Научная статья на тему 'Симфоническая картина: судьба жанра в ХХ – начале XXI В. '

Симфоническая картина: судьба жанра в ХХ – начале XXI В. Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
416
99
Поделиться
Ключевые слова
симфоническая картина / музыкальная картина / жанр / симфоническая поэма / про- граммность / картинность / звукоизобразительность / пейзаж / портрет / эскиз / мозаика

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Ширяева Ольга Федоровна

Феномен симфонической картины показан в эволюционном аспекте, анализируются пути его раз-вития в ХХ в., затрагиваются западноевропейские школы, а также творчество некоторых композито-ров бывших союзных республик. Предпринимается попытка рассмотрения жанра в 2000–2014-е гг. Одиниз векторов развития имманентных признаков жанра симфонической картины связан с перспективойрасщепления феномена на варианты, существующие в рамках синтеза искусств, такие как музыкальныйпейзаж, музыкальный портрет, фреска, акварель, мозаика и пр. Разводятся понятия программной и не-программной симфонической картины; картины, существующей внутри иных жанров (оперы, орато-рии, сюиты и др.); картины одночастной и картины-цикла.Доказывается, что вопрос о периферийности жанра, возникшего в XIX в. путем отделения от оперы,отпадает сам собой в ХХ столетии. Подчеркивается особое значение симфонической картины в период с1920-х гг. по настоящее время. Это связано с расширением круга выразительных средств, использованиемэлектронной музыки; задействованием новых образных сфер, продолжением процесса синтеза искусств(музыки, литературы, живописи, скульптуры, фотографии, киноискусства).Отмечены обращение к жанру симфонической картины композиторов разных поколений и неугасаю-щий интерес к данному феномену молодых музыкантов. Важно подчеркнуть, что произведения, написан-ные в жанре симфонической картины, часто включены в концертные программы в рамках конкурсов,фестивалей современного искусства в 2000–2014-м гг.

SYMPHONIC PICTURE: GENRE’S FATE IN THE LATE 20th – AT THE BEGINNING OF 21st cent.

The survey discloses the phenomenon of the symphonic picture in the evolutional aspect. The author analyzes the 20 century symphonic picture ways of development including West-European schools as well as creative activity of some composers from former Soviet republics. He is making an attempt to analyze this genre during 2000–2014. The article points out one of the vectors of development of symphonic picture’s immanent features as the perspective to split the phenomenon into variants existing within the frames of different arts synthesis including musical landscape, musical portrait, frescoes, water-colors, mosaics etc. The author also differentiates the notions of a program and non-program symphonic picture; the picture existing inside many other genres (opera, oratorio, suite etc.); of a one-part picture and a cycle-picture. The article stresses that the question of the genre’s peripheral character appeared in 19 century branched off opera falls away in 20 century. The author specially emphasizes the role of the symphonic picture starting with 1920s till the present time. It is connected with wider expressive means, use of electronic music, including new imagebearing spheres, extension of arts synthesis process (music, literature, painting, sculpture, photography, and cinema). The article appeals to the symphonic picture genre of the composers of different generations and to the unfading interest of young musicians to this phenomenon. It is important to emphasize that compositions created in the genre of symphonic picture were included into the concert programs of different competitions, modern art festivals in 2000–2014.

Текст научной работы на тему «Симфоническая картина: судьба жанра в ХХ – начале XXI В. »

УДК 78

О. Ф. Ширяева

канд. искусствоведения, Челябинская государственная академия культуры и искусств E-mail: shiryaeva_olga72@mail.ru

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА: СУДЬБА ЖАНРА В ХХ - НАЧАЛЕ XXI В.

Феномен симфонической картины показан в эволюционном аспекте, анализируются пути его развития в ХХ в., затрагиваются западноевропейские школы, а также творчество некоторых композиторов бывших союзных республик. Предпринимается попытка рассмотрения жанра в 2000-2014-е гг. Один из векторов развития имманентных признаков жанра симфонической картины связан с перспективой расщепления феномена на варианты, существующие в рамках синтеза искусств, такие как музыкальный пейзаж, музыкальный портрет, фреска, акварель, мозаика и пр. Разводятся понятия программной и непрограммной симфонической картины; картины, существующей внутри иных жанров (оперы, оратории, сюиты и др.); картины одночастной и картины-цикла.

Доказывается, что вопрос о периферийности жанра, возникшего в XIX в. путем отделения от оперы, отпадает сам собой в ХХ столетии. Подчеркивается особое значение симфонической картины в период с 1920-х гг. по настоящее время. Это связано с расширением круга выразительных средств, использованием электронной музыки; задействованием новых образных сфер, продолжением процесса синтеза искусств (музыки, литературы, живописи, скульптуры, фотографии, киноискусства).

Отмечены обращение к жанру симфонической картины композиторов разных поколений и неугасающий интерес к данному феномену молодых музыкантов. Важно подчеркнуть, что произведения, написанные в жанре симфонической картины, часто включены в концертные программы в рамках конкурсов, фестивалей современного искусства в 2000-2014-м гг.

