Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И КОГНИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ А.Г. ШНИТКЕ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И КОГНИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ А.Г. ШНИТКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ ДИСКУРС / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Березовская Василиса Алексеевна

В настоящем спецкурсе представлен материал для подготовки бакалавров и магистрантов педагогических вузов (музыкально-педагогическая направленность), формирующий всестороннюю, гармонично развитую личность. Спецкурс был апробирован на музыкальных занятиях с бакалаврами 1-4 курсов и магистрантами 1-3 курсов Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в 2015-2018 гг. В спецкурсе большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления, развитие которой А.Г. Шнитке считал важной частью образовательного процесса. Спецкурс рассчитан на 32 часа. Содержание предмета имеет тематический план, состоящий из 15 тем: вступительное занятие, произведения для оркестра, concerti grossi, инструментальные концерты, камерно-инструментальная музыка, камерно-инструментальные ансамбли, инструментальные сочинения, фортепианная музыка, вокальные и хоровые произведения, камерно-вокальные сочинения, театральная музыка, опера и музыка к драматическим спектаклям, музыка к кинофильмам, электронная музыка и каденции. Все уроки предполагают активное участие в процессе педагога и студентов. На занятиях используются разнообразные формы и методы: рассказ, презентация, дискуссия, анализ, слушание, исполнение, импровизация, сочинение. В конце каждого урока преподаватель ставит перед обучаемыми вопрос для размышления, соответствующий теме занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION AND COGNITIVE COMMUNICATION BASED ON THE STUDY OF THE MUSICAL HERITAGE OF SCHNITTKE

This special course presents material for the preparation of bachelors and masters of pedagogical universities (musical and pedagogical orientation), forming a comprehensive, harmoniously developed personality. The special course was tested at music classes with bachelors of 1-4 courses and undergraduates of 1-3 courses of the Taganrog Institute of Chekhov (branch) of the Rostov state economic University (RINH) in 2015-2018, the special course pays great attention to the education of the culture of thinking, the development of which Shnitke considered an important part of the educational process. The special course is designed for 32 hours. The content of the subject has a thematic plan consisting of 15 topics: introductory lesson, works for orchestra, concerti grossi, instrumental concerts, chamber-instrumental music, chamber-instrumental ensembles, instrumental compositions, piano music, vocal and choral works, chamber-vocal compositions, theatrical music, Opera and music for dramatic performances, music for movies, electronic music and cadences. All lessons involve active participation in the process of the teacher and students. The classes use a variety of forms and methods: story, presentation, discussion, analysis, listening, performance, improvisation, composition. At the end of each lesson, the teacher poses a question for students to reflect on the topic of the lesson.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И КОГНИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ А.Г. ШНИТКЕ»

УДК 37.013.75

БЕРЕЗОВСКАЯ Василиса Алексеевна Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал)

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрог, Россия vasilisa.berezovskaya@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И КОГНИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ А.Г. ШНИТКЕ

В настоящем спецкурсе представлен материал для подготовки бакалавров и магистрантов педагогических вузов (музыкально-педагогическая направленность), формирующий всестороннюю, гармонично развитую личность. Спецкурс был апробирован на музыкальных занятиях с бакалаврами 1-4 курсов и магистрантами 1-3 курсов Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в 2015-2018 гг. В спецкурсе большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления, развитие которой А.Г. Шнитке считал важной частью образовательного процесса. Спецкурс рассчитан на 32 часа. Содержание предмета имеет тематический план, состоящий из 15 тем: вступительное занятие, произведения для оркестра, concerti grossi, инструментальные концерты, камерно-инструментальная музыка, камерно-инструментальные ансамбли, инструментальные сочинения, фортепианная музыка, вокальные и хоровые произведения, камерно-вокальные сочинения, театральная музыка, опера и музыка к драматическим спектаклям, музыка к кинофильмам, электронная музыка и каденции. Все уроки предполагают активное участие в процессе педагога и студентов. На занятиях используются разнообразные формы и методы: рассказ, презентация, дискуссия, анализ, слушание, исполнение, импровизация, сочинение. В конце каждого урока преподаватель ставит перед обучаемыми вопрос для размышления, соответствующий теме занятия.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое общение, когнитивная коммуникация, профессиональная компетентность, музыкальная культура, интерпретативный дискурс, интеграция

Для цитирования: Березовская В.А. Развитие профессионально-педагогического общения и когнитивной коммуникации на основе изучения музыкального наследия А.Г. Шнитке. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том. 1. № 2. с. 49-67.

Vasilisa A. BEREZOVSKAYA Taganrog Institute of A. Chekhov (branch) Rostov state University of Economics (RINCH)

Taganrog, Russia vasilisa.berezovskaya@yandex.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION AND COGNITIVE COMMUNICATION BASED ON THE STUDY OF THE MUSICAL HERITAGE

OF SCHNITTKE

This special course presents material for the preparation of bachelors and masters of pedagogical universities (musical and pedagogical orientation), forming a comprehensive, harmoniously developed personality. The special course was tested at music classes with bachelors of 1-4 courses and undergraduates of 1-3 courses of the Taganrog Institute of Chekhov (branch) of the Rostov state economic University (RINH) in 20152018, the special course pays great attention to the education of the culture of thinking, the development of which Shnitke considered an important part of the educational process. The special course is designed for 32 hours. The content of the subject has a thematic plan consisting of 15 topics: introductory lesson, works for orchestra, concerti grossi, instrumental concerts, chamber-instrumental music, chamber-instrumental ensembles, instrumental compositions, piano music, vocal and choral works, chamber-vocal compositions, theatrical music, Opera and music for dramatic performances, music for movies, electronic music and cadences. All lessons involve active participation in the process of the teacher and students. The classes use a variety of forms and methods: story, presentation, discussion, analysis, listening, performance, improvisation, composition. At the end of each lesson, the teacher poses a question for students to reflect on the topic of the lesson.

Key words: Professional-pedagogical communication, cognitive communication, professional competence, musical culture, interpretative discourse, integration

For citation Berezovskaya V.A. Development of professional and pedagogical communication and cognitive communication based on the study of the musical heritage of Schnittke. Pedagogy yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 1. no. 2. Pp. 49-67. (in Russ)

Духовный рост личности, базирующийся на лучших образцах общечеловеческой культуры, является главнейшей педагогической задачей, решение которой свидетельствует о подлинном качестве современного образования, формирующего гармонически развитую личность. О значимости проблемы образования свидетельствует внимание к ее решению Президента и правительства РФ: Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1, обязывающий правительство обеспечить достижение национальных целей развития страны по направлениям: образование; наука; культура. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывающий, что «...основными принципами государственной политики являются создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания»2. В послании Президента Федеральному Собранию артикулируется необходимость «.перехода к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к творческому поиску, учить работе в команде»3.

В рамках реализации заказа российского общества на подготовку гармонично развитой, креативной личности нами был разработан и апробирован спецкурс «Развитие профессионально-педагогического общения и когнитивной коммуникации на основе изучения музыкального наследия А.Г. Шнитке», являющийся составной частью подготовки бакалавров педагогического вуза по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», магистрантов, обучающихся по магистерской программе 44.04.01.09 «Музыкальное образование».

