Научная статья на тему 'Проблемы и возможности развития экономики Сирии как партнера евразийского экономического союза'

Проблемы и возможности развития экономики Сирии как партнера евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНКИ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / GLOBAL ECONOMY / MARKETS / STRATEGY / DEVELOPMENT / INFRASTRUCTURE / INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борталевич С.И., Логинов Е.Л., Шкута А.А.

Тема. В статье рассматриваются проблемы и возможности развития экономики Сирии как партнера Евразийского экономического союза. Цели. Разработка подходов к формированию механизмов оказания российской помощи по восстановлению и развитию экономики Сирии с точки зрения обеспечения в этом процессе экономических и политических интересов России и других государств членов ЕАЭС. Методология. Анализируются подходы к решению проблем реализации экономических интересов России в Сирии. Обосновывается необходимость и возможность смены бизнес-позиционирования Сирии в мировой экономике и важнейших ее ближневосточных точках как универсального международного оператора товарными и финансовыми потоками. Определяются возможности перехода сирийских и российских компаний к трансграничному оказанию комплексных инфраструктурных услуг. Выделяются составляющие политики формирования в Сирии комбинированного с евразийско-союзным экономического пространства. Предлагается формирование схем кооперационной увязки производств, транспорта, логистики, сбыта и оперирования финансовыми ресурсами с опорой на Сирию как универсального международного оператора товарными и финансовыми потоками. Результаты. Обоснована необходимость интеграции операционных сервисов управления развитием группы ведущих российских и сирийских компаний. Выводы. Предполагается, что с формирующейся группой проектов, инициированных Саудовской Аравией, Катаром и пр., как инструментом противодействия российским и сирийским интересам, должен сотрудничать (конкурировать) российско-сирийский проект, включающий добычу ТЭР, их поставки и транспортировку (в том числе транзитную) с выходом на координацию в рамках ЕАЭС и Сирии. Это может быть реализовано путем строительства сегментов территориально-отраслевой сети инфраструктурно-индустриальных объектов, предоставляющей производственные, транспортные, логистические и т.п. сервисы как элементов развития транспортной сетки и энергетического хаба в районе Средиземного моря. Применение. Рассматриваемая управленческая технология предлагается как составная часть технологий управления экономикой России и других государств членов ЕАЭС как подсистемами мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борталевич С.И., Логинов Е.Л., Шкута А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the economy of Syria as a partner of the European Economic Union: Issues and opportunities

Importance The article discusses issues and opportunities for developing the economy of Syria as a partner of the Eurasian Economic Union. Objectives The research sets up mechanisms for providing Russia's assistance in recovering and developing the economy of Syria, thus pursuing economic and political interests of Russia and other EEU member countries. Methods We analyze approaches to pursuing economic interests of Russia and Syria and solving relevant issues. We substantiate that it is necessary and possible to alter Syria's positioning in global economy as a global operator of commodity and financial flows. The article determines whether the Russian and Syrian companies can start cross-border delivery of comprehensive infrastructure service, and suggests formulating cooperative schemes to link production, transport, logistics, distribution and handling of financial resources through Syria. Results We provided the rationale for integrating operational services for steering the development of leading Russian and Syrian companies. Conclusions and Relevance The Russian-Syrian projects are supposed to cooperate (compete) with projects initiated by Saudi Arabia, Qatar, etc. as tools to subdue the Russian and Syrian interests. It may be effectuated by creating segments of the local and industry-specific network of infrastructure and industrial facilities. The management technique is designated as a part of techniques to manage the economies of Russia and other EEU States as subsystems of global economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности развития экономики Сирии как партнера евразийского экономического союза»

ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения

ISSN 2073-2872 (Print)

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СИРИИ КАК ПАРТНЕРА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА*

Светлана Ивановна БОРТАЛЕВИЧ", Евгений Леонидович ЛОГИНОВ"% Александр Анатольевич ШКУТАС

a доктор экономических наук, доцент, заведующая Центром исследования проблем развития энергетических рынков и энергетической инфраструктуры, Институт проблем рынка РАН, Москва, Российская Федерация energo-inst.safety@mail.ru

b доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института проблем рынка РАН, Москва, Российская Федерация evgenloginov@gmail. com

c доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и международного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация saa5333@hotmail. com

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 16.05.2016 Принята в доработанном виде 06.07.2016 Одобрена 06.10.2016

УДК 004.942

JEL: Е44, F20, F21, F29, F37

Ключевые слова: мировая экономика, рынки, стратегия, развитие, инфраструктурно-индустриальный комплекс

Аннотация

Тема. В статье рассматриваются проблемы и возможности развития экономики Сирии как партнера Евразийского экономического союза.

