, помимо финансовой составляющей, требует очень серьезной организационной работы.
Необходимо развитие инструментов проектного управления, позволяющих обеспечить повышение качества планирования затрат и ресурсов, точность учета фактических затрат и реальной трудоемкости проводимых работ, а также оперативность контроля процесса выполнения работ [8, с. 110—111]. Требуется также развитие самих информационных систем, использующихся при реализации инфраструктурных проектов, как высокодинамичной совокупности сложных разноуровневых управленческих процессов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных [12, с. 68—79; 13, с. 19—23].
Новые возможности формирования информационных систем способных решать комплекс-
ные управленческие задачи при реализации сложных инфраструктурных проектов
В последние годы в нашей стране и за рубежом в этой сфере деятельности активно развиваются информационные технологии, в том числе такие, как BPMS (Business Process Management System) или BPM-системы ( Business Process Management) [4, с. 35—36]. Использование этих систем при реализации сложных инфраструктурных проектов требует совершенствования управления корпоративными коммуникационными и сетевыми средами в целях развития интегрированных бизнес-коммуникаций с опорой на новые вычислительные мощности информационных систем [6, с. 22—25].
Несмотря на активно ведущиеся разработки в этой сфере, наблюдается определенное отставание — от лучших мировых практик — типовых отечественных подходов к оптимизации деятельности участников процессов осуществления сложных инвестиционных проектов [2]. Особенно остро эти проблемы проявляются в отношении реализации, например, трансграничных бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятель-
ности из различных стран мира (проекты, реализуемые за рубежом «Росатом», «Газпром», «Роснефть» и другие) [14, с. 177—179].
С учетом важности рассматриваемых проблем необходимо совершенствование направлений и методов функционирования российских механизмов управления корпоративными коммуникационными и сетевыми средами в целях развития интегрированных бизнес-коммуникаций с применением VMware Cloud Director, VCE Vblock, Microsoft Hyper-V cloud, HP Blade Matrix. Перечисленные программные комплексы обеспечивают пользование программами и вычислительными услугами из «облаков» [центров облачных вычислений], поддержку собственных усилий пользователя по созданию, развертыванию, управлению и свертыванию приложений в корпоративном облаке, управление на основе внедрения сетецентрической платформы интегрированных BPM-систем различных бизнес-единиц и оптимизацию использования ресурсов.
В этих условиях необходимо разработать подходы к формированию информационных систем способных решать комплексные задачи поддержки управленческой деятельности при реализации сложных инфраструктурных проектов [3; 16]. Это необходимо реализовать: начиная с обработки первичных данных до обработки в глубинной области с применением передовых алгоритмов многоагент-ной оптимизации в рамках стандартизированных сетевых инфраструктур на основе взаимодействия и объединения корпоративных сетевых сред различных участников реализации инвестиционного проекта [1; 15, с. 31—40].
Наиболее эффективно это можно реализовать на принципах управления интегрированными коммуникациями участников осуществления инфраструктурных проектов за счет использования преимуществ конвергенции телекоммуникационных и вычислительных сервисов в рамках стандартизированных сетевых инфраструктур с применением облачных принципов, предполагающих распределенную и удаленную обработку и хранение данных [5; 9, с. 58—65]. Такая система может быть архитектурно формализована как сетецентрическая платформа для интеграции BPM-систем в сфере планирования и реализации инфраструктурных проектов.
Глобальное азиатское энергокольцо — пул инфраструктурных проектов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных
С учетом отставания большинства азиатских стран от развитых стран в сфере энергетической инфраструктуры фактически речь идет о создании азиатской энергосистемы XXI века.
Технологические, экономические и организационные основы поддержания формата коллективной энергобезопасности Восточной, Южной и Западной Азии с учетом больших территорий, сложных политических интересов участников, различных уровней развития собственной энергетической инфраструктуры и ресурсов для ее развития предполагают опору на успешный опыт создания, эксплуатации и развития сверхбольших энергосистем. Фактически единственным примером успешного проекта работы такой мегасистемы является опыт работы ЕЭС СССР и энергосистемы «Мир».