Спецкурс способствует дальнейшему

- развитию музыкальной культуры;

- формированию общекультурных, профессиональных, специальных компетенций;

- расширению педагогической и научно-исследовательской видов деятельности обучающихся.

Спецкурс способствует формированию и дальнейшему развитию у студентов профессиональной компетентности будущего педагога на основе знакомства с музыкальным творчеством А.Г. Шнитке, его педагогическими взглядами, методическими приемами, императивами творческой деятельности. На занятиях предполагается обсуждение следующих интегрированных тем: теория аффектов в музыке, теория музыкальных эмоций, влияние музыки на психологическое и физиологическое состояние человека и др.

Спецкурс включает в себя занятия интегрированного типа, состоящие из лекционного материала, слушания музыки, просмотра видеофильмов, анализа музыкальных текстов (интонационно-смысловой и семантический).

Цель спецкурса:

Формирование профессионально-педагогического общения, на основе развития нового музыкального сознания у студентов в процессе изучения музыкального наследия А.Г. Шнитке.

Задачи спецкурса:

1) выявить и развить коммуникативные и творческие способности студентов через призму интерпретативного дискурса;

2) раскрыть содержательные и методические аспекты музыкального произведения через призму внутритекстового смыслообразования;

1 Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7мая 2018г.№ 204

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ ...

3 Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта. 2018 г. - 50 -

3) формирование музыкально-образного мышления посредством совместного анализа музыкального текста с учетом императивов, разработанных А.Г. Шнитке;

4) через систему педагогических и методических приемов и принципов формировать устойчивые навыки профессионально-педагогического общения.

На занятиях спецкурса «Развитие профессионально-педагогического общения и когнитивной коммуникации на основе изучения музыкального наследия А.Г. Шнитке» обучаемые развивают дивергентное мышление, воображение, самостоятельность, мотивацию; приобретают понятийные и информативные знания. Понятийные знания рациональные: словарь ключевых терминов, методик и методологических принципов. Информативные знания имеют фоновое, сопроводительное назначение для лучшего усвоения понятийных знаний и расширения кругозора обучаемых.

Рациональное в спецкурсе неотделимо от эмоционального:

- по К. Спинору: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действо; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект; музыкальное чувствование;

- по Б.М. Теплову: ладовое чувство; способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями; музыкально-ритмическое чувство.

В настоящем спецкурсе учебный материал расположен по принципу наращивания информативных и понятийных знаний. Тематика спецкурса выстроена в хронологическом порядке; метод изложения материала - концентрический, что позволяет

- дифференцировать и интегрировать полученные в ходе занятия знания для их дальнейшего использования в собственной образовательной практике объекта;

- слушать музыкальные произведения, сопровождаемые видеорядом, анализировать их и рефлектировать музыкальный текст;

- развивать логику собственной мыслительной деятельности, творческое отношение к музыкальному наследию А.Г. Шнитке;

- содействовать самоактуализации обучаемых.

Спецкурс рассчитан на 1 семестр (32 часа), по 2 часа в неделю.

Основные виды деятельности обучаемых: слушание; исполнение; коммуникация (монолог, диалог, беседа, дискуссия), сочинение.

Формой контроля деятельности обучаемых является подготовка и участие в дискуссии по обозначенной педагогом проблематике; написание эссе, доклада и их последующая презентация. Автором спецкурса предусмотрены индивидуальные домашние задания, дополняющие объем материала занятия. При контроле сформированности компетенций учитываются индивидуальные возможности и обстоятельства личностного роста субъекта.

Новизна спецкурса обусловлена

- изложением материала с соблюдением принципов историчности, доступности, нарастающей трудности, принципа интеграции, а также концентрического принципа;

- расширением тем-персоналий, обращенных к творчеству композитора;

- возможностью проведения занятий в удобное время;

- необходимостью привлечения широкого спектра методов работы с музыкальным произведением, из которых ведущее место занимает проектная деятельность обучаемых;

- привлечением к анализу музыкальных произведений широкого спектра текстов, содержащих национальные, конфессиональные, этнические компоненты;

- перспективой проведения диагностических процедур для выявления интеллектуального образования обучаемых и качества предоставляемого образования в результате освоения указанного спецкурса;

- наличием разнохарактерного списка методической литературы, позволяющего обучаемому самостоятельно продвигаться по образовательной траектории.

В результате изучения спецкурса обучаемый должен

знать:

- специфику музыки А.Г. Шнитке;

- возможности музыкального искусства в отражении жизни;

- основные жанры музыки А.Г. Шнитке;

- богатство музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки композитора;

- роль музыки в культуре и в синтетических видах творчества;

- характерные черты и образцы творчества российских и зарубежных композиторов;

уметь:

- эмоционально-образно воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

- узнавать на слух изученные произведения, исполнять их;

- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

- при проведении типологического анализа музыкальных произведений выявлять общее и различное на основе имеющихся знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи в разных музыкальных жанрах;

- устанавливать взаимосвязи между произведениями для оркестра, камерно-инструментальной музыкой, фортепианной музыкой на уровне общности идей, тем, художественных образов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

владеть:

- инструментальным и певческим музицированием;

- способами мышления (индукция-дедукция) о музыке и ее анализе, выражением собственного мнения по представленным музыкальным текстам;

- навыками музыкального самообразования (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);

- многообразием форм выражения личных музыкальных предпочтений и впечатлений (выступление, диспут, презентация) на музыкальных занятиях.

При изучении своеобразия классической музыки учебный материал может изменяться и дополняться по усмотрению учителя с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов обучаемых.

Таблица 1. Тематический план Table 1. Thematic plan

Тема Содержание занятия Медиа Кол-во часов

Вступительный урок Исторические, культурные, социальные предпосылки появления музыки А.Г. Шнитке Видео, презентация, аудиозаписи, книги, фотоматериалы, балет, мультипликационные фильмы, воспоминания современников и учеников. 2

Произведения для оркестра А.Г. Шнитке Симфонический оркестр. Элементы музыкальной выразительности. Содержание музыкального произведения. Композиция. Звуковысотные шкалы. Специфичность замысла. Ритм. Тон. Алеаторика. Кульминация хаоса. Реприза 1. Фрагмент симфонии (Симфония № 1) в четырех частях. 1. Senza tempo - Moderato - Allegro - Andante; II. Allegretto; III. Lento; IV Lento(1972). 2. Фрагмент симфонии № 2 «St. Florian» для солистов, камерного хора и симфонического оркестра (1979). 3. Симфония № 3. Moderato; Allegro; Allegro pesante; Ada-gio(1981). 4. Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра (1984). 2