Ключевые слова: симфоническая картина, музыкальная картина, жанр, симфоническая поэма, программность, картинность, звукоизобразительность, пейзаж, портрет, эскиз, мозаика

Для цитирования: Ширяева, О. Ф. Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в. / О. Ф. Ширяева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 4 (44). - С. 77-85.

Симфоническая картина зародилась во второй половине XIX в. в творчестве русских композиторов. Пройдя путь становления, этот жанр к рубежу XIX - ХХ столетий оказался сложившимся с присущими ему специфическими признаками [1-5; 8-9; 15]. Классические образцы симфонической картины (1860-е гг. : Бородин А. П. В Средней Азии; Римский-Корсаков Н. А. Садко; Балакирев М. А. Русь; 1880-е гг. : Лядов А. К. Волшебное озеро; Баба-Яга; Кикимора; Василенко С. Н. Полет ведьм; Сад смерти; Глазунов А. К. Кремль; Карельская легенда; Ипполитов-Иванов М. М. Из песен Оссиана и др.), созданные в данный период, послужили основой развития явления

в ХХ в. как в русской музыке, так и других национальных школах.

Усиление влияния живописного начала на музыку, коснувшееся жанра музыкальной картины в 1920-е (Западная Европа, США) -1950-е (Россия) гг., привело к тому, что наряду с сохранением его инварианта происходит порождение ряда разновидностей. В связи с этим, помимо традиционных определений музыкальная картина, симфоническая картина, музыкальная картинка, появляются и другие. Производными видятся:

- музыкальные эскизы: Гомоляка В. Б. Закарпатские эскизы. 1950 (Россия); Готлиб М. Московские эскизы: симфонический эскиз. 1975

77

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. Ф. Ширяева

Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в.

(Россия); Оловников В. Куранты Брестской крепости. 1975 (Россия). Пистоу У. Три эскиза Новой Англии. 1959 (США); Мыцельский З. Пять симфонических эскизов, 1945 (Польша);

- фрески: Чистяков В. П. Прометей: симфоническая фреска. 1963 (Россия); Гецелев Б. Фреска. 1970 (Россия); Успенский В. А. Симфонические фрески. 1976 (Россия); Цотгер М. Фреска: симфоническая картина (Россия);

Щедрин Р. Фрески Дионисия: для девяти инструментов. 1981 (Россия); Меремкулов О. Фрески: для баяна. 1985 (Россия); Рябов В. Рождественская звезда: симфоническая фреска. 1993 (Россия); Брайнер П. Позволь осветить тебе путь: вокально-симфоническая фреска на

стихи Р. Тагора. 1986 (Чехия); Блох Э. Гельвеция: симфоническая фреска. 1929 (США);

- акварели: Смирнова Т. Японские акварели: сюита для скрипки, флейты, гобоя, виолончели и клавесина. 1972 (Россия); Губа В. Акварель: для фортепианного трио. 1981 (Россия); Крейн Ю. Г. Три русские акварели: для фортепиано. 1982 (Россия); Ларин А. Январская акварель: для фортепиано и камерного оркестра. 1991 (Россия); Мохов Н. Поэтические акварели: вокальный цикл для сопрано, тенора и инструментального ансамбля. 1993 (Россия); Ларин А. Две акварели: на стихи Бунина. 1996 (Россия);

- лубки: Шлег Л. Лубочек: для трубы и фортепиано. 1975 (Россия); Агафонников В. Владимирский лубок. 1983 (Россия);

- пейзажи [11; 12]: Васк П. Белый пейзаж: для фортепиано; Пейзаж с птицами: для флейты соло. 1981 (Россия); Кейдж Дж. Воображаемый пейзаж № 4: для оркестра. 1951 (США);

- портреты [14]: Цымбалист Е. А. Портрет артиста: симфоническая сюита. 1945 (США);

- витражи: Дмитриев Г. Витражи: для квартета деревянных духовых инструментов. 1983 (Россия); Респиги О. Витражи собора: для оркестра. 1926 (Италия); Мессиан О. Витражи и птицы: для оркестра. 1990 (Франция);

- барельефы: Гецелев Б. Барельефы: симфония для органа. 1985 (Россия);

- мозаики: Беляев В. В. Российская мозаика: сюита для оркестра русских народных инструментов. 1989 (Россия);

- эстампы: Понсе М. М. Ночные эстампы: для оркестра. 1923 (Мексика); Росселини Р. Эстампы старого Рима: для оркестра. 1937 (Италия);

- гравюры: Уолтон У. Т. Портстут-Пойнт: увертюра по гравюре Т. Роулендсона. 1925 (Англия);

- иконы: Казанджиев В. И. Живые иконы: симфонический цикл. 1970 (Болгария);

- фотографии: Барбер С. Поблекшая фотография давней сцены: для оркестра. 1971 (Норвегия);

- миражи: Малипьеро Р. Миражи: для оркестра. 1966 (Италия); Нюстедт К. Мираж: для оркестра. 1974 (Норвегия).

