Научная статья на тему 'Инновационная платформа «МЭШ» как средство развития интереса к камерной и симфонической музыке у подростков'

Инновационная платформа «МЭШ» как средство развития интереса к камерной и симфонической музыке у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное искусство / подросток / музыкальный интерес / инновационная платформа / камерная и симфоническая музыка. / musical art / teenager / musical interest / innovative platform / chamber and symphonic music.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. В. Спицына

В статье рассмотрены особенности формирования интересов подростков в сфере музыкального искусства. Определены роль и место музыкального исполнительства в структуре этих потребностей. Проведен анализ возможностей современных инновационных платформ, среди которых выделена работа «Московской электронной школы». Впервые рассмотрена роль и место платформы «МЭШ» как средства формирования интереса к камерной и симфонической музыке у подростков. Приведены примеры использования образовательных ресурсов библиотеки «МЭШ», а именно методы и формы работы с ними. Рекомендованы принципы организации работы с подростками общеобразовательной школы в рамках применения данной образовательной платформы и указаны факторы степени готовности учителя к внедрению в практику новых педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE PLATFORM “MES” AS A MEANS OF DEVELOPING INTEREST IN CHAMBER AND SYMPHONIC MUSIC IN ADOLESCENTS

The article discusses features of formation of interests of adolescents in the field of musical art. The role and place of musical performance in the structure of these needs are determined. The work and capabilities of modern innovative platforms are described, among which the work of the Moscow Electronic School is highlighted. The role and place of the MES platform as a means of generating interest in chamber and symphonic music in adolescents is analyzed. Examples of using educational resources of the MES Library, namely, methods and forms of working with them, are given. The principles of organizing work with teenagers in general education schools within the framework of this educational platform are recommended, and the factors of the teacher’s readiness to implement new pedagogical technologies are indicated.

Текст научной работы на тему «Инновационная платформа «МЭШ» как средство развития интереса к камерной и симфонической музыке у подростков»

Библиографический список

1. Нюрнбергский процесс, сборник материалов. Available at: https://coollib.eom/b/197062/read

2. Гончаренко О.Н. Формирование патриотизма интеллигенцией Зауралья в советский период. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; № 11 (65): 101 - 104.

3. Семенкова С.Н. История, современное состояние и тенденции развития системы социально-педагогической помощи детям (на примере Тюменской области): монография. Саратов, 2016.

4. Герои Великой Отечественной войны. Available at: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43945842977/Geroi-Velikoy-Otechestvennoy-voynyi?utm_referrer=mirtesen.ru

5. Г.К. Жуков о сибиряках. Available at: http://www.vsp.ru/2001/12/05/g-k-zhukov-o-sibiryakah/

6. Народ Великой Победы: народы Западной Сибири. Available at: https://www.rodinatyumen.ru/spetsproekty/narod-velikoy-pobedy/

7. Филиппов А.А. Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов Ишимского историко-краеведческого музея). Вопросы исторической науки: материалы II Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2013: 73 - 75. Available at: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3871/

8. Гулякин А. Боевой путь 229-й стрелковой дивизии. Available at: http://www.kmishim.ru/spasibo_vam_za_pobedu/boevoj_put_229-j_strelkovoj_divizii/

9. Очерки истории Тюменской области. Тюмень: Издательско-полиграфическое предприятие «Тюмень», 1994.

10. Снегирева Л.И. Прием и размещение эвакуированных детских учреждений в Западносибирском тылу (1941 - 1943 годы). Вестник ТГПУ. 2018; № 5 (194): 143 - 156.

11. Шонова Е.А., Семенкова С.Н. Социально-педагогическая помощь эвакуированным в Тюменском крае. Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса: материалы 2-й Национальной научно-практической конференции. Тюмень, 2019: 404 - 407.

12. Звонарева Л.В., Мазурак Н.С. От реального училища до академии. 1879 - 1959 - 2009. Очерк истории. Тюмень, 2009.

13. Подвиг народа: информационный ресурс. Available at: //podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search

14. Гольдберг Р Потерялся на войне...Охота за тенью. Знамя Правды. 2011; № 76 (9516): 2.