Concerti grossi Симфонический оркестр. Элементы музыкальной выразительности. Содержание музыкального произведения. Музыкальная форма и музыкальная драматургия. Тематизм и гармония. Индивидуальная логика произведения. Преодоление разрыва между серьезной и развлекательной музыкой. 1. ConcertoGrosso № 1 для двух скрипок, клавесина и струнных. Preludio - Toccata - Recitativo - Ca-denca - Rondo - Postludio (1977). 2. ConcertoGrosso № 2 дляс-крипки, виолончелиисимфониче-скогооркестра. Andantino - Pesante - Allegro - Andantino (1981-1982). 3. ConcertoGrosso № 3 дляд-вухскрипок, клавесина, челесты, фортепианои 14 струнных. Allegro -Resoluto - Pesante - Adagio - Moderato (1985). 2

Инструментальные концерты Слушание, анализ, дискуссия средств и элементов музыкальной выразительности. Симбиоз звучания музыкальных инструментов в оркестре. Созерцание, экстаз, просветление. Обретенная вера. Концепция веры в музыке. Зашифрованные древние символы. 1. Концерт № 1 для скрипки; (1957). 2. Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра (одночаст-ный,1966). 3. Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра (1978). 4. Концерт № 4 для скрипки с оркестром (1984). 5. Концерт для фортепиано с оркестром (1960). 6. Концерт для фортепиано и струнных (одночастный, 1979). 7. Концерт для гобоя, арфы и струнных инструментов (одночастный, 1971). 8. Концерт для альта с оркестром (1985). 2

Произведения А.Г. Шнитке для оркестра Сравнительный аспект творчества в многообразии жанров и форм его представленности. Средства выражения эмоционального фона композитора. Патриотизм музыкального произведения (стилистический и семантический анализ). Межкультурная коммуникация в музыке А.Г. Шнитке. Игра образов в музыке. 1. Детская сюита (1961). 2. Музыка для фортепиано и камерного оркестра (1964). 3. Чарльстон для эстрадного ансамбля (1965). 4. Два фрагмента для малого симфонического оркестра из музыки к кинофильму «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976). 5. Гоголь-сюита для оркестра (1981). 6. Ритуал для симфонического оркестра. Памяти погибших во второй мировой войне (к 40-летию освобождения г. Белграда, 19841985). 7. (K)einSommernachtsraum (Не по Шекспиру) для симфонического оркестра (1985). 2

Камерно-инструментальная музыка Компетентность композитора- перформанс - резонанс музыкального произведения 1. Соната № 1 для скрипки и фортепиано (1963). 2. Соната № 2 для скрипки ифор-тепиано (одночастная, 1968). 3. Quasi una sonata (1987). 4. Соната для виолончели и фортепиано (1978). 2

Камерно-инструментальные ансамбли Коллаборативные творческие процессы в мастерской композитора. Взаимопроникновение элементов индивидуального и чужого стилей. Вариация додекафонии. Смысловая концентрация. 1. Струнный квартет № 1 (1966). 2. Струнный квартет № 2 (1980). 3. Фортепианный квинтет (1972). 4. Септет для флейты, двух кларнетов, скрипки, альта, виолончели, клавесина (1981-1982). 5. Струнное трио (1985). 6. Трио-соната для камерного оркестра (1989). 2

Инструментальные сочинения А.Г. Шнитке Жанровое многообразие, стилистическая окраска музыкальных произведений, эмпирическая эстетика. Дух времени в музыке А. Шнитке. Европейская музыка и тенденция к расширению музыкального пространства. Столкновение музыкальных времен. Органическое единство формы. Ассоциации. Коллаж и суперколлаж. Интеграция стилей, их демократизация. Смелость, агрессия, полетность, сомнение. 1. Диалог для виолончели и 7 инструментов (1965). 2. Серенада для скрипки, кларнета, контрабаса, фортепиано и ударных (1968). 3. Канон памяти Игоря Стравинского для струнного квартета (1971). 4. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Пастораль, балет, менуэт, фуга, пантомима (1972). 5. Гимны (виолончель, арфа, фагот, литавры, колокола (19741979). 6. Cantusperpetuus для клавишных инструментов и ударных (1975). 7. Прелюдия памяти Д. Шостаковича для двух скрипок (1975). 8. MOZ-ART для двух скрипок (1976). 9. StilleNacht - обработка немецкой песни для скрипки и фортепиано (1978). 10. Lebenslauf для четырех метрономов, трех исполнителей на ударных инструментах и фортепиано (1982). 11. SchallundHall - «Звук и отзвук» -для тромбона и ограна (1983). 2

Фортепианная музыка А.Г. Шнитке Проблема адаптации нотного текста. Возникновение полистилистических гибридов. Принцип аллюзии. Алеаторика. Сонори-стика. Ритмический жизненный круг 1. Прелюдия и фуга (1963). 2. Импровизация и фуга (1965). 3. Вариации на один аккорд (1965). 4. Четыре пьесы: «Наигрыш», «В горах», «Кукушка и дятел», «Напев» (1971). 5. Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву и Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в шесть рук(1979). 2

Хоровые и вокальные сочинения А.Г. Шнитке Апокалиптическое напоминание об ответственности за мир и планету. Борьба против милитаризма. Гуманизм творчества А. Шнитке. Размышления о жизни. 1. Нагасаки - оратория для меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра (1958). 2. Песни войны и мира - кантата для сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра (1959). 3. История доктора Иоганна Фауста (seidnuechternundwachtet) -кантата для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра (1983). 4. Реквием - из музыки к драме Ф. Шиллера «Дон Карлос» (1975). 5. Der Sonnengesang des Franzvon Assisi для двух смешанных хоров и шести инструментов (1976). 6. Minnesang для 52 хористов (1980). 7. Концерт для смешанного хора. Стихи Григора Нарекаци (19841985). 2

Камерно-вокальные сочинения А.Г. Шнитке Авторское воображение композитора. Новации. Контраст раз-ностилевых элементов. Иерархичность сознания композитора. 1. Три стихотворения Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано (1965). 2. Голоса природы - для десяти женских голосов и вибрафона (без слов) (1972). 3. Три мадригала - для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина (1980). 4. Три сцены - для сопрано и ансамбля (1980). 2

Театральная музыка А.Г. Шнитке Идея интерпретации звука как «краски». Мелодический и ритмический тематизм. Неевропейская краска фортепиано. Аккорды. Ритм. Реприза. 1. «Лабиринты» - балет в трех эпизодах (1971). 2. Желтый звук («Dergelbe Klange-сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано, смешанного хора (1974). 3. Эскизы - хореографическая фантазия на темы Гоголя, балет в одном действии (1985). 4. «Пер Гюнт» - балет в трех актах (1986-1987). 2

Опера и музыка к драматическим спектаклям А.Г. Шнитке Контрастное противоборство образов произведения. Катарсис. Артикуляция музыки. Микро и макротема музыки А. Шнитке. Техника «звукового центра». Гемитоника. Симметричность / асимметричность зву-ковысотной серии. 1. «Одиннадцатая заповедь» - опера в двух актах (1962). 2. «Цезарь и Клеопатра» (Б. Шоу). 3. «Дон Карлос» (Ф. Шиллер). 4. «Борис Годунов» (А.С. Пушкин). 5. «Турандот» (Б. Брехт). 6. «Утиная охота» (А. Вампилов). 7. «Ревизская сказка»(по Н.Гоголю). 8. «Роза и крест»(телепостановка по А. Блоку). 9. «Маяковский начинается» - музыка к стихам В. Маяковского. 2