Происходит заимствование технологии живописи, графики, скульптуры не только в рамках отражения жанровой палитры [2; 16]. Композиторы делают попытки воспроизведения известных полотен в звуках. Ряд музыкальных картин содержат портрет одного художника или скульптора, а порой знакомят с целой художественной школой, например, Янченко О. Г. Андрей Рублёв: Симфония № 2 для инструментального ансамбля, синтезатора, тенора и органа. Москва. 1977.

Картинам русских художников-передвижников посвящены следующие работы: Головина О. К картинам Васнецова: симфонический цикл в 4 частях. Екатеринбург. 1955; Эшпай А. Переход Суворова через Альпы: симфоническая картина по Сурикову. Москва. 1996.

Великий И. Левитан неоднократно становится героем музыкальных картин: Кобе-кин В. Над вечным покоем: для альтсаксофона и фортепиано. Екатеринбург. 2003; Каспаров Ю. Над вечным покоем: камерный концерт для фагота и 14 исполнителей. Москва. 1992; Мыльников А. Над вечным покоем: памяти И. Левитана: симфонический пейзаж. Санкт-Петербург. 2011.

Творчество отечественных художников-символистов оказывается в центре внимания:

78

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. Ф. Ширяева

Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в.

Грунер В. Впечатления от картин Врубеля: сюиты для флейты и фортепиано (1. Пан. 2. Демон. 3. Царевна-лебедь). Пермь. 19771980; Кикта В. Похищение Европы: симфоническая картина по В. А. Серову. 1990 (Украина). В этом же ряду: Хагагортян Н. Краски Сарьяна: для струнного оркестра. 1993 (Армения). Бесконечный список можно увенчать: Юровский В. Русские художники: симфонический цикл. Москва. 1961.

Творчество западноевропейских художников также отражено в музыкальных картинах как зарубежных, так и отечественных композиторов: Крейн Ю. Рембрандт: вокально-симфоническая картина (по драме Д. Б. Курина). 1969 (Россия); Бенуа П. Рубенс: оратория. 1877 (Бельгия).

Картина А. Беклина стала программной для следующих произведений: Рахманинов

С. В. Остров мертвых: симфоническая поэма. 1909 (Россия); Каменский А. Остров мертвых: поэма для двух фортепиано по картине

А. Беклина. 1985 (Россия).

Много произведений посвящены П. Пикассо: Символ Пикассо: пять миниатюр для 12 исполнителей. 2003 (Россия); Бацевич Г. Желание: незавершенный балет. 1969 (Польша); Сомерс Х. С. Пикассо: оркестровая сюита. 1964 (Канада).

Несколько раз воспроизведена «Герника» П. Пикассо: 1938 - фортепианная пьеса П. Дессау (Германия); 1954 - «Победа Герники» для солистов хора и оркестра Л. Ноно (Италия); 1953 - симфоническая поэма «Герника» К. Пепена (Канада); 1985 - «Герника»: симфония № 1 Ю. Каспарова и т. д.

Не менее значимой фигурой видится художник Пауль Клее: Дайамонд Д. Л. Мир Пауля Клее: симфоническая сюита. 1957 (США); Денисов Э. Три картины Пауля Клее (Диана в осеннем ветре; Сенечио; Дитя на перроне): для альта и ансамбля (гобой, валторна, вибрафон, фортепиано, контрабас). 1985 (Россия).

Наряду с музыкальными картинами, написанными по живописной программе [17], создаются произведения на основе литературного первоисточника, что само по себе

является продолжением традиций, заложенных романтиками в XIX столетии.

Ряд композиторов отобразили персонажей русской литературной классики. Например, творчество А. С. Пушкина фигурирует в сочинении: Мясковский Н. Я. Симфония № 10. 1927, написанном по гравюре А. Н. Бенуа и поэме «Медный всадник». Тот же сюжет явился первоосновой для симфонической картины: Панченко В. Медный всадник. Санкт-Петербург. 2004. В 1986 г. Н. Сильванов завершил работу над фортепианной сюитой - музыкальными картинками по «Сказке о попе и работнике его Балде».

Стихотворения М. Ю. Лермонтова послужили программной основой для пьес-картинок для симфонического оркестра: Кравцов Т. Утес; Сосна; Нищий. 1970 (Украина). Имя Н. В. Гоголя встречается неоднократно: Клиничев Л. Симфонические картины по Гоголю. Ростов-на-Дону. 1963; Жуков С. Хореографическая картина: для большого симфонического оркестра по повести Н. В. Гоголя «Вий». Москва. 1982.

Литература ХХ столетия отражена в следующих музыкальных картинах: Гнесин М. Симфонический монумент 1905-1917: на

стихи С. Есенина для оркестра с хором. 1925; Чайковский А. Мастер и Маргарита: симфоническая картина в 4 частях. 1995; Николаев А. Вьюга; Высочайший надзор; Вальс; Сплетни; Последний путь: симфонические картины из оперы «Последние дни» по пьесе М. Булгакова. Москва. 1986; Изосимов А. Лики: симфонические картины для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра на стихи А. Твардовского в 3 частях: Избранник; Скоморох; Возлюбленная. Санкт-Петербург. 1984.

