Научная статья на тему 'Восприятие образа женщины в изобразительном искусстве Ирака'

Восприятие образа женщины в изобразительном искусстве Ирака Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1585
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ / БОГИНЯ / СУЩЕСТВО / ДАННОЕ БОГОМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Халаф А. А.

В статье представлено художественное видение женского образа в искусстве иракских художников, которое является отражением характера наследия традиционной культуры народа и её влияние на формирование культурных ценностей. В картинах иракских художников доминирующим в изображении образа женщины является образ «матери как символ земли». Художники стремятся показать внутренний мир женщины разными формами изобразительного творчества. Для них женщина это «существо, данное Богом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие образа женщины в изобразительном искусстве Ирака»

УДК 750 (567):7:008

ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ

ИСКУССТВЕ ИРАКА

А.А.Халаф

В статье представлено художественное видение женского образа в искусстве иракских художников, которое является отражением характера наследия традиционной культуры народа и её влияние на формирование культурных ценностей. В картинах иракских художников доминирующим в изображении образа женщины является образ «матери как символ земли». Художники стремятся показать внутренний мир женщины разными формами изобразительного творчества. Для них женщина это «существо, данное Богом».

Ключевые слова: искусство, художник, художественный образ женщины, богиня, существо, данное Богом

Существует несколько подходов к изучению художественного образа. Чаще всего образ в искусстве анализируется с целью выявления в нем диалектики рационального и эмоционального, объективного и субъективного, типического и индивидуального. Для эстетики важной задачей становится изучение способов существования художественного образа. При этом анализируются различные его уровни и виды, включая образ-замысел, образ-восприятие и художественное произведение как таковое. Это путь наибольшего абстрагирования в исследовании, и именно здесь выявляются методологические основания для изучения любого аспекта образности в искусстве - типического и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Специфическая особенность художественного образа - это соединение в нем абстрактности и чувственной конкретности. Она и определяет специфику бытия художественного образа [4]. Художественный образ - это единство отражения и творчества, а также восприятия, в которых выражается специфическая роль субъекта художественной деятельности и восприятия.

В данной статье дается анализ художественного образа иракской женщины в историко-культурологическом аспекте. Формы существования художественного образа совпадают с принципами историзма в искусстве. В то же время художественный образ выполняет роль пограничной линии, «стыкующей» реальный мир и мир искусства. Именно благодаря образу художественное сознание наполняется мыслями, чувствами, переживаниями реальной жизни, бытия. Точно так же как искусство рождается из реальности, из практической деятельности, так и художественный образ своими корнями уходит в то, что мы называем образностью, образным мышлением в самом широком смысле. Художественный образ, воплощенный в произведении, имеет, как правило, своего творца, художника. Художник - это человек, творчески работающий в какой-нибудь области искусства; для личности художника характерна ярко выраженная способность к эмоциональному восприятию действительности.

Одним из способов создания человеческого образа в искусстве был подробный рассказ о его действиях, другим - воспроизведение его таким, как его знает разум, а не таким, как его видит глаз. Поэтому художник избегал случайных поз, повторов и жестов, но передавал наиболее полную, общую характеристику образа.

Современные представления об искусстве в мировой культуре во многом берут свое начало в Древней Греции и Риме периода античности. У шумеров, как и у других, более ранних цивилизаций, понятия «искусство», как некоего творческого процесса, направленного на создание эстетически выразительных объектов, удовлетворяющих любовь человека к прекрасному, не существовало. Категории «красота» и «прекрасное» у древних шумеров имели значения, совершенно отличающиеся от современного понимания. Если рассматривать художественный образ головы ИнанныУрукской (одно из наиболее ранних произведений подобного рода), то мы видим, что ее размер был немного меньше человеческой, крупный нос, тонкий длинный рот, маленький подбородок и большие глазницы, в которых некогда помещались