Музыка А.Г. Шнитке к кинофильмам Жанровые особенности звучания музыкальных произведений А. Шнитке. Интонация. Контрастные вариации. Сериализм. Авторский стиль. Гармоничность и законченность. Тембровые вариации. 1. Вступление - 1962; 2. Вызываем огонь на себя - 1963; 3. Похождения зубного врача -1965; 4. Шуточка - 1966; 5. Дневные звезды - 1966; 6. Дом и хозяин - 1967; 7. Комиссар - 1967; 8. Ангел - 1968; 9. Шестое июля - 1968; 10. Стеклянная гармоника - 1968; 11. Стреляные гильзы - 1968; 12. Ночной звонок - 1968; 13. Вальс - 1969; 14. Тоска - 1969; 15. Балерина на корабле - 1969; 16. Дядя Ваня - 1970; 17. Спорт, спорт, спорт - 1970; 18. Чайка - 1970; 19. Наш Гагарин - 1971; 20. Последний рейс Альбатроса -1971; 21. На углу Арбабта и улицы Беру-линас - 1972; 22. Города и годы - 1973; 23. Агония - 1974; 24. Сказ о том, как царь Петр арапа женил - 1976; 25. Экипаж - 1980; 26. Отец Сергий - 1978; 27. Прощание - 1980; 28. Звездопад - 1983; 29. Сказка странствий - 1982; 30. Белый пудель - 1984 4

Электронная

музыка А.Г. Шнитке и каденции

Катарсис.

Артикуляция музыки. Микро и макротема музыки А. Шнитке. Мелодические возможности. Композиция. Потенциал музыки А. Шнитке.

1. «Поток» - электронное сочинение (1969).

2. Каденция для скрипки соло, 10 скрипок и литавр к «Скрипичному концерту Л. Бетховена» (1975).

3. Каденция к Клавирному концерту В. Моцарта с-то11 (1975).

4. Три каденции к Клавирному концерту В. Моцарта с^иг(1980).

5. Две каденции к Концерту В. Моцарта для фагота с оркестром (1983)._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Тема 1. Вступительный урок

Рассказ о музыке А.Г. Шнитке. Содержание его музыкальных произведений. Элементы музыкальной выразительности. Специфика выражения жизненного содержания средствами музыки. Исторические, культурные, социальные предпосылки появления музыки А.Г. Шнитке. Метр и ритм, лад и гармония, динамика и темп, регистр и тембр, виды фактуры. Их значение в создании художественных образов.

Использование воспоминаний современников и учеников о композиторе. Презентация сюжетов о мастере. Фотоматериалы, раскрывающие биографические предпосылки становления человека и композитора А.Г. Шнитке.

Вопрос для размышления: что в содержании занятия Вы восприняли всерьез? Какую новую учебную культуру пропагандировал А.Г. Шнитке?

Тема 2.Произведения для оркестра А.Г. Шнитке

Симфонический оркестр. Музыкальные жанры. Общая характеристика.

История развития оркестра. Расположение инструментов в симфоническом оркестре. Концертный и оперный оркестр. Дирижёр. Роль дирижёра в донесении до слушателя композиторского замысла. Теории возникновения музыкальных инструментов. Деление музыкальных инструментов на семейства в зависимости от материала, из которого они изготовляются, и способа извлечения звука. Музыка - искусство применения тембров. Жанры музыки.

Симфонический оркестр. Рассмотрение содержательных связей. Элементы музыкальной выразительности. Содержание музыкального произведения. Композиция. Зву-ковысотные шкалы. Специфичность замысла. Звуковые процессы и их содержательная интерпретация. Ритм. Тон. Алеаторика. Кульминация хаоса. Реприза. Эмоциональная кульминация.

Вопрос для размышления: в чем заключается модус креативности? Каков эпистем-ный потенциал музыкального текста?

Тема 3. Сопсегй§го881

Симфонический оркестр. Элементы музыкальной выразительности. Содержание музыкального произведения. Музыкальная форма и музыкальная драматургия. Тематизм и гармония. Индивидуальная логика произведения.

Образцы фортепианных токкат (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, Д. Д. Шостакович). Фан-тазийность музыки. Размер и характер прелюдий. Речитатив как музыкальный ресурс, передающий действие. Минимализм в музыкальном сопровождении. Рондо как музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы различных эпизодов. Виды

рондо (старинное, классическое, послеклассическое). Темп и символика. Интерпретация музыки А.Г. Шнитке.

Вопрос для размышления: как происходит поиск рационального в музыкальном произведении? В чем заключен плюрализм смыслов композитора?

Тема 4. Инструментальные концерты

Слушание, анализ, дискуссия средств и элементов музыкальной выразительности. Симбиоз звучания музыкальных инструментов в оркестре.

Акустические факторы в музыке. Многотембральность музыки А.Г. Шнитке. Сила воздействия музыкальных образов композитора. Интонации, мелодические и гармонические обороты. Аффекты в музыке А.Г. Шнитке. Музыкальные тексты как носители эмоциональной информации. Музыкальный замысел творца и чувственный резонанс слушателя. Временные и синтетические модификации в музыке А.Г. Шнитке. Средства музыкальной изобразительности. Формирование нового типа слушателя. Квалифицированное музыкальное восприятие музыки А. Шнитке. Этико-смысловая оценка музыкального текста. Развитие музыкального мышления.

Вопрос для размышления: Является ли язык искусства - субдисциплиной лингвистики? Что Вы можете сказать о доминировании вербального языка - посреднике между знаковой, языковой системами и сознанием при анализе музыкальных текстов?

Тема 5. Произведения А.Г. Шнитке для оркестра

Виды инструментов и их роль в реализации замысла композитора. Сюжет произведения. Игра образов в музыке. Музыкально-ассоциативное и вербализированное мыслительное начало. Сравнительный аспект творчества в многообразии жанров и форм его представленности. Средства выражения эмоционального фона композитора. Патриотизм музыкального произведения (стилистический и семантический анализ). «Моделирование» слушателя. Межкультурная коммуникация в музыке А.Г. Шнитке. Формирование музыкального мышления с помощью музыки А. Шнитке. Знак и смысл. Музыкальная интонация. Связь вербального и музыкального языков.

Вопрос для размышления: что такое «когнитивное пространство» и какова его роль в передаче информации в процессе коммуникации?

Тема 6. Камерно-инструментальная музыка

Компетентность композитора - перформанс - резонанс музыкального произведения. Структурные варианты музыкальных знаков. Музыкальные смыслы и значения. Семантика музыкального языка. Комбинация звуков. Интонация. Мелодическая линия: оптимизм - восторженность и элегичность - безвозвратность. Мотивы, фразы, предложения в музыке А. Шнитке. Лады, типологические ритмы, тембры, гармонические обороты, регистры, фактура музыкальных текстов А. Шнитке.