References

1. Nyurnbergskij process, sbornik materialov. Available at: https://coollib.com/b/197062/read

2. Goncharenko O.N. Formirovanie patriotizma intelligenciej Zaural'ya v sovetskij period. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skjzhurnal. 2017; № 11 (65): 101 - 104.

3. Semenkova S.N. Istoriya, sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya sistemy social'no-pedagogicheskoj pomoschi detyam (na primere Tyumenskoj oblasti): monografiya. Saratov, 2016.

4. Geroi Velikoj Otechestvennoj vojny. Available at: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43945842977/Geroi-Velikoy-0techestvennoy-voynyi?utm_referrer=mirtesen.ru

5. G.K. Zhukov o sibiryakah. Available at: http://www.vsp.ru/2001/12/05/g-k-zhukov-o-sibiryakah/

6. Narod Velikoj Pobedy: narody Zapadnoj Sibiri. Available at: https://www.rodinatyumen.ru/spetsproekty/narod-velikoy-pobedy/

7. Filippov A.A. Ishim v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (na primere fondov Ishimskogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya). Voprosyistoricheskojnauki: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013: 73 - 75. Available at: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3871/

8. Gulyakin A. Boevojput' 229-jstrelkovoj divizii. Available at: http://www.kmishim.ru/spasibo_vam_za_pobedu/boevoj_put_229-j_strelkovoj_divizii/

9. Ocherki istorii Tyumenskoj oblasti. Tyumen': Izdatel'sko-poligraficheskoe predpriyatie «Tyumen'», 1994.

10. Snegireva L.I. Priem i razmeschenie 'evakuirovannyh detskih uchrezhdenij v Zapadnosibirskom tylu (1941 - 1943 gody). Vestnik TGPU. 2018; № 5 (194): 143 - 156.

11. Shonova E.A., Semenkova S.N. Social'no-pedagogicheskaya pomosch' 'evakuirovannym v Tyumenskom krae. Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: materialy 2-j Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen', 2019: 404 - 407.

12. Zvonareva L.V., Mazurak N.S. --Otreal'nogo uchilischa do akademii. 1879 1959 2009. Ocherk istorii. Tyumen', 2009.

13. Podvig naroda: informacionnyjresurs. Available at: //podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search

14. Gol'dberg R. Poteryalsya na vojne.Ohota za ten'yu. Znamya Pravdy. 2011; № 76 (9516): 2.

Статья поступила в редакцию 24.04.20

УДК 37.013.43

Spitsyna E.V., postgraduate, Department of Musical Art, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: vasilyok.79@mail.ru

THE INNOVATIVE PLATFORM "MES" AS A MEANS OF DEVELOPING INTEREST IN CHAMBER AND SYMPHONIC MUSIC IN ADOLESCENTS. The

article discusses features of formation of interests of adolescents in the field of musical art. The role and place of musical performance in the structure of these needs are determined. The work and capabilities of modern innovative platforms are described, among which the work of the Moscow Electronic School is highlighted. The role and place of the MES platform as a means of generating interest in chamber and symphonic music in adolescents is analyzed. Examples of using educational resources of the MES Library, namely, methods and forms of working with them, are given. The principles of organizing work with teenagers in general education schools within the framework of this educational platform are recommended, and the factors of the teacher's readiness to implement new pedagogical technologies are indicated.

Key words: musical art, teenager, musical interest, innovative platform, chamber and symphonic music.

Е.В. Спицына, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: vasiyok.79@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА «МЭШ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ПОДРОСТКОВ

В статье рассмотрены особенности формирования интересов подростков в сфере музыкального искусства. Определены роль и место музыкального исполнительства в структуре этих потребностей. Проведен анализ возможностей современных инновационных платформ, среди которых выделена работа «Московской электронной школы». Впервые рассмотрена роль и место платформы «МЭШ» как средства формирования интереса к камерной и симфонической музыке у подростков. Приведены примеры использования образовательных ресурсов библиотеки «МЭШ», а именно методы и формы работы с ними. Рекомендованы принципы организации работы с подростками общеобразовательной школы в рамках применения данной образовательной платформы и указаны факторы степени готовности учителя к внедрению в практику новых педагогических технологий.

