Научная статья на тему 'Восприятие и настроение'

Восприятие и настроение Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
953
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / МОТИВАЦИЯ / НАСТРОЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / QUALITY OF SPECIALISTS' TRAINING / MODERNIZATION OF EDUCATION / MOTIVATION / MOOD / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Харламова Галина Сергеевна

В статье рассматривается интерпретация настроения, как прафеномена, способствующего более полному исследованию восприятия. Исследование связи настроения и восприятия направлено на выработку педагогических технологий управления мотивационной сферой студентов. Результаты исследования помогают реализовывать принципы развивающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception and mood

The article tells us about interpretation of mood as pataphenomenon, contributing to more complete studying of perception. The research of connection between mood and perception is directed on creation of pedagogical managing technologies of students’ motivation sphere. The results of the research help to realize the principles of developmental education

Текст научной работы на тему «Восприятие и настроение»

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

Харламова Г алина Сергеевна

Kharlamova Galina Sergeevna Доцент/Associate Professor Ростовский государственный строительный университет, кафедра права, культурологии, психолого-педагогических дисциплин Rostov-on-Don, Rostov State Constructional University

13.00.00 Педагогика E-Mail: [email protected]

Восприятие и настроение

Perception and mood

Аннотация: В статье рассматривается интерпретация настроения, как прафеномена, способствующего более полному исследованию восприятия. Исследование связи настроения и восприятия направлено на выработку педагогических технологий управления мотивационной сферой студентов. Результаты исследования помогают реализовывать принципы развивающего образования.

The Abstract: The article tells us about interpretation of mood as pataphenomenon, contributing to more complete studying of perception. The research of connection between mood and perception is directed on creation of pedagogical managing technologies of students’ motivation sphere. The results of the research help to realize the principles of developmental education

Ключевые слова: Модернизация образования, качество подготовки специалистов, мотивация, настроение, восприятие

Keywords: Modernization of education, quality of specialists’ training, motivation, mood, perception.

***

Одной из проблем педагогической практики, диктующей необходимость систематического обновления образовательных технологий, является проблема формирования мотивации студентов. Как повысить их внутреннюю активность? Как помочь им раскрыть свой творческий потенциал, реализовать интеллектуальные возможности? Как побудить студентов управлять собственной учебной жизнью, чаще задаваясь вопросами: «Зачем я делаю нечто? С какой целью? В чем ее смысл?».

Решение проблемы лежит на пути исследования связи восприятия и настроения. Значительный вклад в это направление внесли М. Хайдеггер, О. Болльнов, наши соотечественники, В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, Э.В. Ильенков и др. Благодаря трудам указанных авторов сложилась теоретическая платформа, позволяющая рассматривать природу настроения и восприятия комплексно, на междисциплинарном уровне.

1. Восприятие, понимаемое как пространство смыслов, есть пространство, где встречаются объект, вещь, предмет и человек. Пространство, как и простор, позволяет явиться и присутствовать вещам, это область, где вещи, появившись, принадлежат друг другу [10, с. 290]. Эта встреча дает о себе знать как настроение. Первым признаком того, что состоялся опыт восприятия, является наше настроение. Все, первично воспринимаемое, - будь то мир внешний или внутренний - есть настроение. Человек же, будучи существом воспринимающим, уже и предстает в качестве носителя настроения.

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

2. Настроение подобно чувствам и аффектам. Однако если чувства характеризуются многообразием, то главной характеристикой настроения выступает целостность. Оно характеризует отношение человека к миру в целом. Настроение можно назвать целостным чувством жизни. Часто его определяют как общее состояние человека, определяя настроение как целостную форму жизнеощущения [7].

3. Наличие настроения - показатель явленности для человека не только сущего. Собственное присутствие в мире он может констатировать благодаря наличию настроения.. Подобным образом интерпретируя настроения, Хайдеггер подчеркивает их онтологический характер. Настроения бытийствуют, выступая показателем включенности человека в окружающий мир [9].

4. Настроения человек осознает не всегда. Нередко мы ничего не знаем, ни о своих настроениях, ни о значимости мира. Но, не осознавая их, человек при этом может находиться в определенном настроении (быть, например, в подавленном или в приподнятом настроении, хорошем или плохом), то есть быть настроенным. Человек постоянно находится во власти настроения, уклониться от которого (равно как и управлять им) не всегда находит возможность.

