Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / общее образование / Пермский край / престиж профессии / обучающиеся / педагогические работники / professional self-determination / general education / Perm region / prestige of the profession / students / teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волегов Владимир Сергеевич

Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями восприятия педагогических профессий со стороны обучающихся основной школы. Описывается развитие представлений о профессиональном самоопределении в рамках социологических подходов, формах его осуществления от ранних идей профессионального отбора до современных теорий самоопределения в психологии, педагогике и социологии. В рамках описания обращается внимание на связь представлений о содержании и рисках профессионального самоопределения с трансформациями социально-экономических и культурных процессов в обществе. Анализируя особенности педагогических профессий, автор акцентирует внимание на их высоком потенциале в сфере профессионального самоопределения: они относятся к массовому сегменту рынка труда, наиболее хорошо известному обучающимся, наглядно представлены в их повседневном опыте, обладают высоким общественным престижем. Более того, на данном этапе реализуется комплекс мер государственной политики, направленных на повышение востребованности педагогических профессий среди абитуриентов, включая специализированную предпрофильную подготовку. На основании данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования (2018–2022 гг.) готовности обучающихся основного уровня образования Пермского края к профессиональному самоопределению, рассматриваются такие элементы восприятия профессии педагога, как информированность о содержании трудовой деятельности, наличие и оценка опыта обучения других, интерес к данной профессиональной деятельности. Полученные результаты показывают неоднозначную ситуацию: с одной стороны, у обучающихся сформировано адекватное представление о содержании профессиональной деятельности педагога, а также они имеют первичный опыт выполнения отдельных видов деятельности, характерных или близких для преподавания. С другой стороны, оценка удовлетворенности и собственных способностей к подобной деятельности невысока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волегов Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIDDLE SCHOOL STUDENTS’ VIEWS ON THE TEACHING PROFESSION

The article deals with issues related to the peculiarities of the perception of teaching professions by students of the middle school. The author describes the development of ideas about professional selfdetermination within the framework of sociological approaches, the forms of its implementation from the early ideas of professional selection to modern theories of self-determination in psychology, pedagogy and sociology. In the paper, the author draws attention to the connection of ideas about the substance and risks of professional self-determination with the transformations of socio-economic and cultural processes in society. Analyzing the features of teaching professions, the author focuses on their high potential in the field of professional self-determination: they belong to the mass segment of the labor market, the most wellknown to students, are clearly represented in their everyday experience, and have high social prestige. Moreover, at this stage, a set of state policy measures is being implemented aimed at increasing the demand for teaching professions among applicants, including specialized pre-profile training. The author offers a summary of a longitudinal study (2018–2022) revealing the readiness of middle school students in the Perm region for professional self-determination. The following elements of the teaching profession perception are concerned: awareness of the substance of teaching activities, presence and assessment of the experience of teaching others, interest towards such professional activities. The results obtained are controversial: on the one hand, students have adequate views of the substance of the teaching profession, and also have primary experience in performing certain types of activities that are typical of, or close to, teaching. On the other hand, the assessment of satisfaction and one's own abilities for such activities is low.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.1.7 УДК 373.014.21

В.С. Волегов

ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями восприятия педагогических профессий со стороны обучающихся основной школы. Описывается развитие представлений о профессиональном самоопределении в рамках социологических подходов, формах его осуществления от ранних идей профессионального отбора до современных теорий самоопределения в психологии, педагогике и социологии. В рамках описания обращается внимание на связь представлений о содержании и рисках профессионального самоопределения с трансформациями социально-экономических и культурных процессов в обществе.

Анализируя особенности педагогических профессий, автор акцентирует внимание на их высоком потенциале в сфере профессионального самоопределения: они относятся к массовому сегменту рынка труда, наиболее хорошо известному обучающимся, наглядно представлены в их повседневном опыте, обладают высоким общественным престижем. Более того, на данном этапе реализуется комплекс мер государственной политики, направленных на повышение востребованности педагогических профессий среди абитуриентов, включая специализированную предпро-фильную подготовку.

На основании данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования (2018-2022 гг.) готовности обучающихся основного уровня образования Пермского края к профессиональному самоопределению, рассматриваются такие элементы восприятия профессии педагога, как информированность о содержании трудовой деятельности, наличие и оценка опыта обучения других, интерес к данной профессиональной деятельности. Полученные результаты показывают неоднозначную ситуацию: с одной стороны, у обучающихся сформировано адекватное представление о содержании профессиональной деятельности педагога, а также они имеют первичный опыт выполнения отдельных видов деятельности, характерных или близких для преподавания. С другой стороны, оценка удовлетворенности и собственных способностей к подобной деятельности невысока.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, общее образование, Пермский край, престиж профессии, обучающиеся, педагогические работники.