Цели. Разработка подходов к формированию механизмов оказания российской помощи по восстановлению и развитию экономики Сирии с точки зрения обеспечения в этом процессе экономических и политических интересов России и других государств - членов ЕАЭС. Методология. Анализируются подходы к решению проблем реализации экономических интересов России в Сирии. Обосновывается необходимость и возможность смены бизнес-позиционирования Сирии в мировой экономике и важнейших ее ближневосточных точках как универсального международного оператора товарными и финансовыми потоками. Определяются возможности перехода сирийских и российских компаний к трансграничному оказанию комплексных инфраструктурных услуг. Выделяются составляющие политики формирования в Сирии комбинированного с евразийско-союзным экономического пространства. Предлагается формирование схем кооперационной увязки производств, транспорта, логистики, сбыта и оперирования финансовыми ресурсами с опорой на Сирию как универсального международного оператора товарными и финансовыми потоками. Результаты. Обоснована необходимость интеграции операционных сервисов управления развитием группы ведущих российских и сирийских компаний.

Выводы. Предполагается, что с формирующейся группой проектов, инициированных Саудовской Аравией, Катаром и пр., как инструментом противодействия российским и сирийским интересам, должен сотрудничать (конкурировать) российско-сирийский проект, включающий добычу ТЭР, их поставки и транспортировку (в том числе транзитную) с выходом на координацию в рамках ЕАЭС и Сирии. Это может быть реализовано путем строительства сегментов территориально-отраслевой сети инфраструктурно-индустриальных объектов, предоставляющей производственные, транспортные, логистические и т.п. сервисы как элементов развития транспортной сетки и энергетического хаба в районе Средиземного моря.

Применение. Рассматриваемая управленческая технология предлагается как составная часть технологий управления экономикой России и других государств - членов ЕАЭС как подсистемами мировой экономики.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Успешные антитеррористические боевые действия сирийской армии, при поддержке российской авиации против боевиков различных террористических формирований ставят на

*Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-02-00465а «Разработка механизма мониторинга, моделирования и планирования отраслевого развития в промышленности России и ЕАЭС на основе анализа кооперационной динамики агрегированных экономических субъектов».

повестку дня выработку российской стратегии оказания помощи по восстановлению и развитию экономики Сирии. Такую задачу поставил Президент России В.В. Путин.

Подвергшаяся значительным разрушениям экономика Сирии, в условиях государственной катастрофы соседнего Ирака, откровенно враждебной политики граничащей Турции и ряда других стран, по многим причинам крайне сложна для восстановления. С учетом того, что

завершение активной итоговой фазы антитеррористической кампании может затянуться надолго, дальнейшее экономическое восстановление и развитие Сирии нуждается в стратегическом планировании. Требуется вписывание этих процессов в экономическую и военную стратегию России (и, возможно, других государств - членов ЕАЭС), увязку с планами развития ро ссийских не фте газовых, машиностроительных и строительных компаний и др.

С учетом противодействия или неоднозначного участия в процессах стабилизации обстановки в Сирии со стороны ряда стран (США, Турции, некоторых государств ЕС и пр.) необходимо спланировать российский аналог «плана Маршалла», успешно реализованный США в собственных интересах в отношении восстановления разрушенных Второй мировой войной стран Европы. Российский аналог «плана Маршалла» необходим для того, чтобы закрепить максимально - с учетом ближних и дальних перспектив - выгодный нашей стране детализированный экономический формат развития Сирии как ключевого пророссийского экономического, политического и военного форпоста в стратегически важном регионе мира и кооперированного партнера ЕАЭС.

Подходы к решению проблем реализации экономических интересов России в Сирии

Одной из причин распада СССР явился развал в экономике страны под грузом различных проблем и диспропорций [1]. Также сыграло роль и использование устарелых управленческих схем [2].

Общеизвестным фактором, содействовавшим нарастанию нагрузки нерациональных расходов СССР (которая в конце 1980-х гг. в условиях крайне низкой мировой конкурентоспособности большинства советских предприятий и низкой производительности труда была дополнена падением цен на нефть) были значительные объемы, как правило, безвозмездной помощи и заведомо невозвратных займов «братским» странам социалистического лагеря и государствам так называемой «социалистической ориентации». Большинство из задолженностей этих стран перед Россией, исчисляемых десятками миллиардов долларов США, мы вынуждены были по разным -когда более обоснованным, а когда менее обоснованным - причинам списать [3]. При этом так и не были реализованы (не монетизированы) возможные геостратегические преимущества, на

144 http://fin-izdat.r

которые можно было рассчитывать исходя из опыта стран Запада в аналогичных ситуациях [4].

Из этой исторической ретроспективы необходимо сделать выводы с учетом успешной политики западных ТНК, а также политики США, реализуемой в последние 100 лет в странах-реципиентах западной помощи и инвестиций [5].