5. Обусловленность настроения изменчивым и подвижным окружающим миром, объясняет их изменчивость и подвижность. И если проводить границу между настроениями и эмоциональными состояниями (что предопределено задачей исследования природы настроения), следует признавать существование и фундаментальных настроений. Они могут отражать наличие внутренней устойчивости человека, его целенаправленности, мировоззренческой зрелости.

6. Настроение не тождественно сознанию, не тождественно чувствам и эмоциональным состояниям. Настроение выступает в качестве условия возможности воспоминаний, желаний, предопределяет характер восприятия, стиль мышления, действий человека. Настроение может повлиять на выбор конкретной точки зрения в теоретических исследованиях.

7. Настроение - способ существования человека с другими людьми, помогающий создавать уникальную атмосферу общения. Возникает феномен общественного настроения, или, согласно Б.Ф. Поршневу, коллективного настроения, представляющий одну из проблем социальной психологии. Коллективное настроение представляет собой общественную силу, окрашено чувством «мы», отражает потребности, мотивации и интересы людей конкретной общности.. Вместе с тем возможно и обратное - настроение обладает способностью формировать общность, заражая людей чувством «мы», (например, чувством национального единства, солидарности, сходства целей и др.). Настроение, сплачивая людей в одинаково настроенное «мы», может выступать носителем образа идеальной общности, формой, в которую облечена мечта [4, с. 118-120].

8. Коллективное настроение сохраняет черты настроения личности, но обладает также собственными характеристиками: заразительностью, еще большей импульсивностью, динамичностью. Оно поддается воздействию. Зачастую настроение используется как звено для перестройки « ... всего внутреннего мира человека» [4, с. 119].

9. Поскольку коллективные настроения поддаются воздействиям, их можно формировать, видоизменять, тем самым воспитывать группы, коллективы, руководить их действиями.

Таким образом, настроение - фундаментальный феномен. Это - прафеномен, с рассмотрения которого уместно начинать исследование специфики восприятия человека, если решать проблему управления им и стремиться разрабатывать педагогические технологии влияния на модификации мотиваций студентов.

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоконев Г.П. Пороки образованщины. Ростов н/Д, 2008.

2. Бибихин В. В. Мир. Томск, 1995.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1965.

4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

5. Резванов С.В. Философия социальной культуры: генезис, структура, функции и

феномены мировоззрения. М.-Ростов-на-Дону, 2012.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т.2.

7. Советский энциклопедический словарь. М.,1983.

8. Титова Е.В. Профессиональное становление личности // Развивающаяся личность в системе высшего образования России. Ч. 4. Ростов-на-Дону, 2005.

9. Хайдеггер М. Бытие и время. М, 1997.

10. Харламова Г.С. Власть музыки. Музыка власти // Борцов Ю.С., Матяш Д.В., Харламова Г.С. Феномены социокультурного пространства. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.

11. Харламова Г.С. Диалог как способ организации отношений между людьми //Ученый Совет. 2009. № 10. С.36-40.

12. Харламова Г.С. Усвоение традиций народов Кавказа как фактор становления нравственно полноценной личности // Ректор вуза. 2010. № 4. С.62-67. .

13. Харламова Г.С. Проблема восприятия в трудах Э.В. Ильенкова. Ильенковские чтения - 2010. Нет ничего практичнее хорошей теории: Материалы XII Международной научной конференции (13-14 мая 2010 г., г. Киев) / Под ред. Б.В. Новикова. - К.: НТУУ «КПИ», 2010. С.374-375.

14. Харламова Г.С. Развитие способностей студентов как основа формирования их

профессионализма // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Февраль, 2010. ТОМ VII. Часть 1. Уфа РИЦ БашГУ, 2010. 791 с.

кйр://’^^^81Ь8и.т./Ма1еп1у_сопГегепсе.к1т. С.229 -233.

15. Харламова Г.С. Профессионализма специалистов строительной отрасли: к вопросу об определении критериев // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Февраль, 2010. ТОМ VII. Часть 1. Уфа РИЦ БашГУ, 2010. 791 с. кйр://’^^^81Ь8и.т./Ма1еп1у_сопГегепсе.к1т. С. 206-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.