К литературным произведениям зарубежных авторов обращались следующие композиторы: Фитингоф-Шель Б. А. Дон Кихот: музыкальная картина. 1876 (Россия); Канерштейн А. Дон Кихот и Дульсинея: музыкально-

характеристическая картина. 1984 (Украина); Шмитт Ф. Антоний и Клеопатра: шесть симфонических эскизов к трагедии А. Жида по

79

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. Ф. Ширяева

Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в.

У. Шекспиру. 1920 (Франция); Шмитт Ф. Са-ламбо: шесть симфонических эскизов по

Г. Флоберу. 1925 (Франция); Брайнер П. Позволь осветить тебе путь: вокально-

симфоническая фреска на стихи Р. Тагора. 1986 (Чехия); Каспаров Ю. Ночной кошмар агента Фикса: музыкальная шутка для камерного симфонического оркестра по мотивам романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». 2005 (Россия).

С 1960-х гг. в поисках новых жанровых средств композиторы постепенно отходят от состава симфонического оркестра. Появляются картины для небольшого ансамбля инструментов; сольного инструмента, включая баян, орган; для голоса, хорового состава и пр. (см. примеры выше). Расширение средств выразительности привлекает и внемузыкальные средства; кроме того, используются магнитофонная лента: Краизе З. Подземная река: пространственная музыка для инструментального ансамбля и магнитофонной ленты. 1968 (Польша); Ханниг К. В животе у волка: для инструментального ансамбля и магнитофона. 1985 (Дания);

электроинструменты: Бент Л. Vision: электронное произведение. 1978 (Дания).

Развитие жанра музыкальной картины в ХХ в. связано также с расцветом национальных школ: композиторы республик СССР отражают образы эпических сказаний, сказок, рисуют музыкальные портреты национальных героев, поэтов, национальные пейзажи.

Красочные восточные картины представлены в произведениях казахских композиторов: Джуманиязов Б. С. Степь: симфоническая картина. 1978; Мухамеджанов

С. Голос веков: многочастная симфоническая картина. 1965. Из созданных в нынешнем тысячелетии: Еркимбеков С. Ж. Голубой минарет: симфоническая картина для органа, кыл кобыза и симфонического оркестра. 2002; Раимкулова А. Толгау: симфоническая картина. 2005. Кыргызстанские произведения: Осмонов К. А. Иссык-Куль: симфоническая картина; Эралиева К. И. Симфоническая картина в 4 частях. 1983. Образ кара-

вана показан в сочинении азербайджанского композитора: Гаджибеков С. Караван: симфоническая картина. 1945. Некоторыми авторами написано несколько музыкальных картин: Кажлаева М. Дагестан: симфонические картины. 1969; Симфонические танцы-картины. 1974; Фархад и Ширин: симфонические фрески. 1979; Имам Шамиль: симфонические иллюстрации. 1992 (Азербайджан).

Также многочисленные картины созданы белорусскими композиторами: Мдивани А. Фрески: симфоническая поэма. 1967; Христова фреска: симфонические картины; Разрушение Полоцка; Изгнание Рогнеды; Шествие старцев; Владимир. 1993; Арахна: симфоническая картина. 1999; Симакович Л. Начало рода: симфоническая картина. 1991; Мураванка: симфоническая картина. 1992 (Беларусь).

Согласно данным Музыкальной энциклопедии, журналов «Советская музыка», «Музыкальная академия», в период с 1920 по 2000-е гг. была написана масса симфонических картин: отечественными композиторами - 96, союзных республик - 79, зарубежными - 66. Но предполагается, что их гораздо больше.

Необходимо отметить, что при составлении списка важно было отобрать произведения, действительно относящиеся к жанру музыкальной картины. Порой возникает проблема вариативности в жанровых определениях. Замечено, что отечественные композиторы четко разделяют два жанра - симфоническая поэма и симфоническая картина, в то время как зарубежные, обращаясь к живописным образам, могут использовать определение симфонической поэмы: Пепен К. Герника: симфоническая поэма по картине

П. Пикассо. 1952 (Канада); Сильвестрс Р. Уличные перекрестки. 1931; Окна. 1932; Дороги. 1934; Плоскости. 1934: симфонические поэмы (Мексика).

Музыкальные картины возможно объединить в цикл: Дадашев А. Сельские эскизы: фортепианный цикл. 1987 (Азербайджан);

сюиту: Колодуб Ж. Е. Киевские лирические картины: симфоническая сюита в 2 частях.

80

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. Ф. Ширяева

Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в.

1983 (Украина); Кеклен К. Новый город: симфоническая сюита. 1938 (Франция); Цымба-лист Е. А. Портрет артиста: симфоническая сюита. 1945 (США).

