ПРОБЛЕМЫ СТРАН И РЕГИОНОВ
2019.02.014. И.Ю. ЖИЛИНА, М.А. ПОЛОЖИХИНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ В СИРИИ. (Обзор).
Ключевые слова: Сирия; война; экономические и социальные последствия войны; Россия.
Экономика Сирии. До начала активных военных действий (2011) Сирия была индустриально-аграрной страной со средним для Ближнего Востока уровнем развития. Были созданы новые производства и построены (в том числе с участием СССР) новые предприятия (в частности, текстильные и фармацевтические), улучшалось положение в деревне, была ликвидирована неграмотность, улучшены санитарные условия жизни населения. Западными, китайскими и российскими компаниями были разведаны значительные запасы углеводородов; началась добыча нефти.
Согласно оценкам, доказанные запасы газа в Сирии составляют 284 млрд куб. м, нефти - 2,5 млрд баррелей, горючих сланцев -50 млрд т (1, с. 251). Основная нефтяная инфраструктура для внешней торговли - терминалы в трех средиземноморских портах страны (Банияс, Тартус и Латакия). По территории Сирии также проходят важные газопроводы - Арабский газопровод (Arab Gas Pipeline) длиной 1200 км, мощностью 10 млрд куб. м и экспортный газопровод в Ливан, - которые используются для транзита египетского газа.
По данным Всемирного банка (ВБ), в структуре ВВП Сирии в 2009 г. промышленность составляла 31%, сфера услуг - 46%, сельское хозяйство - 23%. Основой национальной экономики являлись добывающие отрасли, прежде всего нефтяная. На долю нефти приходилось более 50% экспорта страны и 35% государственных доходов. ВВП Сирии в 2011 г. составил 107,6 млрд долл. (1, с. 225, 233; 2, с. 14).
До начала террористической войны Сирия была единственным относительно крупным производителем нефти в Восточном Средиземноморье. Основную роль в энергетической сфере Сирии сейчас играет государственная корпорация General Petroleum Corporation ^РС), основанная в феврале 2009 г. Согласно представ-
ленной в 2009 г. президентом Б. Асадом «Энергетической стратегии Сирии», страна должна была превратиться в международный нефтегазовый транспортный узел, соединяющий Черное, Каспийское, Средиземное моря и бассейн Персидского залива. В 2010 г. правительства Сирии и Ирака подписали соглашение о строительстве двух нефтепроводов и газопровода для транспортировки газа и нефти с месторождений Аккас и Киркук до сирийского порта Ба-нияс. В 2011 г. Иран, Ирак и Сирия подписали соглашение о строительстве газопровода от иранского порта Ассалуйе в Персидском заливе до ливанского средиземноморского порта, откуда предполагалось поставлять газ на европейские рынки (1, с. 231).
Еще до начала активных военных действий в экономике Сирии накапливались проблемы и диспропорции. В конце 2000-х годов ситуация в стране значительно осложнилась из-за засухи. Правительство не помогало фермерам, которые начали переезжать в города. Миллионы (из общей численности примерно в 20 млн человек) мигрировали в города, которые не выдержали этого наплыва. В 2011 г. в стране вспыхнули массовые беспорядки, которые к 2012 г. переросли в террористическую войну, подорвавшую экономику страны.
Внешнеэкономические факторы войны в Сирии. Во внутри-сирийский конфликт вовлечены соседние Иран, Саудовская Аравия, Катар, Ирак и Турция, в нем затрагиваются интересы США, Китая и России. Ситуация в Сирии влияет на географию международных потоков нефти и газа. Фактически - это ключ к формату использования нефтегазовых ресурсов Ближнего Востока. В настоящее время нефтепроводы к сирийским портам из Северного Ирака бездействуют, что существенно укрепляет позиции других ведущих нефтегазовых экспортеров, прежде всего Саудовской Аравии и Катара.
Независимая политика Сирии, пытающейся самостоятельно управлять своей нефтегазовой инфраструктурой, поставками собственных и транзитных нефтегазовых ресурсов, вызывает недовольство ключевых игроков на мировых нефтегазовых рынках, в первую очередь США. А успешное развитие сирийской экономики противоречит интересам Катара и Турции.