Главный вывод состоит в том, что любая российская экономическая помощь, направляемая за рубеж, должна быть впоследствии окупаема. И желательно не только в геополитическом аспекте, но и напрямую, то есть монетизирована для товаропроизводителей и российских бюджетов всех уровней. Другими словами, российская экономическая помощь должна вернуться как сопоставимая по объемам сумма прибыли, получаемой российскими товаропроизводителями от увеличения заказов из-за рубежа отечественной промышленности и возможности российским и кооперированным с ними евразийско-союзным предприятиям наращивать поставки за рубеж.

Основным экономическим критерием здесь может быть наращивание объемов добавленной стоимости, получаемой российскими товаропроизводителями от расширения внешнеэкономического контура экономических операций на зарубежных рынках, где мы еще можем быть хоть как-то конкурентоспособны [6]. А также для возможности улучшения условий внешнеэкономической деятельности российских предприятий через использование транзитно-транспортной инфраструктуры, логистических систем и прочего в странах - получателях российской помощи и инвестиций [7].

В конце XX - начале XXI в. на Ближнем Востоке и в Азии началось расширение сферы реализации бизнес-интересов российских товаропроизводителей в территориальной зоне сирийского и других доступных ближневосточных рынков в мировой экономике и важнейших ее ближневосточных точках [8]. Одним из основных векторов этой политики нам представляется возможность оказания дочерними и зависимыми обществами группы ведущих российских компаний широкого спектра строительных, энерготранспортных, телекоммуникационных и любых других видов услуг как элементов кооперационной увязки производств, транспорта, логистики, сбыта и оперирования финансовыми ресурсами с опорой на рубль, возможно реализуемой как валютные пары «рубль - доллар США», «рубль - юань» и двусторонние своп-линии [9].

При российском лидерстве в деле восстановления экономики Сирии открываются возможности реализации широкого географического спектра инфраструктурных проектов, где группы ведущих российских и сирийских компаний смогут играть одну из ведущих ролей. Это ставит на повестку дня необходимость смены бизнес-позиционирования для становления при помощи России роли и статуса Сирии в мировой экономике и важнейших ее ближневосточных точках как универсального международного оператора товарными и финансовыми потоками (с узловым центром в Сирии) на Ближнем Востоке.

Смена бизнес-позиционирования Сирии в мировой экономике и важнейших ее ближневосточных точках

Восстановление сирийской экономики актуализирует постановку проблемы евразийско-союзно-ориентированной смены бизнес-позиционирования для становления роли и статуса Сирии (при российской поддержке) в мировой экономике и важнейших ее ближневосточных точках как универсального международного оператора товарными и финансовыми потоками. Процесс смены бизнес-позиционирования должен проходить с опорой на встраивание пула ведущих российских и сирийских компаний в систему мирохозяйственных связей на Ближнем Востоке на базе формирования распределенного производстве нного ядра систе мы ближневосточных экономических зон, востребующих производство и услуги с опорой на группы объектов сирийской индустриальной инфраструктуры, восстановленной или построенной с российским участием.

В рамках смены бизнес-позиционирования Сирии в важнейших ближневосточных точках мировой экономки целесообразно, например, образование на территории Сирии узловых торгово-распределительных центров, в частности, совместных российско-сирийских газового, нефтяного, зернового и контейнерного хабов. Расположение ряда таких хабов на средиземноморском побережье создаст стратегический экономический форпост России, позволяющий на этой основе в перспективе развивать группу внешнеэкономических бизнес-проектов в стратегически важном регионе мира.

Стратегическое позиционирование экономического развития группы ведущих сирийских и российских компаний в рамках такого подхода может быть реализовано путем встраивания сирийского интегрированного инфраструктурно-индустриального

комплекса в мировые товарные и финансовые потоки, проходящие по территории Ближнего Востока. Это требует повышения согласованности выполнения общесистемных задач компаний, входящих в состав сирийского интегрированного инфраструктурно-индустриального комплекса в рамках оптимизации объектно-пространственных конфигураций взаимосвязей инфраструктурных объектов в экономике Сирии и на доступных рынках прилегающих стран. Выбор вариантов конфигураций взаимосвязей инфраструктурных объектов в экономике Сирии и на доступных рынках прилегающих стран на основе использования - с российской помощью -отработанных методов и процедур формирования и функционирования Единой энергетической системы СССР, а затем России (ЕЭС России), создаст возможности для формирования перспективной структуры сирийских энергетических, транспортных и тому подобных активов с ориентированностью на удовлетворение спроса различных групп сирийских потребителей и расширения сбыта на прилегающих к Сирии зарубежных рынках.

