Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание в иракских вузах: проблемы, традиции и новации'

Эстетическое воспитание в иракских вузах: проблемы, традиции и новации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАК / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махди Али Салих

В статье раскрываются вопросы эстетического воспитания в иракских вузах, проблемы в сфере художественно-эстетического воспитания, процессы эстетизации образовательного процесса, базирующегося не только на национальных традициях, но на диалоге с Западом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание в иракских вузах: проблемы, традиции и новации»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИРАКСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМЫ, ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

© 2013 к , д

Махди Али Салих

Воронежский государственный педагогический университет

В статье раскрываются вопросы эстетического воспитания в иракских вузах, проблемы в сфере художественно-эстетического воспитания, процессы эстетизации образовательного процесса, базирующегося не только на национальных традициях, но на диалоге с Западом.

The author of the article considers the issues of the aesthetic education at Iraq universities, problems in the sphere of the art and aesthetic education, processes of the aestheticization of the educational process, based both on the ethnic traditions and on the dialogue with the West.

Ключевые слова: Ирак, эстетическое воспитание, эстетизация, диалог.

Keywords: Iraq, aesthetic education, aestheticization, dialogue.

Культурная глобализация в современном мире поставила перед художественными и творческими вузами Ирака и других арабских стран задачу воспитания такого выпускника, который мог бы вступать в открытый диалог с культурами других стран, оставаясь при этом патриотом своей страны. Диалектическое единство своего и чужого в культурах развивающихся стран в большинстве случаев уже стало фактом учебного процесса, что не решает, к сожалению, многих «тактических» проблем. К таким проблемам в сфере художественно-эстетического воспитания относятся: а) более агрессивный, по сравнению с другими цивилизациями, характер распространения «западных» духовных ценностей в странах Юга планеты; б) культурное «несовпадение» точек отсчета, т. е. «западного» и «восточного» взгляда на образование и художественную практику; в) различие исторических этапов формирования эстетического идеала (далее - ЭИ); г) противоречие между рыночными требованиями к выпускнику творческого вуза или факультета и бескорыстной, вневременной и мистической сутью искусства.

Образовательный процесс в арабских странах под влиянием глобализации модернизируется, но идея сохранения национальной самобытности остается стержнем государственных образовательных стратегий.

Вузы Ирака, где преподается теория искусства, немногочисленны. Это Багдадский университет (факультет изобразительных искусств и дизайна), Вавилонский университет, Институт искусств в Багдаде и др.

История и теория художественного образования в Ираке свидетельствуют о неоднозначности эволюции традиционного восточного искусства, фундаментом которого был классический канон. Студенты художественных отделений иракских вузов приобщаются к традиционным ценностям арабской нации с первых шагов, уже на первом курсе осваивая историю национального искусства с древнейших эпох. Долгие столетия нормой считалось копирование по образцам. Это вело к отказу от авторства. Авторское начало проявлялось в оригинальности соединения традиционных элементов узора, в подборе цветов и красок, в компоновке жизненного материала, в акцентах смысла, в актуализации традиционного идейного материала произведения. Повторяемость и уникальность прекрасного, его субъективно-объективная

диалектическая природа, исторически изменчивая природа, наличие идеала считаются в Ираке основой практики художественного творчества и методики преподавания истории и теории искусств. Опыт мастеров прошлого тщательно изучается и сегодня, достижения коллективного эстетического творчества студенты осваивают на художественно-графических и гуманитарных факультетах иракских вузов, а также на факультетах и отделениях, связанных с подготовкой специалистов в области дизайна. Идет активное строительство домов - восстанавливается жилой фонд. В такой ситуации спрос на специалистов в области дизайна растет [4].

Учебные программы в образовательных учреждениях, прямо или косвенно связанных с живописью, часто перекликаются. В качестве примера можно привести перечень предметов, которые преподаются на факультетах изящных искусств и дизайна: графика, история искусства Месопотамии, композиция, перспектива,

анатомия, история искусства Древней Греции, история современного искусства, теория художественного образования, художественное образование в сфере услуг, теория искусства, технические основы научной теории, художественное образование для детей, эстетика, теория художественного творчества, проектирование, искусство фрески, история и теория дизайна, дизайн и реклама в газете, декоративное искусство, черчение, вэб-дизайн, компьютерная графика, культурология, философия, шрифт и орнамент, иностранный язык.

Анализ изучаемых дисциплин позволяет сделать вывод о стремлении воспитать всесторонне развитую личность выпускника, гармонично сочетающую историю и современность, теорию и практику, традицию и инновацию.

В учебных планах иракских вузов много внимания уделяется духовному и эстетическому воспитанию будущего мастера, чему способствует раннее приобщение студентов к миру прекрасного [1]. Сегодня художников и дизайнеров, наряду с традиционным искусством, учат умению усиливать конкурентоспособность в условиях рынка: художник должен обладать эрудированностью, способностью реализовать заказ потребителя. Иракская система профессионального обучения, к сожалению, пока не дала значительных результатов в процессе художественного образования студентов, и одной из причин этого можно считать политическую нестабильность, а другой -межэтнические и религиозные противоречия. В частности, по мнению таких педагогов, как Адель Камель, Шаукат аль-Рубаи и др., необходимо усилить эффект культурологического блока дисциплин в воспитании дизайнеров [2].

Процесс эстетического воспитания в художественных вузах Ирака основывается на определенных принципах. Во-первых, известный принцип декоративности, яркой красочности картин, характерный для всего арабского искусства, который можно рассматривать как часть общеарабского ЭИ, жизнеутверждающего понимания прекрасного как радости и эстетического наслаждения. Во-вторых, принципом исторического развития арабской мысли была готовность к диалогу. Восприимчивость к чужому опыту, универсальная открытость эстетики стала для иракских художников основой своей традиции, переплавившей многие достижения персидской, египетской, коптской, древнегреческой и любой другой культуры. Другое дело, что, переплавляя чужой опыт, арабы перестраивали его в системе своих координат [3]. В-третьих, важнейшим принципом развития национальной культуры следует считать любовь к размышлению, планированию и сравнению. Итак, вузовское образование в Ираке, как и в большинстве арабских стран, построено на соединении интеллектуальной и эмоциональной деятельности, причем воспитанию эстетических чувств студентов уделяется должное внимание. Эстетизация образовательного процесса базируется на национальных традициях, но диалог с Западом идет все интенсивнее, способствуя новациям в искусстве и образовании. На сегодняшний момент сложно говорить о конкретных результатах, однако вполне определенно можно говорить о наличии дальнейшей необходимости межкультурных коммуникаций на основе обмена художественными ценностями, на постоянном совершенствовании воспитательных стратегий.

Эстетическое воспитание в большинстве иракских вузов - это процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, воспитание вкуса к образному восприятию и отражению самых разных проявлений этой

действительности (традиции и новации), а также совершенствование художественных умений и творческих навыков, в частности умения сопереживать, эмоционально реагировать на произведения искусства.

Примечания

1. Аль-басри Саад Али. Справочник изобразительных искусств. Университет в Багдаде, 2011. 272 с.

2. Аль-Рубаи Шаукат. Искусство живописи в современном Ираке / аль-Рубаи, Шаукат. Багдад, 1972. 158 с. 3. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература / сост. и автор предисловия И. М. Фильштинский / ответ, ред. Д. В. Фролов. М. : Наука, 1978. 216 с. 4. Халаф Намир Касам. Формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Воронеж, 2011. 229 с.

Статья поступила в редакцию 16.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.