Научная статья на тему 'Восприятие общего уровня стресса работниками экстремальных служб двух профессиональных групп'

Восприятие общего уровня стресса работниками экстремальных служб двух профессиональных групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крутолевич А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие общего уровня стресса работниками экстремальных служб двух профессиональных групп»

/рас- находится на своем пике активности 1513.

При составлении упражнений по словообразованию и морфологии изложенные выше факты можно дополнить описанием особенностей функционирования продуктивных морфем в составе одноструктурных глаголов: разглядеть - рассмотреть, поглядеть - посмотреть.

В целом, возможности корпусов еще недостаточно освоены. Обращение к корпусным данным должно стать обязательным при проверке тех или иных утверждений относительно фактов языка. Использование Интернет-ресурсов, в частности НКРЯ, является необходимым и ценным решением в практике преподавания русского языка и культуры речи и позволяет наметить новые языковые образовательные траектории подготовки специалистов для системы МЧС.

Список использованной литературы

1. Национального корпуса русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru.

2. Добрушина Н.Р. Как использовать Национальный корпус русского языка в образовании? / Н.Р. Добрушина // Национальный корпус русского языка: 2003-2005. Результаты и перспективы. - М., 2005. - С. 301-329.

3. Частотный словарь национального корпуса русского языка: концепция и технология создания [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialog-21.ru /digests/dialog2008/materials/html/53.htm

ВОСПРИЯТИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ СТРЕССА РАБОТНИКАМИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДВУХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

А.Н. Крутолевич, научный сотрудник, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,

г. Гомель

Постоянная конфронтация работников экстремальных служб со стрессовыми ситуациями, которые зачастую сопряжены с риском для собственной жизни, человеческими жертвами, реакцией родных погибших, а также работа в условиях постоянной «боевой готовности», - все это приводит к ухудшению физического и психического здоровья.

Высокий уровень ответственности и социальное давление, большой объем физических нагрузок, ношение тяжелого снаряжения, как в учебных, так и в служебных мероприятиях, а также, вдыхание токсичных веществ, служат источниками сильного стресса и приводят к развитию стресс - зависимых заболеваний.

Исследователи отмечают также большое число жалоб у пожарных-спасателей на боли в спине, головы, нарушений сна, памяти и концентрации

внимания, увеличение числа депрессивных и агрессивных состояний, алкоголизм [1]. Ежедневная рутинная деятельность работников экстремальных служб заключает в себе не менее выраженный риск развития посттравматических стрессовых расстройств [1, 2]. Риск развития посттравматических стрессовых расстройств в течение жизни в таких группах увеличен в 4-5 раз в сравнении с гражданскими группами населения и составляет, по данным различных исследований, от 18,2-22,2 до 32-36 % [3].

В рамках ежедневной рутинной деятельности работников экстремальных служб, проведенные исследования позволили определить частоту проявления посттравматического расстройства от 36 % работников медицинской службы спасения [2] до 5-9 % пожарных-спасателей [1].

Проведенные исследования также выявили достоверные различия между тремя основными профессиональными группами, а именно, между медицинскими работниками спасательных служб, пожарными-спасателями и работниками правопорядка [4]. Уровень травматизации медицинских работников в среднем выше.

Гипотетически рассматривался вопрос о прямой взаимосвязи между уровнем вторичной психической травматизации работников экстремальных служб и уровнем воспринимаемого стресса.

Для определения уровня психической травматизации использовался опросник Secondary Trauma Questionnaire (Motta, Joseph, 1998), для оценки уровня воспринимаемого стресса «Perceived stress scale» (Cohen S. & Williamson G., 1988).

В исследовании добровольно приняли участие 113 пожарных-спасателей пожарных аварийно-спасательных частей города Гомеля и 53 медицинских работников бригад Гомельской городской станции скорой медицинской помощи. Анализ полученных данных показал, что на момент проведения исследования 13,1 % работников экстремальных служб соответствовало критериям вторичной психической травматизации.

Опросник по определению уровня вторичной травматизации «Secondary Trauma Questionnaire» включает в себя 18 утверждений по определению проявления симптоматики посттравматического стрессового расстройства, каждое из которых оценивается по пятибалльной шкале Ликерта. Оценка результатов производится суммированием баллов [5]. Краткая форма опросника «Perceived stress scale» позволяет оценить уровень воспринимаемого стресса и состоит из 4 утверждений [6].

Обработка эмпирических данных, их систематизация, а также их количественное описание посредством основных статистических показателей, анализ на определение статистической разницы между группами, корреляционный анализ данных были проведены с помощью программного обеспечения PASW/SPSS 18, предоставленного институтом психопатологии и клинической интервенции университета Цюриха. Для определения разницы между группами использовался статистический метод для параметрических данных - t-тест Стьюдента. Данный статистический тест позволяет установить

статистическую разницу между двумя группами и достоверно оценить эту разность.