Существуют картины-симфонии: ВиллаЛобос Э. Горы Бразилии: симфония № 6. 1944 (Бразилия); Дзафред М. Луга и леса весной: симфония № 5. 1952 (Италия); картины-сонаты: Мамия М. Пустыня: соната для скрипки и фортепиано. 1990 (Япония).

Жанр музыкальной картины ключает в себя и вокальную сферу - хоровые сюиты картин: Ткач З. Четыре картинки: для хора а cappella на стихи В. Руснака и А. Чокану. 1984 (Молдавия); оратории-картины: Шишаков Ю. Шесть картин: оратория для смешанного хора, солистов и оркестра народных инструментов на стихи Т. Сумманена. 1985 (Россия).

Симфонические картины как часть оперы встречались еще в XIX в. Фактически жанр отделился от оперы, став самостоятельным явлением («Рассвет на Москва-реке» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина»; «Святый вечер» из оперы «Ночь перед Рождеством»; «Похвала пустыне», «Свадебный поезд», «Сеча при Керженце»; «Блаженная кончина девы Февронии. Хождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», «Ночь на горе Триглав» из оперы «Млада» Н. А. Римского-Корсакова; «Полтавская битва» из оперы П. И. Чайковского «Мазепа» и др.).

Несмотря на то что жанр ярко проявил себя именно в традициях русской оперной школы, есть несколько зарубежных примеров: Пуччини Дж. Буря: симфоническая картина из оперы «Виллисы». 1884; Гершвин Дж. Порги и Бесс: симфоническая картина. 1935.

Интересным представляется сочинение челябинского композитора (ныне живет во Франции): Гальперин Ю. Эсмеральда: симфоническая картина в предчувствии оперы. 2003.

Однопорядковым явлением можно считать включение симфонической картины как части в ораториальный жанр: Шостакович Д. Моя отчизна: оратория для чтеца, солистов, хора

и оркестра на слова Е. Долматовского и М. Светлова в 8 частях. 3 часть. Народная пляска: симфоническая картина. 7 часть.

Битва у Волги: симфоническая картина.

Напротив, возможно расширение функции жанра музыкальной картины (например, Глиэр Р. М. Запорожцы: симфоническая картина-балет по одноименной картине Ильи Репина. 1921).

Безусловно, жанр симфонической картины предполагает наличие категории программности [6; 7]. Названные выше примеры указывают на всеохватность содержания, связь с живописью, литературой. Однако в истории музыки есть немало произведений в рамках исследуемого жанра, когда композитор отказывается от конкретной программы. Это тоже уникальное явление, которое не хочется оставлять без внимания. Приведем ряд примеров: Трам-бицкий В. Н. Симфонические этюды-картины. 1954 (Россия); Юровский В. М. Четыре картины. 1954 (Россия); Сарьян Л. М. Симфонические картинки. 1955 (Армения); Успенский

В. А. Симфонические фрески. 1976 (Россия); Задор Д. Симфоническая картина. 1981 (Украина) и т. д.

Неоднозначность в жанровых определениях, категории программности дает основание применять более широкое понятие картинности в музыке [18].

Название «музыкальная картина» может быть не только жанровым определением, но и образным, программным: Штейнберг Л. П. Восточные картины: симфоническая сюита. 1941 (Россия); Бирюков Ю. Картинка Кремля: симфоническая сюита. 1948 (Россия); Нахабин В. Н. Картины моей Родины: симфоническая сюита. 1952 (Россия).

Также необходимо отметить разницу в масштабах того места, которое занимает жанр музыкальной картины в творчестве композитора: это может быть единичный пример; определенный временной период, когда пишутся несколько произведений в данном жанре; наконец, жанр может охватывать все творчество, т. е. картинность является характеристикой авторского стиля.

81

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. Ф. Ширяева

Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в.

Так, например, композитор А. Б. Луппов (род. в 1929 г. в Казани) в 1981 г. создал «Акварели» (Четыре пьесы для фортепиано). Он заинтересовался жанром музыкальной картины практически в конце своей жизни: в начале XXI в. написал несколько музыкальных картин (Вдоль да по Казанке: симфоническая картина. 2001; Черная кукла Джим: симфоническая картина. 2001; Сабантуй. Скачки: симфоническая картина. 2004; Мой Татарстан: симфонические картины. 2004).

Г. Чобану (Молдова, выпускник РАМ им. Гнесиных) также неоднократно обращался к жанру музыкальной картины. Привлекают яркие образные названия его произведений: Под Солнцем и звездами: симфония. 1989; Пейзаж, Остинато, Рондо: цикл из трех пьес для фортепиано. 1979; Овечки: пьеса для фортепиано. 1990; Натюрморт с цветами, мелодией и гармонией. 1993; Почти библейское путешествие на ослике - 2: для скрипки, контрабаса и маримбы. 1995; Огромный маятник на фоне летнего пейзажа: для флейты, гобоя (английского рожка), кларнета, фагота и рожка. 1994; Un viaggio immagginario (Воображаемое путешествие): для симфонического оркестра. 2000; Птицы и вода: симфонические картины из балета. 2001.