Ключевые слова: музыкальное искусство, подросток, музыкальный интерес, инновационная платформа, камерная и симфоническая музыка.

В современных условиях значительно актуализируется проблема формирования интересов подрастающего поколения, от которых зависит дальнейшее состояние воспитанности людей в обществе, их гуманистическое отношение к различным явлениям окружающей действительности. Потребность в художественно-эстетической культуре является одной из основополагающих эстетических потребностей личности.

Интересы у детей подросткового возраста в основе своей приобретают форму настоящей страсти, серьезных увлечений, которые буквально захватывают школьников, часто в ущерб всем другим увлечениям. Нередко к неустойчивости и разбросанности интересов школьников в подростковом периоде приводят большое любопытство, стремление к познанию - они не всегда могут принести пользу воспитанию личности.

Проблема музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна и сегодня. Общие вопросы исторического развития музыкально-эстетического воспитания, принципы и методы музыкального воспитания и обучения исследовались О. Апраксиной, Л. Арчажниковой, Б. Асафьевым, Л. Баренбойм, Н. Ветлугиной, Д. Кабалевским, К. Орфом, В. Ражниковым, А. Со-хор, В. Холоповой, Т. Чередниченко, Л. Школяр и др.

Исследование проблемы формирования интереса в сфере музыкального искусства давно привлекает педагогов и ученых. В современной музыкально-педагогической науке эта проблема разработана достаточно широко - во многих трудах музыкальный интерес рассматривается как направленность личности на познание произведений музыкального искусства через активное стремление к музыкальной деятельности (Т. Красноперова, Н. Ломакина, Т. Мальцева,

Ю. Черкашина и др.). В трудах ученых изучаются особенности интереса подростков к классической музыке, определена специфика его формирования с учетом возрастных особенностей школьников, разработаны практические рекомендации по формированию интереса обучающихся к тому или иному виду музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание - одна из основ эстетического воспитания, играющая важную роль в духовном развитии человека, средство формирования гармоничного единства эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, и на этой базе - мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций. Благодаря специфической интонационно-процессуальной природе музыки как средству эстетического воздействия музыкальное воспитание сказывается не только на художественной сфере, но и на общем духовном развитии личности. В процессе активных занятий музыкой формируются такие способности, как образное воображение, память, творческое мышление, фантазия и тому подобное. Эффективный путь реализации воспитательного потенциала музыкального искусства заключается в использовании интонационных особенностей его как формы общественного сознания, характерных для музыки механизмов воздействия на личность; признании приоритетности восприятия как основы творческого процесса в познании и интерпретации искусства, формы проявления активного отношения к искусству и действительности [1, с. 23].

Проблема формирования художественно-эстетической культуры охватывает все аспекты внешнего и внутреннего преобразования личности как эстетической и духовно-нравственной единицы. Она органически связана с различными видами воспитания и затрагивает целостный процесс эмоционально-образного воздействия на подрастающего индивидуума [2].

Главной целью уроков искусства в общеобразовательной школе является развитие у обучающихся интереса к классической музыке, а на основе этого -умения понимать, анализировать и чувствовать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкальным искусством. Таким образом, в основе музыкального образования лежит главное - привить учащимся любовь и интерес к музыкальному творчеству отечественных и зарубежных композиторов, научить их разбираться в многообразии стилей, отличающих композиторов, эпохи, исполнителей; понимать основную идею, характер и цель произведений. Если сказать по-иному, необходимо привить культуру духовного развития. Стоит отметить, что урок музыки в школе является единственным предметом, где ребёнок может соприкоснуться с произведением музыкального искусства в том качестве, в котором оно существует. И именно от учителя музыки зависит то, как ученик примет музыкальное произведение внутри себя.

Актуально в этом контексте мнение В.А. Сухомлинского, который утверждал, что «подросток становится настоящим человеком только тогда, когда он умеет пристально всматриваться не только в окружающий мир, но и в самого себя, когда он стремится познать не только вещи и явления вокруг себя, но и свой внутренний мир, когда силы направлены на то, чтобы сделать самого себя лучшим, более совершенным» [3, с. 229, 444].