Падение режима Б. Асада позволило бы бенефициарам террористической войны взять под контроль не только недавно откры-
тые месторождения газа на западе страны, но и всю ее территорию, которая является важнейшим ближневосточным геоэкономическим «перекрестком» и альтернативой морскому пути транспортировки углеводородов1; заменить поставки газа в Европу с севера (из России) на поставки с юга (из Катара и пр.), поскольку (даже в случае блокирования Ираном Ормузского пролива) появляется возможность контролировать проходящие через территорию Сирии газопроводы.
Еще одним важным фактором эскалации сирийского конфликта является борьба за пресную воду. В результате строительства Турцией с 1980-х годов плотин на реках Тигр и Евфрат уровень воды в Евфрате на территории Сирии постепенно понижался, что при расширении бурения пиратских артезианских скважин в условиях глобального потепления и опустынивания вело к истощению водоносного слоя. В результате Сирия, до 2000-х годов обеспечивавшая себя пшеницей, была вынуждена ее импортировать. Падение режима Б. Асада позволило бы Турции и дальше перераспределять в свою пользу структуру водного и продовольственного балансов в регионе.
Современное экономическое положение Сирии. Разрушение физического капитала, жертвы, насильственное перемещение и разрушение экономических сетей имели губительные последствия для сирийской экономики. По оценкам ВБ, разрушено 7% и повреждено 20% жилищного фонда, в 2011-2016 гг. ВВП Сирии в реальном выражении сократился на 63% по сравнению с 2010 г. Совокупные потери ВВП в 2011-2016 гг. (в ценах 2010 г.) составили 226 млрд долл., что примерно в четыре раза превышает ВВП 2010 г. (3, р. VII)
Особенно сильно пострадал сектор углеводородов. Нефтяная составляющая ВВП в этот период сократилась на 93%. Добыча углеводородов упала с 383 тыс. баррелей в день в 2010 г. до 10 тыс. баррелей в день в 2015 и 2016 гг. Ненефтяная составляющая снизилась на 52% из-за серьезного разрушения инфраструктуры, сокращения доступа к топливу и электричеству, низкого уровня доверия в деловой среде и нарушения торговли. Сельское хозяйство также
1 В настоящее время нефтегазовые монархии Персидского залива критически зависят от транспортного пути через Ормузский пролив.
понесло значительные потери в результате повреждения ирригационных систем и нехватки рабочей силы, семян, удобрений и топлива (3, р. VII).
Сирийский экспорт в 2011-2015 гг. сократился на 92%. Дефицит счета текущих операций в 2016 г. достиг 28% ВВП по сравнению с 0,7% в 2010 г. Этот разрыв во все большей степени финансируется за счет изъятия валютных резервов, которые резко сократились с почти 21 млрд долл. в 2010 г. до менее чем 1 млрд долл. в 2015 г. Бюджетные доходы упали с 23% ВВП в 2010 г. до менее чем 3% в 2015 г., что обусловлено главным образом потерями доходов от нефти и обязательных платежей, крахом внешней торговли в результате западных санкций, ростом неформальной экономики и слабостью налогового администрирования. Несмотря на сокращение государственных расходов, компенсировать падение доходов не удалось. В результате валовой государственный долг вырос с 30% ВВП в 2010 г. до 150% в 2015 г. (3, р. VII)
Сокращение возможностей трудоустройства и программ социального обеспечения усугубили нарастающий гуманитарный кризис. В 2010-2015 гг. в среднем закрывалось около 538 тыс. рабочих мест в год, что ежегодно увеличивало число безработных на 482 тыс. человек. Более трех из четырех сирийцев трудоспособного возраста (7,7%, т.е. 9 млн человек) не участвуют в экономической деятельности. Безработица среди молодежи в 2015 г. достигла 78%. Столкнувшись с растущей фискальной проблемой, сирийское правительство резко сократило субсидии населению. В 2011-2015 гг. цены на мазут выросли в 10 раз, на рис и сахар - в 2,3 раза. Примерно шесть из десяти сирийцев сегодня живут в условиях крайней нищеты (3, р. VIII).
По оценкам, гражданский конфликт и война с террористами в Сирии привели к большому числу жертв и вынужденному перемещению населения: от 400 до 470 тыс. человек погибло (3, р. 47; 2, р. 20) и более половины населения (11,5 млн человек) покинули свои дома. Около трети вынужденных переселенцев выехали из страны в качестве беженцев, что привело к крупнейшему со времен Второй мировой войны кризису, связанному с беженцами (2, р. 12, 21).