С учетом задачи встраивания пула ведущих ро ссийских компаний в систе му мирохозяйственных связей на Ближнем Востоке рациональна концентрация российской экономической помощи и инвестиций на наиболее перспективных проектах развития сирийской инфраструктуры (газового, нефтяного, зернового и контейнерного хабов и пр.) с ключевым положением объектов, восстановленных или созданных с российским участием, которые позволяют резко расширить возможности оптимизационного структурирования процессов обеспечения российских национальных интересов в ключевых секторах (зонах концентрации добавленной стоимости) пересечения товарных и финансовых потоков в стратегически важном регионе мира, где находится Сирия. Это предполагает использование соответствующей управленческой концепции формирования при восстановлении экономики Сирии промышленных кластеров с участием российских компаний как зон концентрации добавленной стоимости от соответствующих бизнес-профилей компаний, действующих в рамках конкретных промышленных кластеров. Формирование промышленных кластеров необходимо реализовать через налаживание критически важных сервисов управления объектами сирийской инфраструктуры в отношении комплекса производственно-транспортных направлений хозяйственной деятельности группы

ключевых сирийских компаний с участием российских компаний.

Переход к трансграничному оказанию комплексных инфраструктурных услуг

Встраивание пула ведущих российских и сирийских компаний в систему мирохозяйственных связей на Ближнем Востоке может быть реализовано в рамках организации перехода российских компаний, кооперирующихся в той или иной форме с сирийскими предприятиями, к трансграничному оказанию в Сирии и прилегающих к ней странах комплексных инфраструктурных услуг с опорой на кооперационную увязку производств, транспорта, логистики, сбыта и оперирования финансовыми ресурсами на основе сирийского фунта и российского рубля. Данные услуги могут быть реализуемы через систему взаимно координированных заказов сирийских и российских компаний, обеспеченных ресурсами (сирийско-российскую структурированную распределенную матрицу заказов, обеспеченных ресурсами) и ориентированных на выбор импортозамещающих вариантов, позволяющих заместить поставки потенциальных стран-конкурентов.

Необходимо изменение траектории развития организационно-экономических механизмов управления группы ведущих российских компаний, участвующих в восстановлении экономики Сирии, путем перехода к внедрению новых координированных управленческих решений в привязке к организационным механизмам российских министерств и ведомств (например, Минпромторга России)1. Эти механизмы необходимо развивать в рамках парадигмы организационного развития

инфраструктурных объектов вокруг объектов, восстановленных или созданных с российским участием, с встраиванием в инфраструктурные коридоры развития Ближнего Востока [10]. В этих условиях необходимо переосмысление бизнес-стратегий и моделей управления для обеспечения экономической устойчивости российских компаний, кооперирующихся в той или иной форме с сирийскими предприятиями при реализации проектов восстановления экономики Сирии, и затем дальнейшего развития сирийской инфраструктуры для расширения поставок в близлежащие страны Ближнего Востока и Центральной Азии [11, 12].

1 Цветков В.А. Экстерриториальность капитала: региональный аспект // Управление. 2014. Т. 2. № 1. С. 73-77.

146 http://fin-izdat.

В рамках сформулированных подходов может быть, например, осуществлена функциональная интеграция комплексов топливно-энергетической инфраструктуры России, Сирии, а также стран Центральной Азии и региона, примыкающего к Каспийскому морю. После нормализации военно-политической обстановки в Сирии следует активизировать участие российских компаний в реализации проектов по расширению добычи на сирийской территории нефти и газа, а также реализации таких трубопроводных проектов, как:

• нефтепровод Киркук - Банияс;

• магистральный газопровод Иран - Ирак -Сирия;

• сирийская часть стратегического панарабского газопровода Египет - Иордания - Сирия (от сирийско-иорданской границы до г. Хомс (Сирия).

Реализация перечисленных и аналогичных проектов возможна путем формирования в Сирии промышленных кластеров с участием российских компаний2 [13]. Они необходимы для координированного управления с интеграцией распределенных процессов взаимодействия инфраструктурных объектов, формирующихся вокруг объектов, восстановленных или созданных с российским участием [14, 15]. Такие объекты целесообразно группировать в сети инфраструктурно-индустриальных узлов, управляемых компаниями, сгруппированными в кластеры, оперирующими производственными, логистическо-транспортными и т.п. мощностями в экономике Сирии и в доступных зонах (на рынках) прилегающих стран3.

Формирование промышленных кластеров с участием российских компаний может стать основой управления функционированием и расширением сфер российского контроля территориальных зон, определяющих условия извлечения прибыли и наращивания добавленной стоимости как в Сирии, так и в других странах, а также для выполнения задач реализации энерго-гарантирующей роли и международно признанного статуса группы ведущих российских компаний по обеспечению энергетической

2 Лукин В.К., Деркач А.К., Логинова В.Е. Проблемы оптимизации сетевых финансовых взаимодействий

в экономике России и ЕАЭС // Естественно-гуманитарные исследования. 2015. № 10. С. 33-37.

3 АбрамовМ.Д., Кашин В.А., Зоидов КХ., Мигранян А.А., Медков А.А. и др. Администрирование внешнеторговых грузопотоков / Труды ЭАЦ «Модернизация». 2013. Вып. 7.