Подросток реализует свой интерес в процессе основной деятельности, так как сильнейшим мотивом в обучении является именно познавательный интерес, который активно взаимодействует с системой ценностных ориентаций, целями, результатами деятельности, отражает все составляющие личности: интеллект, чувства, волю. При определенных условиях интерес является средством живого, увлекательного обучения. Он направлен на развитие познавательной деятельности и перерастает в устойчивую черту характера.

Анализ результатов социологических исследований последних лет показал, что многие подростки в современных условиях жизни в основе своей не могут посещать театральные представления, концерты, не имеют возможности учиться в различных школах искусств и посещать внебюджетные кружки эстетической направленности в учреждениях системы дополнительного образования. Прежде всего, это связано с материальными проблемами в семье или отсутствием времени как такового.

Восприятие (слушание) - один из основных видов деятельности на уроках музыки у подростков. Именно слушание музыкального произведения является для школьников самым сложным и неинтересным. Осознанное восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры ребёнка. Способность дать эстетическую оценку произведению после восприятия и есть показатель этой культуры, помогающий учителю определить, с каким интересом ученик усвоил прослушанный материал, активизировались его мыслительные процессы или нет. Целью уроков становится понимание школьниками и осмысленное восприятие ими аналогии сложных жизненных ситуаций и их отражение в крупных музыкальных формах, возможности сопоставления драматургии крупных музыкальных форм и интонационных особенностей музыки в камерных и симфонических произведениях.

Традиционное восприятие музыкального произведения включает в себя способность переживать чувства и эмоции, выраженные композитором. Особенности восприятия музыки связаны с работой воображения. Деятельность музыкального воображения непосредственно соединена с музыкально-слуховыми представлениями, которые развиваются на основе восприятия музыки, поставляющего слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки. Но слуховые представления, как указывал Б.М. Теплов в работе «Музыкальные

переживания», обязательно должны включать в себя зрительные, двигательные и какие-либо еще моменты. Особенно большое значение в работе воображения играют зрительные образы [4, с. 36].

Слушая камерные и симфонические произведения, подросток активизирует свои мыслительные процессы. У него развиваются музыкальные способности, воспитывается художественный вкус и интерес к искусству.

Отметим, что пение также является естественным способом выражения эмоций и эстетических чувств, действенным средством активного привлечения подростков к музыке. Это самый доступный, но не основополагающий вид деятельности на уроке, который вызывает высокий интерес у детей и приносит им эстетическое наслаждение. Будучи эффективным средством развития музыкальных способностей, пение имеет значительный воспитательный потенциал, формирует высокие человеческие качества, воспитывает чувство коллективизма, личной ответственности за общий результат. Это, пожалуй, единственный вид деятельности на уроке музыки, который вызывает живой интерес у подростков. Но и метод «переинтонирования» прослушанных камерных и симфонических произведений также должен занимать место на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях.

Накопление учащимися знаний, музыкально-эстетического опыта, овладение умениями музыкальной деятельности не обеспечивают сами по себе высокого уровня восприятия. Предъявление повышенных требований к управлению музыкальным восприятием школьников требует от учителя адекватных методов педагогической деятельности.

Организуя работу подростков общеобразовательной школы, следует руководствоваться следующими принципами:

- соответствие содержания обучения целям и задачам;

- доступность музыкального материала;

- систематичность и последовательность в изложении материала.

- учет исходного фонда музыкальных знаний, опыт музыкально-слуховых представлений как основы для успешного осуществления перехода к познанию музыки от известного к неизвестному;

- использование произведений небольших по объему, но ярких по звучанию, способных вызвать удивление, заинтересованность, переживания и реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.

Важно практиковать у учащихся понимание неразрывной связи музыки с жизнью, помочь им убедиться в том, что без музыки жизнь человека становится обедненной, неполноценной, серой.

У подростков ярко проявляется потребность в самовоспитании, которая начинает служить не только средством самоутверждения в классе, становясь значимой сама по себе. Естественно, что в процессе самовоспитания подростки ставят привлекательные цели. Если они поймут, что назначение музыки не столько в том, чтобы развлекать, а, прежде всего, чтобы улучшать, украшать жизнь человека, то возникнет благоприятная возможность сделать ее источником воспитания и самовоспитания подростков.