Формирование у обучающихся целостного представления о профессиональной структуре общества, важности профессионального образования и престиже профессий составляет одну из актуальных задач для системы образования и всего общества в целом. С успешностью профориентационной работы традиционно связывается необходимость эффективного восполнения потребностей рынка труда, поступательного развития экономики. Как показывает практика отечественных исследований, анализ представлений, с которыми обучающиеся подходят к выбору профессии, составляет проблемное поле не

© Волегов В.С., 2024

Волегов Владимир Сергеевич - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермь, е-mail: wsvolegov@mail.ru.

только для специалистов в педагогике и социальной психологии, но и для социологов.

В теоретических работах и практических рекомендациях представителей отечественной общественно-научной мысли сформировалась устойчивая традиция, связанная с изучением процесса профессионального самоопределения молодежи. Во многих своих элементах она отражает и опыт исследователей других стран. Одной из существенных особенностей отечественного подхода можно назвать пристальное внимание к связи процесса самоопределения с функционированием системы профессионального образования и его взаимосвязи с потребностями рынка труда. В дореволюционных работах, посвященных данной тематике, наибольший акцент сделан на первом условии. В основном речь идет о формировании целостного и ценностно-окрашенного представления молодых людей об образовании (в первую очередь высшего): так, например, Н.И. Кареев обращал внимание на необходимость специального сопровождения данного процесса, подготовки молодых людей к самостоятельному и осознанному выбору места обучения [1].

Дальнейшее развитие идей сопровождения профессионального самоопределения постепенно меняет свое русло, в большей степени обращая внимание на актуальные потребности экономики и ассоциируясь с проблемами профессионального отбора. Концепция профессионального отбора, развитая в работах Г. Мюнстерберга и Ф. Парсонса, смещает внимание с выбора траектории получения образования (а значит, и выбора специальной подготовки) на этап трудоустройства: целью деятельности специалистов должен быть отбор кандидатов, идеально подходящих по своим личностным характеристикам рабочему месту. В рамках теории Мюнстерберга и Парсонса есть утверждение о том, что индивид может быть охарактеризован путем фиксации некоторого установленного набора характеристик (в том числе психофизиологических и социальных), способных оказать влияние на результативность и эффективность профессиональной деятельности в условиях конкретного рабочего места. Поэтому успешность профессионального выбора со стороны субъекта определяется, в значительной степени, соответствием его характеристик и качеств потребностями выбираемой сферы труда [2, с. 38-39]. Сопровождение обучающихся, с точки зрения данного подхода, должно ориентировать их на осознание собственных достоинств и недостатков, анализ тех личностных, психологических, психофизиологических качеств, которые могут повлиять на успешность трудовой деятельности [3, р. 3-4].

В рамках раннесоветской социологии и педагогической теории профессиональный отбор признается актуальным и необходимым для общественного развития. Более того, в соответствующих работах указывается на необходимость формирования целостного и системного научного обоснования и сопровождения: «когда вопросы профессионального отбора и профессионального

призвания решаются вслепую без учета объективных факторов, лежащих в их основе, всегда и всюду неизбежны случаи, когда произведенный отбор или выбор окажутся неудачными» [4, с. 13]. Н.К. Крупская в работе «О выборе профессии» констатирует, что «современная индустрия требует научного подхода к определению пригодности к профессии» [5, с. 220]. Однако описание этих факторов практически не выходит за рамки вопросов отдельных видов профессиональной деятельности. В значительной части работ рассматриваемого периода активно используется словосочетание «профессиональное самоопределение», однако его смысловое содержание зачастую оказывается более близким идеям профессионального отбора. При этом авторы прямо или косвенно указывают, что «профессия выбирает людей, удовлетворяющих ее требованиям» [4, с. 6].

Следующий этап в развитии концептуальных и организационно-педагогических представлений о содержании, социальных аспектах и периодизации профессионального самоопределения также опирается на макросоциологиче-ские подходы. Профессиональное самоопределение рассматривается как социальный механизм воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, реализующийся под воздействием целого комплекса объективных и субъективных факторов, воздействующих на молодежь как специфическую возрастную когорту [6, с. 14; 7, с. 11]. В значительной степени процесс профессионального самоопределения рассматривается как направленный, поскольку должен привести индивида к определенной ячейке профессиональной структуры, и ограниченный в своих временных рамках. Изменение индивидом своей образовательной или профессиональной траектории рассматривается как признак ошибки в совершенном выборе. Реализация данного подхода на практике требует формирования целостной модели сопровождения обучающихся, в первую очередь на уровне основного образования, т.е. развития профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация должна, по мнению ряда социологов данного периода, включать в себя следующие направления:

• «профотбор - поиск работника с определенным комплексом личностных качеств, для выполнения конкретных трудовых операций;

• профессиональное просвещение - сообщение молодежи определенной суммы знаний о различных видах производств и профессиях, о формах и способах получения той или иной специальности, об условиях труда и перспективах роста;

• профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

• профессиональное воспитание - воспитание у молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

• профессиональная диагностика и профессиография (описание профессий);

• профессиональная адаптация - активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специализации» [6, с. 6-19].

