Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ВОСПРИЯТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
519
87
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / КАМЕРНАЯ / СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МЕТОДЫ / СЛУШАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аникьева Наталья Витальевна

Введение. В статье исследуется проблема восприятия подростками камерной и симфонической музыки, рассматриваются педагогические технологии и методы активизации процесса восприятия как основного вида деятельности на уроках музыки. Цель: выявить факторы, отрицательно влияющие на процесс восприятия подростками камерной и симфонической музыки, определить эффективные технологии и методы, направленные на их нейтрализацию. Материалы и методы. Объектом проведённого исследования стали факторы, отрицательно влияющие на восприятие музыки в учебном процессе. В качестве эффективного инструментария рассматривались технологии и методы, способствующие развитию интереса и активизации процессавосприятияклассической музыки подростками. Исследование проводилось на базе школ г. Иркутска. В ходе проведённого исследования использовались следующие методы: анализ методической литературы, педагогическое наблюдение, эксперимент. Результаты исследования. Промежуточные результаты эксперимента показали эффективность применения технологии и методов, активизирующих процесс восприятия камерной и симфонической музыки подростками. Отмечена положительная динамика развития восприятия, повышение мотивации к учебному процессу. Частично нейтрализованы факторы, негативно влияющие на процесс восприятия классической музыки. Заключение. Предложенные автором в статье технология и методы могут быть использованы в учебном процессе как наиболее эффективные, способствующие формированию устойчивого интереса к классической музыке подростков. Представленные результаты могут быть использованы учителями музыки и педагогами дополнительного образования с целью эффективного применения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF MUSIC AS A PEDAGOGICAL ISSUE

Introduction. The paper addresses the issue of how teenagers percept chamber and symphonic music and describes educational technologies and methods for boosting the perception of music as the main activity at music lessons. The research aims to identify the factors negatively a ecting the perception of the chamber and symphonic music by teenagers and determine the most e ective technologies and methods to o set them. Materials and Methods. The research object is the factors negatively influencing the perception of music in the educational process. Technologies and methods contributing to the development of interest and stimulating the perception of classical music by teenagers were considered e ective educational instruments. The research involved schools in the city of Irkutsk. The methods employed in the research are analysis of methodological literature, pedagogical observation, and experiment. Results. Intermediate results of the experiment proved the e ectiveness of educational technologies and methods stimulating perception of the chamber and symphonic music by teenagers. Positive dynamics in the perception development and increase in motivation for the educational process have been noted. The factors adversely impacting the perception of classical music have been partially neutralized. Conclusion. The educational technology and methods proposed in the paper are considered the most e ective ones for increasing teenagers’ interest in classical music. Presented findings can be used by teachers of music at schools and supplementary educational institutions to improve the educational process.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 372.878

Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-398-407

Оригинальная статья

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

Восприятие классической музыки как педагогическая проблема

Н. В. Аникьева

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск n.anikeva@iro38.ru, https://orcid.org/0000-0003-3762-0142

Аннотация. Введение. В статье исследуется проблема восприятия подростками камерной и симфонической музыки, рассматриваются педагогические технологии и методы активизации процесса восприятия как основного вида деятельности на уроках музыки. Цель: выявить факторы, отрицательно влияющие на процесс восприятия подростками камерной и симфонической музыки, определить эффективные технологии и методы, направленные на их нейтрализацию.

Материалы и методы. Объектом проведённого исследования стали факторы, отрицательно влияющие на восприятие музыки в учебном процессе. В качестве эффективного инструментария рассматривались технологии и методы, способствующие развитию интереса и активизации процесса восприятия классической музыки подростками. Исследование проводилось на базе школ г. Иркутска. В ходе проведённого исследования использовались следующие методы: анализ методической литературы, педагогическое наблюдение, эксперимент. Результаты исследования. Промежуточные результаты эксперимента показали эффективность применения технологии и методов, активизирующих процесс восприятия камерной и симфонической музыки подростками. Отмечена положительная динамика развития восприятия, повышение мотивации к учебному процессу. Частично нейтрализованы факторы, негативно влияющие на процесс восприятия классической музыки.