Несколько произведений С. Жукова (Москва) также пронизаны картинностью: Хореографические картины: для большого симфонического оркестра по повести Н. В. Гоголя «Вий». 1982; Пейзажи: для кларнета соло. 1988; Лик и Преображение: для органа. 1991; Vision: для фортепианного трио. 1997.

Обширен список картин в творчестве А. С. Белобородова (Карелия). Его симфония картин «Рождение Петрозаводска» (2003) посвящена 300-летию города. Сочинение состоит из 4 частей: «Онего», «Петрозаводский марш», «Кижи» (написана позднее, в 2006 г.), «Рождение Петрозаводска». Его перу также принадлежат произведения: Калевала: вокально-хореографические картины по мотивам эпоса (посвящены 150-летию эпоса, написаны для Государственного национального ансамбля песни и пляски Карелии «Канте-

ле»). 1984; Калевалы: музыкальные картинки для фортепиано в 4 руки. 1988; Сумерки; Рассвет; Отражение солнца: три романтических этюда для арфы. 1988; Россия первой половины ХХ века: симфония № 3. 1990.

К этому же кругу композиторов примыкает Ю. С. Каспаров (Москва) со следующим списком сочинений: Герника: симфония № 1. 1985; Мир, каков он есть: симфоническая картина. 1997; Воздушные замки: для 24 флейт. 2003; Ночной кошмар агента Фикса: музыкальная шутка для камерного симфонического оркестра по мотивам романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». 2005; Свет и Тень - Сопоставление: камерная симфония № 2 для 16 исполнителей. 1995; Над вечным покоем: камерный концерт для фагота и 14 исполнителей. 1992; Семь иллюзорных впечатлений памяти: для 16 исполнителей. 1995; Символ Пикассо: пять миниатюр для 12 исполнителей. 2003.

Несколько симфонических картин принадлежат перу якутского композитора З. К. Степанова: Сказки старика. 1973; Весенние голоса. 1979; Картины прошлого - ритуальный танец шамана. 1980; Дума якута. 1992.

В 2000-2015 гг. интерес к жанру не угасает, что неудивительно: компактная, емкая форма для выражения идеи; яркие средства выразительности; широкая амплитуда образов (пейзажи, сказки, эпические сказания), возможность применить разные принципы композиционной организации, музыкально-языковые средства (от традиционных до самых современных) - все это привлекает композиторов молодого поколения.

Жанр часто фигурирует в программах государственных экзаменов по композиции в консерваториях, а также молодежных композиторских конкурсах.

Так, в 1995 г. на государственном экзамене по композиции Российской академии музыки им. Гнесиных прозвучали «Три симфонических картины» Зория Файна.

В Московском доме композиторов 31 мая 2013 г. проведен государственный экзамен по композиции РАМ им. Гнесиных. Прозвучали симфонические картины «Долина Кулу (конец

82

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. Ф. Ширяева

Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в.

обитаемой земли)» (автор Елена Лалетина); «Плеяды» (Семь Сестер в Созвездии Тельца): по мотивам стихотворения Уолта Уитмена (автор Нина Баженова).

В Екатеринбурге 28 января 2012 г. состоялся Третий фестиваль Уральско-шотландской культуры «Бернс & Высоцкий: одна душа -два поэта». Диплом лауреата получил Дмитрий Ремезов, студент 3 курса Уральской государственной консерватории (класс доцента

О. А. Викторовой). Прозвучала его симфоническая картина “Nessi”.

Известны случаи проведения концертов в рамках фестивалей, где звучало разу несколько картин. Так, 20 мая 2007 г. в Санкт-Петербурге в рамках 43-го международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна» к 100-летию В. П. Соловьева-Седого состоялись премьеры следующих сочинений: Туркина Е. Верхом на облаке: симфоническая картина; Манукян Э. Три картинки из деревенской жизни: для скрипки соло; Березовский А. Варварство: вокальносимфоническая картина (Башкирия); Нехай А. К Бзиюкская битва: симфоническая картина

(Адыгея); Зятьков С. Три картины, возможно, Ива Танги: квинтеттино II.

В Иерусалимском театре 11 октября 2011 г. состоялся концерт «Жемчужины татарской симфонической музыки», где прозвучали Сим-

фонические фрески Р. Калимулина и симфоническая картина «Золотой храм» З. Раупова.

В начале нашего столетия композиторы обращаются как к оригинальным, необычным названиям (Мазитова Д. Рыжая девочка гуляет рыжим днем: для скрипки и фортепиано. 2011; Сапожников В. А. Год спокойного Солнца, год тревожной Земли: симфоническая картина. Санкт-Петербург. 1979-2012), так и к традиционным (Кривцов В. Куликовская битва: симфонические картины для хора и оркестра - из мультипликационного фильма «Лебеди Непрядвы». Москва. Дата сочинения: 1980. Дата исполнения: 2012; Танонов А. Псковский Кром: симфоническая картина. Санкт-Петербург. 2012;

Чичеев Ю. Былина: симфоническая картина. Нижний Новгород. 2012).