Вопрос для размышления:о характеризуйте понятие аудиальное воспитание».

В чем заключается суть субъекториентированного музыкально-эстетического образования по А. Шнитке?

Тема 7. Камерно-инструментальные ансамбли

Коллаборативные творческие процессы в мастерской композитора. Взаимопроникновение элементов индивидуального и чужого стилей. Вариация додекафонии. Жанры академической музыки. Диалогизация. Музыкальное общение. Развитие музыкального мышления. Полифония. Эстетика музыкальных текстов А. Шнитке. Музыка в сонатной

форме и драматическая пьеса. Структура сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза). Интеллектуальный потенциал музыки А.Г. Шнитке. Уровни музыкальной формы.

Вопрос для размышления: каковы прагматические аспекты музыкального произведения?

Тема 8.Инструментальные сочинения А.Г. Шнитке

Жанровое многообразие, стилистическая окраска музыкальных произведений, эмпирическая эстетика. Дух времени в музыке А.Г. Шнитке. Европейская музыка и тенденция к расширению музыкального пространства. Столкновение музыкальных времен. Органическое единство формы. Ассоциации. Коллаж и суперколлаж. Интеграция стилей, их демократизация. Виды музыкальных лирических произведений. Формы канонов. Интонационная форма. Абстракции и логика в музыке А.Г. Шнитке. Композиция музыкального произведения. Смешение стилей.

Вопрос для размышления: каково содержание творческого потенциала субъекта, объекта и предмета?

Тема 9. Фортепианная музыка А.Г. Шнитке

Проблема адаптации нотного текста. Возникновение полистилистических гибридов. Принцип аллюзии. Алеаторика. Сонористика. Многоголосное полифоническое произведение. Виды импровизации (экспромт, свободная импровизация, классическая импровизация). Импровизация в фольклоре и неевропейской музыке. Вокальная культовая музыка. Вариации (гармония, мелодия, голосоведение (полифония), ритма тембр, оркестровка). Спонтанные вариации. Композиционный уровень музыкальных произведений А. Шнитке. Интонационный аспект музыкальных текстов.

При подготовке студентов к концертной деятельности наиболее эффективные приемы: прямого показа педагогом, рассказа, объяснения, иллюстрирования, анализа музыкально-исполнительской деятельности.

Вопрос для размышления: что такое «продукт творческой деятельности»?

Тема 10. Хоровые и вокальные сочинения А.Г. Шнитке

Апокалиптическое напоминание об ответственности за мир и планету. Борьба против милитаризма. Гуманизм творчества А. Шнитке. Размышления о жизни. Оратория, кантата. Эпико-драматический характер, ясность, сюжетность музыкальных текстов А. Шнитке. Сравнение с классическими ораториями Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна и образцами русской оратории композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин). Воспитание патриотизма на примере анализа музыки А.Г. Шнитке. Кросскультурный вектор творчества композитора. Стихи Григора Нарекаци - слово к Богу, идущее из глубин сердца. Душевные страдания А. Шнитке о мире и человечестве; добре и зле в музыкальных текстах.

Вопрос для размышления: что означает концепт «вкусовая интеллигентность»?

Как Вы понимаете «новую» музыкальную эстетику А. Шнитке?

Тема 11. Камерно-вокальные сочинения А.Г. Шнитке

Авторское воображение композитора. Социокультурные предпосылки возникновения камерно-вокальных сочинений А.Г. Шнитке. Новации. Контраст разностилевых элементов. Иерархичность сознания композитора. Дифференциация жанров. Жанровая характеристика. Национальная характерность. Особенности инструментальной и вокальной музыки А.Г. Шнитке. Структура музыки. Связь музыки с поэзией, театром, живописью, эксперимент в музыке А. Шнитке.

Вопрос для размышления: какова новая педагогическая опция, сформулированная А. Шнитке?

Тема 12. Театральная музыка А.Г. Шнитке

Идея интерпретации звука как «краски». Эстетический потенциал музыки А. Шнитке. Стилистическая широта и жанровое разнообразие музыки А. Шнитке. Современная национальная стилистика. Музыкальный язык композитора. Музыкально-выразительные средства в текстах А. Шнитке. Репрезентативность. Принципы и функции музыки. Мелодический и ритмический тематизм. Неевропейская краска фортепиано. Аккорды. Интонация. Ритм. Реприза. Развитие когнитивности. Радикальная последовательность резонанса человеческого бытия.

Вопрос для размышления: что сигнализирует о стиле «зрелого» композитора?

Согласны ли Вы с мнением А. Г. Шнитке? «О красивом названии и возвышенном мышлении. Творение нового урока у меня всегда начинается с поиска красивого и желательно поэтичного названия. Потому что поэтичное слово уже по сути своей иномирно и потому привлекает более высокие энергии из пространства возвышенной Культуры».

Тема 13. Опера и музыка к драматическим спектаклям А.Г. Шнитке

Контрастное противоборство образов произведения. Катарсис. Артикуляция музыки. Микро и макротема музыки А. Шнитке. Техника «звукового центра». Гемитоника. Симметричность / асимметричность звуковысотной серии. Маргинализация музыкальной практики. Перформанс.

Необходимость организации музыкальной речи. Музыкальная форма как порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Музыкальный синтаксис: цезура, мотив, построение, фраза, предложение. Характеристика простых форм: период, двухчастная форма, трёхчастная форма.

Вариации. Ведущие принципы музыкального развития: повтор и обновление. Вариации - музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений. Использование в качестве темы вариации как темы, сочинённой самим композитором, так и заимствованной из народной музыки или из произведения другого автора. Варьирование темы за счёт изменения в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре.

Вопрос для размышления: в чем смысл и историческое значение музыкального произведения? Что Вы думаете о коллаборативных творческих процесса?

Тема 14. Музыка А.Г. Шнитке к кинофильмам

Жанровые особенности звучания музыкальных произведений А. Шнитке. Интонация. Контрастные вариации. Сериализм. Авторский стиль. Гармоничность и законченность. Тембровые вариации. Виды вариации: старинные (bassoostinato), «глинкинские» (sopranoostinato), строгие (классические) и свободные (романтические). Характерные особенности каждого вида. Форма рондо. Историческое происхождение формы рондо Составляющие рондо: рефрен и эпизод. Широкое использование формы рондо в инструментальной и вокальной музыке. Сюита: история возникновения. Танцевальная природа сюиты. Классическая танцевальная сюита. Характеристика четырёх обязательных танцев классической сюиты: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Принципы объединения танцев в единый цикл: контрастное чередование и общая тональность. Фуга как одна из вершин полифонической музыки. Количество голосов в фуге. Тема фуги. Имитация - основной принцип строения фуги. Сонатно-симфонический цикл как сложное многочастная инструментальная форма, своего рода музыкальная драма, театр без слов, где представление разыгрывается только средствами музыки. Закрепление за каждой частью определённого характера, темпа и тональности.

Вопрос для размышления: что вы на самом деле слышите? Это музыкальные цитаты или странный симфонический театр?