Заключение. Предложенные автором в статье технология и методы могут быть использованы в учебном процессе как наиболее эффективные, способствующие формированию устойчивого интереса к классической музыке подростков. Представленные результаты могут быть использованы учителями музыки и педагогами дополнительного образования с целью эффективного применения в учебном процессе.

Ключевые слова: восприятие, камерная, симфоническая музыка, классическая музыка, музыкально-творческая деятельность, музыкальное произведение, методы, слушатель

Для цитирования: Аникьева Н. В. Восприятие классической музыки как педагогическая проблема // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 398-407. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-398-407

© Аникьева Н. В.

398 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 398-407

Perception of Music as a Pedagogical Issue

Natalia V. Anik'eva

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk n.anikeva@iro38.ru, https://orcid.org/0000-0003-3762-0142

Abstract. Introduction. The paper addresses the issue of how teenagers percept chamber and symphonic music and describes educational technologies and methods for boosting the perception of music as the main activity at music lessons.

The research aims to identify the factors negatively affecting the perception of the chamber and symphonic music by teenagers and determine the most effective technologies and methods to offset them.

Materials and Methods. The research object is the factors negatively influencing the perception of music in the educational process. Technologies and methods contributing to the development of interest and stimulating the perception of classical music by teenagers were considered effective educational instruments. The research involved schools in the city of Irkutsk.

The methods employed in the research are analysis of methodological literature, pedagogical observation, and experiment.

Results. Intermediate results of the experiment proved the effectiveness of educational technologies and methods stimulating perception of the chamber and symphonic music by teenagers. Positive dynamics in the perception development and increase in motivation for the educational process have been noted. The factors adversely impacting the perception of classical music have been partially neutralized.

Conclusion. The educational technology and methods proposed in the paper are considered the most effective ones for increasing teenagers ' interest in classical music. Presented findings can be used by teachers of music at schools and supplementary educational institutions to improve the educational process.

Keywords: perception, chamber and symphonic music, classical music, musical and creative activity, a piece of music, methods, listener

For citation:

Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(4): 398-407. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-398-407

Введение

Восприятие как вид деятельности художественно-творческого процесса является одним из важнейших направлений в теории и практике музыкального воспитания. Исследованиями в этой области занимались О. А. Апраксина, В. К. Белобородова, Н. Л. Гродзенская. Особенности музыкального восприятия рассмотрены в трудах Б. В Асафьева, А.Н. Леонтьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Б. М. Теплова и др.

О. А. Апраксина в своём исследовании рассуждает о трёх типах реакции слушателя: «... полное непонимание, когда музыка воспринимается слушателем как набор звуков; обобщённое восприятие, когда в сознании человека происходит осмысление отдельных элементов музыкального произведения. Третий тип реакции представлен как истинное понимание музыки, целостность составляющих элементов музыкального языка» [1]. В. В. Медушевский говорит о важной составляющей восприятия -эмоционально-оценочном процессе, который, с одной стороны, связан с психической

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

399

организацией слушателя, его темпераментом, нравственными идеалами общества, в котором живёт воспринимающий (слушатель). С другой - распознаванием музыкального языка произведения (гармонические обороты, мотив, художественная форма и др.), знакомых интонаций, указывающих на стиль композитора. [2]

В. К. Белобородова выявляет специфические особенности восприятия музыки подростками, отмечая музыкальный и жизненный опыт, уровень образования, эмоциональный фон [3].

Восприятие произведений искусства, в частности музыки, для современного слушателя является актуальной проблемой, так как в последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от классических образцов, так называемых академических жанров, а духовное содержание музыки бесценно для подрастающего поколения. Именно произведения крупных жанров (соната, симфония, концерт) несут в себе духовно-нравственную составляющую, которая, по мысли Д. Б. Кабалевского, «... способна преобразовать внутренний мир человека» [4].

Исследования в этом направлении показали, что обучающиеся отмечают:

- классическую музыку как вид искусства, самый сложный для понимания;

- недостаточное количество практики слушания музыки;

- восприятие её как набор отдельных элементов, т.е. разрозненно;

- отсутствие ощущения целостности художественного образа при восприятии классической музыки;

- трудности в вербальном описании того, что прослушали [5].