Композиторы ХХ - XXI вв. продолжают развивать связь искусств, создавая музыкальные картины на основе киномузыки (Дунаевский И. Бега: симфоническая картина из кинофильма «Кубанские казаки». 1949; Артемьев Э. Океан Солярис: симфоническая картина. 1976), драматического искусства (Рыбников А. Юнона и Авось: вокальносимфонические картины. 1981), что свидетельствует о жизнеспособности и актуальности исследуемого явления [10].

1. Аппалонова, И. В. Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века: дис. ... канд. искусствоведения / И. В. Аппалонова. - Уфа, 2009. - 224 с.

2. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов. - Изд. 2-е, доп. - Ленинград: Художник РСФСР, 1983. - 400 с.

3. Гончаренко, С. С. Зеркальная симметрия в музыке: на материале творчества композиторов XIX и первой половины ХХ века / С. С. Гончаренко. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 1993. - 234 с.

4. Ендуткина, О. Ф. Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX - начала XX века / О. Ф. Ендуткина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - 133 с.

5. Кандинский, А. Из истории русского симфонизма конца XIX - начала ХХ века / А. Кандинский // Из истории русской и советской музыки. - Москва: Музыка, 1971. - С. 3-29.

6. Кияновская, Л. А. Функции программности в восприятии музыкального произведения: дис. ... канд. искусствоведения / Л. А. Кияновская. - Киев, 1985. - 193 с.

7. Курбанов, Б. О. Эстетические принципы программной музыки / Б. О. Курбанов. - Баку: Элм, 1982. - 165 с.

8. Левая, Т. От романтизма к символизму: некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала ХХ века / Т. Левая // Проблемы музыкального романтизма. - Ленинград: Ленинград. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1988. - С. 130-143.

83

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. Ф. Ширяева

Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в.

9. Левая, Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи / Т. Левая. - Москва: Музыка, 1991. - 164 с.

10. Лосева, О. В. Музыка и глаз: о роли зрительного фактора в музыке ХХ века / О. В. Лосева // На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ века. - Москва: Наука, 1994. - С. 140-158.

11. Медушевский, В. Красота природы в музыке и ее этические основания / В. Медушевский // Художественное творчество. - Ленинград: Наука, 1989. - С. 197-214.

12. Мессиан, О. О звуке и цвете: из бесед с К. Самюэлем / О. Мессиан // Homo musicus: альм. по психологии. - Москва: Изд-во Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 1994. - С. 76-90.

13. Милешина, Ю. Ю. Природа в музыке (как проблема мироотношения художника): творческий процесс художественного явления, теоретические концепции / Ю. Ю. Милешина // Музыкальное искусство ХХ века. - Москва: Консерватория, 1995. - Вып. 2. - С. 50-66.

14. Немковская, В. Музыкальный персонаж в зеркале художественной рефлексии ХХ века: опыт поэтологического исследования / В. Немковская // Приношение музыке ХХ века: сб. ст. / под ред. А. Г. Коробовой. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. консерватории им. М. П. Мусоргского, 2003. - С. 83-106.

15. Симфоническая картина // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. - Москва: Совет. энцикл., 1974. - Т. 2. -

С. 452-453.

16. Сухорукова, Н. А. Музыкальность как свойство живописи: дис. ... канд. искусствоведения / Н. А. Сухорукова. - Барнаул, 2006. - 257 с.

17. Хилько, Н. П. Музыкальное воплощение живописной программы: структурно-композиционный аспект: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н. П. Хилько. - Санкт-Петербург: Рос. ин-т истории искусств, 1998. - 18 с.

18. Ширяева, О. Ф. Картинность в музыке: моногр. / О. Ф. Ширяева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2001. - 164 с.

Получено 27.07.2015

O. Shiriaeva

Candidate of Art Criticism, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: shiryaeva_olga72@mail.ru

SYMPHONIC PICTURE: GENRE’S FATE IN THE LATE 20th - AT THE BEGINNING OF 21st cent.

The survey discloses the phenomenon of the symphonic picture in the evolutional aspect. The author analyzes the 20 century symphonic picture ways of development including West-European schools as well as creative activity of some composers from former Soviet republics. He is making an attempt to analyze this genre during 2000-2014. The article points out one of the vectors of development of symphonic picture’s immanent features as the perspective to split the phenomenon into variants existing within the frames of different arts synthesis including musical landscape, musical portrait, frescoes, water-colors, mosaics etc. The author also differentiates the notions of a program and non-program symphonic picture; the picture existing inside many other genres (opera, oratorio, suite etc.); of a one-part picture and a cycle-picture.

The article stresses that the question of the genre’s peripheral character appeared in 19 century branched off opera falls away in 20 century. The author specially emphasizes the role of the symphonic picture starting with 1920s till the present time. It is connected with wider expressive means, use of electronic music, including new imagebearing spheres, extension of arts synthesis process (music, literature, painting, sculpture, photography, and cinema).