инкрустированные огромные глаза - символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягкой, едва уловимой моделировкой подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное (рисунок 1) . Высказывается предположение, что фигура богини была изображена на поверхности стены храма, а над ней, в направлении молящегося, крепилось выпуклое изображение головы богини. Это создавало эффект выхода богини в мир людей и служило для устрашения простых смертных....[5]

Древние скульптуры, входящие в выразительную группу статуэток из мрамора Телль-Асмара, предположительно относящихся к первой половине 3-го тысячелетия до н.э., стоят прямо, во весь рост, сложа впереди свои руки. Что касается их тел, то на них присутствуют длинные костюмы, которые изображены лишь схематично, как бы намечено, автор не акцентирует на них наше внимание, он заставляет сконцентрироваться на выражении лиц [3]. Если присмотреться, то создаётся впечатление, что все надели маски, - так неживы и фантастичные их выражения лиц. У этих древних скульптур наголо выбритые головы, есть головы и со смешными многослойными завитками, так же их бороды были расчесаны. А самое запоминающееся в них - это глаза. Они были большого размера, словно неживые, застывшие в удивлении, либо в наблюдении за происходящими событиями. По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры преследовал определенную цель. Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века. Складывается впечатление, что вся загадочная и мудрая культура древней Вавилонии внимательно смотрит на нас из этих незабываемых глаз (рисунок 2).

Загадочная и мудрая скульптура древнего Востока оказывала влияние на особенности изображения женского образа в работах иракских художников (ЯхьяВасити, Хасан АбдАлван, и др). Наследием школы Багдада в изображении образа человека является художник Яхья Васити, который создал атмосферу комплекса картин «Тысяча и одна ночь» [1].

ЯРг

Рисунок 1

Рисунок 2

Иракский художник (Хасан АбдАлван) в своем творчестве нашел способ сохранения старых традиций в изображении образа женщины и новых способов стилевых особенностей современного облика арабской женщины. Он пытался связать настоящее с прошлым, в попытке консолидировать и укреплять связи корни современного формата Востока. В его работах дается «погружение в эстетику образа женщины», в котором раскрывается религиозность и красота линий женского тела, воплощение ее внутреннего мира в « бытийном пространстве» жизнедеятельности.

Художник Исмаил Ал-Шехли использовал в изображении образа женщины технику синтетического направления искусства под названием «геометрической абстракции», которая была популярной в Европе. Выразительностью его работ в изображении образа женщин являлись: круги глаз, набор прямоугольников, треугольников и квадратов (рисунок 3). Но при этом он учитывал влияние социальной реальности отношения к арабской женщине.

Рисунок 3

Поэтому мы наблюдаем в изображении образа женщины религиозные традиции окружающей среды Ирака. В работе иракского художника Амер Ал-убейди видится интегрированный стиль в изображении образа женщины на основе традиционной «мозаики» или «арабской миниатюры». Его образы утопают в традиционных мотивах иракского народного творчества. В своих работах он открывает мир традиционной культуры Ирака и духовный мир бытия человека.

В художественных полотнах Шакера ал-Алуси образ женщины представлен в стиле арабского фольклора для достижения «основных качеств абстрактного объекта». В них прослеживаются «тонкие и старинные ритуалы для мужчин и женщин», которые представлены на фоне красочного колорита, характерного для иракского народного творчества. Образы женщин в его картинах закрыты красочной вуалью, как символ ее мира, удаленного от жизненной «суетности». Через мир цвета и композицию в изображении женских образов просматривается печаль, радость и смирение характерных для Востока Художник отмечает, что в своих картинах он исследует «влиятельный художественный фон наследия, через цвета, символы и реальность на

определенном этапе развития иракского общества». Шакер ал-Алуси пытается получить «доступ к разработке эстетической и художественной личности» [2].