Целенаправленные атаки на медицинские учреждения серьезно подорвали систему здравоохранения. По состоянию на февраль 2017 г. около 11% всех государственных больниц были пол-
ностью разрушены и почти 50% частично повреждены. В частном секторе доля разрушенных больниц составляла 9%, почти 40% понесли серьезный ущерб. В результате вновь распространяются инфекционные заболевания, например полиомиелит, и, согласно оценкам, сегодня больше сирийцев гибнет из-за недоступности медицинской помощи, чем вследствие боевых столкновений (3, р. 3941). Повреждение школьных зданий и использование их в качестве военных объектов нанесло значительный урон системе образования. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 2,1 млн детей в Сирии и 0,7 млн за сирийских детей за границей не посещают школу, что ведет к потере человеческого капитала страны, который оценивается в 10,5 млрд долл. (2, р. 20).
О масштабах гуманитарной катастрофы в стране свидетельствует показатель человеческого развития, рассчитываемый для 187 стран. В 2015 г. Сирия со среднего уровня опустилась на 134 место (до уровня Конго, Замбии, Ганы) (2, р. 20).
При этом эксперты ВБ подчеркивают, что наиболее важным фактором экономического воздействия конфликта является не физический ущерб, а сбои в экономической организации, т.е. нарушение экономической связанности, снижение стимулов для продолжения производственной деятельности, разрушение экономических и социальных сетей и производственно-сбытовых цепочек. Использованные экспертами модели показывают, что совокупные потери ВВП в результате таких сбоев превышают потери капитала в 20 раз за первые шесть лет конфликта, поскольку шок от уничтожения только капитала работает как некоторые стихийные бедствия, и в хорошо функционирующей экономике капиталы быстро восстанавливаются, тормозя дальнейшее развитие экономических последствий. Без восстановления экономических институтов и экономических сетей замена основного капитала сама по себе не обеспечит восстановления экономики.
Эксперты ВБ также анализируют связь между длительностью конфликта и особенностями постконфликтного восстановления. Хотя темпы ухудшения ситуации в ходе конфликта замедляются, его последствия становятся более устойчивыми. При окончании конфликта в Сирии на шестом году, в течение следующих четырех лет компенсируется примерно 41% разрыва с уровнем ВВП 2010 г. Если же конфликт продлится 10 лет, за четыре года будет компен-
сировано лишь 28% разрыва, а кумулятивные потери превысят ВВП 2010 г. в 13,2 раза. В целом чем дольше будет продолжаться конфликт, тем более будут усугубляться обиды и раскол в сирийском обществе, что затруднит восстановление эффективных институтов и экономических механизмов (3, р. 1Х-Х).
Перспективы восстановления экономики. В 2018 г. экономическое положение страны несколько стабилизировалось, а в некоторых секторах (промышленность, транспорт, строительство, торговля, банковская и страховая сфера) наметился рост. Грузооборот порта Латакии, 90% которого приходится на импорт, за три квартала 2018 г. вырос на 16%, что свидетельствует о росте внутреннего спроса (4). Оживление экономики связано с «восстановлением спокойствия» в стране, особенно в Западной Сирии. В то же время сохраняется сложная ситуация в сельском хозяйстве (производство пшеницы было самым низким за последние 30 лет) и в сфере государственных услуг (практически отсутствуют средства для инвестиций).
Отрицательное воздействие на экономику Сирии в 2019 г. окажут сокращение международной гуманитарной помощи, объем которой эквивалентен 20-25% государственного бюджета (4); нестабильность сирийского фунта по отношению к доллару; сохранение западных санкций и даже возможное их усиление со стороны США. Не исключено и возобновление боевых действий в ряде районов страны.
Российско-сирийские экономические отношения. Россия активно помогает Сирии. В 2014 г. российским правительством было выделено 240 млн евро для решения социальных проблем страны. В апреле 2016 г. Россия и Сирия подписали соглашения на сумму 850 млн евро, касающиеся восстановления сирийской инфраструктуры (1, с. 256). Между Москвой и Сирией подписан ряд договоров на строительство газоперерабатывающих заводов, ирригационных сооружений и электроподстанций, на разработку нефтяных месторождений сирийского побережья Средиземного моря. Россия и Сирия также намерены создать совместный банк, который будет находиться под контролем финансовых регуляторов двух государств.