устойчивости электро-, нефте- и газотранспортных систем, энергетических хабов, железнодорожной, морской, автомобильной и иной логистики энерго-сотрудничающих с Россией стран.

В рамках промышленных кластеров с участием российских компаний может быть реализована разработка схем кооперационной увязки производств, транспорта, логистики, сбыта и оперирования финансовыми ресурсами в системе инфраструктурно-транспортных направлений (коридоров) «Ближний Восток -Европа» и «Ближний Восток - Азия» на основе восстановленной и модернизированной сирийской топливно-энергетической и транспортно-логистической инфраструктуры.

Для координации хозяйственных взаимосвязей в рамках сирийско-российской кооперации необходимо улучшение согласованности и регулирования организационных процессов управления оборотом топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и т.п. ресурсов и услуг в отношении сирийских компаний при их

~ ~ 4

взаимодействии с российскими компаниями4.

Сотрудничество Сирии и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обеспечит эффективное решение вопроса существующей определенной экономической изоляции этой республики через формирование новых организационных механизмов регулирования производства и товарооборота с партнерами по евразийской интеграции. Таким организационным механизмом может стать комплекс электронных торговых площадок (ЭТИ), используемых российскими и сирийскими компаниями, а также в перспективе компаниями из других государств -членов ЕАЭС для формирования динамично конфигурируемой структуры пакета заказов, обеспеченных ресурсами (комбинаторно-оптимизационного распределения пакета заданий и ресурсов между динамично меняющимися сирийскими и евразийско-союзными бизнес-единицами).

Новая восточная ветвь реализации евразийско-союзных экономических интересов в направлении «Ближний Восток - Европа» и «Ближний Восток -Азия» на основе восстановленной и модернизированной сирийской топливно-энергетической и транспортно-логистической инфраструктуры в средиземноморском регионе,

4 Сайфиева С.Н. Некоторые аспекты влияния налоговой

реформы на финансовое состояние промышленных предприятий // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 9-10. С. 11-17.

проходящая по территории Сирии, может быть использована российскими компаниями для создания транспортной сетки и энергетического хаба в районе Средиземного моря (порты и пр.) с учетом не только чисто экономических, но и политических, а также военных интересов нашей страны.

Формирование в Сирии комбинированного с евразийско-союзным экономического пространства

Территория Сирии может быть использована для формирования распределенных инфраструктурно-индустриальных узлов комбинированного с евразийско-союзным экономическим пространством государств - участников ЕАЭС (с учетом перспектив его расширения). Это может быть реализовано путем строительства сегментов территориально-отраслевой сети инфраструктурно-индустриальных объектов (инфраструктурно-индустриальных узлов), предоставляющей производственные, транспортные, логистические и т.п. сервисы в системе Россия -Сирия как элементов развития транспортной сетки и энергетического хаба в районе Средиземного моря.

Восстановление и развитие сегментов территориально-отраслевой сети инфраструктурно-индустриальных объектов, предоставляющей производственные, транспортные, логистические и т.п. сервисы должно стать основным инфраструктурным проектом при восстановлении экономики Сирии, несмотря на все сложности, связанные с военно-политическими условиями и высокой стоимостью его реализации. Этот производственный комплекс будет способствовать реализации производственного потенциала Сирии в случае следования товаров через транспортную сетку и энергетический хаб в районе Средиземного моря по новой ветви производственно-транспортных коридоров «Ближний Восток - Европа» и «Ближний Восток - Азия» на основе восстановленной и модернизированной сирийской топливно-энергетической и транспортно-логистической инфраструктуры.

Разработка проектов и строительство современных сегментов территориально-отраслевых сетей инфраструктурно-индустриальных объектов должно стать приоритетным направлением развития экономики Сирии. Конфигурирование сети таких предприятий по направлению «Ближний Восток - Европа» и «Ближний Восток -Азия» на ос но ве восстановле нно й и модернизированной сирийской топливно-

энергетической и транспортно-логистической инфраструктуры обеспечит надежную связь России, Ирана, государств Центральной Азии и Южного Кавказа со странами Европы и Азии.

Ресурсному наполнению коридора «Ближний Восток - Европа» и «Ближний Восток - Азия» на основе восстановленной и модернизированной сирийской топливно-энергетической и

транспортно-логистической инфраструктуры будет способствовать развитие интеграционных процессов, расширение состава как полноправных участников ЕАЭС, так и стран, тесно с ним взаимодействующих.

Особенно актуальна такая постановка вопроса в связи с выдвижением российским руководством проекта Большого евразийского партнерства с участием ряда стран Европы и Азии.