Выделенные характеристики, связанные с описанием профессионального самоопределения, в значительной степени воспроизводят идеи структурного функционализма, в особенности это касается механизма воспроизводства социальных структур, детально разобранного в работе К. Дэвиса и У. Мура. В основе концепции Дэвиса и Мура лежит утверждение о том, что существование в обществе неравенства и целостной системы стратификации является не только неизбежным, но и структурно необходимым. Именно разность в социальном положении социальных групп, по мнению авторов, оказывается принципиальным условием для эффективного воспроизводства профессиональной структуры общества, стимулирования более качественного выполнения индивидами определенных трудовых функций, существенно важными для общества. В условиях постоянного обновления социально-профессиональной структуры общества, вызванного сменой поколений, перед социальной системой возникают две принципиальные задачи: «привить у надлежащих лиц желание заполнить определенные позиции, и после, в этих позициях, желание выполнять возложенные на них обязанности» [8, р. 242].

Трансформация социальных отношений, связанная с переходом к постиндустриальному и информационному обществу, усиление социальной динамики и неопределенности предполагают необходимость переосмысления теоретических позиций. Описывая новый этап развития общества, исследователи все чаще указывают на его принципиальную нестабильность, обращаясь к концепции «общества риска», меняющего представления о масштабах и динамике социальных изменений, сокращение горизонтов планирования, трансформацию роли и функций социальных институтов, в том числе связанных с образованием и профессиональным статусом. Так, по мнению У. Бека, в обществе риска происходит изменение социальной роли профессии: из своеобразной «оси образа жизни», т.е. устойчивого и долговременного идентификационного шаблона, в рамках которого существует индивид, она превращается во временную характеристику. Схожие изменения связаны и с социальным институтом образования: если в условиях индустриального общества диплом об образовании рассматривается как гарантия трудоустройства в выбранной сфере профессиональной деятельности, то для общества с высокими темпами изменений, высоких показателей безработицы и массовости высшего образования диплом оказывается необходимым, но недостаточным условием успешного трудоустройства [9, с. 127].

В результате усиления роли информационных технологий в жизни общества происходит усложнение социальной структуры, причем исследователи указывают не только на появление новых направлений профессиональной дея-

тельности, но и на изменение систем социальной дифференциации. Так, например, Д. Белл констатирует свершившееся изменение экономической структуры, ведущее к росту потребности в образовании, прежде всего специализированном [10, с. 157]. Описанный Беллом этап общественного развития предполагает, что одним из основных источников неравенства в обществе должна выступать принадлежность к интеллектуальной деятельности, а также распределение властных полномочий и авторитета внутри нее (научная элита, средний класс инженеров и профессоров и младший научный и следовательский персонал) [10, с. 290].

Описывая современную стадию развития общества («сетевое общество»), М. Кастельс указывает, что в его основе находятся сети, функционирующие «на основе информационных и коммуникационных технологий, основанных на микроэлектронике» [11, с. 49]. В представлении Кастельса тенденции развития профессиональной структуры сетевого общества характеризуются увеличением «относительного веса наиболее очевидно информациональных занятий (менеджеров, профессионалов и техников), так же как "белых воротничков" вообще, включая работников торговли и конторских служащих» [11, с. 213]. Более того, изменения в профессиональной структуре носят более глубокий характер, поскольку предполагают формирование у рабочей силы новых характеристик, позволяющих им адаптироваться к трудовой деятельности в новой общественной среде. Речь идет о «способности перепрограммировать себя в отношении знаний, мышления, мастерства в соответствии с меняющейся деловой средой» [12, с. 123].

Таким образом, переход к информационному обществу приводит к нескольким важным изменениям, усиливая сложность и во многом неопределенность процесса профессионального самоопределения. Во-первых, фиксируется постоянное усложнение профессиональной структуры и усиление специализации видов трудовой деятельности, что не может не приводить к увеличению продолжительности получения образования. Во-вторых, фиксируется нестабильность данной сферы, вытекающая, в числе прочего, из первой особенности. В результате перед субъектом социальных отношений возникает необходимость постоянной адаптации к новым условиям, периодической коррекции собственных профессиональных и карьерных планов. Несмотря на общность происхождения, описанные последствия, в определенной степени, имеют разнонаправленный характер и усиливают риски для субъекта профессионального выбора.

Еще одним важным контекстом, влияющим на процесс профессионального самоопределения, является его связь с функционированием различных социальных институтов, трансформации в которых также происходят асинхронно. В первую очередь необходимо обратить внимание на образование, так как именно этот социальный институт в значительной степени является средой для определения молодыми людьми собственных интересов и жизненных планов.