Мы полагаем, что интерес к изучению камерной и симфонической музыке угасает у школьников-подростков седьмых, восьмых классов именно тогда, когда должно быть осознание, понимание особенностей серьёзной музыки, её значимости. А ведь именно в таких сочинениях, как соната, симфония, концерт, раскрывается образ человека, его жизнь в многообразии. Подобная музыка обогащает внутренний мир человека, гармонизирует его мысли и чувства, помогает постигать мир [6]. Мы согласны с мнением А. А. Хачатрян, которая говорит о важности развития процесса восприятия произведений крупной формы: «.духовной основой каждого урока искусства остаётся восприятие и осмысление произведений, которые пережили многие времена и эпохи и не утратили своей ценности <...> подняты вечные общечеловеческие темы, актуальные во все времена» [7].

В то же время одним из планируемых личностных результатов федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования является «Восприимчивость к разным видам искусства, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, <....> стремление к самовыражению в разных видах искусства» [8], что возможно при правильно организованном учебном процессе, в котором восприятие будет основным видом деятельности на уроках музыки.

Таким образом, проблема, представляющая интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, может быть выражена вопросом: «Каким образом можно нивелировать выявленные нами негативные факторы и повлиять на развитие интереса и активизацию процесса восприятия подростками классической музыки? Какие из существующих в музыкальной педагогике технологий и методов помогут решить эту проблему? В связи с этим обозначим цель исследования: выявление факторов, отрицательно влияющих на процесс восприятия подростками камерной и классической музыки и определение эффективных технологий и методов, направленных на их нейтрализацию.

В контексте поставленной цели выделяем следующие исследовательские задачи: проанализировать факторы, влияющие на процесс восприятия музыки подростками; определить технологии и методы, применяемые в музыкально-педагогической деятельности учителями; выявить технологии и методы, способствующие развитию инте-

400 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 398-407

реса и активизации процесса восприятия классической музыки подростками; апробировать эффективные технологии и методы, способствующие развитию и активизации восприятия музыки в учебном процессе; проанализировать полученные результаты.

Нами был проведён опрос в форме анкетирования среди учителей, работающих в седьмых, восьмых классах общеобразовательных организаций г. Иркутска. В опросе приняли участие 93 человека, которым были предложены вопросы с целью определения факторов, негативно влияющих на восприятие классической музыки подростками, технологий, методов, которыми пользуются учителя на уроках музыки в общеобразовательной школе для развития интереса и активизации процесса восприятия камерной и симфонической музыки.

По результатам анкетирования нами были выявлены следующие факторы, отрицательно влияющие на процесс восприятия подростками классической музыки:

- неприятие её школьниками;

- недостаточное количество практики слушания серьёзной музыки;

- место музыки в расписании уроков школьника (первый или последний урок музыки);

- техническое обеспечение урока (наличие качественной воспроизводящей аппаратуры, музыкальных инструментов);

- музыкальное окружение, в котором находится подросток (его «вкусовые» музыкальные предпочтения).

Анкетирование показало, что учителя в основном пользуются общедидактическими методами: словесными, наглядными, репродуктивными, проблемно-поисковыми, а также некоторые их них применяют на уроках музыки игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии. Только три процента учителей из всех опрошенных используют методы музыкальной педагогики: метод музыкальной драматургии, метод наблюдения, наглядно-слуховой.

Материалы и методы

Рассмотрим подробнее факторы, негативно влияющие на развитие музыкального восприятия обучающихся, которые мы определили выше.

Неприятие школьниками классической музыки. Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе конкретных жизненных впечатлений, умений, привычек [9]. Одной из причин является семья, в которой растёт и развивается ребёнок. Нередко музыка, которую слушают (поют) родители, принадлежит другим жанрам, то есть в семье другие музыкальные интересы, это сказывается на формировании его художественного вкуса. С возрастом у ребёнка формируется своя фонотека, в которой зачастую нет места серьёзным жанрам.

Уроки музыки в школе также не вызывают потребности в обращении к классической музыке. Нами было определено, что при неправильно организованном учебном процессе происходит непонимание, недооценивание классической музыки и, как следствие, неприятие её школьниками.

Недостаточное количество практики слушания серьёзной музыки, как показал опрос учителей, связано с ограниченностью учебного времени. На уроке обучающиеся занимаются разными видами музыкальной деятельности, а не только слушают классическую музыку. Это связано с требованиями программы. Погружение в произведения крупных жанров, таких как соната, симфония, концерт, требует большого количества времени.