По мнению российских экспертов, для российского бизнеса очень важно не пропустить «открытое окно возможностей» в Сирии, как это имело место в Иране. В долгосрочной перспективе це-
лесообразны создание на средиземноморском побережье Сирии совместных российско-сирийских газового, нефтяного, зернового и контейнерного хабов, а также строительство железной дороги Россия - Казахстан - Туркменистан - Иран - Ирак - Сирия и организация перевозок грузов по ней. Следует также активизировать участие российских компаний в проектах по расширению добычи на сирийской территории нефти и газа, строительству трубопроводов, создать на территории страны сервисные центры по ремонту и обслуживанию экспортируемых из России транспортных средств как гражданского, так и военного назначения, что будет способствовать социально-экономическому развитию Сирии.
При этом необходимо учитывать, что развитие и реализация топливно-энергетического и транспортно-транзитного потенциала Сирии будут происходить в условиях жесткой конкурентной борьбы с Турцией, Египтом и Израилем, также претендующими на роль транзитного центра Западной Азии. Кроме того, восстановление экономики Сирии невозможно без участия Ирана. Поэтому России следует уделить особое внимание развитию двухсторонних и многосторонних отношений с этой страной. При этом не следует забывать, что Иран четко придерживается политики развития собственной промышленности с высокой степенью локализации производства (на уровне не менее 70%), а также обладает механизмами «мягкой силы» в виде идеологии «шиитского пробуждения», имеющей влияние во всех странах Западной Азии (1, с. 269, 271-272).
Список литературы
1. Реализация экономических интересов России при взаимодействии со странами Азии и Ближнего Востока в условиях новых вызовов и возможностей сотрудничества / Абрамов В. Л., Логинов Е.Л., Шкута А.А. и др. - М.: Финуниверси-тет при Правительстве РФ, 2018. - 327 с.
2. Devarajan Sh., Mottaghi L. L'économie de la reconstruction d'après-guerre au Moyen-Orient et en Afrique du Nord. Rapport de suivi de la situation économique au Moyen-Orient et en Afrique du Nord. - Wash.: Banque mondiale, 2017. - 108 p. -Mode of access: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/26305
3. The Toll of war: The economic and social consequences of the conflict in Syria. -Wash.: The World Bank, 2017. - X, 148 p. - Mode of access: https://www.world bank. org/en/country/syria/publication/the-toll-of-war-the-economic-and-social-con sequences-of-the-conflict-in-syria
4. Yazigi J. Une année 2019 pleine de défis pour l'économie syrienne // Le Commerce du Levant. - 2018. - 30.11. - Mode of access: https://www.lecommercedulevant. com/article/28689-une-annee-2019-pleine-de-defis-pour-leconomie-syrienne
2019.02.015. ЖИЛИНА И.Ю. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ. (Обзор).
Ключевые слова: Объединенные Арабские Эмираты; ресур-созависимость; экономика; диверсификация.
В обзоре рассматриваются специфика экономики Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ, Эмираты) и перспективы ее развития.
ОАЭ - небольшое федеративное государство, объединившее в 1971 г. семь монархий Персидского залива (Дубай, Абу-Даби, Шарджа, Аджеман, Рас-эль-Хайма, Фуджейра, Умм-эль-Кайвайн). В последующие годы развитие страны определяли открытые в середине 1960-х годов месторождения нефти и газа1, но, в отличие от большинства ресурсозависимых стран, ОАЭ сумели воспользоваться плодами нефтяного бума 1970-х годов, осуществив масштабную программу развития «ненефтяного сектора».
В силу ряда обстоятельств2 руководство ОАЭ довольно быстро взяло курс на открытость и диверсификацию экономики. Стратегия диверсификации включала полный контроль над доходами от экспорта нефти и газа; поддержание высокого уровня жизни граждан (подоходный налог и налог на добавленную стоимость до недавнего времени не взимались3); централизованное инвести-
1 По разным данным, ОАЭ занимает шестое-седьмое место в мире по объему доказанных запасов нефти (98 млрд баррелей) и пятое-седьмое - по запасам природного газа. Стране принадлежит четвертое место среди стран ОПЕК по добыче нефти и четырнадцатое в мире - по добыче газа (2). ОАЭ является второй экономикой Персидского залива после Саудовской Аравии (12, р. 2).
2 Небольшая территория и невысокая численность населения страны, непредсказуемое окружение, расположение между двумя враждующими полюсами исламского мира (шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией) стали толчком к формированию максимально открытой и связанной с неисламским миром экономической политики (1).
3 В 2018 г. по рекомендации МВФ ОАЭ ввели 5%-ную ставку НДС. От налога освобождены некоторые товары первой необходимости. - Прим. авт.