Анализ публикаций [13, p. 62-64, 14, p. 156; 15] показывает, что для России и ряда других постсоветских стран характерным процессом является постепенное углубление профильной и предпрофильной подготовки на уровне общего образования. Подобные изменения вызывают необходимость формирования целостной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, охватывающей не только педагогическое сопровождение, но и активную информационную деятельность.

Для части западных работ в области социологии образования характерным является противоположный подход к концептуализации проблем самоопределения и образования: мотивы и ценности самоопределения и автономии рассматриваются в качестве фактора, влияющего на учебные достижения [16, p. 44-45]. Получившая сильный импульс к развитию в рамках социальной психологии теория самоопределения (Self-determination Theory или SDT) в качестве своей цели ставит изучение того, какие социально-психологические характеристики индивида и его потребности оказывают внимание на его самомотивацию и формирование автономии личности, а также их связь с познавательными процессами [17].

Описанные выше процессы социальной трансформации неизбежно влияют на содержание и условия профессионального самоопределения молодежи, выступая в качестве фактора риска и неопределенности при планировании будущей образовательной и профессиональной траектории, во многом обусловливая разрыв между получением образования и планами на дальнейшую работу по специальности [18; 19, с. 82]. Изменения в социально-экономических, идеологических и организационно-педагогических условиях приводят к тому, что процесс выбора и реализации образовательной и трудовой траектории становится менее стабильным и требующим все большей степени рационализации (начиная, в числе прочего, с выбора приоритетов при профильном обучении).

Несмотря на все описанные сложности и уточнения методологической базы, на современном этапе развития отечественной системы образования можно говорить о возвращении внимания к проблематике профессионального самоопределения. Обновление нормативно-правовых актов, связанных с содержанием образовательной деятельности на уровне основного образования [20, 21] демонстрирует увеличение значимости профориентационной работы школы, ее направленность на формирование знаний о мире профессий и потребностях рынка труда. Усиливается значимость данного направления работы и применения современных механизмов мониторинга организационно-педагогических условий, направленных на профессионализацию обучающихся [22].

Педагогические профессии занимают в этом процессе особенное место. Во-первых, специфика их положения обусловлена самим фактом вовлеченности педагогов в профориентационную деятельность. Во-вторых, школьные учителя являются примером массовой профессии, с которыми непосредствен-

но контактируют обучающиеся, что обеспечивает высокий уровень информированности последних. Третье обстоятельство касается большей стабильности данного сегмента рынка труда (стабильно высоким объемом рабочих мест) и его относительно низкой подверженности технологическим изменениям.

Еще одним фактором, потенциально способным повлиять на интерес обучающихся к педагогическим профессиям, является формирование позитивного восприятия учителей в общественном мнении и государственной риторике. В первом случае фиксируется постепенное усиление престижа педагогических кадров [23]. Второе направление также демонстрирует заметное усиление, связанное с формированием комплекса мер государственной политики, направленных на повышение значимости педагогических кадров и формирование позитивного имиджа учителей [24].

Описанная ситуация, в целом, охватывает основные направления проф-ориентационной работы, описанные ранее: в ней присутствуют элементы профессионального просвещения и воспитания, а также определенные элементы профессиональной агитации. В то же время возникает вопрос об эффективности данных мер, т.е. текущей динамике представлений обучающихся о педагогических профессиях и интересе к данным профессиям. Особенно вопрос эффективности становится значимым в связи с постепенно увеличивающимся дефицитом педагогических кадров [25, с. 1-4].

Профессиональное самоопределение (в том числе применительно к педагогическим специальностям) - это длительный процесс, на каждом из этапов которого действуют свои факторы. В научной литературе достаточно подробно описываются процессы профессионализации на этапе получения профессионального образования [26]. Однако нельзя игнорировать и первичный этап, связанный с получением общего образования, поскольку именно в это время обучающиеся формируют представление о профессии учителя, ее содержании, престижности в обществе, а также оценивают собственный интерес к учительству как возможному направлению формирования собственной карьеры.

Для анализа отношения обучающихся к преподаванию как сфере возможной профессиональной деятельности в данной работе будут использоваться результаты диагностики готовности обучающихся основной школы к профессиональному самоопределению. Диагностика проводится ежегодно в форме онлайн-опроса по стандартизованной методике. Участники - обучающиеся 8-х и 9-х классов общеобразовательных организаций, находящихся на территории Пермского края. Выборочная совокупность формируется методом основного массива. Объем выборочной совокупности по годам проведения диагностики: в 2018 г. - 22 066; в 2019 г. - 20 638; в 2020 г. - 20 727; в 2021 г. -20 673; в 2022 г. - 23 093.