Урок музыки один раз в неделю - этого недостаточно для изучения серьёзных жанров.

Место музыки в расписании уроков школьника. Расписание уроков музыки также влияет на процесс обучения. Учителя отмечают, что на последних уроках внимание

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

401

ослабевает, и обучающиеся не могут сосредоточиться, чтобы следить за развитием музыкальной мысли в изучаемом произведении. Также возникают трудности с восприятием, если дети пришли на урок музыки после контрольной или проверочной работы. В этом случае обучающийся не может перестроиться с одного вида деятельности на другой, сосредоточиться, чтобы погрузиться в музыку.

Техническое обеспечение урока. В ходе наблюдения нами были отмечены технические условия проведения урока как значимый фактор в развитии восприятия обучающихся. Согласно требованиям ФГОС в образовательных организациях должны быть созданы условия для реализации образовательной программы по каждому предмету, в частности по музыке. Но в некоторых школах отсутствуют специализированный кабинет, качественная воспроизводящая аппаратура; отсутствует фортепиано (или имеется расстроенное), что недопустимо при воспроизведении классической музыки.

Музыкальное окружение, в котором находится подросток. С нашей точки зрения на формирование художественного вкуса подростков оказывает влияние массовая культура, в этот возрастной период её влияние становится доминирующим. Музыкальное окружение, в котором находятся современные школьники-подростки, не всегда соответствует социокультурным и духовно-нравственным ценностям, о которых говорится во ФГОС [8]. Интернет, средства массовой информации транслируют различные жанры современной музыки, зачастую с упрощённым содержанием, упрощённой мелодикой, что пагубно отражается на формировании художественного вкуса. Об этом свидетельствуют ответы педагогов в предложенной нами анкете.

Соответственно, в процессе исследования мы провели анкетирование среди подростков восьмых классов образовательных организаций г. Иркутска, в котором приняли участие 120 школьников. Вопросы анкеты были направлены на выявление уровня знаний жанров камерной и симфонической музыки, а именно симфонии, сонаты и концерта, на формирование мотивации, интереса обучающихся к классической музыке.

Полученные результаты показали низкую заинтересованность обучающихся к изучению жанров серьёзной музыки, многим не нравится классическая музыка, они её считают непонятной и скучной. Многие подростки не смогли назвать изученные произведения, перечислить шедевры мировой музыкальной классики. А вопрос: «Почему некоторые музыкальные произведения называют шедеврами?» - вызвал серьёзные затруднения. Соответственно, результаты опроса частично подтвердили некоторые негативные факторы, отмеченные педагогами в ходе опроса и представленные выше в статье.

Второй раздел анкеты был направлен на определение технологий и методов, применяемых в музыкально-педагогической деятельности учителями в повседневной практике. В результате проведённого анализа выяснилось, что педагоги чаще всего (100 % респондентов) используют словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые методы, применение которых не совсем актуально в музыкальной педагогике, хотя и допустимо. 70 % анкетируемых наряду с упомянутыми методами применяют на уроках музыки игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии. Только 3 % учителей из всех опрошенных используют методы музыкальной педагогики: метод музыкальной драматургии, метод наблюдения, наглядно-слуховой.

Данная ситуация на фоне выявленных факторов, отрицательно воздействующих на процесс восприятия камерной и симфонической музыки подростками, позволяет утверждать, что используемые учителями, принимавшими участие в исследовании, технологии и методы малоэффективны.

В данном контексте указанная выше проблема может быть решена подбором технологий и методов, которые скорректируют процесс восприятия классической музыки подростками.

При решении следующей задачи исследования нами были изучены технологии и методы, которые соответствуют природе музыкального искусства и могут быть приме-

402 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 398-407

нены в учебном процессе для развития интереса и активизации восприятия камерной и симфонической музыки подростками.

Например, технология проблемного диалога (автор Е. Л. Мельникова) даёт развёрнутый ответ на вопрос: «Как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы?» [10]. Автором обозначена следующая структура действий: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Где первое является этапом формулирования темы урока или вопроса для исследования, а второе - это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют обучающиеся в ходе продуманного диалога, который представлен двумя видами: побуждающим и подводящим. Рассмотрим примерный подводящий диалог к теме урока «Сонатная форма» в 7 классе. Соната № 8 Л. Бетховена.