Так, в выступлении в июне 2016 г. на пленарном заседании 20-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Президент РФ В.В. Путин сообщил о планах создания Большого евразийского партнерства с участием ЕАЭС, Китая и ряда других стран. Российский президент отметил, что сотрудничать с ЕАЭС выразили готовность порядка 40 государств и международных организаций. «Предлагаем подумать о создании Большого евразийского партнерства с участием ЕАЭС, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран и, конечно, имея в виду наших партнеров по СНГ, другие государства и объединения»5.

Интеграция операционных сервисов управления развитием группы ведущих российских и сирийских компаний

Для налаживания эффективного взаимодействия группы ведущих российских компаний при реализации сирийских проектов необходима интеграция операционных сервисов управления их деятельностью на основе мониторинга и координации (осуществляемыми, например, Минпромторгом России) процессов оказания их дочерними и зависимыми обществами в Сирии широкого спектра строительных, энерготранспортных, телекоммуникационных и любых других видов услуг с ориентацией на формирование за рубежом новых сегментов товарных и услуговых рынков под российским контролем с участием сирийских компаний.

5 Выступление В.В. Путина на пленарном заседании 20-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52178

Предлагается выделение в рамках пула инвестиционных проектов, реализуемых российскими и сирийскими компаниями, объема и структуры товарных позиций отдельных компаний, реализующих функции спроса и предложения через сетевую структуру электронных торговых площадок (замкнутую, например, на Минпромторг России), что позволит интегрировать функции управления, контроля и распределения информации в единой системе заказов и их технического обеспечения в целях повышения эффективности операционного управления в отношении группы производственных, транспортных, строительных и т.п. бизнесов с дальнейшим выходом на их координацию в рамках формата «ЕАЭС + Сирия».

С формирующейся конкурирующей группой проектов, инициированных Саудовской Аравией, Катаром и др., как инструментом противодействия российским и сирийским интересам, должен сотрудничать (конкурировать) российско-сирийский проект «(Добыча ТЭР6) х (Поставки + + Транспортировка (в том числе транзитная)» с выходом на координацию в рамках «ЕАЭС + + Сирия».

Уточнение реальных объемов и потенциальной возможности наращивания добычи, поставок и транспортировки ТЭР в рамках группы российских и сирийских компаний даст возможность определить натурально-стоимостной пакет ресурсов в привязке к конкретным инфраструктурно-индустриальным узлам, который в данном случае является опорной структурной единицей для выбора наиболее эффективных вариантов как поставок ТЭР потребителям в самой Сирии и за ее пределы, так и развития сетей инфраструктурно-индустриальных объектов.

На основе российско-сирийского проекта «(Добыча ТЭР) х (Поставки + Транспортировка (в том числе транзитная)» может быть создан новый сверхмощный канал управления оборотом ТЭР в целях реализации российского и сирийского стратегического позиционирования на энергетических рынках ряда стран Европы и Азии.

В результате реализации российско-сирийского проекта «(Добыча ТЭР) х (Поставки + + Транспортировка (в том числе транзитная)» российские и сирийские бизнес-структуры получат в глобальной экономике коренные конкурентные преимущества. Еще большие синергетические эффекты могут быть достигнуты

6 ТЭР - топливно-энергетические ресурсы.

в формате «ЕАЭС + Сирия». Для этого необходимо:

— формирование пула инвестиционных проектов, требуемых для обеспечения решения задач в энергетической сфере развития «ЕАЭС + + Сирия»;

— инвестиционно-энергетическое обеспечение подготовки и осуществления управленческих действий на различных стадиях инкорпорирования имеющихся коллаборативно сформулированных интересов компаний Сирии и ЕАЭС;

— мониторинг состояния энергетической ситуации на Ближнем Востоке с учетом интересов «ЕАЭС + + Сирия»;

— организация привлечения, концентрации и мультипликации инвестиционных ресурсов с учетом большого интереса иностранных инвесторов к участию в проектах в восстановленной экономике Сирии.

При подготовке и реализации пула инвестиционных проектов на территории Сирии и в близлежащих странах необходимо наладить (по опыту функционирования в России и за рубежом комплекса информационных систем различного профиля, функционирующих, например, в корпоративных группах ГК «Росатом» или ПАО «Газпром») оперативный сбор акту ал и з и р о в ан н о й и н ф о р м ац и и о функционировании комплекса направлений деятельности там российских компаний в режиме онлайн, применяемой госведомствами (например,

Минпромторгом России) для оперативной координации хода работ при реализации упомянутых инвестиционных проектов. Для организации сбора и обработки информации целесообразно развитие телекоммуникационной инфраструктуры с созданием в Дамаске с российской помощью центра облачных вычислений, предоставляющего телекоммуникационные, информационные и вычислительные сервисы широкому кругу сирийских и российских компаний.