Женщины художники в своих картинах пытаются изобразить яркость личности арабской женщины, ее красоту и гармонию (рисунок 4). Мультистильную графику в изображении женщины мы видим в работах художницы Ал-Ага. Её картины выполнены на фоне природы и воображения с использованием техники «цветового зеркала», производные от «тысячи и одной ночи». В них присутствует «карнавальный аспект» на основе мусульманского, персидского и турецкого искусства. Интеграция этих форм искусства подтверждает богатство Востока [4].

Рисунок 4

Таким образом, художественное видение женского образа в искусстве иракских художников, является отражением характера наследия традиционной культуры народа и её влияние на формирование культурных ценностей и эстетического отношения к восприятию как продукта искусства, как дерево «встать сок из корней вверх в художника и быть насквозь глаза» [4]. Это ссылка показывает корни самих традиций искусства и их сохранения в современном мире. Для художника важен продукт его творчества с использованием унаследованных традиционных видов искусств. От уровня информированности, знаний и опыта художника повышается творческая активность в создании своего продукта.

Художник Джавад Салим, который был пионером в создании группы современного искусства в Багдаде, обратил внимание на использование символов и мифов и эстетических ценностей «шумерской и ассирийской и вавилонской» в социальной структуре общества средствами изобразительного искусства. Эти символы были заложены в великом памятнике Ирака (памятник Свободы), состоящий из четырнадцати фигур, символизирующих истории народа.

Картины Махуда Ахмеда отличаются реализмом и экспрессионизмом. Опираясь на эти направления Махуд Ахмед создает картины в единстве религии и реальной жизни женщины «халяль и харам», «свободы и нравственности» Образ женщины в его произведениях даны с позиции «женского тела» исламской культуры (рисунок 5) [6].

Рисунок 5

В картинах иракских художников образ женщины представлен в художественном пространстве бытия своего народа. Он живет своей жизнью, организует, подминает под себя художественное пространство в потоке художественного процесса. Художественное пространство на картинах - это специфическая форма пространственных отношений, свойственных создаваемой в произведениях искусства «художественной реальности». Жизненный материал, который лежит в основе изображения образа женщин в картинах иракских художников , отражает национальные традиции Ирака.

Анализ материалов показал, что для восприятие женского образа в искусстве требуется изучение народных традиций общества, интеллектуальных и философских аспектов; отражение в изобразительной деятельности элементов фольклора, психологических и поведенческих основ личности женщины; технические или символические формы изображения женского образа в разных направлениях и стилевых особенностей искусства. В картинах иракских художников доминирующим в изображении образа женщины является образ «матери как символ земли». Художники стремятся показать внутренний мир женщины разными формами изобразительного творчества. Для них женщина это «существо, данное Богом».

При анализе картин был использован художественный метод как совокупность принципов отбора и художественного обобщения. Он определяется, по мнению наших теоретиков искусства, тремя факторами: особенностями современной художнику объективно-исторической действительности; мировоззрением художника; спецификой художественной деятельности. Объективным источником художественного метода в данной работе стала исторически складывающаяся закономерность в конкретно-чувственных отношениях человека с обществом и природой. Художник всем своим жизненным опытом, особенно эстетическим жизненным опытом, осваивает определенную закономерность общественного бытия, претворяя ее в основной принцип художественного воспроизведения мира своей эпохи

Источники:

1. Ассальман И. Васити Яхья ибн Махмуд - художник и каллиграф. Багдад, 1972. 64 с.

2. Манди С.А. Культурная радиопередача (иракские иммигранты) - канал свободный Ирак. -10.08.2009.

3. Сахиб З. История древних иракских искусств. Багдад, 2001. 312 с.

4. Шаукат А. Художники Ирака. Багдад, 1983. 237 с.

5. http ://ud-gal -nun .narod.ru/culture/art.html

6. http://libsib.ru/estetika/chudozhestvenniy-obraz-gnoseologiya-iskusstva/urovni-chudozhestvennogo-obraza

Зарегистрирована: 04.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.