Диагностический инструментарий направлен на фиксацию комплекса показателей, связанных как с оценкой адекватности и широты представления

обучающихся о социально-профессиональной структуре общества, содержании профессиональной деятельности массовых и современных профессий, их связи с образованием, так и личного опыта и интересов обучающихся.

В рамах диагностики фиксировался ряд характеристик, связанных с представлениями о педагогических профессиях, а также субъективным интересом обучающихся к данным профессиям: знания о содержании профессионального труда учителя, наличие опыта в видах деятельности, связанных с преподаванием (объяснение материала другим, публичные выступления) и интерес к данным видам деятельности, интерес к педагогике, а также представление о востребованности педагогических кадров в регионе.

Описанные выше элементы диагностического инструментария позволяют сформировать относительно целостное представление о восприятии педагогических профессий начиная с уровня общей информированности (адекватности представлений о содержании профессиональной деятельности) до личностного интереса к преподаванию и представления о перспективах трудоустройства.

Для замера первого из указанных показателей - информированности о содержании профессиональной деятельности - использовались вопросы на соотнесение названия профессий и связанной с ними деятельности. Динамика данного показателя неоднозначна: если с общим содержанием деятельности (обучение других) у обучающихся не возникает каких-либо сложностей, то с отдельными ее проявлениями (алгоритмичность или творческий характер, коммуникативный статус) не справляется до 60 % ежегодно.

В целях анализа наличия у обучающихся практического опыта деятельности, способного повлиять на выбор профессиональной траектории, использовалась последовательность вопросов, касавшихся самого факта наличия опыта, удовлетворения от данного вида деятельности и оценки собственных способностей в данном направлении. По элементам деятельности, связанным с педагогическими профессиями («публичные выступления» и «обучение других людей»), можно наблюдать позитивную картину: более 75 % обучающихся ежегодно фиксируют у себя наличие соответствующего опыта. При этом наблюдается позитивная динамика данного показателя по сравнению с 2018 г., когда об отсутствии опыта говорили более 25 % участников диагностики.

Существенно ниже оказываются данные по вопросам, посвященным субъективной оценке (понравился ли полученный опыт деятельности) и оценке собственных способностей. В этих вопросах обучающимся была предложена 5-балльная шкала для оценки (где 5 - наиболее позитивное отношение). Представленные результаты (табл. 1) говорят о том, что обучающиеся 8-9-х классов скептически относятся к оценке собственных способностей к обучению других людей, а также собственного интереса к данному виду деятельности. При этом минимальные оценки (1 и 2) наблюдаются более чем у 40 % участников диагно-

стики ежегодно. Характерно, что какие-либо существенные изменения значений данных показателей с 2018 г. отсутствуют.

Таблица 1

Оценка обучающимися результатов полученного опыта деятельности по 5-балльной шкале (1 - минимальная удовлетворенность / способность, 5 - максимальная удовлетворенность / способность)

Вид деятельности Оценка удовлетворенности Оценка способностей

Военно-спортивные занятия, тренировки 3,00 3,02

Делопроизводство, работа с документами 2,38 2,50

Изучение текстов, фильмов, других социокультурных объектов 2,90 2,92

Обучение и воспитание других людей 2,68 2,82

Общение с разными людьми для достижения поставленной цели 3,27 3,24

Помощь другим людям 3,47 3,44

Помощь природе, животным 3,49 3,39

Походы, экспедиции, полевые практики 2,78 2,76

Приготовление различных продуктов питания 3,42 3,45

Простой физический труд 3,20 3,55

Публичные выступления 2,76 2,90

Работа в сельском, лесном, водном хозяйстве 2,43 2,73

Работа со станками, инструментами 2,41 2,51

Руководство или организация деятельности других людей 2,94 2,89

Создание объектов дизайна, прикладного творчества, рукоделие 3,04 3,03

Создание продуктов в сфере 1Т (программ, сайтов, роботов и т.п.) 2,74 2,56

Создание творческих произведений (рисунков, стихов, статей и т.д.) 3,04 3,07

Театрализованные, творческие выступления 2,75 2,86

Техническое моделирование, конструирование 2,68 2,63

Услуги в сфере красоты и здоровья (прически, массаж, фитнес и т.п.) 2,83 2,83

Экономические расчеты 2,51 2,58

Следующим показателем, связанным с восприятием педагогической деятельности, является наличие или отсутствие у обучающихся интереса к педагогике как возможной сфере собственной профессиональной деятельности. Представленный в табл. 2 данные показывают, что интерес к разным сферам деятельности у обучающихся основной школы не является стабильным. Перепады по отдельным направлениям могут превышать 20 % (например, «Искусство и творчество»). Тем не менее по многим областям деятельности результаты демонстрируют относительную стабильность, что делает их анализ более обоснованным. Еще одна важная деталь, заметная в распределении ответов -

это постепенное сокращение доли обучающихся, выбравших вариант ответа «Не задумывался».