Тема 15. Электронная музыка А.Г. Шнитке и каденции

Артикуляция музыки. Катарсис. Микро и макротема музыки А. Шнитке. Мелодические возможности. Композиция. Потенциал музыки А. Шнитке. Каденция как заключительный гармонический и мелодический оборот в музыкальных текстах А. Шнитке. Логическая законченность музыкального произведения. Интеграция Классики. Особенности звучания исполнения. Рисунок мелодичных линий, эмоциональная окраска музыкальных текстов А. Шнитке. Активизация механизмов коррекционного воздействия (катарсис - конфронтация с жизненными проблемами - социальная активность - эмоциональная экспрессия - новые отношения).

Вопрос для размышления: «Что представляет собой музыкальную правду?» Действительно ли существует такая вещь, как музыкальная аутентичность в смысле выражения абсолютной искренности эмоционального или выразительного высказывания? Или музыка представляет собой сочетание стилистической конвенции и структурной формулы, которая означает, что композиторы скрывают свою истинную личность - что бы это ни было - так, чтобы поиск единственного истинного голоса композитора всегда представлял собой запутанную игру теней?

ДОМАШНИЕ СПЕЦЗАДАНИЯ:

I. Еженедельные задания.

- создание презентации, проектной работы;

- подготовка реферата;

- анализ средств музыкальной выразительности, идентификации стиля и т.д.;

- поиск аудио, видео фрагментов по выбранной тематике;

- составление списка предпочтений;

- исследование чувственной и рациональной сторон творчества А.Г, Шнитке;

- написание эссе по прослушанному произведению;

- подготовка к участию в дискуссии по теме спецкурса.

II. Задание по всему спецкурсу.

Напишите собственные размышления (сочинение) на основе следующей цитаты А.Г. Шнитке. Форма работы - индивидуальная / групповая.

«Педагогика, жизнь и человек приобретают смысл надземный... Новое время требует познания новых возможностей человека, мощи его неизведанных глубин, утончения своих чувств, развития высших человеческих качеств и в целом обогащения культуры с ее ключами любви, красоты и знания. Мы все больше приближаемся к пониманию высочайшей роли учителя, воспитателя и родителя. Эта миссия, доверенная нам по высшей воле, требует от каждого из нас стремления к высочайшему мастерству, обогащению опыта и особому авторскому стилю в первом и высочайшем из искусств - искусстве творения человека. Мы уже говорим о педагогике четвертого измерения, о педагогике высочайшей Культуры, ставящей на первое место развитие духа человеческого, устремленного в вечность. Это совершенно новый этап человеческой эволюции, начало творения человека нового энергетического вида и, именно, с этим связан процесс рождения детей нового сознания. От предстоящих перед нами задач дух захватывает, и будущее раскрывает такие прекрасные горизонты, что сердце стучит в нетерпеливом ожидании встречи с человеком этого нового времени, которого мы творим уже сейчас. Ведь это будет встреча с самим собою более совершенным, более культурным, более творческим, более благородным и одухотворенным. Каждая встреча наших детей, наших учеников с нами будет более радостной и плодотворной. Ради такой цели стоит потрудиться!».

Резюмируя сказанное, отметим, что спецкурс «Развитие профессионально-педагогического общения и когнитивной коммуникации на основе изучения музыкального наследия А.Г. Шнитке» был апробирован на музыкальных занятиях с бакалаврами 14 курсов и магистрантами 1-3 курсов Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в 2015-2018 гг. Следует подчеркнуть, что студенты, обучавшиеся по спецкурсу, имеют качественные показатели значительно выше, чем студенты, не задействованные в эксперименте. Первые наиболее осведомлены о ряде педагогических технологиях из цикла лекций и учебных книг; многие из них используют педагогические технологии во время прохождения практики в школе; некоторые пытаются применять когнитивную коммуникацию. Студенты, участвовавшие в эксперименте, знают характерные черты музыки А.Г. Шнитке и других композиторов (российских и зарубежных), основные формы, жанры и стили музыкальных произведений композитора, роль музыки в культуре и в синтетических видах творчества. Они умеют эмоционально-образно воспринимать и анализировать музыкальные произведения, размышлять на философско-этические темы, узнавать на слух изученные произведения, исполнять их. Участники эксперимента довольно хорошо владеют инструментальным и певческим музицированием, способами мышления (индукция-дедукция) о музыке и ее анализе, выражением собственного мнения по представленным музыкальным текстам, навыками музыкального самообразования. Посрд-ством спецкурса у них были сформированы и развиты: эстетический вкус, креативное мышление, специальные компетенции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ануфриев Е.А. Формирование навыков ансамблевого музицирования у студентов-бакалавров в образовательной среде вуза / / Педагогика искусства. 2014. N 2.

2. Ануфриева Н.И. Народная музыкальная традиция как интегратор коллективного способа производства духовной культуры этноса // Педагогика искусства. 2014. N 2.

3. Атутов П.Р. Технология и современное образование. - М.: Педагогика. 1996. N 2. С.11-14.

4. Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентиры личности. М.: Из-во МГУ. 1986.

5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика. 1982.

6. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та. 1989.

7. Барабаш Е. Истоки духовности. Правда. 1987. 3 января.

8. Баранова Е.Ю. От творчества преподавателя к творчеству студента // Специалист. - 1999. -№6. - С. 22-24.

9. Баркова Н.Н. Духовное становление студентов в российских университетах XVIII- начале XX веков // Школа духовности. 2000. - N6. - С. 38-44.

10. Башарин В.Ф. Педагогическая технология. Что это такое? // Специалист. 1993. N 3. С. 25-27.

11. Бердяев Н.А. О назначении человека. Москва. 1994.

12. Березовская В.А. Полистилистика Альфреда Шнитке в рамках музыкально-педагогических интервенций. Омск: Вестник СИБИТА. 2017. N 1.

13. Березовская В.А. От философской доктрины В.С. Соловьева к музыкальной психологии А.Г. Шнитке // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ИЦРОН. 2016. N 3. С. 20-22.

14. Березовская В.А. Полистилистика Альфреда Шнитке в аспекте интертекстуальности как идеи неклассической философии / / Новая наука: от идеи к результату / Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак: АМИ. 2016. С. 15-18.

15. Березовская В.А. Архитектоника опыта становления сознания субъекта в музыке // Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации и Dasein: сборник статей /под ред. Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. СПб.:Изд-во СПбГЭУ. 2016. - С. 231-237.

16. Березовская В.А. Истина в координатах «прекрасное-безобразное» на примере кантаты А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» // Поиск истины в пространстве современной культуры: сборник научных статей. Вып. 2 / под ред. О. Д. Маслобоевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2016. С. 130-137.

17. Березовская В.А. Учитель музыки - профессия будущего / / Сборник трудов по результатам материалов Международного электронного симпозиума «Инновационные технологии в науке и образовании» / УВО «Махачкалинский инновационный университет». Махачкала: УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации». 2015. С. 7-12.

18. Березовская В.А. Условия формирования эмоциональной драматургии современного педагога // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС Наука и Просвещение. 2018. С. 219-222.