Таблица

Подводящий к теме диалог

Table

Dialogue leading to the topic

Учитель Ученик

Постановка проблемы На доске: «Балет. Симфония. Соната» - Что это? - Значит, что нам надо сделать? - Балет, симфония - это жанры музыки. А с сонатой мы не знакомы. - Познакомится с сонатой

- Как в музыке можно отразить борьбу противоположных сил? - Возможно, ли вообще отразить в музыке противоборство? - А сколько должно быть образов? Два или несколько? - Правильно! Иначе будет трудно определить, кто и с кем борется - Через контрастную музыку, разные образы. - Да, можно. - Чтобы было понятно, наверное, два!

В процессе слушания музыки обучающиеся анализируют контрастные темы первой части сонаты, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. На протяжении урока через диалог учителя и ученика происходит глубокое погружение в музыку, обучающиеся следят за развитием основных тем сонаты. Осознают и понимают музыкальное произведение.

Реализация данной технологии активизирует мыслительную деятельность, повышает интерес к изучаемому произведению, способствует развитию интеллектуально-творческой деятельности обучающихся. А главное - будет развиваться процесс восприятия крупных жанров музыки подростками.

Наряду с описанной технологией мы изучили методы художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяу-скаса, Л. В. Школяр, Г. П. Сергеевой. Считаем, что они наиболее эффективны для развития интереса и активизации процесса восприятия камерной и симфонической музыки подростками.

Метод художественного контекста, выхода за пределы музыки (автор -

Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра), а также истории, природы, жизненного опыта [11]. Знакомство с концертом «Времена года» итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди можно рассмотреть с поэтическими образами, рисующими картины природы разных времён года, сопоставить с художественными полотнами русских и зарубежных ху-

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

403

дожников.

Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её разнообразных связей, усиливает эмоциональное впечатление слушателя от прослушанной музыки, делает её яркой, запоминающейся для подростков. Мы согласны с мнением Б. Асафьева, что «Музыка - это искусство интонируемого смысла [12]. Он отмечал: «Музыка всегда интонационна, и иначе не мыслима». Истинно слышать музыку - постигать её интонационный смысл [там же].

Следующий рассматриваемый нами метод - метод интонационно-стилевого постижения музыки (авторы Е. Критская, В. Школяр) подтверждает слова музыкального критика. Он проявляется в соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов, организацию творческих заданий [13]. Важно грамотно построить алгоритм анализа изучаемого произведения. Слушая симфонию № 9 Л. Бетховена, обучающиеся погружаются в культурно-историческую эпоху, в которой жил и творил немецкий композитор, знакомятся с индивидуальным стилем автора. Аксиологический уровень анализа изучаемого произведения помогает выяснить значение симфонии № 9 Л. Бетховена для человечества. Постижение интонации и стиля изучаемого произведения происходит через вокализацию, пластическое интонирование, ориентацию на нотную запись, импровизацию.

Метод идентификации с образами (повторение жестов, мимики, поз) или метод одушевлений используются при условии, что художественный образ - «неживой» объект. Также возможны отождествление себя с художественными образами, ситуация вживания в художественный образ. Участники принимают на себя роли персонажей произведений, выдуманных героев, исторических личностей, моделирующих определённую эстетико-культурную ситуацию [14].

Воплощение в образ через музыкальное произведение даёт возможность пропустить музыку через себя, почувствовать её телом, а значит, услышать интонации, заложенные в произведении. Т. П. Маслова подчёркивает важнейший момент в восприятии: интонацию можно понять телом, другого пути для познания спрятанного смысла нет [14].

Рассмотрев описанные нами технологию и методы, которые, на наш взгляд, соответствуют музыкальной педагогике, мы предложили респондентам внедрить их в учебный процесс. На протяжении учебного года для изучения произведений крупной формы, а именно сонаты, симфонии, концерта, учителя применяли рекомендованные методы и технологию проблемного диалога.