На основе советского и российского опыта создания, эксплуатации и развития сверхбольших энергосистем возможно и целесообразно формирование Глобального азиатского энергетического кольца в рамках группы энергокластеров стран Восточной, Южной и Западной Азии. Единая система энергорегулирования и механизмы ресурсо- и финансового координирования в рамах Глобального азиатского энергокольца могут стать основой для обеспечения политической и экономической конкурентоспособности группы ключевых стран Восточной, Южной и Западной Азии в сложных экономических. политических и военных условиях.
Что особенно важно, базой для устойчивого энергоснабжения в рамках группы ключевых стран Восточной, Южной и Западной Азии является естественная роль гаранта энергопоставок (коллективной энергобезопасности) в лице России.
Стратегические преимущества проекта Глобального азиатского энергокольца
Расширение зоны сбыта российских топливно-энергетических ресурсов, в первую очередь, электроэнергии на страны Восточной, Южной и Западной Азии (включая Ближний Восток) создает для России следующие преимущества: • электроэнергия для экспорта является продуктом более высокой степени переработки (при-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
чем, именно на территории нашей страны, а не за рубежом), с более высокой долей добавленной стоимости чем нефть, газ или уголь, то есть с ее монетизацией в России, а не в зарубежных дочерних и зависимых обществах, часто находящихся в оффшорных зонах; возможности использования для экспорта электроэнергии неоплачиваемых излишков электроэнергии, имеющихся у объектов гидро- и атомной энергогенерации, в особенности, в Сибири, прежде всего в ночное время (до 30%); возможностей наращивания гидрогенерирущих мощностей, источники для которых в избытке имеются на территории нашей страны; именно Россия, сконцентрировавшая опыт СССР по созданию, эксплуатации и развитию сверхбольших энергосистем (ЕЭС СССР — ЕЭС России) является подходящим модератором этого международного проекта с извлечением в этом случае дополнительных экономических, политических и иных выгод для страны; технологии России, несколько устаревшие, но сравнительно простые и надежные, по управлению процессами генерации, передачи, распределения и потребления электроэнергии в наибольшей степени подходят для азиатских, в особенности, ближневосточных, стран в своем большинстве несколько отстающих по развитию технологий и персонала от развитых и новых индустриальных стран; российское оборудование, комплектующие, включая сырьеемкие провода, кабели, опоры, могут быть востребованы в большинстве стран Азии и с позиций энергопотребителей этих стран не уступают аналогичной китайской, корейской и иной продукции; Россия может дополнить экспорт электроэнергии экспортом пакета топливно-энергетических ресурсов (нефть, природный газ, уголь), используемых для генерации электроэнергии. То есть, обеспечить комплексные поставки энергоресурсов с возможностью замещения одного вида другим;
этот проект можно развивать совместно с Китаем — с разделением зон поставок оборудования, комплектующих, включая провода, кабели, опоры, цемент и т.п. И с привлечением китайских
инвестиций странами-покупателями российских ТЭР и энерготранспортных услуг; большинство стран региона мало подвержены влиянию США и ЕС, т.е. не откажутся от проекта с участием России узнав об отрицательном мнении США или ЕС;
в связи с тем, что прекращения роста населения большинства этих стран в обозримом будущем не предвидится, то вхождение России на рынки энергоресурсов, энерготранспортировки, энергооборудования этих стран будет иметь следствием не только стабильные ежегодные поставки (условно постоянные заказы), но и гарантированные дополнительные заказы в будущем;
использование различных финансово-экономических моделей (например, аналогично модели «строй — владей — эксплуатируй» при строительстве в Турции АЭС «Аккую») при формировании российскими компаниями современных энергосистем в этих странах резко расширяет возможности для внедрения российских компаний в наиболее выгодные зарубежные товарные и финансовые потоки;
строительство АЭС на пересечении энергокластеров в узлах энергосетей (без чего поддержание там устойчивости энергоснабжения будет затруднительно), резко расширяет пакет заказов ГК «Росатом» и российское влияние в этой стратегической отрасли мировой энергетики; к реализации этого проекта могут быть привлечены другие государства- члены ЕАЭС, что создаст совокупный синергетический эффект с укреплением экономических основ Евразийского союза;
при расчетах за поставки российских ТЭР и оборудования между странами Азии и Россией могут быть использованы рубль и национальные валюты этих стран, свопы, «валютные пары» и пр., что укрепит позиции российской валюты; пакет азиатских заказов российским промышленным компаниям при осуществлении проекта позволит не только укрепить экономическое положение этих компаний (отраслей) в российской экономике, но и позволит осуществить их модернизацию под будущие долгосрочные программы при исполнении заказов.