Заключение

Конфигурирование схем и бизнес-моделей реализации пула инвестиционных проектов на территории Сирии необходимо осуществить в рамках складывающегося квази-интегрированного ближневосточного рынка, и, что особенно актуально, нефтегазовых рынков, куда должна быть вписана трансграничная структура деятельности группы ведущих российских и сирийских компаний как в рамках коммерческих приоритетов, так и с учетом требований оборонной и антитеррористической безопасности7.

Реализация перспективного портфеля сирийских проектов группы ведущих российских компаний (в отношении объектов в Сирии, восстановленных или созданных с российским участием) значительно усложнена в результате имеющихся финансово-экономических проблем вследствие кризиса, санкций, падения цен на нефть и пр. Это требует комплексного планирования этих проектов (например, Минпромторгом России) в рамках совместных государственных и корпоративных интересов различных российских структур.

7 Эриашвили Н.Д. Цикло-когерентная динамика кризисных явлений в экономике США // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5. С. 207-211.

Список литературы

1. Цветков В.А. Циклы и кризисы: теоретико-методологический аспект. М.: Нестор-История, 2013. 504 с.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Занузданный Е.Н. Евразийский экономический союз: необходимость нового контура стратегического управления // Экономические стратегии. 2015. Т. 17. № 4. С. 28-37.

3. Борталевич В.Ю. Стратегическое планирование ключевых направлений энергетического комплекса стран ЕАЭС. В кн.: Стратегическое планирование и развитие предприятий. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. С.28-29.

4. Цветков В.А., Байдурин М.С. К вопросу осмысления новых теоретических подходов к системе управления экономическими интеграционными процессами на макроуровне // Журнал экономической теории. 2014. № 4. С. 200-211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Перская В.В., Эскиндаров М.А. Методология формирования конкурентных преимуществ национальных хозяйств // Горизонты экономики. 2015. № 5. С. 83-89.

6. Борталевич В.Ю. Оптимизация системы стратегического управления инвестиционного потенциала в отраслях промышленного производства в рамках ЕАЭС. В кн.: Стратегическое планирование и развитие предприятий. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. С. 25-27.

7. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. М.: ИКАР, 2009. 245 с.

8. Зоидов З.К., Логинова В.Е., Шевченко К.И. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС. М.: ИПР РАН, 2015. 141 с.

9. Романов В.В. Контуры новой модели международных валютно-финансовых отношений с участием финансовых институтов БРИКС: материалы Международной научно-практической конференции «Международная экономическая интеграция с участием Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития». М.: ИПР РАН, 2015. С. 64-70.

10. Эскиндаров М.А. Проблемы интеграции финансовых рынков стран единого экономического пространства // Вестник Финансового университета. 2014. № 1. С. 8-19.

11. Деркач А.К.Мирохозяйственная адаптация форм и методов привлечения долгосрочных инвестиционных средств для реализации инвестиционных проектов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 9. С. 117-119.

12. Мэтьюз Р., Агеев А., Большаков З. Мегамаркетинг // Экономические стратегии. 2002. № 4. С. 50.

13. Борталевич В.Ю. Проблемы обеспечения энергобезопасности России и ЕАЭС: материалы Международной научно-практической конференции «Формирование финансово-кредитных механизмов обеспечения стабильности и экономического роста с учетом перспектив развития интеграции в ЕАЭС». М.: ИПР РАН, 2016. С. 138-139.

14. Деркач А.К.Совершенствование использования различных форм государственно-частного партнерства в странах - участницах ЕАЭС: материалы Международной научно-практической конференции «Выход постсоветского пространства из системной кризисной цикличности: формирование эволюционной модели экономического развития и расширения ЕАЭС». М.: ИПР РАН, 2015. С.145-148.

15. Беляева И.Ю. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.

ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations

ISSN 2073-2872 (Print)

DEVELOPING THE ECONOMY OF SYRIA AS A PARTNER OF THE EUROPEAN ECONOMIC UNION: ISSUES AND OPPORTUNITIES

Svetlana I. BORTALEVICHa, Evgenii L. LOGINOVM, Aleksandr A. SHKUTAc

a Market Economy Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation energo-inst.safety@mail.ru

b Market Economy Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation evgenloginov@gmail. com

c Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation saa5333@hotmail. com

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 16 May 2016 Importance The article discusses issues and opportunities for developing the economy of Syria as

Received in revised form a partner of the Eurasian Economic Union.

6 July 2016 Objectives The research sets up mechanisms for providing Russia's assistance in recovering and

Accepted 6 October 2016 developing the economy of Syria, thus pursuing economic and political interests of Russia and other

EEU member countries.

JEL classification: E44, F20, F21, Methods We analyze approaches to pursuing economic interests of Russia and Syria and solving F29, F37 relevant issues. We substantiate that it is necessary and possible to alter Syria's positioning in global

economy as a global operator of commodity and financial flows. The article determines whether the Russian and Syrian companies can start cross-border delivery of comprehensive infrastructure service, and suggests formulating cooperative schemes to link production, transport, logistics, distribution and handling of financial resources through Syria.