Средний уровень воспринимаемого стресса для данной выборки составил M= 5.4(S=2.4). Общий уровень стресса воспринимаемого работниками скорой медицинской помощи выше, чем у работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Так, у работников скорой медицинской помощи средняя арифметическая оценка воспринимаемого стресса (далее - M) и стандартное отклонение (далее - S) составила Mmcä= 6.00 (S=2.57), а у работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Mm^ 5.16 (S=2.29). Разница двух групп в оценке воспринимаемого уровня стресса статистически достоверна, что подтверждается критерием t Стьюдента для независимых выборок, t=-2,136, p=.034. Так, у американских работников государственной военной службы (n=199) средний уровень воспринимаемого стресса составил M= 4.8(S=3.0) [6].

Также, две профессиональные группы различаются по уровню вторичной психической травматизации (t=-3.180, р=.002), при M^ =28.08 (S=6.521) M,^=32.75 (S =9.747).

Анализ полученных данных показал, что наиболее уязвимой группой, как по отношению к вторичной травматизации, так и по отношению к воспринимаемому стрессу, являются работники скорой медицинской помощи. Полученные данные совпадают с данными зарубежных исследований. Основные профилактические меры должны быть направлены на снижение общего уровня стресса и уменьшение риска развития посттравматических стрессовых расстройств работников экстремальных служб и на пропаганду салютогенных (поддерживающих здоровье) копинг-стратегий, к примеру, регулярное занятие спортом, отказ от курения и алкоголя, как стратегий совладения со стрессом.

Особое внимание в изучении данного вопроса следует уделить наиболее уязвимым группам работников экстремальных служб, - работникам скорой медицинской помощи.

Список использованной литературы

1. Teegen F., Domnick A. & Heerdegen M. (1997). Hochbelastende Erfahrungen im Berufsalltag von Polizei und Feuerwehr. Verhaltenstherapie und psychosoziale Praxis, 29(4), р. 583-599.

2. Teegen F. & Yasui Y. (2000). Traumaexposition und posttraumatische Belastungsstorungen bei dem Personal von Rettungsdiensten. Verhaltenstherapie und Verhaltensmedizin, 21(1). - р. 65-83.

3. Maercker A. Posttraumatische Belastungsstoerung / U. Baumann, M. Perrez // Klinische Psychology-Psychotherapy / U. Baumann, M. Perrez. - 3., vollst. ueberarb. Aufl. - Bern: Huber, 2005. - 978 S.

4. Marmar C.R., Weiss D.S., Metzler T.J., Delucchi K.L., Best S.R. & Wentworth K.A. (1999). Longitudinal course and predictors of continuing distress

following critical incident exposure in emergency services personnel. Journal of Nervous and Mental Disease, 187 (1), p. 15-22.

5. Motta R.W., Kefer J.M., Hertz M.D. & Hafeez S. (1999). Initial evaluation of the Secondary Trauma Questionnaire. Psychological Reports, 85, 997-1002.

6. Cohen S. & Williamson G. (1988). Perceived stress in a probability sample of the United States. In S. Spacapam & S. Oskamp (Eds.), The social psychology of health: Claremont Symposium on applied social psychology. Newbury Park, CA: Sage.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

С.Г. Лебедев, доцент, к.полит.н., доцент, К.Н. Соловьева, студент, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

г. Иваново

По мнению крупнейшего итальянского философа-гуманиста XV века Лоренцо Валла, людьми «большие блага... предпочитаются меньшим благам или ... меньший ущерб большему. Но ... главное условие большего блага заключается в отсутствии несчастий, опасностей, беспокойств, тягот.» [5]. В современных условиях решение этих проблем и обеспечение безопасности общенациональных и общегосударственных интересов любой страны и всего мирового сообщества, всех сфер и институтов общественной жизнедеятельности какого бы то ни было государства, а также прав и свобод каждого отдельного человека неразрывно связано с их защитой от чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного, природного и военного характера. На сегодняшний день мировым сообществом, в том числе и Российской Федерацией, эта защита определена в качестве приоритетного направления государственной политики.

В нашей стране система безопасности населения создавалась по двум направлениям:

1) от опасностей в производственной сфере и при стихийных бедствиях;

2) от воздействия поражающих факторов во время возможной войны.

Оба направления предусматривали спектр потенциальных опасностей, в

соответствии с которым моделировались масштабы и характер вероятных последствий, что и служило исходными данными для создания государственной системы обеспечения безопасности.

Однако научно-технический прогресс изменил характер опасностей как мирного, так и военного времени. Трагические события второй половины 1980-х - начала 1990-х годов показали, что аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации мирного времени могут создавать те же последствия и проблемы, что и военные действия. Стало очевидно, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.