Возможности интеграции бизнес-единиц — агентов при межкорпоративном сотрудничестве в рамках группы энергокластеров стран Восточной, Южной и Западной Азии
Необходимо уточнить возможности интеграции бизнес-единиц — агентов при межкорпоративном сотрудничестве как многоагентной системы для расширения возможностей их преобразования в единый ресурсно-объектный комплекс с высокодинамичной совокупностью сложных разноуровневых управленческих процессов со значительным числом динамично отклоняющихся операционных переменных. Требуется организовать условия для перехода к распараллеливанию работ и распределению участников на операционные узлы в кластере участников проекта для получения возможности производить переконфигурацию ресурсов и работ для достижения минимума затрат всех видов ресурсов без снижения эффективности выполнения проекта, в том числе в отношении коммерческой осуществимости доходной части проекта, заложенных параметрах расходной части и управлению этими параметрами проекта.
Важным этапом реализации вышеперечисленных действий является формирование механизма планирования, оптимизированного для повышения устойчивости и адекватности модели управления в отношении организации межведомственных действий различных участников реализации инфраструктурных проектов Глобального азиатского энергокольца для внедрения инноваций, поддержанных соответствующими технологиями и управленческими решениями по ключевым направлениям функциональной деятельности конкретного участника реализации инфраструктурного проекта [10; 11, с. 90—100]. Требуется повышение качества планирования затрат и ресурсов, точности учета фактических затрат и реальной трудоемкости проводимых работ, а также оперативности контроля в отношении наиболее важных работ с целью обеспечения реализации проекта в рамках плановых показателей по объему, стоимости и качеству работ, заложенных при оформлении договоров с участниками проекта [7, с. 218—222].
В рамках российских участников реализации инфраструктурных проектов Глобального азиатского энергокольца необходимо:
• сформировать направления развития интерактивной визуальной среды интерпретации и скоростного моделирования, а также область масштабных оптимизационных вычислений с использованием интеллектуальных технологий анализа и обработки данных в рамках сетецен-трической платформы интегрированных ВРМ-систем различных бизнес-единиц при прогнозируемых сценариях динамики работ с целью обеспечения реализации проекта в рамках плановых показателей по объему, стоимости и качеству работ в отношении их наиболее важных профилей;
• выделить основные блоки взаимозависимости как в отношении участников реализации инфраструктурных проектов Глобального азиатского энергокольца, так и в отношении инвесторов, собственников активов и финансирующих структур с кооперированной структурой организационных и информационных мер для управления корпоративными коммуникационными и сетевыми средами в целях развития интегрированных бизнес-коммуникаций;
• обосновать направления конструирования набора управленческих инструментов ВРМ-систем для многоагентной оптимизации при выполнении задач планирования и реализации инфраструктурных проектов Глобального азиатского энергокольца с их приближением к системе мировых стандартов в рамках стратегии преобразования существующих сложноструктурируемых систем в рамках группы энергокластеров стран Восточной, Южной и Западной Азии с большим числом разнородных участников в единый ресурсно-объектный комплекс: интегрированный, синхронизированный и ресурсноэффективный. Заключение
Таким образом, при реализации вышеперечисленных мероприятий должна быть разработана целостная концепция внедрения качественно новых механизмов планирования проекта, операционного управления ходом его реализации, а также мониторингом и устранением любых форм рисков десин-хронизации в сфере реализации бизнес-процессов с участием бизнес-единиц различного профиля деятельности, в отношении коммерческой осуществимости доходной части проекта, заложенных
параметрах расходной части и управлению этими параметрами проекта как комбинаторно-расширяемого пространства.