Результаты

В завершение учебного года подросткам и учителям была предложена выходная анкета, цель которой было выявление изменений в восприятии классической музыки подростками. Анализ результатов опроса учащихся показал, что школьники пополнили домашнюю фонотеку шедеврами мировой классики, некоторые учащиеся вместе с родителями стали посещать филармонию, органный зал, другие указали, что у них изменилось отношение к классической музыке. Более половины обучающихся отметили, что прослушивание произведений крупных жанров серьёзной музыки вызвало положительный отклик, о чём они написали, не только отвечая на вопросы анкеты, но и в своих дневниках музыкальных наблюдений.

В ходе апробации педагоги отметили, что применение указанных выше методов и технологий в педагогическом процессе активизирует восприятие классической музыки, вызывает интерес подростков к произведениям крупной формы: сонате, симфонии, концерту. Удалось нейтрализовать некоторые факторы, негативно влияющие на процесс восприятия камерной и симфонической музыки. Обучающиеся проявили активность в ходе анализа изучаемых произведений, а также в музыкально-творческой дея-

404 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 398-407

тельности. Значительно повысилась мотивация обучающихся к уроку музыки в целом. В результате сформировалось положительное отношение подростков к произведениям крупной формы, как музыке, художественно ценной, наполненной духовным содержанием. Таким образом был достигнут и общеразвивающий эффект.

Следует отметить, что нивелировать все выявленные нами негативные факторы, влияющие на процесс восприятия камерной и симфонической музыки подростками, одному учителю не представляется возможным. Но проведённое исследование показало, что правильно подобранные образовательные технологии и методы способствуют нейтрализации таких негативных факторов, как неприятие классической музыки и музыкальное окружение, в котором находится подросток.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Полученные в процессе нашего исследования практические результаты позволяют прийти к выводу, что описанные технология проблемного диалога и методы художественного контекста, выхода за пределы музыки; интонационно-стилевого постижения музыки, метод идентификации с образами эффективны при изучении произведений крупных жанров в общеобразовательной школе и могут быть экстраполированы на другие образовательные организации, в том числе дополнительного образования детей.

Эффективность методов, с нашей точки зрения, обусловлена совместной музыкально-творческой деятельностью учителя и учеников в процессе изучения камерной и симфонической музыки.

Данное исследование не претендует на окончательное решение поставленной проблемы, чтобы её решить и привлечь больший процент подростков к классической музыке, необходимо продолжение поиска инновационных решений.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Апраксина О. А., Методика развития музыкального восприятия : Учеб. пособие. М. : МГПИ, 1985 (1986). 60 с.

2. Медушевский В. В., Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки [Электронный ресурс] // Открытый текст. 12 августа, 2019. URL: http://opentextnn.ru/ music/vosprijatie-muzyki/medushevskij-v-a-dvojstvennost-muzykalnoj-formy-i-vosprija-tie-muzyki/ (дата обращения: 21.07.2021).

3. Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников : сб. статей. М. : Педагогика, 1975. 160 с.

4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Педагогические размышления. М., 1987. URL: https://roerich-lib.ru/index.php/kabalevskij/6679-pedagogicheskie-razmyshleniya (дата обращения: 21.07.2021).

5. Как реализовать модульный принцип музыкального образования в школе [Электронный ресурс] : вебинар. 27 ноября 2019. Корпорация «Российский учебник». URL:https://www.youtube.com/watch?v=yx_dbL5XZQQ&t=1570s (дата обращения: 25.07.2021).

6. Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учебное пособие. М. : Пед. акад., 2010. 171 с.

7. Хачатрян А. А. Активное восприятие учащимися музыкальных произведений на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 1(104). Ч. 1. 2021. С. 72-75.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

405

основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021. № 287. http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 23.09.2021).

9. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 1972. 383 с.

10. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии : сб. материалов. М. : Баласс, 2008. 160 с.

11. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Программа «Музыка. 5-7 классы» / сборник рабочих программ. Музыка. Искусство. М. : Просвещение, 2016. 126 с.

12. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Л. : Музыка, 1971. 376 с.

13. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л. В. Школяр. М. : Академия, 2001. 232 с.

14. Маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО 1997. 136 с.

References

1. Apraksina O. A., Metodika razvitiya muzykal'nogo vospriyatiya [Methodology of musical perception development]: Ucheb. posobie. M. : MGPI, 1985 (1986). 60 p. (In Russian).