Одним из инновационных средств музыкального обучения и воспитания является платформа «Московская электронная школа». Это новейший проект модернизации столичной системы образования. Он успешно применяется 4 года и внедрен сегодня во все образовательные учреждения города Москвы. Это инновация в столичном образовании, которая показала свою эффективность в проведении интересных уроков. Платформа «МЭШ» позволяет учителям давать детям знания по самым современным методикам, повышая их мотивацию и интерес к предметам. В то же время учащимся предоставляется возможность находить и использовать любые учебные материалы.

При переходе музыкального образования в режим с помощью любых инновационных платформ, в том числе и «МЭШ», определяющим является готовность учителя музыки к инновациям, степень готовности учителя к внедрению в практику новых педагогических технологий зависит от многих факторов:

1) от образования учителя;

2) уровня его комплексной музыкально-педагогической подготовки;

3) кругозора;

4) методической подготовленности, владения инновационными технологиями;

5) медиаоснащенностью процесса музыкального обучения;

6) трансформация собственного опыта в авторскую методическую систему.

Инновационное применение платформы «МЭШ» на уроке музыки заключается в:

- вынесении учебно-воспитательного процесса за рамки урока: проектная деятельность, уроки-экскурсии, уроки-концерты, занятия-путешествия, музыкальные викторины; погружение в тему через выпуски музыкальных стенгазет, видеорепортажей и т.д.;

- междисциплинарном интеграционном объединении различных образовательных дисциплин в единой задаче общего воспитательного процесса.

«МЭШ» помогает педагогам активно применять цифровые ресурсы на уроках в своей деятельности. Предлагается широкое использование интегрированных (дуальных) уроков, например, математики и музыки, музыки и литературы и др. Платформа имеет свою библиотеку, которой можно пользоваться при подготовке к занятиям. Также для педагогов есть множество курсов разных направлений.

«МЭШ» предлагает наряду с другими курсами разработку сценария урока по предмету «Музыка». Учитель имеет возможность создать свой сценарий, наполнив его содержанием, которое отвечает запросам обучающихся, индивидуальным особенностями каждого класса или группы детей. Это повышает эффективность уроков и развивает у подростков дальнейший интерес к занятиям. В настоящее время у столичных школьников открыт доступ к урокам, созданным лучшими педагогами города. Материалы электронной библиотеки позволяют учителям разнообразить уроки искусства и дают возможность ученикам познакомиться с лучшими образцами мирового музыкального искусства. Проверить знания и узнать впечатления обучающихся от прослушанных музыкальных произведений позволяет тестовая система библиотеки МЭШ, представленная как отдельно взятое тестовое задание, так и тест (комплекс из нескольких тестовых заданий).

Расширить слуховые познания учащихся в камерной и симфонической музыке на уроках музыкального искусства поможет метод использования компьютерных проектов информационного, исследовательского, творческого направлений. Материалы библиотеки «МЭШ» (так называемые «Атомики») помогают школьникам в выполнении следующих видов компьютерных проектов: информационные - живая музыкальная газета, музыкальный справочник, виртуальная экскурсия в мир камерной или симфонической музыки и исследовательские проекты - исследование творческого наследия композитора, нахождение интересных классических произведений, обоснование их значимости для слушателей и др.

Особое внимание необходимо уделять применению различных творческих форм работы со школьниками: коллективные фронтальные задания, групповые

Библиографический список

задания; индивидуальные или парные формы работы, использование электронных материалов (отдельных типов файлов: изображения, видео, аудио, анимации), создание учениками собственных уроков-презентаций (интеграция различных объектов в один формат - \меЬ-страницы) о творчестве композиторов и тому подобное.

Под влиянием учебно-воспитательной работы образовательных учреждений и детских школ искусств у подростков начинают формироваться и ярко проявляться способности, связанные с их интересами и склонностями. Очень важно для художественно-творческой самореализации подростков создать условия для накопления запаса музыкальных впечатлений, объема репертуара, опыта музыкальной слуховой деятельности.