Таблица 2

Интерес обучающихся к различным областям деятельности как сфере профессиональной деятельности (% от количества участников диагностики

за соответствующий год)

Область деятельности 2018 2020 2022

Искусство и творчество 14,0 7,5 30,9

Спорт 9,4 4,4 23,6

Техника, производство 14,0 15,3 21,8

Информационные технологии 14,8 10,5 19,9

Педагогика, психология, социальная работа 25,0 13,8 18,8

Армия, полиция, МЧС 21,3 15,9 17,9

Медицина 21,2 9,7 15,6

Транспорт 5,9 9,4 14,8

Общественная и политическая деятельность, журналистика 23,4 8,0 13,5

Торговля, сервис, обслуживание населения, услуги 15,5 8,8 13,5

Экономика, социология, организация и управление 4,8 13,4 13,3

Юриспруденция 13,4 2,2 11,2

Деятельность в области естественных наук 18,0 5,4 9,1

Строительство 28,3 5,7 7,8

Деятельность в области гуманитарных наук 17,2 4,1 5,3

Не задумывался 18,0 5,8 3,9

Затрудняюсь ответить 9,4 0,9 6,9

Педагогика, наряду с медициной и службой в силовых структурах, находится в верхней части рейтинга и актуальна практически для каждого пятого выпускника основной школы. Некоторое снижение показателя интереса к данному направлению в 2020 г. может быть связано с проведением диагностического обследования в период ограничительных мер, вызванных короновирус-ной инфекцией и дистанционным обучением. При этом значимых расхождений в интересе к педагогике среди городских и сельских школьников не зафиксировано, равно как и влияние других факторов, связанных с образовательной организацией (статус, наполненность обучающимися).

Работа учителя остается одной из наиболее близких и доступных для ее восприятия обучающимися: на протяжении длительного периода времени каждый обучающийся сталкивается с данной профессиональной деятельностью, осознанно или нет воспринимает ее достоинства и недостатки. Проанализированные данные показывают, что для значительной части обучающихся основной школы представление о профессии педагога ограничивается ее техническими проявлениями («учитель - это тот, кто обучает других людей») и не затрагивает представлений о содержательных аспектах этих проявлений (постоянный поиск новой информации и способов ее до-

несения до обучающихся, активная коммуникативная роль, формирование картины мира и др.).

За годы, охваченные диагностическими обследованиями, увеличилась доля обучающихся основной школы, которые фиксируют у себя наличие опыта в видах деятельности, связанных с педагогикой. Однако успешность этого опыта оказывается не очень высокой: значительная часть учащихся, принимавших участие в исследовании, оценивают свои способности в обучении других как невысокие или отсутствующие и, соответственно, не испытывают особого интереса к данным видам деятельности. В определенной степени это может отражать некоторое снижение доли обучающихся, фиксирующих у себя интерес к педагогике как возможной сфере дальнейшей профессиональной деятельности.

Представленные данные позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования организационно-педагогических форм сопровождения профессионального самоопределения, в том числе необходимости новых форм вовлечения обучающихся в преподавательскую деятельность.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кареев Н.И. Выбор факультета и прохождение университетского курса. - СПб., 1900. - 210 с.

2. Пиликян К.Г. Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - № 1. - С. 38-45.

3. Career choice and development / Duane Brown and Associates. - 4th ed. -San Francisco, Jossey-Bass, 2002. - 556 p.

4. Басов М.Я. Личность и профессия: к научному обоснованию выбора профессии. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1926. - 45 с.

5. Крупская Н.К. О выборе профессии // Собр. соч.: в 10 т. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959. - Т. 4. - 636 с.

6. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н., Чумаков С.Я. Профессиональная ориентация в сельской школе: метод. рек. - Пермь, 1977. - 79 c.

7. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). - М.: Мысль, 1975. - 200 с.

8. Davis К., Мооге W. Some Principles of Stratification. // American Sociological Review. - 1945. - Vol. 10, № 4. - P. 242-249.

9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Academia, 2004. - 788 с.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

12. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.

13. Professional Self-Determination of School Students / M. Saltanat, T. Gul-mira, S. Gulmira, A. Guldaray, E. Aigerim // Central Asian Journal Of Social Sciences And History. - 2023 - № 4 (1). - P. 61-66.

14. Podliesna H., Bazela D., Bilash O., Vyshotravka L., Khotsianovska L., Perova H. Pedagogical Support of Socio-Professional Self-Determination of Students // Journal of Curriculum and Teaching. - 2022. - Vol. 11, № 1. - P. 154-162.

15. Волегов В.С. Мониторинг состояния и проблем региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе: материалы IX Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. -Пермь, 2022. - С. 254-259.