19. Березовская В.А., Быкасова Л.В. Творчество А.Г. Шнитке как неразрывность временных модусов // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. N 4. (8). С. 128-132.

20. Березовская В.А., Быкасова Л.В. Герменевтические смыслы музыкального образования // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. Педагогика искусства N 3. 2015. - URL: http:www.arteducation.ru/sites/default/files/journal.pdf -

21. Бонфельд М. Анализ музыкальных произведений. М. 2003.

22. Богданова А.В. О киномузыке Шнитке: художественные фильмы. Московский гос. ин-т музыки им. А.Г. Шнитке, Шнитке-центр. Москва: ОнтоПринт. 2015.

23. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.

24. Бордовская А.Н. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие. Санкт-Петербург: ООО Книжный Дом, 2007.

25. Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии. Монография. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. - 302 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Быкасова Л.В., Привалова О.И. Развитие художественной педагогики в России // Искусство и образование. 2010. № 1 (63). С. 9-12.

27. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во Совершенство. 1998.

28. Гойови Д. Альфред Шнитке: встречи и переписка // Альфреду Шнитке посвящается: к 70-летию композитора. М.: Композитор. 2004. N 4. С. 66-93.

29. Грушина Е.Е. XX век в музыке как эпоха стилевого плюрализма // Педагогика искусства. 2014. N 2.

30. Давыдова А.А. Формирование навыков сценического воплощения художественного образа в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01, 44.04.01, 44.06.01 «Педагогическое образование». Российский государственный социальный университет, Высшая школа музыки им. А. Г. Шнитке (институт). Москва: РГСУ. 2018.

31. Дорфман Л., Леонтьев Д., Петров В. Неклассический подход в эмпирических исследованиях искусства. М. 2002. С. 14-31; 68-79; 143-164.

32. Ермакова Г. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. Л.. 1987. С. 148155.

33. Ивашкин А.В. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: РИК Культура. 1994.

34. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург. 1996.

35. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М. 1927. С. 156.

36. Митта А. О музыке Шнитке для кино // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. - М.: МГИМ им. А.Г, Шнитке. 2001. С. 189.

37. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл.ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия. 1990.

38. Нейман М. История одного интервью (беседа с композитором) / / Альфред Шнитке: Статьи, интервью, воспоминания о композиторе/ Автор-составитель А. Хржановский. М.: ARCADIA. 2014. - С. 372-373.

39. Способин И. Музыкальная форма. М. 2002.

40. Франтова Т.В., Фуксман М.А. Письма Альфреда Гарриевича Шнитке к Марии Владимировне Ожиговой. Воспоминания Марии Владимировны Ожиговой. Ростов н/Д. 2016.

41. Холопова В.Н. Феномен музыки. М.-Берлин: Директ-Медиа. 2014.

42. Холопова В.Н. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор. 1990.

43. Холопова В.Н. Композитор Альфред Шнитке. Челябинск: Издательский дом Аркаим. 1990.

44. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М.: Советсткий композитор. 1990.

REFERENCES

1. Anufriev E.A. Formirovanie navy'kov ansamblevogo muzicirovaniya u studentov-bakalavrov v obrazovatel'noj srede vuza. [Formation of ensemble music playing skills of bachelor students in the educational environment of the University]. Pedagogy of art. 2014. No. 2.

2. Anufrieva N.I. Narodnaya muzy'kal'naya tradiciya kak integrator kollektivnogo sposoba pro-izvodstva duxovnoj kul'tury' e'tnosa. [Folk music tradition as an integrator of the collective method of production of spiritual culture of the ethnic group]. Pedagogy of art. 2014. No. 2.

3. Atutov P.R. Texnologiya i sovremennoe obrazovanie. [Technology and modern education]. M.: Pedagogy. 1996. No. 2. P. 11-14.

4. Afanas'eva I.G. Socialisticheskie cennosti i cennostny'e orientiry' lichnosti. [Socialist values and value orientations of the individual]. M.: Publishing house of Moscow state University. 1986.

5. Babanskij Yu.K. Problemy' povy'sheniya e'ffektivnosti pedagogicheskix issledovanij. [Problems of improving the efficiency of pedagogical research]. M.: Pedagogy. 1982.

6. Bakirov B.C. Cennostnoe soznanie i aktivizaciya chelovecheskogo faktora. [Value consciousness and activation of the human factor]. Kharkiv: Publishing house of Kharkiv University. 1989.

7. Barabash E. Istoki duxovnosti. [The origins of spirituality]. Truth. 1987. 3 Jan.

8. Baranova E.Yu. Ot tvorchestva prepodavatelya k tvorchestvu studenta. [From teacher's creativity to student's creativity]. Specialist. - 1999. No. 6. P. 22-24.

9. Barkova N.N. Duxovnoe stanovlenie studentov v rossijskix universitetax XVIII- nachale XX vekov. [Spiritual formation of students in Russian universities XVIII-early XX centuries]. School of spirituality. 2000. No. 6. P. 38-44.

10. Basharin V.F. Pedagogicheskaya texnologiya. Chto e'to takoe? [Pedagogical technology. What is it?]. Specialist. 1993. No. 3. Pp. 25-27.

11. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. [About appointment of the person]. Moscow. 1994.

12. Berezovskaya V.A. Polistilistika Al'freda Shnitke v ramkax muzy'kal'no-pedagogicheskix inter-vencij. [The polystylism of Alfred Schnittke in the framework of the musical-pedagogical interventions]. Omsk: journal of SIBITA. 2017. No. 1.

13. Berezovskaya V.A. Ot filosofskoj doktriny' V.S. Solov'eva k muzy'kal'noj psixologii A.G. Shnitke. [From the philosophical doctrine of V. S. Solovyov to the musical psychology of A. G. Schnittke]. Actual questions of psychology and pedagogy in modern conditions. Collection of scientific works on the results of the international scientific-practical conference. Saint Petersburg: ICRON. 2016. No. 3. P. 20-22.

14. Berezovskaya V.A. Polistilistika Al'freda Shnitke v aspekte intertekstual'nosti kak idei neklas-sicheskoj filosofii. [Polystylistics of Alfred Schnittke in the aspect of intertextuality as ideas of non-classical philosophy]. New science: from idea to result / international scientific periodical on the results of the International scientific-practical conference. Sterlitamak: AMI. 2016. P. 15-18.

15. Berezovskaya V.A. Arxitektonika opy'ta stanovleniya soznaniya sub''ekta v muzy'ke. [Architectonics of the experience of the subject's consciousness formation in music]. Creativity as a national element. The meaning of creativity: innovation and Dasein: a collection of articles. under the editorship of G. E. Alaev, O. D. Masloboeva. SPb.: St. Petersburg state University. 2016. P. 231-237.

16. Berezovskaya V.A. Istina v koordinatax «prekrasnoe-bezobraznoe» na primere kantaty' A. Shnitke «Istoriya doktora Ioganna Fausta». [The truth in the coordinates «beautiful-ugly» on the example of the cantata «The History of Dr. Johann Faust»]. The search for truth in the space of modern cul-

ture: a collection of scientific articles. Vol. 2. under the editorship of O. D. masloboeva. SPb.: St. Petersburg state University. 2016. P. 130-137.