The article appeals to the symphonic picture genre of the composers of different generations and to the unfading interest of young musicians to this phenomenon. It is important to emphasize that compositions created in the genre of symphonic picture were included into the concert programs of different competitions, modern art festivals in 2000-2014.

84

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. Ф. Ширяева

Симфоническая картина: судьба жанра в XX - начале XXI в.

Keywords: symphonic picture, musical picture, genre, symphonic poem, programming, artificiality, sound-

visual arts, landscape, portrait, sketch, mosaics

For citing: Shiriaeva O. 2015. Symphonic picture: genre’s fate in the late 20th - at the beginning of 21st cent.

Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 77-85.

References

1. Appalonova I. 2009. Zhanrovyy kanon simfonicheskoy poemy i ego prelomlenie v instrumental'noy muzyke XIX -nachala XX veka [Genre canon of symphonic poem and its interpretation in the instrumental music of 19 - early 20 century]. Ufa. 224 p. (In Russ.).

2. Vanslov V. 1983. Izobrazitel'noe iskusstvo i muzyka [Art and music]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. 400 p.

3. Goncharenko S. 1993. Zerkal'naya simmetriya v muzyke: na materiale tvorchestva kompozitorov XIX i pervoy poloviny XX veka [Mirror symmetry in music: basedon a materials of composers of the 19 and the first half of the 20 century]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory named after Glinka. 234 p. (In Russ.).

4. Endutkina O. 2005. Zhanr muzykal'noy kartiny v simfonicheskom tvorchestve russkikh kompozitorov vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka [Genre of musical picture in symphonic works of Russian composers of the second half of 19 - early 20 century]. Chelyabinsk. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 133 p.

5. Kandinskii А. 1971. From the history of Russian symphonic of late 19 - early 20 centuries. Iz istorii russkoy i sovetskoy muzyki [From the history of Russian and Soviet music]. Moscow: Muzyka. P. 3-29. (In Russ.).

6. Kiianovskaia L. 1985. Funktsii programmnosti v vospriyatii muzykal'nogo proizvedeniya [Program functions in the perception of a musical composition]. Kiev. 193 p. (In Russ.).

7. Kurbanov B. 1982. Esteticheskie printsipy programmnoy muzyki [The aesthetic principles of program music]. Baku: Elm. 165 p. (In Russ.).

8. Levaia Т. 1988. From Romanticism to Symbolism: some trends of Russian musical culture of the early 19 century. Problemy muzykal'nogo romantizma [Problems of musical romanticism]. Leningrad: Publishing house of Saint Petersburg State Theatre Arts Academy. P. 130-143. (In Russ.).

9. Levaia Т. 1991. Russkaya muzyka nachala XX veka v khudozhestvennom kontekste epokhi [Russian music of the early 20 century in the artistic context of the era]. Moscow: Muzyka. 164 p. (In Russ.).

10. Loseva О. 1994. Music and eyes: the role of the visual factor in the music of the XX century. Na grani tysya-cheletiy: mir i chelovek v iskusstve XX veka [On the border of the millennium: the world and the people in the art of the 20 century]. Moscow: Nauka. P. 140-158. (In Russ.).

11. Medushevskii V. 1989. The beauty of nature in music and its ethical foundations. Khudozhestvennoe tvorchest-vo [Artistic creation]. Leningrad: Nauka. P. 197-214. (In Russ.).

12. Messian О. 1994. About sounds and colors: a conversation with K. Samuel. Homo musicus. Moscow: Publishing house of Moscow State Conservatory. P. 76-90. (In Russ.).

13. Mileshina IU. 1995. The nature in the music (the problem of artist philosophy): the creative process of artistic phenomenon, theoretical concepts. Muzykal'noe iskusstvo XX veka [Musical art of the 20 century]. Moscow: Konservatoriya. № 2: 50-66. (In Russ.).

14. Nemkovskaia V. 2003. Musical character in the mirror of artistic reflection of the XX century. Prinoshenie muzyke XX veka [Tribute to the music of the 20 century]. Korobova A., editor. Ekaterinburg: Publishing house of Musorgsky Urals State Conservatory. P. 83-106. (In Russ.).

15. Symphonic picture. 1974. Muzykal'naya entsiklopediya: v 6 t. [Musical encyclopedia in 6 parts]. Moscow: So-vetskaya entsiklopediya. Vol. 2: 452-453. (In Russ.).

16. Sukhorukova N. 2006. Muzykal'nost' kak svoystvo zhivopisi [The musicality as art feature]. Barnaul. 257 p. (In Russ.).

17. Khilko N. 1998. Muzykal'noe voploshchenie zhivopisnoy programmy: strukturno-kompozitsionnyy aspekt [Musical incarnation of art program: aspect of structural composition]. Saint Petersburg: Russian institute of art history. 18 p. (In Russ.).

18. Shiriaeva О. 2001. Kartinnost' v muzyke [The imagery in the music]. Chelyabinsk. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 164 p. (In Russ.).

Received 27.07.2015

85

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)