16. Salmi H., Thuneberg H. The role of self-determination in informal and formal science learning contexts // Learning Environments Research. - 2019. -№ 22. - P. 43-63.

17. Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // American Psychologist. - 2000. - Vol. 55, № 1. - P. 68-78.

18. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий // Информационно-аналитический отчет / Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 167 с.

19. Проблема профессионального самоопределения студентов в социологическом дискурсе / Э.М. Шарипова, В.В. Юдашкина, С.А. Ковалевская, Н.Д. Лалетина // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2017. -№ 4. - С. 82-86.

20. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]: Приказ М-ва просвещения Рос. Федерации от 12.08.2022 № 732 // Официальный интернет-портал правовой информации [веб-сайт]. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008 (дата обращения: 25.10.2022).

21. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ М-ва просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 // Официальный интернет-портал правовой информации [веб-сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202107050027 (дата обращения: 25.10.2022).

22. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Феде-

рации. 2021 [Электронный ресурс] // Федеральный институт оценки качества образования [веб-сайт]. - URL: https://fioco.ru/RUM2021 (дата обращения: 16.07.2021).

23. Профессия: учитель! [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения [веб-сайт]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitelja-prestizhnost-dokhodnost-privlekatelnost (дата обращения: 18.02.2023).

24. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р // Официальный интернет-портал правовой информации [веб-сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202207010040 (дата обращения: 25.10.2022).

25. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Информационно-аналитические материалы мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований. - Вып. № 18. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2020. - 17 с.

26. Trif L., Igna C.V. Theoretical Benchmarks and Practical Options Related to Teaching Career Formation and Development // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2017. - Vol 23. - P. 1329-1336.

References

1. Kareev N.I. Vybor fakul'teta i prokhozhdenie universitetskogo kursa [Choosing a faculty and taking a university course]. 1900, 210 p.

2. Pilikian K.G. Konsul'tirovanie po professional'noi orientatsii: vchera, segodnia, zavtra [Vocational guidance counseling: Yesterday, today, tomorrow]. Innovative projects and programs in education, 2009, no. 1, pp. 38-45.

3. Brown D. Career choice and development. Duane Brown and associates, 2002, 4th ed., 556 p.

4. Basov M.Ia. Lichnost' i professiia: k nauchnomu obosnovaniiu vybora professii [Personality and profession: Towards a scientific basis for choosing a profession]. Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1926, 45 p.

5. Krupskaia N.K. O vybore professii [About choosing a profession]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences, 1959, vol. 4, 636 p.

6. Antip'ev A.G., Zakharov N.N., Chumakov S. Ia. Professional'naia orien-tatsiia v sel'skoi shkole [Vocational guidance in a rural school]. Perm, 1977, 79 p.

7. Titma M.Kh. Vybor professii kak sotsial'naia problema (na materialakh konkretnykh issledovanii v ESSR) [Choosing a profession as a social problem (based on case studies in the ESSR)]. Moscow, Mysl', 1975, 200 p.

8. Davis K., Moore W. Some principles of stratification. American Sociological Review, 1945, vol. 10, no. 4, pp. 242-249.

9. Beck U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne (Russ. ed.: Bek U. Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu. Moscow, Progress-Traditsiia, 2000, 384 p.).

10. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting (Russ. ed.: Bell D. Griadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsi-al'nogo prognozirovaniia. Moscow, Academia, 2004, 2nd ed., 788 p.).

11. Castells M. The information age: Economy, society and culture (Russ. ed.: Kastel's M. Informatsionnaia epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. Moscow, HSE, 2000, 608 p.).

12. Castells M. The Internet galaxy (Russ. ed.: Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshleniia ob Internete, biznese i obshchestve. Yekaterinburg, U-Faktoriia, 2004, 328 p.).

13. Saltanat M., Gulmira T., Gulmira S., Guldaray A., Aigerim E. Professional self-determination of school students. Central Asian Journal Of Social Sciences And History, 2023, no. 4 (1), pp. 61- 66.

14. Podliesna H., Bazela D., Bilash O., Vyshotravka L., Khotsianovska L., Perova H. Pedagogical support of socio-professional self-determination of students. Journal of Curriculum and Teaching, 2022, vol. 11, no. 1, pp. 154-162.

15. Volegov V.S. Monitoring sostoianiia i problem regional'noi sistemy soprovozhdeniia professional'nogo samoopredeleniia obuchaiushchikhsia [Monitoring the state and problems of regional support system for students' professional self-determination]. Aktual'nye problemy razvitiia chelovecheskogo potentsiala v sovremennom obshchestve. Proc. of 9th All-Russian Acad. Conf. Perm, 2022, pp. 254-259.

16. Salmi H., Thuneberg H. The role of self-determination in informal and formal science learning contexts. Learning Environments Research, 2019, no. 22, pp. 43-63.

17. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 2000, vol. 55, no. 1, pp. 68-78.

18. Problemy professional'nogo samoopredeleniia molodezhi: analiz tsenno-stnykh orientatsii i professional'nykh strategii [Problems of youth professional self-determination: Analysis of value orientations and professional strategies]. Informatsionno-analiticheskii otchet, Yekaterinburg, UrFU, 2011, 167 p.

19. Sharipova E.M., Iudashkina V.V., Kovalevskaia S.A., Laletina N.D. Problema professional'nogo samoopredeleniia studentov v sotsiologicheskom diskurse [The problem of professional self-determination of students in sociological discourse]. Izvestiia vuzov. Sotsiologiia. Ekonomika. Politika, 2017, no. 4, pp. 82-86.

20. O vnesenii izmenenii v federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obshchego obrazovaniia, utverzhdennyi prikazom Ministerstva obra-zovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17 maia 2012 g. № 413 [On amendments to

the Federal State Educational Standard of secondary general education, approved by order of the RF Ministry of Education and Science dated 17.05.2012, No. 413]. Order of the RF Ministry of Education dated 12.08. 2022, No. 732, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202209120008 (accessed 25.10.2022).

21. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniia [On approval of the Federal State Educational Standard for basic general education]. Order of the RF Ministry of Education dated 31.05.2021, No. 287, available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202107050027 (accessed 25.10.2022).

22. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniiu otsenki mekha-nizmov upravleniia kachestvom obrazovaniia v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii. 2021 [Methodological guidelines for organizing and conducting assessments of education quality management mechanisms in the constituent entities of the Russian Federation. 2021]. Available at: https://fioco.ru/RUM2021 (accessed 16.07.2021).

23. Professiia: uchitel'! [Teaching as profession!]. Available at: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitelja-prestizhnost-dokhodnost-privlekatelnost (accessed 18.02.2023).

24. O Kontseptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlia sistemy obrazovaniia na period do 2030 g. [On the concept of training teaching staff for the education system until 2030]. Order of the RF Government dated 24.06.2022, No. 1688-r, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202207010040 (accessed 25.10.2022).

25. Zair-Bek S.I., Mertsalova T.A., Anchikov K.M. Kadry shkol'nogo obrazovaniia: vozmozhnosti i defitsity [School education personnel: Opportunities and gaps]. Informatsionno-analiticheskie materialy monitoringa ekono-miki obrazovaniia po rezul'tatam statisticheskikh i sotsiologicheskikh obsledo-vanii, Moscow, HSE, 2020, iss. 18, 17 p.

26. Trif L., Igna C.V. Theoretical benchmarks and practical options related to teaching career formation and development. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2017, vol. 23, pp. 1329-1336.

Оригинальность 89 %

Поступила 16.08.2023 Одобрена 05.09.2023 Принята к публикации 01.02.2024

V.S. Volegov

MIDDLE SCHOOL STUDENTS' VIEWS ON THE TEACHING PROFESSION

The article deals with issues related to the peculiarities of the perception of teaching professions by students of the middle school. The author describes the development of ideas about professional self-determination within the framework of sociological approaches, the forms of its implementation from the early ideas of professional selection to modern theories of self-determination in psychology, pedagogy and sociology. In the paper, the author draws attention to the connection of ideas about the substance and risks of professional self-determination with the transformations of socio-economic and cultural processes in society.

Analyzing the features of teaching professions, the author focuses on their high potential in the field of professional self-determination: they belong to the mass segment of the labor market, the most well-known to students, are clearly represented in their everyday experience, and have high social prestige. Moreover, at this stage, a set of state policy measures is being implemented aimed at increasing the demand for teaching professions among applicants, including specialized pre-profile training.

The author offers a summary of a longitudinal study (2018-2022) revealing the readiness of middle school students in the Perm region for professional self-determination. The following elements of the teaching profession perception are concerned: awareness of the substance of teaching activities, presence and assessment of the experience of teaching others, interest towards such professional activities. The results obtained are controversial: on the one hand, students have adequate views of the substance of the teaching profession, and also have primary experience in performing certain types of activities that are typical of, or close to, teaching. On the other hand, the assessment of satisfaction and one's own abilities for such activities is low.

Keywords: professional self-determination, general education, Perm region, prestige of the profession, students, teachers.

Vladimir S. Volegov - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology, Perm State National Research University, Perm, e-mail: wsvolegov@mail.ru.

Received 16.08.2023 Approved 05.09.2023 Accepted for publication 01.02.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Волегов, В.С. Восприятие профессии педагога в представлениях обучающихся основной школы / В.С. Волегов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2024. - № 1. - С. 87-102.

Please cite this article in English as:

Volegov V.S. Middle school students' views on the teaching profession. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 1, pp. 87-102 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.