17. Berezovskaya V.A. Uchitel' muzy'ki - professiya budushhego. [Music teacher-profession of the future]. Collection of works on the results of the international electronic Symposium «Innovative technologies in science and education» / UVO «Makhachkala innovative University». Makhachk ala: UDPO «Makhachkala training center». 2015. P. 7-12.

18. Berezovskaya V.A. Usloviya formirovaniya e'mocional'noj dramaturgii sovremennogo pedagoga. [Conditions of formation of emotional dramaturgy of the modern teacher]. Fundamental and applied research: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of the XV International scientific-practical conference. Penza: MCNS Science and Education. 2018. P. 219-222.

19. Berezovskaya V.A., By'kasova L.V. Tvorchestvo A.G. Shnitke kak nerazry'vnost' vremenny'x mo-dusov. [The work of A. G. Shnitke as the continuity of temporal modes]. Bulletin of the Saratov regional Institute of education development. 2016. No. 4. (8). P. 128-132.

20. Berezovskaya V.A., By'kasova L.V. Germenevticheskie smy'sly' muzy'kal'nogo obrazovaniya. [Hermeneutic meanings of music education]. Pedagogy of art: online electronic scientific journal. Pedagogy of art, No. 3. 2015. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/germenevticheskie-smysly-muzykalnogo-obrazovaniya (accessed 29.10.2018).

21. Bonfel'd M. Analiz muzy'kal'ny'x proizvedenij. [Analysis of musical works]. M. 2003.

22. Bogdanova A.V. O kinomuzy'ke Shnitke: xudozhestvenny'e fil'my'. [About film music Schnittke: feature films]. Moscow state Institute of music. Schnittke, Schnittke center. Moskva: Ontoprint. 2015.

23. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. [Theory and practice of personality-oriented education]. Rostov-on-don: publishing house of Rostov pedagogical University, 2000.

24. Bordovskaya A.N. Gumanitarny'e texnologii v vuzovskoj obrazovatel'noj praktike: teoriya i metodologiya proektirovaniya: uchebnoe posobie. [Humanitarian technologies in University educational practice: theory and methodology of design: textbook]. Saint Petersburg: Book House, 2007.

25. Bykasova L. V. Sovremennoe hudozhestvennoe obrazovanie v Germanii. [Modern art education in Germany]. Monograph. - Rostov-on-don: RSU, 2004. - 302 p.

26. Bykasova L. V., Privalova O. I. Razvitie hudozhestvennoj pedagogiki v Rossii. [Development of arts pedagogy in Russia]. Art and education. 2010. No. 1 (63). P. 9-12.

27. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. (V poiskax praktiko-orientirovanny'x obrazovatel'ny'x koncepcij). [Philosophy of education for the XXI century. (In search of practice-oriented educational concepts)]. M.: Publishing house is Perfect. 1998.

28. Gojovi D. Alfred Shnitke: vstrechi i perepiska. [Alfred Schnittke: meetings and correspondence]. Alfred Schnittke dedicated to: the 70th anniversary of the composer. M.: Composer. 2004. No. 4. P. 66-93.

29. Grushina E.E. XX vek v muzy'ke kak e'poxa stilevogo plyuralizma. [XX century in music as an era of stylistic pluralism]. Pedagogy of art. 2014. No. 2.

30. Davy'dova A.A. Formirovanie navy'kov scenicheskogo voploshheniya xudozhestvennogo obraza v professional'noj podgotovke pedagoga-muzy'kanta. [Formation of skills of stage embodiment of the artistic image in professional training of the teacher-musician]. Textbook: for students of higher educational institutions studying in the areas of training 44.03.01, 44.04.01, 44.06.01 «Pedagogical education». Russian state social University, Higher school of music. A. G. Schnittke (Institute) Moscow: Russian state social University. 2018.

31. Dorfman L., Leont'ev D., Petrov V. Neklassicheskij podxod v e'mpiricheskix issledovaniyax is-kusstva. [Non-classical approach in empirical studies of art]. M. 2002. PP. 14-31; 68-79; 143-164.

32. Ermakova G. Muzy'ka v sisteme kul'tury'. [Music in the system of culture]. Art in the system of culture. L.. 1987. Pp. 148-155.

33. Ivashkin A.V. Besedy' s Al'fredom Shnitke. [Conversations with Alfred Schnittke]. M: RICK Culture. 1994.

34. Kagan M. S. Filosofiya kul'tury'. [Philosophy of culture]. Saint-Petersburg. 1996.

35. Losev A.F. Muzy'ka kak predmet logiki. [Music as a subject of logic]. M. 1927. P. 156.

36. Mitta A. O muzy'ke Shnitke dlya kino. [About Schnittke music for the movies]. Alfred Schnittke dedicated: from the collections of «Schnittke center». Vol. 2. M.: MGIMO them. A. G Schnittke. 2001. P. 189.

37. Музыкальный энциклопедический словарь. [Music encyclopaedic dictionary]. G. land rent. G. V. Keldysh. M.: Soviet encyclopedia. 1990.

38. Nejman M. Istoriya one interv'yu (beseda with kompozitorom). [The story of one interview (conversation with the composer)]. Alfred Schnittke: Articles, interviews, memoirs of the composer / author-composition M.: ARCADIA. 2014. - P. 372-373.

39. Sposobin I. Muzy'kal'naya forma. [Musical form]. M. 2002.

40. Frantova T.V., Fuksman M.A. Pis'ma Al'freda Garrievicha Shnitke k Marii Vladimirovne Ozhigovoj. Memories Maria Vladimirovna Ozhigova. [Letters of Alfred G. Schnittke to Maria Vladimirovna Ozhigova. Memories Maria Vladimirovna Ozhigova.]. Rostov na Donu. 2016.

41. Xolopova V.N. Fenomen muzy'ki. [Phenomenon of music]. M.-Berlin: DirectMedia. 2014.

42. Xolopova V.N. Al'fred Shnitke. [Alfred Schnittke]. M.: Soviet composer. 1990.

43. Xolopova V.N. Kompozitor Al'fred Shnitke. [The Composer Alfred Schnittke]. Chelyabinsk: publishing house Arkaim. 1990.

44. Xolopova V., Chigareva E. Al'fred Shnitke. Ocherk zhizni i tvorchestva. [Alfred Schnittke. Essay of life and creativity]. M.: Soviet composer. 1990.

Информация об авторе:

Березовская Василиса Алексеевна, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, д. 48, Таганрог, Россия vasilisa.berezovskaya@yandex.ru

Получена: 29.10.2018

Information about the author:

Vasilisa A. Berezovskaya, Senior lecturer, Department of choral conducting, Taganrog Institute of A. Chekhov (branch) Rostov state University of Economics (RINCH) Taganrog, Russia vasilisa.berezovskaya@yandex.ru

Received: 29.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.