2. Medushevskij V. V., Dvojstvennost' muzykal'noj formy i vospriyatie muzyki [Duality of musical form and perception of music] // Otkrytyj tekst [Open text]. August 12, 2019. Available at: http://opentextnn.ru/music/vosprijatie-muzyki/medushevskij-v-a-dvojstven-nost-muzykalnoj-formy-i-vosprijatie-muzyki/ (accessed: 21.07.2021).

3. Beloborodova V. K., Rigina G. S., Aliev Yu. B. Muzykal'noe vospriyatie shkol'nikov: sb. statej. [Musical education of schoolchildren: collected papers] (In Russian) M.: Pedagogi-ka Publ., 1975. 160 p.

4. Kabalevsky D. B. Osnovnye printsipy i metody programmy po muzyke dlya obshcheo-brazovatel'noj shkoly [Basic Principles and Methods of the Music Curriculum for School]/ Pedagogicheskie razmyshleniya [Pedagogical Reflections] (In Russian)/ M., 1987. Available at: https://roerich-lib.ru/index.php/kabalevskij/6679-pedagogicheskie-razmyshleniya (accessed 21.07.2021).

5. Kak realizovat' modul'nyj printsip muzykal'nogo obrazovaniya v shkole [How to implement the modular principle of music education in school]: webinar of 27 november, 2019. Korporatsiya «Rossijskij uchebnik». (In Russian). Available at: URL:https://www.youtube. com/watch?v=yx_dbL5XZQQ&t=1570s (accessed: 25.07.2021).

6. Sergeeva G. P. Aktual'nye problemy prepodavaniya muzyki v obrazovatel'nykh uchre-zhdeniyakh [Current issues of teaching music in educational institutions]: uchebnoe posobie [Manual]. (In Russian). M.: Ped. akad., 2010. 171 p.

7. Khachatryan A. A. Aktivnoe vospriyatie uchashchimisya muzykal'nykh proizvedenij na urokakh muzyki [Active perception of music by students at music lessons] // Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of Science and Education]. No. 1(104). Ch. 1. 2021. pp. 72-75. (In Russian)

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnov-nogo obshchego obrazovaniya: Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federat-sii ot 31.05.2021. № 287. [Federal State Educational Standard of General Education: approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17.12,2010 no.1897] (In Russian) Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050027 (accessed 23.09.2021).

9. Nazajkinskij E. V O psikhologii muzykal'nogo vospriyatiya [About the psychology of music perception] (In Russian). M. : Muzyka Publ., 1972. 383 p.

10. Mel'nikova E. L. Tekhnologiya problemnogo dialoga: metody, formy, sredstva

406 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 398-407

obucheniya [Problem Dialogue Technology: Methods, Forms, Teaching Tools]// Obrazo-vatel'nye tekhnologii: [Educational technologies] sb. materialov [collected materials]. (In Russian). M.: Balass, 2008. 160 p.

11. Sergeeva G. P., Kritskaya E. D., Programma «Muzyka. 5-7 klassy» [Curriculum "Music. Grades 5-7]/ sbornik rabochikh programm. Muzyka. Iskusstvo [Collection of working programs. Music. Art] (In Russian). M.: Prosveshchenie, 2016. 126 p.

12. Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical forrn as a process]. Books 1, 2. (In Russian) L.: Muzyka Publ., 1971. 376 p.

13. Muzykal'noe obrazovanie v shkole: ucheb. posobie [Musical education at school: manual]/ L. V. Shkolyar, V. A. Shkolyar, E. D. Kritskaya et al; ed. by L. V. Shkolyar. (In Russian) M.: Publishing House "Akademiya", 2001. 232 p.

14. Maslova L. P. Pedagogika iskusstva: teoriya i praktika. [Pedagogy of Art: Theory and Practice] (In Russian). Novosibirsk: Publishing House NIPKIPRO 1997. 136 p.

Статья поступила в редакцию 18.10.2021, одобрена после рецензирования 25.11.2021, принята к публикации 04.12.2021.

Наталья Витальевна Аникьева

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 а

тел.: +7 (3952) 500904

Natalia V. Anik'eva

Senior Teacher of the Department for Social and Human Sciences

Institute for the Development of Education of the Irkutsk Region

10 Ä Krasnokazachiya St, Irkutsk, Russia, 664007

Tel.: +7 (3952) 500904

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

407

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.