Безусловно, образовательная платформа «МЭШ» помогает ученику в восприятии музыкального искусства, пробуждает у него интерес к камерной и симфонической музыке, особенно если уроки преподает педагог, который владеет инновационными методами обучения, полихудожественно компетентен и очень любит свою работу. И старания учителя не будут напрасными, а станут более плодотворными, если подростка вне общеобразовательного учреждения окружает атмосфера любви и уважения к классической музыке. В первую очередь это касается его семьи, если в ней поддерживается интерес к музыкальному искусству.

Таким образом, платформа «МЭШ» представляет собой перспективное инновационное поле, обладающее широким педагогическим потенциалом в отношении стимулирования и развития интереса подростков к классической, в частности камерной и симфонической музыке.

1. Бурлина Е.Я. О понятии «музыкальный интерес». Музыка, 1975.

2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988.

3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Москва, 1977; Т. 5.

4. Теплов Б.М. О музыкальном переживании. К 35-летию научной деятельности Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945.

5. Московская электронная школа (МЭШ). Available at: http://mes.mosedu.ru

References

1. Burlina E.Ya. O ponyatii «muzykal'nyj interes». Muzyka, 1975.

2. Schukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1988.

3. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedeniya: v 5 t. Moskva, 1977; T. 5.

4. Teplov B.M. O muzykal'nomperezhivanii. K 35-letiyu nauchnoj deyatel'nosti D.N. Uznadze. Tbilisi, 1945.

5. Moskovskaya 'elektronnaya shkola (M'ESh). Available at: http://mes.mosedu.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.20

УДК 378

Telminova A.V., postgraduate, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosova (Magnitogorsk, Russia), E-mail: a-telminova@bk.ru

ON THE PROBLEM OF SCHOOL BULLYING IN THE SITUATION OF SOCIAL DEVELOPMENT. The article discusses a problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society. The paper discusses causes of bullying and warning signs. Examples of bullying prevention classes are considered. The purpose of this article is to study the problem of school bullying in the situation of social development. The tasks of the work are to review the scientific works of authors of both foreign and Russian literature on the problem of school bullying; to study the concept of "Bullying"; to consider the reasons for school bullying in society; based on the literature studied, develop recommendations for the prevention of school bullying. School bullying is a fairly common form of psychological violence. The harm caused to mental health and socialization meets certain criteria. These criteria are discussed.

Key words: school bullying, social development, bullying, bullying, development, aggression, relationships.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.В. Тельминоеа, аспирант, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,

E-mail: a-telminova@bk.ru

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мисль о том, что школьный буллинг является глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, предупреждающие признаки. На основе материала статьи рассмотрены примеры занятий по профилактике буллинга. Целю данной статьи является изучить проблему школьного буллинга в ситуации социального развития. Задачи: рассмотреть научные работы авторов как зарубежной, так и российской литературы по проблеме школьного буллинга; изучить понятие «буллинг»; рассмотреть причины школьного буллинга в социуме; на основании изученной литературы разработать рекомендации по профилактике школьного буллинга. Школьная «травля» является достаточно распространенной формой психологического насилия. Причиненный вред психическому здоровью и социализации соответствует определенным критериям., которые рассматриваются в статье.

Ключевые слова: школьный буллинг, социальное развитие, буллинг, травля, развитие, агрессия, отношения.

В ситуации социального развития школьный буллинг является глобальной проблемой в социуме. В психолого-педагогической науке вопрос буллинга представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в последнюю четверть века (И.С. Кон, Д.Б. Джексон,А. Миллер и др.).

Целью данной статьи является изучить проблему школьного буллинга в ситуации социального развития.

Задачи: рассмотреть научные работы авторов как зарубежной, так и российской литературы по проблеме школьного буллинга; изучить понятие «буллинг»;

рассмотреть причины школьного буллинга в социуме; на основании изученной литературы разработать рекомендации по профилактике школьного буллнга.

В данной статье были использованы следующие работы: «Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение» Л.С. Алексеева; «Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков» С. Аршада, В.Р Холокомба; «Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды» И.А. Баева; «Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.