Предлагается оптимизация кооперационного взаимодействия участников реализации инфраструктурных проектов Глобального азиатского энергокольца в рамках сетецентрической платформы интегрированных ВРМ-систем различных бизнес-единиц для планирования, позволяющей сформировать механизмы и интегрировать функции управления, контроля и распределения информации в единой системе действий различных участников в рамках группы энергокластеров стран Восточной, Южной и Западной Азии и формы их взаимодействия с другими участниками.
Литература
1. Логинов Е.Л., Зоидов К.Х., Медков А.А. Российский аналог «плана Маршалла» по восстановлению экономики Сирии: стратегические императивы «дорожной карты» восстановления и развития сирийского экономического потенциала. Под ред. чл.-корр. РАН Цветкова В.А. М.: ИПР РАН, 2016.
2. Тепман Л.Н., Эриашвили Н.Д. Управление инвестиционными рисками. М.: Издательство «Юнити-Дана», 2016.
3. Таненбаум Э., Ван Стееен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. СПб.: Питер, 2003.
4. Борталевич В.Ю. Корпоративное управление в условиях выхода из кризиса // Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29—30 сентября 2016 г. / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016.
5. Зоидов З.К. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС. М.: ИПР РАН, 2015.
6. Астахов Н.Д., Хачатуров В.Р., Григорьев В.В. Алгоритмы определения оптимальной совокупности отраслевых вариантов размещения предприятий с учетом эффекта агломерации // Сообщения по прикладной математике. Вычислительный Центр АН СССР / М., 1984.
7. Черняк В.З., Эриашвили Н.Д. Проблемы строительства и экономики // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3.
8. Борталевич С.И., Солдатов А.И., Солда-тов А.А. Формирование и управление в ЕАЭС интегрированной системой топливно-энергетической инфраструктуры // 25 лет СНГ: основные итоги, проблемы, перспективы развития / Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ИПР РАН, 2016.
9. Григорьев В.В., Думбадзе Л.Г., Леонов В.Ю. Задачи эффективного использования и развития сети при капиталовложениях и кредитах // Известия Российской академии наук. Теория и системы управления. 2007. № 6.
10. Абрамов В.Л., Агеев А.И., Кузык Б.Н. и др. Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС / Монография. М.: Институт экономических стратегий, 2016.
11. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Проблемы экономической безопасности транспор-тно-транзитной инфраструктуры России // Экономика региона. 2012. № 1 (29).
12. Ефимов А.Б., Райков А.Н., Шубенкова А.Ю. Оптимизация распределения полномочий в рамках региональной информатизации // Информационное общество. 2015. № 2-3.
13. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6.
14. Григорьев В.В. Вычислительные алгоритмы и опыт решения задачи определения оптимальной совокупности многоотраслевых комплексов // Информатика, вычислительная техника, автоматизация в науке, технике и народном хозяйстве Материалы конференции. 1983.
15. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Компьютерное моделирование взаимодействия между муниципалитетами, регионами, органами государственного управления // Проблемы управления. 2013. № 6.
16. Коммерческое право / под. ред. проф. М.М. Рассолова, проф. П.В. Алексия. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.