Results We provided the rationale for integrating operational services for steering the development of leading Russian and Syrian companies.

Conclusions and Relevance The Russian-Syrian projects are supposed to cooperate (compete) with projects initiated by Saudi Arabia, Qatar, etc. as tools to subdue the Russian and Syrian interests. It may be effectuated by creating segments of the local and industry-specific network of Keywords: global economy, infrastructure and industrial facilities. The management technique is designated as a part of markets, strategy, development, techniques to manage the economies of Russia and other EEU States as subsystems of global infrastructure, industrial complex economy.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

This article was supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 16-02-00465a Outlining

a Mechanism for Monitoring, Modeling, and Planning of Industrial Development in Manufacturing Sectors of

Russia and the EEU through an Analysis of Trends in Cooperation of Consolidated Economic Entities.

References

1. Tsvetkov V.A. Tsikly i krizisy: teoretiko-metodologicheskii aspekt [Cycles and crises: theoretical and methodological considerations]. Moscow, Nestor-Istoriya Publ., 2013, 504 p.

2. Ageev A.I., Loginov E.L. Zanuzdannyi E.N. [The Eurasian Economic Union: the need in a new framework for strategic management]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2015, vol. 17, no. 4, pp. 28-37. (In Russ.)

3. Bortalevich V.Yu. [Strategic planning of key areas of the energy sector in the EEU countries]. Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Strategic Planning and Corporate Development]. Moscow, CEMI RAS Publ., 2016, pp. 28-29.

4. Tsvetkov VA., Baidurin M.S. [Understanding of new theoretical approaches to managing economic integration processes at the macroeconomic level]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Russian Journal of Economic Theory, 2014, no. 4, pp. 200-211. (In Russ.)

5. Perskaya V.V., Eskindarov M.A. [The methodology for generating competitive advantages of national economies]. Gorizonty ekonomiki = Horizons of Economy, 2015, no. 5, pp. 83-89. (In Russ.)

6. Bortalevich V.Yu. [Optimizing strategic management of investment potential in manufacturing sectors within the EEU]. Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Strategic Planning and Corporate Development]. Moscow, CEMI RAS Publ., 2016, pp.25-27.

7. Raikov A.N. Konvergentnoe upravlenie i podderzhka reshenii [Convergent management and decision support]. Moscow, IKAR Publ., 2009, 245 p.

8. Zoidov Z.K., Loginova V.E., Shevchenko K.I. Puti formirovaniya integrirovannoi rynochnoi infrastruktury i regulirovaniya proizvodstva i tovarooborota v ramkakh EAES [Methods to form integrated market infrastructure and regulate production and circulation of goods within the EEU]. Moscow, IPM RAS Publ., 2015, 141 p.

9. Romanov V.V. [Outlines of a new model for international monetary relationships with an involvement of BRICS financial institutions]. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya s uchastiem Rossiiskoi Federatsii: opyt, problemy, perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Economic Integration with Involvement of the Russian Federation: Experience, Issues, Prospects of Development]. Moscow, MEI RAS Publ., 2015, pp. 64-70.

10. Eskindarov M.A. [Problems of integrating financial markets of countries within the Single Economic Space]. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of the Financial University, 2014, no. 1, pp. 8-19. (In Russ.)

11. Derkach A.K. [Global economic adaptation of forms and methods for attracting long-term investment to implement investment projects]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Current Issues of Humanities and Natural Sciences, 2013, no. 9, pp. 117-119. (In Russ.)

12. Mathews R., Ageev A., Bol'shakov Z. [Megamarketing]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2002, no. 4, p. 50. (In Russ.)

13. Bortalevich V.Yu., Bortalevich S.I. [Issues of ensuring energy security of Russia and the EEU]. Formirovanie finansovo-kreditnykh mekhanizmov obespecheniya stabil'nosti i ekonomicheskogo rosta s uchetom perspektiv razvitiya integratsii v EAES: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Creating Financial and Credit Mechanisms for Stability and Economic Growth in Line with Integration Development Prospects in the EEU]. Moscow, MEI RAS Publ., 2016, pp.138-139.

14. Derkach A.K. [Refining the use of various formats of public private partnership in the EEU member countries]. Vykhod postsovetskogo prostranstva iz sistemnoi krizisnoi tsiklichnosti: formirovanie evolyutsionnoi modeli ekonomicheskogo razvitiya i rasshireniya EAES: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. The Post-Soviet Area Breaking Away with Systemic Crisis Cycles: Formation of the Evolutionary Model of Economic Development and the EEU Expansion]. Moscow, MEI RAS Publ., 2015, pp. 145-148.

15. Belyaeva I.Yu. Kapitalfinansovo-promyshlennykh korporativnykh struktur: teoriya i praktika: monografiya [Capital of financial and industrial corporations: theory and practice: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001, 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.